ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика проблемы оценки и оценочной функции психики в различных науках и в психологии
1.1. Оценка как междисциплинарная проблема
1.2. Исследование оценки в психологии
1.3. Проблема оценки и оценочной функции в общей психологии
Глава 2. Философское и психологическое обоснование понимания оценки как формы отражения отношений
2.1. Представление о сущности оценки в философии
2.2. Категория отношения в философии и анализ некоторых видов объективных отношений
2.3. Проблема отношения в философии и общенаучные подходы к познанию отношений
Глава 3. Психологические аспекты проблемы отражения отношений в безоценочной и оценочной формах
3.1. Когнитивный способ отражения отношений и когнитивная оценка
3.2. Эмоциональный способ отражения отношений и аффективные оценки
Глава 4. Психологический анализ оценочной функции психики
4.1. Общая схема системы оценочных явлений, участвующих в реализации оценочной функции психики
4.2. Процессуальный уровень системы оценочных явлений
4.2.1. Оценочный акт и характеристика его структурных компонентов
4.2.2. Оценочный процесс и его виды
4.3. Интегрально-устойчивый и личностный уровень системы оценочных явлений
4.4. Экспериментальный анализ оценочных явлений личностного уровня
Глава 5. Оценочная функция и регуляция деятельности
5.1. Целостный акт деятельности и его основные этапы
5.2. Место и роль оценочных феноменов в регуляции деятельности на её различных этапах
5.3. Психологическое содержание когнитивно-аффективных
оценочных комплексов завершающего этапа деятельности............….269
5.4. Влияние успеха и неудачи в предыдущей деятельности на инициацию новой
Глава 6. Влияние когнитивно-аффективных оценочных комплексов (успеха и неудачи) на различные стороны психического функционирования
6.1. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека
6.2. Влияние успеха и неудачи на результативность деятельности.......…..314
6.3. Влияние успеха и неудачи на познавательные процессы.
6.4. Регуляция и саморегуляция негативных эффектов успеха и неудачи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Глава 1. Общая характеристика проблемы оценки и оценочной функции психики в различных науках и в психологии
1.1. Оценка как междисциплинарная проблема
1.2. Исследование оценки в психологии
1.3. Проблема оценки и оценочной функции в общей психологии
Глава 2. Философское и психологическое обоснование понимания оценки как формы отражения отношений
2.1. Представление о сущности оценки в философии
2.2. Категория отношения в философии и анализ некоторых видов объективных отношений
2.3. Проблема отношения в философии и общенаучные подходы к познанию отношений
Глава 3. Психологические аспекты проблемы отражения отношений в безоценочной и оценочной формах
3.1. Когнитивный способ отражения отношений и когнитивная оценка
3.2. Эмоциональный способ отражения отношений и аффективные оценки
Глава 4. Психологический анализ оценочной функции психики
4.1. Общая схема системы оценочных явлений, участвующих в реализации оценочной функции психики
4.2. Процессуальный уровень системы оценочных явлений
4.2.1. Оценочный акт и характеристика его структурных компонентов
4.2.2. Оценочный процесс и его виды
4.3. Интегрально-устойчивый и личностный уровень системы оценочных явлений
4.4. Экспериментальный анализ оценочных явлений личностного уровня
Глава 5. Оценочная функция и регуляция деятельности
5.1. Целостный акт деятельности и его основные этапы
5.2. Место и роль оценочных феноменов в регуляции деятельности на её различных этапах
5.3. Психологическое содержание когнитивно-аффективных
оценочных комплексов завершающего этапа деятельности............….269
5.4. Влияние успеха и неудачи в предыдущей деятельности на инициацию новой
Глава 6. Влияние когнитивно-аффективных оценочных комплексов (успеха и неудачи) на различные стороны психического функционирования
6.1. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека
6.2. Влияние успеха и неудачи на результативность деятельности.......…..314
6.3. Влияние успеха и неудачи на познавательные процессы.
6.4. Регуляция и саморегуляция негативных эффектов успеха и неудачи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Кардинальные перемены в экономической, социально-политической и культурной сферах, происходящие в последние годы в нашей стране, поставили перед психологической наукой задачу системного изучения психики реального, «живого человека», в действиях и помыслах которого наряду с объективным и рациональным, присутствует субъективное, иррациональное и алогичное. В связи с этим все большую актуальность приобретает исследование таких психических феноменов как «ценностные ориентации», «субъективные отношения», личностный смысл», «Я–концепция», «образ Мира», «атрибуция действий», возникновение и проявления которых в значительной степени обусловлено реализацией оценочной функции психики человека. Не меньшее значение получает изучение собственно оценочных феноменов — процессов актуального порождения оценок и самооценок разных видов и типов, различного уровня и «масштаба», интегрально-устойчивых оценочных образований сознания и самосознания; оценочных явлений личностного уровня, таких как само-оценка, субъективные отношения, оптимизм-пессимизм и т.д. Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что вся жизнь человека от рождения до смерти пронизана оценками. Он сам оценивает предметы, явления, ситуации, идеи, политические события, других людей и общество в целом (оценки внешнего мира); оценивает свой внешний облик, способности, результаты своих действий, поступки, прожитую жизнь и ее перспективы (самооценки); ожидает, предвидит и учитывает возможные оценки других людей по своему поводу или о других объектах (рефлексивные оценки); формулируя оценки, оказывает влияние на других людей (управляющие оценки); в свою очередь, он постоянно испытывает на себе влияние оценок других людей (социальные оценки).
Даже такое беглое и далеко не полное перечисление некоторых разновидностей оценок, убедительно демонстрирует, с одной стороны, «размеры» этой поистине громадной оценочной «сети», с другой стороны, показывает, что основное предназначение оценок всех типов и видов связано с регуляцией и саморегуляцией почти любого акта взаимодействия человека с предметным миром, с другими людьми, с обществом.
Кроме оценок, участвующих в регуляции жизнедеятельности любого человека, следует иметь в виду и оценки, являющиеся неотъемлемой частью многих видов профессиональной деятельности. Например, целенаправленное продуцирование оценок занимает значительную часть рабочего времени учителя, администратора, врача, судьи. Существуют даже профессии, в которых оценка является основным «продуктом» трудовой деятельности – это эксперты в сфере производства и экономики, судьи в некоторых видах спорта, операторы-диспетчеры, контролеры ОТК и т.д.
Широкое распространение феномена оценки в различных сферах деятельности человека и общества послужило причиной того, что изучение некоторых аспектов проблемы оценки проводится не только в таких психологических дисциплинах, как педагогическая (оценка как средство стимуляции и ориентации), возрастная (формирование самооценки в онтогенезе) и социальная психология (оценка как средство социальной регуляции или оценка как компонент аттитьюда), но и в других науках, например, в педагогике (оценка знаний и поведения ученика), в экономике (оценка товара, оценка альтернатив и исходов при принятии решений), в метрологии (оценка как один из приемов характеристики величин), в медицине (оценка больным своего состояния), в юриспруденции (оценка обстоятельств и наличия состава преступления) и особенно интенсивно в философских науках (в гносеологии, логике, этике, эстетике, аксиологии), в которых категория «оценки» в некоторых случаях рядо-полагается такими категориями, как «познание», «отражение», «ценность».
В то же время, несмотря на широкое представительство оценочных феноменов и в познавательной, и в регуляторной, и в коммуникативных сферах психического функционирования, в общей психологии до сих пор нет сколько-нибудь цельных представлений о природе, механизмах и функциях оценивания, о специфических особенностях оценок разных видов и об их классификации, о месте и роли оценивания и оценок в общей структуре психических явлений и, тем более, о целостной системе оценочных явлений, реализующих оценочную функцию психики. Достаточно сказать, что ни в одном учебнике психологии нет даже подпараграфа, посвященного оценке (оцениванию) не только как системному явлению, но даже как одномерному процессу вербального выражения оценок и самооценок. До последнего времени не было не только ни одной монографии, но даже статьи, специально посвященной обще-психологическим вопросам оценки. Те же достаточно интенсивные исследования, которые проводятся в некоторых специальных дисциплинах (например, в социальной психологии), хотя и имеют очень важную роль в формировании стереометрических представлений об оценке и оценивании, однако не могут восполнить пробела, возникшего из-за отсутствия внимания к оценочной проблематике в общей психологии. Между тем из истории психологии известно, что до тех пор, пока какая-либо проблема не будет поставлена в психологии как самостоятельная и именно как общепсихологическая, до тех пор в подходах к ее решению будет наблюдаться ограниченность и «ведомственность», диктуемые интересами той или иной психологической дисциплины.
Отсутствие общепсихологических представлений об оценке и оценочной функции психики, во-первых, делает систему теоретических воззрений о способах и формах отражения по крайней мере неполной; во-вторых, лишает полноты представления о процессах психической регуляции и саморегуляции; в-третьих, затрудняет исследования отдельных видов оценок и частных аспектов проблемы в специальных психологических дисциплинах; в-четвертых, осложняет решение различных практических задач (например, обучение «технике оценивания»); в-пятых, сдерживает решение методических вопросов в самой психологии, связанных с тем, что многие психологические методы основаны на использовании оценок (личностные опросники, шкалы самооценки состояний и свойств личности, оценочные методы, применяемые в психофизике, и т. д.).
Все это, с одной стороны, свидетельствует о неординарности проблемы оценки для науки в целом, об актуальности изучения оценочной функции психики для решения теоретических и практических задач, стоящих перед психо-логической наукой на современном этапе, о необходимости проведения именно общепсихологического анализа проблемы. С другой стороны, становится очевидно, что разработка теоретических представлений об оценочной функции психики вместе с изучением специфических особенностей частных видов оценки и разнообразных прикладных аспектов проблемы представляет собой самостоятельное направление исследований в психологии, которое, с учетом многоаспектности и многогранности проблемы уже в ближайшей перспективе может превратиться в новую отрасль психологического знания – психологию оценивания и оценки.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы являлось теоретическое и экспериментальное изучение основных феноменов и закономерностей взаимодействия оценочных явлений различного уровня, механизмов их участия в регуляции поведения и деятельности.
Конкретными задачами исследования были:
— философское и общепсихологическое обоснование сущности оценки как психического явления;
— общепсихологический анализ оценочных явлений различной природы;
— системный анализ состава, структуры и закономерностей взаимодействия оценочных явлений различного уровня;
— выделение места и роли оценок и самооценок различных видов и всей системы оценочных явлений в механизмах психической регуляции и саморегуляции деятельности на различных этапах ее осуществления, а также в междеятельностной регуляции;
— экспериментальное исследование природы, структуры и функций когнитивно-аффективных оценочных комплексов успеха и неудачи, возникающих на завершающем этапе деятельности, и их влияния на различные стороны психического функционирования;
— разработка совокупности методических процедур и методик, необходимых для исследования;
— обоснование метода системной психической саморегуляции (СПСР), специально разработанного для противодействия негативным эффектам успеха и неудачи.
Предметом исследования были оценочные явления различной природы и видов, реализующие оценочную функцию психики.
Объект исследования – процессы порождения человеком оценок, самооценок и оценочных образований различной природы, видов и уровней.
Гипотезы исследования. Исходным психическим феноменом всей системы оценочных явлений является процесс специфического отражения некоторых видов объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных от-ношений, который может осуществляться на аффективном и когнитивном уровне. В процессе жизнедеятельности, общения, социализации происходит формирование интегрально-устойчивых оценочных образований сознания и самосознания, а также оценочных явлений личностного уровня. Все эти три уровня оценочных явлений представляют собой иерархизованную систему, структурные элементы которой функционируют взаимосвязано и синергично. Основное предназначение этой системы оценочных явлений заключается в преобразовании всей информации, отражаемой человеком во всех сферах психического функционирования в форму, наиболее пригодную для ее использования в процессах регуляции и саморегуляции, начиная от простейших психо-моторных актов, поведения и деятельности, до высших проявлений человеческой активности.
Одними из наиболее значимых для человека оценочных образований, возникающих на завершающем этапе деятельности, являются когнитивно-аффективные оценочно-самооценочные комплексы – успех и неудача. Рассматривая их в качестве модели сложных оценочных образований, можно проследить их регуляторное влияние на все стороны психического функционирования: на мотивацию, целеполагание, функциональное состояние, результативность деятельности и на познавательные процессы.
Методы исследования. Многоаспектность и многоуровневость структуры исследования предполагала использование комплекса разнообразных методологических подходов, методических процедур, отдельных методов, методик и приемов исследования и обработки полученных данных. Для решения первых двух задач работы использовался теоретический анализ исследований и концепций на основе метода «восхождения от абстрактного к конкретному». Для решения следующих двух задач – метод системно-структурного анализа. Остальные задачи решались путем использования экспериментальных подходов, различных методов и методик, более подробно описанных в соответствующих разделах второй части диссертации. Для вызывания успеха и неудачи в лабораторных условиях применялись две специально разработанные процедуры. Изменение функционального состояния контролировалось по комплексу психофизиологических показателей, измеряемых с помощью специально разработанного прибора и энцефалографа.
Научная новизна. Впервые в отечественной психологии предпринята попытка обоснования сущности оценки как специфической формы отражения некоторых видов отношений: оценки в широком смысле (оценки I рода) связаны с отражением объект-объектных отношений превосходства, а собственно оценки (оценки II и III рода) – с отражением субъект-объектных и субъект-субъектных потребностных или ценностных отношений предпочтения.
Для этого был проведен анализ природы объективных отношений и способов их отражения (познания).
Анализ двух принципиально различных способов отражения этих отношений – эмоционального и когнитивного – позволил обосновать существование двух равноценных видов оценок и промежуточных между ними форм.
Впервые в общей психологии выделены и описаны универсальные структурные компоненты оценочного акта: предмет, основание, процесс их сравнения (сличения, сопоставления) и оценка-результат. Исходя из этого, были разработаны схемы оценочных актов различных видов и типов.
Системный анализ всей совокупности оценочных явлений позволил вы-явить состав, структуру и закономерности взаимодействия оценочных явлений различного уровня: процессуального, интегрально-устойчивого и личностного.
В работе обосновано, что главное предназначение как всей системы оценочных явлений, так и её отдельных составляющих заключается в преобразовании всего познаваемого субъектом в универсальные формы – оценки, предназначенные для дальнейшего использования в актах регуляции и саморегуляции всех видов и уровней – от управления простым действием до общей активности личности. Показана роль оценочных явлений различных видов в механизмах психической регуляции и саморегуляции деятельности на различных этапах её осуществления.
Глобальные регулирующие эффекты сложных оценочных явлений продемонстрированы в работе на примере влияния когнитивно-аффективных оценочно-самооценочных комплексов, возникающих на завершающем этапе деятельности – успеха и неудачи – на различные стороны психического функционирования.
Впервые для экспериментального решения этой задачи были разработаны две методические процедуры искусственного вызывания равных по величине состояний успеха и неудачи. Использование этих процедур позволило выявить влияния успеха в отличие от неудачи на мотивацию, целеполагание, функциональное состояние, результативность деятельности, познавательные процессы. Для компенсации негативных изменений функционального состояния разработан и апробирован метод системной психической саморегуляции (СПСР).
В целом результаты всего исследования позволяют более обоснованно ввести в перечень основных функций психики оценочную функцию.
Теоретическая и практическая значимость. Разработка представлений о сущности оценки как специфической формы отражения отношений и двух равноценных способах отражения потребностных или ценностных отношений – когнитивном и эффективном – восполняет систему теоретических воззрений о психическом отражении, что может способствовать разрешению существующих десятилетиями противоречий в изучении проблемы ценности и оценки в логике, аксиологии, этике и эстетике.
Формирование общепсихологических представлений об оценивании и оценке, определение этих понятий, выявление состава, структуры и механизмов взаимодействия оценочных явлений различного уровня, в том числе строгое разграничение оценивания и самооценочных явлений различного уровня облегчит исследование различных видов оценок в специальных психологических дисциплинах: педагогической, возрастной, социальной психологии.
Анализ места и роли оценочных явлений различного уровня в механизмах регуляции и саморегуляции и экспериментальная демонстрация глобальности регулирующих эффектов некоторых видов оценочных явлений позволяет обосновать то, что главное регулирующее предназначение системы оценочных явлений – это реализация оценочной функции психики.
Концептуальное выделение во временной развертке деятельности завершающего этапа и экспериментальное изучение природы, функций и механизмов влияния главных психических феноменов этого этапа – успеха и неудачи – способствуют решению некоторых не раскрытых ранее аспектов проблемы психической регуляции и саморегуляции.
Выполненное исследование может послужить дополнительным стимулом и теоретической базой в разработке программы обучения «техники оценивания» в тех многочисленных видах профессиональной деятельности, в которых формирование оценок играет принципиальную роль и занимает значительную часть основного времени (учителя, врача, судьи, руководителя, а в ещё большей степени – эксперта, судьи в некоторых видах спорта, работника ОТК и т.д.).
Разработанная система представлений об оценивании и оценке и о механизмах взаимодействия оценочных явлений разного уровня позволит уточнить и пересмотреть решение методических вопросов, связанных с разработкой психодиагностических методик, основанных на оценивании и самооценивании.
Результаты исследования позволили разработать новый метод системной психической саморегуляции функционального состояния (СПСР).
Апробация работы. Основные результаты работы неоднократно обсуждались на Всесоюзных и Всероссийских съездах и конференциях, на региональных и городских конференциях, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр общей психологии Санкт-Петербургского университета, психологии Уральской государственной академии физической культуры, общей и возрастной психологии Южно-Уральского государственного университета.
Материалы диссертации использовались при чтении новых разделов курса общей психологии на специальном факультете Санкт-Петербургского университета, Челябинском государственном педагогическом университете, Южно-Уральском государственном университете.
По теме диссертации опубликована одна монография, одно методическое пособие, 8 статей и 22 тезиса докладов.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Содержание работы изложено на 385 страницах машинописного текста, включает 37 таблиц и рисунков. Список литературы содержит 386 наименований, из них 63 на иностранных языках.
Положения, выносимые на защиту.
1. Сущность оценки как психического феномена заключается в отражении некоторых видов объективных отношений: оценки I рода или оценки в широком смысле направлены на отражение объект-объектных отношений превосходства; оценки II и III рода или собственно оценки – на отражение субъект-объектных и субъект-субъектных отношений предпочтения.
2. Существует два принципиально различных, но взаимосвязанных способа отражения отношений в оценочной форме: эмоциональный и когнитивный, и соответствующие им два равноценных вида оценок – аффективные и когнитивные (с промежуточными между ними подвидами).
3. В каждом акте оценки можно выделить четыре универсальных структурных компонента: предмет или объект оценки; оценочное основание; процесс их сравнения и оценку-результат как итог этого процесса. В зависимости от специфики структурных компонентов и конкретного рода оценки выделено несколько видов оценочных актов.
4. Оценки, порождаемые в актуальном психическом процессе, являются базой всей системы оценочных явлений и в структурном отношении представляют собой элементы ее первого процессуального уровня. Второй уровень оценочных явлений – это интегрально-устойчивые оценочные образования. Третий – это уровень личностных оценочных образований.
5. Оценочные явления всех уровней сложно взаимодействуют между собой и, в конечном счете, направлены на реализацию оценочной функции психики, которая занимает как бы промежуточное место между познавательной и регуляторной функциями. Система оценочных явлений преобразует знания об отдельных элементах мира и о мире в целом, «взвешивая» их по отношению к системе потребностей человека, в универсальные регуляторные кванторы – в оценки, пригодные для использования в механизмах регуляции и саморегуляции.
6. Кроме этапов инициации и исполнения, обычно выделяемых во временной развертке целостного акта деятельности, существует завершающий этап деятельности, исходным моментом которого является прекращение всех действий по достижению цели или удовлетворению потребности, а завершается он после полного «затухания» всех процессов, связанных с оценкой и самооценкой достигнутых результатов.
7. В некоторых случаях на завершающем этапе деятельности возникают когнитивно-аффективные оценочно-самооценочные комплексы, презентируемые сознанию в виде гештальтов: успеха или неудачи. Содержание успеха и в когнитивной, и в эмоциональной составляющих очень однородно и однозначно, без существенных половых различий. Неудача, в отличие от успеха, обладает большим содержательным разнообразием, более сложной структурной композицией элементов, с существенными половыми и индивидуальными отличиями.
8. Успех и неудача вызывают специфические изменения в функциональном состоянии, познавательных процессах, целеполагании, мотивации, промежуточной и итоговой результативности деятельности, выборе вида дальнейшей активности. Такая полиэффективность успеха и неудачи свидетельствует о том, что они выполняют особую регуляторную функцию, во-первых, по отношению к психическому функционированию на этапе исполнения и на завершающем этапе деятельности, являясь внутридеятельностными механизмами; во-вторых, по отношению к другим видам деятельности и активности личности, являясь междеятельностными механизмами регуляции.
Даже такое беглое и далеко не полное перечисление некоторых разновидностей оценок, убедительно демонстрирует, с одной стороны, «размеры» этой поистине громадной оценочной «сети», с другой стороны, показывает, что основное предназначение оценок всех типов и видов связано с регуляцией и саморегуляцией почти любого акта взаимодействия человека с предметным миром, с другими людьми, с обществом.
Кроме оценок, участвующих в регуляции жизнедеятельности любого человека, следует иметь в виду и оценки, являющиеся неотъемлемой частью многих видов профессиональной деятельности. Например, целенаправленное продуцирование оценок занимает значительную часть рабочего времени учителя, администратора, врача, судьи. Существуют даже профессии, в которых оценка является основным «продуктом» трудовой деятельности – это эксперты в сфере производства и экономики, судьи в некоторых видах спорта, операторы-диспетчеры, контролеры ОТК и т.д.
Широкое распространение феномена оценки в различных сферах деятельности человека и общества послужило причиной того, что изучение некоторых аспектов проблемы оценки проводится не только в таких психологических дисциплинах, как педагогическая (оценка как средство стимуляции и ориентации), возрастная (формирование самооценки в онтогенезе) и социальная психология (оценка как средство социальной регуляции или оценка как компонент аттитьюда), но и в других науках, например, в педагогике (оценка знаний и поведения ученика), в экономике (оценка товара, оценка альтернатив и исходов при принятии решений), в метрологии (оценка как один из приемов характеристики величин), в медицине (оценка больным своего состояния), в юриспруденции (оценка обстоятельств и наличия состава преступления) и особенно интенсивно в философских науках (в гносеологии, логике, этике, эстетике, аксиологии), в которых категория «оценки» в некоторых случаях рядо-полагается такими категориями, как «познание», «отражение», «ценность».
В то же время, несмотря на широкое представительство оценочных феноменов и в познавательной, и в регуляторной, и в коммуникативных сферах психического функционирования, в общей психологии до сих пор нет сколько-нибудь цельных представлений о природе, механизмах и функциях оценивания, о специфических особенностях оценок разных видов и об их классификации, о месте и роли оценивания и оценок в общей структуре психических явлений и, тем более, о целостной системе оценочных явлений, реализующих оценочную функцию психики. Достаточно сказать, что ни в одном учебнике психологии нет даже подпараграфа, посвященного оценке (оцениванию) не только как системному явлению, но даже как одномерному процессу вербального выражения оценок и самооценок. До последнего времени не было не только ни одной монографии, но даже статьи, специально посвященной обще-психологическим вопросам оценки. Те же достаточно интенсивные исследования, которые проводятся в некоторых специальных дисциплинах (например, в социальной психологии), хотя и имеют очень важную роль в формировании стереометрических представлений об оценке и оценивании, однако не могут восполнить пробела, возникшего из-за отсутствия внимания к оценочной проблематике в общей психологии. Между тем из истории психологии известно, что до тех пор, пока какая-либо проблема не будет поставлена в психологии как самостоятельная и именно как общепсихологическая, до тех пор в подходах к ее решению будет наблюдаться ограниченность и «ведомственность», диктуемые интересами той или иной психологической дисциплины.
Отсутствие общепсихологических представлений об оценке и оценочной функции психики, во-первых, делает систему теоретических воззрений о способах и формах отражения по крайней мере неполной; во-вторых, лишает полноты представления о процессах психической регуляции и саморегуляции; в-третьих, затрудняет исследования отдельных видов оценок и частных аспектов проблемы в специальных психологических дисциплинах; в-четвертых, осложняет решение различных практических задач (например, обучение «технике оценивания»); в-пятых, сдерживает решение методических вопросов в самой психологии, связанных с тем, что многие психологические методы основаны на использовании оценок (личностные опросники, шкалы самооценки состояний и свойств личности, оценочные методы, применяемые в психофизике, и т. д.).
Все это, с одной стороны, свидетельствует о неординарности проблемы оценки для науки в целом, об актуальности изучения оценочной функции психики для решения теоретических и практических задач, стоящих перед психо-логической наукой на современном этапе, о необходимости проведения именно общепсихологического анализа проблемы. С другой стороны, становится очевидно, что разработка теоретических представлений об оценочной функции психики вместе с изучением специфических особенностей частных видов оценки и разнообразных прикладных аспектов проблемы представляет собой самостоятельное направление исследований в психологии, которое, с учетом многоаспектности и многогранности проблемы уже в ближайшей перспективе может превратиться в новую отрасль психологического знания – психологию оценивания и оценки.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы являлось теоретическое и экспериментальное изучение основных феноменов и закономерностей взаимодействия оценочных явлений различного уровня, механизмов их участия в регуляции поведения и деятельности.
Конкретными задачами исследования были:
— философское и общепсихологическое обоснование сущности оценки как психического явления;
— общепсихологический анализ оценочных явлений различной природы;
— системный анализ состава, структуры и закономерностей взаимодействия оценочных явлений различного уровня;
— выделение места и роли оценок и самооценок различных видов и всей системы оценочных явлений в механизмах психической регуляции и саморегуляции деятельности на различных этапах ее осуществления, а также в междеятельностной регуляции;
— экспериментальное исследование природы, структуры и функций когнитивно-аффективных оценочных комплексов успеха и неудачи, возникающих на завершающем этапе деятельности, и их влияния на различные стороны психического функционирования;
— разработка совокупности методических процедур и методик, необходимых для исследования;
— обоснование метода системной психической саморегуляции (СПСР), специально разработанного для противодействия негативным эффектам успеха и неудачи.
Предметом исследования были оценочные явления различной природы и видов, реализующие оценочную функцию психики.
Объект исследования – процессы порождения человеком оценок, самооценок и оценочных образований различной природы, видов и уровней.
Гипотезы исследования. Исходным психическим феноменом всей системы оценочных явлений является процесс специфического отражения некоторых видов объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных от-ношений, который может осуществляться на аффективном и когнитивном уровне. В процессе жизнедеятельности, общения, социализации происходит формирование интегрально-устойчивых оценочных образований сознания и самосознания, а также оценочных явлений личностного уровня. Все эти три уровня оценочных явлений представляют собой иерархизованную систему, структурные элементы которой функционируют взаимосвязано и синергично. Основное предназначение этой системы оценочных явлений заключается в преобразовании всей информации, отражаемой человеком во всех сферах психического функционирования в форму, наиболее пригодную для ее использования в процессах регуляции и саморегуляции, начиная от простейших психо-моторных актов, поведения и деятельности, до высших проявлений человеческой активности.
Одними из наиболее значимых для человека оценочных образований, возникающих на завершающем этапе деятельности, являются когнитивно-аффективные оценочно-самооценочные комплексы – успех и неудача. Рассматривая их в качестве модели сложных оценочных образований, можно проследить их регуляторное влияние на все стороны психического функционирования: на мотивацию, целеполагание, функциональное состояние, результативность деятельности и на познавательные процессы.
Методы исследования. Многоаспектность и многоуровневость структуры исследования предполагала использование комплекса разнообразных методологических подходов, методических процедур, отдельных методов, методик и приемов исследования и обработки полученных данных. Для решения первых двух задач работы использовался теоретический анализ исследований и концепций на основе метода «восхождения от абстрактного к конкретному». Для решения следующих двух задач – метод системно-структурного анализа. Остальные задачи решались путем использования экспериментальных подходов, различных методов и методик, более подробно описанных в соответствующих разделах второй части диссертации. Для вызывания успеха и неудачи в лабораторных условиях применялись две специально разработанные процедуры. Изменение функционального состояния контролировалось по комплексу психофизиологических показателей, измеряемых с помощью специально разработанного прибора и энцефалографа.
Научная новизна. Впервые в отечественной психологии предпринята попытка обоснования сущности оценки как специфической формы отражения некоторых видов отношений: оценки в широком смысле (оценки I рода) связаны с отражением объект-объектных отношений превосходства, а собственно оценки (оценки II и III рода) – с отражением субъект-объектных и субъект-субъектных потребностных или ценностных отношений предпочтения.
Для этого был проведен анализ природы объективных отношений и способов их отражения (познания).
Анализ двух принципиально различных способов отражения этих отношений – эмоционального и когнитивного – позволил обосновать существование двух равноценных видов оценок и промежуточных между ними форм.
Впервые в общей психологии выделены и описаны универсальные структурные компоненты оценочного акта: предмет, основание, процесс их сравнения (сличения, сопоставления) и оценка-результат. Исходя из этого, были разработаны схемы оценочных актов различных видов и типов.
Системный анализ всей совокупности оценочных явлений позволил вы-явить состав, структуру и закономерности взаимодействия оценочных явлений различного уровня: процессуального, интегрально-устойчивого и личностного.
В работе обосновано, что главное предназначение как всей системы оценочных явлений, так и её отдельных составляющих заключается в преобразовании всего познаваемого субъектом в универсальные формы – оценки, предназначенные для дальнейшего использования в актах регуляции и саморегуляции всех видов и уровней – от управления простым действием до общей активности личности. Показана роль оценочных явлений различных видов в механизмах психической регуляции и саморегуляции деятельности на различных этапах её осуществления.
Глобальные регулирующие эффекты сложных оценочных явлений продемонстрированы в работе на примере влияния когнитивно-аффективных оценочно-самооценочных комплексов, возникающих на завершающем этапе деятельности – успеха и неудачи – на различные стороны психического функционирования.
Впервые для экспериментального решения этой задачи были разработаны две методические процедуры искусственного вызывания равных по величине состояний успеха и неудачи. Использование этих процедур позволило выявить влияния успеха в отличие от неудачи на мотивацию, целеполагание, функциональное состояние, результативность деятельности, познавательные процессы. Для компенсации негативных изменений функционального состояния разработан и апробирован метод системной психической саморегуляции (СПСР).
В целом результаты всего исследования позволяют более обоснованно ввести в перечень основных функций психики оценочную функцию.
Теоретическая и практическая значимость. Разработка представлений о сущности оценки как специфической формы отражения отношений и двух равноценных способах отражения потребностных или ценностных отношений – когнитивном и эффективном – восполняет систему теоретических воззрений о психическом отражении, что может способствовать разрешению существующих десятилетиями противоречий в изучении проблемы ценности и оценки в логике, аксиологии, этике и эстетике.
Формирование общепсихологических представлений об оценивании и оценке, определение этих понятий, выявление состава, структуры и механизмов взаимодействия оценочных явлений различного уровня, в том числе строгое разграничение оценивания и самооценочных явлений различного уровня облегчит исследование различных видов оценок в специальных психологических дисциплинах: педагогической, возрастной, социальной психологии.
Анализ места и роли оценочных явлений различного уровня в механизмах регуляции и саморегуляции и экспериментальная демонстрация глобальности регулирующих эффектов некоторых видов оценочных явлений позволяет обосновать то, что главное регулирующее предназначение системы оценочных явлений – это реализация оценочной функции психики.
Концептуальное выделение во временной развертке деятельности завершающего этапа и экспериментальное изучение природы, функций и механизмов влияния главных психических феноменов этого этапа – успеха и неудачи – способствуют решению некоторых не раскрытых ранее аспектов проблемы психической регуляции и саморегуляции.
Выполненное исследование может послужить дополнительным стимулом и теоретической базой в разработке программы обучения «техники оценивания» в тех многочисленных видах профессиональной деятельности, в которых формирование оценок играет принципиальную роль и занимает значительную часть основного времени (учителя, врача, судьи, руководителя, а в ещё большей степени – эксперта, судьи в некоторых видах спорта, работника ОТК и т.д.).
Разработанная система представлений об оценивании и оценке и о механизмах взаимодействия оценочных явлений разного уровня позволит уточнить и пересмотреть решение методических вопросов, связанных с разработкой психодиагностических методик, основанных на оценивании и самооценивании.
Результаты исследования позволили разработать новый метод системной психической саморегуляции функционального состояния (СПСР).
Апробация работы. Основные результаты работы неоднократно обсуждались на Всесоюзных и Всероссийских съездах и конференциях, на региональных и городских конференциях, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр общей психологии Санкт-Петербургского университета, психологии Уральской государственной академии физической культуры, общей и возрастной психологии Южно-Уральского государственного университета.
Материалы диссертации использовались при чтении новых разделов курса общей психологии на специальном факультете Санкт-Петербургского университета, Челябинском государственном педагогическом университете, Южно-Уральском государственном университете.
По теме диссертации опубликована одна монография, одно методическое пособие, 8 статей и 22 тезиса докладов.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Содержание работы изложено на 385 страницах машинописного текста, включает 37 таблиц и рисунков. Список литературы содержит 386 наименований, из них 63 на иностранных языках.
Положения, выносимые на защиту.
1. Сущность оценки как психического феномена заключается в отражении некоторых видов объективных отношений: оценки I рода или оценки в широком смысле направлены на отражение объект-объектных отношений превосходства; оценки II и III рода или собственно оценки – на отражение субъект-объектных и субъект-субъектных отношений предпочтения.
2. Существует два принципиально различных, но взаимосвязанных способа отражения отношений в оценочной форме: эмоциональный и когнитивный, и соответствующие им два равноценных вида оценок – аффективные и когнитивные (с промежуточными между ними подвидами).
3. В каждом акте оценки можно выделить четыре универсальных структурных компонента: предмет или объект оценки; оценочное основание; процесс их сравнения и оценку-результат как итог этого процесса. В зависимости от специфики структурных компонентов и конкретного рода оценки выделено несколько видов оценочных актов.
4. Оценки, порождаемые в актуальном психическом процессе, являются базой всей системы оценочных явлений и в структурном отношении представляют собой элементы ее первого процессуального уровня. Второй уровень оценочных явлений – это интегрально-устойчивые оценочные образования. Третий – это уровень личностных оценочных образований.
5. Оценочные явления всех уровней сложно взаимодействуют между собой и, в конечном счете, направлены на реализацию оценочной функции психики, которая занимает как бы промежуточное место между познавательной и регуляторной функциями. Система оценочных явлений преобразует знания об отдельных элементах мира и о мире в целом, «взвешивая» их по отношению к системе потребностей человека, в универсальные регуляторные кванторы – в оценки, пригодные для использования в механизмах регуляции и саморегуляции.
6. Кроме этапов инициации и исполнения, обычно выделяемых во временной развертке целостного акта деятельности, существует завершающий этап деятельности, исходным моментом которого является прекращение всех действий по достижению цели или удовлетворению потребности, а завершается он после полного «затухания» всех процессов, связанных с оценкой и самооценкой достигнутых результатов.
7. В некоторых случаях на завершающем этапе деятельности возникают когнитивно-аффективные оценочно-самооценочные комплексы, презентируемые сознанию в виде гештальтов: успеха или неудачи. Содержание успеха и в когнитивной, и в эмоциональной составляющих очень однородно и однозначно, без существенных половых различий. Неудача, в отличие от успеха, обладает большим содержательным разнообразием, более сложной структурной композицией элементов, с существенными половыми и индивидуальными отличиями.
8. Успех и неудача вызывают специфические изменения в функциональном состоянии, познавательных процессах, целеполагании, мотивации, промежуточной и итоговой результативности деятельности, выборе вида дальнейшей активности. Такая полиэффективность успеха и неудачи свидетельствует о том, что они выполняют особую регуляторную функцию, во-первых, по отношению к психическому функционированию на этапе исполнения и на завершающем этапе деятельности, являясь внутридеятельностными механизмами; во-вторых, по отношению к другим видам деятельности и активности личности, являясь междеятельностными механизмами регуляции.
Все задачи, которые были поставлены в работе, можно разделить на три блока.
Первый из них — теоретический анализ и обоснование сущности оценки как психического феномена.
Анализ исследований, выполненных по вопросу оценивания и оценки, продемонстрировал неординарность этой проблемы для науки в целом и актуальность изучения оценочной функции психики для решения теоретических и практических задач, стоящих перед различными психологическими дисциплинами и общей психологией. При этом была обоснована необходимость начать теоретический анализ с обоснования сущности оценки на философском уровне, а затем перейти к рассмотрению общепсихологических вопросов.
Исходным моментом предпринятого «восхождения от абстрактного к конкретному» выступил анализ категории «отношение» и основных видов объективных отношений, а затем проблемы отражения и познания отношений на когнитивном и аффективном уровне.
В результате было обосновано понимание оценки как особой формы отражения некоторых видов объективных отношений: оценки в широком смысле (оценки I рода) связаны с отражением объект-объектных отношений превосходства, а собственно оценки (оценки II и III рода) – с отражением субъект-объектных и субъект-субъектных потребностных или ценностных отношений предпочтения. Анализ сущности оценки завершен определением понятий оценивания как процесса и оценки-результата, как итога фазовой динамики этого процесса.
Оценка (оценивание) как психический процесс является отражением объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе произвольного и не-произвольного сравнения (сличения, сопоставления) предмета оценки и оценочного основания, представляющего собой упорядоченную по принципу превосходства или предпочтения совокупность представлений о соответствующем классе однородных объектов или разнородных предметов одной потребности. Оценка как результат фазовой динамики процесса оценивания в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением или закономерным изменением взаимодействия со средой, осознаваемым как оценка лишь вторично.
Приведенные определения оценки как процесса оценивания и как его результата являются предельно обобщенными. В реальности за ними стоит огромная сеть разнообразных видов, подвидов, классов и родов оценок и самооценок, первичная классификация которых представлена в работе.
Многообразие оценочных явлений, вольно или невольно обнаруживаемое как в самой психологии, так и в других науках (педагогике, медицине, экономике, метрологии и т. д. ), предполагает их системный анализ, проведение которого направлено на решение второго блока задач работы.
Этот анализ начался с рассмотрения вопросов о составе и структуре отдельного оценочного акта. При этом было продемонстрировано, что в каждом акте оценки выделяются как бы четыре элемента: 1) предмет или объект оценки, воспринимаемый непосредственно или «извлекаемый» из памяти; 2) некое образование, называемое в различных работах по-разному («эталон», «стандарт», «критерий», «личная шкала», «норма» и т. д.), для обозначения которого был предложен обобщающий термин «оценочное основание», или просто «основание»; 3) процесс сравнения объекта оценки и оценочного основания; 4) отображение в какой-либо форме результата оценивания в оценке-результате.
Наиболее важными из элементов структурной «формулы» оценки, бес-спорно, являются основание и процесс сравнения.
Оценочные основания различаются по своей природе на аффективные, когнитивные и когнитивно-аффективные; по механизму образования – на основания, образующиеся по принципу превосходства и по принципу предпочтения. Кроме того, основания могут вырабатываться самим субъектом в течение жизни, а могут «усваиваться» и «присваиваться», будучи выработанными обществом, в готовом виде.
При подведении итогов анализа процесса сравнения, являющегося центральным актом в процессе непосредственного оценивания, выделены три момента. Первое — оценочный процесс в основном осуществляется на двух уровнях психического функционирования: эмоциональном и когнитивном; «выбор» уровня зависит от целого ряда обстоятельств. Второе — возможны различные сочетания в последовательности оценки одного и того же объекта: когнитивные оценки могут следовать за аффективными, воспроизводя и дополняя их; аффективные оценки и эмоции могут являться следствием предварительной когнитивной оценки; обе они могут осуществляться параллельно и относительно независимо друг от друга, порождая в ряде случаев когнитивно-аффективный диссонанс. И третье — возникновение и течение оценочного процесса может быть как непроизвольным и спонтанным, так и произвольным, например, в форме целенаправленного оценочного действия или профессиональной оценочной деятельности (эксперт, учитель, оценщик).
Оценки, порождаемые в психическом процессе оценивания и самооценивания, относятся к оценочным явлениям первого «процессуального» уровня. Он является самым «нижним» и самым обширным уровнем структуры оценочных явлений. Отличительный признак оценочных явлений этого уровня состоит в том, что они могут существовать только в виде актуального процесса, протекающего «здесь» и «теперь» и зависящего от ситуативных обстоятельств.
Второй уровень оценочных явлений — уровень интегрально-устойчивых оценочных образований, который формируется в процессе обобщения и интеграции ситуативных оценок в выполнении деятельности и в жизнедеятельности и поддерживается за счет того, что частные оценочные основания интегрируются в глобальные системы типа «критериального Я» и «критериального образа Мира». В самооценочной сфере ко второму уровню относятся интегрально-устойчивые самооценки наиболее глобальных объектов оценивания типа внешней привлекательности, способностей, характера, личности в целом. Во внешнеоценочной сфере — это устойчивые интегральные оценки таких важнейших объектов оценивания, как условия жизни, работы, ближайшее окружение, общество в целом.
Отличительные признаки оценочных явлений данного уровня заключаются в их незначительной зависимости от ситуативных условий в момент их актуализации и отсутствии необходимости самого процесса оценивания и центрального для него акта сравнения объекта оценки и оценочного основания.
Третий уровень системы оценочных явлений состоит из личностных оценочных образований, корни которых, как и в любых собственно свойствах личности, лежат в потребностно-мотивационной сфере. В подсистеме оценочных явлений, ориентированных на себя, к ним относится глобальное само-отношение, реализуемое, в частности, через такие свойства личности, как самоуважение и самооценка. В подсистеме внешне ориентированных оценочных явлений к ним относится глобальное отношение личности к внешнему Миру, реализуемое через такие свойства личности, как оптимизм и пессимизм, субъективные отношения личности к вещам, труду, людям. Отличительные признаки таких оценочных явлений – это то, что они не возникают в ходе оценочного процесса и не облекаются в форму оценок. Их можно обнаружить только в виде синдрома косвенных признаков – характерных особенностей свойств личности, связанных с реализацией оценочной функции психики, а именно: через характерное сочетание мотивов достижения, уровень притязаний, стиль атрибуции результатов, постоянную асимметрию в ожидании благоприятных или неблагоприятных исходов будущих событий и т. д.
Это положение подтвердилось в экспериментальном исследовании природы оценочных явлений личностного уровня и взаимосвязей между оценочными явлениями, ориентированными на себя и на внешний мир. Кроме того, было обнаружено, что большинство испытуемых (студенты I и II курса) относятся к двум из четырех типов сочетаний оценочных явлений личностного уровня: к I типу – сочетание высокого положительного отношения к внешнему миру и себе – 52%; и ко II типу – сочетание высокого положительного отношения к себе и выраженного негативного отношения к внешнему миру – 28%. Представителей двух других типов – с высоким положительным отношением к внешнему миру и негативным к себе (III тип) и с одновременно негативным отношением к себе и к внешнему миру (IV тип) – судя по всему, можно обнаружить только в специальных выборках, например, среди пациентов психиатров и психотерапевтов.
Все три уровня оценочных явлений представляют собой систему явлений, сложно взаимодействующих между собой и направленных на реализацию оценочной функции психики. Оценочные явления личностного уровня определяют работу остальных уровней системы оценочных явлений. Примерно у половины испытуемых оценочные явления личностного уровня с ориентацией на себя и внешний мир позитивно взаимосвязаны между собой. Сочетание такого типа является наиболее адаптивным. Остальные сочетания оценочных явлений личностного уровня менее адаптивны и порождают различные проблемы в реализации оценочной функции психики.
Третий блок основных задач работы заключался в изучении места и роли как отдельных оценочных феноменов, так и всей системы оценочных явлений в регуляции и саморегуляции деятельности.
Если говорить о месте оценочной функции в глобальном психическом функционировании, то очевидно, что она находится как бы между познанием и регуляцией. Все, что человек познает, он в конечном счете использует для организации своего поведения и деятельности. Однако знания, которые являются продуктом познавательной функции, чаще всего не пригодны для прямого использования в процессах регуляции. Необходимо их упрощение и приведение к единообразным регуляторным кванторам. Эту функцию преобразования знаний об отдельных элементах мира и о мире в целом в оценке «взвешенных» по отношению к системе потребностей человека как раз и выполняет оценочные явления разного уровня. Изменяют поведение человека не столько сами новые знания, сколько то, как будут они оценены. Понимание тонких механизмов порождения оценок и умение управлять ими открывают безграничные возможности в управлении поведением человека как на его благо, так и во вред. В этом заключается уникальное прикладное значение изучения проблемы оценивания.
В регуляции деятельности на разных этапах ее временной развертки принимают участие все виды оценочных явлений, поскольку все они выполняют регуляторную функцию. Однако среди них есть виды, специально предназначенные для непосредственного участия в процессах регуляции и саморегуляции.
На этапе инициации деятельности, начинающемся от момента первого побуждения к активности и заканчивающемся началом выполнения действий, специфически регуляторными являются оценки субъективной ценности цели, оценки субъективной вероятности достижения цели («оценки исходов») и др. Кроме них, на этом этапе в регуляции участвует почти весь спектр процессуальных оценок. За ними как бы стоят оценки и самооценки устойчиво-интегрального и личностного уровня, составляя общий фон, от которого зависят «оттенки» отдельных оценок.
Ко второй группе специфических оценок, принимающих участие в регуляции деятельности на этапе исполнения деятельности, начинающегося от момента начала действий до их полного прекращения, относится особый класс оценок, названных в работе «текущими». Это — оценки, возникающие в процессе непрерывного сличения достигнутого и эталонного (или запланированного), который происходит на любом из уровней регуляции: от управления движением до управления отдельными операциями, действиями или циклами действий.
Кроме этих двух этапов временной развертки деятельности, обычно выделяемых в концепциях по регуляции деятельности, в работе обосновано вы-деление еще одного этапа — этапа завершения деятельности. Его исходным моментом является полное прекращение действий по достижении намеченной цели, а завершается он окончательным «затуханием» всех процессов, связанных с окончанием деятельности, и, в первую очередь, процессов оценки достигнутых результатов и вызванных этим переживаний. Достигнутый результат как бы «притягивает» к себе и «завязывает» в один узел целую систему оценок и эмоциональных переживаний разного уровня и происхождения.
Особенно сложные оценочные образования формируются тогда, когда результат деятельности является высоко значимым для личности и общества. В этом случае в процессе отражения и оценки результата возникают сложные когнитивно-аффективные оценочно-самооценочные комплексы, которые презентуются сознанию субъекта в виде целостных «гештальтов»: успеха и неудачи.
Уже само обозначение этих комплексов как когнитивно-аффективных предполагает, что самые большие блоки их внутренней структуры — это когнитивные и эмоциональные составляющие.
Главными компонентами когнитивного блока являются когнитивные оценки и самооценки результата деятельности. Для того чтобы выявить их состав, проведен анализ специфики и структурной организации деятельностей, на завершенном этапе которых возникает успех и неудача. Это позволило обосновать, что оценка и самооценка итогов деятельности может осуществляться по отношению сразу к нескольким основаниям: эталону продукта деятельности, личным целям достижения, социальному стандарту, «присвоенному» субъектом деятельности и т.д.
Кроме того, в когнитивную составляющую успеха и неудачи входят оценки результатов деятельности партнеров по ее совместному выполнению, значимых для исполнителя деятельности людей (учитель, тренер, друзья, родители) и официальных лиц (руководитель, начальник и т.д.).
Экспериментальное исследование эмоциональных составляющих успеха и неудачи показало, что эмоциональное содержание успеха почти полностью совпадает с переживанием радости, явилось очень однородным и без существенных половых различий. Эмоциональное содержание неудачи значительно разнороднее успеха. В его паттерн входят элементы печали и страха, дополняющиеся у девушек элементами вины и стыда, а у юношей удивления, негодования и гнева.
В экспериментальном исследовании влияния успеха и неудачи в предыдущей деятельности на начальный этап инициации новой были получены данные о существенных различиях в выборе вида активности. После успеха предпочтение чаще отдается деятельности, связанной с достижением, а после неудачи чаще, чем после успеха, выбирается менее жестко связанная с достижением активность. Были также обнаружены отличия в целеполагании и мотивации достижения в новой деятельности в зависимости от того, достиг ли испытуемый в предыдущей деятельности успеха или потерпел неудачу. Все это свидетельствует о том, что успех и неудача играют не только важную роль в регуляции и саморегуляции той деятельности, в которой они возникли, являясь «внутридеятельностными» механизмами регуляции, но выполняют также особую функцию «связывания» отдельных деятельностей между собой, являясь «междеятельностными» механизмами регуляции.
Понимание успеха и неудачи как когнитивно-аффективных оценочных комплексов, имеющих сложную разноуровневую структуру, позволяет объяснить экспериментально установленную в работе полиэффективность успеха и неудачи. Достигнутые успех или неудача вызывают изменения в функциональном состоянии, результативности деятельности и в когнитивных процессах.
Под влиянием успеха и неудачи происходят специфические изменения функционального состояния. При успехе низкой интенсивности в большей степени повышается активация соматической и вегетативной нервной системы, а при неудаче – центральной нервной системы и субъективного переживания.
Под влиянием неудачи низкой интенсивности происходит более значительное, чем при успехе, увеличение скорости при значительном снижении качества выполнения заданий.
Успех средней интенсивности оказывает некоторое позитивное влияние на улучшение продуктивности процессов восприятия и мышления и вызывает значительное ухудшение кратковременной памяти. Неудача средней интенсивности оказывает негативное влияние на продуктивность всех познавательных процессов: восприятие, памяти и мышления. Причем после неудачи снижение кратковременного запоминания происходит значительно сильнее, чем после успеха, а скорость мыслительных процессов изменяется более разнородно, чем после успеха.
Долговременное запоминание ситуаций, связанных с успехом и неудачей (в учебе и спорте), происходило тоже по-разному: успех запоминался в два раза чаще по сравнению с неудачей.
Обсуждение полученных результатов о специфическом изменении состояния, результативности и познавательных процессов проводилось на основе представлений об успехе и неудаче как о сложных когнитивно-аффективных оценочных комплексах, оказывающих влияние на психическое функционирование по двум каналам регуляции — аффективному и когнитивному, через соответствующие каждому из них механизмам непосредственной регуляции: мотивационному активационному, осознанной и волевой регуляции. Влияние каждого из этих механизмов при успехе отличается от влияния при неудаче, причем сочетание их влияния при успехе и неудаче низкой и средней интенсивности также специфично.
Для регуляции и саморегуляции негативных эффектов успеха и неудачи предложено два взаимно дополняющих подхода. Первый представляет собой заблаговременное воспитание таких качеств, которые необходимы для противодействия негативному влиянию успеха и неудачи путем реорганизации процесса обучения и воспитания так, чтобы они основывались на индивидуальных относительных нормах. Второй подход — это специально разработанный метод системной психической саморегуляции (СПСР), предназначенный для оперативной и дифференцированной регуляции специфических изменений, вызванных успехом и неудачей, в каждой из трех форм активации — соматической, церебральной и вегетативной.
Первый из них — теоретический анализ и обоснование сущности оценки как психического феномена.
Анализ исследований, выполненных по вопросу оценивания и оценки, продемонстрировал неординарность этой проблемы для науки в целом и актуальность изучения оценочной функции психики для решения теоретических и практических задач, стоящих перед различными психологическими дисциплинами и общей психологией. При этом была обоснована необходимость начать теоретический анализ с обоснования сущности оценки на философском уровне, а затем перейти к рассмотрению общепсихологических вопросов.
Исходным моментом предпринятого «восхождения от абстрактного к конкретному» выступил анализ категории «отношение» и основных видов объективных отношений, а затем проблемы отражения и познания отношений на когнитивном и аффективном уровне.
В результате было обосновано понимание оценки как особой формы отражения некоторых видов объективных отношений: оценки в широком смысле (оценки I рода) связаны с отражением объект-объектных отношений превосходства, а собственно оценки (оценки II и III рода) – с отражением субъект-объектных и субъект-субъектных потребностных или ценностных отношений предпочтения. Анализ сущности оценки завершен определением понятий оценивания как процесса и оценки-результата, как итога фазовой динамики этого процесса.
Оценка (оценивание) как психический процесс является отражением объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе произвольного и не-произвольного сравнения (сличения, сопоставления) предмета оценки и оценочного основания, представляющего собой упорядоченную по принципу превосходства или предпочтения совокупность представлений о соответствующем классе однородных объектов или разнородных предметов одной потребности. Оценка как результат фазовой динамики процесса оценивания в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением или закономерным изменением взаимодействия со средой, осознаваемым как оценка лишь вторично.
Приведенные определения оценки как процесса оценивания и как его результата являются предельно обобщенными. В реальности за ними стоит огромная сеть разнообразных видов, подвидов, классов и родов оценок и самооценок, первичная классификация которых представлена в работе.
Многообразие оценочных явлений, вольно или невольно обнаруживаемое как в самой психологии, так и в других науках (педагогике, медицине, экономике, метрологии и т. д. ), предполагает их системный анализ, проведение которого направлено на решение второго блока задач работы.
Этот анализ начался с рассмотрения вопросов о составе и структуре отдельного оценочного акта. При этом было продемонстрировано, что в каждом акте оценки выделяются как бы четыре элемента: 1) предмет или объект оценки, воспринимаемый непосредственно или «извлекаемый» из памяти; 2) некое образование, называемое в различных работах по-разному («эталон», «стандарт», «критерий», «личная шкала», «норма» и т. д.), для обозначения которого был предложен обобщающий термин «оценочное основание», или просто «основание»; 3) процесс сравнения объекта оценки и оценочного основания; 4) отображение в какой-либо форме результата оценивания в оценке-результате.
Наиболее важными из элементов структурной «формулы» оценки, бес-спорно, являются основание и процесс сравнения.
Оценочные основания различаются по своей природе на аффективные, когнитивные и когнитивно-аффективные; по механизму образования – на основания, образующиеся по принципу превосходства и по принципу предпочтения. Кроме того, основания могут вырабатываться самим субъектом в течение жизни, а могут «усваиваться» и «присваиваться», будучи выработанными обществом, в готовом виде.
При подведении итогов анализа процесса сравнения, являющегося центральным актом в процессе непосредственного оценивания, выделены три момента. Первое — оценочный процесс в основном осуществляется на двух уровнях психического функционирования: эмоциональном и когнитивном; «выбор» уровня зависит от целого ряда обстоятельств. Второе — возможны различные сочетания в последовательности оценки одного и того же объекта: когнитивные оценки могут следовать за аффективными, воспроизводя и дополняя их; аффективные оценки и эмоции могут являться следствием предварительной когнитивной оценки; обе они могут осуществляться параллельно и относительно независимо друг от друга, порождая в ряде случаев когнитивно-аффективный диссонанс. И третье — возникновение и течение оценочного процесса может быть как непроизвольным и спонтанным, так и произвольным, например, в форме целенаправленного оценочного действия или профессиональной оценочной деятельности (эксперт, учитель, оценщик).
Оценки, порождаемые в психическом процессе оценивания и самооценивания, относятся к оценочным явлениям первого «процессуального» уровня. Он является самым «нижним» и самым обширным уровнем структуры оценочных явлений. Отличительный признак оценочных явлений этого уровня состоит в том, что они могут существовать только в виде актуального процесса, протекающего «здесь» и «теперь» и зависящего от ситуативных обстоятельств.
Второй уровень оценочных явлений — уровень интегрально-устойчивых оценочных образований, который формируется в процессе обобщения и интеграции ситуативных оценок в выполнении деятельности и в жизнедеятельности и поддерживается за счет того, что частные оценочные основания интегрируются в глобальные системы типа «критериального Я» и «критериального образа Мира». В самооценочной сфере ко второму уровню относятся интегрально-устойчивые самооценки наиболее глобальных объектов оценивания типа внешней привлекательности, способностей, характера, личности в целом. Во внешнеоценочной сфере — это устойчивые интегральные оценки таких важнейших объектов оценивания, как условия жизни, работы, ближайшее окружение, общество в целом.
Отличительные признаки оценочных явлений данного уровня заключаются в их незначительной зависимости от ситуативных условий в момент их актуализации и отсутствии необходимости самого процесса оценивания и центрального для него акта сравнения объекта оценки и оценочного основания.
Третий уровень системы оценочных явлений состоит из личностных оценочных образований, корни которых, как и в любых собственно свойствах личности, лежат в потребностно-мотивационной сфере. В подсистеме оценочных явлений, ориентированных на себя, к ним относится глобальное само-отношение, реализуемое, в частности, через такие свойства личности, как самоуважение и самооценка. В подсистеме внешне ориентированных оценочных явлений к ним относится глобальное отношение личности к внешнему Миру, реализуемое через такие свойства личности, как оптимизм и пессимизм, субъективные отношения личности к вещам, труду, людям. Отличительные признаки таких оценочных явлений – это то, что они не возникают в ходе оценочного процесса и не облекаются в форму оценок. Их можно обнаружить только в виде синдрома косвенных признаков – характерных особенностей свойств личности, связанных с реализацией оценочной функции психики, а именно: через характерное сочетание мотивов достижения, уровень притязаний, стиль атрибуции результатов, постоянную асимметрию в ожидании благоприятных или неблагоприятных исходов будущих событий и т. д.
Это положение подтвердилось в экспериментальном исследовании природы оценочных явлений личностного уровня и взаимосвязей между оценочными явлениями, ориентированными на себя и на внешний мир. Кроме того, было обнаружено, что большинство испытуемых (студенты I и II курса) относятся к двум из четырех типов сочетаний оценочных явлений личностного уровня: к I типу – сочетание высокого положительного отношения к внешнему миру и себе – 52%; и ко II типу – сочетание высокого положительного отношения к себе и выраженного негативного отношения к внешнему миру – 28%. Представителей двух других типов – с высоким положительным отношением к внешнему миру и негативным к себе (III тип) и с одновременно негативным отношением к себе и к внешнему миру (IV тип) – судя по всему, можно обнаружить только в специальных выборках, например, среди пациентов психиатров и психотерапевтов.
Все три уровня оценочных явлений представляют собой систему явлений, сложно взаимодействующих между собой и направленных на реализацию оценочной функции психики. Оценочные явления личностного уровня определяют работу остальных уровней системы оценочных явлений. Примерно у половины испытуемых оценочные явления личностного уровня с ориентацией на себя и внешний мир позитивно взаимосвязаны между собой. Сочетание такого типа является наиболее адаптивным. Остальные сочетания оценочных явлений личностного уровня менее адаптивны и порождают различные проблемы в реализации оценочной функции психики.
Третий блок основных задач работы заключался в изучении места и роли как отдельных оценочных феноменов, так и всей системы оценочных явлений в регуляции и саморегуляции деятельности.
Если говорить о месте оценочной функции в глобальном психическом функционировании, то очевидно, что она находится как бы между познанием и регуляцией. Все, что человек познает, он в конечном счете использует для организации своего поведения и деятельности. Однако знания, которые являются продуктом познавательной функции, чаще всего не пригодны для прямого использования в процессах регуляции. Необходимо их упрощение и приведение к единообразным регуляторным кванторам. Эту функцию преобразования знаний об отдельных элементах мира и о мире в целом в оценке «взвешенных» по отношению к системе потребностей человека как раз и выполняет оценочные явления разного уровня. Изменяют поведение человека не столько сами новые знания, сколько то, как будут они оценены. Понимание тонких механизмов порождения оценок и умение управлять ими открывают безграничные возможности в управлении поведением человека как на его благо, так и во вред. В этом заключается уникальное прикладное значение изучения проблемы оценивания.
В регуляции деятельности на разных этапах ее временной развертки принимают участие все виды оценочных явлений, поскольку все они выполняют регуляторную функцию. Однако среди них есть виды, специально предназначенные для непосредственного участия в процессах регуляции и саморегуляции.
На этапе инициации деятельности, начинающемся от момента первого побуждения к активности и заканчивающемся началом выполнения действий, специфически регуляторными являются оценки субъективной ценности цели, оценки субъективной вероятности достижения цели («оценки исходов») и др. Кроме них, на этом этапе в регуляции участвует почти весь спектр процессуальных оценок. За ними как бы стоят оценки и самооценки устойчиво-интегрального и личностного уровня, составляя общий фон, от которого зависят «оттенки» отдельных оценок.
Ко второй группе специфических оценок, принимающих участие в регуляции деятельности на этапе исполнения деятельности, начинающегося от момента начала действий до их полного прекращения, относится особый класс оценок, названных в работе «текущими». Это — оценки, возникающие в процессе непрерывного сличения достигнутого и эталонного (или запланированного), который происходит на любом из уровней регуляции: от управления движением до управления отдельными операциями, действиями или циклами действий.
Кроме этих двух этапов временной развертки деятельности, обычно выделяемых в концепциях по регуляции деятельности, в работе обосновано вы-деление еще одного этапа — этапа завершения деятельности. Его исходным моментом является полное прекращение действий по достижении намеченной цели, а завершается он окончательным «затуханием» всех процессов, связанных с окончанием деятельности, и, в первую очередь, процессов оценки достигнутых результатов и вызванных этим переживаний. Достигнутый результат как бы «притягивает» к себе и «завязывает» в один узел целую систему оценок и эмоциональных переживаний разного уровня и происхождения.
Особенно сложные оценочные образования формируются тогда, когда результат деятельности является высоко значимым для личности и общества. В этом случае в процессе отражения и оценки результата возникают сложные когнитивно-аффективные оценочно-самооценочные комплексы, которые презентуются сознанию субъекта в виде целостных «гештальтов»: успеха и неудачи.
Уже само обозначение этих комплексов как когнитивно-аффективных предполагает, что самые большие блоки их внутренней структуры — это когнитивные и эмоциональные составляющие.
Главными компонентами когнитивного блока являются когнитивные оценки и самооценки результата деятельности. Для того чтобы выявить их состав, проведен анализ специфики и структурной организации деятельностей, на завершенном этапе которых возникает успех и неудача. Это позволило обосновать, что оценка и самооценка итогов деятельности может осуществляться по отношению сразу к нескольким основаниям: эталону продукта деятельности, личным целям достижения, социальному стандарту, «присвоенному» субъектом деятельности и т.д.
Кроме того, в когнитивную составляющую успеха и неудачи входят оценки результатов деятельности партнеров по ее совместному выполнению, значимых для исполнителя деятельности людей (учитель, тренер, друзья, родители) и официальных лиц (руководитель, начальник и т.д.).
Экспериментальное исследование эмоциональных составляющих успеха и неудачи показало, что эмоциональное содержание успеха почти полностью совпадает с переживанием радости, явилось очень однородным и без существенных половых различий. Эмоциональное содержание неудачи значительно разнороднее успеха. В его паттерн входят элементы печали и страха, дополняющиеся у девушек элементами вины и стыда, а у юношей удивления, негодования и гнева.
В экспериментальном исследовании влияния успеха и неудачи в предыдущей деятельности на начальный этап инициации новой были получены данные о существенных различиях в выборе вида активности. После успеха предпочтение чаще отдается деятельности, связанной с достижением, а после неудачи чаще, чем после успеха, выбирается менее жестко связанная с достижением активность. Были также обнаружены отличия в целеполагании и мотивации достижения в новой деятельности в зависимости от того, достиг ли испытуемый в предыдущей деятельности успеха или потерпел неудачу. Все это свидетельствует о том, что успех и неудача играют не только важную роль в регуляции и саморегуляции той деятельности, в которой они возникли, являясь «внутридеятельностными» механизмами регуляции, но выполняют также особую функцию «связывания» отдельных деятельностей между собой, являясь «междеятельностными» механизмами регуляции.
Понимание успеха и неудачи как когнитивно-аффективных оценочных комплексов, имеющих сложную разноуровневую структуру, позволяет объяснить экспериментально установленную в работе полиэффективность успеха и неудачи. Достигнутые успех или неудача вызывают изменения в функциональном состоянии, результативности деятельности и в когнитивных процессах.
Под влиянием успеха и неудачи происходят специфические изменения функционального состояния. При успехе низкой интенсивности в большей степени повышается активация соматической и вегетативной нервной системы, а при неудаче – центральной нервной системы и субъективного переживания.
Под влиянием неудачи низкой интенсивности происходит более значительное, чем при успехе, увеличение скорости при значительном снижении качества выполнения заданий.
Успех средней интенсивности оказывает некоторое позитивное влияние на улучшение продуктивности процессов восприятия и мышления и вызывает значительное ухудшение кратковременной памяти. Неудача средней интенсивности оказывает негативное влияние на продуктивность всех познавательных процессов: восприятие, памяти и мышления. Причем после неудачи снижение кратковременного запоминания происходит значительно сильнее, чем после успеха, а скорость мыслительных процессов изменяется более разнородно, чем после успеха.
Долговременное запоминание ситуаций, связанных с успехом и неудачей (в учебе и спорте), происходило тоже по-разному: успех запоминался в два раза чаще по сравнению с неудачей.
Обсуждение полученных результатов о специфическом изменении состояния, результативности и познавательных процессов проводилось на основе представлений об успехе и неудаче как о сложных когнитивно-аффективных оценочных комплексах, оказывающих влияние на психическое функционирование по двум каналам регуляции — аффективному и когнитивному, через соответствующие каждому из них механизмам непосредственной регуляции: мотивационному активационному, осознанной и волевой регуляции. Влияние каждого из этих механизмов при успехе отличается от влияния при неудаче, причем сочетание их влияния при успехе и неудаче низкой и средней интенсивности также специфично.
Для регуляции и саморегуляции негативных эффектов успеха и неудачи предложено два взаимно дополняющих подхода. Первый представляет собой заблаговременное воспитание таких качеств, которые необходимы для противодействия негативному влиянию успеха и неудачи путем реорганизации процесса обучения и воспитания так, чтобы они основывались на индивидуальных относительных нормах. Второй подход — это специально разработанный метод системной психической саморегуляции (СПСР), предназначенный для оперативной и дифференцированной регуляции специфических изменений, вызванных успехом и неудачей, в каждой из трех форм активации — соматической, церебральной и вегетативной.
Подобные работы
- ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ОЦЕНОЧНЫЙ СТИЛЬ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2003 - Исследование оценочной лексики потребительских отзывов в системе Яндекс.Маркет
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Оценочная функция психики (19.00.01)
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 170 р. Год сдачи: 1998 - ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Психология профессионального педагогического мышления (19.00.07)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ОЦЕНОЧНЫЙ СТИЛЬ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ (19.00. 01)
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 170 р. Год сдачи: 2003 - Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3500 р. Год сдачи: 2006



