РОК-ПОЭЗИЯ КОНСТАНТИНА КИНЧЕВА
|
Аннотация
Только PDF
Введение 3
1 История русского рок-искусства и место творчества К. Кинчева 5
1.1 Периоды развития и школы русского рока 5
1.2 Творчество К. Кинчева в интерпретации исследователей 17
2 Рок-поэзия в контексте лирической поэзии 22
2.1 Содержательность форм лирической поэзии 22
2.2 Рок-поэзия и средства рок-искусства в ситуации исполнения текста 26
3 Лирический герой рок-поэзии К. Кинчева 33
3.1 Типы лирического героя и лирических коллизий в рок-поэзии К. Кинчева 33
3.1.1 Социальный протестный пафос в поэзии К. Кинчева 34
3.1.2 Внутренний конфликт и мотивы ухода из социального мира в рок-лирике К. Кинчева 40 3.1.3 Богоискательские мотивы в творчестве К. Кинчева 42
4 Картина мира в поэзии К. Кинчева. Город и природный мир 53
4.1. Городской мир как пространство лирического героя К. Кинчева 55
4.2 Картина природного мира как способ мифологизации лирического переживания рок-поэта 64
«Зимние тексты» 67
«Летние тексты» 74
«Весенние тексты» 78
Заключение 81
Использованная литература 83
Только PDF
Введение 3
1 История русского рок-искусства и место творчества К. Кинчева 5
1.1 Периоды развития и школы русского рока 5
1.2 Творчество К. Кинчева в интерпретации исследователей 17
2 Рок-поэзия в контексте лирической поэзии 22
2.1 Содержательность форм лирической поэзии 22
2.2 Рок-поэзия и средства рок-искусства в ситуации исполнения текста 26
3 Лирический герой рок-поэзии К. Кинчева 33
3.1 Типы лирического героя и лирических коллизий в рок-поэзии К. Кинчева 33
3.1.1 Социальный протестный пафос в поэзии К. Кинчева 34
3.1.2 Внутренний конфликт и мотивы ухода из социального мира в рок-лирике К. Кинчева 40 3.1.3 Богоискательские мотивы в творчестве К. Кинчева 42
4 Картина мира в поэзии К. Кинчева. Город и природный мир 53
4.1. Городской мир как пространство лирического героя К. Кинчева 55
4.2 Картина природного мира как способ мифологизации лирического переживания рок-поэта 64
«Зимние тексты» 67
«Летние тексты» 74
«Весенние тексты» 78
Заключение 81
Использованная литература 83
Актуальность работы о рок-поэзии К. Кинчева определяется тем, что рок-культура
является неотъемлемой частью современной русской культуры, диктует свой код
поведения и образ жизни. Рок-культура трактуется и как контркультура, и как тенденция
массовой культуры, в любом случае, изучение рок-искусства необходимо для понимания
современных социокультурных явлений. Рок-искусство за полувековую историю создало
свой образный, звуковой и вербальный язык, поэтому важно понимание картины мира,
которую это искусство выражает. Рок-поэзия как вербальный компонент рок-искусства
предоставляет наиболее выраженный содержательный материал для выражения
представлений о мире, национальная ментальность в рок-искусстве тоже связана
преимущественно с языковыми средствами, музыкальная составляющая более
интернациональна.
Изучение рок-культуры может опираться на культурологические и
музыковедческие исследования американского и европейского рок-искусства (Ю. Э.
Пилюте, И. В. Кормильцев); изучение русской рок-поэзии находится в стадии описания и
систематизации материала, наиболее заметны исследования литературоведческих школ
(Пермь, Оренбург, Санкт-Петербург). Поэзии К. Кинчева посвящены лишь статьи,
истолковывающие отдельные элементы поэтики.
Материал исследования: стихотворные тексты К. Кинчева, написанные с 1984 по
2016 годы, опубликованные в книжном варианте и в электронной записи аудиоальбомов.
Объект исследования: поэтический мир К. Кинчева (интермедиальные средства
создания художественного мира исследуются лишь как способы выделения и усиления
вербальных).
Предмет исследования: лирический герой и картина мира (природное и городское
пространство), способы их создания.
Цель исследования: обнаружить в творчестве К. Кинчева индивидуальный
художественный мир, связанный именно с русской культурой (мифологией, фольклором,
русской литературой); показать художественную ценность его вербальных текстов,
дающую право называть их поэзией.
Задачи:
1) определить место рок-поэзии Кинчева в ряду других русских рок-поэтов;
2) охарактеризовать лирического субъекта и разные формы его образа (лирический
герой, герой-маска);
3) вычленить основные лирические коллизии, выражающие отношения
лирического героя с миром;
4
4) описать основные сферы художественной картины мира – урбанистический и
природный миры – и отношение лирического героя к этим сферам бытия; выявить
проявление богоискательства Кинчева;
5) определить языковое и образное своеобразие поэзии Кинчева; роль
мифологических, фольклорных, литературных кодов.
Композиция работы: для решения задач в работе выделены два раздела.
Раздел первый обобщает проблемы истории русского рок-искусства и проблемы
связи рок-поэзии с лирическим родом вербальной поэзии, поставленные в работах
исследователей. Раздел состоит из двух глав:
1. История русского рок-искусства и творчество К. Кинчева.
2. Рок-поэзия в контексте лирической поэзии и невербальные средства
выражения сознания субъекта.
Второй раздел работы посвящён анализу вербальных текстов Кинчева, созданных в
разные периоды, показывая эволюцию лирического героя и художественного мира рокпоэта. В нём две главы:
1. Лирический герой и лирические коллизии рок-поэзии К. Кинчева;
2. Картина природного и социального (урбанистического) мира в поэзии К.
Кинчева.
Методы исследования: описательно-аналитический, структурно-типологический,
культурологический, интермедиальный.
Теоретическая значимость работы определяется интерпретацией отдельных
стихотворных произведений; определением главных образов лирического героя и
основных мирообразов (природного и урбанистического миров); представленной версией
характера религиозного содержания стихотворений Кинчева зрелого периода.
Практическая значимость: полученные результаты могут использоваться при
рассмотрении русской рок-поэзии в новых аспектах, что необходимо для построения
истории русской поэзии второй половины ХХ века....
является неотъемлемой частью современной русской культуры, диктует свой код
поведения и образ жизни. Рок-культура трактуется и как контркультура, и как тенденция
массовой культуры, в любом случае, изучение рок-искусства необходимо для понимания
современных социокультурных явлений. Рок-искусство за полувековую историю создало
свой образный, звуковой и вербальный язык, поэтому важно понимание картины мира,
которую это искусство выражает. Рок-поэзия как вербальный компонент рок-искусства
предоставляет наиболее выраженный содержательный материал для выражения
представлений о мире, национальная ментальность в рок-искусстве тоже связана
преимущественно с языковыми средствами, музыкальная составляющая более
интернациональна.
Изучение рок-культуры может опираться на культурологические и
музыковедческие исследования американского и европейского рок-искусства (Ю. Э.
Пилюте, И. В. Кормильцев); изучение русской рок-поэзии находится в стадии описания и
систематизации материала, наиболее заметны исследования литературоведческих школ
(Пермь, Оренбург, Санкт-Петербург). Поэзии К. Кинчева посвящены лишь статьи,
истолковывающие отдельные элементы поэтики.
Материал исследования: стихотворные тексты К. Кинчева, написанные с 1984 по
2016 годы, опубликованные в книжном варианте и в электронной записи аудиоальбомов.
Объект исследования: поэтический мир К. Кинчева (интермедиальные средства
создания художественного мира исследуются лишь как способы выделения и усиления
вербальных).
Предмет исследования: лирический герой и картина мира (природное и городское
пространство), способы их создания.
Цель исследования: обнаружить в творчестве К. Кинчева индивидуальный
художественный мир, связанный именно с русской культурой (мифологией, фольклором,
русской литературой); показать художественную ценность его вербальных текстов,
дающую право называть их поэзией.
Задачи:
1) определить место рок-поэзии Кинчева в ряду других русских рок-поэтов;
2) охарактеризовать лирического субъекта и разные формы его образа (лирический
герой, герой-маска);
3) вычленить основные лирические коллизии, выражающие отношения
лирического героя с миром;
4
4) описать основные сферы художественной картины мира – урбанистический и
природный миры – и отношение лирического героя к этим сферам бытия; выявить
проявление богоискательства Кинчева;
5) определить языковое и образное своеобразие поэзии Кинчева; роль
мифологических, фольклорных, литературных кодов.
Композиция работы: для решения задач в работе выделены два раздела.
Раздел первый обобщает проблемы истории русского рок-искусства и проблемы
связи рок-поэзии с лирическим родом вербальной поэзии, поставленные в работах
исследователей. Раздел состоит из двух глав:
1. История русского рок-искусства и творчество К. Кинчева.
2. Рок-поэзия в контексте лирической поэзии и невербальные средства
выражения сознания субъекта.
Второй раздел работы посвящён анализу вербальных текстов Кинчева, созданных в
разные периоды, показывая эволюцию лирического героя и художественного мира рокпоэта. В нём две главы:
1. Лирический герой и лирические коллизии рок-поэзии К. Кинчева;
2. Картина природного и социального (урбанистического) мира в поэзии К.
Кинчева.
Методы исследования: описательно-аналитический, структурно-типологический,
культурологический, интермедиальный.
Теоретическая значимость работы определяется интерпретацией отдельных
стихотворных произведений; определением главных образов лирического героя и
основных мирообразов (природного и урбанистического миров); представленной версией
характера религиозного содержания стихотворений Кинчева зрелого периода.
Практическая значимость: полученные результаты могут использоваться при
рассмотрении русской рок-поэзии в новых аспектах, что необходимо для построения
истории русской поэзии второй половины ХХ века....
Анализ текстов К. Кинчева убеждает, что словесная составляющая его творчества
имеет право называться поэзией, более того, выделяет рок-искусство Кинчева из сферы
массового искусства, рассчитанного на удовлетворение запросов слушателей/зрителей.
Будучи проявлением массовой культуры, рок-поэзия Кинчева направлена на учительство,
на воздействие на аудиторию, а не на уход из реальности или на примирение с
действительностью. В творчестве К. Кинчева удалось выявить типичное для русской рокпоэзии трагическое мировосприятие, которое проявляется не только в восприятии
социума (города, современной цивилизации), но и в самоощущении, в переживании
собственной нецельности, неидеальности. И в природе Кинчев видит противоречия, не
только одухотворённость и жизнетворность, но и хаос, смертоносные силы.
Мы оставили в стороне музыкальную составляющую, но только потому, что. По
нашему мнению, музыка в творчестве Кинчева играет если не вторую, то и не первую,
скорее – равную с текстом роль. Содержание эмоций важнее, чем их выражение.
Сохраняется интерес к музыке как к манипулирующему элементу и театральному
действию, усиливающему смысл всей музыкальной композиции.
Рок-поэзия Кинчева преодолевает простоту и понятность, связанные с ориентацией
на аудиторию, стремлением к обобщениям, зашифрованности смыслов. Опоры на
символы, что создает необходимую в рок-искусстве иллюзию избранности.
Лирический герой Кинчева относит себя к поколению, не принявших образ жизни и
мышления отцов (советскую реальность), но он неотделим от социального мира, как бы
ни стремился бежать от него в природу или в искусство, творчество. У Кинчева нет образа
иллюзорного запредельного мира, хотя остаётся двоемирие, контраст реального мира с
идеальным. В позднем творчестве сильна идеализации национального мира (прошлого)
как хранителя православных ценностей, но важнее для слушателей и для нас,
исследователей, коллизия богоискательства. Поиск и утверждение идеала делает поэзию
Кинчева менее радикальной, чем тексты других авторов тяжёлого рока.
В образе лирического героя доминирует образ певца-странника, старающегося не
только исповедоваться, но и донести пением некий идеал, разбудить людей от сна.
Лирический герой, как типичный герой рок-поэзии, чувствует себя одиноким и
непонятым, поскольку окружающие люди, кроме избранных, равнодушны к высокому.
Другой вариант лирического героя – герой-бунтарь, ноне революционер, а поэт, глашатай,
чьё пение – протест против общественного строя или исполнителей, равнодушных,
безжалостных людей из массы. Бунт как переворот Кинчевым не поэтизируется. Во-
82
первых, потому что он несёт насилие, отвергаемое рок-культурой, во-вторых, потому что
социальные перевороты не создают идеальную реальность (шулерская игра).
Лирический герой устремляется к выходу из социального пространства для поиска
ориентиров, для последующего возвращения в социум.
В текстах К. Кинчева можно выделить разные культурные традиции, но самая
сильна – национальная (фольклорная и православная) традиция.
имеет право называться поэзией, более того, выделяет рок-искусство Кинчева из сферы
массового искусства, рассчитанного на удовлетворение запросов слушателей/зрителей.
Будучи проявлением массовой культуры, рок-поэзия Кинчева направлена на учительство,
на воздействие на аудиторию, а не на уход из реальности или на примирение с
действительностью. В творчестве К. Кинчева удалось выявить типичное для русской рокпоэзии трагическое мировосприятие, которое проявляется не только в восприятии
социума (города, современной цивилизации), но и в самоощущении, в переживании
собственной нецельности, неидеальности. И в природе Кинчев видит противоречия, не
только одухотворённость и жизнетворность, но и хаос, смертоносные силы.
Мы оставили в стороне музыкальную составляющую, но только потому, что. По
нашему мнению, музыка в творчестве Кинчева играет если не вторую, то и не первую,
скорее – равную с текстом роль. Содержание эмоций важнее, чем их выражение.
Сохраняется интерес к музыке как к манипулирующему элементу и театральному
действию, усиливающему смысл всей музыкальной композиции.
Рок-поэзия Кинчева преодолевает простоту и понятность, связанные с ориентацией
на аудиторию, стремлением к обобщениям, зашифрованности смыслов. Опоры на
символы, что создает необходимую в рок-искусстве иллюзию избранности.
Лирический герой Кинчева относит себя к поколению, не принявших образ жизни и
мышления отцов (советскую реальность), но он неотделим от социального мира, как бы
ни стремился бежать от него в природу или в искусство, творчество. У Кинчева нет образа
иллюзорного запредельного мира, хотя остаётся двоемирие, контраст реального мира с
идеальным. В позднем творчестве сильна идеализации национального мира (прошлого)
как хранителя православных ценностей, но важнее для слушателей и для нас,
исследователей, коллизия богоискательства. Поиск и утверждение идеала делает поэзию
Кинчева менее радикальной, чем тексты других авторов тяжёлого рока.
В образе лирического героя доминирует образ певца-странника, старающегося не
только исповедоваться, но и донести пением некий идеал, разбудить людей от сна.
Лирический герой, как типичный герой рок-поэзии, чувствует себя одиноким и
непонятым, поскольку окружающие люди, кроме избранных, равнодушны к высокому.
Другой вариант лирического героя – герой-бунтарь, ноне революционер, а поэт, глашатай,
чьё пение – протест против общественного строя или исполнителей, равнодушных,
безжалостных людей из массы. Бунт как переворот Кинчевым не поэтизируется. Во-
82
первых, потому что он несёт насилие, отвергаемое рок-культурой, во-вторых, потому что
социальные перевороты не создают идеальную реальность (шулерская игра).
Лирический герой устремляется к выходу из социального пространства для поиска
ориентиров, для последующего возвращения в социум.
В текстах К. Кинчева можно выделить разные культурные традиции, но самая
сильна – национальная (фольклорная и православная) традиция.
Подобные работы
- ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА ЦОЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ
КОНТЕКСТЕ ПОЗДНЕСОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
(МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020





