Деятельность органов внутренних дел по задержанию лиц, совершивших преступления и административные правонарушения
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ЗАДЕРЖАНИЕ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
1.1. Понятие, юридическая природа и виды задержания лица, совершившего преступления 9
1.2. История развития института задержания в России 17
2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
2.1. Правовые основания и процессуальный порядок административного задержания 27
2.2. Общие положения тактики и тактические особенности
административного задержания 36
3. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ
3.1. Понятие уголовно-процессуального задержания 50
3.2. Процессуальный порядок задержания 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 90
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ЗАДЕРЖАНИЕ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
1.1. Понятие, юридическая природа и виды задержания лица, совершившего преступления 9
1.2. История развития института задержания в России 17
2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
2.1. Правовые основания и процессуальный порядок административного задержания 27
2.2. Общие положения тактики и тактические особенности
административного задержания 36
3. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ
3.1. Понятие уголовно-процессуального задержания 50
3.2. Процессуальный порядок задержания 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 90
Право на свободу является одним из основополагающих прав человека, которое не может быть ограничено без решения суда (ст. 23 Конституции РФ). Однако есть в жизни такая недвусмысленная фраза: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Это выражение очень точно отражает суть института задержания в РФ.
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - прямая обязанность органов государственной власти. Для реализации этой обязанности органы государственной власти не могут обойтись без мер государственного принуждения.
Особое место здесь занимает задержание, заключающееся в кратковременном лишении и подозреваемых и обвиняемых свободы без судебного решения. Эта особенность задержания подчеркивает его особую значимость и ставит под регулярный контроль и надзор международного и российского права.
В УПК РФ задержанию посвящена целая глава, нормы которой значительно изменили регламентацию применения указанной меры принуждения. Однако изучение норм, регулирующих задержание, показывает, что они содержат ряд противоречивых, трудно реализуемых положений. Глава 12 УПК РФ не один раз подвергалась законодательным изменениям: уточнения внесены в четыре из шести статей УПК РФ, регулирующих задержание.
Все это явно указывает на незавершенность правовых конструкций. Несмотря на продолжающуюся не первый год реформу уголовно-процессуального законодательства, всё еще остается нерешенным ряд вопросов при применении задержания. В частности, не решены в полной мере проблемы разграничения фактического и юридического задержания и взаимосвязанные с ними вопросы применения задержания до возбуждения уголовного дела, определения момента фактического задержания, исчисления срока задержания. Помимо перечисленного существуют проблемы в тактике задержания, сотрудники не всегда готовы грамотно и безопасно задержать правонарушителя.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения научных источников, анализа следственной и судебной практики разработать теоретическое обоснование сущности института задержания, рассмотреть исторический аспект с разных сторон, концепции и взгляды вопросы и существующие проблемы и предложить рекомендации по их устранению.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования ставились следующие задачи:
1. исследовать юридическую природу задержания, роль и значение в системе мер принуждения;
2. изучить, проанализировать исторические особенности возникновения, формирования и эволюции института задержания в России, определить возможность использования исторического опыта в современной обстановке;
3. проанализировать административное задержание, определить основания для такого задержания;
4. исследовать понятие и особенности уголовно-процессуального задержания;
5. изучить тактические особенности задержания в зависимости от обстановки;
6. сформулировать и обосновать решение существующих проблем задержания, разработать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает система общественных отношений в сфере административного и уголовного судопроизводства при применении задержания к лицам, подозреваемым в совершении преступления или административного правонарушения.
Предметом выпускной квалификационной работы является совокупность законодательных и иных правовых мер регулирования задержания, практика реализации соответствующих нормативных правил, теоретические мнения, научные разработки, концепции, вопросы и существующие проблемы научно-методологического и нормативно-прикладного характера.
Теоретическая основа. Общая характеристика и отдельные аспекты административно-правового принуждения освещались в трудах 5
Г.Т. Агеенковой, Д.Н. Бахраха, В.И. Новоселова, А.П. Шергина, А.Ю. Якимова. Правовая сущность задержания подозреваемого, его характерные черты и свойства были исследованы большой группой ученых- процессуалистов: А.С. Александровым, Б.Б. Булатовым, П.М. Давыдовым, О.А. Зайцевым, В.Г. Кочетковым, Ф.М. Кудриным, В.С. Чистяковой, С.Б. Россинским, С.А. Шейфером, П.П. Якимовым.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, международные договоры, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, иные федеральные законы, материалы судебной практики Верховного суда РФ и судов общей юрисдикции, результаты анкетирования действующих сотрудников правоохранительных органов.
Методологическую основу составили общенаучные методы: диалектический (взаимосвязь теории и практики), анализ, синтез. Кроме того, был применен логико-юридический метод.
Практическая значимость данной работы заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по улучшению обеспечения безопасности и защиты сотрудников органов внутренних дел при осуществлении задержания. В работе также содержатся конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства в рамках исследованной темы.
Структура выпускной квалификационной работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - прямая обязанность органов государственной власти. Для реализации этой обязанности органы государственной власти не могут обойтись без мер государственного принуждения.
Особое место здесь занимает задержание, заключающееся в кратковременном лишении и подозреваемых и обвиняемых свободы без судебного решения. Эта особенность задержания подчеркивает его особую значимость и ставит под регулярный контроль и надзор международного и российского права.
В УПК РФ задержанию посвящена целая глава, нормы которой значительно изменили регламентацию применения указанной меры принуждения. Однако изучение норм, регулирующих задержание, показывает, что они содержат ряд противоречивых, трудно реализуемых положений. Глава 12 УПК РФ не один раз подвергалась законодательным изменениям: уточнения внесены в четыре из шести статей УПК РФ, регулирующих задержание.
Все это явно указывает на незавершенность правовых конструкций. Несмотря на продолжающуюся не первый год реформу уголовно-процессуального законодательства, всё еще остается нерешенным ряд вопросов при применении задержания. В частности, не решены в полной мере проблемы разграничения фактического и юридического задержания и взаимосвязанные с ними вопросы применения задержания до возбуждения уголовного дела, определения момента фактического задержания, исчисления срока задержания. Помимо перечисленного существуют проблемы в тактике задержания, сотрудники не всегда готовы грамотно и безопасно задержать правонарушителя.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения научных источников, анализа следственной и судебной практики разработать теоретическое обоснование сущности института задержания, рассмотреть исторический аспект с разных сторон, концепции и взгляды вопросы и существующие проблемы и предложить рекомендации по их устранению.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования ставились следующие задачи:
1. исследовать юридическую природу задержания, роль и значение в системе мер принуждения;
2. изучить, проанализировать исторические особенности возникновения, формирования и эволюции института задержания в России, определить возможность использования исторического опыта в современной обстановке;
3. проанализировать административное задержание, определить основания для такого задержания;
4. исследовать понятие и особенности уголовно-процессуального задержания;
5. изучить тактические особенности задержания в зависимости от обстановки;
6. сформулировать и обосновать решение существующих проблем задержания, разработать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает система общественных отношений в сфере административного и уголовного судопроизводства при применении задержания к лицам, подозреваемым в совершении преступления или административного правонарушения.
Предметом выпускной квалификационной работы является совокупность законодательных и иных правовых мер регулирования задержания, практика реализации соответствующих нормативных правил, теоретические мнения, научные разработки, концепции, вопросы и существующие проблемы научно-методологического и нормативно-прикладного характера.
Теоретическая основа. Общая характеристика и отдельные аспекты административно-правового принуждения освещались в трудах 5
Г.Т. Агеенковой, Д.Н. Бахраха, В.И. Новоселова, А.П. Шергина, А.Ю. Якимова. Правовая сущность задержания подозреваемого, его характерные черты и свойства были исследованы большой группой ученых- процессуалистов: А.С. Александровым, Б.Б. Булатовым, П.М. Давыдовым, О.А. Зайцевым, В.Г. Кочетковым, Ф.М. Кудриным, В.С. Чистяковой, С.Б. Россинским, С.А. Шейфером, П.П. Якимовым.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, международные договоры, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, иные федеральные законы, материалы судебной практики Верховного суда РФ и судов общей юрисдикции, результаты анкетирования действующих сотрудников правоохранительных органов.
Методологическую основу составили общенаучные методы: диалектический (взаимосвязь теории и практики), анализ, синтез. Кроме того, был применен логико-юридический метод.
Практическая значимость данной работы заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по улучшению обеспечения безопасности и защиты сотрудников органов внутренних дел при осуществлении задержания. В работе также содержатся конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства в рамках исследованной темы.
Структура выпускной квалификационной работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были проанализированы существующие подходы к пониманию института задержания в России, изучен исторический аспект, рассмотрена юридическая природа задержания, порядок административного задержания, порядок уголовно-процессуального задержания, исследованы тактические особенности задержания и на основе всего вышеперечисленного выявлены существующие проблемы, как в теоретических, так и в практических вопросах задержания.
Уголовно-процессуальный институт задержания подозреваемого имеет важное значение для решения задач уголовного судопроизводства и позволяет государственным органам, осуществляющим функции уголовного преследования, обеспечить быстрое и полное раскрытие преступления и привлечения виновных к уголовной ответственности.
Существует множество подходов к пониманию сущности института задержания в уголовном процессе. Однако приоритетной является точка зрения законодателя (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Несмотря на это, в работе были рассмотрены следующие трактовки института задержания:
1. как мера процессуального принуждения - она же является основной;
2. как краткосрочный арест лица;
3. разновидность мер пресечения;
4. самостоятельная мера уголовно-процессуального принуждения;
5. задержание как следственное действие;
6. как режимное мероприятие - одна из самых необычных точек зрения.
Что касается административного задержания, здесь законодатель не закрепил четкого определения задержания, что породило большое количество дискуссий у ученых по этому поводу. Причиной этому послужил 62
тот факт, что административно-правовое принуждение включает в себя меры пресечения, меры взыскания, меры обеспечения. В работе рассмотрено более десяти точек зрения ученых-административистов.
С учетом такого большого интереса к определению понятия административного задержания, предлагаем закрепить в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ следующее определение: административное задержание -
принудительное, кратковременное ограничение конституционного права граждан на личную неприкосновенность, применяемое уполномоченными на то федеральным законодательством органами или должностными лицами с целью пресечения правонарушения, устранения его вредных последствий, обеспечения необходимых условий для привлечения виновного к административной ответственности или исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Задержание как мера принуждения существовала и активно применялась в уголовном судопроизводстве Древнерусского государства, на что указывает его подробная правовая регламентация. В Древнерусском праве было установлено 2 вида задержания как меры принудительного харак¬тера.
Первый вид задержания - это задержание подозреваемого в совершении преступления, татьбы, воровства (задержание татя). Второй вид задержания - это задержание разыскиваемого лица. Источником современного института оснований задержания подозреваемого являются правовые памятники Древней Руси, а не нормы наполеоновского Уголовно - процессуального кодекса Франции 1808 года.
Задержание было составным элементом системы мер государственного принуждения в течение всего времени развития правовой системы государства, вплоть до XXI века.
Фундаментальной основой юридической природы нового правового института - задержание подозреваемого и обвиняемого, развившегося из института задержания подозреваемого, является доктринальное положение отечественной юридической науки, определяющей задержание как меру принуждения, установленную государством.
Административное задержание, то есть, кратковременное ограничение свободы физического лица является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В КоАП РФ не перечислены основания для задержания лица, что дает большую свободу правоохранительным органам. Предлагаем дополнить КоАП РФ ст. 27.3.1 и закрепить следующие основания для административного задержания:
1. для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, если иными способами затруднительно или невозможно достичь правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
2. для установления личности правонарушителя, оформления необходимых процессуальных документов по делу об административных правонарушениях;
3. при наличии достаточных данных полагать, что лицо,
совершившее административное правонарушение, продолжит
противоправное деяние и будет уклоняться от установленной законом ответственности либо попытается скрыться;
4. если лицо, совершившее административное правонарушение, не имеет постоянного места жительства.
Исходя из настоящей формулировки ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ задержать можно фактически любое лицо под предлогом правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, что существенно нарушает права граждан на свободу передвижения и распоряжение своим временем. Именно для пресечения беззакония мы предлагаем закрепить конкретные
основания для задержания. Разграничение административного задержания и доставления проанализированы и представлены в приложении Б.
Тактические особенности задержания. Тактика очень важна: всегда нужно просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, чтобы избежать негативных последствий. К сожалению, до сих пор львиная доля сотрудников правоохранительных органов гибнет или получает ранения при прямом взаимодействии с криминальными элементами. Нами было проведено исследование среди действующих сотрудников
правоохранительных органов на территории двух субъектов РФ: Челябинской области и Республики Башкортостан, в ходе которого мы выявили существующие проблемы института задержания в России. В частности одной из них является недостаточная подготовка сотрудников к действиям в современных реалиях. Примерно одной трети из опрошенных был причинен вред здоровью. Также сотрудники оценивают работу инструкторов в своих подразделениях удовлетворительно, то есть формально «для галочки». С этим, безусловно, нужно бороться. Необходимо улучшать качество практических умений с учетом конкретной обстановки, погодных условий, форменной одежды. Предлагаем перенять успешный опыт г. Москвы и создать центры подготовки инструкторов по физической
подготовке, которые будут проводить тренировочные мероприятия
различного характера в максимально приближенной обстановке к действительности.
При использовании служебной собаки при задержании необходимо действовать в соответствии законодательством, чтобы предотвратить причинение вреда неограниченному числу лиц и себе.
Таким образом, к производству задержания по возможности готовиться заблаговременно, чтобы все второстепенные обстоятельства не отразились на результате и качестве задержания.
Уголовно-процессуальное задержание регламентировано более подробно, нежели административное. УПК РФ содержит главу 12, которая состоит из 6 статей. Тем не менее, она уже не один раз подвергалась законодательным изменениям: уточнения внесены в четыре из шести статей УПК РФ, регулирующих задержание. Предлагаем внести еще одно изменение, а именно дополнить п. 4 ч. 1 ст. 91 УПК РФ следующим содержанием: «когда обнаружено лицо, объявленное в розыск».
Существует также неопределенность в отграничении момента задержания: уголовно-процессуального от фактического. При этом между физическим и юридическим задержанием может оставаться временной интервал, измеряемый часами, который в настоящее время представляет собой абсолютно «правовую пустоту». Моментом фактического задержания является момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ). Как
правило, данный момент определяется с момента ограничения следователем или дознавателем права подозреваемого на свободу передвижения и личного объявления об этом, не имеет процессуальной формы. Фактическое задержание проводят не дознаватель или следователь, а чаще всего иные должностные лица правоохранительных органов. Застигая человека в момент
совершения преступления, сотрудники полиции или иных правоохранительных органов осуществляют не процессуальную, а оперативно-розыскную или административную деятельность и
руководствуются не уголовно-процессуальным законом, а иными нормативно-правовыми актами (например, Законом «О полиции» , Законом «О ФСБ», Законом «О таможенном регулировании» . Фактическое задержание достаточно часто проводят должностные лица (например, сотрудники патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы ГИБДД), которые в принципе не наделены полномочиями по производству предварительного расследования и, таким образом, не имеют никаких законных прав на вынесение уголовно¬процессуального акта - протокола задержания подозреваемого.
Кроме того, нельзя оставить без внимания вопрос превышения должностных полномочий сотрудников при задержании подозреваемых лиц. При изучении судебной практики по стране в целом и в Челябинской области в частности встречается достаточно много судебных решений, касающихся нарушений при осуществлении задержаний. К примеру, в ситуации, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, застигнуто на месте его совершения, и сотрудники полиции не видят необходимости в разъяснении задержанному повода, причин и оснований его задержания. На практике установление факта отказа сотрудника полиции от выполнения обязанности разъяснения подозреваемому поводов и основания задержания почти невозможно, так как данное обстоятельство ни в каких процессуальных документах не фиксируется. Поэтому все вышеуказанные выводы мы делаем только на основании утверждений лиц, подвергшихся задержанию. При этом прослеживается тенденция, что суд чаще всего остается на стороне правоохранительных органов, и мотивирует всегда очень схожими формулировками. Наверное, это всё-таки не совсем правильно, предлагаем перенять опыт США и создать свое «Правило Миранды».
Таким образом, практическое значение института задержания трудно переоценить, так как он достаточно хорошо регламентирован в законах и активно применяется в служебной деятельности каждый день. Однако современный мир так быстро меняется, что неизменно возникает потребность в улучшении того, что есть уже сейчас. Проведенное нами исследование не исчерпывает всей глубины проблемы применения института задержания, но отражает наиболее насущные в настоящее время.
Уголовно-процессуальный институт задержания подозреваемого имеет важное значение для решения задач уголовного судопроизводства и позволяет государственным органам, осуществляющим функции уголовного преследования, обеспечить быстрое и полное раскрытие преступления и привлечения виновных к уголовной ответственности.
Существует множество подходов к пониманию сущности института задержания в уголовном процессе. Однако приоритетной является точка зрения законодателя (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Несмотря на это, в работе были рассмотрены следующие трактовки института задержания:
1. как мера процессуального принуждения - она же является основной;
2. как краткосрочный арест лица;
3. разновидность мер пресечения;
4. самостоятельная мера уголовно-процессуального принуждения;
5. задержание как следственное действие;
6. как режимное мероприятие - одна из самых необычных точек зрения.
Что касается административного задержания, здесь законодатель не закрепил четкого определения задержания, что породило большое количество дискуссий у ученых по этому поводу. Причиной этому послужил 62
тот факт, что административно-правовое принуждение включает в себя меры пресечения, меры взыскания, меры обеспечения. В работе рассмотрено более десяти точек зрения ученых-административистов.
С учетом такого большого интереса к определению понятия административного задержания, предлагаем закрепить в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ следующее определение: административное задержание -
принудительное, кратковременное ограничение конституционного права граждан на личную неприкосновенность, применяемое уполномоченными на то федеральным законодательством органами или должностными лицами с целью пресечения правонарушения, устранения его вредных последствий, обеспечения необходимых условий для привлечения виновного к административной ответственности или исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Задержание как мера принуждения существовала и активно применялась в уголовном судопроизводстве Древнерусского государства, на что указывает его подробная правовая регламентация. В Древнерусском праве было установлено 2 вида задержания как меры принудительного харак¬тера.
Первый вид задержания - это задержание подозреваемого в совершении преступления, татьбы, воровства (задержание татя). Второй вид задержания - это задержание разыскиваемого лица. Источником современного института оснований задержания подозреваемого являются правовые памятники Древней Руси, а не нормы наполеоновского Уголовно - процессуального кодекса Франции 1808 года.
Задержание было составным элементом системы мер государственного принуждения в течение всего времени развития правовой системы государства, вплоть до XXI века.
Фундаментальной основой юридической природы нового правового института - задержание подозреваемого и обвиняемого, развившегося из института задержания подозреваемого, является доктринальное положение отечественной юридической науки, определяющей задержание как меру принуждения, установленную государством.
Административное задержание, то есть, кратковременное ограничение свободы физического лица является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В КоАП РФ не перечислены основания для задержания лица, что дает большую свободу правоохранительным органам. Предлагаем дополнить КоАП РФ ст. 27.3.1 и закрепить следующие основания для административного задержания:
1. для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, если иными способами затруднительно или невозможно достичь правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
2. для установления личности правонарушителя, оформления необходимых процессуальных документов по делу об административных правонарушениях;
3. при наличии достаточных данных полагать, что лицо,
совершившее административное правонарушение, продолжит
противоправное деяние и будет уклоняться от установленной законом ответственности либо попытается скрыться;
4. если лицо, совершившее административное правонарушение, не имеет постоянного места жительства.
Исходя из настоящей формулировки ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ задержать можно фактически любое лицо под предлогом правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, что существенно нарушает права граждан на свободу передвижения и распоряжение своим временем. Именно для пресечения беззакония мы предлагаем закрепить конкретные
основания для задержания. Разграничение административного задержания и доставления проанализированы и представлены в приложении Б.
Тактические особенности задержания. Тактика очень важна: всегда нужно просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, чтобы избежать негативных последствий. К сожалению, до сих пор львиная доля сотрудников правоохранительных органов гибнет или получает ранения при прямом взаимодействии с криминальными элементами. Нами было проведено исследование среди действующих сотрудников
правоохранительных органов на территории двух субъектов РФ: Челябинской области и Республики Башкортостан, в ходе которого мы выявили существующие проблемы института задержания в России. В частности одной из них является недостаточная подготовка сотрудников к действиям в современных реалиях. Примерно одной трети из опрошенных был причинен вред здоровью. Также сотрудники оценивают работу инструкторов в своих подразделениях удовлетворительно, то есть формально «для галочки». С этим, безусловно, нужно бороться. Необходимо улучшать качество практических умений с учетом конкретной обстановки, погодных условий, форменной одежды. Предлагаем перенять успешный опыт г. Москвы и создать центры подготовки инструкторов по физической
подготовке, которые будут проводить тренировочные мероприятия
различного характера в максимально приближенной обстановке к действительности.
При использовании служебной собаки при задержании необходимо действовать в соответствии законодательством, чтобы предотвратить причинение вреда неограниченному числу лиц и себе.
Таким образом, к производству задержания по возможности готовиться заблаговременно, чтобы все второстепенные обстоятельства не отразились на результате и качестве задержания.
Уголовно-процессуальное задержание регламентировано более подробно, нежели административное. УПК РФ содержит главу 12, которая состоит из 6 статей. Тем не менее, она уже не один раз подвергалась законодательным изменениям: уточнения внесены в четыре из шести статей УПК РФ, регулирующих задержание. Предлагаем внести еще одно изменение, а именно дополнить п. 4 ч. 1 ст. 91 УПК РФ следующим содержанием: «когда обнаружено лицо, объявленное в розыск».
Существует также неопределенность в отграничении момента задержания: уголовно-процессуального от фактического. При этом между физическим и юридическим задержанием может оставаться временной интервал, измеряемый часами, который в настоящее время представляет собой абсолютно «правовую пустоту». Моментом фактического задержания является момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ). Как
правило, данный момент определяется с момента ограничения следователем или дознавателем права подозреваемого на свободу передвижения и личного объявления об этом, не имеет процессуальной формы. Фактическое задержание проводят не дознаватель или следователь, а чаще всего иные должностные лица правоохранительных органов. Застигая человека в момент
совершения преступления, сотрудники полиции или иных правоохранительных органов осуществляют не процессуальную, а оперативно-розыскную или административную деятельность и
руководствуются не уголовно-процессуальным законом, а иными нормативно-правовыми актами (например, Законом «О полиции» , Законом «О ФСБ», Законом «О таможенном регулировании» . Фактическое задержание достаточно часто проводят должностные лица (например, сотрудники патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы ГИБДД), которые в принципе не наделены полномочиями по производству предварительного расследования и, таким образом, не имеют никаких законных прав на вынесение уголовно¬процессуального акта - протокола задержания подозреваемого.
Кроме того, нельзя оставить без внимания вопрос превышения должностных полномочий сотрудников при задержании подозреваемых лиц. При изучении судебной практики по стране в целом и в Челябинской области в частности встречается достаточно много судебных решений, касающихся нарушений при осуществлении задержаний. К примеру, в ситуации, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, застигнуто на месте его совершения, и сотрудники полиции не видят необходимости в разъяснении задержанному повода, причин и оснований его задержания. На практике установление факта отказа сотрудника полиции от выполнения обязанности разъяснения подозреваемому поводов и основания задержания почти невозможно, так как данное обстоятельство ни в каких процессуальных документах не фиксируется. Поэтому все вышеуказанные выводы мы делаем только на основании утверждений лиц, подвергшихся задержанию. При этом прослеживается тенденция, что суд чаще всего остается на стороне правоохранительных органов, и мотивирует всегда очень схожими формулировками. Наверное, это всё-таки не совсем правильно, предлагаем перенять опыт США и создать свое «Правило Миранды».
Таким образом, практическое значение института задержания трудно переоценить, так как он достаточно хорошо регламентирован в законах и активно применяется в служебной деятельности каждый день. Однако современный мир так быстро меняется, что неизменно возникает потребность в улучшении того, что есть уже сейчас. Проведенное нами исследование не исчерпывает всей глубины проблемы применения института задержания, но отражает наиболее насущные в настоящее время.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПРИ ПРЕСЕЧЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Информационное обеспечение управленческой деятельности в органах внутренних дел
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЙ СТАТУС ППС УМВД РФ ПО Г. КЫЗЫЛУ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - Правовые основы и принципы деятельности органов внутренних дел
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СУЩНОСТЬ РОЗЫСКА ЛИЦ В ОРГАНАХ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021





