🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ЭКОСИСТЕМА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Работа №195515

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы118
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 Теоретические основы развития молодежного предпринимательства 7
1.1 Важность развития молодежного предпринимательства 7
1.2 Тенденции развития молодежного предпринимательства в РФ и опыт создания
стартапов 17
2 Основные подходы развития молодежного предпринимательства студентов вузов и СПО (на
уровне Российской Федерации и Томской области) 26
2.1 Инструменты поддержки молодежного предпринимательства 26
2.2 Инфраструктура развития молодежного предпринимательства 42
3 Модельное представление экосистемы молодежного предпринимательства в среднем
профессиональном образовании 62
3.1 Разработка региональной модели экосистемы молодежного предпринимательства .. 62
3.2 Апробация региональной вертикально интегрированной модели предпринимательской
экосистемы 81
Заключение 97
Список использованных источников и литературы 99

Актуальность исследования экосистемы молодежного предпринимательства в системе среднего профессионального образования в контексте современных вызовов невозможно переоценить. В современном мире отмечается заметная тенденция усиления поддержки предпринимательской деятельности, в особенности среди молодого поколения, что продиктовано как экономическими факторами, так и социальными потребностями.
В первую очередь, инициативы молодых предпринимателей оказывают значительное влияние на активизацию экономического развития. Статистические данные, полученные в рамках проекта GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства), свидетельствуют о том, что государства с развитым молодежным предпринимательством характеризуются более динамичным ростом валового внутреннего продукта.
Более того, предпринимательство среди молодежи решает проблемы занятости населения. В условиях стремительной технологической эволюции и роботизации производственных процессов наблюдается сокращение числа традиционных рабочих мест, что ставит перед молодежью новые задачи и вызовы.
Молодое поколение является важной социальной базой для прогресса предпринимательства. Согласно результатам социологических исследований, проведенных в 2021 году, более 60% молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет изъявили желание заниматься предпринимательской деятельностью. В первом квартале 2023 года зафиксирован значительный рост числа индивидуальных предпринимателей и самозанятых людей младше 35 лет - на 42% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что составляет 4,68 миллиона. По информации Федеральной налоговой службы, среди самозанятых также насчитывается более 30 тысяч несовершеннолетних, относящихся к возрастной группе от 14 до 17 лет. В то же время, согласно данным 2020 года, лишь 9% молодежи воспользовались мерами государственной поддержки, тогда как 75% участников микро- и малого бизнеса осведомлены о существующих возможностях, как показало исследование, проведенное Обществом с ограниченной ответственностью «Национальное агентство финансовых исследований» [6].
Не менее важно значительное влияние молодежного предпринимательства на развитие местных сообществ. Молодые предприниматели часто открывают свои бизнесы в родных регионах, что способствует развитию местной инфраструктуры и экономики. Это особенно актуально для сельских и отдаленных районов, где традиционные рабочие места могут быть недоступны. Поддержка таких инициатив может в значительной степени снизить уровень урбанизации, укрепляя сельские территории и снижая нагрузку на городскую инфраструктуру.
Образовательные учреждения становятся ключевым элементом в развитии предпринимательского потенциала молодежи. Система среднего профессионального образования должна адаптироваться к современным вызовам, вводя программы, направленные на развитие предпринимательских навыков. Согласно различным исследованиям около 42% студентов хотят стать предпринимателями через 5 лет после получения диплома, что еще раз подчеркивает важность поддержки молодых предпринимателей во время обучения.
Степень изученности темы: проблемы формирования экосистемы молодёжного предпринимательства в последние годы активно исследуются как отечественными, так и зарубежными учёными. В российской науке развитию предпринимательских экосистем посвящены публикации А.В. Верховской, И.А. Шмелёва, И.В. Калининой, С.Ю. Юрасова, где анализируются условия функционирования экосистем в различных образовательных организациях, особенности взаимодействия субъектов и механизмы поддержки молодых предпринимателей. Кроме того, имеются исследования, направленные на анализ существующих практик предпринимательского образования в организациях среднего профессионального образования (СПО) (Архипова В.Н., Макарова И.Н., Пермякова С.В.).
Однако большинство работ акцентируют внимание либо на высших учебных заведениях, либо на вузовском предпринимательстве, в то время как специфические вопросы построения полноценной предпринимательской экосистемы именно в учреждениях СПО остаются менее изученными. Также слабо отражены региональные особенности и институциональные подходы к организации такой экосистемы, а механизмы эффективного взаимодействия образовательных и предпринимательских сообществ требуют дальнейшего осмысления....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Осознание значимости молодежного предпринимательства и формирование благоприятной среды для его развития должны рассматриваться как первостепенные задачи не только государственных структур, но и всего общества. Повышенное внимание к поощрению самостоятельных начинаний молодых людей и внедрение действенных государственных мер поддержки в этой сфере являются ключевыми условиями устойчивого прогресса страны.
В ходе исследования были подробно рассмотрены основные проблемы и препятствия, затрудняющие реализацию предпринимательских инициатив в молодежной среде: и слабая информированность о возможностях поддержки, и бюрократические барьеры, и психологические установки, связанные со страхом неудачи. Были выявлены достоинства существующей образовательной и социальной инфраструктуры, проанализированы лучшие практики поддержки молодежных стартапов на различных уровнях, рассмотрен системный опыт федеральных и региональных программ, а также роль техникумов и колледжей как центров формирования современной предпринимательской культуры.
Полученные в ходе работы результаты анализа, моделирования и апробации предложенного метода подтвердили выдвинутую гипотезу исследования. Исследование обеспечило всестороннее понимание текущего состояния экосистемы молодежного предпринимательства в системе среднего профессионального образования Томской области. Также удалось выявить ключевые препятствия, ожидания и особенности мотивации студентов, заинтересованных в создании собственных бизнес-проектов. На основе полученных данных была разработана и апробирована вертикально интегрированная модель, предназначенная для формирования эффективной региональной системы поддержки молодежного предпринимательства с учетом специфики СПО и основных направлений социально-экономического развития области.
Результаты опроса демонстрируют, что значительная часть студентов рассматривает предпринимательство как реальную карьерную стратегию, связывают с этим путь к финансовой независимости, желают реализации собственных инновационных и социальных идей. Однако ведущим фактором успеха остается комплексная поддержка — от финансовой и менторской до организационной и информационной. Для студентов СПО особенно актуальна практико-ориентированность — живое общение с действующими предпринимателями, работа с кейсами, участие в креативных акселераторах, доступ к грантовой и консультационной поддержке.
Разработка и внедрение вертикально интегрированной модели экосистемы молодежного предпринимательства СПО позволяет существенно повысить результативность образовательных и инфраструктурных программ. Такая модель включает четко структурированное взаимодействие между образовательными учреждениями, органами власти, бизнес-сообществом и инфраструктурными институтами (центры «Мой бизнес», коворкинги, акселераторы). Она основана на принципах сквозного сопровождения молодежных бизнес-идей, начиная с этапа информирования и выявления предпринимательского потенциала студентов, демонстрации реальных возможностей, затем интуитивно простого и понятного отбора и развития идей в условиях игровой и практико-ориентированной среды — и до этапа масштабирования проектов и интеграции их в экономику региона.
Кроме того, в результате реализации интегрированных программ предпринимательства и формирования единой, целостной экосистемы поддержки молодежного предпринимательства в системе среднего профессионального образования можно прогнозировать целый ряд положительных изменений. Во-первых, активное вовлечение студентов в предпринимательские проекты будет возрастать: всё больше молодых людей будут не просто интересоваться, но и непосредственно участвовать в создании собственных бизнес-инициатив. Существенно увеличится не только количество, но и качество запускаемых студентами проектов, что приведет к появлению конкурентоспособных и устойчивых малых предприятий в регионе.
Поддержка, оказываемая в рамках экосистемы, будет способствовать формированию сильной внутренней мотивации открывать собственное дело именно в родном регионе. Современные молодые предприниматели, имея доступ к разнообразным ресурсам и возможностям для профессионального прогресса, все чаще склоняются к решению остаться в своем регионе.
С точки зрения долгосрочной перспективы, создание единой экосистемы поддержки молодежного предпринимательства станет важным фактором, способствующим развитию инновационного потенциала данного региона. Обладая необходимыми навыками и ресурсами, молодые люди станут генераторами новых идей, технологий и проектов, которые имеют социальную значимость. Это окажет положительное воздействие на развитие человеческого капитала региона и поможет формировать комфортную среду для дальнейшего устойчивого прогресса.


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N
51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // ЗАКОНЫ, КОДЕКСЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / [Электронный источник] /URL:
https://legalacts.ru/kodeks/GK-RF-chast-1/razdel-i/podrazdel-1/glava-1/statja-2/ / (дата
обращения 03.11.2024)
2. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Консультант Плюс, [Электронный источник]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения 21.12.2024 г.).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 02.08.2009 N 217- ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс, [Электронный источник]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90201/ (дата обращения 22.12.2024 г.).
4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». // Pravo.gov.ru. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/news/o_natsionalnykh_tselyakh_razvitiya_rossiyskoy_federatsii_na_period_ do_2030_goda_22%20%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F%202020%20%D%B3%2010%3 A31%3A01/ (дата обращения: 20.12.2024).
5. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года // [Электронный источник]. - URL: http://fadm.gov.ru/docs/331/ (дата обращения 17.11.2024 г.).
6. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2030 года // [Электронный источник]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения 26.01.2025 г.).
7. Приказ Минэкономразвития России от 01.07.2014 N 411 «Об организации
проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» // Консультант Плюс, [Электронный источник]. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167333/ (дата обращения 21.12.2024 г.).
8. Андреева О. В. Молодежное предпринимательство и эффективные инструменты его развития / О. В. Андреева, А. А. Суховеева // ЦИТИСЭ. - 2020. - № 2(24). - С. 385-393.
9. Ахиярова Н.В. Социально-управленческие проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан: автореф. дис. канд. социол. наук. Уфа, 2009. С. 17-18.
10. Бабинова, Е. С. Развитие молодежного предпринимательства на базе высшего учебного заведения / Е. С. Бабинова, И. Г. Усанов // Производственные технологии будущего: от создания к внедрению : Материалы VI Международной научно-практической конференции молодых ученых. В 2-х частях, Комсомольск-на-Амуре, 05-11 декабря 2022 года / Редколлегия: С.И. Сухоруков (отв. ред.) [и др.]. Том Часть 2. - Комсомольск-на- Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2023. - С. 264-267.
11. Барсукова Д. Ф. Анализ профессиональных и образовательных стандартов в аспекте формирования предпринимательских компетенций в университетской среде // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-professionalnyh-i- obrazovatelnyh-standartov-v-aspekte-formirovaniya-predprinimatelskih-kompetentsiy-v- universitetskoy-srede (дата обращения: 19.12.2024).
12. Белоусова Д.А. Зарубежный опыт государственной предпринимательской деятельности и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Германии [Электронный ресурс]:// Электронный журнал Экономика. Государство. Общество. - Электрон.дан. - М.,2015. - URL: http//http://ego.uapa.ru (дата обращения 20.12.2024).
13. Белькова В.И., Лойко О.Т., Терентьева Е.А. Компетенции современного предпринимателя - основа образовательного процесса студентов системы СПО (на примере Томского индустриального техникума) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-sovremennogo- predprinimatelya-osnova-obrazovatelnogo-protsessa-studentov-sistemy-spo-na-primere- tomskogo-industrialnogo (дата обращения: 23.12.2024).
14. Бельских И. Е. Молодежное предпринимательство в Евразии: в поисках источников экономического роста и социального развития / И. Е. Бельских // Вестник Университета мировых цивилизаций. - 2024. - Т. 15, № 1(42). - С. 70-74.
15. Борис О. А. Формирование новой концептуальной модели инновационного развития молодежного предпринимательства в регионе / О. А. Борис, Р. М. Устаев, А. В. Никулина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2022. - № 5(92). - С. 53-64...100


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ