Только PDF
Аннотация
Введение 3
1 Теоретические основы обучения зарубежных студентов иноязычному говорению в современной образовательной среде университета. 9
1.1 Особенности современной образовательной среды российского университета при обучении зарубежных студентов 9
1.2 Современные подходы и средства обучения студентов иноязычному говорению 16
1.3 Теория умений иноязычного говорения: характеристики, показатели форсированности 21 Выводы по главе 1 26
2 Методические основы развития умений иноязычного говорения зарубежных студентов в образовательной среде российского университета 29
2.1 Дидактический потенциал аутентичных видеоматериалов интернетресурсов как средства развития умений иноязычного говорения 29
2.2 Комплекс упражнений для развития умений иноязычного говорения зарубежных студентов с использованием видеоматериалов с платформ Rutube и VK Видео (канал Real Russian Club), Радио Sputnik, RT на русском 41
2.3 Апробация комплекса упражнений в группе зарубежных студентов по темам «Учѐба в российском университете», «Свободное время», «Межкультурное общение» 73
Выводы по главе 2 79
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Актуальность. В условиях активной интернационализации
российского образования возрастает потребность в эффективной системе
обучения иностранных студентов, обеспечивающей их успешную
академическую и социокультурную адаптацию. Одним из ключевых
факторов интеграции в образовательную и повседневную среду является
владение иноязычной коммуникативной компетенцией, центральным
элементом которой выступает умение говорения [89]. Современные реалии
международного образования демонстрируют устойчивую тенденцию к
увеличению числа иностранных студентов в России. По данным
Министерства науки и высшего образования РФ, на 2023/2024 учебный год в
российских вузах обучается более 350 тысяч иностранных студентов из более
чем 180 стран [60]. Существенная часть из них выбирает российские
университеты, включая Томский государственный университет, благодаря их
академической репутации и доступности образования.
Однако, по результатам опросов (например, исследования НИУ ВШЭ
(2023) [86] и ФГБУ «Социоцентр» (2022) [60]), основной трудностью для
иностранных студентов остаѐтся языковой барьер, особенно в устной речи.
Многие студенты испытывают затруднения в понимании и построении
диалогов, что тормозит как академическую, так и повседневную
коммуникацию. Это негативно сказывается на их успеваемости, адаптации к
среде обучения и вовлечѐнности в образовательный процесс. Отметим, что
говорение как вид речевой деятельности обеспечивает участие студентов в
учебной и профессиональной коммуникации, межличностном и
межкультурном взаимодействии [89]. В современной методике преподавания
иностранных языков особое внимание уделяется формированию и развитию
именно устной речи как наиболее востребованной и сложной формы речевой
деятельности [92]. Проблема формирования умений иноязычного говорения
активно исследуется в рамках лингводидактики, психолингвистики, педагогики и смежных наук [91, 93]. Тем не менее, в условиях цифровизации
общества в глобальном масштабе и стремительного развития
информационно-коммуникационных технологий, изменяющих природу
речевого взаимодействия, происходят существенные трансформации в
методике обучения иностранным языкам [94]. Коммуникация приобретает
как опосредованный, так и непосредственный характер, осуществляется с
использованием электронных телекоммуникаций и цифровых дидактических
средств [95]. Все это приводит к качественным изменениям в организации
учебного процесса, формам подачи материала и взаимодействия
преподавателя со студентами [96].
На практике же мы наблюдаем недостаточную интеграцию цифровых
технологий в учебный процесс в силу слабой изученности их дидактического
потенциала в различных образовательных целях. Помимо этого,
наблюдаются трудности, связанные с недостаточной мотивацией студентов,
ограниченным речевым опытом и отсутствием учебных материалов,
приближенных к реальным ситуациям общения.
В то же время проведѐнный нами анализ образовательного
пространства, наблюдение за учебным процессом и результаты
педагогической практики показывают, что современная образовательная
среда российского университета предлагает широкие возможности для
интеграции инновационных технологий в учебный процесс, особенно за счѐт
процессов цифровизации и активного использования интернет-ресурсов.
Одним из наиболее перспективных направлений является применение
аутентичных видеоматериалов, размещѐнных на образовательных
платформах (например, Moodle), а также на медиа-каналах и официальных
сайтах информационных агентств [95].
Согласно выводам ряда исследователей [86, 87, 89, 91], аутентичные
видеоматериалы обладают значительным дидактическим потенциалом: они
отражают реалии современной жизни, способствуют развитию иноязычной
коммуникативной компетенции, обеспечивают контекстное погружение в
5
языковую среду, стимулируют речевую активность и мотивацию
обучающихся, а также позволяют формировать навыки восприятия,
интерпретации и продуцирования иноязычной речи в условиях,
приближенных к естественным. Они формируют устойчивые речевые стереотипы, знакомят обучающихся с живой речью носителей языка, в том числе с различными региональными акцентами и стилистическими оттенками....
Проблема формирования умений иноязычного говорения у
иностранных студентов в условиях российского университета остаѐтся одной
из ключевых задач современного языкового образования. В диссертации был
проведѐн комплексный анализ теоретических основ и практических
механизмов, обеспечивающих развитие речевых умений у студентовиностранцев на основе использования аутентичных видеоматериалов в
цифровой образовательной среде.
В первой главе были раскрыты особенности образовательной среды
российского вуза, охарактеризованы современные методологические
подходы (коммуникативный, деятельности, интерактивный,
мультимодальный), рассмотрены психолингвистические и методические
аспекты формирования умений говорения. Особое внимание было уделено
факторам, влияющим на речевую активность студентов-иностранцев, а также
затруднениям, возникающим в процессе овладения устной речью.
Во второй главе была представлена разработанная модель обучения
«Смотри и слушай – Осмысли – Говори», основанная на мультимодальной
перцепции и поэтапной речевой активизации. Создан комплекс упражнений
по трѐм тематическим направлениям: «Учѐба в российском университете»,
«Свободное время» и «Межкультурное общение». Апробация комплекса
показала его эффективность: отмечен прирост речевой продуктивности,
повышение мотивации и снижение тревожности у студентов.
На основании проведѐнного исследования можно сделать следующие
обобщающие выводы:
Использование аутентичных видеоматериалов значительно расширяет
речевой опыт иностранных студентов, способствуя интеграции языка,
контекста и культуры;
Мульти модальный подход позволяет учитывать когнитивные,
перцептивные и коммуникативные особенности обучающихся;
82
Разработка упражнений на основе аутентичного видео требует
соблюдения методических принципов, отражающих реальную
коммуникацию и современные образовательные стандарты;
Включение цифровых платформ и онлайн-сервисов повышает
вовлеченность студентов и открывает новые формы речевого
взаимодействия;
Разработанный комплекс упражнений может быть адаптирован для
других категорий обучающихся и использован в различных форматах
обучения РКИ.
Практическая значимость работы заключается в возможности
применения разработанных материалов в реальной преподавательской
практике, в том числе в условиях онлайн-обучения, на курсах РКИ, в
программах подготовки к академическому обучению и культурной адаптации
иностранных студентов.
Полученные результаты подтверждают, что методически
организованное использование видеоматериалов в сочетании с цифровыми
инструментами и принципами речевой педагогики эффективно способствует
формированию умений иноязычного говорения и речевой интеграции иностранных студентов в образовательную среду российского университета.
1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос.
Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – М., 2025. –
Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Об утверждении федеральных государственных образовательных
стандартов высшего образования : приказ Министерства образования и науки
Рос. Федерации от 19 дек. 2013 г. № 1367 // КонсультантПлюс : справ.
правовая система. – Версия Проф. – М., 2025. – Режим доступа: локальная
сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Mищенко О. В. Информационные технологии в преподавании РКИ :
теория и практика / О. В. Мищенко. – СПб. : Златоуст, 2019. – 212 с.
4. Азимов Е. Г. Новый словарь методических терминов и понятий :
теория и практика обучения языкам / Е. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. :
ИКАР, 2010. – 448 с.
5. Антонова О. В. Оценка сформированности умений говорения у
иностранных студентов // Вестник Московского государственного
лингвистического университета. – 2018. – № 4 (765). – С. 92–97.
6. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как
иностранного: современные стратегии / Т. М. Балыхина. – М. : Гнозис, 2020.
– 256 с.
7. Баранова Е. А. Методика преподавания русского языка как
иностранного / Е. А. Баранова. – М. : Флинта, 2020. – 312 с.
8. Барышников Н. В. Использование аутентичных видеодокументов в
профессиональной подготовке учителей иностранных языков / Н. В.
Барышников, Г.Г. Жоглина // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 4. –
С. 88–92.
9. Барышников Н. В. Психологические аспекты адаптации
иностранных студентов в речевой среде // Вопросы психолингвистики. –
84
2020. – № 2. – С. 104–112.
10. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. – М. :
Искусство, 1979. – 445 с.
11. Беляев Б. В. Психология преподавания иностранных языков в
школе / Б. В. Беляев. – М. : Просвещение, 1965. – 320 с.
12. Бим И. Л. Инновационные технологии в обучении иностранным
языкам // Иностранные языки в школе. – 2018. – № 3. – С. 3–9.
13. Бим И. Л. Теоретические основы методики преподавания
иностранных языков : учеб. пособие / И. Л. Бим. – М. : Русский язык, 2001. –
224 с.
14. Боголепова С. В Современные подходы к обучению иностранному
языку: общее и частное // Лингвистика и методика преподавания
иностранных языков. – 2020. – Т. 13, № 2. – С. 168–189.
15. Брунер Д. Процессы образования / Д. Брунер. – М. : Просвещение, 2004. – 256 с...96