ЭКОСИСТЕМА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
|
Аннотация
Введение 3
1 Теоретические основы развития молодежного предпринимательства 7
1.1 Важность развития молодежного предпринимательства 7
1.2 Тенденции развития молодежного предпринимательства в РФ и опыт создания
стартапов 17
2 Основные подходы развития молодежного предпринимательства студентов вузов и СПО (на
уровне Российской Федерации и Томской области) 26
2.1 Инструменты поддержки молодежного предпринимательства 26
2.2 Инфраструктура развития молодежного предпринимательства 42
3 Модельное представление экосистемы молодежного предпринимательства в среднем
профессиональном образовании 62
3.1 Разработка региональной модели экосистемы молодежного предпринимательства .. 62
3.2 Апробация региональной вертикально интегрированной модели предпринимательской
экосистемы 81
Заключение 97
Список использованных источников и литературы 99
Введение 3
1 Теоретические основы развития молодежного предпринимательства 7
1.1 Важность развития молодежного предпринимательства 7
1.2 Тенденции развития молодежного предпринимательства в РФ и опыт создания
стартапов 17
2 Основные подходы развития молодежного предпринимательства студентов вузов и СПО (на
уровне Российской Федерации и Томской области) 26
2.1 Инструменты поддержки молодежного предпринимательства 26
2.2 Инфраструктура развития молодежного предпринимательства 42
3 Модельное представление экосистемы молодежного предпринимательства в среднем
профессиональном образовании 62
3.1 Разработка региональной модели экосистемы молодежного предпринимательства .. 62
3.2 Апробация региональной вертикально интегрированной модели предпринимательской
экосистемы 81
Заключение 97
Список использованных источников и литературы 99
Актуальность исследования экосистемы молодежного предпринимательства в системе среднего профессионального образования в контексте современных вызовов невозможно переоценить. В современном мире отмечается заметная тенденция усиления поддержки предпринимательской деятельности, в особенности среди молодого поколения, что продиктовано как экономическими факторами, так и социальными потребностями.
В первую очередь, инициативы молодых предпринимателей оказывают значительное влияние на активизацию экономического развития. Статистические данные, полученные в рамках проекта GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства), свидетельствуют о том, что государства с развитым молодежным предпринимательством характеризуются более динамичным ростом валового внутреннего продукта.
Более того, предпринимательство среди молодежи решает проблемы занятости населения. В условиях стремительной технологической эволюции и роботизации производственных процессов наблюдается сокращение числа традиционных рабочих мест, что ставит перед молодежью новые задачи и вызовы.
Молодое поколение является важной социальной базой для прогресса предпринимательства. Согласно результатам социологических исследований, проведенных в 2021 году, более 60% молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет изъявили желание заниматься предпринимательской деятельностью. В первом квартале 2023 года зафиксирован значительный рост числа индивидуальных предпринимателей и самозанятых людей младше 35 лет - на 42% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что составляет 4,68 миллиона. По информации Федеральной налоговой службы, среди самозанятых также насчитывается более 30 тысяч несовершеннолетних, относящихся к возрастной группе от 14 до 17 лет. В то же время, согласно данным 2020 года, лишь 9% молодежи воспользовались мерами государственной поддержки, тогда как 75% участников микро- и малого бизнеса осведомлены о существующих возможностях, как показало исследование, проведенное Обществом с ограниченной ответственностью «Национальное агентство финансовых исследований» [6].
Не менее важно значительное влияние молодежного предпринимательства на развитие местных сообществ. Молодые предприниматели часто открывают свои бизнесы в родных регионах, что способствует развитию местной инфраструктуры и экономики. Это особенно актуально для сельских и отдаленных районов, где традиционные рабочие места могут быть недоступны. Поддержка таких инициатив может в значительной степени снизить уровень урбанизации, укрепляя сельские территории и снижая нагрузку на городскую инфраструктуру.
Образовательные учреждения становятся ключевым элементом в развитии предпринимательского потенциала молодежи. Система среднего профессионального образования должна адаптироваться к современным вызовам, вводя программы, направленные на развитие предпринимательских навыков. Согласно различным исследованиям около 42% студентов хотят стать предпринимателями через 5 лет после получения диплома, что еще раз подчеркивает важность поддержки молодых предпринимателей во время обучения.
Степень изученности темы: проблемы формирования экосистемы молодёжного предпринимательства в последние годы активно исследуются как отечественными, так и зарубежными учёными. В российской науке развитию предпринимательских экосистем посвящены публикации А.В. Верховской, И.А. Шмелёва, И.В. Калининой, С.Ю. Юрасова, где анализируются условия функционирования экосистем в различных образовательных организациях, особенности взаимодействия субъектов и механизмы поддержки молодых предпринимателей. Кроме того, имеются исследования, направленные на анализ существующих практик предпринимательского образования в организациях среднего профессионального образования (СПО) (Архипова В.Н., Макарова И.Н., Пермякова С.В.).
Однако большинство работ акцентируют внимание либо на высших учебных заведениях, либо на вузовском предпринимательстве, в то время как специфические вопросы построения полноценной предпринимательской экосистемы именно в учреждениях СПО остаются менее изученными. Также слабо отражены региональные особенности и институциональные подходы к организации такой экосистемы, а механизмы эффективного взаимодействия образовательных и предпринимательских сообществ требуют дальнейшего осмысления....
В первую очередь, инициативы молодых предпринимателей оказывают значительное влияние на активизацию экономического развития. Статистические данные, полученные в рамках проекта GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства), свидетельствуют о том, что государства с развитым молодежным предпринимательством характеризуются более динамичным ростом валового внутреннего продукта.
Более того, предпринимательство среди молодежи решает проблемы занятости населения. В условиях стремительной технологической эволюции и роботизации производственных процессов наблюдается сокращение числа традиционных рабочих мест, что ставит перед молодежью новые задачи и вызовы.
Молодое поколение является важной социальной базой для прогресса предпринимательства. Согласно результатам социологических исследований, проведенных в 2021 году, более 60% молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет изъявили желание заниматься предпринимательской деятельностью. В первом квартале 2023 года зафиксирован значительный рост числа индивидуальных предпринимателей и самозанятых людей младше 35 лет - на 42% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что составляет 4,68 миллиона. По информации Федеральной налоговой службы, среди самозанятых также насчитывается более 30 тысяч несовершеннолетних, относящихся к возрастной группе от 14 до 17 лет. В то же время, согласно данным 2020 года, лишь 9% молодежи воспользовались мерами государственной поддержки, тогда как 75% участников микро- и малого бизнеса осведомлены о существующих возможностях, как показало исследование, проведенное Обществом с ограниченной ответственностью «Национальное агентство финансовых исследований» [6].
Не менее важно значительное влияние молодежного предпринимательства на развитие местных сообществ. Молодые предприниматели часто открывают свои бизнесы в родных регионах, что способствует развитию местной инфраструктуры и экономики. Это особенно актуально для сельских и отдаленных районов, где традиционные рабочие места могут быть недоступны. Поддержка таких инициатив может в значительной степени снизить уровень урбанизации, укрепляя сельские территории и снижая нагрузку на городскую инфраструктуру.
Образовательные учреждения становятся ключевым элементом в развитии предпринимательского потенциала молодежи. Система среднего профессионального образования должна адаптироваться к современным вызовам, вводя программы, направленные на развитие предпринимательских навыков. Согласно различным исследованиям около 42% студентов хотят стать предпринимателями через 5 лет после получения диплома, что еще раз подчеркивает важность поддержки молодых предпринимателей во время обучения.
Степень изученности темы: проблемы формирования экосистемы молодёжного предпринимательства в последние годы активно исследуются как отечественными, так и зарубежными учёными. В российской науке развитию предпринимательских экосистем посвящены публикации А.В. Верховской, И.А. Шмелёва, И.В. Калининой, С.Ю. Юрасова, где анализируются условия функционирования экосистем в различных образовательных организациях, особенности взаимодействия субъектов и механизмы поддержки молодых предпринимателей. Кроме того, имеются исследования, направленные на анализ существующих практик предпринимательского образования в организациях среднего профессионального образования (СПО) (Архипова В.Н., Макарова И.Н., Пермякова С.В.).
Однако большинство работ акцентируют внимание либо на высших учебных заведениях, либо на вузовском предпринимательстве, в то время как специфические вопросы построения полноценной предпринимательской экосистемы именно в учреждениях СПО остаются менее изученными. Также слабо отражены региональные особенности и институциональные подходы к организации такой экосистемы, а механизмы эффективного взаимодействия образовательных и предпринимательских сообществ требуют дальнейшего осмысления....
Осознание значимости молодежного предпринимательства и формирование благоприятной среды для его развития должны рассматриваться как первостепенные задачи не только государственных структур, но и всего общества. Повышенное внимание к поощрению самостоятельных начинаний молодых людей и внедрение действенных государственных мер поддержки в этой сфере являются ключевыми условиями устойчивого прогресса страны.
В ходе исследования были подробно рассмотрены основные проблемы и препятствия, затрудняющие реализацию предпринимательских инициатив в молодежной среде: и слабая информированность о возможностях поддержки, и бюрократические барьеры, и психологические установки, связанные со страхом неудачи. Были выявлены достоинства существующей образовательной и социальной инфраструктуры, проанализированы лучшие практики поддержки молодежных стартапов на различных уровнях, рассмотрен системный опыт федеральных и региональных программ, а также роль техникумов и колледжей как центров формирования современной предпринимательской культуры.
Полученные в ходе работы результаты анализа, моделирования и апробации предложенного метода подтвердили выдвинутую гипотезу исследования. Исследование обеспечило всестороннее понимание текущего состояния экосистемы молодежного предпринимательства в системе среднего профессионального образования Томской области. Также удалось выявить ключевые препятствия, ожидания и особенности мотивации студентов, заинтересованных в создании собственных бизнес-проектов. На основе полученных данных была разработана и апробирована вертикально интегрированная модель, предназначенная для формирования эффективной региональной системы поддержки молодежного предпринимательства с учетом специфики СПО и основных направлений социально-экономического развития области.
Результаты опроса демонстрируют, что значительная часть студентов рассматривает предпринимательство как реальную карьерную стратегию, связывают с этим путь к финансовой независимости, желают реализации собственных инновационных и социальных идей. Однако ведущим фактором успеха остается комплексная поддержка — от финансовой и менторской до организационной и информационной. Для студентов СПО особенно актуальна практико-ориентированность — живое общение с действующими предпринимателями, работа с кейсами, участие в креативных акселераторах, доступ к грантовой и консультационной поддержке.
Разработка и внедрение вертикально интегрированной модели экосистемы молодежного предпринимательства СПО позволяет существенно повысить результативность образовательных и инфраструктурных программ. Такая модель включает четко структурированное взаимодействие между образовательными учреждениями, органами власти, бизнес-сообществом и инфраструктурными институтами (центры «Мой бизнес», коворкинги, акселераторы). Она основана на принципах сквозного сопровождения молодежных бизнес-идей, начиная с этапа информирования и выявления предпринимательского потенциала студентов, демонстрации реальных возможностей, затем интуитивно простого и понятного отбора и развития идей в условиях игровой и практико-ориентированной среды — и до этапа масштабирования проектов и интеграции их в экономику региона.
Кроме того, в результате реализации интегрированных программ предпринимательства и формирования единой, целостной экосистемы поддержки молодежного предпринимательства в системе среднего профессионального образования можно прогнозировать целый ряд положительных изменений. Во-первых, активное вовлечение студентов в предпринимательские проекты будет возрастать: всё больше молодых людей будут не просто интересоваться, но и непосредственно участвовать в создании собственных бизнес-инициатив. Существенно увеличится не только количество, но и качество запускаемых студентами проектов, что приведет к появлению конкурентоспособных и устойчивых малых предприятий в регионе.
Поддержка, оказываемая в рамках экосистемы, будет способствовать формированию сильной внутренней мотивации открывать собственное дело именно в родном регионе. Современные молодые предприниматели, имея доступ к разнообразным ресурсам и возможностям для профессионального прогресса, все чаще склоняются к решению остаться в своем регионе.
С точки зрения долгосрочной перспективы, создание единой экосистемы поддержки молодежного предпринимательства станет важным фактором, способствующим развитию инновационного потенциала данного региона. Обладая необходимыми навыками и ресурсами, молодые люди станут генераторами новых идей, технологий и проектов, которые имеют социальную значимость. Это окажет положительное воздействие на развитие человеческого капитала региона и поможет формировать комфортную среду для дальнейшего устойчивого прогресса.
В ходе исследования были подробно рассмотрены основные проблемы и препятствия, затрудняющие реализацию предпринимательских инициатив в молодежной среде: и слабая информированность о возможностях поддержки, и бюрократические барьеры, и психологические установки, связанные со страхом неудачи. Были выявлены достоинства существующей образовательной и социальной инфраструктуры, проанализированы лучшие практики поддержки молодежных стартапов на различных уровнях, рассмотрен системный опыт федеральных и региональных программ, а также роль техникумов и колледжей как центров формирования современной предпринимательской культуры.
Полученные в ходе работы результаты анализа, моделирования и апробации предложенного метода подтвердили выдвинутую гипотезу исследования. Исследование обеспечило всестороннее понимание текущего состояния экосистемы молодежного предпринимательства в системе среднего профессионального образования Томской области. Также удалось выявить ключевые препятствия, ожидания и особенности мотивации студентов, заинтересованных в создании собственных бизнес-проектов. На основе полученных данных была разработана и апробирована вертикально интегрированная модель, предназначенная для формирования эффективной региональной системы поддержки молодежного предпринимательства с учетом специфики СПО и основных направлений социально-экономического развития области.
Результаты опроса демонстрируют, что значительная часть студентов рассматривает предпринимательство как реальную карьерную стратегию, связывают с этим путь к финансовой независимости, желают реализации собственных инновационных и социальных идей. Однако ведущим фактором успеха остается комплексная поддержка — от финансовой и менторской до организационной и информационной. Для студентов СПО особенно актуальна практико-ориентированность — живое общение с действующими предпринимателями, работа с кейсами, участие в креативных акселераторах, доступ к грантовой и консультационной поддержке.
Разработка и внедрение вертикально интегрированной модели экосистемы молодежного предпринимательства СПО позволяет существенно повысить результативность образовательных и инфраструктурных программ. Такая модель включает четко структурированное взаимодействие между образовательными учреждениями, органами власти, бизнес-сообществом и инфраструктурными институтами (центры «Мой бизнес», коворкинги, акселераторы). Она основана на принципах сквозного сопровождения молодежных бизнес-идей, начиная с этапа информирования и выявления предпринимательского потенциала студентов, демонстрации реальных возможностей, затем интуитивно простого и понятного отбора и развития идей в условиях игровой и практико-ориентированной среды — и до этапа масштабирования проектов и интеграции их в экономику региона.
Кроме того, в результате реализации интегрированных программ предпринимательства и формирования единой, целостной экосистемы поддержки молодежного предпринимательства в системе среднего профессионального образования можно прогнозировать целый ряд положительных изменений. Во-первых, активное вовлечение студентов в предпринимательские проекты будет возрастать: всё больше молодых людей будут не просто интересоваться, но и непосредственно участвовать в создании собственных бизнес-инициатив. Существенно увеличится не только количество, но и качество запускаемых студентами проектов, что приведет к появлению конкурентоспособных и устойчивых малых предприятий в регионе.
Поддержка, оказываемая в рамках экосистемы, будет способствовать формированию сильной внутренней мотивации открывать собственное дело именно в родном регионе. Современные молодые предприниматели, имея доступ к разнообразным ресурсам и возможностям для профессионального прогресса, все чаще склоняются к решению остаться в своем регионе.
С точки зрения долгосрочной перспективы, создание единой экосистемы поддержки молодежного предпринимательства станет важным фактором, способствующим развитию инновационного потенциала данного региона. Обладая необходимыми навыками и ресурсами, молодые люди станут генераторами новых идей, технологий и проектов, которые имеют социальную значимость. Это окажет положительное воздействие на развитие человеческого капитала региона и поможет формировать комфортную среду для дальнейшего устойчивого прогресса.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ ЭКОСИСТЕМНОГО
ПОДХОДА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2023 - Содействие занятости молодежи на федеральном и региональном уровнях
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АКСЕЛЕРАТОР» КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (НА
ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРКА СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТГУ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2018 - Разработка стратегии продвижения образовательного бренда в онлайн–среде при помощи SMM (Московский государственный лингвистический университет)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Университетские акселерационные программы как основа формирования инновационного потенциала Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2025 - СИНГАПУР: НАУЧНОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (1997-2022)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023 - Православное волонтерское движение
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2025 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главы к дипломным работам, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - Разработка рекомендаций по расширению возможностей использования современных информационных технологий в сервисной деятельности (Владивостокский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025





