Студенческое СМИ «СМоГУ» как медиаплощадка креативных индустрий (Мордовский Государственный Университет)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические аспекты исследования студенческих медиа 10
1.1 Понятие и функции студенческих медиа 10
1.2 Особенности студенческого медийного пространства 18
2 Место и значение студенческих СМИ в формировании медиасреды вуза и молодежной культуры 25
2.1 Роль студенческих медиа в образовательном процессе 25
2.2 Значение студенческих СМИ в формировании молодежной культуры 31
3 Студенческие СМИ как медиаплощадка креативных индустрий (на примере студенческого СМИ «СМоГУ») 37
3.1 Влияние студенческих твореческих объединений на формирование медиасреды ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» 37
3.2 Опыт освещения социокультурных событий студенческим СМИ «СМоГУ» 45
4 Стратегии развития студенческого СМИ «СМоГУ»…………………….…..53
4.1 Перспективы развития и вызовы «СМоГУ»53
4.2 Медиапроект «Цикл подкастов „СМоГУ доказать“»……..……..…56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Обложки групп студенческих СМИ МГУ им. Н. П. Огарёва… 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Примеры возможностей студенческих СМИ………….82
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические аспекты исследования студенческих медиа 10
1.1 Понятие и функции студенческих медиа 10
1.2 Особенности студенческого медийного пространства 18
2 Место и значение студенческих СМИ в формировании медиасреды вуза и молодежной культуры 25
2.1 Роль студенческих медиа в образовательном процессе 25
2.2 Значение студенческих СМИ в формировании молодежной культуры 31
3 Студенческие СМИ как медиаплощадка креативных индустрий (на примере студенческого СМИ «СМоГУ») 37
3.1 Влияние студенческих твореческих объединений на формирование медиасреды ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» 37
3.2 Опыт освещения социокультурных событий студенческим СМИ «СМоГУ» 45
4 Стратегии развития студенческого СМИ «СМоГУ»…………………….…..53
4.1 Перспективы развития и вызовы «СМоГУ»53
4.2 Медиапроект «Цикл подкастов „СМоГУ доказать“»……..……..…56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Обложки групп студенческих СМИ МГУ им. Н. П. Огарёва… 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Примеры возможностей студенческих СМИ………….82
В последнее время современные медиакоммуникации расширяются, осваивая новые направления в распространении информации. Особое место в данном процессе занимают студенческие медиа, которые оказывают значительное влияние на развитие молодёжной культуры и обеспечивают важные каналы обмена информацией в ходе образовательного процесса.
Данные ресурсы служат действенным каналом коммуникации между студентами, администрацией вузов и обществом в целом, обеспечивая рост коммуникативной компетентности и формирование общественных настроек в рамках образовательной среды. Главной особенностью студенческой медиакоммуникации является демонстрация молодежного мнения, остро переживающего проблемы образования, научного прогресса и творческой самореализации. Современная студенческая медиасреда формирует площадку для свободного обсуждения важных вопросов, способствующую развитию навыков критического осмысления и самостоятельного выражения позиций, что превращает её в ключевой элемент университетской культуры.
Несмотря на важность студенческих СМИ, их потенциал часто недооценивается. Поэтому исследование роли и места студенческих СМИ в формировании медиасреды вуза и молодежной культуры приобретает особую актуальность. Данное исследование направлено на рассмотрение проблем и перспектив развития студенческого СМИ «СМоГУ», оценке вклада в формирование эффективного информационного пространства университета и воздействие на студенческое сообщество.
Актуальность темы исследования заключается в том, что современные внутривузовские средства массовой информации являются ключевым элементом медиобразовательной среды высшего учебного заведения как ответа на развитие глобального медиапространства, социальных сетей, интенсивного продвижения цифровых технологий, мессенджеров и иных возможностей распространения информации. Cтуденческие СМИ способствуют формированию и распространению новых идей, идеалов и норм поведения среди молодежи, функционирование студенческих медиа способствует развитию цифровой грамотности и осваиванию новых форматов подачи информации. Однако данными тенденциями также оказывается значимое влияние на социальное поведение, процесс становления и идентификации молодежи. Студенческая молодежь, взрослея и становясь самостоятельной, консолидирует молодежные интересы и откликается на социальные процессы. В таких условиях внутривузовские молодежные медиа, как и медиасреда вуза в целом, становятся значимыми для эффективного развития студенческой среды, реализации качественной медиакоммуникации и формирования креативного медиапродукта.
Объектами данного исследования является студенческое СМИ «СМоГУ» и студенческие медиа ФГБОУ ВО МГУ им. Н. П. Огарёва.
Предметом исследования являются конкретные формы и методы влияния студенческого СМИ «СМоГУ» на формирование и развитие информационного пространства вуза, а также вклад в развитие молодежного сообщества.
Цель работы – на примере студенческого СМИ «СМоГУ» проанализировать особенности и возможности студенческих средств массовой информации как медиаплощадки креативных индустрий.
Для осуществления поставленной цели послужат следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения студенческих медиа и выделить функциональные особенности.
2. Проанализировать роль студенческих медиа в образовательном процессе и их формирование на молодежную культуру.
3. Определить влияние студенческих творческих объединений на формирование медиасреды ФГБОУ ВО МГУ им. Н.П. Огарёва.
4. Проаннотировать опыт освещения социокультурных событий студенческим СМИ «СМоГУ».
5. Выявить перспективы развития и вызовы «СМоГУ».
6. Продемонстрировать бизнес-план медиапроекта «Цикл подкастов „СМоГУ доказать“» в рамках формата «стартап как диплом».
Методы исследования: описание, контент-анализ, синтез, сравнение, систематизация данных, обобщение полученных результатов.
Научная новизна темы нашего исследования состоит в исследовании студенческого СМИ «СМоГУ» как элемента внутривузовского информационного поля и значимого фактора формирования молодежной культуры, как выделяя взаимосвязанные аспекты образовательных процессов и социальных преобразований.
Методологическая база исследования. В данном исследовании рассматривались работы ученых, изучающих особенности студенческих СМИ и молодежной культуры в современной медиакоммуникации, таких как Н. М. Анохиной [2], А. А. Геворгяна [8], Н. В. Горбатовой [11], Е. А. Даниловой [14], С. Ю. Ермолаевой [18], А. Э. Жарашуевой [19], Т. С. Жилинской [21], М. А. Зейтунян [22], М. К. Карповой [28], В. В. Матвиенко [35], О. В. Мороз [36], Н. М. Москаленко [38], И. М. Пашнева [42], Л. И. Переславцевой [43], А. В. Прохорова [46], А. А. Семилетовой [51], Е. Н. Туголуковой [60], А. В. Фаюстова [61], Е. А. Чижовой [64], Л. П. Шестеркиной [65], а также работы исследователей, рассматривающих специфику новых медиа, а именно: В. И. Антоновой [2], К. В. Дементьевой [15; 16], Д. А. Бакеевой [3], Е. Л. Вартановой [6], А. А. Градюшко [12], А. Н. Гуреевой [13], И. М. Дзялошинского [17], Е. В. Олешко [40] и др.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании роли студенческого СМИ «СМоГУ» как медиаплощадки креативных индустрий.
Практическая значимость заключается в оптимизации организации информационной политики университета и поддержки инициатив студенческого творчества.
Структура работы. Бакалаврская работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованных источников.
Данные ресурсы служат действенным каналом коммуникации между студентами, администрацией вузов и обществом в целом, обеспечивая рост коммуникативной компетентности и формирование общественных настроек в рамках образовательной среды. Главной особенностью студенческой медиакоммуникации является демонстрация молодежного мнения, остро переживающего проблемы образования, научного прогресса и творческой самореализации. Современная студенческая медиасреда формирует площадку для свободного обсуждения важных вопросов, способствующую развитию навыков критического осмысления и самостоятельного выражения позиций, что превращает её в ключевой элемент университетской культуры.
Несмотря на важность студенческих СМИ, их потенциал часто недооценивается. Поэтому исследование роли и места студенческих СМИ в формировании медиасреды вуза и молодежной культуры приобретает особую актуальность. Данное исследование направлено на рассмотрение проблем и перспектив развития студенческого СМИ «СМоГУ», оценке вклада в формирование эффективного информационного пространства университета и воздействие на студенческое сообщество.
Актуальность темы исследования заключается в том, что современные внутривузовские средства массовой информации являются ключевым элементом медиобразовательной среды высшего учебного заведения как ответа на развитие глобального медиапространства, социальных сетей, интенсивного продвижения цифровых технологий, мессенджеров и иных возможностей распространения информации. Cтуденческие СМИ способствуют формированию и распространению новых идей, идеалов и норм поведения среди молодежи, функционирование студенческих медиа способствует развитию цифровой грамотности и осваиванию новых форматов подачи информации. Однако данными тенденциями также оказывается значимое влияние на социальное поведение, процесс становления и идентификации молодежи. Студенческая молодежь, взрослея и становясь самостоятельной, консолидирует молодежные интересы и откликается на социальные процессы. В таких условиях внутривузовские молодежные медиа, как и медиасреда вуза в целом, становятся значимыми для эффективного развития студенческой среды, реализации качественной медиакоммуникации и формирования креативного медиапродукта.
Объектами данного исследования является студенческое СМИ «СМоГУ» и студенческие медиа ФГБОУ ВО МГУ им. Н. П. Огарёва.
Предметом исследования являются конкретные формы и методы влияния студенческого СМИ «СМоГУ» на формирование и развитие информационного пространства вуза, а также вклад в развитие молодежного сообщества.
Цель работы – на примере студенческого СМИ «СМоГУ» проанализировать особенности и возможности студенческих средств массовой информации как медиаплощадки креативных индустрий.
Для осуществления поставленной цели послужат следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения студенческих медиа и выделить функциональные особенности.
2. Проанализировать роль студенческих медиа в образовательном процессе и их формирование на молодежную культуру.
3. Определить влияние студенческих творческих объединений на формирование медиасреды ФГБОУ ВО МГУ им. Н.П. Огарёва.
4. Проаннотировать опыт освещения социокультурных событий студенческим СМИ «СМоГУ».
5. Выявить перспективы развития и вызовы «СМоГУ».
6. Продемонстрировать бизнес-план медиапроекта «Цикл подкастов „СМоГУ доказать“» в рамках формата «стартап как диплом».
Методы исследования: описание, контент-анализ, синтез, сравнение, систематизация данных, обобщение полученных результатов.
Научная новизна темы нашего исследования состоит в исследовании студенческого СМИ «СМоГУ» как элемента внутривузовского информационного поля и значимого фактора формирования молодежной культуры, как выделяя взаимосвязанные аспекты образовательных процессов и социальных преобразований.
Методологическая база исследования. В данном исследовании рассматривались работы ученых, изучающих особенности студенческих СМИ и молодежной культуры в современной медиакоммуникации, таких как Н. М. Анохиной [2], А. А. Геворгяна [8], Н. В. Горбатовой [11], Е. А. Даниловой [14], С. Ю. Ермолаевой [18], А. Э. Жарашуевой [19], Т. С. Жилинской [21], М. А. Зейтунян [22], М. К. Карповой [28], В. В. Матвиенко [35], О. В. Мороз [36], Н. М. Москаленко [38], И. М. Пашнева [42], Л. И. Переславцевой [43], А. В. Прохорова [46], А. А. Семилетовой [51], Е. Н. Туголуковой [60], А. В. Фаюстова [61], Е. А. Чижовой [64], Л. П. Шестеркиной [65], а также работы исследователей, рассматривающих специфику новых медиа, а именно: В. И. Антоновой [2], К. В. Дементьевой [15; 16], Д. А. Бакеевой [3], Е. Л. Вартановой [6], А. А. Градюшко [12], А. Н. Гуреевой [13], И. М. Дзялошинского [17], Е. В. Олешко [40] и др.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании роли студенческого СМИ «СМоГУ» как медиаплощадки креативных индустрий.
Практическая значимость заключается в оптимизации организации информационной политики университета и поддержки инициатив студенческого творчества.
Структура работы. Бакалаврская работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованных источников.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы. Прежде всего, установлено наличие взаимовлияния студенческих творческих объединений и медиасреды МГУ им. Н.П. Огарёва. Со стороны вуза, ориентированного на развитие собственной медиаобразовательной среды, студентам предоставляются возможности обучения медиаграмотности, практический опыт получения навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности, развитие вузовского медиапространства. В свою очередь, со стороны студенческих творческих объединений оказывается такое значимое влияние на медиасреду университета, как направленность и качество информационного освещения событий и мероприятий университета, которыми в совокупности формируется имидж МГУ им. Н. П. Огарёва.
Определено, что основные конкретные преимущества современному вузу обеспечивают студенческие объединения, предоставляющие разнообразие информационных материалов о жизни университета в сети Интернет. При этом значимость придается не пресс-службе или официальному сайту университета, а относительно самостоятельным студенческим средствам массовой информации. Одним из примеров такого СМИ выступает студенческое СМИ «СМоГУ» в рамках МГУ им. Н. П. Огарёва – объединяющее креативное сообщества вуза для студентов в возрасте от 18 до 27 лет. Результатом функционирования студенческого СМИ становится разработка уникальных образовательных программ и удовлетворение реального общественного запроса в сфере информационного обеспечения в рамках учебного заведения посредством внедрения актуальных медиаформатов. Вместе с тем проведенный анализ опыта освещения социокультурных событий СМИ «СМоГУ» не позволил выявить наличия широкомасштабных медиапроектов, что связано нами с относительно не продолжительной деятельностью студенческого сообщества и прохождения им только еще стадии своего становления и формирования.
Наряду с этим, основными перспективами для развития студенческого СМИ «СМоГУ» нами обозначены: 1) расширение разнообразия форматов медиаконтента; 2) использование креативных подходов; 3) постоянное повышение уровня медиаграмотности. Однако при этом следует учитывать возможные препятствия для эффективной деятельности студенческого объединения, которые выражаются в наличие высокой конкуренции с развлекательными и иными информационными источниками; отсутствие устойчивости и долгосрочности деятельности; наличие внутривузовской цензуры.
Определено, что основные конкретные преимущества современному вузу обеспечивают студенческие объединения, предоставляющие разнообразие информационных материалов о жизни университета в сети Интернет. При этом значимость придается не пресс-службе или официальному сайту университета, а относительно самостоятельным студенческим средствам массовой информации. Одним из примеров такого СМИ выступает студенческое СМИ «СМоГУ» в рамках МГУ им. Н. П. Огарёва – объединяющее креативное сообщества вуза для студентов в возрасте от 18 до 27 лет. Результатом функционирования студенческого СМИ становится разработка уникальных образовательных программ и удовлетворение реального общественного запроса в сфере информационного обеспечения в рамках учебного заведения посредством внедрения актуальных медиаформатов. Вместе с тем проведенный анализ опыта освещения социокультурных событий СМИ «СМоГУ» не позволил выявить наличия широкомасштабных медиапроектов, что связано нами с относительно не продолжительной деятельностью студенческого сообщества и прохождения им только еще стадии своего становления и формирования.
Наряду с этим, основными перспективами для развития студенческого СМИ «СМоГУ» нами обозначены: 1) расширение разнообразия форматов медиаконтента; 2) использование креативных подходов; 3) постоянное повышение уровня медиаграмотности. Однако при этом следует учитывать возможные препятствия для эффективной деятельности студенческого объединения, которые выражаются в наличие высокой конкуренции с развлекательными и иными информационными источниками; отсутствие устойчивости и долгосрочности деятельности; наличие внутривузовской цензуры.



