Тенденции развития печатных СМИ Южного Урала на современном этапе
|
Аннотация 1
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ ЮЖНОГО УРАЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1990-2017 гг.) 10
1.1История развития российской прессы в период перестройки (19851991 гг.) 10
1.2Векторы развития газетно-журнальной журналистики в постсоветский период (1991 год - начало XXI в.) 21
1.3 Российская печать на современном этапе (2000-2017 гг.) 27
2АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ ЮЖНОГО УРАЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1990-2017 гг.) 33
2.1Анализ тенденций развития газеты «Челябинский рабочий» 33
2.2Анализ тенденций развития газеты «Вечерний Челябинск» 39
2.3 Анализ тенденций развития газеты «Комсомолец» 44
2.4 Анализ тенденций развития газеты «Южноуральская панорама» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ ЮЖНОГО УРАЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1990-2017 гг.) 10
1.1История развития российской прессы в период перестройки (19851991 гг.) 10
1.2Векторы развития газетно-журнальной журналистики в постсоветский период (1991 год - начало XXI в.) 21
1.3 Российская печать на современном этапе (2000-2017 гг.) 27
2АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ ЮЖНОГО УРАЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1990-2017 гг.) 33
2.1Анализ тенденций развития газеты «Челябинский рабочий» 33
2.2Анализ тенденций развития газеты «Вечерний Челябинск» 39
2.3 Анализ тенденций развития газеты «Комсомолец» 44
2.4 Анализ тенденций развития газеты «Южноуральская панорама» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Актуальность темы.Первые трудности российской печатной прессы начались в конце ХХ века. После указа Б.Н. Ельцина о запрете деятельности КПСС и распада СССР изменилась не только политическая карта страны, но и совершенно другой стала структура российской журналистики.
27 декабря 1991 года президентом РСФСР был подписан «Закон о средствах массовой информации». Нормативно-правовой акт, принятый Верховным Советом России, стал точкой отсчета в послесоветской истории отечественных СМИ. Демократический закон отменил цензуру,предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой информации, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в обществе. Тем не менее, свобода СМИ в России продолжалась недолго. После августовских событий 1991 года, повлекших за собой распад СССР, в стране углубился экономический кризис. Практически все СМИ оказались зависимы от системы субсидий и экономической помощи со стороны политических властей .
В этот промежуток времени появились почва и все условия для создания первых газет и журналов неофициального характера. Возникшая альтернативная пресса пользовалась спросом у читателей из-за того, что публиковала новости о тех событиях, которые официальной прессой по каким-либо причинам умалчивались или освещались слабо. Помимо этого, она отражала разносторонние интересы людей, освещая тем самым разные стороны жизни.
Развитие независимых изданий на Южном Урале попадает на конец 80-х - начало 90-х гг., особенно после августовского путча 1991 года. Первый шаг в трансформации традиционных видов СМИ сделали газета «Контакт» под руководством главного редактора Ю.В. Вишня и газета «Вечерний Челябинск» под руководством главного редактора А.В. Драгунова. Вместе с тем стали появляться новые типы печатных изданий, к которым можно отнести, например, газету «Деловой Урал» (главный редактор Р.Р. Усманов). В периодике отображались наиболее злободневные и актуальные проблемы общественной и политической жизни Челябинска, Южного Урала и страны в общем.
Сегодня в системе журналистики выделяют четыре типа СМИ:
государственные, частные, общественные и партийные.
Государственные СМИ финансируются из государственной казны и целиком и полностью подвластны власти и обязаны неукоснительно выполнять
поставленные государством задачи, требования, прописанные в законе о СМИ. В ряде стран, например, в Соединенных Штатах Америки, государственных СМИ не существует в принципе, за исключением бюллетеней, печатающих официальные документы и выступления. Считается, что за счет денежных средств налогоплательщиков недопустимо выпускать СМИ, представляющих «частную» точку зрения того или иного государственного института власти .
Частные СМИ свободны экономически и коммерчески, могут финансироваться из любых законных источников внутри страны кроме бюджета.
Общественные СМИ пользуются общественным финансированием для вещания в интересах общества в целом. Они не выражают точку зрения ни одной из партий, включая правящую.
Партийные СМИ финансируются из партийного бюджета. Такая пресса освещает деятельность политических партий, осуществляет пропаганду и агитацию населения.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что сегодня региональные СМИ все более становятся зависимыми от государства, то есть, на Южном Урале установилась мощная этатистская медийная система. В то же время, частные СМИ банкротятся, некоторые исчезают из информационного поля Челябинской области. Но эти процессы практически не изучены, хотя ситуация требует к себе пристального внимания, подробного анализа причин превращения СМИ Южного Урала в придаток авторитарного режима воздействия на редакционные коллективы газет, журналов, радио и телевидения...
27 декабря 1991 года президентом РСФСР был подписан «Закон о средствах массовой информации». Нормативно-правовой акт, принятый Верховным Советом России, стал точкой отсчета в послесоветской истории отечественных СМИ. Демократический закон отменил цензуру,предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой информации, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в обществе. Тем не менее, свобода СМИ в России продолжалась недолго. После августовских событий 1991 года, повлекших за собой распад СССР, в стране углубился экономический кризис. Практически все СМИ оказались зависимы от системы субсидий и экономической помощи со стороны политических властей .
В этот промежуток времени появились почва и все условия для создания первых газет и журналов неофициального характера. Возникшая альтернативная пресса пользовалась спросом у читателей из-за того, что публиковала новости о тех событиях, которые официальной прессой по каким-либо причинам умалчивались или освещались слабо. Помимо этого, она отражала разносторонние интересы людей, освещая тем самым разные стороны жизни.
Развитие независимых изданий на Южном Урале попадает на конец 80-х - начало 90-х гг., особенно после августовского путча 1991 года. Первый шаг в трансформации традиционных видов СМИ сделали газета «Контакт» под руководством главного редактора Ю.В. Вишня и газета «Вечерний Челябинск» под руководством главного редактора А.В. Драгунова. Вместе с тем стали появляться новые типы печатных изданий, к которым можно отнести, например, газету «Деловой Урал» (главный редактор Р.Р. Усманов). В периодике отображались наиболее злободневные и актуальные проблемы общественной и политической жизни Челябинска, Южного Урала и страны в общем.
Сегодня в системе журналистики выделяют четыре типа СМИ:
государственные, частные, общественные и партийные.
Государственные СМИ финансируются из государственной казны и целиком и полностью подвластны власти и обязаны неукоснительно выполнять
поставленные государством задачи, требования, прописанные в законе о СМИ. В ряде стран, например, в Соединенных Штатах Америки, государственных СМИ не существует в принципе, за исключением бюллетеней, печатающих официальные документы и выступления. Считается, что за счет денежных средств налогоплательщиков недопустимо выпускать СМИ, представляющих «частную» точку зрения того или иного государственного института власти .
Частные СМИ свободны экономически и коммерчески, могут финансироваться из любых законных источников внутри страны кроме бюджета.
Общественные СМИ пользуются общественным финансированием для вещания в интересах общества в целом. Они не выражают точку зрения ни одной из партий, включая правящую.
Партийные СМИ финансируются из партийного бюджета. Такая пресса освещает деятельность политических партий, осуществляет пропаганду и агитацию населения.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что сегодня региональные СМИ все более становятся зависимыми от государства, то есть, на Южном Урале установилась мощная этатистская медийная система. В то же время, частные СМИ банкротятся, некоторые исчезают из информационного поля Челябинской области. Но эти процессы практически не изучены, хотя ситуация требует к себе пристального внимания, подробного анализа причин превращения СМИ Южного Урала в придаток авторитарного режима воздействия на редакционные коллективы газет, журналов, радио и телевидения...
Становление и развитие южноуральской прессы периода 1990-2017 гг. - это еще одна веха в формировании изданий нового формата. В период перестройки процесс обновления печатной продукции сопровождался ростом тиражей газет и журналов, выпуск изданий Южного Урала за это время увеличился на 10%. Этому способствовали два основополагающих закона. 14 марта 1990 года был принят Закон СССР «Об учреждении поста президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР», который отменил однопартийную систему и дал возможности на отмену монопольного права КПСС контролировать периодическую печать. 12 июня 1990 года был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», который отменил цензуру предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой информации. Создание института учредителей периодических изданий - это важнейший шаг в организации видоизменявшейся структуры центральной и местной прессы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы сформулированы тенденции развития печатных СМИ Южного Урала, которые стали основополагающими в становлении и развитии прессы нового формата. Во время формирования новой периодики в печать вышли газеты с обновленным дизайном и графическим оформлением, тематикой, с размещением рекламы. К изданиям нового типа относится деловая газета «Контакт», созданная в декабре 1988 года. В условиях жесточайшего партийного диктата еженедельник был одним из первых независимых изданий не только в финансовом, но и в идеологическом смысле. Отличительная черта газеты - это самобытность подачи материала, совмещение деловой и массовой прессы. В 1997 год на базе «Контакта» была сформирована государственная газета «Южноуральская панорама», которая остается солидным и популярным изданием по Челябинской области. В 1990 году вслед за «Контактом» статус независимого издания получила газета «Челябинский рабочий», последний номер которого вышел 30 июня 2016 года. Среди крупных независимых изданий Челябинской области стоит выделить газету «Вечерний Челябинск», которая входит в медиахолдинг М.В. Юревича.
Доказано, что газеты периода 1985-2017 гг. относятся к изданиям нового формата. К подтверждающим аргументам относятся ранее не обозначенные качества изданий: цветная печать, усовершенствованный дизайн, разнообразная тематика.
Основной фактор, который оказал влияние на развитие отечественной прессы заданного периода, относится к кардинальным изменениям в российской политике и экономике, провозглашению гласности и демократии. Для СМИ открылись новые возможности, появилась альтернативная пресса и издания разного характера, удовлетворяющие интересы разных слоев населения.
Исследованыосновные качественные характеристики печатных СМИ периода 1985-2017 гг. Отмечены основополагающие черты печатных СМИ заданного периода, к которым можно отнести появление рекламы, цветную печать и разноплановую тематику. В результате исследования были обозначены основные факторы, создающие пути развития южноуральской прессы. К их числу относится позитивная роль профессионального объединения - Союз журналистов России, который стал преемником Союза журналистов СССР.
Сегодня Союз журналистов России - это одна из крупнейших организаций в Европе. Он объединяет около 100 тыс. человек, в него входят 86 региональных изданий, более 40 творческих ассоциаций, гильдий, объединений.
Проанализированы выпускной квалификационной работе основные тенденции развития южноуральской прессы, которые появились на всех уровнях развития СМИ, учитывая общемировые процессы: дигитализация, конвергенция, глобализация.
Уточненына основе данной выпускной квалификационной работы периоды развития печатной прессы. 1985-1991 гг. - период перестройки, на который пришлось развитие печатной прессы и появление новых форматов печатных изданий с разнообразной тематикой. 1991-2000 гг. - постсоветский период, который сопровождался снижением тиражей периодики и разделением СМИ на частные и государственные. 2000-2017 гг. - период современной России, процесс усиления этатистских стабилизации СМИ в новой структуре государства.
Осуществленов процессе выполнения выпускной квалификационной работы рассмотрение процессов, происходящих в период становления и развития прессы периода 1985-2017гг. и тенденций ее развития.
Выявлены в результате работы над проектом основные тенденции развития южноуральской печатной прессы периода 1985-2017 гг.:
1) новые темы изданий (рубрики газеты «Вечерний Челябинск» - «Люди говорят», «Квартирный вопрос», «Компас потребителя», «Расследования ВЧ», «Утро недели», «Родительское собрание», «Пульс мегаполиса», «Грани спорта», «На здоровье»);
2) работа со своим читателем (активное использование читательской почты и «встречи» по заявкам читателей);
3) дизайн и оформление номера (цветная печать, фотографии крупным планом, ломаная конфигурация материалов, ассиметричная верстка полосы);
4) реклама (открытие агентства «РИФ» при редакции газеты «Вечерний Челябинск»);
5) способы распространения изданий (индивидуальная подписка, договора с предприятиями, покупка в розницу);
6) спецпроекты и спецвыпуски изданий, вкладки, приложения газеты (на примере газеты «Челябинский рабочий» - вкладка «Новая газета», в которой описывались столичные новости, вкладка «Команда», она же бывший «Комсомолец», предназначенная для молодежи);
7) выпуск дополнительных призовых изданий (стимулирующие спрос на газету книги);
8) объявления (на примере газеты «Тумба», которая удовлетворяла потребности рядового читателя);
9) создание собственной базы по реализации печатной продукции (на примере ЗАО «Издательский дом „Вечерний Челябинск^»- розничная сеть киосков «Вечерний Челябинск», к 2011 году было открыто 100 киосков);
10) открытие собственных типографий (типография «Паритет» -на примере ЗАО «ЧР-менеджер»);
11) стимулирование труда работников издания (в течение десяти лет сотрудникам «ВЧ» было бесплатно выдано 17 квартир, зарплата ведущих журналистов достигала одной тысячи долларов);
12) открытие собственных предприятий (ресторан «ВЧ-пари» - на примере «Вечернего Челябинска»).
В процессе изучения печатных изданий Южного Урала периода 1985-2017 гг., на примере областных, городских и муниципальных изданий, можно обозначить, что он стал основополагающим для формирования фундаментальных концепций развития современных южноуральских печатных изданий.
Газета «Контакт» стала одной из первых рекламно-коммерческих газет постсоветского периода. По типу данного издания получили развитие многие современные печатные издания, которые совместили характерные особенности деловой и массовой прессы.
Анализ тенденций развития отечественной прессы в период 1985-2017 гг. ценен для восприятия опыта работы изданий. Газеты и журналы, также как и бумажные книги, не исчерпают себя полностью. Многим и по сей день необходим «свежий номер» в руках. Интерес читателей к прессе, как достижению распространения и подачи информации, сохранит свои позиции и будет представлен самыми насущными и востребованными изданиями. Печатные СМИ Южного Урала прошли в своем развитии все этапы государственных реформ.
На новом витке развития информационных технологий газеты дополняютсяинтернет-изданиями. Факторов для продолжения работы печатных изданий достаточно. Во-первых, остается человеческий фактор. Талантливое руководство, которое не равнодушно к своему делу, это работа редактора плюс работа коммерческого директора. Во-вторых, в прессе возрождаются лучшие традиционные жанры: очерк, статья, фельетон и т.д. В аналитической журналистике общественно-политических изданий - это статьи и интервью с анализом происходящего. В-третьих, обществу необходимы материалы для сохранения и возрождения духовных ценностей в общественном сознании, этических и эстетических аспектов в видении мира. Это могут быть произведения художественного жанра, талантливая публицистика.
В ходе исследования нами доказана гипотеза выпускной квалификационной работы. Большинство независимых газет Южного Урала не выдерживают конкуренции с государственными СМИ, которые находятся в более благоприятном положении благодаря финансированию со стороны правительства. Это приводит к искажению конкурентной среды медиа, банкротству самостоятельных изданий.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы сформулированы тенденции развития печатных СМИ Южного Урала, которые стали основополагающими в становлении и развитии прессы нового формата. Во время формирования новой периодики в печать вышли газеты с обновленным дизайном и графическим оформлением, тематикой, с размещением рекламы. К изданиям нового типа относится деловая газета «Контакт», созданная в декабре 1988 года. В условиях жесточайшего партийного диктата еженедельник был одним из первых независимых изданий не только в финансовом, но и в идеологическом смысле. Отличительная черта газеты - это самобытность подачи материала, совмещение деловой и массовой прессы. В 1997 год на базе «Контакта» была сформирована государственная газета «Южноуральская панорама», которая остается солидным и популярным изданием по Челябинской области. В 1990 году вслед за «Контактом» статус независимого издания получила газета «Челябинский рабочий», последний номер которого вышел 30 июня 2016 года. Среди крупных независимых изданий Челябинской области стоит выделить газету «Вечерний Челябинск», которая входит в медиахолдинг М.В. Юревича.
Доказано, что газеты периода 1985-2017 гг. относятся к изданиям нового формата. К подтверждающим аргументам относятся ранее не обозначенные качества изданий: цветная печать, усовершенствованный дизайн, разнообразная тематика.
Основной фактор, который оказал влияние на развитие отечественной прессы заданного периода, относится к кардинальным изменениям в российской политике и экономике, провозглашению гласности и демократии. Для СМИ открылись новые возможности, появилась альтернативная пресса и издания разного характера, удовлетворяющие интересы разных слоев населения.
Исследованыосновные качественные характеристики печатных СМИ периода 1985-2017 гг. Отмечены основополагающие черты печатных СМИ заданного периода, к которым можно отнести появление рекламы, цветную печать и разноплановую тематику. В результате исследования были обозначены основные факторы, создающие пути развития южноуральской прессы. К их числу относится позитивная роль профессионального объединения - Союз журналистов России, который стал преемником Союза журналистов СССР.
Сегодня Союз журналистов России - это одна из крупнейших организаций в Европе. Он объединяет около 100 тыс. человек, в него входят 86 региональных изданий, более 40 творческих ассоциаций, гильдий, объединений.
Проанализированы выпускной квалификационной работе основные тенденции развития южноуральской прессы, которые появились на всех уровнях развития СМИ, учитывая общемировые процессы: дигитализация, конвергенция, глобализация.
Уточненына основе данной выпускной квалификационной работы периоды развития печатной прессы. 1985-1991 гг. - период перестройки, на который пришлось развитие печатной прессы и появление новых форматов печатных изданий с разнообразной тематикой. 1991-2000 гг. - постсоветский период, который сопровождался снижением тиражей периодики и разделением СМИ на частные и государственные. 2000-2017 гг. - период современной России, процесс усиления этатистских стабилизации СМИ в новой структуре государства.
Осуществленов процессе выполнения выпускной квалификационной работы рассмотрение процессов, происходящих в период становления и развития прессы периода 1985-2017гг. и тенденций ее развития.
Выявлены в результате работы над проектом основные тенденции развития южноуральской печатной прессы периода 1985-2017 гг.:
1) новые темы изданий (рубрики газеты «Вечерний Челябинск» - «Люди говорят», «Квартирный вопрос», «Компас потребителя», «Расследования ВЧ», «Утро недели», «Родительское собрание», «Пульс мегаполиса», «Грани спорта», «На здоровье»);
2) работа со своим читателем (активное использование читательской почты и «встречи» по заявкам читателей);
3) дизайн и оформление номера (цветная печать, фотографии крупным планом, ломаная конфигурация материалов, ассиметричная верстка полосы);
4) реклама (открытие агентства «РИФ» при редакции газеты «Вечерний Челябинск»);
5) способы распространения изданий (индивидуальная подписка, договора с предприятиями, покупка в розницу);
6) спецпроекты и спецвыпуски изданий, вкладки, приложения газеты (на примере газеты «Челябинский рабочий» - вкладка «Новая газета», в которой описывались столичные новости, вкладка «Команда», она же бывший «Комсомолец», предназначенная для молодежи);
7) выпуск дополнительных призовых изданий (стимулирующие спрос на газету книги);
8) объявления (на примере газеты «Тумба», которая удовлетворяла потребности рядового читателя);
9) создание собственной базы по реализации печатной продукции (на примере ЗАО «Издательский дом „Вечерний Челябинск^»- розничная сеть киосков «Вечерний Челябинск», к 2011 году было открыто 100 киосков);
10) открытие собственных типографий (типография «Паритет» -на примере ЗАО «ЧР-менеджер»);
11) стимулирование труда работников издания (в течение десяти лет сотрудникам «ВЧ» было бесплатно выдано 17 квартир, зарплата ведущих журналистов достигала одной тысячи долларов);
12) открытие собственных предприятий (ресторан «ВЧ-пари» - на примере «Вечернего Челябинска»).
В процессе изучения печатных изданий Южного Урала периода 1985-2017 гг., на примере областных, городских и муниципальных изданий, можно обозначить, что он стал основополагающим для формирования фундаментальных концепций развития современных южноуральских печатных изданий.
Газета «Контакт» стала одной из первых рекламно-коммерческих газет постсоветского периода. По типу данного издания получили развитие многие современные печатные издания, которые совместили характерные особенности деловой и массовой прессы.
Анализ тенденций развития отечественной прессы в период 1985-2017 гг. ценен для восприятия опыта работы изданий. Газеты и журналы, также как и бумажные книги, не исчерпают себя полностью. Многим и по сей день необходим «свежий номер» в руках. Интерес читателей к прессе, как достижению распространения и подачи информации, сохранит свои позиции и будет представлен самыми насущными и востребованными изданиями. Печатные СМИ Южного Урала прошли в своем развитии все этапы государственных реформ.
На новом витке развития информационных технологий газеты дополняютсяинтернет-изданиями. Факторов для продолжения работы печатных изданий достаточно. Во-первых, остается человеческий фактор. Талантливое руководство, которое не равнодушно к своему делу, это работа редактора плюс работа коммерческого директора. Во-вторых, в прессе возрождаются лучшие традиционные жанры: очерк, статья, фельетон и т.д. В аналитической журналистике общественно-политических изданий - это статьи и интервью с анализом происходящего. В-третьих, обществу необходимы материалы для сохранения и возрождения духовных ценностей в общественном сознании, этических и эстетических аспектов в видении мира. Это могут быть произведения художественного жанра, талантливая публицистика.
В ходе исследования нами доказана гипотеза выпускной квалификационной работы. Большинство независимых газет Южного Урала не выдерживают конкуренции с государственными СМИ, которые находятся в более благоприятном положении благодаря финансированию со стороны правительства. Это приводит к искажению конкурентной среды медиа, банкротству самостоятельных изданий.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО
ИНТЕРНЕТ-СМИ: КРОСС-КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ
Диссертация , журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2015 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 8500 р. Год сдачи: 2020 - ПРЕССА И ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2005 - Разработка комплексной программы продвижения интернет-магазина ОАО «Роспечать»
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КРАСНОЯРСКИЙ ЖУРНАЛ «ДЕНЬ И НОЧЬ»: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - История формирования и деятельность Азербайджанской национально- культурной автономии на территории Западной и Восточной Сибири в 1990-2016 гг.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - БУДДИЗМ НА УРАЛЕ
В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.
НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ПРЕССА И ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ
Авторефераты (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2005





