Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Удовлетворенность трудом и жизнью женщин, сотрудников муниципальных учреждений

Работа №19583

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
551
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Удовлетворенность как предмет научного анализа 10
1.1 Содержание понятия «удовлетворенность трудом» 10
1.2 Содержание понятия «удовлетворенность жизнью» 18
1.3 Влияние удовлетворенности трудом на удовлетворенность жизнью 23
2 Психологические особенности трудовой деятельности женщин, сотрудников
муниципальных учреждений 28
2.1 Специфика трудовой деятельности сотрудников муниципальных
учреждений 28
2.2 Психологические особенности трудовой деятельности женщин, сотрудников муниципальных учреждений 32
2.3 Анализ понятия «профессиональная зрелость» 40
3. Эмпирическое исследование взаимосвязи удовлетворенности трудом и жизнью женщин, сотрудников муниципальных учреждений 46
3.1 Организация исследования взаимосвязи удовлетворенности трудом и жизнью женщин, сотрудников муниципальных учреждений 46
3.2 Ход исследования взаимосвязи удовлетворенности трудом и жизнью
женщин, сотрудников муниципальных учреждений 51
3.3 Выводы исследования взаимосвязи удовлетворенности трудом и жизнью
женщин, сотрудников муниципальных учреждений 66
Заключение 75
Список использованных источников
Приложения А-В



В современном обществе, с развитием цивилизации, всё больше на задний план уходит проблема выживания. Комфортные условия труда, отдыха и быта становятся нормой, и всё большее значение и ценность для большинства людей приобретают эмоциональный комфорт, счастье и удовлетворённость.
Удовлетворённость жизнью является значимой составляющей психологического и психического здоровья личности, что делает исследования по данной теме значимыми и актуальными. Кроме того, на индивидуальном уровне проблема удовлетворённости жизнью и поиска счастья будет являться актуальной в разные периоды жизни для многих поколений людей.
Понятие «удовлетворенность» определяется в психологической литературе неоднозначно. В общепсихологическом смысле удовлетворённость рассматривается, прежде всего, как состояние удовольствия, переживаемое субъектом, если его желания и потребности исполнены, реализованы (И.А.Джидарьян, Л.В.Куликов). По своей природе это психическое состояние противоположное потребности и отражает устранение нужды. В социальной психологии удовлетворенность может рассматриваться как оценка субъектом результатов своей деятельности или самой деятельности, то есть как отношение к чему-либо. С этих позиций удовлетворённость жизнью может быть представлена как субъективная оценка человеком своей собственной жизни в целом (условий жизни и деятельности, достижений, отношений с людьми и прочее), которая естественно сопровождается приятными, радостными эмоциональными переживаниями (И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М.Аргайл, М.Селигман). По мнению Р.М.Шамионова, удовлетворенность жизнью представляет собой субъективное эмоционально-оценочное отношение, обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами. Автор считает, что это сложное, динамичное, социально-психологическое образование, в основе которого лежит интеграция когнитивных и эмоционально-волевых процессов.
В зарубежной и отечественной психологии высокая степень удовлетворённости жизнью часто связывается или отождествляется с такими понятиями, как «счастье», «субъективное психологическое благополучие» и рассматривается как важное условие психологического здоровья человека. М. Аргайл считает, что удовлетворенность жизнью есть непременная составляющая счастья, и определяет данное явление как рефлективную оценку прошлого и настоящего положения дел. Безусловно, на удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью оказывают влияние разнопорядковые детерминанты: объективные и субъективные предпосылки экономического, политического, психологического, социально-психологического характера. В современной психологии исследованы взаимосвязи данного явления с такими факторами как: личная и семейная безопасность (уровень криминализации жизни и произвола властей); социальная стабильность; климат и другие условия среды; материальное благополучие; социальный статус; достижение поставленных целей; уровень самореализации и самоактуализации; наличие свободного времени и хорошо организованного досуга; гармоничные отношения в семье; межличностные отношения; здоровье; возраст и другое.
Л.В. Куликов, приходит к выводу, что удовлетворенность жизнью теснее связана с оценками удовлетворения потребностей, чем с оценками значимости этих потребностей.
Удовлетворенность трудом достаточно широко изученная тема на сегодняшний день: «мотивационно-гигиеническая» теория удовлетворенности трудом Ф. Херцбергера; вопросы организационной психологии Дж. Хэкмана и Дж. Олдхэма (выделение пяти базовых факторов, необходимых, для того, чтобы работа воспринималась сотрудниками организации как содержательная, интересная и приносила удовлетворение); иерархическая модель потребностей А. Маслоу; ERG-теория С. Алдерфера и теория потребностей в достижениях Д. Мак-Келланда, а также в работах Л.Джуэлл, В.А. Ядова, А.А. Киссель, Т.А. Китвель, А.А. Мурутар, И.М. Поповой, Н.Ф. Наумовой, Н.С. Новоселова.
В основе всех перечисленных теорий лежит так же, как и в теориях удовлетворенности жизнью, удовлетворение базовых потребностей и соответствия реального результата деятельности ожиданиям индивида (В. Врум, Дж. Кэмпбелл, Л. Портер, И. Лоулер и другие). Она исходит из того, что существуют четыре группы взаимосвязанных переменных, совокупность которых опосредствует ожидания индивида, уровень его трудовой активности, а, в конечном счете, результаты трудовой деятельности и степень удовлетворенности ею. К ним относятся: ожидание определенного уровня выполнения работы в зависимости от усилий, ожидание результата в зависимости от уровня выполнения работы, инструментальность и ценность.
Креативная акмеология, по мнению Н. Ф. Вишняковой, исследует объективные и субъективные факторы достижения творческих вершин и профессионального мастерства в процессе самоактуализации личности. В своих исследованиях акмеологи отмечают, что в зрелом возрасте трудовая деятельность является одним из основных составляющих жизни взрослого человека, стойкое неудовлетворение на работе может привести к общей неудовлетворенностью жизнью и повлечь за собой неудовлетворенность в личной жизни, проблемы со здоровьем, эмоциональному дискомфорту и так далее.
Таким образом, удовлетворенность трудом является одной из составляющих удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность жизнью, складывается из ряда составляющих: социальное, духовное, физическое (телесное), материальное и психологическое благополучие. Все они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. В результате изучения оценочных отношений людей к благополучию в быту, социально-экономической системе, социальному климату установлено, что работа и карьера имеют для них наибольшее значение наряду с такими ценностями, как здоровье, личная жизнь, полноценный досуг, часто занимая в этом рейтинге первую позицию. Одним словом, удовлетворенность трудом есть, прежде всего, социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов и групп, населения, нации.
И всё же еще недостаточно исследований, в которых анализируется взаимосвязь удовлетворенности трудом и удовлетворенностью жизнью. Также исследования проблемы удовлетворенности жизни у женщин весьма противоречивы. В научной типологии факторов удовлетворенности жизнью из одиннадцати наиболее важных - четыре, так или иначе, связанны с профессиональной и творческой самореализацией и только один фактор: семейное благополучие, с наличием семейных отношений. Это позволило нам предположить, что удовлетворенность трудовой деятельностью и возможность творческой самореализации в профессиональной деятельности не менее важен для удовлетворенностью жизнью женщин.
При исследовании составляющих понятия «удовлетворенность трудом» установлено: важное значение в управлении любой организацией имеет тот факт, что объектом социально-психологических механизмов является человек, а если речь идет о сотрудниках муниципальных учреждениях, как, например, о преподавателях высших учебных заведений, необходимо учитывать специфику данной профессиональной деятельности, находящейся в сфере «Человек- человек». В нашем исследовании мы пытаемся определить влияние удовлетворенности трудом у женщин, сотрудников муниципальных учреждений на удовлетворенность жизнью.
Объект исследования: женщины, сотрудники муниципальных учреждений.
Предмет исследования: взаимосвязь удовлетворенности трудом и удовлетворенностью жизнью женщин, сотрудников муниципальных учреждений.
Цель исследования: выявить взаимосвязь удовлетворенности трудом и удовлетворенности жизнью женщин, сотрудников муниципальных учреждений в период профессиональной зрелости.
В соответствии с предметом и целью исследования была определена следующая гипотеза: если у женщин в период профессиональной зрелости высокий уровень общей удовлетворенности трудом, то индекс удовлетворенностью жизнью будет средним или максимальным. Если у женщин в период профессиональной зрелости низкий уровень общей удовлетворенности трудом, то индекс удовлетворенностью жизнью будет низким.
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Проанализировать понятия: «удовлетворенность», «удовлетворенность жизнью», «удовлетворенность трудом», «профессиональная зрелость».
2. Провести теоретический анализ влияния удовлетворенности трудом на удовлетворенность жизни у женщин, сотрудников муниципальных учреждений в период профессиональной зрелости.
Эмпирические:
1. Подбор методик и группы респондентов для проведения эмпирического исследования;
2. Проведение исследования по изучению взаимосвязи удовлетворенности трудом и удовлетворенности жизнью (на примере женщин, сотрудников муниципальных учреждений в период профессиональной зрелости);
3. Интерпретация полученных данных и выводы исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды, отражающие: жизненный путь человека как историю формирования и развития личности в определенном обществе (Б.Г. Ананьев); эволюцию личности в реальном временном (П.Жане); изучение жизненного цикла и генетических связей между его фазами (Ш.Бюлер), связи между удовлетворенностью жизнью и трудом (Л.Джуэлл, Р.Инглехарт).
Методы исследования: общетеоретические (анализ литературы, понятийно-терминологической системы, построение гипотез); социально¬психологические (тестирование). В опытно-экспериментальной работе применялись: тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) адаптации Н.В. Паниной, тест «Интегральная удовлетворенность трудом» (по Н.П. Фитискину) и методы математической статистики (описательная статистика и корреляционный анализ).
Базой научного исследования явился Центр социально¬психологической помощи как структурное подразделение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный технологический университет». В исследовании приняло участие 30 женщин, сотрудников Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный технологический университет».
Исследование проводилось в период со 1 сентября 2015 года по 29 января 2016 года и включало несколько этапов:
На первом этапе (сентябрь - ноябрь 2015 года) осуществлялось теоретическое исследование разработанности проблемы удовлетворенности трудом и удовлетворенности жизнью женщин, сотрудников муниципальных учреждений в период профессиональной зрелости: проводился понятийный анализ, выдвижение гипотезы и постановка задач.
На втором этапе (ноябрь - декабрь 2015 года) происходила организация опытно-экспериментальной работы по изучению взаимосвязи между удовлетворенностью трудом и удовлетворенностью жизнью женщин, сотрудников муниципальных учреждений в период профессиональной зрелости (моделирование этапов опытно-экспериментальной работы, разработка содержания методико-психологического обеспечения) и ее реализация.
На третьем этапе (декабрь 2015 года - январь 2016 года) осуществлялся качественный и количественный анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи удовлетворенности трудом и удовлетворенности жизнью женщин, сотрудников муниципальных учреждений в период профессиональной зрелости, оформлялся текст дипломной работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами образовательных учреждений, а также в любых других организациях при работе с кадрами в рамах психодиагностической, консультативной и просветительской деятельности работы с женщинами, сотрудниками муниципальных учреждений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования было изучение взаимосвязи удовлетворенности трудом и удовлетворенности жизнью женщин, сотрудников муниципальных учреждений в период профессиональной зрелости.
Под удовлетворенностью трудом мы понимали удовлетворенность деятельностью (как содержанием, так и возможностью реализовывать личностный потенциал) и рабочей средой (как психологическим климатом, так и условиями труда), где в качестве основных элементов структуры понятия выступают социальные, психологические и психофизиологические. В свою очередь, удовлетворенность жизнью рассматривали как сложный психологический феномен, на общую оценку которого оказывает влияние то, насколько индивид удовлетворен различными элементами своей жизненной ситуации. Таким образом, на основе теоретического анализа, мы пришли к выводу, что невозможно отрицать влияние удовлетворенности трудом на удовлетворенность жизнью.
Так, за основу мы взяли то факт, что трудовая жизнь современного человека в зрелом возрасте охватывает два этапа профессионального пути: становление профессионала (от 25 до 40 лет) и работа на благо общества (от 40 до 70 лет). И поскольку личное Я, Я - член семьи и Я - работник как системы взаимосвязаны, когда в середине жизни многие люди проходят через период серьезной переоценки профессиональной карьеры.
В рамках проведенного исследования понятия «удовлетворенность трудом» и «удовлетворенность жизнью» были дополнены особенностями половой принадлежности субъекта исследования (женщины в период профессиональной зрелости). Проживание данного профессионального периода у женщин характеризуется следующим: относительное преобладание одного из видов деятельности (семейно-бытовая или профессиональная) обусловлено личностным отношением к ним женщин-матерей и бездетных женщин; женщины в большей степени становится уязвима к собственным внешним признакам; сужается социальное и психологическое пространство жизни и возрастает интерес к общественной деятельности.
Для исследования взаимосвязи удовлетворенности трудом и удовлетворенности жизнью женщин сотрудников муниципальных учреждений были выбраны преподаватели. Базой научного исследования явился Центр социально-психологической помощи как структурное подразделение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный технологический университет». В исследовании приняло участие 30 женщин, сотрудников Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный технологический университет».
В ходе опытно-экспериментальной работы был определен пакет психодиагностических методик (экономичный по времени и затратам обработки тестовый комплекс), что совместно с результатами исследования могут быть использованы психологами образовательных учреждений, а также в любых других организациях при работе с кадрами в рамах психодиагностической, консультативной и просветительской деятельности работы с женщинами, сотрудниками муниципальных учреждений.
В качестве основных выводов по исследованию взаимосвязи удовлетворенности трудом и удовлетворенности жизнью были сделаны следующие: обнаружена статистически достоверная высокая положительная связь между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью для данной группы испытуемых; при наличии у обеих подгрупп женщин (женщин возраста 33-45 лет и женщин возраста 46-60 лет) высокой положительной связи между удовлетворенностью трудом и жизнью нет, все же эта связь более выражена для подгруппы женщин возраста 33-45 лет; статистическая проверка выдвинутой в исследовании гипотезы «если у женщин в период профессиональной зрелости высокий уровень общей удовлетворенности трудом, то индекс удовлетворенностью жизнью будет средним или



1. Бурдюкова Н.Б. Организация системы периодической аттестации персонала // [Электронный ресурс].URL:
2. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 811 с.
3. Возрастная психология: учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 591 с.
4. Горман Б. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Словарик [сайт]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_psy.
5. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2001. - 720 с.
6. Зеер Э.Ф. Психология взрослости: учеб.пособие. - М.: МПСИ, 2011. - 208 с.
7. Инглехарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. - Полис, № 4, 1997. - С. 6-32
8. Ильин Е.П. Психология взрослости. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.
9. Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Под ред. В.Г. Андреенкова. Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. — 100 с.
10. Интегральная удовлетворенность трудом / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C.470-473.
11. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 512с.
12. Климов Е.А. Психология профессионала .- М. - Воронеж, 1996. - 250 с.
13. Колосовская Н.В. Исследование удовлетворенности трудом персонала (на примере сферы услуг) // Вектор науки ТГУ. № 3 (17), 2011. - С. 184-187
14. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
15. Коэффициент контингенции. Электронный ресурс / Режим доступа http://allrefs.net/c14/482a2/p30/.
16. Кратохвилл, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвилл. — М., 1991. — С. 245.
17. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии: учебное пособие / А. Н. Кутейников. - СПб.: Речь, 2008. - 172 с.
18. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие / А. Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
19. Научный форум dxdy. Электронный ресурс / Режим доступа http://dxdy.ru/topic56374.html.
20.Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой.-М.: Русский язык, 1987.-750 с.
21. Остапенко Р.И. Математические основы психологии. Учебно-методическое пособие. - Воронеж.: ВГПУ, 2010. - 76 с.
22. Поварич И.П. Методика и опыт социологического исследования удовлетворенности трудом работников предприятия // Ползуновский вестник. № 3, 2006. - С. 221-225
23 .Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2003. - 476 с.
24. Психология труда: учебник для ВУЗов/ под ред. А.В. Карпова И.: Владос, 2003. - 352 с.
25. Рукавишников В.О. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. - М.: «Совпадение», 2000. - 368 с.
26. Развитие психофизиологических функций людей / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. — М., 1977. — С. 179—181.Страшко В. Задача компании: быть такой, чтобы ее можно было полюбить. - Управление персоналом, №24, 2014. - С. 33-42
27. Толковый словарь Ефремовой [Электронный ресурс] // Энциклопедии и словари - Режим доступа: http://enc-dic.com/efremova/Stil-105033.html.
28. Удовлетворенность трудом: Словари и энциклопедии. Психология / режим доступаhttp://www.psyoffice.ru/6-894-udovletvorenost-trudom.htm
29. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. - СПб.: Питер, 2002. - 1200 с.
30. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов / М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 - 542 с.
31. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавра. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.
32. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: Академия, 2005. - 208 с.
33. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб.: Питер, 1999. - 752 с.
34.Человек и его работа (социологическое исследование) / под ред. А.Г. Здравомыслова и др. - М.: «Мысль», 1967. - 391 с.
35. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 808 с.
36. Шушерина О.А., Бабкина М.М. Математические методы в психологии: Курс лекций. - Красноярск: СИБУП, 2008. - 182 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ