ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА Я И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА Я И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 10
1.2. Образ я у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Эмоциональный интеллект у детей старшего дошкольного возраста 23
Глава 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 Цель, задачи, объект и предмет исследования 31
2.2 Методы исследования 31
2.3 Методы математической обработки 52
Глава 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА Я И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 52
3.1 Алгоритм оценивания общего фона рисунка методики «Рисунок семьи».52
3.2. Изучение взаимосвязи особенностей образа Я и эмоционального интеллекта старших дошкольников на общей (недифференцированной)
выборке 57
3.3. Изучение взаимосвязи особенностей образа Я и эмоционального
интеллекта старших дошкольников разных групп 59
ВЫВОДЫ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА Я И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 10
1.2. Образ я у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Эмоциональный интеллект у детей старшего дошкольного возраста 23
Глава 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 Цель, задачи, объект и предмет исследования 31
2.2 Методы исследования 31
2.3 Методы математической обработки 52
Глава 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА Я И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 52
3.1 Алгоритм оценивания общего фона рисунка методики «Рисунок семьи».52
3.2. Изучение взаимосвязи особенностей образа Я и эмоционального интеллекта старших дошкольников на общей (недифференцированной)
выборке 57
3.3. Изучение взаимосвязи особенностей образа Я и эмоционального
интеллекта старших дошкольников разных групп 59
ВЫВОДЫ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
Актуальность. Проблема формирования образа «Я» становится в настоящее время все более актуальной. Она прочно связана с потребностью определения степени важности человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека и, наконец, определения последним себя как части социума. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одного из приоритетов выделяет эмоциональные составляющие развития ребенка дошкольного возраста. Перед педагогом дошкольного образования стоит задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Проблема социализации детей дошкольного возраста представляется сегодня все более актуальной. На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, потому что именно в данный возрастной период, по мнению большинства ученых, происходит формирование эмоциональной сферы. Более того, они полагают, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте может привести к успеху в дальнейшей жизни в целом.
Проблеме изучения Я-концепции было уделено немало внимания в работах отечественных и зарубежных психологов: К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.С. Арсентьева, Р. Бернса, А.А. Бодалева, А.В. Иващенко, И.С. Кона, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, С.А. Рубинштейна, А.Н. Славской, Э. Эльконина и др. Исследования этих авторов посвящены разному возрасту, в том числе дошкольному.
Работы М.В. Корепановой, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна, Т.И. Фещенко, И.И. Чесноковой позволили сделать вывод о том, что образ «Я» выступает механизмом, обеспечивающим целостное, гармоничное становление личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Согласно позиции Д.И. Фельдштейна, в период дошкольного детства ребёнок делает два важных открытия: во-первых, открывает собственное «Я», свои сущностные характеристики и возможности, во-вторых, проявляет себя как субъект межличностных отношений.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных авторов о взаимосвязи аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), а также зарубежных авторов о сущности эмоционального интеллекта (Д. Мейер, М. Нгуен, П. Сэловей).
Актуальность определила тему нашего исследования — «Особенности образа Я старших дошкольников с разным уровнем эмоционального интеллекта».
Проблема исследования: каковы особенности формирования образа Я старших дошкольников с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное эмпирическое изучение особенностей образа Я старших дошкольников с разным уровнем развития эмоционального интеллекта.
Объект исследования: «образ Я» детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности образа Я старших дошкольников с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования: процесс формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при высоком уровне эмоционального интеллекта дошкольников, мы предполагаем, что существует взаимосвязь между образом Я и уровнем эмоционального интеллекта старшего дошкольника.
Задачи:
Изучить особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Охарактеризовать «образ Я» у детей старшего дошкольного возраста.
Провести диагностический срез уровня эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Провести сравнительный анализ данных и дать интерпретацию полученным результатам, охарактеризовать выявленную взаимосвязь.
Методы исследования:
Теоретические (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме).
Эмпирические (измерение уровня эмоционального интеллекта и изучение образа Я у старших дошкольников с помощью тестирования).
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Методики исследования. В качестве методики данного исследования использовались следующие методики: диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника (Нгуен М.А.): диагностическая методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций», «Три желания», «Что — почему — как»; методика «Рисунок семьи»; методика исследования самооценки и ценностных ориентаций детей 6-7 лет в модификации В.Г. Щур («Лесенка»).
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 01 февраля 2018 г. по 01 мая 2018 г. (указать период проведения исследования):
Подготовительный (февраль 2018): анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Основной (март 2018): диагностический срез уровня эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, сбор данных образа Я по выборке испытуемых.
Завершающий (апрель 2018): сравнительный анализ данных и интерпретация результатов исследования.
База исследования: МБДОУ № 333 г. Челябинска. Выборку составили 56 человек (23 мальчика и 23 девочки) старшей дошкольной группы. Возраст испытуемых составляет 6-7 лет. Охарактеризовать выборку.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться для создания.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список содержит 66 источников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одного из приоритетов выделяет эмоциональные составляющие развития ребенка дошкольного возраста. Перед педагогом дошкольного образования стоит задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Проблема социализации детей дошкольного возраста представляется сегодня все более актуальной. На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, потому что именно в данный возрастной период, по мнению большинства ученых, происходит формирование эмоциональной сферы. Более того, они полагают, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте может привести к успеху в дальнейшей жизни в целом.
Проблеме изучения Я-концепции было уделено немало внимания в работах отечественных и зарубежных психологов: К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.С. Арсентьева, Р. Бернса, А.А. Бодалева, А.В. Иващенко, И.С. Кона, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, С.А. Рубинштейна, А.Н. Славской, Э. Эльконина и др. Исследования этих авторов посвящены разному возрасту, в том числе дошкольному.
Работы М.В. Корепановой, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна, Т.И. Фещенко, И.И. Чесноковой позволили сделать вывод о том, что образ «Я» выступает механизмом, обеспечивающим целостное, гармоничное становление личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Согласно позиции Д.И. Фельдштейна, в период дошкольного детства ребёнок делает два важных открытия: во-первых, открывает собственное «Я», свои сущностные характеристики и возможности, во-вторых, проявляет себя как субъект межличностных отношений.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных авторов о взаимосвязи аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), а также зарубежных авторов о сущности эмоционального интеллекта (Д. Мейер, М. Нгуен, П. Сэловей).
Актуальность определила тему нашего исследования — «Особенности образа Я старших дошкольников с разным уровнем эмоционального интеллекта».
Проблема исследования: каковы особенности формирования образа Я старших дошкольников с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное эмпирическое изучение особенностей образа Я старших дошкольников с разным уровнем развития эмоционального интеллекта.
Объект исследования: «образ Я» детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности образа Я старших дошкольников с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования: процесс формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при высоком уровне эмоционального интеллекта дошкольников, мы предполагаем, что существует взаимосвязь между образом Я и уровнем эмоционального интеллекта старшего дошкольника.
Задачи:
Изучить особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Охарактеризовать «образ Я» у детей старшего дошкольного возраста.
Провести диагностический срез уровня эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Провести сравнительный анализ данных и дать интерпретацию полученным результатам, охарактеризовать выявленную взаимосвязь.
Методы исследования:
Теоретические (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме).
Эмпирические (измерение уровня эмоционального интеллекта и изучение образа Я у старших дошкольников с помощью тестирования).
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Методики исследования. В качестве методики данного исследования использовались следующие методики: диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника (Нгуен М.А.): диагностическая методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций», «Три желания», «Что — почему — как»; методика «Рисунок семьи»; методика исследования самооценки и ценностных ориентаций детей 6-7 лет в модификации В.Г. Щур («Лесенка»).
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 01 февраля 2018 г. по 01 мая 2018 г. (указать период проведения исследования):
Подготовительный (февраль 2018): анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Основной (март 2018): диагностический срез уровня эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, сбор данных образа Я по выборке испытуемых.
Завершающий (апрель 2018): сравнительный анализ данных и интерпретация результатов исследования.
База исследования: МБДОУ № 333 г. Челябинска. Выборку составили 56 человек (23 мальчика и 23 девочки) старшей дошкольной группы. Возраст испытуемых составляет 6-7 лет. Охарактеризовать выборку.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться для создания.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список содержит 66 источников.
Работы М.В. Корепановой, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна, Т.И. Фещенко, И.И. Чесноковой позволили сделать вывод о том, что образ «Я» выступает механизмом, обеспечивающим целостное, гармоничное становление личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Согласно позиции Д.И. Фельдштейна, в период дошкольного детства ребёнок делает два важных открытия: во-первых, открывает собственное «Я», свои сущностные характеристики и возможности, во-вторых, проявляет себя как субъект межличностных отношений.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных авторов о взаимосвязи аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), а также зарубежных авторов о сущности эмоционального интеллекта (Д. Мейер, М. Нгуен, П. Сэловей).
Целью работы было теоретическое и эмпирическое изучение особенностей образа Я старших дошкольников с разным уровнем развития эмоционального интеллекта.
В результате данного исследования были обнаружены взаимосвязи между образом Я и эмоциональным интеллектом старших дошкольников, как на общей выборке, так и в группах с «положительным общим фоном» и «отрицательным общим фоном».
Из этих результатов могут быть сделаны выводы о влиянии ярко выраженного общего эмоционального фона на выраженность взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и образом Я старших дошкольников. Также мы можем говорить о склонности к ориентации, в первую очередь, на людей и о умении, необходимом для успешных социальных взаимодействий, которые подкрепляют высокую самооценку ребёнка: умении учитывать эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему.
Полученные результаты данного исследования на практике могут применяться в работе детского психолога в государственных учреждениях.
Дальнейшие исследования в данном направлении могли бы быть дополнены за счёт увеличения выборки, постановки эксперимента, направленного на изучение формирования образа Я старших дошкольников с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных авторов о взаимосвязи аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), а также зарубежных авторов о сущности эмоционального интеллекта (Д. Мейер, М. Нгуен, П. Сэловей).
Целью работы было теоретическое и эмпирическое изучение особенностей образа Я старших дошкольников с разным уровнем развития эмоционального интеллекта.
В результате данного исследования были обнаружены взаимосвязи между образом Я и эмоциональным интеллектом старших дошкольников, как на общей выборке, так и в группах с «положительным общим фоном» и «отрицательным общим фоном».
Из этих результатов могут быть сделаны выводы о влиянии ярко выраженного общего эмоционального фона на выраженность взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и образом Я старших дошкольников. Также мы можем говорить о склонности к ориентации, в первую очередь, на людей и о умении, необходимом для успешных социальных взаимодействий, которые подкрепляют высокую самооценку ребёнка: умении учитывать эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему.
Полученные результаты данного исследования на практике могут применяться в работе детского психолога в государственных учреждениях.
Дальнейшие исследования в данном направлении могли бы быть дополнены за счёт увеличения выборки, постановки эксперимента, направленного на изучение формирования образа Я старших дошкольников с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Подобные работы
- Взаимосвязь особенностей семейной коммуникации и эмоционального интеллекта дошкольников (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста при помощи имаготерапии (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста"
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере татарских детских песен)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020





