ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАКАЗАНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
1.1 История возникновения и развития взглядов на сущность 12
наказания в отечественном уголовном праве
1.2 Понятие и признаки наказания в уголовном праве РФ 22
1.3 Отличие уголовного наказания от иных мер государственного 36
принуждения
2 ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
2.1 Определение целей наказания и их закрепление в уголовном 44
законодательстве РФ
2.2 Содержание целей уголовного наказания и их закрепление в 57
уголовном законодательстве РФ
2.3 Анализ целевых особенностей отдельных видов наказаний и 80
проблем их применения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
Уголовное наказание является одним из важнейших институтов уголовного права, интерес к которому проявляют не только профессиональные исследователи, но и широкие слои населения. Материальные и процессуальные вопросы уголовного наказания регулируются совокупностью предписаний многих отраслей права, в частности уголовного, уголовно-процессуального, уголовно¬
исполнительного, международного права. Многие вопросы понимания самого института наказания, его целей и основных принципов получили достаточно широкое освещение в современной литературе.
Наказание в уголовном праве - явление, прежде всего, социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом.
На различных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одно и ту же задачу - защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом.
Социальная функция наказания заключается в том, что в случае его применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный потерпевшему вред, удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено чувство страха и неуверенности, возникшие у граждан в связи с совершением преступления, укреплена вера в способность правоохранительных органов бороться с преступностью и надежно защищать интерес человека, общества или государства.
Актуальность темы дипломного исследования определяется
теоретической и практической значимостью широкого круга вопросов, связанных с формированием и эволюцией пенитенциарной системы и тем воздействием, которое она оказывает на правовые процессы в современном мире. Спор о сущности наказания ведется не одно столетие, но до сих пор ученые не могут прийти к единому мнению в определении понятия и целей наказания. Ценности гражданского общества обусловливают приоритетность задач обеспечения прав человека, сохраняющей свою актуальность и в случаях их ограничения. Сложившиеся социально-политические отношения обусловливают изменение подходов и к дальнейшему совершенствованию института наказания.
Изучение истории развития теории наказания является одной из важных проблем в исследованиях историко-правовой науки. Исследование проблем теории наказания приобретает особую значимость в связи с
реформированием уголовной и уголовно-исполнительной отраслей права. Изучение формирования и эволюции теории наказания необходимо для правильного понимания и всесторонней оценки ее роли и истинного предназначения в современной отечественной правовой доктрине.
Концепция наказания современных государств прошла большой
исторический путь своего развития, имеет целый ряд этапов, каждому из которых соответствует та или иная теоретическая разработка с присущими только ей характерными чертами и целями.
Указанные положения и предопределили выбор темы дипломного исследования.
Основными целями данного дипломного исследования являются теоретическое изучение и всестороннее выяснение наиболее важных и сложных вопросов, касающихся определения уголовного наказания и его целей; исследование политико-правовых идей, взглядов, их социальных носителей (субъектов) в теории наказания и определение на этой основе направления совершенствования современной концепции наказания.
Достижение указанных целей обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- определить признаки, присущие наказанию, и на основе этого дать характеристику понятия наказания;
- провести теоретическое осмысление уголовного наказания как института карательной практики;
- провести анализ закрепленных в УК РФ целей наказания;
- осуществить историко-правовое исследование уголовно-правовых норм, закрепляющих определение наказания, с целью выявления преемственности современного закона, его достоинств и недостатков;
- проанализировать проблемы совершенствования правоприменительной практики в отношении преступлений.
Объектом дипломного исследования является категория наказания в российском уголовном праве.
Предметом исследования выступают как ранее действовавшие, так и ныне действующие уголовно-правовые нормы, определяющие понятие и цели наказания, а также научная и учебная литература, посвященная анализируемой категории.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных ученых в области уголовного, уголовно-исполнительного права
(Н.Д. Сергеевский, П.И. Люблинский, А.Н. Трайнин, Н.С. Таганцев, М.Д. Шаргородский, И.С. Ной, И.И. Карпец, А.И. Чучаев и др.), а также зарубежных правоведов (Ч. Беккария, Ф. Лист, К. Биндинг).
Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, международные правовые акты (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.), содержащие общепризнанные нормы и принципы в
области уголовного наказания, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России и других государств, имеющие отношение к теме исследования (Уголовный кодекс РФ 1996 г., Уголовный кодекс РСФСР 1960 г., Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ).
Степень разработанности темы исследования. На протяжении
длительного времени ученые-юристы во всем мире занимаются исследованием различных аспектов исторического развития института наказания. Проблемам исследования теории наказания посвящены достаточно содержательные труды, которые на сегодняшний день не утратили своей ценности как источники информации. Однако некоторые вопросы рассматривались исключительно в рамках господствовавших длительный период политико-идеологических установок, что давало своеобразную интерпретацию исторических событий и фактов, искажая тем самым их понимание.
Нельзя не отметить авторов фундаментальных изданий, наиболее полно раскрывающих исторические этапы становления и развития зарубежной теории наказания. Это работы Ф. Аллена, М. Анселя, И.А.
Вольтера, Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, И. Канта, К. Маркса, Ш.Л. Монтескье, П. Фейербаха. Работы вышеперечисленных авторов, как правило, носят в основном историко-правовой, обзорный характер, и содержат основные положения концепции наказания в зависимости от правовой системы. В особенности большой интерес представляет произведение Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях» 1764 г., которое вызвало большой резонанс в европейском и российском обществе, и подготовило почву для будущих перемен. В своем трактате он высказал мысли, далеко опередившие время, в котором он жил. В дореволюционное время в России теоретические разработки данного вопроса провели С.Е. Десницкий,А.А. Жижиленко, А.П. Куницын, А.Н. Радищев, Н.Д. Сергиевский, В.С. Соловьев, А.А. Филиппов. Труды российских правоведов И.Я. Фойницкого и Н.С. Таганцева также считаются основополагающими. Они воплотили в них совокупность наиболее распространенных в конце XIX в. европейских доктрин о наказании в сравнении с отечественной правовой мыслью.
Историография советского периода, отражающая исследуемую
проблематику, имеет определенную идеологическую направленность, характерную для данного исторического периода. Информация
осмысливается и подается с учетом происходящих в обществе политических событий в рамках официально принятой в обществе идеологии. Однако исследователи советского периода также внесли большой вклад в становление историко-правовых основ теории наказания и заложили
теоретические основы фундамента для современного понимания проблем наказания. Было бы ошибочным представлять советский этап как эпоху, не имеющую исторических корней. Преемственность авторских теорий, прежде всего, проявилась в восприятии передовых идей, сформировавшихся в российском обществе еще в дореволюционный период.
Среди авторов научно-исследовательских работ по советской теории наказания можно выделить Н.А. Беляева, Г.М. Злобина, И.И. Карпеца, В.М. Когана, Б.С. Никифорова, И.С. Ноя, А.А. Пионтковского,
И.П. Разумовского, Н.А. Стручкова, Б.С. Утевского. Эти ученые внесли весомый вклад в развитие историко-правовых направлений концепции наказания. Стоит отдельно отметить фундаментальные труды
М.Д. Шаргородского, посвященные эволюции правового наказания, раскрытию его целей, как в период советского государства, так и во время эксплуататорского общества.
На современном этапе развития юридической науки в среде правоведов значительно активизировалась разработка новых подходов к теории наказания. Во многом это связано с тенденцией гуманизации наказания в демократическом обществе, что неизбежно заставляет обращаться к историческому опыту осмысления проблемы наказания. Большой интерес современных юристов к исследуемой проблематике отражает необходимость теоретико-правового анализа той роли, которую играет институт наказания в системе регулирования общественных отношений как средство защиты прав личности.
Авторы публикаций последних лет стремятся к наивысшей степени объективности в отражении исторической реальности. Комплексные историко-правовые исследования теории наказания проводились
В.И. Зубковой, А.Ф. Маруковым, С.А. Мурашовой, В.С. Нерсесянц,
К.А. Сыч, А.И. Фатхутдиновым, Р.Н. Дусаевым, А.Д. Черновым, В.Ф. Ширяевым, О.Ф. Шишовым, Р.Х. Якуповым.
Данная дипломная работа не претендует на исчерпывающее освещение указанной проблемы. Однако была предпринята попытка дать более или менее полное представление о понятии и целях наказания, как с позиции современной отечественной правовой доктрины, так и с точки зрения правовых учений представителей прошлого. Накопленный и изученный материал позволяет объективнее и глубже проникнуть в саму природу такого правового явления, как институт наказания, понять его роль в процессе укрепления государственности.
Ряд выводов, сформулированных на основе результатов дипломного исследования, носит постановочный либо дискуссионный характер.
В ходе написания дипломной работы были изучены нормативно-правовые акты, научная литература, монографии отдельных авторов, что позволило провести теоретическое осмысление понятия уголовного наказания и его целей, определить признаки наказания, проанализировать проблемы совершенствования правоприменительной практики в отношении преступлений. Дипломное исследование позволило сделать следующие выводы.
Чтобы назначить справедливое наказание, требуется выяснить, в чем же заключается его суть. Особенность данного вопроса в том, что огромное количество ученых, исследователей, правоведов на протяжении ни одного столетия занимаются изучением понятия наказания, а мнений по этому вопросу не так много. Проблема же сводится к тому, что мнения эти диаметрально противоположны друг другу. Противоречия заключаются в признании карательного элемента основополагающим при назначении наказания одними исследователями и в отрицании его другими.
Сторонники кары как одной из целей уголовного наказания
А.Н. Беляев, В.Г. Смирнов, И.И. Каппец, П.П. Осипов и ряд других ученых утверждают, что наказание назначается не только для того, чтобы конкретный человек не совершал преступлений, но и за то, что он уже совершил. Воздаяние, считают они, не связано с бездумной формулой «смерть за смерть», но преступник получает наказание, являющееся в определенной степени возмездием за содеянное. Кроме того, в его наказании часто заинтересованы близкие потерпевшего. И наконец, наказание преследует цель кары еще и потому, что в качестве одной из составных частей оно содержит в себе кару.
Противники такого подхода (А.А. Герцензон, А.А. Пионтковский, А.Л. Ременсон, М.Д. Шаргородский и др.) утверждали, в свою очередь, что кара является сущностью наказания и не может ни в коем случае являться его 99
целью. Конечной целью превенция преступлений.
Есть еще одно мнение по поводу наказания, хотя в правовой сфере оно практически не рассматривается. Анализируя духовно-нравственные и психологические аспекты государственного наказания Л.Н. Толстой полагал, что уголовное наказание, как и другие виды наказаний, в своей сущности должно стать надлежащим поучением, назиданием, исцелением и
исправлением посредством целесообразного и справедливого воздаяния, кары, восстановления нарушенного права. Прав был Л.Н. Толстой, говоривший, что «наказание есть понятие, из которого выросло
человечество... Наказывать - по-русски значит поучать. Поучать можно только примером. Воздаяние же злом за зло не поучает, а развращает». Стало быть, любое наказание, которое по своему характеру, виду или размеру не исправляет людей, а вводит в заблуждение или портит их нравственно, не может являться, по своей сути, наказанием, а только очередным ответным преступлением, которое усугубляет нестабильность правопорядка. Данная позиция выглядит наиболее убедительно.
Для более точных выводов рассмотрим следующие соотношения понятий.
Если предположить, что понятие «наказывать» синоним понятию «карать», получается, что кара уже не может быть целью наказания. В этом случае целями станут исправление и предупреждение. Если мы будем считать понятия «наказывать» и «поучать» синонимами, то цели останутся прежними.
Однако обойтись без карательного элемента невозможно. Потерпевшая сторона преступления будет требовать восстановления справедливости. Потерпевшую сторону не интересует исправится преступник или нет, будет это способствовать снижению преступности в целом или нет. Последние два вопроса волнуют в первую очередь государство. Более того, восстановление социальной справедливости выглядит единственной реальной целью (если
не в глазах потерпевшей стороны, то в глазах государства). Целей исправления и предупреждения далеко не всегда возможно достичь.
Ст. 43 УК РФ даёт чёткое понятие и называет цели наказания: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по
приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».
Современное законодательство не предусматривает понятия мести, но обозначило целью наказания восстановление социальной справедливости. Представляется, однако, что суть данных понятий одна. И не следует закрывать на это глаза. В различные периоды времени месть приобретает разные формы. Восстановление социальной справедливости - это более цивилизованное понятие, не противоречащее нормам
внутригосударственного и международного права. Форма осуществления мести также может быть цивилизованной. Международное сообщество стремится к минимизации насилия в любом его проявлении.
Перед государством ставится сложная задача - назначить наказание, соразмерное тяжести преступления. При этом надо учесть личные характеристики виновного, все обстоятельства дела и много других нюансов, чтобы наказание смогло послужить (по возможности) также целям
исправления и предупреждения.
Цель предупреждения преступления по своей сути также является сложной. Логично предположить, что достижение цели общей превенции более реально при установлении жестких санкций за преступления. И, наоборот, частная превенция предполагает снижение пределов уголовной ответственности.
Реализация данной задачи представляется реальной при индивидуальном подходе в назначении наказания. Если принимать во внимание оба значения понятия «наказывать» (карать-поучать), при этом дифференцируя понятие превенции, то все становится на свои места. При этом не следует изначально ставить сразу все цели. Таким образом получается, ставя цель исправления, она скорее всего будет достигнута наряду с целью превенции. Цель восстановления социальной справедливости будет достигнута наверняка; и в том и в другом случае виновные понесут наказание. Взаимодополняя друг друга, эти два подхода в назначении наказания будут способствовать
реализации общих целей. Можно предположить, что так и происходит на практике. Проблема сводится к отрицанию карательного элемента, без которого, как уже было сказано выше, не обойтись.
Цель исправления рассчитана на то, что человек не будет впредь совершать преступные деяния. По большому счету, не имеет значения, чем он будет руководствоваться - чувством страха или осознанием своей неправоты. В данном случае - главное результат. Вполне понятно, почему цель перевоспитания, указанная в УК РСФСР 1960 г. была заменена целью исправления. Воспитать заново взрослого человека невозможно. Так почему бы не направить политику государства на то, чтобы воспитывать детей? Процесс воспитания начинается с рождения. Главное для детей - благополучная семья, что не означает богатая. Дети должны воспитываться, прежде всего, в духе высокой морали и нравственности. Если будут созданы условия для успешного развития личности, может быть, проблема преступности не будет стоять так остро?
Считаем, необходимо увеличение числа дошкольных образовательных учреждений, школ, а также подготовка высококвалифицированных специалистов. Надо уделять усиленное внимание детям-сиротам и детям из неблагополучных семей. Необходимо увеличение числа различных социальных программ, усиление культурно-воспитательных мер. Также немаловажно заниматься профилактикой наркомании и алкоголизма.
Конечно, какие-то меры в этом направлении принимаются; необходимо, чтобы они осуществлялись регулярно и добросовестно. Одна из главных проблем общества - отсутствие нравственности от недостатка воспитания. Обязательное условие успешного решения проблемы - взаимное уважение между людьми, которое дают знания.
Выводы, сделанные в дипломной работе, в достаточной мере
субъективны, основаны на изученном материале. Не исключено, что наличие практического опыта способствовало бы мне более глубокому пониманию проблемы определения уголовного наказания и его целей.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблее ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).// Российская газета. - 1995. - №67.
2. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) // СЗ РФ.
- 2014. - № 31.- Ст. 4398.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - №1. - Ст. 1.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 3.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от
08.01.1997 г. №1-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. - №2. - Ст. 198.
6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Раздел 2 Литература
1 Азарян Е.Р. Преступление. Наказание. Правопорядок. - М.: МГУ,
2014. - 443 с.
2. Акоев К.Л. Уголовное право. Общая и особенная части: учебник для ВУЗов. - М.: МГЮА, 2014. - 558 с.
3. Алихаджиева И.С., Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А. Уголовное право: история и современность. Вопросы общей части: Учебное пособие /Под ред. Т.Г. Дауровой. - Саратов: СГУ, 2012. - 488 с.
4. Арендаренко А.В. Уголовное право России. Общая и особенная части.
- М.: НОРМА, 2014. - 644 с.
5. Афиногенов С.В. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник для студентов ВУЗов. - М.: Проспект, 2012. - 455 с.
6. Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях (издание С.Я. Беликова 1889 г.). - М.: Знание, 2013. - 188 с.
7. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. - М.: Юрайт,
2015. -276 с.
8. Бородин С.В. Проблемы возмещения ущерба за умышленные преступления // Государство и право. - 2014. - № 4. - С. 95-103.
9. Гаухман Л.Д. Уголовное право: Учебное пособие. - М.: БЕК, 2014. - 555 с.
10. Горелик А.В. Реализация принципа справедливости в правилах назначения наказания // Следователь. - 2015. - № 1. - С. 2-7.
11. Горшенков А.Г. Наказание как средство обеспечения общественной безопасности // Закон и право. - 2015. - № 2. - С. 41-46.
12. Дворянсков И. Наказание или пытка: парадокс уголовного закона. - М.: Юрайт, 2013. - 366 с.
13. Закомолдин Р.В., Агапов П.В., Дуюнов В.У. Уголовное право России: Общая и Особенная части. - М.: Приор, 2014. - 564 с.
14. Зубкова В.И. Ответственность за преступления против личности по законодательству России. - М.: МГУ, 2013.- 377 с.
15. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. - М.: Юристъ, 2013. - 346 с...55