Понятие, содержание, формы и методы административной деятельности полиции
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 14
1.1 Понятие и основные черты административной деятельности
полиции 14
1.2 Содержание административной деятельности полиции 19
2 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 27
2.1 Понятие форм административной деятельности полиции и их
основные классификации 27
2.2 Административный акт и заключение административно-правовых договоров как основополагающие формы в административной 33
деятельности полиции
3 МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 38
3.1 Понятие метода административной деятельности полиции и характеристика ее основополагающих методов 38
3.2 Характеристика основных методов, применяемых в административной деятельности полиции 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 14
1.1 Понятие и основные черты административной деятельности
полиции 14
1.2 Содержание административной деятельности полиции 19
2 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 27
2.1 Понятие форм административной деятельности полиции и их
основные классификации 27
2.2 Административный акт и заключение административно-правовых договоров как основополагающие формы в административной 33
деятельности полиции
3 МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 38
3.1 Понятие метода административной деятельности полиции и характеристика ее основополагающих методов 38
3.2 Характеристика основных методов, применяемых в административной деятельности полиции 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
Одна из ключевых задач современного государства - защита человеческих и гражданских прав. Государство обладает рядом структур, посредством которых реализуется вышеуказанная защита государственного строя, общественного порядка и целостности общества.
Одной из такого рода структур является полиция, которая в качестве основных своих задач определила защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина; противодействие преступности, охрана
общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безо-пасности. Несомненно, данная структура ввиду широкого спектра своих полномочий, связанных с защитой основ гражданского общества, на сего-дняшний день необходима для нормального функционирования социума.
Деятельность полиции осуществляется в трех организационно-правовых формах: административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной.
Самой объемной по содержанию выполняемых функций и многообразной по формам и методам правоохранительных действий является административная деятельность полиции.
Административная деятельность полиции создает одно из важных направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения незаконных действий, применения к нарушителям мер административно-процессуального обеспечения и административных взысканий, а в том, что данная деятельность играет не последнюю роль в жизни граждан и проявляется актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы рассмотреть понятие административной деятельности полиции, ее содержание, а также формы и методы, которыми руководствуются сотрудники полиции при осуществлении своей административной деятельности. В то же время в данной выпускной квалификационной работе стоит цель выявить имеющиеся в административной деятельности полиции проблемы и предложить их практическое решение.
Исходя из цели, необходимо поставить следующие задачи:
1. Изучить понятие административной деятельности полиции;
2. Исследовать содержание административной деятельности полиции;
3. Ознакомиться с формами и методами административной деятельности полиции.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод, другие общенаучные методы познания: анализа, синтеза, индукции.
Также при написании данной работы были использованы и специальные методы, такие, как: исторический, сравнительно-правовой, системно-аналитический, формально-логический, метод сравнительного правоведения и другие.
Нормативную и теоретическую базу для написания данной выпускной квалификационной работы составляют такие источники как: Конституция РФ, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», учебник «Административная деятельность ОВД» под авторством Ю.Н. Демидова, М.В. Костенникова и А.В. Куракина, исследования в области административного права и административной деятельности полиции таких ученых как И.И. Евтихиев, Д.Н. Бахрах, И.А. Адмиралова, Т.М. Занина, А.П. Корнеев, В.В. Головко, Ю.Ю. Колесниченко, А.Ю. Сафонов, В.А. Юсупов, В.М. Берекет и других, а также материалы судебной практики Челябинского областного суда и судов общей юрисдикции.
Объектом данной выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, связанные с законодательными, доктринальными, правоприменительными особенностями осуществления административной деятельности полиции.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают понятие, содержание, формы и методы административной деятельности полиции.
Структура выпускной квалификационной работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.
Результаты работы имеют практическую значимость, содержат выводы, и предложения решений по представленным в работе проблемам, связанным с осуществлением административной деятельности полицией. Результаты исследования могут быть полезны при разработке программ обучения юристов, а также в преподавании предметов «Административное право», «Административно-процессуальное право».
Одной из такого рода структур является полиция, которая в качестве основных своих задач определила защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина; противодействие преступности, охрана
общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безо-пасности. Несомненно, данная структура ввиду широкого спектра своих полномочий, связанных с защитой основ гражданского общества, на сего-дняшний день необходима для нормального функционирования социума.
Деятельность полиции осуществляется в трех организационно-правовых формах: административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной.
Самой объемной по содержанию выполняемых функций и многообразной по формам и методам правоохранительных действий является административная деятельность полиции.
Административная деятельность полиции создает одно из важных направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения незаконных действий, применения к нарушителям мер административно-процессуального обеспечения и административных взысканий, а в том, что данная деятельность играет не последнюю роль в жизни граждан и проявляется актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы рассмотреть понятие административной деятельности полиции, ее содержание, а также формы и методы, которыми руководствуются сотрудники полиции при осуществлении своей административной деятельности. В то же время в данной выпускной квалификационной работе стоит цель выявить имеющиеся в административной деятельности полиции проблемы и предложить их практическое решение.
Исходя из цели, необходимо поставить следующие задачи:
1. Изучить понятие административной деятельности полиции;
2. Исследовать содержание административной деятельности полиции;
3. Ознакомиться с формами и методами административной деятельности полиции.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод, другие общенаучные методы познания: анализа, синтеза, индукции.
Также при написании данной работы были использованы и специальные методы, такие, как: исторический, сравнительно-правовой, системно-аналитический, формально-логический, метод сравнительного правоведения и другие.
Нормативную и теоретическую базу для написания данной выпускной квалификационной работы составляют такие источники как: Конституция РФ, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», учебник «Административная деятельность ОВД» под авторством Ю.Н. Демидова, М.В. Костенникова и А.В. Куракина, исследования в области административного права и административной деятельности полиции таких ученых как И.И. Евтихиев, Д.Н. Бахрах, И.А. Адмиралова, Т.М. Занина, А.П. Корнеев, В.В. Головко, Ю.Ю. Колесниченко, А.Ю. Сафонов, В.А. Юсупов, В.М. Берекет и других, а также материалы судебной практики Челябинского областного суда и судов общей юрисдикции.
Объектом данной выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, связанные с законодательными, доктринальными, правоприменительными особенностями осуществления административной деятельности полиции.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают понятие, содержание, формы и методы административной деятельности полиции.
Структура выпускной квалификационной работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.
Результаты работы имеют практическую значимость, содержат выводы, и предложения решений по представленным в работе проблемам, связанным с осуществлением административной деятельности полицией. Результаты исследования могут быть полезны при разработке программ обучения юристов, а также в преподавании предметов «Административное право», «Административно-процессуальное право».
Общественные отношения в сфере защиты прав граждан, охрана общественного порядка отражают закономерные процессы демократизации общества Российской Федерации и непосредственно влияют на содержание административной деятельности полиции, а также ее форм и методов. К основным факторам, влияющим на содержание административной деятельности полиции по защите прав граждан и охране общественного порядка, относятся:
1. Социально-экономические условия, в которых службы и подразделения полиции обеспечивают личную безопасность граждан и общественный порядок.
2. Наличие и профессиональная подготовленность сотрудников полиции, выполняющих функции охраны правопорядка, их правовая защита и техническая оснащенность.
3. Полнота и качество правового регулирования организации и деятельности полиции, правовая защита ее сотрудников.
4. Состояние преступности и число административных
правонарушений в стране.
5. Результаты и эффективность деятельности полиции по обеспечению правопорядка.
В ходе работы над данной выпускной квалификационной работой были изучены понятие административной деятельности полиции, ее содержание, а также основные формы и методы административной деятельности полиции и их классификация.
Понятие административной деятельности полиции в различные периоды истории трактовалось по-разному. Так, до октября 1917 года весьма распространенным было предложенное О. Майером определение административной деятельности как всякой государственной деятельности, не являющейся законодательной и судебной. Фактически в своем
определении Майер указывал на исполнительно-распорядительный характер административной деятельности, что позволяет связывать ее с определенной сферой государственной деятельности - сферой государственного управления; с определенной совокупностью государственных органов, ее осуществляющих, - органов исполнительной власти; а также с возможностью ее осуществления - предоставлением, уполномоченным государственным органам соответствующих административных полномочий. Еще одно определение было предложено И.И. Евтихиевым, он понимал под административной деятельностью деятельность исполнительно¬
распорядительных органов в форме издания актов управления и применения мер принуждения. По его мнению, конкретное содержание административной деятельности должно определяться теми задачами, которые призваны разрешить государственное управление на определенном этапе развития государства. Но наиболее общее определение административной деятельности в современной науке административного права предлагает Д.Н. Бахрах: «Административная деятельность - это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие». А административная деятельность полиции, по его мнению, понимается как «целенаправленная, организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел». По моему мнению, именно это определение можно выделить среди всех представленных. Так как оно охватывает все особенности административной деятельности полиции и раскрывает ее наиболее полно.
Таким образом, понятие административной деятельности давалось в различные периоды истории различными учеными. Все эти трактовки нашли отражение и в современных подходах к понятию административной деятельности полиции. Основными чертами административной деятельности полиции можно назвать ее государственно-властный и исполнительно¬распорядительный характер, а также то, что она имеет предупредительную, профилактическую направленность. И, несомненно, как любой вид деятельности государственных органов, административная деятельность полиции строится на таком общеизвестном принципе как законность, то есть в этой деятельности все подчинено нормам закона.
Административная деятельность полиции занимает важное место в современном обществе. Сейчас, государство стремится обеспечить своим гражданам комфортное и безопасное проживание на своей территории. Для этого существует правоохранительные органы, имеющие своей непосред-ственной целью защиту граждан и обеспечение общественного порядка. Было установлено, что существуют «узкий» и «широкий» подход к пониманию содержания административной деятельности органов исполнительной власти (в том числе полиции). Согласно «узкому» подходу основное содержание административной деятельности составляет внешняя правоприменительная деятельность по реализации административных полно¬мочий. А среди административных полномочий выделяются два самостоятельных блока - это административно-процедурные полномочия и административно-юрисдикционные полномочия. Реализация этих двух блоков административных полномочий и составляет содержание административной деятельности органов внутренних дел (в узком его понимании). Что касается «широкого» подхода к пониманию содержания административной деятельности полиции, то тогда в ее содержании выделяется так называемая внутриорганизационная деятельность. Она обеспечивает четкое функционирование служб и подразделений органов внутренних дел, в том числе распределение функциональных обязанностей, определение структуры штатов, планирование и контроль работы, подбор, расстановку и воспитание кадров, делопроизводство и так далее.
Административная деятельность полиции представляет собой самостоятельный вид деятельности органов внутренних дел, носящий властный исполнительно-распорядительный характер и заключающийся в реализации ими в пределах своей компетенции внешних административно- процедурных и административно-юрисдикционных полномочий, а также в осуществлении внутриорганизационной деятельности для обеспечения четкого функционирования подразделений органов внутренних дел.
Также при выполнении данной выпускной квалификационной работы были подробно разобраны основные формы и методы административной деятельности полиции.
Так, по содержанию формы административной деятельности полиции подразделяются на правотворческую и правоприменительную. Право-творческая деятельность состоит в выработке правовых норм, их совершен-ствовании (изменении, дополнении, отмене), то есть издании нормативных правовых актов, направленных, как правило, на регулирование внутриор- ганизационной деятельности полиции. Правоприменительная деятельность полиции состоит в принятии индивидуальных имеющих юридическое значение актов, то есть в разрешении на основе норм права индивидуальных конкретных дел и совершении действий юридического характера. Также существуют письменные и устные формы административной деятельности полиции. Письменная форма выступает в качестве основополагающей, применяется в процессе решения вопросов, требующих письменного оформления действий субъектов административной деятельности, устная форма в свою очередь реализуется в предусмотренных законом случаях при решении оперативных вопросов и заключена в отдании устных приказов, распоряжений и команд, которые влекут за собой определенные правовые последствия. Одной из самых распространенных письменных форм административной деятельности полиции является составление протоколов об административных правонарушениях. Здесь с уверенностью можно сказать, что в названной области можно наблюдать определенные практические проблемы с осуществлением данной формы. К примеру, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к этой ответственности, не извещенного о времени и месте его составления, выступает в качестве явного нарушения и является причиной нарушения права на защиту лица, в отношении которого возбуждено такого рода производство. В решение данной проблемы можно было бы предложить усиление государственного контроля за деятельностью участников производства, а также обязательно привлекать сотрудника, совершившее данное деяние к дисциплинарной ответственности за подобные действия, что предполагает исключение допущения подобной ошибки в будущем.
Также можно привести две такие классификации как: по характеру разрешения дел - административная деятельность полиции может быть регулятивной и правоохранительной; и по целенаправленности административной деятельности - она может быть внутренней (или внутриорганизационной) и внешней (или внешневластной). Данные классификации форм деятельности в общем виде отражают содержательную сторону административной деятельности и принимаемых в ходе ее осуществления управленческих решений.
Что касается конкретных форм административной деятельности полиции, применяемые в ходе ее осуществления органами внутренних дел, то среди них можно выделить такие основополагающие формы как административный акт и заключение административно-правовых договоров.
Административный акт выступает в качестве наиболее важной формы в административной деятельности полиции. Поскольку именно он является непосредственным результатом реализации полицией своих
административных полномочий и реакцией на различные нарушения закона.
Относительно второй выделенной формы административной деятельности полиции - административно-правового договора, то его значимость заключается в том, что посредством него устанавливаются определенные права и обязанности между субъектами административного права. И, можно сказать, что сотрудники полиции в ходе осуществления своей административной деятельности постоянно применяют различные формы. Они позволяют реализовывать те функции, которые возложены на полицию, а также наиболее эффективно обеспечивать общественную безопасность и защиту граждан от преступных посягательств.
Основополагающими методами, применяемыми полицейскими в процессе осуществления ими собственных административных полномочий, являются убеждение и принуждение, выступающие в качестве широко известных и распространенных в различных сферах деятельности. Основой является метод убеждения, поскольку государство в лице своих органов и сотрудников не заинтересовано решать проблемы силовыми путями, и поэтому на первое место выступает метод убеждения, который ориентирован на то, чтобы граждане добровольно соблюдали закон и не нарушали его. Принуждение в свою очередь является больше вспомогательным методом, на котором строится вся административная деятельность полиции. К нему прибегают только тогда, когда убеждение и связанные с ним действия не имеют необходимого эффекта в плане борьбы с нарушениями закона. И уже на базе данных универсальных методов воздействия разрабатывается система методов административной деятельности полиции.
По своему содержанию методы административной деятельности полиции подразделяются на два блока.
Первый блок методов административной деятельности связан с осуществлением органами внутренних дел процедурной деятельности. В данную группу методов входят регистрация, контроль и административный надзор.
Второй блок методов административной деятельности связан с осуществлением действий принудительного характера. А сами методы административного принуждения подразделяются на четыре группы: меры административного принуждения; меры административного пресечения; меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; меры административного наказания.
Данные методы имеют своей целью обеспечение общественного порядка, общественной безопасности и защиты граждан сотрудниками полиции в их повседневной деятельности.
Но при осуществлении административной деятельности все-таки существует немало проблем. Так одной из них является плановость показателей. Слаженная система отчетности служб и подразделений о количестве выявленных правонарушений и привлеченных к административной ответственности лицах требует качественного пересмотра. На сегодняшний день основная задача подразделения и каждого сотрудника в отдельности - показать такие результаты, которые по количеству не должны быть меньше, чем предыдущий отчетный период. При этом абсолютно не учитывается реально складывающаяся социальная и криминологическая ситуация на обслуживаемой территории. А руководители, в свою очередь систематически повышая план выполнения показателей, перестают контролировать качество работы своих подчиненных, закрывают глаза на допустимые сотрудниками нарушения законодательства, следуя принципу «добиться необходимой цифры в отчете любой ценой». Подтверждением этому является большое количество отмененных судами решений, выносимых сотрудниками органов внутренних дел по делами административного производства, а также жалоб, подаваемых в прокуратуру на необоснованное привлечение к административной ответственности. В разрешение этой проблемы, можно предложить, чтобы в основе современных форм отчетности по административной практике лежали показатели качества проведенной работы, а не ее количества. Это можно достичь путем увеличения штаба сотрудников тем самым сняв большую нагрузку с каждого сотрудника и позволить им осуществлять свою деятельность в полном и необходимом объеме.
И, подводя итог проделанной работе, можно сделать определенные выводы. Построение современного демократического, правового государства невозможно без наличия в нем устойчивого правопорядка. Для его построения и поддержания в дальнейшем государство использует свои органы. Полиция как орган государственной власти в первую очередь осуществляет обеспечение в стране, ведь именно она в первую очередь является символом защиты и безопасности. Осуществляя свою административную деятельность, полиция создает благоприятные и безопасные условия для жизнедеятельности граждан, защищает их от противоправных посягательств, обеспечивает общественную безопасность и общественный порядок. Все это полиция реализует с помощью специальных форм и методов, которые позволяют достичь наиболее эффективных результатов по этим направлениям. И, таким образом, административная деятельность полиции является неотъемлемой частью общества и правового государства.
1. Социально-экономические условия, в которых службы и подразделения полиции обеспечивают личную безопасность граждан и общественный порядок.
2. Наличие и профессиональная подготовленность сотрудников полиции, выполняющих функции охраны правопорядка, их правовая защита и техническая оснащенность.
3. Полнота и качество правового регулирования организации и деятельности полиции, правовая защита ее сотрудников.
4. Состояние преступности и число административных
правонарушений в стране.
5. Результаты и эффективность деятельности полиции по обеспечению правопорядка.
В ходе работы над данной выпускной квалификационной работой были изучены понятие административной деятельности полиции, ее содержание, а также основные формы и методы административной деятельности полиции и их классификация.
Понятие административной деятельности полиции в различные периоды истории трактовалось по-разному. Так, до октября 1917 года весьма распространенным было предложенное О. Майером определение административной деятельности как всякой государственной деятельности, не являющейся законодательной и судебной. Фактически в своем
определении Майер указывал на исполнительно-распорядительный характер административной деятельности, что позволяет связывать ее с определенной сферой государственной деятельности - сферой государственного управления; с определенной совокупностью государственных органов, ее осуществляющих, - органов исполнительной власти; а также с возможностью ее осуществления - предоставлением, уполномоченным государственным органам соответствующих административных полномочий. Еще одно определение было предложено И.И. Евтихиевым, он понимал под административной деятельностью деятельность исполнительно¬
распорядительных органов в форме издания актов управления и применения мер принуждения. По его мнению, конкретное содержание административной деятельности должно определяться теми задачами, которые призваны разрешить государственное управление на определенном этапе развития государства. Но наиболее общее определение административной деятельности в современной науке административного права предлагает Д.Н. Бахрах: «Административная деятельность - это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие». А административная деятельность полиции, по его мнению, понимается как «целенаправленная, организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел». По моему мнению, именно это определение можно выделить среди всех представленных. Так как оно охватывает все особенности административной деятельности полиции и раскрывает ее наиболее полно.
Таким образом, понятие административной деятельности давалось в различные периоды истории различными учеными. Все эти трактовки нашли отражение и в современных подходах к понятию административной деятельности полиции. Основными чертами административной деятельности полиции можно назвать ее государственно-властный и исполнительно¬распорядительный характер, а также то, что она имеет предупредительную, профилактическую направленность. И, несомненно, как любой вид деятельности государственных органов, административная деятельность полиции строится на таком общеизвестном принципе как законность, то есть в этой деятельности все подчинено нормам закона.
Административная деятельность полиции занимает важное место в современном обществе. Сейчас, государство стремится обеспечить своим гражданам комфортное и безопасное проживание на своей территории. Для этого существует правоохранительные органы, имеющие своей непосред-ственной целью защиту граждан и обеспечение общественного порядка. Было установлено, что существуют «узкий» и «широкий» подход к пониманию содержания административной деятельности органов исполнительной власти (в том числе полиции). Согласно «узкому» подходу основное содержание административной деятельности составляет внешняя правоприменительная деятельность по реализации административных полно¬мочий. А среди административных полномочий выделяются два самостоятельных блока - это административно-процедурные полномочия и административно-юрисдикционные полномочия. Реализация этих двух блоков административных полномочий и составляет содержание административной деятельности органов внутренних дел (в узком его понимании). Что касается «широкого» подхода к пониманию содержания административной деятельности полиции, то тогда в ее содержании выделяется так называемая внутриорганизационная деятельность. Она обеспечивает четкое функционирование служб и подразделений органов внутренних дел, в том числе распределение функциональных обязанностей, определение структуры штатов, планирование и контроль работы, подбор, расстановку и воспитание кадров, делопроизводство и так далее.
Административная деятельность полиции представляет собой самостоятельный вид деятельности органов внутренних дел, носящий властный исполнительно-распорядительный характер и заключающийся в реализации ими в пределах своей компетенции внешних административно- процедурных и административно-юрисдикционных полномочий, а также в осуществлении внутриорганизационной деятельности для обеспечения четкого функционирования подразделений органов внутренних дел.
Также при выполнении данной выпускной квалификационной работы были подробно разобраны основные формы и методы административной деятельности полиции.
Так, по содержанию формы административной деятельности полиции подразделяются на правотворческую и правоприменительную. Право-творческая деятельность состоит в выработке правовых норм, их совершен-ствовании (изменении, дополнении, отмене), то есть издании нормативных правовых актов, направленных, как правило, на регулирование внутриор- ганизационной деятельности полиции. Правоприменительная деятельность полиции состоит в принятии индивидуальных имеющих юридическое значение актов, то есть в разрешении на основе норм права индивидуальных конкретных дел и совершении действий юридического характера. Также существуют письменные и устные формы административной деятельности полиции. Письменная форма выступает в качестве основополагающей, применяется в процессе решения вопросов, требующих письменного оформления действий субъектов административной деятельности, устная форма в свою очередь реализуется в предусмотренных законом случаях при решении оперативных вопросов и заключена в отдании устных приказов, распоряжений и команд, которые влекут за собой определенные правовые последствия. Одной из самых распространенных письменных форм административной деятельности полиции является составление протоколов об административных правонарушениях. Здесь с уверенностью можно сказать, что в названной области можно наблюдать определенные практические проблемы с осуществлением данной формы. К примеру, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к этой ответственности, не извещенного о времени и месте его составления, выступает в качестве явного нарушения и является причиной нарушения права на защиту лица, в отношении которого возбуждено такого рода производство. В решение данной проблемы можно было бы предложить усиление государственного контроля за деятельностью участников производства, а также обязательно привлекать сотрудника, совершившее данное деяние к дисциплинарной ответственности за подобные действия, что предполагает исключение допущения подобной ошибки в будущем.
Также можно привести две такие классификации как: по характеру разрешения дел - административная деятельность полиции может быть регулятивной и правоохранительной; и по целенаправленности административной деятельности - она может быть внутренней (или внутриорганизационной) и внешней (или внешневластной). Данные классификации форм деятельности в общем виде отражают содержательную сторону административной деятельности и принимаемых в ходе ее осуществления управленческих решений.
Что касается конкретных форм административной деятельности полиции, применяемые в ходе ее осуществления органами внутренних дел, то среди них можно выделить такие основополагающие формы как административный акт и заключение административно-правовых договоров.
Административный акт выступает в качестве наиболее важной формы в административной деятельности полиции. Поскольку именно он является непосредственным результатом реализации полицией своих
административных полномочий и реакцией на различные нарушения закона.
Относительно второй выделенной формы административной деятельности полиции - административно-правового договора, то его значимость заключается в том, что посредством него устанавливаются определенные права и обязанности между субъектами административного права. И, можно сказать, что сотрудники полиции в ходе осуществления своей административной деятельности постоянно применяют различные формы. Они позволяют реализовывать те функции, которые возложены на полицию, а также наиболее эффективно обеспечивать общественную безопасность и защиту граждан от преступных посягательств.
Основополагающими методами, применяемыми полицейскими в процессе осуществления ими собственных административных полномочий, являются убеждение и принуждение, выступающие в качестве широко известных и распространенных в различных сферах деятельности. Основой является метод убеждения, поскольку государство в лице своих органов и сотрудников не заинтересовано решать проблемы силовыми путями, и поэтому на первое место выступает метод убеждения, который ориентирован на то, чтобы граждане добровольно соблюдали закон и не нарушали его. Принуждение в свою очередь является больше вспомогательным методом, на котором строится вся административная деятельность полиции. К нему прибегают только тогда, когда убеждение и связанные с ним действия не имеют необходимого эффекта в плане борьбы с нарушениями закона. И уже на базе данных универсальных методов воздействия разрабатывается система методов административной деятельности полиции.
По своему содержанию методы административной деятельности полиции подразделяются на два блока.
Первый блок методов административной деятельности связан с осуществлением органами внутренних дел процедурной деятельности. В данную группу методов входят регистрация, контроль и административный надзор.
Второй блок методов административной деятельности связан с осуществлением действий принудительного характера. А сами методы административного принуждения подразделяются на четыре группы: меры административного принуждения; меры административного пресечения; меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; меры административного наказания.
Данные методы имеют своей целью обеспечение общественного порядка, общественной безопасности и защиты граждан сотрудниками полиции в их повседневной деятельности.
Но при осуществлении административной деятельности все-таки существует немало проблем. Так одной из них является плановость показателей. Слаженная система отчетности служб и подразделений о количестве выявленных правонарушений и привлеченных к административной ответственности лицах требует качественного пересмотра. На сегодняшний день основная задача подразделения и каждого сотрудника в отдельности - показать такие результаты, которые по количеству не должны быть меньше, чем предыдущий отчетный период. При этом абсолютно не учитывается реально складывающаяся социальная и криминологическая ситуация на обслуживаемой территории. А руководители, в свою очередь систематически повышая план выполнения показателей, перестают контролировать качество работы своих подчиненных, закрывают глаза на допустимые сотрудниками нарушения законодательства, следуя принципу «добиться необходимой цифры в отчете любой ценой». Подтверждением этому является большое количество отмененных судами решений, выносимых сотрудниками органов внутренних дел по делами административного производства, а также жалоб, подаваемых в прокуратуру на необоснованное привлечение к административной ответственности. В разрешение этой проблемы, можно предложить, чтобы в основе современных форм отчетности по административной практике лежали показатели качества проведенной работы, а не ее количества. Это можно достичь путем увеличения штаба сотрудников тем самым сняв большую нагрузку с каждого сотрудника и позволить им осуществлять свою деятельность в полном и необходимом объеме.
И, подводя итог проделанной работе, можно сделать определенные выводы. Построение современного демократического, правового государства невозможно без наличия в нем устойчивого правопорядка. Для его построения и поддержания в дальнейшем государство использует свои органы. Полиция как орган государственной власти в первую очередь осуществляет обеспечение в стране, ведь именно она в первую очередь является символом защиты и безопасности. Осуществляя свою административную деятельность, полиция создает благоприятные и безопасные условия для жизнедеятельности граждан, защищает их от противоправных посягательств, обеспечивает общественную безопасность и общественный порядок. Все это полиция реализует с помощью специальных форм и методов, которые позволяют достичь наиболее эффективных результатов по этим направлениям. И, таким образом, административная деятельность полиции является неотъемлемой частью общества и правового государства.
Подобные работы
- Методы административной деятельности полиции (Восточно-Сибирский Институт МВД)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Обеспечение прав человека в административной деятельности полиции
РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование организации и деятельности полиции в России
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2017 - Понятие и виды принуждения в административной деятельности участкового уполномоченного полиции (Барнаульский Юридический Институт МВД)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Нормативные правовые основы организации деятельности полиции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения (Барнаульский Юридический Институт МВД)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Административная деятельность органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие форм и методов общественного контроля за деятельностью государственных (региональных) органов власти
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024





