Уголовная ответственность за взяточничество
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ 9
1.1 Понятие и сущность взяточничества 9
1.2 Исторический аспект борьбы с взяточничеством 13
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА... 24
2.1 Объект и предмет взяточничества 24
2.2 Объективная сторона взяточничества 26
2.3 Субъективная сторона взяточничества 29
3 ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 32
3.1 Квалифицирующие признаки взяточничества 32
3.2 Отграничение от смежных составов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ВВЕДЕНИЕ 6
1 РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ 9
1.1 Понятие и сущность взяточничества 9
1.2 Исторический аспект борьбы с взяточничеством 13
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА... 24
2.1 Объект и предмет взяточничества 24
2.2 Объективная сторона взяточничества 26
2.3 Субъективная сторона взяточничества 29
3 ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 32
3.1 Квалифицирующие признаки взяточничества 32
3.2 Отграничение от смежных составов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Актуальность темы. В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
Под взяточничеством понимается корыстное служебное (должностное) преступление, имеющее высокую степень общественной опасности, вызванную нарушением требований служебного долга. Смысл данного преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за выполнение определенных действий в связи с занимаемой должностью или служебным положением.
Высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что она резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и в связи с этим грубо нарушает интересы государственной службы.
Получение взятки и дача взятки - это два взаимосвязанных преступных деяний, они не могут совершаться сами по себе, вне связи друг с другом, то есть они находятся относительно друг друга в положении необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этом законодательно получение взятки расценивается как значительно более опасное для общества деяние, которое относится в соответствии с положениями частей 1, 2, 3, 4 ст. 290 УК РФ к категории особо тяжких преступлений со всеми отрицательными для виновного должностного лица уголовно-правовыми последствиями. В данном случае охраняемым законом объектом, то есть тем, на что посягает взятка, является правильная, отвечающая интересам общества функциональная работа государственного аппарата, предприятий, организаций, учреждений, а также общественных организаций. Таким образом, объективной стороной здесь является наличие не только общественно опасного деяния, но и общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Правосудие по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях должно осуществляться на основе соблюдения принципов независимости судебной власти, состязательности и равноправия сторон, соблюдения прав и свобод человека, в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Получение взятки, как и ранее, должно расцениваться как корыстное служебное преступление, как один наиболее общественно опасных видов нарушения служебного долга. В связи с этим вопрос об имущественном характере предмета взятки имеет принципиальное значение.
Сущность получения взятки состоит в том, что должностное лицо получает материальное вознаграждение или имеет возможность бесплатно (или по заниженной стоимости) получить то, что оно должно оплатить в полном объеме, совершая при этом действия (бездействие), которые являются его функциональными обязанностями (ч. 1 ст. 290 УК РФ), исполняемыми за
заработную плату, или незаконными действиями (ч. 3 ст. 290 УК РФ).
Объектом исследования является сфера общественных отношений, в рамках которых совершается взяточничество и реализуются нормы уголовного законодательства об ответственности за получение и дачу взятки.
Предмет исследования включает уголовно-правовой аспект борьбы со взяточничеством, охватывая законодательство об ответственности за получение и дачу взятки, научные труды, посвященные данной проблеме и законодательную базу борьбы с дачей и получением взятки, практические наработки в области квалификации данных деяний, а также деятельность правоохранительных органов в этой сфере.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом решении проблемы о природе и механизме действия уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за дачу и получение взятки, для пресечения и искоренения из жизни общества проявлений взяточничества и совершенствовании на этой основе законодательства об ответственности за данное преступление и практики его применения.
Для достижения данной цели автором данной работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность взяточничества в действующем уголовном законодательстве;
- проследить исторический аспект взяточничества;
- определить объект и предмет взяточничества;
- изучить объективную и субъективную стороны взяточничества;
- рассмотреть квалифицирующие признаки взяточничества;
- проследить отграничение от смежных составов.
Теоретическую основу составляют труды таких видных ученых, как Н.С. Таганцев, А.А. Пионтковский, А.Н. Трайнин, А.А. Аслаханов, Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, А.С. Горелик, Б.В. Здравомыслов, О.Х. Качмазов, А.К. Квициния, А.И. Кирпичников, Н.Ф. Кузнецова, Н.С. Лейкина, Ю.И. Ляпунов, С.В. Максимов, Н.Б. Малиновский, Г.М. Миньковский, А.Я. Светлов, П.С. Яни и других авторов.
В работах, посвященных проблемам борьбы со взяточничеством, высказывались различные точки зрения, касающиеся социальной природы данного деяния, давались уголовно правовые оценки различных проявлений взяточничества и, как правило, подчеркивалась постоянная необходимость поступательной теоретической разработки данной темы в связи с ее актуальностью и не уменьшающейся общественной опасностью.
Эмпирическую базу дипломной работы составили конкретно-прикладные исследования, опубликованные в печати, материалы судебной практики.
Теоретическое значение данного диплома выражается в разработке и обосновании основных гарантий реализации права на борьбу со взяточничеством в уголовном законе. Настоящая работа способствует развитию учения об обстоятельствах, исключающих взяточничество, а также развивает научные познания и исследования о взяточничестве.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются исторические аспекты взяточничества, анализируются исторические источники как отечественного права. В первой главе также рассматриваются вопросы понятия и юридической природы взяточничества, а также её признаков. Уяснение этих понятий будет иметь существенное значение для дальнейшего анализа института взяточничества.
Во второй главе настоящей работы анализируется объект и предмет взяточничества, объективная сторона взяточничества, субъективная сторона взяточничества.
В третьей главе настоящей работы анализируются проблемы квалификации и отграничения указанного деяния от смежных составов. Указанные положения анализируются, в том числе и на основания исследования судебной практики, которая также приведена в настоящей работе.
При написании работы были использованы монографии, статьи известных ученых, действующее и недействующее законодательство.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
Под взяточничеством понимается корыстное служебное (должностное) преступление, имеющее высокую степень общественной опасности, вызванную нарушением требований служебного долга. Смысл данного преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за выполнение определенных действий в связи с занимаемой должностью или служебным положением.
Высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что она резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и в связи с этим грубо нарушает интересы государственной службы.
Получение взятки и дача взятки - это два взаимосвязанных преступных деяний, они не могут совершаться сами по себе, вне связи друг с другом, то есть они находятся относительно друг друга в положении необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этом законодательно получение взятки расценивается как значительно более опасное для общества деяние, которое относится в соответствии с положениями частей 1, 2, 3, 4 ст. 290 УК РФ к категории особо тяжких преступлений со всеми отрицательными для виновного должностного лица уголовно-правовыми последствиями. В данном случае охраняемым законом объектом, то есть тем, на что посягает взятка, является правильная, отвечающая интересам общества функциональная работа государственного аппарата, предприятий, организаций, учреждений, а также общественных организаций. Таким образом, объективной стороной здесь является наличие не только общественно опасного деяния, но и общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Правосудие по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях должно осуществляться на основе соблюдения принципов независимости судебной власти, состязательности и равноправия сторон, соблюдения прав и свобод человека, в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Получение взятки, как и ранее, должно расцениваться как корыстное служебное преступление, как один наиболее общественно опасных видов нарушения служебного долга. В связи с этим вопрос об имущественном характере предмета взятки имеет принципиальное значение.
Сущность получения взятки состоит в том, что должностное лицо получает материальное вознаграждение или имеет возможность бесплатно (или по заниженной стоимости) получить то, что оно должно оплатить в полном объеме, совершая при этом действия (бездействие), которые являются его функциональными обязанностями (ч. 1 ст. 290 УК РФ), исполняемыми за
заработную плату, или незаконными действиями (ч. 3 ст. 290 УК РФ).
Объектом исследования является сфера общественных отношений, в рамках которых совершается взяточничество и реализуются нормы уголовного законодательства об ответственности за получение и дачу взятки.
Предмет исследования включает уголовно-правовой аспект борьбы со взяточничеством, охватывая законодательство об ответственности за получение и дачу взятки, научные труды, посвященные данной проблеме и законодательную базу борьбы с дачей и получением взятки, практические наработки в области квалификации данных деяний, а также деятельность правоохранительных органов в этой сфере.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом решении проблемы о природе и механизме действия уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за дачу и получение взятки, для пресечения и искоренения из жизни общества проявлений взяточничества и совершенствовании на этой основе законодательства об ответственности за данное преступление и практики его применения.
Для достижения данной цели автором данной работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность взяточничества в действующем уголовном законодательстве;
- проследить исторический аспект взяточничества;
- определить объект и предмет взяточничества;
- изучить объективную и субъективную стороны взяточничества;
- рассмотреть квалифицирующие признаки взяточничества;
- проследить отграничение от смежных составов.
Теоретическую основу составляют труды таких видных ученых, как Н.С. Таганцев, А.А. Пионтковский, А.Н. Трайнин, А.А. Аслаханов, Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, А.С. Горелик, Б.В. Здравомыслов, О.Х. Качмазов, А.К. Квициния, А.И. Кирпичников, Н.Ф. Кузнецова, Н.С. Лейкина, Ю.И. Ляпунов, С.В. Максимов, Н.Б. Малиновский, Г.М. Миньковский, А.Я. Светлов, П.С. Яни и других авторов.
В работах, посвященных проблемам борьбы со взяточничеством, высказывались различные точки зрения, касающиеся социальной природы данного деяния, давались уголовно правовые оценки различных проявлений взяточничества и, как правило, подчеркивалась постоянная необходимость поступательной теоретической разработки данной темы в связи с ее актуальностью и не уменьшающейся общественной опасностью.
Эмпирическую базу дипломной работы составили конкретно-прикладные исследования, опубликованные в печати, материалы судебной практики.
Теоретическое значение данного диплома выражается в разработке и обосновании основных гарантий реализации права на борьбу со взяточничеством в уголовном законе. Настоящая работа способствует развитию учения об обстоятельствах, исключающих взяточничество, а также развивает научные познания и исследования о взяточничестве.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются исторические аспекты взяточничества, анализируются исторические источники как отечественного права. В первой главе также рассматриваются вопросы понятия и юридической природы взяточничества, а также её признаков. Уяснение этих понятий будет иметь существенное значение для дальнейшего анализа института взяточничества.
Во второй главе настоящей работы анализируется объект и предмет взяточничества, объективная сторона взяточничества, субъективная сторона взяточничества.
В третьей главе настоящей работы анализируются проблемы квалификации и отграничения указанного деяния от смежных составов. Указанные положения анализируются, в том числе и на основания исследования судебной практики, которая также приведена в настоящей работе.
При написании работы были использованы монографии, статьи известных ученых, действующее и недействующее законодательство.
Таким образом, исследование проблемы взяточничества как негативного социально-политического, экономического и правового явления в обществе в настоящее время приобрело особенно значимый и неотложный характер. Это связано, в первую очередь, с возрастающей криминализацией общества в целом и глубоким укоренением коррупции в сфере государственной власти.
Законодатель структурно расположил в УК РФ состав получения взятки (ст.290) впереди статьи, предусматривающей ответственность за дачу взятки (ст. 291). Это означает, что он расценивает получение взятки как значительно более общественно опасное деяние, нежели дачу взятки. Это положение соответствует п.5 ст. 15 УК о том, что уголовно-правовая норма состава ст. 290 УК относится к категории особо тяжких преступлений.
Взяточничество - наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК, ибо является типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.
Объект преступления - основанная на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.
При этом правоприменителю следует учитывать содержание примечания 1 к ст. 285 УК РФ, формулирующий понятие должностного лица применительно ко всей гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В этой главе находятся и составы преступлений о получении и даче взятки. Это означает, что термин «должностное лицо», фигурирующий в диспозиции ст. 290 УК, надлежит рассматривать во взаимосвязи и совокупности с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ.
Обязательным признаком анализируемого преступления является его предмет. Ст. 290 УК РФ гласит, что должностное лицо должно получить взятку в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
Указывая на необходимость дополнительных теоретических разработок по проблеме взяточничества, нельзя не отметить, что ранее данная проблема в теории уголовного права разрабатывалась достаточно активно. Однако учеными и практиками, учитывая постоянно меняющуюся оперативную и социальную обстановку в обществе, должным образом еще не разработана методика и организация расследования получения и дачи взятки и смежных с ними преступлений. А необходимость социально-правовой оценки данных проявлений коррупции диктует сама жизнь и реалии практической деятельности правоохранительных органов, в компетенцию которых входит борьба с такого рода преступными проявлениями.
Русское дореволюционное законодательство различало виды взяточничества в зависимости:
а) от способа получения взятки, «мзды» (получение взятки по почину лиходателя - взяточничество в тесном смысле слова и получение взятки по почину самого берущего - вымогательство взятки);
б) от свойств деяния должностного лица, за которое дана или обещана взятка (правомерное, не связанное с нарушением обязанностей по службе, при мздоимстве и, напротив, соединенное с нарушением таких обязанностей или даже преступное - при лихоимстве);
в) от времени получения мзды (до или после соответствующего поведения должностного лица). получения мзды (до или после соответствующего поведения должностного лица). Данный анализ будет способствовать совершенствованию действующих и проектируемых уголовно-правовых норм. Экскурс в историю дает возможность проследить развитие юридической мысли. Выводы:
1) на протяжении исторического развития менялась объективная сторона преступления, т.к. в связи с изменением социально-политических и экономических условий менялись также формы и виды взяточничества;
2) круг квалифицирующих признаков также постоянно расширялся;
3) круг субъектов на протяжении всего времени имел тенденцию к конкретизации и развитию формулировки «должностного лица»;
4) наказуемость деяния также претерпевала изменения, имея тенденцию к появлению больших штрафов как альтернативы лишению свободы;
5) крупный и особо крупный размер взятки изменялся в сторону увеличения суммы. . Результат юридических исследований прошлых лет должны продолжать службу в арсенале отечественных исследователей, в связи с тем, что большинство проблемы прошлых лет и в настоящее время продолжают являться актуальными.
Предмет взятки в законе обозначался по-разному: «подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином», «всяка прибыль или иная выгода», «подарок или же не установленная законом плата, или ссуда или же какая-либо услуга, прибыль или иная выгода» и т.п. Российское уголовное законодательство не придавало никакого значения стоимости предмета взятки как обстоятельству, способному влиять на тяжесть ответственности. Более того, в законе об ответственности за лихоимство (ст. 402 Уложения 1845 г.) прямо указывалось, что ответственность наступает, сколько бы малозначительной ни была сумма денег или цена вещей, полученных лихоимцем. В работах, посвященных проблемам борьбы со взяточничеством, высказывались различные точки зрения, касающиеся социальной природы данного деяния, давались уголовно правовые оценки различных проявлений взяточничества и, как правило, подчеркивалась постоянная необходимость поступательной теоретической разработки данной темы в связи с ее актуальностью и не уменьшающейся общественной опасностью. Следует отметить, что с 1996 года по данной проблеме опубликован ряд научных работ. Так, Б.В. Волженкиным в его работе «Служебные преступления» достаточно объемно раскрыты положения, касающиеся общей характеристики взяточничества как одного из проявлений коррупции; приведены различные концептуальные точки зрения российских ученых по данному вопросу; сделана попытка исчерпывающе решить вопросы квалификации получения и дачи взятки, «мнимого посредничества» во взяточничестве, соучастия во взяточничестве, освобождения взяткодателя от уголовной ответственности и отграничения взяточничества от смежных составов, а также раскрыто содержание понятия и дана характеристика провокации взяточничества. Несмотря на, несомненно, позитивную роль всех проведенных в этом направлении исследований, нельзя не отметить, что тема не исчерпала себя ни в теоретическом, ни в практическом отношении. Целый ряд вопросов данной тематики научно-практических исследований и задач по их решению являются дискуссионными, имеют неоднозначное уголовно-правовое толкование и требуют их дальнейшего изучения и разработки новых подходов к решению практических задач борьбы со взяточничеством.
Субъект получения взятки - специальный - «должностное лицо, а также иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
Объект преступления - противоправные должностные посягательства на основанную на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.
Предмет взятки являютсяэто любые материальные ценности и услуги материального характера переданные (оказанные) должностному лицу за совершение служебных действий (бездействия) в интересах дающего
На факт получения взятки по объективным признакам указывают следующие обстоятельства:
1) если имело место вымогательство определенного вознаграждения;
2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа и обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица;
3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие) ». revolution.allbest.ru
Получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. «Как правило, именно в этот момент и происходит задержание взяткополучателя. Видимо, поэтому в п. 13 Постановления № 242 уточнено, что если виновный был изобличен в ходе оперативно-розыскного мероприятия, то его действия должны квалифицироваться как оконченное преступление и в том случае, когда ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом. Определение момента окончания преступления, предусмотренного ст. 290 УК, совершенного путем адресованного взяткодателю указания о передаче предмета взятки иному физическому или юридическому лицу, имеет некоторые особенности. Заметим, что высшая судебная инстанция в своих разъяснениях не связывает момент окончания получения взятки с возникающей у должностного лица возможностью распорядиться взяткой по своему усмотрению. Тем не менее, сам комментируемый способ предполагает не только получение взятки, но и одновременно распоряжение ею. Распоряжение взяткой, представляющее собой указание о передаче ее предмета другим лицам, является формой ее получения.
Считаем, что получение взятки путем данного виновным указания передать ее иному физическому или юридическому лицу следует считать оконченным с момента адресованной взяткодателю или посреднику просьбы или требования передать другим лицам хотя бы часть взятки. Указанию о передаче предмета взятки другим лицам предшествует сговор о ее даче и получении. Само указание может быть сделано устно, а также с использованием телефона и сети Интернет.
Необходимо также признать, что в свете возрастающей тенденции криминализации общества и появления новых все более и более изощренных способов совершения взяточничества уровень разработки данной проблемы не отвечает современным требованиям и потребностям борьбы с преступностью. В ведомственных нормативных актах требование об усилении борьбы с проявлениями коррупции носят, как правило, декларативный характер. А особенности формирования статистики по данному виду преступности порой вводят в заблуждение тех ученых, которые занимаются изучением данной проблемы без учета реалий практической деятельности. Этот вывод вытекает из содержания публикаций в независимой прессе, данных социологических тематических опросов, сложившегося в обществе и ставшего общепризнанным мнения о состоянии взяточничества, и подтверждается личным практическим опытом работы автора в отделе по борьбе с экономическими преступлениями.
Законодатель структурно расположил в УК РФ состав получения взятки (ст.290) впереди статьи, предусматривающей ответственность за дачу взятки (ст. 291). Это означает, что он расценивает получение взятки как значительно более общественно опасное деяние, нежели дачу взятки. Это положение соответствует п.5 ст. 15 УК о том, что уголовно-правовая норма состава ст. 290 УК относится к категории особо тяжких преступлений.
Взяточничество - наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК, ибо является типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.
Объект преступления - основанная на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.
При этом правоприменителю следует учитывать содержание примечания 1 к ст. 285 УК РФ, формулирующий понятие должностного лица применительно ко всей гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В этой главе находятся и составы преступлений о получении и даче взятки. Это означает, что термин «должностное лицо», фигурирующий в диспозиции ст. 290 УК, надлежит рассматривать во взаимосвязи и совокупности с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ.
Обязательным признаком анализируемого преступления является его предмет. Ст. 290 УК РФ гласит, что должностное лицо должно получить взятку в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
Указывая на необходимость дополнительных теоретических разработок по проблеме взяточничества, нельзя не отметить, что ранее данная проблема в теории уголовного права разрабатывалась достаточно активно. Однако учеными и практиками, учитывая постоянно меняющуюся оперативную и социальную обстановку в обществе, должным образом еще не разработана методика и организация расследования получения и дачи взятки и смежных с ними преступлений. А необходимость социально-правовой оценки данных проявлений коррупции диктует сама жизнь и реалии практической деятельности правоохранительных органов, в компетенцию которых входит борьба с такого рода преступными проявлениями.
Русское дореволюционное законодательство различало виды взяточничества в зависимости:
а) от способа получения взятки, «мзды» (получение взятки по почину лиходателя - взяточничество в тесном смысле слова и получение взятки по почину самого берущего - вымогательство взятки);
б) от свойств деяния должностного лица, за которое дана или обещана взятка (правомерное, не связанное с нарушением обязанностей по службе, при мздоимстве и, напротив, соединенное с нарушением таких обязанностей или даже преступное - при лихоимстве);
в) от времени получения мзды (до или после соответствующего поведения должностного лица). получения мзды (до или после соответствующего поведения должностного лица). Данный анализ будет способствовать совершенствованию действующих и проектируемых уголовно-правовых норм. Экскурс в историю дает возможность проследить развитие юридической мысли. Выводы:
1) на протяжении исторического развития менялась объективная сторона преступления, т.к. в связи с изменением социально-политических и экономических условий менялись также формы и виды взяточничества;
2) круг квалифицирующих признаков также постоянно расширялся;
3) круг субъектов на протяжении всего времени имел тенденцию к конкретизации и развитию формулировки «должностного лица»;
4) наказуемость деяния также претерпевала изменения, имея тенденцию к появлению больших штрафов как альтернативы лишению свободы;
5) крупный и особо крупный размер взятки изменялся в сторону увеличения суммы. . Результат юридических исследований прошлых лет должны продолжать службу в арсенале отечественных исследователей, в связи с тем, что большинство проблемы прошлых лет и в настоящее время продолжают являться актуальными.
Предмет взятки в законе обозначался по-разному: «подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином», «всяка прибыль или иная выгода», «подарок или же не установленная законом плата, или ссуда или же какая-либо услуга, прибыль или иная выгода» и т.п. Российское уголовное законодательство не придавало никакого значения стоимости предмета взятки как обстоятельству, способному влиять на тяжесть ответственности. Более того, в законе об ответственности за лихоимство (ст. 402 Уложения 1845 г.) прямо указывалось, что ответственность наступает, сколько бы малозначительной ни была сумма денег или цена вещей, полученных лихоимцем. В работах, посвященных проблемам борьбы со взяточничеством, высказывались различные точки зрения, касающиеся социальной природы данного деяния, давались уголовно правовые оценки различных проявлений взяточничества и, как правило, подчеркивалась постоянная необходимость поступательной теоретической разработки данной темы в связи с ее актуальностью и не уменьшающейся общественной опасностью. Следует отметить, что с 1996 года по данной проблеме опубликован ряд научных работ. Так, Б.В. Волженкиным в его работе «Служебные преступления» достаточно объемно раскрыты положения, касающиеся общей характеристики взяточничества как одного из проявлений коррупции; приведены различные концептуальные точки зрения российских ученых по данному вопросу; сделана попытка исчерпывающе решить вопросы квалификации получения и дачи взятки, «мнимого посредничества» во взяточничестве, соучастия во взяточничестве, освобождения взяткодателя от уголовной ответственности и отграничения взяточничества от смежных составов, а также раскрыто содержание понятия и дана характеристика провокации взяточничества. Несмотря на, несомненно, позитивную роль всех проведенных в этом направлении исследований, нельзя не отметить, что тема не исчерпала себя ни в теоретическом, ни в практическом отношении. Целый ряд вопросов данной тематики научно-практических исследований и задач по их решению являются дискуссионными, имеют неоднозначное уголовно-правовое толкование и требуют их дальнейшего изучения и разработки новых подходов к решению практических задач борьбы со взяточничеством.
Субъект получения взятки - специальный - «должностное лицо, а также иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
Объект преступления - противоправные должностные посягательства на основанную на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.
Предмет взятки являютсяэто любые материальные ценности и услуги материального характера переданные (оказанные) должностному лицу за совершение служебных действий (бездействия) в интересах дающего
На факт получения взятки по объективным признакам указывают следующие обстоятельства:
1) если имело место вымогательство определенного вознаграждения;
2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа и обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица;
3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие) ». revolution.allbest.ru
Получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. «Как правило, именно в этот момент и происходит задержание взяткополучателя. Видимо, поэтому в п. 13 Постановления № 242 уточнено, что если виновный был изобличен в ходе оперативно-розыскного мероприятия, то его действия должны квалифицироваться как оконченное преступление и в том случае, когда ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом. Определение момента окончания преступления, предусмотренного ст. 290 УК, совершенного путем адресованного взяткодателю указания о передаче предмета взятки иному физическому или юридическому лицу, имеет некоторые особенности. Заметим, что высшая судебная инстанция в своих разъяснениях не связывает момент окончания получения взятки с возникающей у должностного лица возможностью распорядиться взяткой по своему усмотрению. Тем не менее, сам комментируемый способ предполагает не только получение взятки, но и одновременно распоряжение ею. Распоряжение взяткой, представляющее собой указание о передаче ее предмета другим лицам, является формой ее получения.
Считаем, что получение взятки путем данного виновным указания передать ее иному физическому или юридическому лицу следует считать оконченным с момента адресованной взяткодателю или посреднику просьбы или требования передать другим лицам хотя бы часть взятки. Указанию о передаче предмета взятки другим лицам предшествует сговор о ее даче и получении. Само указание может быть сделано устно, а также с использованием телефона и сети Интернет.
Необходимо также признать, что в свете возрастающей тенденции криминализации общества и появления новых все более и более изощренных способов совершения взяточничества уровень разработки данной проблемы не отвечает современным требованиям и потребностям борьбы с преступностью. В ведомственных нормативных актах требование об усилении борьбы с проявлениями коррупции носят, как правило, декларативный характер. А особенности формирования статистики по данному виду преступности порой вводят в заблуждение тех ученых, которые занимаются изучением данной проблемы без учета реалий практической деятельности. Этот вывод вытекает из содержания публикаций в независимой прессе, данных социологических тематических опросов, сложившегося в обществе и ставшего общепризнанным мнения о состоянии взяточничества, и подтверждается личным практическим опытом работы автора в отделе по борьбе с экономическими преступлениями.
Подобные работы
- Ответственность за взяточничество по Уголовному кодексу Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Уголовная ответственность за взяточничество
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020 - «Взяточничество: понятие, признаки, виды, вопросы квалификации»
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Уголовная ответственность за провокацию взятку или коммерческого подкупа
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Уголовная ответственность за взяточничество (Российский университет транспорта)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Взяточничество: понятие, признаки, виды, вопросы квалификации
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Взяточничество: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) по законодательству России, Беларуси и Украины: сравнительный анализ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Уголовная ответственность за распространение порнографических материалов или предметов
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003





