Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Восприятие и переживание подростками конфликтов между родителями и их представление о конфликте

Работа №19487

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы122
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
741
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Конфликты их восприятие, переживание и разрешение 9
1.1 Понятие «конфликт», конфликты в семье 9
1.2 Восприятие конфликта 14
1.3 Переживание конфликта, продуктивное и не продуктивное 18
1.4 Продуктивное и непродуктивное разрешение конфликтов 22
2 Подросток и конфликты в семье 26
2.1 Характеристика подросткового возраста 26
2.2 Взаимоотношения подростка с родителями 30
2.3 Конфликты между родителями и ребенок 33
3 Эмпирическое исследование восприятие и переживание подростками
конфликтов между родителями, их представление о конфликте 36
3.1 Методологический инструментарий 37
3.2 Анализ результатов методик 41
3.3 Проверка гипотез исследования 61
3.4 Выводы по проведенному исследованию 65
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложения А-Д 72-121


Восприятие и переживание - феномены, источники, по средствам которых мы познаем окружающий нас мир, относимся к нему, выносим для себя опыт.
Восприятием является непосредственно-чувственное отражение действительности. Восприятие дает целостный образ ситуации, картины мира, будучи живым, творческим процессом познания.
При помощи восприятия мы оцениваем, познаем, контролируем, и регулируем свою деятельность.
Переживание — это активная внутренняя деятельность, при помощи которой человек ассимилирует события, это деятельность субъекта, соотносящаяся с миром и с его реальными проблемами, включающая в себя огромный аспект «функций».
Переживанием является эмоционально окрашенное состояние, событие, которое меняет наше психическое состояние, обеспечивая фон протекания психический процессов.
Каждое восприятие ситуации, конфликтной или нет определяется, тем как мы будем настроены на восприятие, какие эмоции мы испытываем, что при этом чувствуем внутри. Точно так же основным фактором возникновения конфликтов является восприятие самой ситуации как конфликтной.
Влияние психологического климата внутри семьи на подростка, восприятие и переживание им конфликтов между родителями во многом определяет его будущее отношение к конфликтам, выбор его способа справляться с возникающими конфликтами в будущем.
Конфликт - это одна из самых необходимых базовых сторон любого взаимодействия, как с другим людьми, так и с собой, внутреннее взаимодействие.
Взаимодействие ребенка с родителем — это первый опыт взаимоотношения с окружающем его миром, очень важный опыт для ребенка, который закрепляется
в нем, формирует его опыт и модели поведения с другими людьми. Связь родителей и детей относиться к наиболее сильным человеческим связям.
Длительный и долго продолжающейся конфликт между родителями, может привести к трудностям в выражениях эмоций и поведенческих проблем, беспокойства, может выражаться в депрессии, в проблемах со сном, низкой самооценке ребенка, проблемах в школе и в других проявлениях. Отмечается, что хронический родителей конфликт создает для ребёнка атмосферу напряженности, хаоса, разрушения и непредсказуемости в семейной среде. Подобное влияние сохраняется и в подростковом возрасте. Кроме того, то как подросток воспринимает и переживает конфликт между родителями, может определять его последующие межличностное общение с другими.
Семья, к сожалению, далеко не всегда обеспечивает подростка конфликтно-продуктивным ресурсом. Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно разрешать возникающие в их семейной жизни противоречия и конфликты. В целом ряде западных исследований обнаружены связи между способом разрешения семейных конфликтов родителями (справедливость, доверие, терпение), разрешением подростками сверстнических конфликтов и участием подростков в девиантных группах. Как утверждается, нетерпимость или неуважительное обращение при разрешении семейных конфликтов - лучшие предсказатели девиантного поведения, соответствующей деструктивной конфликтности подростка.
К настоящему времени, нами, были проведены исследования, которые позволяют говорить о том, что для подростков конфликты, происходящие между родителями, составляют значимую часть жизни, переживаются ими не менее сильно чем родителями.
Мы считаем актуальным продолжать работу в выбранном направлении, так как в настоящее время исследования конфликтов, семейных конфликтов носит развивающих характер, позволяя открывать все новые и новые открытия.
1. Выявить сходства и различия в восприятии и переживании конфликта подростками и родителями;
2. Выявить связь между «удачным», «неудачным» переживанием подростка конфликтов родителей и его представлениями о конфликте
Задачи:
Теоретические:
1. Проанализировать теоретические источники по теме исследования;
2. Сконструировать рабочие понятия восприятия и переживания;
3. Подобрать диагностический инструментарий.
Эмпирические:
1. Выявить анализируемые аспекты переживания и восприятия;
2. Составить схему исследования, подбор испытуемых, критерии выборки;
3. Реализовать диагностическое исследование;
4. Разработать способ анализа данных;
5. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.
Объект исследования:подростки и его родители
Предмет исследования:
1. Восприятие и переживание родительских конфликтов подростком в сравнении с представлением об этом его родителей;
2. Связь типа переживания конфликта подростком с продуктивностью его представлений о конфликтах.
Гипотеза:
1. Подростки замечают, переживают конфликты между родителями, конфликты для них значимы;
2. Представления родителей о переживаниях ребёнком-подростком их конфликтов по значимости, силе и характеру переживаемых эмоций не соответствуют его реальному переживанию;
3. В случае «удачного» переживания родительских конфликтов у подростка складываются продуктивные представления о межличностных конфликтах (семейных), а в случае «неудачного» подросток видит лишь негативные стороны конфликта, не видит конструктивных способов решения, складывается непродуктивное представление о межличностных конфликтах.
Выборка: Родители и их дети, подростки (13-15лет)
В исследовании используются следующие методы: анализ литературы, исследовательское и пост-исследовательское интервью
Используются следующие методики:
1. Опросник отношения к конфликту (Скутина Т.В);
2. Идентификация эмоций по названиям;
3. Календарь конфликтов;
4. Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда, с использованием цветового теста Макса Люшера.
Практическая значимость: Проведенные исследования позволят усовершенствовать изучение, открыть внутренний мир подростка на момент восприятия переживания конфликтов между родителями.
В настоящий момент наш доклад, по данной проблеме, принимал участие в двадцать четверной международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», доклад занял номинацию «Актуальность исследования»
В нашем исследовании нами было сконструировано рабочее представление о восприятии, опираясь на следующих авторов: Зинченко В., Мещеряков Б, Гришина Н.В., Левин К.Ц
Восприятие - это непосредственное отражение предмета как явления или процесса, в совокупности его свойств, в его объективной целостности.
Восприятие есть всегда процесс принятия решений, то как человек воспринимает ситуацию так он к ней и относиться, действуя из субъективной картины. Восприятие дает целостную картину, образ ситуации.
Представление о переживании, опираясь на следующих авторов: Головин С.Ю рассматривая различные аспекты переживания и Василюк Ф.Е рассматривая «удачные» и «неудачные» переживания.
Переживание - явление действительности, непосредственно представленное в сознании и выступающее как событие собственной жизни; наличие стремлений, желаний и хотении, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в жизни событиям; форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования.
По Василюку Ф.Е, «удачное» совпадающее переживание описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, как реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, предполагает реалистический учет целостной ситуации, умение пожертвовать частным и сиюминутным, как следствие накопление индивидуального опыта, удовлетворение потребностей, интенсивный поиск и принятие помощи от других.
«Неудачные» переживания квалифицируются как потенциально патогенная или даже «патологическая, а не просто патогенная» психодинамическая активность, приводящая к мнимому улучшению в виде субъективного смягчения неудовольствия, а иногда вызывают дезадаптационный эффект, происходит ухудшение ситуации, регресс, действия совершаются «напролом», отвергается помощь, проблема перекладывается на другого, кроме того, происходит скрывание от себя действительности, самообман.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для подтверждения гипотез исследовательской работы нами были решены следующие задачи:
- Сконструированные два главных рабочих понятия - восприятие и переживание.
- Рассмотрено представление о конфликте как продуктивном и не продуктивном.
- Рассмотрены особенности «удачных» и «неудачных процессов переживания».
- Специфика конфликтов между родителями, специфика подросткового возраста, обозначена важность влияния конфликтов в семье на подростка.
- Нами были подобраны методики, которые помогли собрать нужные данные, разработан дизайн исследования.
Семья - важный институт социализации человека, семья служит прототипом, моделью образа жизни, является источником важных жизненных ценностей и убеждения. Но даже в этом главном социальном институте человека бывают разногласия, ссоры и конфликты.
На основе литературных данных мы определили, что подросток, в период развития наиболее восприимчив к окружающему миру, познавая окружающий мир, он воспринимает не только хорошее, но и плохое, внимание подростка более активно, он способен видеть больше, подмечать то, на что не обращают внимания взрослые.
Так же подростковому возрасту свойственна большая чувствительность, восприимчивость, поэтому для него важно, что происходит в окружающем его мире, в его семье.
Ситуации конфликта между родителями для подростков несут дискомфорт, зачастую негативный настрой. Для подростка после конфликтов родителей возникают проблемы и трудности, которые сохраняются и во взрослой жизни. Согласно этому, важно подчеркнуть значимость негативного влияние конфликтов родителей на подростка, говоря о возможности появления негативных эмоциональных переживаний.
В нашем исследовании, нами были достигнуты следующие цели:
1. Выявлены сходства и различия в восприятии и переживании конфликта подростками и родителями;
2. Выявлена связь между удачным, неудачным переживанием подростка конфликтов родителей и его представлениями о конфликте.
Также нами был разработан дизайн исследования, проведено эмпирическое исследование, полученные в ходе исследования результаты показали, что:
Конфликты, происходящие между родителями, составляют значимую часть жизни подростка, подростки переживают конфликты между родителями. Представления родителей о переживании подростков не соответствуют значимости, силе и характеру переживаемых эмоций подростками.
В том числе, в случае «удачного» переживания подростком родительских конфликтов у подростка складывается продуктивные представления о межличностных конфликтах, а в случае «неудачного» переживания подростком родительских конфликтов, подросток видит лишь негативные стороны конфликта.



1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009.
2. Андреев В.И. Конфликтология; Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов. М., 1995.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Москва 1984.
4. Величковский. В.П., Зинченко. В.П., Лурия. А.Р. Психология восприятия. Издательство Московского Университета. 1973.
5. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
6. Головин. С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998.
7. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000.
8. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.
9. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988
10. Козырев, Г.П. Введение в конфликтологию. - М.: Владос, 2001.
11. Левин К.Ц. Типы конфликтов. Психология личности: тексты. —М.: Изд-во Москва ун-та, 1982.
12. Леонов, Н. И. Конфликтология: учебно-методическое пособие. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2002.
13. Мещеряков Б.Г, Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Олма- пресс. 2004.
14. Плугина О.Л., Шарапа Г.П. Влияние супружеских конфликтов на развитие личности ребенка. Электронная научная конференция. 2015.
15. Пейдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 1995
16. Реан. А.А. Психология подростка. «Трудный» возраст от 11 до 18 лет. СПб.: Питер, 2006.
17. Скутина Т.В. Опыт выявления ресурсных возможностей учебного курса «Интересы. Ценности. Нормы». Педагогика развития: Материалы 15-ой науч.-практ. конф. (Красноярск, аир. 2008). Красноярск: ИПК СФУ, 2009.
18. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995.
19. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996.
20. Хасан Б.И. П.А.Сергоманов. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие. Красноярск - Москва 2001.
21. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. С-Пб, 2003.
22. Хоментаускас.Г.Т. Семья глазами ребенка. Москва, Педагогика, 1989г.
23. Шмелев. А.Г. Проблемы психологии переживания. Москва.2005.
24. Шнейдер Л.Б. "Семейная психология". Москва.2005.
25. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекция. ЭКСМО- Пресс 2000.
26. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В Семейная психотерапия. -М., 1990.
27. Юдина Н. В. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей. М.: Буки-Веди, 2014.
28. Юнусова Г.В. Особенности взаимоотношений родителей с детьми- подростками в полных и неполных семьях // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 757-760.
29. Goldstein E.B. Sensation and perception textbook for colleges. 2013.
30. Kathy Eugster, MA, RCC, CPT-S MA, Counselling Psychology Registered Clinical Counsellor Certified Play Therapist - Supervisor Child and Family Therapist
31. Morrison D.R, Coiro M.J. Parental Conflict, and Marital Disruption: Do Children Benefit When High-Conflict Marriages Are Dissolved. Journal of Marriage and the Family. 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ