МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЛОНГРИДЫ В РУССКОЯЗЫЧНОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ (на материалах интернет-изданий «Meduza» и «Lenta.ru»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛОНГРИД КАК НОВЫЙ ФОРМАТ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ 9
1.1 Определение понятия. Взгляд на лонгрид со стороны современных
медиа-исследователей 9
1.2 Первый лонгрид и его влияние 12
1.3 Лонгрид: жанр или формат? 16
1.4 Отличительные черты лонгридов. Особенности формата и способы
построения 20
1.5 История появления лонгридов в России. Особенности российского
лонгрида 32
ГЛАВА 2. ЛОНГРИДЫ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ НА
ПРИМЕРАХ «Meduza» И «Лента.ру» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ЛОНГРИД КАК НОВЫЙ ФОРМАТ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ 9
1.1 Определение понятия. Взгляд на лонгрид со стороны современных
медиа-исследователей 9
1.2 Первый лонгрид и его влияние 12
1.3 Лонгрид: жанр или формат? 16
1.4 Отличительные черты лонгридов. Особенности формата и способы
построения 20
1.5 История появления лонгридов в России. Особенности российского
лонгрида 32
ГЛАВА 2. ЛОНГРИДЫ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ НА
ПРИМЕРАХ «Meduza» И «Лента.ру» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
С наступлением XXI века, века цифровых технологий, резко возрос и объем информационного контента, превысив возможность его потребления.
Наблюдается тенденция к уменьшению объема: публикации в Интернет-СМИ в большинстве своем представляют собой короткие новостные тексты с фото . В то же время аналитическая журналистика вытесняется из медиасферы Интернета .
Аудитория в условиях «переинформированности» и
информационного шума вынуждена производить отбор материала на стадии «первого взгляда» на заголовок или подводку к новости. Этим обуславливается стремление к частому, скоростному обновлению невероятно востребованных кратких информационных сообщений. Однако в противовес этой тенденции возникает и иной читательский интерес — к лонгридам, длинным текстам и мультимедийным историям.
Причиной внимания к длинным текстам можно считать доверие читателей к массивному формату крупных историй, привычному для традиционных печатных СМИ; также А. Колесниченко объясняет популярность лонгридов стремлением Интернет-изданий как-то выделиться из общего информационного потока и перекрыть культурный феномен информационной перегрузки в Интернете.
Поставщикам эксклюзивного контента в новостных жанрах никак не выделиться из-за такой особенности Интернета как одновременность,
1 Градюшко, А.А. Современная веб-журналистика Беларуси / А.А. Градюшко. - Минск: БГУ, 2013. - с. 81
2 Белякова, Л.П. Аналитическая журналистика печатной периодики (теория, методика, творческий опыт) / Л.П. Белякова. - Минск: БГУ, 2012. - с.
3 Колесниченко А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе, Электронный научный журнал «Медиаскоп», выпуск 1 благодаря которой даже эксклюзивная новость, опубликованная одним изданием, в считанные минуты окажется переписанной другими . Хэнсон Р. Е.: «В Интернет-СМИ сообщения массовой коммуникации быстро передаются получателям. Члены аудитории могут получить сообщение одновременно, как в случае радиопередачи» . Именно поэтому создатели медиаконтента, особенно в сфере мультимедийной (конвергентной) журналистики, предпочитают альтернативное решение — развитие новейших интегрированных жанров и форматов, в число которых входит и мультимедийный лонгрид.
Первым полноценным лонгридом, реформировавшим весь мир мультимедийной журналистики, считается спецпроект «Snow Fall» («Снежная лавина»), созданный редакцией The New York Times в 2012.
Так как в современной журналистике объем текста начинают использовать как одну из жанровых характеристик, лонгрид, предположительно, можно выделить как отдельный жанр. Так, А. Колесниченко в работе «Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе», употребляя термин «лонгриды» как синоним «длинного» текста. Бывший главный редактор Интернет- издания Lenta.ru Галина Тимченко в 2013 году говорила в контексте ребрендинга издания о «длинных текстах», повышающих к «Lenta.ru» интерес читателей. При этом в качестве порога, после которого текст может считаться длинным, как правило, обозначают длину в 1,5-2 тыс. слов .
А. Колесниченко также называет основными жанровыми характеристиками лонгрида тщательную проработку темы и текста
4 Arens, W. F. (2006). Contemporary advertising. Boston: McGraw Hill Irwin. - с. 558
5 Hanson, R. E. (2005). Mass communication: living in a media world. Boston: McGraw Hill Irwin. - с. 11
6 Бершидский Л.Д. Ремесло. М., 2013. - с. 54 материала, высокую аналитичность и использование большого количества информационных источников.
Авторы «Снежной лавины» из команды The New York Times выделили главной особенностью «Snow Fall» высокую мультимедийность, а именно сопровождение длинного текста фотографиями, видеороликами и картами, позволяющими аудитории взаимодействовать с проектом и изучать его по собственной траектории. The New York Times заявляет, что ныне образцовый для мультимедийной журналистики «Snow Fall» зародился не как демонстрация технологий и возможностей дизайна, а на основе заметок для традиционной аналитической статьи репортера Times Джона Бранча.
Также можно отметить, что помимо привлечения внимания и степени уникальности, занимательный лонгрид повышает рейтинг онлайн-издания за счет считывания времени, ведь чем дольше заинтересованный читатель задерживается на странице, тем сильнее за изданием благодаря специфике поисковых систем закрепляется статус релевантного источника.
...
Наблюдается тенденция к уменьшению объема: публикации в Интернет-СМИ в большинстве своем представляют собой короткие новостные тексты с фото . В то же время аналитическая журналистика вытесняется из медиасферы Интернета .
Аудитория в условиях «переинформированности» и
информационного шума вынуждена производить отбор материала на стадии «первого взгляда» на заголовок или подводку к новости. Этим обуславливается стремление к частому, скоростному обновлению невероятно востребованных кратких информационных сообщений. Однако в противовес этой тенденции возникает и иной читательский интерес — к лонгридам, длинным текстам и мультимедийным историям.
Причиной внимания к длинным текстам можно считать доверие читателей к массивному формату крупных историй, привычному для традиционных печатных СМИ; также А. Колесниченко объясняет популярность лонгридов стремлением Интернет-изданий как-то выделиться из общего информационного потока и перекрыть культурный феномен информационной перегрузки в Интернете.
Поставщикам эксклюзивного контента в новостных жанрах никак не выделиться из-за такой особенности Интернета как одновременность,
1 Градюшко, А.А. Современная веб-журналистика Беларуси / А.А. Градюшко. - Минск: БГУ, 2013. - с. 81
2 Белякова, Л.П. Аналитическая журналистика печатной периодики (теория, методика, творческий опыт) / Л.П. Белякова. - Минск: БГУ, 2012. - с.
3 Колесниченко А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе, Электронный научный журнал «Медиаскоп», выпуск 1 благодаря которой даже эксклюзивная новость, опубликованная одним изданием, в считанные минуты окажется переписанной другими . Хэнсон Р. Е.: «В Интернет-СМИ сообщения массовой коммуникации быстро передаются получателям. Члены аудитории могут получить сообщение одновременно, как в случае радиопередачи» . Именно поэтому создатели медиаконтента, особенно в сфере мультимедийной (конвергентной) журналистики, предпочитают альтернативное решение — развитие новейших интегрированных жанров и форматов, в число которых входит и мультимедийный лонгрид.
Первым полноценным лонгридом, реформировавшим весь мир мультимедийной журналистики, считается спецпроект «Snow Fall» («Снежная лавина»), созданный редакцией The New York Times в 2012.
Так как в современной журналистике объем текста начинают использовать как одну из жанровых характеристик, лонгрид, предположительно, можно выделить как отдельный жанр. Так, А. Колесниченко в работе «Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе», употребляя термин «лонгриды» как синоним «длинного» текста. Бывший главный редактор Интернет- издания Lenta.ru Галина Тимченко в 2013 году говорила в контексте ребрендинга издания о «длинных текстах», повышающих к «Lenta.ru» интерес читателей. При этом в качестве порога, после которого текст может считаться длинным, как правило, обозначают длину в 1,5-2 тыс. слов .
А. Колесниченко также называет основными жанровыми характеристиками лонгрида тщательную проработку темы и текста
4 Arens, W. F. (2006). Contemporary advertising. Boston: McGraw Hill Irwin. - с. 558
5 Hanson, R. E. (2005). Mass communication: living in a media world. Boston: McGraw Hill Irwin. - с. 11
6 Бершидский Л.Д. Ремесло. М., 2013. - с. 54 материала, высокую аналитичность и использование большого количества информационных источников.
Авторы «Снежной лавины» из команды The New York Times выделили главной особенностью «Snow Fall» высокую мультимедийность, а именно сопровождение длинного текста фотографиями, видеороликами и картами, позволяющими аудитории взаимодействовать с проектом и изучать его по собственной траектории. The New York Times заявляет, что ныне образцовый для мультимедийной журналистики «Snow Fall» зародился не как демонстрация технологий и возможностей дизайна, а на основе заметок для традиционной аналитической статьи репортера Times Джона Бранча.
Также можно отметить, что помимо привлечения внимания и степени уникальности, занимательный лонгрид повышает рейтинг онлайн-издания за счет считывания времени, ведь чем дольше заинтересованный читатель задерживается на странице, тем сильнее за изданием благодаря специфике поисковых систем закрепляется статус релевантного источника.
...
В зарубежных интернет-СМИ развитие веб-журналистики крупного формата происходит уже практически десятилетие, и во многом популярность лонгридов объясняется опасением журналистов за судьбу глубокой, качественной аналитики в среде Интернет-СМИ. Несмотря на мнения некоторых медиа-исследователей хочется подчеркнуть, что на данный момент лонгрид воплощает в себе многие жанры от статьи до репортажа, и потому является форматом, а не полноценным жанром. Существует также ряд форматов с некоторыми схожими признаками, которые близки к лонгриду, в частности «мультимедийные истории».
На волне популярности лонгридов и попыток создать второй «Snow Fall» многие СМИ активно обратились к этому формату; также появились целые сервисы для создания (мультимедийных) логридов, например, Tilda Publishing или Scroll Kit, достаточно простые в использовании даже для непрофессионалов. Однако, эксперты в сфере медиа подчеркивают, что настоящий и успешный мультимедийный лонгрид может создать исключительно команда профессиональных журналистов.
Проанализировав материалы «Meduza» из рубрики «истории» за 202021 год можно отметить, что, в среднем, каждый 25-30 материал так или иначе напоминает лонгрид в соответствии с тем или иным структурным признаком формата. Однако полноценные лонгриды по-прежнему редкость, и публикуются, в лучшем случае, лишь раз в месяц. Создание лонгрида ресурсозатратно, требует, в первую очередь, большого количества человеческого ресурса и высокой степени профессионализма.
Так, например, А. Колесниченко еще пять лет назад верно отметил, что резкого появления лонгридов в большинстве российских изданий в ближайшие годы ожидать не стоит; это связано, в первую очередь, невозможностью для многих изданий позволить корреспонденту заниматься только одной темой на протяжении недели и более, а также с отсутствием соответствующей журналистской школы.
В конечном счете, опыт удачных лонгридов предполагает серьезную командную работу над ними, требующую обширных профессиональных навыков и времени. Как говорилось в контексте определения признаков лонгрида, данный формат предполагает глубокую проработанность темы и глубокое погружение в нее, что практически невозможно реализовать без команды из нескольких человек и большого запаса времени. Таким образом, «Meduza» не может позволить себе более одного лонгрида в месяц или два. Так, например, лонгрид декабря 2020 — «Город, который похоронили», лонгрид ноября — «Замолчали все рации», и так далее.
Существует также перечень популярных лонгридов по версии Тильды . В список входят как лонгриды «Meduza», так и «Ленты.ру».
По замечанию А. Ефимова, один из первых лонгридов «Ленты.ру» задумывался «как лаборатория или опытный полигон» еще в эпоху зарождения формата на русскоязычных платформах, а идея появилась у Галины Тимченко, на тот момент, главреда «Ленты.ру». Таким образом, можно сделать вывод, что на русскоязычных платформах команда Тимченко была одной из первооткрывающих лонгриды. Галина Тимченко несколько лет назад говорила о перспективах развития лонгрида в России так: «То, что раньше было отдельным жанром «мультимедиа», теперь проникает во все лонгриды. Или в «Firestorm» у «Guardian» — ты видишь на заходной странице огромную фотографию, и стоит тебе подвигать мышкой, как она оживает. Там есть все жанры — фото, видео, инфографика, спутниковая съемка, карта распространения пожаров — и все это в сочетании с человеческой историей. Пройдет год — и все фичеры в более или менее технически подкованных изданиях будут мультимедийными»
...
На волне популярности лонгридов и попыток создать второй «Snow Fall» многие СМИ активно обратились к этому формату; также появились целые сервисы для создания (мультимедийных) логридов, например, Tilda Publishing или Scroll Kit, достаточно простые в использовании даже для непрофессионалов. Однако, эксперты в сфере медиа подчеркивают, что настоящий и успешный мультимедийный лонгрид может создать исключительно команда профессиональных журналистов.
Проанализировав материалы «Meduza» из рубрики «истории» за 202021 год можно отметить, что, в среднем, каждый 25-30 материал так или иначе напоминает лонгрид в соответствии с тем или иным структурным признаком формата. Однако полноценные лонгриды по-прежнему редкость, и публикуются, в лучшем случае, лишь раз в месяц. Создание лонгрида ресурсозатратно, требует, в первую очередь, большого количества человеческого ресурса и высокой степени профессионализма.
Так, например, А. Колесниченко еще пять лет назад верно отметил, что резкого появления лонгридов в большинстве российских изданий в ближайшие годы ожидать не стоит; это связано, в первую очередь, невозможностью для многих изданий позволить корреспонденту заниматься только одной темой на протяжении недели и более, а также с отсутствием соответствующей журналистской школы.
В конечном счете, опыт удачных лонгридов предполагает серьезную командную работу над ними, требующую обширных профессиональных навыков и времени. Как говорилось в контексте определения признаков лонгрида, данный формат предполагает глубокую проработанность темы и глубокое погружение в нее, что практически невозможно реализовать без команды из нескольких человек и большого запаса времени. Таким образом, «Meduza» не может позволить себе более одного лонгрида в месяц или два. Так, например, лонгрид декабря 2020 — «Город, который похоронили», лонгрид ноября — «Замолчали все рации», и так далее.
Существует также перечень популярных лонгридов по версии Тильды . В список входят как лонгриды «Meduza», так и «Ленты.ру».
По замечанию А. Ефимова, один из первых лонгридов «Ленты.ру» задумывался «как лаборатория или опытный полигон» еще в эпоху зарождения формата на русскоязычных платформах, а идея появилась у Галины Тимченко, на тот момент, главреда «Ленты.ру». Таким образом, можно сделать вывод, что на русскоязычных платформах команда Тимченко была одной из первооткрывающих лонгриды. Галина Тимченко несколько лет назад говорила о перспективах развития лонгрида в России так: «То, что раньше было отдельным жанром «мультимедиа», теперь проникает во все лонгриды. Или в «Firestorm» у «Guardian» — ты видишь на заходной странице огромную фотографию, и стоит тебе подвигать мышкой, как она оживает. Там есть все жанры — фото, видео, инфографика, спутниковая съемка, карта распространения пожаров — и все это в сочетании с человеческой историей. Пройдет год — и все фичеры в более или менее технически подкованных изданиях будут мультимедийными»
...
Подобные работы
- Визуальная составляющая лонгрида в интернет-изданиях России и США: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020





