ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБУЧЕНИЕ. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН»
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Анализ нормативной документации, выявление противоречий 8
1.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования 8
1.2 Анализ основной образовательной программы 12
1.3 Анализ учебного плана и рабочих программ дисциплин 16
1.4 Основные противоречия 31
2 Результаты обучения для начального этапа проектно-конструкторской
подготовки 32
3 Структура содержания начального этапа проектно-конструкторской
подготовки 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время осуществляется модернизация системы образования России на основе компетентностного подхода. Принят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (стандарт поколения 3+), в котором требования к уровню подготовленности выпускника образовательного учреждения прописаны в категориях компетенций. Критерием качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности становится их профессиональная компетентность.
С выходом нового стандарта, появилась необходимость построить учебный процесс по-новому. Одна из главных причин затруднений в выстраивании учебного процесса, заключается в том, что в новом стандарте задается неопределенность позиции содержания процесса обучения. Из стандарта следует, что заданный формат целей образования - компетенции - задают и содержательное поле для процесса обучения. Но это все не дает ответа на то, каковы принципы построения содержания обучения, каковы структурные единицы и структура процесса обучения. Проблема построения содержания обучения возникает и для такого направления Сибирского федерального университета, как «Профессиональное обучение. Декоративно-прикладное искусство и дизайн», в структуру образовательного процесса которой включена проектно-конструкторская подготовка.
Современная структура проектно-конструкторской подготовки по этому направлению выстроена на основе результатов обучения. В ходе поэтапного достижения результатов обучения, у обучающихся формируются необходимые компетенции. Самым важным является начальный этап подготовки, он является основой для всего дальнейшего процесса обучения, без которой у студентов могут возникнуть проблемы с формированием необходимых компетенций. Здесь важно грамотно спроектировать начальный этап всей подготовки, который будет служить фундаментом для всего дальнейшего обучения.
Объектом является процесс проектно-конструкторской подготовки обучающихся по направлению «Профессиональное обучение. Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
Предметом является структура содержания начального этапа проектно-конструкторской подготовки.
Цель: выстроить структуру начального этапа проектно-конструкторской подготовки обучающихся по направлению
«Профессиональное обучение. Декоративно-прикладное искусство и дизайн» с позиции нового стандарта (ФГОС ВО 3+).
Задачи:
1. Провести анализ нормативной документации, выявить основные противоречия.
2. Сформулировать результаты обучения для начального этапа проектно-конструкторской подготовки.
3. Сформировать структуру содержания начального этапа проектно-конструкторской подготовки.
Разработанная структура начального этапа проектно-конструкторской подготовки бакалавров направления «Профессиональное обучение. Декоративно-прикладное искусство и дизайн» была сформирована в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. В ходе выполнения проекта были решены следующие задачи:
1. Проанализирована нормативная документации, относящейся к проектно-конструкторской подготовке по направлению «Профессиональное обучение. Декоративно-прикладное искусство и дизайн», а так же выявлены основные противоречия. Анализ выявил недостатки структуры, которые не позволяют достичь заявленных результатов обучения:
- у первокурсников нет базовых знаний по предмету «черчение» и глубоких знаний по геометрии, которые необходимы при освоении программы данного направления, что приводит к трудностям овладения студентами необходимых чертежных навыков и знаний на втором этапе;
- недостаточно времени выделено для освоения на высоком уровне навыков технического рисунка;
- изучаются две программы автоматизированного проектирования: Компас-3D и AutoCAD;
- на начальном этапе существующая расстановка дисциплин по выбору приводит к риску потери важных, для формирования проектно-конструкторской компетенции, навыков.
2. Исходя из выявленных недостатков структуры, были сформуливаны новые результаты обучения для начального этапа проектно-конструкторской подготовки.
3. На основе результатов обучения была выстроена новая структура начального этапа, с учетом всех недостатков предыдущей структуры. В нее входят следующие дисциплины: «Математика», «Информатика», «Рисунок»,
«Цветоведение», «Формообразование», «Материаловедение», «Технический рисунок». Так же была разработана рабочая программа для новой дисциплины «Технический рисунок».
Таким образом, все поставленные задачи были решены, и достигнута цель данной выпускной квалификационной работы.
Применение предлагаемой структуры в учебном процессе будет успешным при согласованности содержания учебных программ, и позволит систематизировать знания обучающихся, а так же добиться достижения результатов обучения на высоком уровне большинством студентов.
1. Байденко, В. П. Болонский процесс/ В.П. Байденко. - Москва : 2006 - 112 с.
2. Блинов, В.И. Методика преподавания в высшей школе / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. -Москва: 2013 - 315 с.
3. Ребрин, О.И. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ УрФУ/ О.И. Ребрин. - Екатеринбург: 2012 - 24 с.
4. Эрганова, Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения / Н.Е. Эрганова,Н.Г. Шалунова. - Екатеринбург: 2001 - 67 С.
5. Грачев Н. Н. Психология инженерного труда.: / Н. Н Грачев - Москва : Высшая школа, 1998. - 333 с.
6. Джонс Дж. К. Методы проектирования :перевод / Дж. К. Джонс. - Москва : Мир, 1986. - 326 с.
7. Гидрович С.Р. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. / С.Р. Гидрович, И.И. Егорова, А.Ю. Курочкина. - Санкт-Петербург :СПбГУЭФ, 2010. - 107 с.
8. Егорова И.И. Двухуровневое обучение: формирование оценки профессиональных навыков выпускников вуза / И.И. Егорова, А.Ю. Курочкина.- Санкт-Петербург :СПбГУЭФ, 2008. - 36 с.
9. Соснин Н.В. О структуре содержания обучения в компетентностной модели / Н.В.Соснин // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - C. 20¬23.
10. Соснин Н.В. Проблема структуры содержания обучения в компетентностной модели высшего профессионального образования / Н.В.Соснин // Высшее образование сегодня.- 2012.- №7.- С. 15-18.
11. Соснин, Н.В. Модульность в структуре содержания обучения в компетентностной модели высшего профессионального образования / Н.В.Соснин// Высшее образование сегодня. 2009. - № 7. - С. 23-25.
12. Осипова С.И. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов - будущих инженеров в образовательном процессе / С.И. Осипова, Е.Б. Ерцкина // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - №6 - С. 30-35.
13. Вехтер Е.В. Модель формирования проектно-конструкторских компетенций в условиях многоуровневой системы технического образования / Е.В. Вехтер, И.А. Сафьянников // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №1. - С. 10-15.
14. Жильцов А.П. обеспечение конструкторской подготовки студентов бакалавриата на основе комплекса методологически связанных дисциплин / А.П. Жильцов, С.Ю. Галкин // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 2. - С. 113-115.
15. ГерасимовС.И. Модель универсальных компетенций профессионального инженера / С.И. Герасимов // Инженерное образование. - 2010. - №6. - С. 18-25.
16. Торосян В.Ф.Проектно-конструкторская деятельность как составляющая профессиональной подготовки студентов «завода-втуза» /
B. Ф. Торосян, Д.А.Чинахов // Фундаментальные исследования. - 2007. -№9-
C. 109-110.
17. Лукичев Г.А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей / Г.А. Лукичев // Экономика образования. - 2005. - № 4. - С. 10-11.
18. Ерцкина Е. Б. Сущность и условия формирования проектно-конструкторской компетентности студентов будущих инженеров в образовательном процессе / Е. Б.Ерцкина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - №1. - С. 57-62.
19. Марычева Л.Е. Теоретические основы проектировочной компетентности будущих учителей / Л.Е. Марычева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008 - № 6 - С. 36¬38.
20. Вехтер, Е. В. Развитие проектно-конструкторских компетенций бакалавров технического профиля:дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Вехтер Евгения Викторовна. - Томск, 2012. - 255 с.
21. Ерцкина Е. Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов в процессе инженерного образования :дис. ... канд.Пед. наук : 13.00.08 / Ерцкина Елена Борисовна. - Красноярск, 2009.¬229 с
22. СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Введ. 30.12.2013. - Красноярск : ИПК СФУ, 2014. - 60 с.
23. ФГОС ВО 44.03.04 Профессиональное образование (по отраслям) - Введ. 01.10.2015.-Москва : Министерство образования и науки Российской Федерации, 2015 - 21 с.
24. ООП ВПО 051000.62.14 Декоративно-прикладное искусство и дизайн - Красноярск: Сибирский Федеральный Университет,2011- 48 с.
25. Рисунок : рабочая программа дисциплины [для студентов спец. 44.03.04.14 "Профессиональное обучение. Декоративно-прикладное искусство и дизайн"]/Сиб. федерал. ун-т ; сост. Л. Э. Смирнова. - 2015
26. Геометрическое моделирование : рабочая программа дисциплины [для студентов спец. 44.03.04.14 "Профессиональное обучение. Декоративно-прикладное искусство и дизайн"]/Сиб. федерал. ун-т ; сост. Н. В. Мичикова. - 2015
27. Объемно-пространственное моделирование : рабочая программа дисциплины [для студентов спец. 44.03.04.14 "Профессиональное обучение. Декоративно-прикладное искусство и дизайн"]/Сиб. федерал. ун-т ; сост. Д.В. Бардасова. - 2011