УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПКАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПКАХ
1.1 Понятие и критерии отнесения к субъектам малого и среднего
предпринимательства 4
1.2 Правовые аспекты участия субъектов малого и среднего
предпринимательства в государственных закупках в соответствии с Законом № 44-ФЗ 13
1.3 Правовые аспекты участия субъектов малого и среднего
предпринимательства в корпоративных закупках в
соответствии с Законом № 223-ФЗ 23
II ПРАКТИКА УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПКАХ
2.1 Административная и судебная практика по Закону
№ 44-ФЗ 35
2.2 Административная и судебная практика по Закону № 223-ФЗ 46
2.3 Проблемы и пути решения участия субъектов малого и
среднего предпринимательства в государственных и корпоративных закупках 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПКАХ
1.1 Понятие и критерии отнесения к субъектам малого и среднего
предпринимательства 4
1.2 Правовые аспекты участия субъектов малого и среднего
предпринимательства в государственных закупках в соответствии с Законом № 44-ФЗ 13
1.3 Правовые аспекты участия субъектов малого и среднего
предпринимательства в корпоративных закупках в
соответствии с Законом № 223-ФЗ 23
II ПРАКТИКА УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПКАХ
2.1 Административная и судебная практика по Закону
№ 44-ФЗ 35
2.2 Административная и судебная практика по Закону № 223-ФЗ 46
2.3 Проблемы и пути решения участия субъектов малого и
среднего предпринимательства в государственных и корпоративных закупках 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Муниципальные и государственные закупки представляют собой мощный фактор, который влияет на уровень развития экономики любой страны, вне зависимости от степени участия в рыночных отношениях государства. При этом государство выступает таким потребителем, который помимо закупки товаров, работ, услуг независимо устанавливает порядок осуществления закупок. В России в настоящее время действуют рыночные принципы закупок, в отличие от предшествующих ранее планово- административных. В рамках планово-административной экономики государство брало на себя обязанность приобрести весь объем продукции, производимый предприятиями, вне зависимости от уровня спроса на нее. Условия рыночной экономики предполагали полную свободу в закупке получателям бюджетных средств. Несостоятельность обоих подходов способствовало принятию государством решения о необходимости создания особого юридического механизма закупок.
Цель исследования - исследовать процесс участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных и корпоративных закупках.
Задачи исследования:
- выявить сущность и понятие закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц;
- проанализировать источники права в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц;
- описать порядок участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц;
- выявить нарушения в сфере участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц;
- охарактеризовать проблемы законодательного регулирования участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц;
- разработать основные направления развития и совершенствования норм законодательного регулирования участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных и корпоративных закупках. Предмет исследования - нормы законодательства, судебная и правоприменительная практика, научные исследования по избранной тематике.
Следует отметить, что значительное количество публикаций посвящено имеющемуся опыту в данном вопросе (российскому и зарубежному). Также ряд исследователей анализирует положения законодательства и основного закона в данной сфере: Л.В. Андреева, В.С. Белых, И.В. Балтутите, В.В. Кванина, К.В. Кичик, А.Г. Костюченко, Е.Е. Маковлева, А.С. Нефедова, и другие.
Исследование выполнено с использованием следующих источников информации: учебная и научная литература, интернет - источники,
аналитические очерки и статьи, статистические материалы, федеральные законы; законы субъектов Российской Федерации; муниципальные нормативные правовые акты; статистические источники.
Цель исследования - исследовать процесс участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных и корпоративных закупках.
Задачи исследования:
- выявить сущность и понятие закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц;
- проанализировать источники права в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц;
- описать порядок участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц;
- выявить нарушения в сфере участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц;
- охарактеризовать проблемы законодательного регулирования участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц;
- разработать основные направления развития и совершенствования норм законодательного регулирования участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных и корпоративных закупках. Предмет исследования - нормы законодательства, судебная и правоприменительная практика, научные исследования по избранной тематике.
Следует отметить, что значительное количество публикаций посвящено имеющемуся опыту в данном вопросе (российскому и зарубежному). Также ряд исследователей анализирует положения законодательства и основного закона в данной сфере: Л.В. Андреева, В.С. Белых, И.В. Балтутите, В.В. Кванина, К.В. Кичик, А.Г. Костюченко, Е.Е. Маковлева, А.С. Нефедова, и другие.
Исследование выполнено с использованием следующих источников информации: учебная и научная литература, интернет - источники,
аналитические очерки и статьи, статистические материалы, федеральные законы; законы субъектов Российской Федерации; муниципальные нормативные правовые акты; статистические источники.
Проведенное исследование показало, что развитие субъектов малого и среднего предпринимательства играют огромную роль в экономике государства. Государство с каждым годом пытается вовлечь в закупки наибольшее количество данных субъектов.
При рассмотрении данной темы мы столкнулись с многими проблемами участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государство для решения проблем участия субъектов малого и среднего предпринимательства законодательно закрепляет множество программ их поддержки.
Целью государства является поддержка небольших предприятий, которые не обладают достаточными ресурсами для работы на обычных конкурентных рынках в силу ограниченности финансовых, материальнотехнических и производственных возможностей. Одно из направлений - привлечение большего количества малого предпринимательства к выполнению контрактов. Это подразумевает, что при размещении контрактов на поставки товаров, выполнения работ или оказание услуг на конкурсах или иными предусмотренными законами способами заказчики используют специальные мероприятия, которые позволяют малому бизнесу получать контракты или подключаться к их выполнению на последующих этапах. Однако на деле данные государственные программы все же реализуются недостаточно эффективно.
Возможности малого бизнеса по поставкам товаров (выполнению работ, оказанию услуг) существенно выше. Однако их недостаточное привлечение к выполнению контрактов связано со множеством причин, среди которых можно назвать и недостаточный опыт заказчиков при проведении закупок, а также недостаточный опыт и, в некоторой степени, пассивность субъектов малого бизнеса в истребовании причитающихся согласно действующему законодательству льгот; и несовершенство действующего законодательства в области закупок; и отсутствие практических механизмов обеспечения участия малого предпринимательства в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц.
После рассмотрения поставленных перед нами задач, можно предложить следующие мероприятия для увеличения количества участников являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства:
- разработать наиболее удобное подтверждение отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Например, при прохождении регистрации на ЭТП сразу относить данную организацию к субъектам малого и среднего предпринимательства, либо не является таковой. Но возможен еще один вариант, это привязать единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства к каждой ЭТП;
- создать официальный реестр организаций относящихся к СОНО и привязке к ЭТП. На данный момент организации, относящиеся к СОНО при участии в закупке только для таких организаций, подтверждают свое отнесение к СОНО с помощью декларации, но для заказчика это не дает 100% гарантии, что они относятся к СОНО. Создание реестра помогло бы предотвратить участие в закупках только для СОНО организаций не являющихся ими;
- создание организации для отслеживания всех закупок, которые проводятся среди субъектов малого и среднего предпринимательства и предоставление информации по данным закупкам для данных субъектов. Это увеличило бы процент участия данных субъектов;
- усовершенствовать информационную доступность к программам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, проводить органами государственной власти семинары по разъяснению данных программ для таких субъектов;
- определить и утвердить законодательно определенное количество ЭТП. В связи с огромным количеством ЭТП данные субъекты не могут отследить закупки, а так же быть зарегистрированным на каждой ЭТП;
- создать реестр заказчиков с указанием, на каких площадках они размещают закупки. Это увеличило бы количество участников для заказчика, а для участника упростило бы поиск закупок;
- утвердить законодательно перечень товаров, работ, услуг закупаемых только у субъектов малого и среднего предпринимательства для отдельных видов юридических лиц. Данная норма конкретизировала бы, какие именно товары, работы, услуги закупаются у данных субъектов, а так же это бы лишило возможности для заказчиков ограничивать количество участников организаций, так как сам заказчик утверждает перечень и может внести в перечень даже некорректный код;
- создать государственную поддержку для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся производителями российской продукции. Государству выделять денежные средства для развития данных производителей, так же осуществлять поддержу и приоритеты при участии таких субъектов в государственных и корпоративных закупках. Данные меры позволили увеличению российских производителей и замещению ввоза импорта.
Безусловно, для реализации вышеперечисленных задач для органов государственной власти потребуется определенное количество ресурсов, в том числе времени. Но все же эти задачи помогут субъектам участвовать в большинстве закупок, и так же будет мало несостоявшихся процедур закупок для заказчика.
При рассмотрении данной темы мы столкнулись с многими проблемами участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государство для решения проблем участия субъектов малого и среднего предпринимательства законодательно закрепляет множество программ их поддержки.
Целью государства является поддержка небольших предприятий, которые не обладают достаточными ресурсами для работы на обычных конкурентных рынках в силу ограниченности финансовых, материальнотехнических и производственных возможностей. Одно из направлений - привлечение большего количества малого предпринимательства к выполнению контрактов. Это подразумевает, что при размещении контрактов на поставки товаров, выполнения работ или оказание услуг на конкурсах или иными предусмотренными законами способами заказчики используют специальные мероприятия, которые позволяют малому бизнесу получать контракты или подключаться к их выполнению на последующих этапах. Однако на деле данные государственные программы все же реализуются недостаточно эффективно.
Возможности малого бизнеса по поставкам товаров (выполнению работ, оказанию услуг) существенно выше. Однако их недостаточное привлечение к выполнению контрактов связано со множеством причин, среди которых можно назвать и недостаточный опыт заказчиков при проведении закупок, а также недостаточный опыт и, в некоторой степени, пассивность субъектов малого бизнеса в истребовании причитающихся согласно действующему законодательству льгот; и несовершенство действующего законодательства в области закупок; и отсутствие практических механизмов обеспечения участия малого предпринимательства в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц.
После рассмотрения поставленных перед нами задач, можно предложить следующие мероприятия для увеличения количества участников являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства:
- разработать наиболее удобное подтверждение отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Например, при прохождении регистрации на ЭТП сразу относить данную организацию к субъектам малого и среднего предпринимательства, либо не является таковой. Но возможен еще один вариант, это привязать единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства к каждой ЭТП;
- создать официальный реестр организаций относящихся к СОНО и привязке к ЭТП. На данный момент организации, относящиеся к СОНО при участии в закупке только для таких организаций, подтверждают свое отнесение к СОНО с помощью декларации, но для заказчика это не дает 100% гарантии, что они относятся к СОНО. Создание реестра помогло бы предотвратить участие в закупках только для СОНО организаций не являющихся ими;
- создание организации для отслеживания всех закупок, которые проводятся среди субъектов малого и среднего предпринимательства и предоставление информации по данным закупкам для данных субъектов. Это увеличило бы процент участия данных субъектов;
- усовершенствовать информационную доступность к программам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, проводить органами государственной власти семинары по разъяснению данных программ для таких субъектов;
- определить и утвердить законодательно определенное количество ЭТП. В связи с огромным количеством ЭТП данные субъекты не могут отследить закупки, а так же быть зарегистрированным на каждой ЭТП;
- создать реестр заказчиков с указанием, на каких площадках они размещают закупки. Это увеличило бы количество участников для заказчика, а для участника упростило бы поиск закупок;
- утвердить законодательно перечень товаров, работ, услуг закупаемых только у субъектов малого и среднего предпринимательства для отдельных видов юридических лиц. Данная норма конкретизировала бы, какие именно товары, работы, услуги закупаются у данных субъектов, а так же это бы лишило возможности для заказчиков ограничивать количество участников организаций, так как сам заказчик утверждает перечень и может внести в перечень даже некорректный код;
- создать государственную поддержку для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся производителями российской продукции. Государству выделять денежные средства для развития данных производителей, так же осуществлять поддержу и приоритеты при участии таких субъектов в государственных и корпоративных закупках. Данные меры позволили увеличению российских производителей и замещению ввоза импорта.
Безусловно, для реализации вышеперечисленных задач для органов государственной власти потребуется определенное количество ресурсов, в том числе времени. Но все же эти задачи помогут субъектам участвовать в большинстве закупок, и так же будет мало несостоявшихся процедур закупок для заказчика.
Подобные работы
- Правовое регулирование малого и
среднего предпринимательства в РФ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018





