ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
1.1 История государственных и муниципальных закупок в
России 5
1.2 Понятие и правовое обеспечение государственных
и муниципальных закупок 11
1.3 Виды контроля за осуществлением государственных и
муниципальных закупок 17
Глава 2 КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
2.1 Сущность проверки за осуществлением государственных и
муниципальных закупок 23
2.2 Особенности проведения проверок за осуществлением
государственных и муниципальных закупок 33
2.3 Практика проведения проверок за осуществлением
государственных и муниципальных закупок 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
1.1 История государственных и муниципальных закупок в
России 5
1.2 Понятие и правовое обеспечение государственных
и муниципальных закупок 11
1.3 Виды контроля за осуществлением государственных и
муниципальных закупок 17
Глава 2 КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
2.1 Сущность проверки за осуществлением государственных и
муниципальных закупок 23
2.2 Особенности проведения проверок за осуществлением
государственных и муниципальных закупок 33
2.3 Практика проведения проверок за осуществлением
государственных и муниципальных закупок 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Известно, что 5 апреля 2013 года был принят Федеральный закон № 44- ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Данный закон пришел на смену всем известного, действовавшего с 2005 года Федерального закона № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года. Закон № 44-ФЗ принят для развития существующей системы государственных и муниципальных закупок.
Организация закупок в сфере государственных и муниципальных нужд на данный момент оказывает действие на доходы частных предпринимателей, уровень цен, заинтересованных в накоплении количества продаж и объемов производства.
Весьма актуальной становится вопросы формирования продуктивно функционирующей и конкурентноспособной системы закупок для государственных нужд, так как государство занимает все более развивающиеся положение в экономике Российской Федерации и выявилась потребность развивать устройство рынка закупок для государственных нужд для того чтобы они соответствовали развивающейся российской экономике. Регулирование процедуры является неотъемлемой частью функционирования государственных и муниципальных закупок. Это регулирование необходимо, потому что в подобном базовом регламенте уточняются действия, которые вправе или должны (не должны) совершать стороны, если это представитель либо государственного сектора либо частного.
Экономическое регулирование координирует процесс осуществления государственных торгов как для государственных организаций, так и для частных, призывает гарантию свободы конкуренции в процессе торгов. Так же прозрачности проведения процесса, распределения государственных муниципальных заказов на официальном сайте обязательно должны разместить всю информацию о проведении закупок и информацию о контрактах. В настоящее время работает Единая информационная система в сфере закупок, содержащая все соответствующие сведения о источнике финансирования, а так же названии заказчика, процессе размещения заказа, названии и местоположении поставщика, номенклатуре и стоиомсти закупаемой продукции, сведения о заключении контракта, что дает возможность координировать рынки товаров, услуг и работ в современной экономике.
В государственном секторе оптимизация закупок является важнейшим рычагом повышения эффективности. Приобретение товаров и услуг составляют основную часть государственных расходов, то есть оптимизация закупок может существенно сократить расходы бюджета. Эффект оптимизации закупок не ограничивается экономией денежных средств. Этот инструмент способен обеспечить государственным учреждениям целый ряд нематериальных имуществ, одним из которых является прозрачность.
Выбранная тема исследования актуальна в следующем: правовое регулирование закупок в сфере государственных и муниципальных нужд важно как теоретическом, так и в практическом смысле, так как государственный заказ гарантирует обеспечить не только государственные нужды, реализацию целевых программ, формирование резервного фонда, но и обеспечивает социальное, экономическое, правовое развитие страны; также важность изучения данной темы вызвана современным состоянием правового регулирования размещения закупок для нужд государства.
Целью проведенного в выпускной квалицикационной работе исследования является поиск оптимальных путей решения эффективности правового регулирования отношений, возникающих в сфере контроля за осуществлением государственных и муниципальных закупок, и выработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию гражданского законодательства.
Для достижения названной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать историю государственных и муниципальных закупок в
России;
- рассмотреть понятие закупок для государственных и муниципальных нужд;
- провести анализ регулирования закупок для нужд государства;
- исследовать методы регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд;
- рассмотреть последствия регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд;
- раскрыть пути повышения эффективности регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд.
- проанализировать практику применения контроля в сфере государственных и муниципальных нужд.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере контроля за осуществлением государственных и муниципальных закупок.
Предметом исследования являются нормы международного и российского законодательства, посвященные контролю за осуществлением государственных и муниципальных закупок, правоприменительная практика и доктринальная база по теме исследования.
Методами исследованя является изучение и анализ научной литературы, изучение практики в сфере контроля закупок для государственных и муниципальных нужд, сравнение, анализ.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются работы: А.В. Атамась, В.Е. Белова, Л.В. Катроша, В.А. Кикавец, Л.П. Куракова, В.Л. Куракова, С.А. Чазовой, К.И. Стурза, В.И. Смирнова, Н.В. Нестерович, Б.Ю. Гончарова.
Организация закупок в сфере государственных и муниципальных нужд на данный момент оказывает действие на доходы частных предпринимателей, уровень цен, заинтересованных в накоплении количества продаж и объемов производства.
Весьма актуальной становится вопросы формирования продуктивно функционирующей и конкурентноспособной системы закупок для государственных нужд, так как государство занимает все более развивающиеся положение в экономике Российской Федерации и выявилась потребность развивать устройство рынка закупок для государственных нужд для того чтобы они соответствовали развивающейся российской экономике. Регулирование процедуры является неотъемлемой частью функционирования государственных и муниципальных закупок. Это регулирование необходимо, потому что в подобном базовом регламенте уточняются действия, которые вправе или должны (не должны) совершать стороны, если это представитель либо государственного сектора либо частного.
Экономическое регулирование координирует процесс осуществления государственных торгов как для государственных организаций, так и для частных, призывает гарантию свободы конкуренции в процессе торгов. Так же прозрачности проведения процесса, распределения государственных муниципальных заказов на официальном сайте обязательно должны разместить всю информацию о проведении закупок и информацию о контрактах. В настоящее время работает Единая информационная система в сфере закупок, содержащая все соответствующие сведения о источнике финансирования, а так же названии заказчика, процессе размещения заказа, названии и местоположении поставщика, номенклатуре и стоиомсти закупаемой продукции, сведения о заключении контракта, что дает возможность координировать рынки товаров, услуг и работ в современной экономике.
В государственном секторе оптимизация закупок является важнейшим рычагом повышения эффективности. Приобретение товаров и услуг составляют основную часть государственных расходов, то есть оптимизация закупок может существенно сократить расходы бюджета. Эффект оптимизации закупок не ограничивается экономией денежных средств. Этот инструмент способен обеспечить государственным учреждениям целый ряд нематериальных имуществ, одним из которых является прозрачность.
Выбранная тема исследования актуальна в следующем: правовое регулирование закупок в сфере государственных и муниципальных нужд важно как теоретическом, так и в практическом смысле, так как государственный заказ гарантирует обеспечить не только государственные нужды, реализацию целевых программ, формирование резервного фонда, но и обеспечивает социальное, экономическое, правовое развитие страны; также важность изучения данной темы вызвана современным состоянием правового регулирования размещения закупок для нужд государства.
Целью проведенного в выпускной квалицикационной работе исследования является поиск оптимальных путей решения эффективности правового регулирования отношений, возникающих в сфере контроля за осуществлением государственных и муниципальных закупок, и выработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию гражданского законодательства.
Для достижения названной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать историю государственных и муниципальных закупок в
России;
- рассмотреть понятие закупок для государственных и муниципальных нужд;
- провести анализ регулирования закупок для нужд государства;
- исследовать методы регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд;
- рассмотреть последствия регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд;
- раскрыть пути повышения эффективности регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд.
- проанализировать практику применения контроля в сфере государственных и муниципальных нужд.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере контроля за осуществлением государственных и муниципальных закупок.
Предметом исследования являются нормы международного и российского законодательства, посвященные контролю за осуществлением государственных и муниципальных закупок, правоприменительная практика и доктринальная база по теме исследования.
Методами исследованя является изучение и анализ научной литературы, изучение практики в сфере контроля закупок для государственных и муниципальных нужд, сравнение, анализ.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются работы: А.В. Атамась, В.Е. Белова, Л.В. Катроша, В.А. Кикавец, Л.П. Куракова, В.Л. Куракова, С.А. Чазовой, К.И. Стурза, В.И. Смирнова, Н.В. Нестерович, Б.Ю. Гончарова.
По мере того как развивался институт государственных закупок, было внесено достаточное количество изменений и дополнений, нормативные акты, регулирующие отношения в сфере государственных и муниципальных закупок утрачивали силу и вновь издавались,
В настоящее время данная тенденция так же присутствует, что свидетельствует о несовершенстве действующего законодательства и необходимости его совершенствования.
Исторический опыт применения нормативных актов неоднозначно повлиял на современное законодательство. Множество положений получили развитие в соответствии с новыми экономическими условиями. Однако некоторые полезные наработанные материалы не использовались современным законодателем, что в какой-то степени является недостатком, поскольку накопившийся богатейший опыт в области управления правоотношений, связанных с государственными закупками должен был рационально использован на благо современного общества в Российской Федерации.
Основной задачей национальной системы государственных закупок является обеспечение приобретения работ, услуг и товаров для государственных и муниципальных нужд. При этом должны наиболее экономно и эффективно расходоваться государственные средства.
Проверки проводятся в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе сфере закупок и иных нормативных правовых актов заказчиком, контрактной службой, контрактным управляющим, конкурсной, аукционной,
котировочной комиссией, комиссией по запросу предложений, либо единой комиссией.
Принятый закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стал важным шагом на пути становления системы государственных закупок. Впервые был полноценно закреплен комплексный и ориентированный на результат подход к публичным закупкам. Но, несмотря на значимость указанного закона, существуют пробелы в законодательстве.
Актуальной проблемой является применение положения закона устанавливающего контроль в ч. 4 ст. 99 Закона №44-ФЗ. в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
Из буквального толкования норм Закона следует, что исключена возможность проведения проверок действий субъектов контроля при проведении электронного аукциона с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта органами исполнительной власти органами испольнительной власти субъекта Российской Федерации,
органами местного самоуправления мунициппального района, органами местного самоуправления городского округа.
Правом проведения подобных проверок при осуществлении заказчиками, уполномоченными органами закупок путем проведения электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения до момента заключения контракта) наделена только ФАС РФ и ее территориальные органы.
Следует отметить, что статья 99 Закона о контрактной системе не содержит запрета на осуществление проверок ФАС и ее территориальными органами действий субъектов контроля после заключения государственных (муниципальных контрактов) по итогам проведения электронных аукционов.
Кроме того, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, также в праве осуществлять проверки электронных аукционов после заключения контракта.
По мнению ФАС РФ, выводы, содержащиеся в судебных решениях, об отсутствии возможности проводить внеплановую проверку закупок после заключения контракта нивелируют контрольную функцию ФАС РФ и ее территориальных органов.
Из этого следует вывод что необходима поправка в формулировании указанной статьи.
Дополнительно ФАС РФ сообщает, что в целях исключения двойного толкования ч. 4 ст. 99 Закона № 44-ФЗ подготовлен законопроект, которым предполагается внести изменения в вышеуказанное положение.
Ключевой новацией Закона о контрактной системе стало наделение правом контроля закупок гражданам, общественным объединениям и объединениям юридических лиц в рамках осуществления общественного контроля. Предоставив право сообществу смотреть за размещением государственных и муниципальных закупок в целях борьбы с коррупцией, закон не наделил это самое сообщество возможностями контрольных органов. Так образовалась правовая коллизия. Так как, с одной стороны, субъекты публичного контроля вправе принять участие в нем, но с другой стороны - в Законе о контрактной системе не предписано, как непосредственно субъекты общественного контроля должны обеспечить возможность его воплащения. При этом полномочия общественных организаций далеко не такие же, как у контрольных органов. Поэтому на практике регулярно для реализации публичного контроля общественные организации обращаются в Федеральную антимонопольную службу, главное контрольное управление и контрольный орган местного самоуправления.
Таким образом обилие всех форм контроля ложатся на плечи государственных и муниципальных заказчиков, что зачастую может привести к недостижению основных целей, а именно неудовлетворение нужд государства.
Несмотря на то, что Закон № 44-ФЗ подвергался неоднократной кооректировке, некоторые нормы посвященные РНП законодатель не затрагивал, несмотря на имеющиеся на практике проблемы, а именно: закон однозначно не регламентирует должен ли участник закупки намеренно вести вести себя недобросовестно по отношению к контрагенту и умышленно нарушать нарушать закон, чтобы быть включенным в РНП, либо достаточно только фомального факта уклонения от подписания договора. То есть должна ли в этой ситуации устанавливаться вина поставщика контролирующим органом. При этом не урегулирован следующий вопрос: если имется факт уклонения от подписания контракта, но в связи с отсутствием вины участника закупки, Федеральная антимонопольная служба принимает решение не включать его в РНП, обязан ли заказчик вернуть такому лицу обеспечение заявки. Проблемы ведения РНП находятся в конце длинной очереди необходимы корректировок, тем не менее внесение изменения могло бы повысить качество и результативность осуществления контроля.
В настоящее время данная тенденция так же присутствует, что свидетельствует о несовершенстве действующего законодательства и необходимости его совершенствования.
Исторический опыт применения нормативных актов неоднозначно повлиял на современное законодательство. Множество положений получили развитие в соответствии с новыми экономическими условиями. Однако некоторые полезные наработанные материалы не использовались современным законодателем, что в какой-то степени является недостатком, поскольку накопившийся богатейший опыт в области управления правоотношений, связанных с государственными закупками должен был рационально использован на благо современного общества в Российской Федерации.
Основной задачей национальной системы государственных закупок является обеспечение приобретения работ, услуг и товаров для государственных и муниципальных нужд. При этом должны наиболее экономно и эффективно расходоваться государственные средства.
Проверки проводятся в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе сфере закупок и иных нормативных правовых актов заказчиком, контрактной службой, контрактным управляющим, конкурсной, аукционной,
котировочной комиссией, комиссией по запросу предложений, либо единой комиссией.
Принятый закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стал важным шагом на пути становления системы государственных закупок. Впервые был полноценно закреплен комплексный и ориентированный на результат подход к публичным закупкам. Но, несмотря на значимость указанного закона, существуют пробелы в законодательстве.
Актуальной проблемой является применение положения закона устанавливающего контроль в ч. 4 ст. 99 Закона №44-ФЗ. в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
Из буквального толкования норм Закона следует, что исключена возможность проведения проверок действий субъектов контроля при проведении электронного аукциона с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта органами исполнительной власти органами испольнительной власти субъекта Российской Федерации,
органами местного самоуправления мунициппального района, органами местного самоуправления городского округа.
Правом проведения подобных проверок при осуществлении заказчиками, уполномоченными органами закупок путем проведения электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения до момента заключения контракта) наделена только ФАС РФ и ее территориальные органы.
Следует отметить, что статья 99 Закона о контрактной системе не содержит запрета на осуществление проверок ФАС и ее территориальными органами действий субъектов контроля после заключения государственных (муниципальных контрактов) по итогам проведения электронных аукционов.
Кроме того, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, также в праве осуществлять проверки электронных аукционов после заключения контракта.
По мнению ФАС РФ, выводы, содержащиеся в судебных решениях, об отсутствии возможности проводить внеплановую проверку закупок после заключения контракта нивелируют контрольную функцию ФАС РФ и ее территориальных органов.
Из этого следует вывод что необходима поправка в формулировании указанной статьи.
Дополнительно ФАС РФ сообщает, что в целях исключения двойного толкования ч. 4 ст. 99 Закона № 44-ФЗ подготовлен законопроект, которым предполагается внести изменения в вышеуказанное положение.
Ключевой новацией Закона о контрактной системе стало наделение правом контроля закупок гражданам, общественным объединениям и объединениям юридических лиц в рамках осуществления общественного контроля. Предоставив право сообществу смотреть за размещением государственных и муниципальных закупок в целях борьбы с коррупцией, закон не наделил это самое сообщество возможностями контрольных органов. Так образовалась правовая коллизия. Так как, с одной стороны, субъекты публичного контроля вправе принять участие в нем, но с другой стороны - в Законе о контрактной системе не предписано, как непосредственно субъекты общественного контроля должны обеспечить возможность его воплащения. При этом полномочия общественных организаций далеко не такие же, как у контрольных органов. Поэтому на практике регулярно для реализации публичного контроля общественные организации обращаются в Федеральную антимонопольную службу, главное контрольное управление и контрольный орган местного самоуправления.
Таким образом обилие всех форм контроля ложатся на плечи государственных и муниципальных заказчиков, что зачастую может привести к недостижению основных целей, а именно неудовлетворение нужд государства.
Несмотря на то, что Закон № 44-ФЗ подвергался неоднократной кооректировке, некоторые нормы посвященные РНП законодатель не затрагивал, несмотря на имеющиеся на практике проблемы, а именно: закон однозначно не регламентирует должен ли участник закупки намеренно вести вести себя недобросовестно по отношению к контрагенту и умышленно нарушать нарушать закон, чтобы быть включенным в РНП, либо достаточно только фомального факта уклонения от подписания договора. То есть должна ли в этой ситуации устанавливаться вина поставщика контролирующим органом. При этом не урегулирован следующий вопрос: если имется факт уклонения от подписания контракта, но в связи с отсутствием вины участника закупки, Федеральная антимонопольная служба принимает решение не включать его в РНП, обязан ли заказчик вернуть такому лицу обеспечение заявки. Проблемы ведения РНП находятся в конце длинной очереди необходимы корректировок, тем не менее внесение изменения могло бы повысить качество и результативность осуществления контроля.
Подобные работы
- Совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2018 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2024 - Развитие форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (региональных) органов власти
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование системы контроля в сфере закупок
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4590 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование методики оценки комплексной эффективности муниципальных закупок
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Централизация государственных и муниципальных закупок в регионе в контексте совершенствования контрактной системы (на материалах Алтайского края)
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019





