🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ С ОТНОШЕНИЕМ К СЕБЕ И К МИРУ У ЛИЦ С ПРОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Работа №195862

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ
К ПОНИМАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ К СЕБЕ И К МИРУ
1.1. Экологическое сознание личности как психологическая
категория 9
1.1.1. Экологическое сознание личности в контексте различных
подходов 9
1.1.2. Типология и структура экологического сознания 14
1.2. Отношения личности как предмет психологического
исследования 20
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цели и задачи исследования 29
2.2. Методы исследования
2.2.1. Методики изучения экологического сознания 31
2.2.2. Методики изучения отношения к себе и к миру 34
2.3. Методы математической обработки данных 38
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
ПАРАМЕТРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
С ОСОБЕННОСТЯМИ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И К МИРУ
У ЛИЦ С ПРОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ
3.1. Сравнительный анализ показателей экологического сознания, отношения к себе и к миру в группах респондентов, проявляющих
и не проявляющих проэкологическую активность 39
3.2. Анализ значимых взаимосвязей параметров экологического сознания с отношением к себе и к миру в группе респондентов
с проэкологической активностью 49
3.3. Анализ значимых взаимосвязей параметров экологического сознания с отношением к себе и к миру в группе респондентов,
не проявляющих проэкологическую активность 57
3.4. Анализ различий в системе взаимосвязей экологического сознания с отношением к себе и к миру в группах респондентов, проявляющих
и не проявляющих проэкологическую активность 62
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Опросник «Шкала связанности с природой»
Э. Нисбет, Дж. Зеленски, С. Мерфи (в адаптации И.В. Кряж) 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Опросник экоцентрической и антропоцентрической установок по отношению к окружающей среде С. Томпсон
и М. Бартон (в адаптации И.В. Кряж и К.А. Андрониковой) 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Шкала «Новая экологическая парадигма» («НЭП»)
Р. Данлопа, К. Ван Лира, А. Мертиг (в адаптации И.В. Кряж) 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Опросник экологических установок «ЭкО 30»
(Кряж И. В.) 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Методика исследования самоотношения
С.Р. Пантилеева (сокращенный вариант, МИС-50-02) 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Опросник «Негативные установки»
(Н.Н. Мельникова, Е.В. Чумакова) 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Опросник «Принятие себя и других»
(адаптирован ЮУрГУ) 90
ПРИЛОЖЕНИЕ З. Методика «Глобальный дифференциал - Я»
и «Глобальный дифференциал - Мир» (Н.А. Батурин, Е.В. Гудкова).... 92


Актуальность. В последние годы в нашей стране наблюдается рост волонтерского движения различных направлений. По данным Фонда общественного мнения, за последние два года число волонтеров в России увеличилось более чем вдвое; по данным Росстата, только за 2017 года число добровольцев в России увеличилось на 20%. В 2017 году в России впервые отметили День добровольца (5 декабря), 2018-й год в России объявлен Годом добровольца. Успешно функционирует учрежденная несколько лет назад ежегодная Всероссийская премия «Доброволец России». Одной из номинаций этой премии является экологическое волонтерство, участниками в этой номинации становятся лица, занимающиеся защитой окружающей среды и защитой животных. По данным Росстата, экологическое волонтерство находится на втором месте после социального волонтерства (помощь людям) по количеству участников.
В условиях экологического кризиса, объективность которого сегодня, пожалуй, уже не вызывает сомнения, проэкологическая активность заслуживает особенного внимания. Для осмысления этого социального феномена кажется полезным понять, какие психологические закономерности стоят за этой активностью.
Изучением проэкологического поведения занимается экологическая психология (ее основоположники в нашей стране - В.И. Панов, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), конкретно - психология экологического сознания, в котором проэкологическое поведение рассматривается как один из компонентов этого сознания. Психология экологического сознания - сравнительная молодая область научных исследований, а потому терминологический аппарат этой науки находится еще в стадии становления. В узком смысле экологическое сознание понимается как форма отношения к природе, в широком - как взаимосвязь между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, включая его представление о себе.
Родственность подобного «системного» понимания экологического сознания с концепцией отношений личности В.Н. Мясищева задала вектор нашей научной мысли и позволила сформулировать концепцию работы, определив ее цель - рассмотреть взаимосвязь экологического сознания с отношением к себе и к миру у проэкологических активистов, выявив таким образом психологические закономерности, которые стоят за проэкологически активным поведением.
Таким образом, объектом нашего исследования выступает экологическое сознание, отношение к себе и к миру, предметом - специфика взаимосвязи этих явлений между собой у лиц с проэкологической активностью.
Для того чтобы выявить специфику в одной группе, она должны быть сопоставлена с другой, поэтому в нашем исследовании группой сравнения выступили лица, не проявляющие проэкологическую активность.
Были выдвинуты гипотезы общего характера:
1. Существуют различия в степени выраженности экологического сознания, в отношении к себе и к миру в группах респондентов, проявляющих и не проявляющих проэкологическую активность.
2. Существуют различия в системе взаимосвязей экологического сознания с особенностями отношения к себе и к миру в группах респондентов, проявляющих и не проявляющих проэкологическую активность.
В качестве теоретических задач нами были поставлены следующие:
1) получить картину актуальных представлений об экологическом сознании в отечественной и зарубежной психологии, касающихся определения, структуры, типологий экологического сознания;
2) получить картину актуальных представлений об особенностях системы отношений личности, в том числе с точки зрения психологического благополучия/неблаполучия.
В качестве практических задач были поставлены следующие:
1) выявить различия в степени выраженности экологического сознания, отношения к себе и к миру в группах респондентов, проявляющих и не проявляющих проэкологическую активность;
2) выявить значимые взаимосвязи параметров экологического сознания с отношением к себе и к миру в группе респондентов с проэкологической активностью;
3) выявить значимые взаимосвязи параметров экологического сознания с отношением к себе и к миру в группе респондентов, не проявляющих проэкологическую активность;
4) выявить различия в системе взаимосвязей экологического сознания с отношением к себе и к миру в группах респондентов, проявляющих и не проявляющих проэкологическую активность.
Эмпирическая база исследования. В исследовании респондентами выступили 112 человек в возрасте от 23 до 77 лет, из них 42 - мужчины и 70 - женщины.
По итогам анкетирования в группу лиц с проэкологически активным поведением вошли 50 респондентов: это волонтеры зоозащитного движения (34 человека) и активисты движения по защите окружающей среды (16 человек); в группу сравнения - респондентов, не обозначивших свое поведение как проэкологически активное, - вошли 62 человека, в процентном распределении от общей выборки это 45% (экоактивисты) и 55% (группа сравнения).
Общей теоретико-методологической основой исследования послужили следующие общенаучные принципы:
1) принцип детерминизма - реализован, прежде всего, Л.С. Выготским в культурно-исторической концепции, а затем его последователями С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым в концепции влияния деятельности на развитие психики;
2) принцип системности - реализован в трудах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, Л.С. Выготского и впоследствии развит исследователями
А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным;
3) принцип развития - реализован в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Ю.А. Миславского, Д.Б. Эльконина.
4) принцип субъектности - реализован в работах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, В.Л.Брушлинского, А.Л.Журавлева,
В.А.Петровского, Э.В.Сайко и др.
Частно-методологической базой исследования явились концепция отношений личности В.Н. Мясищева, положения экологической психологии (В.И. Панов, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, В.И. Медведев, А.А. Алдашева), концепция экологически релевантного поведения И.В. Кряж.
Методы исследования
На этапе теоретического анализа использовались методы теоретикометодологического, логического анализа психологической и методической литературы.
На этапе эмпирического анализа использовались психодиагностические методики. Для диагностики экологического сознания: 1) опросник экологических установок «ЭкО 30» (Кряж И. В.); 2) опросник
экоцентрической и антропоцентрической установок по отношению к окружающей среде (EAATE) С. Томпсон и М. Бартон (в адаптации И. В. Кряж и К. А. Андрониковой); 3) опросник «Шкала связанности с природой NRS» Э. Нисбет и др. (в адаптации И.В.Кряж); 4) шкала «Новая экологическая парадигма» («НЭП») Р. Данлопа и др. (в адаптации И.В. Кряж). Для диагностики отношения к себе и к миру: 1) методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева (сокращенный вариант); 2) методика изучения глобальных отношений личности к себе и к миру «Глобальный дифференциал» (Н.Н. Батурин, Е.В. Гудкова); 3) опросник «Принятие себя и других» (адапт. ЮУрГУ); 4) Опросник «Негативные установки» (Мельникова Н.Н., Чумакова Е.В.); 5) опросник эмпатических тенденций А. Мехрабиана и Н. Эпштейна. Итого 9 методик.
На этапе обработки данных применялись методы математической статистики: метод описательной статистики, корреляционный анализ по Пирсону, Т-критерий Стьюдента. Для компьютерной обработки данных использовался статистический пакет SPSS 25.0 и программа Microsoft Excel.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе впервые подробно изучается взаимосвязь экологического сознания с отношением к себе и к миру, ставится проблема места экологического сознания в системе отношений личности.
Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются реализацией методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования, репрезентативной выборкой, выровненной по возрасту и полу. В работе использовались адекватные цели и задачам исследования методы, конкретные методики и способы статистической обработки данных.
Практическая значимость работы. Выявленные психологические закономерности могут представлять интерес для практикующих психологов, которые могут использовать эти знания в своей консультативной и психотерапевтической практике.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений, в работе имеются 10 таблиц и 7 рисунков. Общий объем работы 93 стр.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе была рассмотрена взаимосвязь экологического сознания с отношением к себе и к миру.
В теоретической части рассматривались подходы к пониманию относительно нового для психологической науки феномена экологического сознания, проводился сравнительный анализ концепций экологического сознания отечественных и зарубежных авторов с учетом типологии и структуры данного конструкта. Также были проанализированы взгляды ученых на теоретическую проблему отношений личности к себе и к миру в аспекте структурных взаимосвязей компонентов отношений. Была предпринята попытка соединить экопсихологический подход с концепцией отношений личности В. Мясищева, определить место экологического сознания в его узком и широком значении в системе отношений личности. На основе синтеза двух концепций - экопсихологической и отношений личности - был сформулирован новый теоретический вывод, объединяющий эти две концепции. Он заключается в том, что экологическое сознание в узком значении - как форма отношения к природе - может выступать одним из компонентов в системе отношений личности, конкретно - являться одним из видов отношения к миру. Экологическое сознание в широком значении может быть описано как системный феномен, выступая способом осмысления и репрезентации своего «Я» в системе отношений к себе и к миру, своей позиции по отношению к себе и к миру - через отношение к природе. В этом случае экологическое сознание является системным центром и некой призмой, через которую личность - сознательно или неосознанно - выстраивает отношения с собой, другими людьми, миром в целом, выступая таким образом компонентом и самоотношения, и отношения к миру.
В практической части нашего исследования на основе сопоставления двух групп - лиц, проявляющих и не проявляющих проэкологическую активность, были получены результаты, на первый взгляд неожиданные и парадоксальные. Обе наши гипотезы - о групповом различии в 70
выраженности экологического сознания и в системе взаимосвязей экологического сознания с отношением к себе и к миру - подтвердились.
Было установлено, что у лиц с проэкологическим поведением, у которых ярко выражена биосферная озабоченность, экологическое сознание становится формой конфронтации с миром. Модель средового взаимодействия этих людей выглядит напряженной и конфликтной, она сочетает в себе негативные установки к людям, обществу и миру в целом; в личностном плане характеризуется повышенными значениями внутреннего конфликта, самообвинения, низким самопринятием.
На основании полученных данных о негативной модели мира у экологических активистов и нового теоретического синтезирующего подхода нами был сделан вывод о том, что выявленный характер взаимосвязей в группе лиц с проэкологической активностью свидетельствует о нарушениях в системе отношений личности и проявляется в расстройстве адаптации на всех уровнях: общесредовом (глобальное отрицательное отношение к миру), межличностном (негативные установки к людям) и интрапсихическом (отрицательное самоотношение, внутренний конфликт и самообвинение).
Полученные результаты представляют большой интерес с психологической точки зрения, особенно с позиции психологической помощи, поскольку преобладание подобных негативных характеристик на самом деле может отражать потребность индивида в сочувствии и поддержке.
Результаты исследования могут применяться в психологической практике с целью коррекции нарушенных отношений личности с собой, с миром и другими людьми; формат психологической помощи выходит за рамки психологического консультирования и предполагает терапию отношениями.
Однако стоит подчеркнуть, что данные выводы характерны для данной выборки и не могут быть распространены на всю популяцию и на всех проэкологических активистов. Для получения более точных результатов необходима, помимо расширения выборки, дальнейшая дифференциация проэкологических активистов по сферам деятельности: защита окружающей среды и защита животных. Существует большая вероятность, что феномены обеих групп будут отличаться.
В перспективе дальнейшего исследования видится целесообразным исследование проэкологической активности с позиции мотивации, в контексте просоциального и помогающего поведения.
В заключение важно сказать, что наше исследование нисколько не умаляет и не обесценивает результаты деятельности экоактивистов (ведь животным не важно, из каких мотивов их накормят, вылечат и устроят в семью); более того, хочется подчеркнуть, что мы относимся к этим людям с большим уважением и эмпатией.



1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /
Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 379 с.
2. Батурин, Н.А. Оценочная функция психики / Н.А. Батурин. - М.: Изд- во ин-та психологии РАН, 1997. - 306 с.
3. Беребин, М.А. Концепция отношений В.Н. Мясищева и теория психической адаптации личности // Вестник ЮУрГУ. - 2008. - № 33. - (Серия «Психология», Вып. 3). - С.8-25.
4. Беркут, В.П. Феномен экологического сознания: социально
философский анализ: дис. ...д-ра. филос. наук / В.П. Беркут. - М., 2002. - 293 с.
5. Гудкова Е.В. Валидизация методик изучения глобальных отношений
личности к себе и к миру / Гудкова Е.В. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - №11.2. -
С. 33-44.
6. Гудкова Е.В. Глобальные отношения личности к себе и к миру: дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Гудкова. - Челябинск, 2010. - 181 с.
7. Гудкова, Е.В. Обзор представлений об отношениях в современных психологических теориях личности / Гудкова Е.В. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2012. - №6. - С. 27-31.
8. Деменьшин, В.Н. Обзор зарубежных исследований экологического сознания / В.Н. Деменьшин // Мир науки: научный интернет-журнал. - 2017.
- Т. 5 - № 5. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN517.pdf.
9. Дерябо, С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами: дис. ... канд. психол. наук / С.Д. Дерябо.
- М., 1993. - 163 с.
10. Дерябо, С.Д. Природный объект как «значимый другой» / С.Д. Дерябо. - Даугавпилс: Даугавпилский пед. институт, 1995. - 166 с.
11. Дерябо, С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: дис. ... докт. псих. наук / С.Д. Дерябо. - М., 2002. - 365 с.
12. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. - 308 с.
13. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Дерябо. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 310 с.
14. Дерябо, С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М.: Российская академия образования, 1995. - 147 с.
15. Кряж, И.В. Психология глобальных экологических изменений: монография / И.В. Кряж. - Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2012. - 512 с.
..44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ