Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1. Сущность и содержание экологического воспитания 6
1.2. Особенности экологического воспитания в школах 11
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МБОУ СОШ № 2 Г.
КЫЗЫЛА 24
2.1. Характеристика экологического состояния городской среды г.
Кызыла 24
2.1.1. Физико-географическая характеристика г. Кызыл 24
2.1.2. Экологические проблемы и особо охраняемые природные территории
г. Кызыла 29
2.2. Опыт разработки направления формирования экологического воспитания
в МБОУ СОШ № 2 г. Кызыла 35
2.2.1. Характеристика школы 35
2.2.2. Мероприятия для формирования экологического воспитания учащихся
школы 37
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКОВ Г. КЫЗЫЛА 42
3.1. Актуальность и педагогическая целесообразность программы 42
3.2. Используемые природные объекты для реализации программы 58
3.3. Использование методического обеспечения 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 76
ПРИЛОЖЕНИЕ В 81
Актуальность исследования. Экологическое образование школьников с тесной взаимосвязью с окружающей средой в настоящее время становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Связано это с тяжёлой экологической ситуацией на планете: проблема
народонаселения обеспечением пищевыми продуктами, проблема энергетики, проблема обеспечения промышленности минеральным сырьём, и, наконец, загрязнение окружающей природной среды - всё это является угрозой существования жизни на Земле. Человечество только к концу ХХ века осознало пагубность своего «хозяйствования» на Земле. Неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу, экологическая неграмотность населения является одной из важнейших причин такого положения дел.
Наряду с очевидными социальными преимуществами современный образ жизни в городах порождает множество проблем демографического, экономического и экологического характера, которые являются предметом изучения урбоэкологии.
Экология городской среды является одним из направлений урбоэкологии, которая изучает специфические экосистемы города и их связи с природными экосистемами.
Есть много положительного в уже имеющемся опыте экологического воспитания школьников на сегодняшний день. А положительный опыт экологического воспитания достигается при тесной взаимосвязи образовательной деятельности школьников с происходящими процессами в окружающей природе.
Ведь природа своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства ребенка и оставляет в его душе глубокий след на всю жизнь, благотворно влияя на развитие эстетических чувств, наблюдательности, и впоследствии это сказывается на творческой деятельности человека и его отношение к окружающей природе.
Сравнивая, наблюдая, обдумывая, ребенок одновременно развивает свою речь и мышление. В общении с природой у детей воспитывается чувство прекрасного, любовь к Родине.
Целью данной работы является рассмотрение возможности использования городской среды в преподавании биологических дисциплин и экологическом воспитания школьников г. Кызыла.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. На основе литературных данных рассмотреть сущность и особенностей экологического воспитания в школах;
2. Провести анализ экологического состояния городской среды г. Кызыла;
3. Изучить имеющий опыт экологического воспитания с использованием городской среды на примере общеобразовательной школы № 2 г. Кызыла;
4. Разработать методическое обеспечение экологического воспитания с использованием городской среды г. Кызыла;
5. Рассмотреть, как полученные материалы могут использоваться в образовательной деятельности города Кызыл.
Объектом исследования является городская среда г. Кызыла, а предметом - возможность использования городской среды в экологическом воспитании школьников.
Практическое значение. Полученные материалы, методические обеспечения, могут использоваться для образовательной деятельности в формировании экологического воспитания школьников г. Кызыла.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений с разработками конспектов теоретического, практического и экскурсионного занятий.
Таким образом, в результате работы можно сделать следующие выводы:
- рассмотрена сущность и особенностей экологического воспитания в школах;
- дан анализ экологического состояния городской среды г. Кызыла;
- изучен опыт разработки направления формирования экологического воспитания школы № 2 г. Кызыла;
- разработано методическое обеспечение экологического
воспитания с использованием городской среды г. Кызыла;
- рассмотрено использование методического обеспечения в
образовательной деятельности школьников города Кызыл.