🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа №195315

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы84
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты социальной ответственности бизнеса 9
1.1 Подходы к пониманию социальной ответственности 9
1.2 Уровни и формы реализации социальной ответственности 20
1.3 Тенденции развития социальной ответственности 26
2 Влияние социальной ответственности на корпоративную культуру 37
2.1. Понятие, сущность и виды корпоративной культуры 37
2.2 Факторы социальной ответственности, влияющие на формирование
корпоративной культуры 47
2.3 Корпоративная культура в условиях реализации социальной ответственности 51
3 Исследование взаимосвязи социальной ответственности и корпоративной культуры в коммерческой организации (на материалах компании «ЛАМА») Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Социально-экономическая характеристика компании «ЛАМА» Ошибка!
Закладка не определена.
3.2 Анализ социальной ответственности в компании «ЛАМА» и проблематика формирования соответствующей корпоративной культурыОшибка! Закладка не определена.
3.3 Усиление корпоративной культуры компании «ЛАМА» для целей
реализации социальной ответственности Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для проведения исследования уровня развития корпоративной культуры в компании «ЛАМА» 72

В настоящее время в современных экономических и геополитических условиях вопросы взаимосвязи социальной ответственности и корпоративной культуры входят в область стратегического целеполагания многих российских организаций. Без данного направления невозможно представить успешную компанию, которая стремится играть роль лидера на рынке, повышать конкурентоспособность и эффективность деятельности. Концепция социальной ответственности интегрируется в корпоративную культуру и усиливает ключевую компетенцию, а деятельность в этой сфере становится капиталообразующей для корпоративной структуры.
В современных условиях исключительную значимость и актуальность приобретают вопросы, связанные с проблемой социальной ответственности бизнеса.
Потрясения последних лет оказали значительное влияние на переоценку деятельности и стратегий компаний. Российские компании с каждым годом наращивают степень интеграции в глобальные экономические процессы, что заставляет их двигаться по пути увеличения корпоративной прозрачности, социальной ответственности и эффективности. И даже тем компаниям, которые не планировали глобальную интеграцию, невозможно использовать прежний экономический курс и инструменты. В настоящее время компании совершают переход от противостояния к взаимодействию с конкурентами, от конкуренции - к сотрудничеству. При этом ключевым для бизнеса компании становится не позиционирование на рынке, а намного шире - в социальной среде.
Концепция социальной ответственности выступает средством социального позиционирования, открывает возможность широко заявить о себе в обществе, продвинуть собственные ценности, позиционируясь в качестве надежного работодателя и прогрессивной компании, способной через проявление социальной ответственности оказывать влияние на развитие территории своего присутствия. Реализация принципов социальной ответственности формирует корпоративные ценности и цельность, а также стимулирует рост внутрикорпоративного доверия как ключевого фактора повышения производительности человеческого капитала, что в условиях кадрового дефицита на фоне трудовой миграции, перетока кадров, развития новых форм занятости становится действенным механизмом удержания и поддержания трудовых ресурсов.
Сегодня задачей управления становится выявление факторов развития организации и оценка роли трудовых ресурсов в данном вопросе.
В последние годы в связи с внедрением современных методов управления персоналом сильно возрос интерес к корпоративной культуре. Это связано с осознанием того влияния, которое корпоративная культура оказывает воздействие на успехи и эффективность организации. Основными составляющими любой организации являются трудовой коллектив, аккумулирующий совокупный человеческий капитал, задачи, объединяющие коллектив и выражающие предназначение организации, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Проведенные на Западе в начале 80-х гг. прошлого века исследования показали, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, которая формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа организации. В нашей стране актуальность социальнопсихологических исследований корпоративной культуры и ее связи с социальной ответственностью определяется кардинальными изменениями в политической и социально-экономической сферах, влияющими на характер отношений между организацией и человеком. Все чаще управленцы и консультанты, как за рубежом, так и у нас, говорят о диагностике и формировании корпоративной культуры, корпоративного духа, системы корпоративных ценностей. Разные (в основном западные) организации осуществляют программы развития или изменения корпоративной культуры.
С развитием рыночной экономики, переходом к информационному обществу большую роль приобретают знания, квалификация и, что самое главное, мотивация персонала, без которой невозможны реализация знаний, идей, инициативы работников. Организационная культура сейчас оценивается как сильнейший мотиватор, регулятор и индикатор деятельности персонала в организации.
В настоящее время корпоративная культура предопределяет место организации в более широкой внешней среде, способ осмысления окружающей действительности и внутренних отношений. Она действует в жизни организации как предпосылка, образец и стереотип при формировании стратегии, принятии решений, распределении власти, в поведении персонала.
Относительно содержания понятия «корпоративная культура» среди исследователей нет единого мнения. Изучение корпоративной культуры - сравнительно новое направление в организационной психологии, пришедшее на смену традиционным исследованиям социально-психологического климата организации.
Используя достигнутые результаты, можно продолжить экономическое развитие страны на качественно другом уровне. Точкой роста в данном случае выступит тесное сотрудничество бизнеса, государства и общества в формировании более высокого социального капитала. Решение макроэкономических проблем на уровне государства, локальные оптимизации бизнес-процессов компаниями, высокий спрос на отечественные товары и услуги со стороны общества - это краеугольные стороны нового курса устойчивого развития экономики страны.
Все вышесказанное предопределяет актуальность научного исследования взаимосвязи социальной ответственности и корпоративной культуры.
Наибольший вклад в развитие концепции корпоративной социальной ответственности и сопряженных с ней концепций (концепции корпоративной социальной восприимчивости, концепции корпоративной социальной деятельности, концепции общих ценностей) внесли работы Р. Аккермана, У. Д. Баумоля, Г. Боуена, Н. Боуи, Д. Дж. Вуд, Т. Дональдсона, К. Дэвиса, Д. Дэн Ули, С. Задека, М. Креймера, А. Кэрролла, Т. Левитта, Дж. МакГуира, М. Портера, С. Сети, У. Фредрика, М. Фридмана, Э. Фримана и др.
Среди современных отечественных исследователей проблем корпоративной социальной ответственности следует отметить таких исследователей, как В.Е.
Братчикова, А.В. Вавилина, А.А. Ватлин, Н.Г. Вовченко, В.Я. Горфинкель, Е.Б. Завьялова, О.А. Канаева, Ш.А. Магомедовап, Черноусова М.А., Виханского О.С., Наумова А.И., Громова О.Н., Смирнова Э.А., Дряхлова Н.И., Шекшни С.В. и др.
Среди публикаций, авторы которых не только внесли серьезный вклад в становление и развитие концепции устойчивого развития компании, но и предприняли попытку показать взаимосвязь данной концепции с концепцией корпоративной социальной ответственности, следует отметить работы Р. Штойера, Дж. Элкингтона, Дж. Муна. Определенный вклад в решение указанной задачи внесли работы российских исследователей Ю.Е. Благова, А.И. Гуляева, Е.И. Нефедьева и др.
Объектом настоящего исследования выступает корпоративная культура, формирующаяся под влиянием социальной ответственности.
Предмет исследования - взаимосвязь и взаимозависимость социальной ответственности и корпоративной культуры.
Целью работы является теоретико-прикладное исследование взаимосвязей корпоративной культуры и социальной ответственности и оценка взаимного влияния.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические подходы к социальной ответственности бизнеса.
2. Рассмотреть сущность и виды корпоративной культуры.
3. Определить взаимосвязи между социальной ответственностью и корпоративной культурой.
4. Выявить проблематику формирования корпоративной культуры под влиянием социальной ответственности.
5. Провести анализ социальной ответственности и корпоративной культуры компании «ЛАМА» и разработать рекомендации по усилению корпоративной культуры.
Элементы научного вклада:
1. Систематизированы теоретические подходы к социальной ответственности бизнеса, её влияния и значимости в аспекте стратегического управления, в результате чего выделены ключевые направления для практического внедрения и реализации социальной ответственности в организации, что способствует повышению устойчивого развития в долгосрочном периоде.
2. Выделены факторы социальной ответственности, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование корпоративной культуры, что позволило установить неразрывную взаимосвязь и взаимозависимость между обозначенными социальными явлениями и определить индикаторы развития организации для оценки их взаимного влияния....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе были рассмотрены теоретические аспекты понятий социальной ответственности и корпоративной культуры. Изученные подходы, концепции, тенденции в области социальной ответственности и корпоративной культуры позволили установить неразрывную взаимосвязь и взаимозависимость данных явлений, проявляющихся в реализации миссии и ценностей компании, влиянии на сотрудников, потребителей, общество и окружающую среду в целом. Интеграция социальной ответственности и корпоративной ответственности направлена на единую цель - устойчивое функционирование и развитие организации, повышение производительности труда и эффективности деятельности компании.
Социальная ответственность находится в прямой взаимосвязи с корпоративной культурой. Уровень социальной ответственности влияет на ее внутреннюю среду, улучшая ее. Действительно, внутренняя социальная ответственность имеет такое же неоспоримое влияние, как и социальная ответственность, направленная на внешние аспекты, не имеющие прямого отношения к организации. Чем лучше организация относится к своим сотрудникам в различных отношениях, регулируемых плоскостью «работодатель-работник», тем большую привлекательность она имеет среди потенциальных квалифицированных кадров, большую лояльность среди действующих сотрудников организации. Общество также склонно больше доверять организациям, которые проявляют заботу о своих работниках посредством материального поощрения за выдающиеся показатели в работе, помощи различного рода при возникновении трудных жизненных ситуаций, поддержании здорового психологического климата в коллективе.
Внедрение подходов социальной ответственности в корпоративную культуру формирует соответствующее отношение к труду, влияет на степень удовлетворенности трудом и особенности организации труда. Корпоративная культура под влиянием социальной ответственности формирует долговременную, устойчивую мотивацию персонала, ориентированную на достижение стратегических целей организации, что входит составной частью в стратегическое управление.
Таким образом, подтверждается выдвинутая гипотеза о том, что политика социальной ответственности бизнеса влияет на корпоративную культуру и требует новых подходов к ее формированию.
Влияние социальной ответственности на формирование корпоративной культуры выявлено в следующих формах:
1) идентификация сотрудниками собственных целей с целями организации через принятие ее норм и ценностей;
2) реализация норм, предписывающих стремление к достижению цели;
3) формирование стратегии развития организации;
4) единство процесса реализации стратегии и эволюции организационной культуры под влиянием внешней среды (меняется структура, следовательно, меняется корпоративной культура).
Корпоративная культура тесно связана с основой ценностей корпоративной социальной ответственности, которые отражают философию организации, методы руководства, этику, открытость или сдержанность и формирует качество связей как внутри организации, так и с внешними заинтересованными сторонами. Различия корпоративных культур значительны как в соотношении с ценностями социальной ответственности, так и их интеграция.
Для оценки влияния социальной ответственности на уровень развития корпоративной культуры были предложены следующие индикаторы развития организации: 1) вклад социальной политики руководства в повышении социальноэкономических показателей организации; 2) участие организации в адаптации персонал; 3) степень участия руководства организации в обучении и развитии персонала; 4) уровень выполнения социальных обязательств перед сотрудниками организации; 5) деятельность по совершенствованию социально-бытовых и иных условий жизнедеятельности коллектива организации.
В ходе работы для определения уровня развития корпоративной культуры проведено исследование организационной культуры в компании «ЛАМА» по средствам проведения опроса среди сотрудников компании. Объем выборки составил 56 сотрудников, из них - 47 женщин, 9 мужчин. По результатам исследования выявлено, что корпоративная культура субъективно работниками оценивается на среднем уровне, тестирование по группам суждений показало высокий индекс организационной культуры. Отмечен высокий уровень удовлетворенности социально-психологическими отношениями в коллективе и отношениями с руководством. Анализ удовлетворенности факторами корпоративной культуры показал, что в среднем респонденты удовлетворены указанными факторами. При этом выявлена проблематика, связанная с неудовлетворенностью социально-бытовыми условиями, объемом выполняемых работ, нехваткой персонала, распределением функциональных обязанностей, системой оплаты труда работников, возможностью обучения.
Исходя из поставленных целей и задач усиления организационной культуры в компании «ЛАМА», были разработаны рекомендации, включающие мероприятия по следующим направлениям преобразований корпоративной культуры в рамках реализации социальной ответственности: 1) по улучшению условий труда; 2) по анализу нагрузки на персонал; 3) по пересмотру системы оплаты труда; 4) по повышению информированности сотрудников о действующих программах профессионального развития.
Ключевым мероприятием по усилению корпоративной культуры, охватывающим все аспекты реализации социальной ответственности, предложен масштабный проект по проведению массового регионального мероприятия, городского события - Торгового фестиваля «ЛАМАфест», приуроченного ко Дню работника торговли, который ежегодно отмечается в России в четвертую субботу июля. В рекомендациях предложен концептуальный подход к содержательной части мероприятия, план основных мероприятий (дорожная карта) по его подготовке, предварительная смета основных расходов. Отражены предполагаемый экономический и социальный эффекты реализации проекта , позитивно влияющие как на краткосрочные цели, так и на стратегическое развитие компании.


1. Российский союз промышленников и предпринимателей URL: https://rspp.ru.
2. Министерство экономического развития Российской Федерации URL: https://economy.gov.ru.
3. Центральный Банк Российской Федерации URL: https://www.cbr.ru/.
4. Абдулкаримов Ш.Н. Взаимосвязь между человеческим капиталом и управлением качеством и корпоративной социальной ответственностью / Ш.Н. Абдулкаримов, В.А. Щукина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - №11-2. - С. 191-196.
5. Аксеновская Л.Н. Моделирование управленческого взаимодействия как метод оптимизации организационной культуры: автореф. дис. ...канд. психол. наук. / Л.Н. Аксеновская - СПб., 1997. - 32 с.
6. Баранов Г.В. Критерий корпоративной социальной ответственности в социальной политике / Г.В. Баранов // Инновационная наука. - 2015. - № 5-3. - С. 184-186.
7. Бахтин М.Б. Корпоративная социальная ответственность / М.Б. Бахтин. -
URL: https://www.e-
biblio.ni/book/bib/02 estestv nauki/koiporat soc otvetstv/sg.html;;:~:tet В°о201оде ли%20выделены%20пять%20вполне,5)%20уровень%20всемерной%20поддержки %20общества (дата обращения: 27.07.2024).
8. Бегматова Д.Б. Совершенствование методов оценки эффективности корпоративного управления в акционерных обществах: дис....канд. юрид. наук. / Д.Б. Безматова. - М., 2018. - 229 с.
9. Бодрова М.И. Развитие организационной культуры на предприятиях в Российской Федерации - драйвер роста экономики страны / М. И. Бодрова, Н. Г. Кизян // Российское предпринимательство. - 2019. - Том 20. № 1. - С. 341-356.
10. Бритвин И. А. Практика применения инструмента КСО на российских промышленных предприятиях / И.А. Бритвин// Известия ВолгГТУ. - 2015. - № 3 (158). - С.95-104.
11. Вавилина А.В. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании / А.В. Вавилина, Т.В. Комарова, И.Р. Веленси, Р.С. Райхер // Лидерство и менеджмент. - 2019. - Том 6. № 4. - С. 425-451.
12. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М.: Приор, 2022. - 456 с.
13. Воеводкин Н. Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления: автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Н.Ю. Воеводин. - Пермь, 2022. - 55 с.
14. Галимова М. С. Корпоративная социальная ответственность промышленных компаний России / М.С. Галилова, Э.И. Хайруллина // Российское предпринимательство. - 2021. - № 8. - С. 967-980.
15. Гаранина М. П. Значение корпоративной социальной ответственности для развития современного производственного бизнеса / М.П. Гаранина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. - 2023. - № 4. - С. 47-52....96


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ