Введение 7
1 Теоретическая часть 9
1.1 Функциональный и процессный подходы к управлению 9
1.2 Специфика фирм в полиграфической отрасли 12
1.3 Оптимизация бизнес-процессов 15
1.3.1 Этапы работ по оптимизации бизнес-процессов 15
1.3.2 Методы исследования бизнес-процессов 19
1.3.3 Средства моделирования процессов 22
1.3.4 Подходы и методы совершенствования бизнес-процессов 26
2 Практическая часть 31
2.1 Структура и внутреннее устройство ПК «Поликом» 31
2.1.1 Описание организационной и функциональной структуры 31
2.1.2 Анализ информационных потоков типографии 35
2.1.3 Применение ИТ в ООО ПК «Поликом» 37
2.2 Моделирование и анализ процессов типографии as is 40
2.2.1 Бизнес-процессы типографии «Поликом» 40
2.2.2 Моделирование процесса допечатной подготовки 43
2.2.3 Проблемы процесса допечатной подготовки 46
2.3 Оптимизация процесса допечатной подготовки 50
2.3.1 Выбор методов оптимизации процесса 50
2.3.2 Моделирование процесса допечатной подготовки as to be 54
3 Проектная часть 59
3.1 Планирование внедрения улучшенного процесса as to be 59
3.2 Расчет экономического эффекта от внедрения ИС 61
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложение А. Модели предприятия as is 76
Приложение Б. Модели предприятия as to be 86
Приложение B. План перехода к процессу as to be 93
Приложение Г. Регламент процесса допечатной подготовки заказа
Исследование и понимание сущности бизнес-процессов полиграфических предприятий, а также вопросы возможности их улучшения приобретают особую актуальность в реалиях современного рынка. Оптимизация процессов и включение в них современных технологий позволяет фирме не только функционировать стабильно в изменяющихся внешних условиях, но и переходить к качественно новому состоянию процессов в фирме, к новому способу управления процессами, способствующих увеличению прибыли и уменьшению издержек. На сегодняшний день большинство типографий в РФ находятся на первом или втором уровне зрелости процессов (по модели CMMI - зрелости процессов по степени их управляемости, контролируемости и эффективности [43]), но тенденция такова, что все больше таких фирм осознает необходимость регламентации процессов и процессного управления на основе использования информационных средств - для повышения эффективности текущей деятельности предприятия и для достижения стратегических целей [40].
В рамках данной работы была рассмотрена с точки зрения процессного подхода типография ООО ПК «Поликом», работающая в секторе B2B - специализирующаяся на печати крупных тиражей по заказу других фирм. Согласно стратегическим целям предприятия, фирма стремится к повышению прибыли, укреплению позиций на рынке, снижению стоимости процессов и минимизации времени работы с заказом, а для достижения этого необходимо проанализировать текущие ключевые процессы и выделить области, направления и способы оптимизации процессов.
Цель работы: снижение вероятности возникновения рисков и повышение надежности процесса допечатной обработки заказов путем оптимизации (на основе внедрения и использования ИС).
Задачи:
- изучить полиграфическую сферу на основе процессно-ориентированного подхода к управлению бизнесом и возможности применения способов оптимизации в полиграфии;
- провести анализ предприятия ООО ПК «Поликом» с точки зрения процессного подхода;
- выбрать и обосновать способ оптимизации процесса допечатной подготовки;
- разработать и закрепить организацию процесса допечатной подготовки, рассчитать экономический эффект от оптимизации, а также создать план внедрения оптимизированного процесса.
Теоретический материал данной работы взят из литературы и научных публикаций, посвященных оптимизации процессов в полиграфии (например, монография Л.Н. Косовой), процессному управлению в общем (учебник В. Г. Елиферова) и др. Практический материал получен в ходе изучения информации, предоставленной самой рассматриваемой типографией.
В ходе решения поставленных задач все основные процессы на предприятии будут охарактеризованы и проанализированы для выявления недостатков. Предложенные решения проблем помогут организации повысить качественный уровень предоставляемых услуг, приобрести новых клиентов и, как следствие, выйти на новый уровень.
Предприятия полиграфической сферы (вне зависимости от масштаба или направления деятельности) имеют типовые ключевые процессы, участвующие в цепочке добавленной стоимости: снабжение, оформление заказа, производство заказа, постпечатная обработка и организация передачи заказа; вспомогательные процессы могут быть разными (например, могут отсутствовать отдельно выделенные процессы развития). Различными в процессах (при сохранении общих этапов работы с заказом в разных фирмах) могут быть входы и выходы, исполнители и ответственные, ресурсы, инструменты, операции. Именно на операционном уровне могут возникать проблемные области, связанные с операциями и приводящие к снижению эффективности процесса - к увеличению продолжительности работы с заказом, к простоям в работе, к возникновению ошибок и т.д. Решить возникающие проблемы может оптимизация процесса, проведенная на основе информационных технологий. Выбор способа оптимизации зависит от того, какую цель преследует предприятие.
В данной работе была проанализирована типография «Поликом» с точки зрения процессного подхода. Было выяснено, что ключевые процессы фирмы (допечатная подготовка заказа, планирование и снабжение, производство, организация передачи заказа) в цепочке добавленной стоимости соответствуют типовым; особенности и различия становятся заметными при рассмотрении организации процессов на уровне отдельных операций, сложившихся подобным образом по мере развития фирмы. При детальном изучении процессов на операционном уровне обнаружилось, что допечатная подготовка имеет множество неэффективных операций (например, перенос макета по папкам на сервере, ручной расчет стоимости заказа с помощью калькулятора, ручное ведение списка заказов - все это связано с неиспользованием имеющейся информационной системы), а также процесс плохо управляется и контролируется. Помимо этого, руководство процессом имеет амбициозные цели (при неверной оценке имеющихся возможностей и мощностей для выполнения заказа). Вследствие этого может возникать увеличение продолжительности работы с заказами или невыполнение обязательств по заказам, что сказывается на репутации фирмы и лояльности клиентов.
Для улучшения процесса следует использовать способ вертикального сжатия процессов и сокращения избыточных бизнес-процессов: делегировать часть полномочий, отказаться от неэффективных операций и пустить некоторые операции параллельно позволяет использование функций информационной системы управления предприятием PrintEffect. Для повышения надежности процесса и разгрузки исполнителей решено делегировать часть полномочий директора и менеджеров путем введения новых должностей (главного менеджера и управляющего производством) и найма работников.
План оптимизации предполагает разработку регламента оптимизированного процесса и доведение его до работников, введение новых должностей в штат, составление должностных инструкций, найм, обучение сотрудников (нового работника - работе с производством, имеющихся сотрудников - работе с информационной системой). После этого производится тестирование оптимизированного процесса на основе мониторинга и анализа показателей эффективности и, при необходимости, внесение в регламент изменений (тестирование проводится до получения оптимального результата протекания процесса). После получения положительных результатов тестирования производится окончательный переход на новое выполнение процесса.
Расчёт экономического эффекта от внедрения показал, что проект по улучшению процесса на основе функциональности ИС окупится примерно за 7 месяцев и принесет прибыль в размере 202 961 р; использование ИС в процессе позволяет существенно сократить время обработки заказа до 76%, а также сократить ежемесячные затраты на 10656,25 р.
Внедрение оптимизированного процесса позволит снизить вероятность возникновения ряда рисков (в частности - репутационный риск), а также повысить управляемость процесса на основе показателей эффективности. Дальнейшие изменения в процессе допечатной подготовки не требуют изменения или отказа от каких-либо операций и, при наличии соответствующих целей предприятия, могут быть связаны с работой с клиентами, например, соединение телефонной связи и информационной системы и т.д.
1) Абдикеев, Н. М. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебник / Н. М. Абдикеев, Т. П. Данько, С.В. Ильдеменов, А. Д. Киселев. - Москва: Эксмо, 2005. - 305 с.
2) Алехина, Г. В. Информационные технологии в экономике и управлении: учеб. пособие / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. - 259 с.
3) Альвеер, Т. BPMN 2.0 Введение в стандарт моделирования бизнес- процессов: учебник / Т. Альвеер. - Киев: Business Process Solutions, 2010. - 174 с.
4) Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: учебник / М.: Стандарты и качество, 2003. - 272 с.
5) Бахтизин, В. В. Методология функционального проектирования IDEF0 : учеб. пособие / В. В. Бахтизин, Л. А. Глухова. - Минск: БГУИР, 2003. - 24 с.
6) Бескоровайная, С. А. Оценка масштабов внедрения ERP-систем в российских издательствах и полиграфии в 2005-2016 гг. и перспективы на 2016-2017 гг. / С. А. Бескоровайная // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2016. - № 3. - С. 146-164.
7) Биннер, X. Управление организациями и производством. От функционального менеджмента к процессному: учебник / X. Биннер. - М.: Альпина-Паблишер, 2010 - 282 с.
8) Борздова, Т. В. Информационные технологии в бизнесе: учеб. пособие / Т. В. Борздова, Л. В. Белецкая, В. П. Киреенко, Н. Н. Поснов. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. - 72 с.
9) Борискин, О. И. Стандартизация и сертификация информационно-интегрированных систем: учеб. пособие / О. И. Борискин. - Тула: Тульский государственный университет, 2015. - 138 с.
10) Быков, Ю. М. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000: учеб. пособие / Ю. М. Быков. - М.: TEM Consulting, 2007. - 275 с.
11) Варзунов, А. В. Анализ и управление бизнес-процессами: учеб. пособие / А. В. Варзунов, Е. К. Торосян, Л. П. Сажнева. - СПб: Университет ИТМО, 2016 -112 с.
12) Васильев, С. В. Управление инновационной деятельностью: учебник / С. В. Васильев. - Великий Новгород: Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, 2011. - 236 с.
13) Васюков, А. В. Управление качеством и сертификацией: учеб.- метод. комплекс. / А. В. Васюков, А. А. Ермак. - Новополоцк: ПТУ, 2012. - 502 с.
14) Васюхин, О. В. Основы информационного менеджмента: учеб. пособие / О. В. Васюхин, А. В. Варзунов. - СПб.: СПбГУИТМО, 2009 - 196 с.
15) Войнов, И. В. Моделирование экономических систем и процессов. Опыт построения ARIS-моделей: монография / И. В. Войнов, С. Г. Пудовкина, А. И. Телегин. - Челябинск: ЮУрГУ, 2002. - 392 с.
16) Ганиева, Н. М. Проектирование полиграфического производства: учеб. пособие. / Н. М. Ганиева. - Омск: ОмГТУ, 2010. - 116 с.
17) Габрин, К. Э. Основы имитационного моделирования в экономике и управлении: учеб. пособие / К. Э. Габрин, Е. А. Козлова. - Челябинск: ЮурГу, 2004. - 108 с.
18) Гарнов, А. П. Экономика предприятия : учебник / А. П. Гарнов, Е. А. Хлевная, А. В. Мыльник. - М.: Юрайт, 2016. - 303 c.
19) Герасименко, Н. А. Бизнес-процессы: технологии реинжиниринга: учеб. пособие / Н. А. Герасименко. - М.: Академия ИБС, 2007. - 258 с.
20) Горбаченко, В. И. Создание функциональной модели информационной системы с помощью CASE-средства CA ERwin Process Modeler 7.3: учеб. пособие / В. И. Горбаченко, Г. Ф. Убиенных, Г. В. Бобрышева. - Пенза: ПТУ, 2010. - 66 с.
21) Гританс, Я. М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и правовые аспекты : практ. пособие / Я. М. Гританс. - М.: Волтере Клувер, 2008. - 213 с.
22) Громов, А. И. Анализ и моделирование бизнес-процессов / учеб.- метод. пособие / А. И. Громов, В. Г. Чеботарев, Я. В. Горчаков, О. В. Бойко. - М.: ОнтоПринт, 2007. - 157с.
23) Дмитриева, С. И. Управление денежными, материальными и информационными потоками: учебник / С. И. Дмитриева. - М.: МИРЭА, 2012. - 221 с.
24) Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник / В. Г. Елиферов, В.В. Репин. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 319 с.
25) Знакомство с нотацией IDEF0 и пример использования
[Электронный ресурс]: эл. статья // Профессиональная площадка для ИТ- специалистов. - 2017. - Режим доступа:
https://habrahabr.ru/company/trinion/blog/322832/
26) Иващенко, Т. И. Построение эффективной системы управления предприятием посредством моделирования бизнес-процессов: монография / Т. И. Иващенко. - Хабаровск: Тихоокеан, 2016. - 177 с.
27) Калашян, А. Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии: учебник / А. Н. Калашян. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256 с.
28) Калянов, Г. Н. Моделирование, анализ, реорганизация и оптимизация бизнес-процессов: учеб. пособие / Г. Н. Калянов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 240 с.
29) Каменнова, М. А. Моделирование бизнеса. Методология ARIS: учеб. пособие / М. А. Каменнова, А. С. Громов, М. В. Ферапонтов, А. А. Шматалюк. - М.: Весть-МетаТехнология, 2002. - 333 с.
30) Каталевский, Д. Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении: учеб. пособие / Д. Ю. Каталевский. - Москва: Дело, 2015. - 513 с.
31) Кирнсов, C. В. Теория и практика применения процессного подхода к управлению качеством деятельности организации: монография / С. В. Кирнсов. - Тамбов: ТГУ, 2009. - 80 с.
32) Кондратьев, В. В. Показываем бизнес-процессы от модели процессов компании до регламентов процедур: учеб. пособие / В. В. Кондратьев, М. Н. Кузнецов. - М.: Эксмо, 2008. - 256 с.
33) Корольков, В. Ф. Процессы управления организацией: учебник / В. Ф. Корольков, В. В. Брагин. - Ярославль: Яртелеком, 2001. - 416 с.
34) Косова, Л. Н. Методология управления бизнес-процессами организации медиаиндустрии: монография / Л. Н. Косова. - М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2012. - 166 с.
35) Кулябов, Д. С. Введение в формальные методы описания бизнес- процессов: учеб. пособие / Д. С. Кулябов, А. В. Королькова. - М.: РУДН, 2008. - 173 с.
36) Куприйчук, А. С. Описание и оптимизация бизнес-процессов / А. С. Куприйчук // Управляем предприятием. - 2011. - №1. - С. 9-26.
37) Лускатова, О. В. Современные проблемы реинжиниринга бизнес- процессов: учеб. пособие / О. В. Лускатова, М. В. Робертс. - Владимир: ВГУ, 2011. - 146 с.
38) Маторин, С. И. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие / С. И. Маторин, О. А. Зимовец. - Белгород: НИУ БелГУ, 2012. - 116 с.
39) Меняев, М. Ф. Цифровые системы управления техническими процессами в полиграфии: учеб. пособие / М. Ф. Меняев. - М.: МГУП, 2006. - 126 c.
40) Мерзликина, Е. М. Показатели экономической эффективности в управлении издательско-полиграфическим бизнесом / Е. М. Мерзликина // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №4.
41) Миронова, Г. В. Стратегические и тактические решения в системе производственного менеджмента полиграфического предприятия: монография / Г. В. Миронова, Л. И. Демидова, А. В. Шелыгов. - М.: ОнтоПринт, 2008. - 152 с.
42) Могинов, Р. Г. Проектирование полиграфического производства: учеб. пособие / Р. Г. Могинов. - М.: МГУП, 2005. - 194 с.
43) Модель CMMI [Электронный ресурс]: эл. статья // Профессиональная площадка для ИТ-специалистов. - 2017. - Режим доступа: https://habr.com/post/79130/
44) Надирова, Е. Б. Основы технологии издательско-полиграфической отрасли: практические работы / Е. Б. Надирова, Е. Б. Козлова, Т. А. Макеева. - М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2015. - 104 с.
45) Наумов, А. А. Управление бизнес-процессами. Синтез, анализ, моделирование и оптимизация: монография. - М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 172 c.
46) Никитин, А. В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем: учеб. пособие / А.В. Никитин, И.А. Рачковская, И. В. Савченко. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 188 с.
47) Ожигова, С. И. Бизнес-процессы и изменение коммерческой организации: учеб. пособие / С. И. Ожигова. - Иркутск: Репроцентр, 2006. - 155 с.
48) Пирогова, Е. В. Управление бизнес-процессами предприятия: учеб. пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. - 107 с.
49) Пономарев, С. В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебник / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко. - М.: ИТ-Экономика, 2005. - 248 с
50) Протасов, Д. В. Теория и практика применения технологии бенчмаркинга для улучшения качества деятельности организации: монография / Д. В. Протасов. - Тамбов: ТГУ, 2009. - 80 с.
51) Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов - М.: РИА Стандарты и качество, 2004. - 408 с.
52) Робсон, М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес процессов: учебник / М. Робсон, Ф. Уллах. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 224 с.
53) Самуилов, К. Е. Основы формальных методов описания бизнес- процессов: учеб.-метод. пособие / К. Е. Самуилов, Н. В. Серебренникова, А. В. Чукарин, Н. В. Яркина. - М.: РУДН, 2008. - 130 с.
54) Сидоров, Д. А. Теория процессного управления: учеб. пособие / Д. А. Сидоров. - М.: МГТУ ГА, 2017. - 68 с.
55) Сидоров, Д. А. Управление изменениями. Реорганизация и реструктуризация предприятия. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие / Д. А. Сидоров. - М.: МГТУ ГА, 2015. - 44 с.
56) Ситникова, О. В. Функционально-стоимостной анализ: учеб. пособие / О. В. Ситникова. - М.: МИИТ, 2011. - 124 с.
57) Скрипко, Л. Е. Процессный подход в управлении качеством: учебное пособие / Л. Е. Скрипко. - СПб. : СПбГУЭФ, 2011. - 105 с.
58) Стефанов, С. В. Элементы полиграфии и их классификации: учеб. пособие / С. В. Стефанов. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 104 с.
59) Суркова, Н. Е. Методология структурного проектирования информационных систем: учеб. пособие / Н. Е. Суркова, А. В. Остроух. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. - 190 с.
60) Тебайкина, Н. И. CASE-средства: учеб. пособие / Н. И. Тебайкина. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. - 88 с.
61) Тельнов, Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие / Ю. Ф. Тельнов. - М.: РИА Стандарты и качество, 2003. - 99с.
62) Уилер, Д. Статистическое управление процессами. Оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта: учебник / Д. Уилер, Д. Чамберс. - М.: АР-Консалт, 2009. - 409 с.
63) Федоров, И. Г. Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0: монография / И. Г. Федоров. - М.: МЭСИ, 2013. - 146 с.
64) Федорова, Г.Н. Информационные системы: учебник / Г. Н. Федорова. - М. : Академия, 2013. - 208 с.
65) Холод, Л. Л. Методы и инструментарий реализации процессного подхода / Л. Л. Холод, Е. Ю. Хрусталев // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - №4. - С. 126-135.
66) Цуканова, О. А. Методология и инструментарий моделирования бизнес-процессов: учеб. пособие / О. А. Цуканова. - СПб.: УИТМО, 2015. - 100 с.
67) Черемных, С. В. Структурный анализ систем. IDEF-технологии: учебник / С. В. Черемных. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.
68) Чмышенко, Е. В. Основы процессного управления: учеб. пособие / Е. В. Чмышенко, Е. Г. Чмышенко. - Оренбург : ОГУ, 2016. - 133 с.
69) Шельмин, Е. В. Эффективная система на основе процессного управления. Проблемы, анализ, решение: учебник / Е. В. Шельмин. - СПб.: Вершина, 2007. - 218 с.
70) Шмелева, А. Н. Концептуальные основы оценки операционной эффективности управления предприятием при внедрении СМК по стандартам ИСО 9000: монография / А. Н. Шмелева. - М.: Креативная экономика, 2009. - 244 с.
71) Эккерсон, У. У. Панели индикаторов как инструмент управления : ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов : учебник / У. У. Эккерсон. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 395 с.
72) Яковлев, В. Б. Моделирование бизнес-процессов: учеб.-метод. пособие / В. Б. Яковлев. - М.: ОнтоПринт, 2016. - 64 с.