🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Работа №195083

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
I ГЕНЕЗИС, ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и генезис регулирования оценочной деятельности в
Российской Федерации 5
1.2 Объекты оценки 14
1.3 Субъекты оценочной деятельности 23
II МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ
2.1 Виды оценки 38
2.2 Подходы к оценке 46
III ДОГОВОР КАК ИНСТРУМЕНТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Понятие и юридическая характеристика договора об оценке ....52
3.2 Права, обязанности и ответственность сторон по договору об
оценке 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72

В современных условиях эффективное управление имуществом невозможно без применения специальных методов анализа и расчета стоимости объекта, участвующего в определенной сделке. Приватизация, оформление арендных отношений, залог, осуществление взаиморасчетов с инвесторами и другие сделки подразумевают проведение денежной оценки объекта. При этом эффективность управления объектом зависит от того, насколько адекватно и достоверно определена его стоимость. Именно поэтому оценка как профессиональная деятельность становится все более востребованной.
Оценка представляет собой одно из важнейших направлений рыночной инфраструктуры. Основой развития явилась потребность в разрешении имущественных споров, поскольку в них требовалось выяснение объективной стоимости того или иного имущественного блага.
В настоящее время остро стоит вопрос профессионального определения стоимости, например, предприятий, правильного исчисления налогооблагаемой базы, кредитных организаций и др. Введение налога на недвижимость по рыночной стоимости приведет к тому, что деятельность оценщиков коснется каждого собственника жилья.
Актуальность данной работы заключается в выявлении пробелов и коллизий законодательств и предложений по их совершенствованию.
Современное российское гражданское право направлено на регулирование имущественных и личных неимущественных отношений, объектами которых служат материальные и нематериальные блага, имеющие определенную денежную стоимость, и предусматривает случаи проведения их оценки. Следует отметить, что личные неимущественные права, охраняемые нормами гражданского законодательства, также имеют определенную стоимость.
Например, на основании ст. 152 ГК РФ судебная защита чести, достоинства и деловой репутации может осуществляться путем возложения на нарушителя обязанности выплаты денежной компенсации морального вреда, для определения которой, судом может быть привлечен профессиональный, независимый оценщик. В условиях нестабильного экономического и рыночного положения в государстве оценочная деятельность необходима. Однако порядок осуществления данного юридического действия урегулирован не в полном объеме, а в некоторых нормах, установленных отдельными законодательными актами Российской Федерации, обнаруживаются неточности, неясности и прочие недоработки законодателя. Данные обстоятельства служат причиной продолжительных, неразрешенных споров, в отношении стоимости объектов оценки, между участниками правоотношений, а порой приводят к совершению правонарушений.
Сегодня оценочная деятельность, имеющая свое место в различных правоотношениях, нуждается в совершенствовании ее правового регулирования.
Объектом исследования являются: общественные отношения,
возникающие в результате осуществления оценочной деятельности.
Предметом исследования являются: нормативные правовые акты РФ, регламентирующие осуществление оценочной деятельности и проведение оценки объектов правоотношений, судебная практика, а также научная и специальная литература, посвященная исследуемым проблемам.
Цель исследования: изучение и анализ правового регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.
Задачи исследования сформулированы в рамках поставленных целей:
а) проанализировать понятие и осуществить историю развития регулирования оценочной деятельности в России;
б) определить объекты оценки;
в) выявить субъекты оценочной деятельности;
г) изучить механизм оценки, а именно виды и подходы к оценке;
д) рассмотреть понятие договора об оценке и дать юридическую характеристику;
е) определить права, обязанность и ответственность сторон по договору об оценке.
В качестве методологической основы исследования применялись научные методы: историко-сравнительный, системный, формально
логический, сравнительно-правовой и др.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют работы известных ученых - юристов А.Б. Венгерова, В.С. Ема, В.В. Витрянского, П.В. Гулидова, Н.Д. Егорова, М.И. Еникеева, И.А. Зенина, А.А. Иванова, И.А. Иконицкой, Е.В. Кабатовой, А.А. Клишиной, А.С.Комарова, С.М. Корнеева, М.В. Кротова, Т.С. Мартьяновой, В.П. Мозолина, И.С. Мухамедшина, Е.А. Нефедьева, И.Б. Новицкого, И.А.Носовой, И.С. Перетерского, Н.Ю. Рассказовой, В.В. Семенихина, А.П.Сергеева, М.Л. Скуратовского, П.В. Степанова, С.А. Сударикова и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня, спустя более 20 лет с момента введения института независимой оценки определяется качественно новый вектор развития правовых отношений в этой сфере деятельности. Действительно, за это время правовое регулирование оценочной деятельности достигло существенных положительных результатов, а именно: отрасль получила признание государства, поскольку интересы оценщиков учтены в специальных федеральных законах; сформировалась инфраструктура по подготовке специалистов-оценщиков, и возникло несколько конкурирующих между собой дискуссионных площадок. Повысилось качество отчетов об оценке и разработано значительное число авторских методик оценки. В данной области одними из первых был совершен переход к саморегулированию. Сегодня можно утверждать, что оценочная деятельность является отдельным, вполне самостоятельным правовым институтом.
В то же время существует достаточно много проблем в правовом регулировании данной сферы общественных отношений. Законодательство для участников гражданского оборота не является прозрачным, к тому же имеет множество пробелов и коллизий. Судебная практика не отличается единообразием, характеризуется неполнотой и наличием ряда противоречий. Категориально-понятийный аппарат в области оценки также не до конца сформирован, что в правоприменении порождает двусмысленность и неопределенность. Таким образом, перед законодателем и профессиональным оценочным сообществом сегодня стоят главные задачи по модернизации действующего гражданско-правового регулирования института оценки. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы и сформулировать следующие предложения и рекомендации.
Выявив квалифицирующие особенности и признаки оценочной деятельности, можно сформулировать следующее авторское определение понятия «оценочная деятельность» - это профессиональная деятельность лиц, обладающих специальным правовым статусом оценщика, направленная на определение рыночной, инвестиционной, ликвидационной, кадастровой или иной стоимости объекта оценки путем реализации закрепленных в законодательстве прав и исполнения обязанностей в соответствии с действующими международными и федеральными стандартами и правилами осуществления такой деятельности.
При рассмотрении вопроса о правовом статусе оценщика выявлено множество проблем, тормозящих развитие института оценки, а также искажающих баланс интересов заказчика и оценщика. Для устранения данных проблем предложено дополнить ст. 24 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованием, согласно которому кандидат в оценщики для вступления в саморегулируемую организацию оценщиков должен пройти стажировку у оценщика сроком не менее одного года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами оценочной деятельности, утвержденными саморегулируемой организацией оценщиков. Введение данного требования позволит повысить уровень профессиональной квалификации оценщиков и усилить механизм правовой защиты заказчиков оценки и третьих лиц
Кроме того, установлена необходимость внесения поправок в ст. 15.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которыми, обязанностью для юридического лица-исполнителя договора на проведение оценки, иметь в штате не менее двух оценщиков, для которых данное место работы является основным. Это затруднит вход на рынок оценочных услуг «случайных компаний», для которых данный вид деятельности не является основным, и которые не заботятся о судьбе отрасли.
Принимая во внимание сложившиеся отношения в области осуществления оценочной деятельности, полагаем, что требуется дальнейшая законодательная проработка компенсаторной системы защиты за нарушение стандартов и правил проведения оценки. Учитывая тот факт, что возникновение ошибок при проведении оценки в большинстве случаев вызвано недостаточной профессиональной квалификацией оценщика, предлагаем дополнить ст. 24 Закона об оценочной деятельности требованием, согласно которому кандидат в оценщики для вступления в саморегулируемую организацию оценщиков должен пройти стажировку у оценщика сроком не менее одного года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами оценочной деятельности, утвержденными саморегулируемой организацией оценщиков. Введение данного требования позволит повысить уровень профессиональной квалификации оценщиков и усилить механизм правовой защиты заказчиков оценки и третьих лиц.
При рассмотрении вопроса об источниках правового регулирования оценочных правоотношений, выявлены затруднения в толковании и правоприменении пункта 24 Федерального стандарта оценки № 1, в
соответствие с которым оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке. Предлагается дополнить указанный пункт и установить, что «в отчете об оценке достаточно обосновать только выбор используемого подхода без необходимости отражения и обоснования отказа от использования других подходов».
Доказана необходимость изменения подхода арбитражной практики к возмещению реального ущерба в случаях, когда проведение оценки не являлось обязательным, предлагается закрепить правила, обеспечивающие получение страхового возмещения заказчиками на общих основаниях. Для этих целей необходимо исключить абз. 2, 3 пункта 1 из Информационного письма Президиума ВАС РФ «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», а также прямо предусмотреть в ст. 12 Закона об оценочной деятельности норму в следующей редакции: «оспаривание достоверности величины оценки стоимости объекта оценки возможно также и в случаях, когда законом либо иным нормативно-правовым актом обязательность такой величины для сторон сделки не предусмотрена».
Рассмотрев проблемы определения правовой природы обязательства по осуществлению оценочной деятельности, сделано заключение о том, что данное обязательство выступает особым сложным видом возмездных информационно-консультационных услуг, осуществляемым на основании договора на проведение оценки, включающим элементы гражданского и административного права, с преобладанием гражданско-правовых начал.
Установлено наличие ряда пробелов и при определении признаков договора на проведение оценки. Для устранения пробелов действующего законодательства предлагается авторское определение предмета договора на проведение оценки: «это соглашение двух и более лиц, в соответствии с котором исполнитель (оценщик либо юридическое лицо, с которым оценщик состоит в трудовых отношениях) обязуется по заданию заказчика, в пользу заказчика либо третьих лиц, установить в отношении объекта оценки его стоимость, а заказчик обязуется оплатить данные услуги».
Договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме и является консенсуальным, двусторонним, возмездным, синаллагматическим. При этом в научном сообществе до сих пор возникают дискуссии, является ли договор на проведение оценки публичным договором и (или) договором присоединения.
Рассмотрев дискуссию о публичности рассматриваемого договора, сделан вывод, что договор на проведение оценки должен признаваться публичным договором в силу следующего. Законодатель сегодня определяет более двадцати случаев, когда оценка объекта является обязательной в силу закона. Следует учитывать, что оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Также в связи с последними изменениями в гражданском законодательстве, стороной договора на проведение оценки сегодня может выступать как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, так и лицо, осуществляющее деятельность, приносящую доход. На основании изложенного, предлагается внести изменения в ст. 10 Закона об оценочной деятельности и прямо предусмотреть, что договор на проведение оценки является публичным договором.
Также, учитывая сложившуюся практику заключения договоров на проведение оценки, последние невозможно отнести к договорам присоединения. В данном случае именно особенности задания заказчика в первую очередь будут определять условия договора на проведение оценки, в связи с чем, он не может быть изначально выражен в стандартной форме
Наконец, установлена избыточность регулирования существенных условий договора на проведение оценки. В целях защиты интересов заказчика как наиболее слабой стороны в обязательстве на проведение оценки предлагается внести изменения в ст. 10 Закона об оценочной деятельности и указать, что «существенным условием договора на проведение оценки является условие о его предмете, которое включает в обязательном порядке описание объекта или объектов оценки, позволяющее осуществить их идентификацию, а также вид определяемой стоимости объекта оценки».
Стоит надеяться, что выводы, изложенные в настоящем исследовании, будут восприняты практикой и найдут свое воплощение в действующем законодательстве.



1 Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
2 Земельный кодекс РФ: от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 136. Ст. 42.
3 Гражданский кодекс РФ ( Ч.2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ.
1996. № 5. Ст. 410.
4 Гражданский кодекс РФ (Ч. I ) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
5 Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 // СЗ РФ. 1992. № 2813. Ст. 215.
6 Федеральный закон «О патентных поверенных» от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 316. Ст. 258.
7 Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 273. Ст. 100.
8 Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 229. Ст. 15.
9 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 127. Ст. 125.
10 Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской
Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 148-149.
Ст.15.
11 Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 137. Ст. 200.
12 Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 122.
13 Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39 - ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 97. Ст. 15.
14 Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 173. Ст. 117.
15 Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 231. Ст. 123.
..73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ