СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Понятие стратегии и ее роль в деятельности предприятия 8
1.2 Классификация стратегий деятельности предприятия 13
1.3 Процесс разработки маркетинговой стратегии предприятия 23
Заключение 79
Библиографический список литературы 82
Торговля в настоящее время относится к одному из самых успешных и динамично развивающихся секторов экономики. Учитывая эту благоприятную тенденцию, рынок услуг стал объектом пристального внимания иностранных розничных операторов и инвесторов. Это привело к тому, что у отечественных предприятий появилась необходимость уделять повышенное внимание процессам функционирования маркетинговых стратегий: направлять усилия на удержание долей рынка, формировать лояльности потребителей, активно противостоять появляющейся конкурентной угрозе. Текущее состояние рынка демонстрирует, что торговые фирмы в практической работе все более активно используют маркетинговые стратегии [33].
Эффективное использование маркетинговых стратегий связано с пониманием трансформации базового комплекса и выделением дополнительных элементов, которые позволят более продуктивно функционировать организации на рынке. Связаны маркетинговые стратегии с определением целевого рынка, ассортиментной политикой, ценой, выбором месторасположения, атмосферой и продвижением предприятия (его продукции), прочими мероприятиями [41]. Следовательно, в последнее время возрастает интерес к изучению маркетинга в предприятиях торговли. Разработка и реализация маркетинговых стратегий способствует повышению эффективности организации, ее развитию в ближайшей перспективе, поэтому заявленная тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка стратегии маркетинговой деятельности предприятия розничной торговли сферы продаж мебели ООО «АртДизайн».
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать подходы к понятию «стратегия», определить ее роль в деятельности предприятия;
- рассмотреть классификацию стратегий деятельности предприятия;
- изучить процесс разработки маркетинговой стратегии предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятию;
- проанализировать внутреннюю маркетинговую среду объекта исследования;
- оценить факторы внешней среды, влияющих на разработку маркетинговой стратегии деятельности предприятия ООО «АртДизайн»;
- исследовать конкурентную позицию предприятия на рынке розничных продаж мебели;
- определить характер спроса на продукцию предприятия ООО «АртДизайн»;
- разработать маркетинговую стратегию деятельности предприятия и план мероприятий по ее реализации для объекта исследования.
Предмет исследования - стратегия маркетинговой деятельности предприятия.
Объект исследования - предприятие ООО «АртДизайн», работающее на рынке розничных продаж мебели.
Теоретической основой изучения стратегии маркетинговой деятельности предприятия послужили: учебники и учебные пособия в области маркетинговой деятельности предприятия таких авторов как Ф. Котлер, М. Портер, Р.А. Фатхутдинов. Также научные статьи из периодической литературы «Успехи современной науки», «Наука и научный потенциал», « Маркетинг и маркетинговые исследования», «Экономика и предприятие», «Вестник науки и образования», материалы международных научно-практических конференций.
Методической основой написания выпускной квалификационной работы является комплексное использование общенаучных и маркетинговых методов: анализа, сравнения, абсолютных разниц, наблюдения, опроса, экспертных оценок и других методов.
Выпускная квалификационная работа структурирована, состоит из введения, трех глав, заключения, списка библиографических источников и приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии деятельности предприятия. Изучены понятия стратегии и ее роли в деятельности предприятия. Рассмотрена классификация стратегий деятельности предприятия. Изучен процесс разработки маркетинговой стратегии предприятия.
Во второй главе работы проанализирована деятельность предприятия ООО «АртДизайн» на рынке розничной торговли сферы продаж мебели. Рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия. Проанализирована внутренняя маркетинговая среда объекта исследования. Оценены факторы внешней среды, влияющие на разработку маркетинговой стратегии деятельности предприятия ООО «АртДизайн».
Третья глава работы посвящена разработки маркетинговой стратегии деятельности. Исследована конкурентная позиция предприятия на рынке розничных продаж мебели. Определен характер спроса на продукцию предприятия ООО «АртДизайн». Разработана маркетинговая стратегия деятельности предприятия и план мероприятий по ее реализации для объекта исследования.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 86 страницы, работа иллюстрирована 41 таблицами, 19 рисунками, 3 приложениями. Библиографический список литературы составляет 43 источника.
В выпускной квалификационной работе сделаны следующие выводы.
Оценка теоретических аспектов разработки маркетинговой стратегии деятельности предприятия позволила сделать вывод о том, что по понятию «стратегия» не существует однозначной трактовки, что свидетельствует об его многогранности. Обобщая различные трактовки отечественных и зарубежных ученых понятия «стратегия», были определены следующие подходы к раскрытию сущности понятия: в виде модели поведения, долгосрочного плана, организационного элемента, приема, направления развития, перспективы. Рассмотрение различных определений понятия «стратегия» позволило сделать вывод о том, что по мере возрастания требований внешней среды эволюционировали и основные принципы формирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов.
Изучая различные виды стратегий деятельности предприятия, было отмечено, что каждый из специалистов, ученых, предлагал собственную форму классификации стратегий деятельности предприятия, согласно которым по определенным признакам (по ориентированности на рынке, конкурентоспособности и пр.) можно определять основные виды стратегий. Распространенной явилась классификация стратегий по И. Ансоффу в матрице рынок-товар: проникновение на рынок, развитие рынка, развитие товара, диверсификация.
Процесс разработки маркетинговой стратегии предприятия необходим для детализации выбора стратегии, последовательности ее определения для организации.
Маркетинговый анализ деятельности предприятия на рынке розничной торговли сферы продаж мебели показал, что предприятие ООО «АртДизайн» специализируется на розничных продажах корпусной мебели. Анализ экономической деятельности торгового предприятия ООО «АртДизайн» показал рост выручки, повышение эффективности труда работников, абсолютный прирост прибыли: валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли, рост суммы и уровня издержек обращения; отсутствие изменений в показателях рентабельности. В целом деятельность анализируемого предприятия можно оценить положительно.
Исследование внутренней маркетинговой среды предприятия ООО «АртДизайн» показало полный и стабильный ассортимент корпусной мебели, в структуре продаж корпусной мебели наблюдался рост в стоимостных и натуральных выражениях, структура ассортимента по ABC-анализу имела нарушения. Анализ ценовой политики предприятия свидетельствовал об увеличении торговых надбавок, средней стоимости мебельных изделий. По коммуникационной политике предприятия ООО «АртДизайн» наблюдалось небольшое количество используемых средств с минимальными расходами.
Оценка силы влияния факторов внешней среды, влияющих на разработку стратегии маркетинговой деятельности предприятия ООО «АртДизайн», показала наличие большинства движущих факторов (уровень инфляции, реальные доходы населения, численность населения города и т.д.). Прямое воздействие на разработку стратегии маркетинговой деятельности ООО «АртДизайн» исходило от поставщиков, конкурентов, потребителей, персонала организации.
Оценка конкурентной позиции ООО «АртДизайн» на рынке розничных продаж мебели показала, что предприятие обладало достаточно сильной конкурентной позицией в сравнении с конкурентами («Мебель» и «Алькор») по продолжительности работы на рынке, используемым методам продвижения, наравне с конкурентами по форме собственности, уровню цен, степени известности у покупателей, по остальным позициям (доля на рынке, выручка, количество реализуемых групп, количество разновидностей мебели) занимало промежуточный результат.
Исследование спроса на продукцию предприятия ООО «АртДизайн» показало приверженность опрошенных покупателей к мебели для спальни, по видовому признаку - к шкафам, по материалам изготовления: к корпусной мебели, изготовленной из ЛДСП или МДФ.
Оценка удовлетворенности / неудовлетворенности спроса на продукцию предприятия ООО «АртДизайн» показала, что 78% покупателей удовлетворены ассортиментом, частичное удовлетворение было среди 7% покупателей (имелись незначительные погрешности, которые устраняли специалисты предприятия). 15% покупателей не удовлетворены однообразным ассортиментом всех видов корпусной мебели в ООО «АртДизайн» (кроме шкафов), отсутствием корпусной мебели, изготовленной не из древесных материалов, узким видовым ассортиментом корпусной мебели для столовой и гостиной.
По результатам SWOT-анализа и экспертной оценки выбрана оптимальная маркетинговая стратегия дифференциации корпусной мебели, связанная с внедрением в ассортимент новых видов мебельных изделий, экспериментальной мебели, а также разнообразием ассортимента изделий по материалам изготовления.
Были разработаны рекомендации по реализации маркетинговой стратегии ООО «АртДизайн» (внедрение в ассортимент новых видов мебельных изделий; предоставление рекламных материалов; стимулирование розничных покупателей материальными подарками; прочее), которые позволят увеличить выручку на 2330 тыс.руб. и прибыль от продаж на 483 тыс.руб. при относительно небольших затратах.
1. Амалетдинова, Л. Ш. Систематизация методического обеспечения алгоритма формирования и реализации маркетинговой стратегии предприятия / Л. Ш. Амалетдинова // Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества : сборник статей по итогам Международной научно¬практической конференции. - Уфа : Агентство международных исследований, 2018. - С. 184-187.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - Москва : Экономика, 2014. - 520 с.
3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 204 с.
4. Багиев, Г. Л. Маркетинг : учебник / Г. Л. Багиев. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 736 с.
5. Баранов, А. А. Разработка маркетинговой стратегии предприятия / А. А. Баранов, Я. Н. Городнянская // Экономика и социум. - 2016. - № 4-1(23). - С. 183-186.
6. Бойченко, А. Н. Маркетинговые стратегии современного предприятия : вид и их сущность / А. Н. Бойченко // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры : сборник статей Международной научно¬практической конференции. - Уфа : Омега Сайнс, 2018. - С. 80-83.
7. Борисова, А. А. Этапы разработки маркетинговой стратегии / А. А. Борисова // Инструменты и механизмы формирования конкурентоспособной государственной и региональной экономики : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Уфа : Агентство международных исследований, 2017. - С. 67-70.
8. Брагин, Л. А. Торговое дело: экономика и организация : учебник / Л. А. Брагин, Т. П. Данько. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 259 с.
9. Виханский, О. С. Стратегическое управление : учебник / О. С. Виханский. - Москва : Гардарики, 2016. - 299 с.
10. Гительман, А. Д. Преобразующий менеджмент : лидерам реорганизации и консультантам по управлению : учеб. пособие / А. Д. Гительман. - Москва : Дело, 2016. - 499 с.
11. Г оллай, И. Н. Содержание понятия «стратегия развития предприятия» / И. Н. Голлай // Наука ЮУРГУ : материалы научной конференции. - Челябинск : Южно-Уральский государственный университет, 2015. - С. 590¬598.
12. Голубков, Е. П. Основы маркетинга : учебник / Е. П. Голубков. - Москва : Финпресс, 2015. - 657 с.
13. Дойль, П. Менеджмент : стратегия и тактика / П. Дойль. - Санкт- Петербург : Питер, 2016. - 564 с.
14. Дроздова, Е. С. Маркетинговые стратегии : принципы классификации / Е. С. Дроздова // Трансформация региона в условиях глобализации экономического развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Москва : Илекса, 2012. - С. 86-89.
15. Егоршин, А. П. Маркетинг организации / А. П. Егоршин. - Санкт- Петербург : Питер, 2015. - 350 с.
16. Зазуля, Ю. В. Теоретические аспекты формирования стратегии
развития организации / Ю. В. Зазуля, Н. М. Чикишева // Сборник материалов XV научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей и магистрантов ТЮМГАСУ : материалы международной научно¬практической конференции. - Тюмень : Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. - С. 184-189.
17. Закирова, А. Т. Формирование маркетинговой стратегии предприятия / А. Т. Закирова, Н. П. Сохатская // Современные направления развития маркетинга и менеджмента : сборник научных трудов. - Ульяновск : Ульяновский государственный технический университет, 2015. - С. 60-63.
18. Зверева, Г. П. Формирование маркетинговой стратегии перерабатывающих организаций в сфере АПК / Г. П. Зверева // Вестник Орловского государственного университета. - 2016. - № 6. - С. 28-35.
19. Зыбина, Ю. В. Понятие и сущность стратегии распределения продукции / Ю. В. Зыбина // Логистические системы в глобальной экономике : материалы научной конференции. - Красноярск : Сибирский государственный университет науки и технологий, 2016. - С. 444-448.
20. Камалетдинова, Л. Ш. Разработка алгоритма формирования и реализации маркетинговой стратегии предприятия / Л. Ш. Камалетдинова // Взаимодействие науки и общества : проблемы и перспективы : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Уфа : Агентство международных исследований, 2018. - С. 53-56.
21. Киселев, А. А. Выявление сущности понятия «стратегия» в отечественной науке управления организациями / А. А. Киселев // Наука и образование в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Люберцы : АР-Консалт,2015. - С. 15-16.
22. Кондратенко, Н. М. Маркетинг / Н. М. Кондратенко. - Москва : Юрайт, 2014. - 542 с.
23. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. - Москва : Вильямс, 2016. - 752 с.
24. Кравченко, Л. А. Маркетинговая стратегия предприятия : основные принципы и факторы формирования / Л. А. Кравченко // Научный вестник : финансы, банки, инвестиции. - 2017. - № 1(38). - С. 134-139.
25. Мескон, М. X. Основы менеджмента / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [и др.]. - Москва : Дело, 2017. - 705 с.
26. Минцберг, Г. Структура в кулаке : создание эффективной организации / Г. Минцберг. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 515 с.
27. Ноздрева, Р. Б. Маркетинг / Р. Б. Ноздрева. - Москва : Аспект Пресс, 2016. - 446 с.
28. Пермякова, Е. А. Сущность понятия «стратегия» / Е. А. Пермякова // Успехи современной науки. - 2017. - № 2. - С. 167-169.
29. Пестова, Р. Г. Стратегия предприятия / Экономика и управление : теория, методология, практика : сборник материалов X Российской научно¬практической конференции. - Уфа : Аэтерна, 2015. - С. 170-172.
30. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - Москва : Международные отношения, 2014. - 895 с.
31. Портных, В. А. Развитие методологии стратегического маркетингового управления бизнес-организацией / В. А. Портных // Маркетинги маркетинговые исследования. - 2014. - № 4. - С. 5-8.
32. Поташник, Я. С. О сущности понятия «стратегия предприятия» / Я. С.
Поташник, И. И. Айплатова // Промышленное развитие России : проблемы, перспективы : сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород : Нижегородский
государственный педагогический университет, 2017. - С. 34-38.
33. Репичев, А. И. Разработка стратегии маркетинга в сельскохозяйственном предприятии / А. И. Репичев, Г. П. Зверева, Л. В. Тугачева // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2. - С. 780-782.
34. Рудь, Л. П. Классификации маркетинговых стратегий : анализ современных подходов / Л. П. Рудь // Конкурентоспособная и безопасная продукция, востребованная рынком - залог экономической безопасности предприятия : сборник научных статей по итогам Международной (заочной) научно-практической конференции. - Смоленск : Российский университет кооперации, 2014. - С. 133-138.
35. Санович, М. А. Этапы разработки маркетинговой стратегии предприятия / М. А. Санович // Вестник науки и образования. - 2015. - № 4(6). - С. 108-109.
36. Статистический сборник по Красноярскому краю. - Красноярск, 2018.- 55 с.
38. Терехова. М. С. Сущность маркетинговых стратегий, как инструмента создания имиджа организации в условиях конкуренции / М. С. Терехова// Форум молодых ученых. 2017. С. 2058-2063.
39. Томпсон, Л. Л. Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - Москва : Вильямс, 2013. - 928 с.
40. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. - Москва : Дело, 2015. - 450 с.
41. Шевченко, М. Н. Роль маркетинга в стратегическом управлении предприятием / М. Н. Шевченко, Е. В. Курипченко // Современная экономика : актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2016. - С. 46-49.
42. Шиянова. Л. С. Совершенствование маркетинговой стратегии предприятия в современных условиях / Л. С. Шиянова // Молодые экономисты будущему России : материалы VII международной научно¬практической конференции. - Старополь, 2015. - С. 441-443.
43. Chandler, A. D. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise I A. D. Chandler. - MIT Press : Cambridge, 2016. - 465 p.