ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА И СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА И СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА 10
1.1 История развития психодиагностических исследований в спорте 10
1.1.1 Возрождение интереса к чертам личности 12
1.2 История исследования личности в спорте 13
1.3 Теории личности и психологический отбор 14
1.4 Черты личности и спортивная успешность 16
1.5 Различия в спортивных популяциях 18
1.6 Межличностное взаимодействие и групповая динамика 21
1.7 Практическое применение исследований личности 24
1.8 Выводы к первой главе 25
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 27
2.2 Методики исследования 28
2.2.1 Личностный опросник SHAPE (Personal Style Viewer-20 (PSV-20),
разработчик: компания AssessFirst) 28
2.2.2 Процедура экспертного оценивания личностных качеств спортсменов
экспертами 29
2.3 Методы математической обработки данных 30
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 33
3.1 Исследование личностных особенностей спортсменов, занимающихся
командными видами спорта 33
3.2 Выявление различий в личностных качествах у спортсменов с разным уровнем
эффективности деятельности 39
3.3 Оценка согласованности экспертов при оценке личностных качеств
спортсменов 48
3.4 Разработка теоретической модели психологического портрета эффективного
спортсмена командного вида спорта и проверка ее эффективности 51
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА И СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА 10
1.1 История развития психодиагностических исследований в спорте 10
1.1.1 Возрождение интереса к чертам личности 12
1.2 История исследования личности в спорте 13
1.3 Теории личности и психологический отбор 14
1.4 Черты личности и спортивная успешность 16
1.5 Различия в спортивных популяциях 18
1.6 Межличностное взаимодействие и групповая динамика 21
1.7 Практическое применение исследований личности 24
1.8 Выводы к первой главе 25
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 27
2.2 Методики исследования 28
2.2.1 Личностный опросник SHAPE (Personal Style Viewer-20 (PSV-20),
разработчик: компания AssessFirst) 28
2.2.2 Процедура экспертного оценивания личностных качеств спортсменов
экспертами 29
2.3 Методы математической обработки данных 30
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 33
3.1 Исследование личностных особенностей спортсменов, занимающихся
командными видами спорта 33
3.2 Выявление различий в личностных качествах у спортсменов с разным уровнем
эффективности деятельности 39
3.3 Оценка согласованности экспертов при оценке личностных качеств
спортсменов 48
3.4 Разработка теоретической модели психологического портрета эффективного
спортсмена командного вида спорта и проверка ее эффективности 51
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
После распада советского союза наблюдался серьёзный кризис спорта. К концу двадцатого века существенно снизилось количество наработок, собранных за годы активной государственной поддержки этого направления. Кроме того, технический прогресс оказался связанным с рядом негативных эффектов. Всё больше работ выполняются сидя за компьютером, люди всё больше увлекаются виртуальным пространством, вследствие чего жизнь стала менее подвижной. Однако сейчас мы наблюдаем всё большую активность в продвижении государством культуры спорта. Универсиада 2013 года, Зимняя олимпиада 2014 года, параолимпийские игры, чемпионат мира по футболу 2018 года - все эти события создают всё большую спортивную активность населения и вызывают организационные перемены. Строятся новые стадионы, спортивные площадки и комплексы. В 2016 году правительством России была принята целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в российской федерации на 2016- 2020 годы» [7]. Доказано, что уровень развития спорта в стране связан с продолжительностью жизни её граждан [6], спорт делает целеустремлёнными и здоровыми не только физически, но и психически [2]. В связи с этим родители стараются с самого раннего детства отдать ребёнка в спортивную секцию.
Помимо этого, спортивные достижения страны обеспечивают часть её престижа на мировой политической сцене. Имеется потребность выходить на более высокий уровень в спорте высоких достижений. Спортивная наука не стоит на месте, ставятся всё новые рекорды, определяя новые вызовы для тренеров и спортсменов. Волна допинговых скандалов [1] в России ещё больше обострила вопросы достижения высоких результатов в спорте. Нужно заботиться не только о том, как тренировать, но и кого. У какого спортсмена наибольший потенциал, в каком виде спорта человек сможет максимально раскрыться - такие вопросы ставит перед собой спортивный отбор. В особенности его психологический аспект.
Именно потому сейчас крайне актуальной проблемой является поиск специализированных психологических методов отбора, диагностики, сопровождения, которые помогали бы спортивным психологам и тренерам максимально точно предсказывать успешность человека в данном виде спорта, а самому человеку помочь подобрать максимально подходящий вид спорта.
Цель работы - разработать теоретическую модель психологического портрета эффективного спортсмена командного вида спорта.
Задачи работы:
1. Исследовать личностные особенности спортсменов, занимающихся командными видами спорта.
2. Выявить различия в личностных качествах у спортсменов с разным уровнем эффективности деятельности.
3. Оценить согласованность экспертов при оценке личностных качеств спортсменов.
4. Разработать теоретическую модель психологического портрета эффективного спортсмена командного вида спорта и проверить ее эффективность.
Объект работы - личностные качества в профотборе спортсменов.
Предмет работы - сравнение психодиагностической и экспертной оценки личностных качеств спортсмена командного вида спорта.
В выборке принимали участие студенты Южно-Уральского государственного университета, занимающиеся командными видами спорта на базе физкультурноспортивного клуба ЮУрГУ. Также в исследовании принимали участие эксперты (10 человек), представленные тренерами (3 человека), проводящими отбор и сопровождение спортсменов физкультурно-спортивного комплекса ЮУрГУ, и самими спортсменами, занимающимися командными видами спорта более 5 лет (7 опытных игроков команд по волейболу и баскетболу). Всего в исследовании приняло участие 64 спортсмена, среди них 32 человека - участники женской команды по волейболу в возрасте от 18 до 23 лет и 32 человека - участники мужской команды по баскетболу в возрасте от 18 до 24 лет.
Общий объем выборки составил 74 человека.
Основная гипотеза исследования: личностные качества спортсменов командных видов спорта вносят вклад в эффективность их деятельности.
Частная гипотеза: на основании анализа вклада личностных качеств можно создать эффективную теоретическую модель психологического портрета эффективного спортсмена командного вида спорта.
Методики исследования: личностный опросник SHAPE (Personal Style Viewer-20 (PSV-20), разработчик: компания AssessFirst), разовый индивидуальный экспертный опрос с помощью разработанного опросного листа.
Результаты работы рекомендуется использовать для отбора спортсменов в командные виды спорта (в команды по волейболу и баскетболу), а также в работе с тренерами, проводящими отбор и сопровождение спортсменов по командным видам спорта для повышения эффективности работы тренеров.
Структура и объем: дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографического списка (всего 68 наименований). Первая глава содержит результаты теоретического анализа литературы и эмпирических исследований на тему связи личностных качеств со спортивной деятельностью. Вторая глава содержит план, условия организации, методики и методы исследования. В третьей главе анализируются и интерпретируются полученные результаты. В тексте работы имеются 7 таблиц, 5 рисунков и 2 приложения. Общий объем работы составил 69 страниц.
Помимо этого, спортивные достижения страны обеспечивают часть её престижа на мировой политической сцене. Имеется потребность выходить на более высокий уровень в спорте высоких достижений. Спортивная наука не стоит на месте, ставятся всё новые рекорды, определяя новые вызовы для тренеров и спортсменов. Волна допинговых скандалов [1] в России ещё больше обострила вопросы достижения высоких результатов в спорте. Нужно заботиться не только о том, как тренировать, но и кого. У какого спортсмена наибольший потенциал, в каком виде спорта человек сможет максимально раскрыться - такие вопросы ставит перед собой спортивный отбор. В особенности его психологический аспект.
Именно потому сейчас крайне актуальной проблемой является поиск специализированных психологических методов отбора, диагностики, сопровождения, которые помогали бы спортивным психологам и тренерам максимально точно предсказывать успешность человека в данном виде спорта, а самому человеку помочь подобрать максимально подходящий вид спорта.
Цель работы - разработать теоретическую модель психологического портрета эффективного спортсмена командного вида спорта.
Задачи работы:
1. Исследовать личностные особенности спортсменов, занимающихся командными видами спорта.
2. Выявить различия в личностных качествах у спортсменов с разным уровнем эффективности деятельности.
3. Оценить согласованность экспертов при оценке личностных качеств спортсменов.
4. Разработать теоретическую модель психологического портрета эффективного спортсмена командного вида спорта и проверить ее эффективность.
Объект работы - личностные качества в профотборе спортсменов.
Предмет работы - сравнение психодиагностической и экспертной оценки личностных качеств спортсмена командного вида спорта.
В выборке принимали участие студенты Южно-Уральского государственного университета, занимающиеся командными видами спорта на базе физкультурноспортивного клуба ЮУрГУ. Также в исследовании принимали участие эксперты (10 человек), представленные тренерами (3 человека), проводящими отбор и сопровождение спортсменов физкультурно-спортивного комплекса ЮУрГУ, и самими спортсменами, занимающимися командными видами спорта более 5 лет (7 опытных игроков команд по волейболу и баскетболу). Всего в исследовании приняло участие 64 спортсмена, среди них 32 человека - участники женской команды по волейболу в возрасте от 18 до 23 лет и 32 человека - участники мужской команды по баскетболу в возрасте от 18 до 24 лет.
Общий объем выборки составил 74 человека.
Основная гипотеза исследования: личностные качества спортсменов командных видов спорта вносят вклад в эффективность их деятельности.
Частная гипотеза: на основании анализа вклада личностных качеств можно создать эффективную теоретическую модель психологического портрета эффективного спортсмена командного вида спорта.
Методики исследования: личностный опросник SHAPE (Personal Style Viewer-20 (PSV-20), разработчик: компания AssessFirst), разовый индивидуальный экспертный опрос с помощью разработанного опросного листа.
Результаты работы рекомендуется использовать для отбора спортсменов в командные виды спорта (в команды по волейболу и баскетболу), а также в работе с тренерами, проводящими отбор и сопровождение спортсменов по командным видам спорта для повышения эффективности работы тренеров.
Структура и объем: дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографического списка (всего 68 наименований). Первая глава содержит результаты теоретического анализа литературы и эмпирических исследований на тему связи личностных качеств со спортивной деятельностью. Вторая глава содержит план, условия организации, методики и методы исследования. В третьей главе анализируются и интерпретируются полученные результаты. В тексте работы имеются 7 таблиц, 5 рисунков и 2 приложения. Общий объем работы составил 69 страниц.
В рамках данного исследования изучены личностные особенности спортсменов, занимающихся командными видами спорта, выявлены различия в личностных качествах у спортсменов с разным уровнем эффективности деятельности, проведена процедура оценки согласованности экспертов при оценке личностных качеств спортсменов, разработана теоретическая модель психологического портрета эффективного спортсмена командного вида спорта и проведена проверка ее эффективности.
Таким образом, поставленная в рамках исследования цель достигнута, задачи решены.
Проверка эффективности созданной модели позволяет говорить о возможности использовать личностный опросник SHAPE (Personal Style Viewer- 20 (PSV-20), разработчик: компания AssessFirst) для оценки эффективности спортсменов командных видов спорта наряду с экспертным отбором в команды. Данная методика может являться оперативным и эффективным методом на этапе отбора спортсменов в командные виды спорта (отбор в команды по волейболу и баскетболу).
Результаты работы рекомендуется использовать для отбора спортсменов в командные виды спорта (в команды по волейболу и баскетболу), а также в работе с тренерами, проводящими отбор и сопровождение спортсменов по командным видам спорта для повышения эффективности работы тренеров.
Также рекомендуется провести дополнительные исследования по проверке эффективности диагностической методики в сравнении с другими тестами на выборке спортсменов командных видов спорта. Для сравнения мы можем рекомендовать NEO-PI-3, 16PF, BFI, как методики уже прошедшие проверку на выборке спортсменов, а также Тест имплицитных ассоциаций адаптированный С.А. Щебетенко, С.В. Вайнштейном [9], как максимально схожий с SHAPE, но не проверенный на спортсменах.
Таким образом, поставленная в рамках исследования цель достигнута, задачи решены.
Проверка эффективности созданной модели позволяет говорить о возможности использовать личностный опросник SHAPE (Personal Style Viewer- 20 (PSV-20), разработчик: компания AssessFirst) для оценки эффективности спортсменов командных видов спорта наряду с экспертным отбором в команды. Данная методика может являться оперативным и эффективным методом на этапе отбора спортсменов в командные виды спорта (отбор в команды по волейболу и баскетболу).
Результаты работы рекомендуется использовать для отбора спортсменов в командные виды спорта (в команды по волейболу и баскетболу), а также в работе с тренерами, проводящими отбор и сопровождение спортсменов по командным видам спорта для повышения эффективности работы тренеров.
Также рекомендуется провести дополнительные исследования по проверке эффективности диагностической методики в сравнении с другими тестами на выборке спортсменов командных видов спорта. Для сравнения мы можем рекомендовать NEO-PI-3, 16PF, BFI, как методики уже прошедшие проверку на выборке спортсменов, а также Тест имплицитных ассоциаций адаптированный С.А. Щебетенко, С.В. Вайнштейном [9], как максимально схожий с SHAPE, но не проверенный на спортсменах.
Подобные работы
- Совместная работа тренера и родителей как условие социально-психологического развития ребенка-спортсмена
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь индивидуально-типических особенностей и
ценностно-мотивационной направленности у нападающих и
защитников в хоккейной команде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Техническая подготовка юных хоккеистов 10-12 лет с
использованием динамических игровых ситуаций
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование базовых технических элементов теннисистов 6-7 лет посредством соревновательного и игрового метода
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - КОНВЕРГИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ КАПОЭЙРА В ПОДГОТОВКУ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В СПОРТИВНО-БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование специальной физической подготовленности дзюдоистов 13-16 лет на основе системы тренировок “кроссфит”
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ КИОКУШИНКАЙ КАРАТЭ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ФУТБОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020





