СОВРЕМЕННЫЕ ИМПЛИЦИТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ, ИХ СВЯЗЬ С ЦВЕТАМИ И ВЛИЯНИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1.1 Основные понятия лингвистики цвета 9
1.2 Основные направления исследований цвета в лингвистике 9
1.2.1 Лингвистические исследования цвета в XX веке 9
1.2.2 Подходы к изучению и описанию семантики цветонаименований 11
1.2.3 Подходы к изучению и описанию имплицитной семантики цвета 12
1.2.4 Подходы к изучению связи цвета и эмоций 13
1.3 Выводы по главе 1 16
Изучение имплицитных значений цветов и их влияния на восприятие эмоционально окрашенной лексики с помощью психолингвистических экспериментов 17
2.1 Ассоциативный эксперимент 17
2.2 Аппаратные психолингвистические эксперименты 20
2.2.1 Эксперимент с модифицированным эффектом Струпа 24
2.2.2 Эксперимент с задачей на принятие лексического решения 27
2.2.3 Эксперимент с заданием на категоризацию 30
2.3 Выводы по главе II 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1.1 Основные понятия лингвистики цвета 9
1.2 Основные направления исследований цвета в лингвистике 9
1.2.1 Лингвистические исследования цвета в XX веке 9
1.2.2 Подходы к изучению и описанию семантики цветонаименований 11
1.2.3 Подходы к изучению и описанию имплицитной семантики цвета 12
1.2.4 Подходы к изучению связи цвета и эмоций 13
1.3 Выводы по главе 1 16
Изучение имплицитных значений цветов и их влияния на восприятие эмоционально окрашенной лексики с помощью психолингвистических экспериментов 17
2.1 Ассоциативный эксперимент 17
2.2 Аппаратные психолингвистические эксперименты 20
2.2.1 Эксперимент с модифицированным эффектом Струпа 24
2.2.2 Эксперимент с задачей на принятие лексического решения 27
2.2.3 Эксперимент с заданием на категоризацию 30
2.3 Выводы по главе II 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одним из важнейших понятий, к которому человек постоянно обращается, является понятие цвета. Цвета с древнейших времен использовались людьми для выражения самых различных смыслов и идей. Они наделялись сакральными значениями или служили специальными знаками.
В современном мире цвет не потерял своей актуальности, несмотря на то, что некоторые биологи и физиологи указывают на то, что для современного человека цветоразличение является рудиментарной функцией [Пэдхем, Сондерс, 1978]. Цвета, напротив, обрели новые области применения. В настоящее время они используются не только в искусстве, но и в промышленности, транспорте, технике, рекламе, дизайне, медицине. Цвета, их сочетания, а также сочетания цветов и форм применяются в качестве символов, способных заменять полноценные понятия. Например, сигнальные огни на транспортных магистралях могут обозначать требование остановки или разрешение движения. Для производства создаются специальные системы цвет-значение, называемые цветовым кодом. С помощью такого кода можно обозначить назначение провода или детали, а также отметить возможные опасности.
Активное использование человеком цвета во всех сферах деятельности обусловливает актуальность работ, посвященных изучению значения цвета и цветонаименований, а также влиянию этих значений на физическое и психическое состояние человека.
Универсальность цветовосприятия для всех людей и наличие лексической группы цветонаименований во всех языках мира определяют интерес исследователей к данной проблеме с Античных времен, а также возможность применения к ним различных методов исследования. В дальнейшем к этой же проблеме применялись многие методы рассмотрения, в том числе и лингвистические (сравнительно-исторического языкознания, структурной лингвистики), что позволило накопить большой объем теоретического материала и найти новые способы его применения.
В настоящее время существует ряд работ, посвященных изучению имплицитных значений цветов и цветонаименований, а также исследующих влияние этих значений на восприятие различных стимулов. Однако все эти работы выполнены на материале английского языка и нельзя сказать, актуальны ли обнаруженные результаты для носителей русского языка.
Таким образом, Новизна данной работы заключается в применении современных экспериментальных методов, позволяющих рассмотреть ранее не изученный аспект восприятия эмоционально окрашенной лексики под влиянием имплицитного значения цвета, на материале русского языка.
Основная гипотеза данного исследования заключается в наличии устойчивых ассоциативных значений у цветов и цветонаименований, а также в существовании влияния этих значений на восприятие эмоционально окрашенной лексики.
Цель исследования: установление современных имплицитных ассоциативных значений цветонаименований и анализ влияния значений цветов на восприятие визуально представленной эмоционально окрашенной лексики при разных уровнях когнитивной обработки.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Отбор цветонаименований, наиболее частотных в русском языке;
2. Проведение направленного ассоциативного эксперимента с отобранными цветонаименованиями в качестве стимулов;
3. Анализ ассоциаций, полученных в ходе эксперимента, и выведение из них современных имплицитных ассоциативных значений цветов и цветонаименований;
4. Проведение серии экспериментов, направленных на изучение влияния уровня когнитивной обработки на активацию имплицитного ассоциативного значения цвета при восприятии визуально представленной эмоционально окрашенной лексики;
Таким образом, объектом исследования являются частотные цветонаименования русского языка и соответствующие им цвета, предметом - активация имплицитного ассоциативного значения цвета и цветонаименований и его влияние на восприятие эмоционально окрашенной лексики при разных уровнях когнитивной обработки.
Выводы, сделанные на основе полученных данных, могут быть применены на практике в сферах, где понимание механизмов воздействия совокупности языковых и неязыковых стимулов на человека является особенно важным. Так, например, в сфере рекламы и маркетинга, где сочетание вербальных и невербальных стимулов применяется с целью привлечения внимания потребителя и убеждения его в чем-либо, эффективность воздействия напрямую зависит от того, насколько быстро и просто предоставляемая информация усваивается потенциальным покупателем, поэтому при создании качественной рекламы необходимо учитывать когнитивные аспекты восприятия цвета в сочетании с языковыми стимулами в конкретной лингвокультуре.
Также полученные данные можно применять в образовательной сфере для создания наглядных дидактических материалов, сочетающих в себе вербальные и невербальные средства передачи информации, для более качественного усвоения знаний учащимися.
Кроме того, найденные ассоциативные связи между цветами и эмоциями могут быть применены в психологической практике, например, для создания тестов, проверяющих эмпатию.
В современном мире цвет не потерял своей актуальности, несмотря на то, что некоторые биологи и физиологи указывают на то, что для современного человека цветоразличение является рудиментарной функцией [Пэдхем, Сондерс, 1978]. Цвета, напротив, обрели новые области применения. В настоящее время они используются не только в искусстве, но и в промышленности, транспорте, технике, рекламе, дизайне, медицине. Цвета, их сочетания, а также сочетания цветов и форм применяются в качестве символов, способных заменять полноценные понятия. Например, сигнальные огни на транспортных магистралях могут обозначать требование остановки или разрешение движения. Для производства создаются специальные системы цвет-значение, называемые цветовым кодом. С помощью такого кода можно обозначить назначение провода или детали, а также отметить возможные опасности.
Активное использование человеком цвета во всех сферах деятельности обусловливает актуальность работ, посвященных изучению значения цвета и цветонаименований, а также влиянию этих значений на физическое и психическое состояние человека.
Универсальность цветовосприятия для всех людей и наличие лексической группы цветонаименований во всех языках мира определяют интерес исследователей к данной проблеме с Античных времен, а также возможность применения к ним различных методов исследования. В дальнейшем к этой же проблеме применялись многие методы рассмотрения, в том числе и лингвистические (сравнительно-исторического языкознания, структурной лингвистики), что позволило накопить большой объем теоретического материала и найти новые способы его применения.
В настоящее время существует ряд работ, посвященных изучению имплицитных значений цветов и цветонаименований, а также исследующих влияние этих значений на восприятие различных стимулов. Однако все эти работы выполнены на материале английского языка и нельзя сказать, актуальны ли обнаруженные результаты для носителей русского языка.
Таким образом, Новизна данной работы заключается в применении современных экспериментальных методов, позволяющих рассмотреть ранее не изученный аспект восприятия эмоционально окрашенной лексики под влиянием имплицитного значения цвета, на материале русского языка.
Основная гипотеза данного исследования заключается в наличии устойчивых ассоциативных значений у цветов и цветонаименований, а также в существовании влияния этих значений на восприятие эмоционально окрашенной лексики.
Цель исследования: установление современных имплицитных ассоциативных значений цветонаименований и анализ влияния значений цветов на восприятие визуально представленной эмоционально окрашенной лексики при разных уровнях когнитивной обработки.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Отбор цветонаименований, наиболее частотных в русском языке;
2. Проведение направленного ассоциативного эксперимента с отобранными цветонаименованиями в качестве стимулов;
3. Анализ ассоциаций, полученных в ходе эксперимента, и выведение из них современных имплицитных ассоциативных значений цветов и цветонаименований;
4. Проведение серии экспериментов, направленных на изучение влияния уровня когнитивной обработки на активацию имплицитного ассоциативного значения цвета при восприятии визуально представленной эмоционально окрашенной лексики;
Таким образом, объектом исследования являются частотные цветонаименования русского языка и соответствующие им цвета, предметом - активация имплицитного ассоциативного значения цвета и цветонаименований и его влияние на восприятие эмоционально окрашенной лексики при разных уровнях когнитивной обработки.
Выводы, сделанные на основе полученных данных, могут быть применены на практике в сферах, где понимание механизмов воздействия совокупности языковых и неязыковых стимулов на человека является особенно важным. Так, например, в сфере рекламы и маркетинга, где сочетание вербальных и невербальных стимулов применяется с целью привлечения внимания потребителя и убеждения его в чем-либо, эффективность воздействия напрямую зависит от того, насколько быстро и просто предоставляемая информация усваивается потенциальным покупателем, поэтому при создании качественной рекламы необходимо учитывать когнитивные аспекты восприятия цвета в сочетании с языковыми стимулами в конкретной лингвокультуре.
Также полученные данные можно применять в образовательной сфере для создания наглядных дидактических материалов, сочетающих в себе вербальные и невербальные средства передачи информации, для более качественного усвоения знаний учащимися.
Кроме того, найденные ассоциативные связи между цветами и эмоциями могут быть применены в психологической практике, например, для создания тестов, проверяющих эмпатию.
Теоретическая часть проведенного исследования позволила сделать вывод о том, что цвета и цветонаименования имеют имплицитную семантику, обусловленную лингвокультурой, а также о том, что они связаны с эмоциями, ассоциируются с ними и способны влиять на психоэмоциональное состояние человека. Анализ предыдущих работ, посвященных этой теме, показал, что одним из наиболее эффективных способов описать имплицитную семантику цвета является эксперимент.
В ходе проведенного исследования с помощью корпусных методов были выделены наиболее частотные цветонаименования русского языка, проведен направленный ассоциативный эксперимент и на его основе установлены современные имплицитные ассоциативные значения цветов и цветонаименований. Также была проведена серия аппаратных психолингвистических экспериментов, направленных на изучение влияния уровня когнитивной обработки на активацию имплицитного ассоциативного значения цвета при восприятии визуально представленной эмоционально окрашенной лексики;
В результате исследования подтверждена гипотеза о наличии устойчивых ассоциативных значений у цветов и цветонаименований. В ходе ассоциативного эксперимента установлены ассоциативные имплицитные значения цветонаименований, выражающие оценку, характерные для русскоязычной лингвокультуры.
С помощью серии аппаратных психолингвистических экспериментов проанализировано влияние значений цветов на восприятие визуально представленной эмоционально окрашенной лексики при разных уровнях когнитивной обработки. Результаты аппаратных экспериментов не позволяют полностью подтвердить гипотезу о наличии влияния цвета на восприятие эмоционально окрашенной лексики.
В качестве перспективы исследования возможно провести корпусное исследование, направленное на сбор и анализ частотных выражений, содержащих в себе названия цветов. Такое исследование может помочь объяснить некоторые имплицитные ассоциативные значения цветов, как это было сделано в работах на материале английского языка.
В ходе проведенного исследования с помощью корпусных методов были выделены наиболее частотные цветонаименования русского языка, проведен направленный ассоциативный эксперимент и на его основе установлены современные имплицитные ассоциативные значения цветов и цветонаименований. Также была проведена серия аппаратных психолингвистических экспериментов, направленных на изучение влияния уровня когнитивной обработки на активацию имплицитного ассоциативного значения цвета при восприятии визуально представленной эмоционально окрашенной лексики;
В результате исследования подтверждена гипотеза о наличии устойчивых ассоциативных значений у цветов и цветонаименований. В ходе ассоциативного эксперимента установлены ассоциативные имплицитные значения цветонаименований, выражающие оценку, характерные для русскоязычной лингвокультуры.
С помощью серии аппаратных психолингвистических экспериментов проанализировано влияние значений цветов на восприятие визуально представленной эмоционально окрашенной лексики при разных уровнях когнитивной обработки. Результаты аппаратных экспериментов не позволяют полностью подтвердить гипотезу о наличии влияния цвета на восприятие эмоционально окрашенной лексики.
В качестве перспективы исследования возможно провести корпусное исследование, направленное на сбор и анализ частотных выражений, содержащих в себе названия цветов. Такое исследование может помочь объяснить некоторые имплицитные ассоциативные значения цветов, как это было сделано в работах на материале английского языка.
Подобные работы
- Номинация золотого и желтого цветов в языке поэзии А. А. Блока
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





