Роль, виды и методы административного надзора органов внутренних дел
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 РОЛЬ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 11
1.1 Понятие административного надзора 11
1.2 Виды административного надзора 13
1.3 Роль административного надзора органов внутренних дел 19
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЕГО ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 23
2.1 Современное состояние административного надзора органов
внутренних дел 23
2.2 Методы административного надзора органами внутренних дел 31
3 ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ 37
3.1 Условия наступления ответственности за уклонение от
административного надзора 37
3.2 Проблемы установления и применения норм об административном
надзоре 44
3.3 Административный надзор в зарубежных странах 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ВВЕДЕНИЕ 8
1 РОЛЬ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 11
1.1 Понятие административного надзора 11
1.2 Виды административного надзора 13
1.3 Роль административного надзора органов внутренних дел 19
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЕГО ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 23
2.1 Современное состояние административного надзора органов
внутренних дел 23
2.2 Методы административного надзора органами внутренних дел 31
3 ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ 37
3.1 Условия наступления ответственности за уклонение от
административного надзора 37
3.2 Проблемы установления и применения норм об административном
надзоре 44
3.3 Административный надзор в зарубежных странах 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
После введения в действие Федерального закона № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее № 64 от 6.04. 2011 года в ред. от 29.07.2017), который призван регламентировать профилактическую работу с лицами, ранее судимыми. Целью надзора является снижение рецидивной преступности. Он осуществляется органами внутренних дел путем систематического наблюдения за поднадзорными и оказания индивидуального профилактического на поднадзорных. Один из основных способов обеспечения общественной безопасности служит административный надзор, а также является механизмом защиты конституционных прав и свобод граждан в российском государстве и формой публичного управления государственных органов исполнительной власти. Следовательно, закон об административном надзоре, как публичное управление должен отвечать современным потребностям государства.
Проблемы административного надзора в юридической литературе рассматриваются с момента введения в действие Федерального закона № 64 от 6.04. 2011 года. Рассмотренные нами работы раскрывают уголовноправовые, процессуальные, исторические, административно-правовые и криминологические аспекты административного надзора. На поднадзорное лицо в соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерльного закона судом возлагаются ограничения и запреты. При реализации требований Федерального закона № 64 - ФЗ сотрудники органов внутренних дел
(полиции) столкнулись с определенными трудностями в части неисполнения поднадзорным лицом обязанностей, возложенных судом. Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс (далее УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). За неисполнение обязанностей, возложенных судом, законодатель предусмотрел две ответственности: административную (ст. 19.24 КоАП РФ) и уголовную
(ст. 314.1 УК РФ). Однако, в связи с реализацией введенных положений нормативно-правовых актов, разъяснениями постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в правоприменительной практике имеются вопросы, которые требуют разъяснения для обеспечения исполнения действующего законодательства. Имеющиеся проблемы реализации Федерального закона, рассмотрение которых необходимо для дальнейшего совершенствования правовых норм в сфере административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Объектом выпускной квалификационной работы являются отношения, возникающие в процессе реализации административного надзора .
Предметом выпускной квалификационной работы выступают правовые нормы, регулирующие отношения в исследуемой сфере.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследование роли, видов и методов административного надзора органов внутренних дел.
В работе освещены вопросы, рассматривающие роль и виды административного надзора, так же современное состояние
административного надзора органами внутренних дел, его задачи и методы , проанализировать проблемы установления и применения норм об административном надзоре.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы связана прежде всего с выработкой ряда рекомендаций и предложений по совершенствований правового регулирования и организации надзорной деятельности органов внутренних. Выводы и предложения, сформулированные в настоящей работе, могут быть использованы как органами, обладающими правом законодательной инициативы для совершенствования действующего административного законодательства и разработки новых нормативно-правовых документов, так и практическими органами для осуществления надзорных функций в своей непосредственной работе.
Методологической основой работы является диалектический материализм. Также используется специально-юридический, сравнительноправовой, статистический, историко-правовой и другие методы обобщения научного материала и практического опыта.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды таких ученых, как: Д.Н. Бахраха, О.И. Бекетова, А.С. Михлина,
A. С. Пономарева, В.И. Селиверстова, С.М. Зырянова, А.В. Мартынова, Т.М. Калининой, А.И. Чучаева, Е.А. Вызулина, Н.В. Темниковой,
B. В. Гордянской, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, И.В. Платонова, И.Я. Фойницкого и других.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составляют: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О полиции», Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и др.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, анализа правоприменительной практики, заключения и библиографического списка.
Проблемы административного надзора в юридической литературе рассматриваются с момента введения в действие Федерального закона № 64 от 6.04. 2011 года. Рассмотренные нами работы раскрывают уголовноправовые, процессуальные, исторические, административно-правовые и криминологические аспекты административного надзора. На поднадзорное лицо в соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерльного закона судом возлагаются ограничения и запреты. При реализации требований Федерального закона № 64 - ФЗ сотрудники органов внутренних дел
(полиции) столкнулись с определенными трудностями в части неисполнения поднадзорным лицом обязанностей, возложенных судом. Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс (далее УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). За неисполнение обязанностей, возложенных судом, законодатель предусмотрел две ответственности: административную (ст. 19.24 КоАП РФ) и уголовную
(ст. 314.1 УК РФ). Однако, в связи с реализацией введенных положений нормативно-правовых актов, разъяснениями постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в правоприменительной практике имеются вопросы, которые требуют разъяснения для обеспечения исполнения действующего законодательства. Имеющиеся проблемы реализации Федерального закона, рассмотрение которых необходимо для дальнейшего совершенствования правовых норм в сфере административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Объектом выпускной квалификационной работы являются отношения, возникающие в процессе реализации административного надзора .
Предметом выпускной квалификационной работы выступают правовые нормы, регулирующие отношения в исследуемой сфере.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследование роли, видов и методов административного надзора органов внутренних дел.
В работе освещены вопросы, рассматривающие роль и виды административного надзора, так же современное состояние
административного надзора органами внутренних дел, его задачи и методы , проанализировать проблемы установления и применения норм об административном надзоре.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы связана прежде всего с выработкой ряда рекомендаций и предложений по совершенствований правового регулирования и организации надзорной деятельности органов внутренних. Выводы и предложения, сформулированные в настоящей работе, могут быть использованы как органами, обладающими правом законодательной инициативы для совершенствования действующего административного законодательства и разработки новых нормативно-правовых документов, так и практическими органами для осуществления надзорных функций в своей непосредственной работе.
Методологической основой работы является диалектический материализм. Также используется специально-юридический, сравнительноправовой, статистический, историко-правовой и другие методы обобщения научного материала и практического опыта.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды таких ученых, как: Д.Н. Бахраха, О.И. Бекетова, А.С. Михлина,
A. С. Пономарева, В.И. Селиверстова, С.М. Зырянова, А.В. Мартынова, Т.М. Калининой, А.И. Чучаева, Е.А. Вызулина, Н.В. Темниковой,
B. В. Гордянской, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, И.В. Платонова, И.Я. Фойницкого и других.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составляют: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О полиции», Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и др.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, анализа правоприменительной практики, заключения и библиографического списка.
Административный надзор - это особый вид деятельности государства, связанного с управлением, осуществляемой должностными лицами специальных, уполномоченных органов исполнительной власти. Деятельность осуществляется в отношении неподчиненных им организаций, учреждений, предприятий, должностных лиц и граждан, с целью обязательного исполнения этими субъектами установленных норм, стандартов, правил, и требований. Надзор осуществляется с использованием комплекса мер административного принуждения, то есть для предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, а в дальнейшем привлечения виновных лиц к ответственности и восстановления установленного порядка.
Административный надзор по форме деятельности подразделяется на гласный и негласный.
Гласный административный надзор - это надзор, который визуально заметный как для поднадзорных, так и для третьих лиц.
Негласный административный надзор - это надзор, который заключается в тайном наблюдении за лицами и организациями, в пределах полномочий надзорных органов и на законных основаниях.
В ходе проведенного исследования был выявлен ряд не согласованных нормативно-правовых актов, регулирующих административный надзор. Для устранения неконкретности и коллизионности предлагаем внести изменения и дополнения:
Проблема установления административного надзора в отношении иностранных граждан и лиц без определенного места жительства (БОМЖ). Иностранные граждане после освобождения из мест лишения свободы не имеют законных оснований нахождения на территории России, законодательством предусмотрен выезд таких граждан из РФ. А у лиц БОМЖ отсутствует постоянное место жительство, что затрудняет проводить с ним какую-либо профилактическую работу и осуществлять контрольные функции по месту жительства.
Для решения этого вопроса предлагаем дополнить статью 3 Федерального закона № 64 от 06.04.2011 года частью 4, указав, что административный надзор не устанавливается в отношении иностранных граждан.
Для разрешения проблемы с лицами БОМЖ, в отношении которых установлен надзор, и в целом проблемы, возникающей при появлении лиц без определенного места жительства - это создание социальных реабилитационных центров.
Законодателем введена новая категория «педофил». Однако, как считают психологи педофилия - это психическое расстройство. «Педофил» - термин медицинский, а не юридический. Введение в профилактическую работу с поднадзорными лицами психолога будет эффективным вкладом в работу с целью исправления, тем более, что это не требует каких-то значительных материальных затрат, так как в каждом органе внутренних дел имеются штатные психологи.
Предлагаем дополнить пунктом 8 статью 11 Федерального закона № 64 от 06.04.2011 года, который изложить в следующей редакции:
«Проходить ежеквартальное специальное психологическое тестирование, а лицам, указанным в пунктах 2.1 статьи 3 настоящего закона, специальное психологическое тестирование проходить ежемесячно». В приказ МВД России от 8 июля 2011 года № 818 «О порядке осуществления
административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» внести дополнения в пункт 5: «сотрудники подразделений кадрового аппарата (психологическая служба) территориальных органов, а также сотрудники патрульной службы национальной Гвардии». Пункт 7.20 сделать следующего содержания: «В целях эффективного профилактического воздействия на лиц, находящихся под административным надзором, направляют на психологическое тестирование в подразделение кадрового аппарата». Пункт 13 приказа МВД России № 818 изложить в следующей
редакции: «Сотрудники кадрового аппарата (психологическая служба)
проводить тестирование лиц, состоящих под административным надзором, с целью выявления негативных факторов и разработки рекомендаций по эффективному воздействию на указанных лиц».
Для лиц, указанных в пунктах 2. и 2.1 Федерального закона № 64-2011 года, необходимо приостанавливать административный надзор, а не прекращать в момент их осуждения к мерам наказания, связанных с лишением свободы. Предлагаем внести дополнения в Федеральный закон № 64-2011 года, а именно дополнить пунктом 4 часть 5 статьи 5 следующего содержания: «назначения наказания связанного с лишением свободы за не тяжкие преступления и преступления средней тяжести лицам, указанным в пунктах 2, 2.1 статьи 3 настоящего закона, до погашения или снятие
судимости».
В ходе правоприменительной практики по привлечению к ответственности лиц за нарушение правил административного надзора возникает проблема разграничения административной и уголовной ответственности. Для устранения такой проблемы необходимо ввести преюдицию при совершении административного правонарушения, как это существует в странах СНГ, в частности в Казахстане и Узбекистане.
Например, как предложил И.В. Губко привлекать к уголовной ответственности поднадзорное лицо за самовольное, без уважительных причин оставление, места жительства, которое совершено после привлечения его к административной ответственности за аналогичное нарушение.
Конструкция части 2 статьи 314.1 УК РФ имеет сложную структуру и коллизионность, которая выражается в перегруженности сопряженными административными правонарушениями. Привлечение к уголовной ответственности по части 2 статьи 314.1 УК РФ - за неисполнение ограничений должно быть сопряжено с такими правонарушениями, которые по своим деяниям имеют большую степень общественной опасности.
Административный надзор по форме деятельности подразделяется на гласный и негласный.
Гласный административный надзор - это надзор, который визуально заметный как для поднадзорных, так и для третьих лиц.
Негласный административный надзор - это надзор, который заключается в тайном наблюдении за лицами и организациями, в пределах полномочий надзорных органов и на законных основаниях.
В ходе проведенного исследования был выявлен ряд не согласованных нормативно-правовых актов, регулирующих административный надзор. Для устранения неконкретности и коллизионности предлагаем внести изменения и дополнения:
Проблема установления административного надзора в отношении иностранных граждан и лиц без определенного места жительства (БОМЖ). Иностранные граждане после освобождения из мест лишения свободы не имеют законных оснований нахождения на территории России, законодательством предусмотрен выезд таких граждан из РФ. А у лиц БОМЖ отсутствует постоянное место жительство, что затрудняет проводить с ним какую-либо профилактическую работу и осуществлять контрольные функции по месту жительства.
Для решения этого вопроса предлагаем дополнить статью 3 Федерального закона № 64 от 06.04.2011 года частью 4, указав, что административный надзор не устанавливается в отношении иностранных граждан.
Для разрешения проблемы с лицами БОМЖ, в отношении которых установлен надзор, и в целом проблемы, возникающей при появлении лиц без определенного места жительства - это создание социальных реабилитационных центров.
Законодателем введена новая категория «педофил». Однако, как считают психологи педофилия - это психическое расстройство. «Педофил» - термин медицинский, а не юридический. Введение в профилактическую работу с поднадзорными лицами психолога будет эффективным вкладом в работу с целью исправления, тем более, что это не требует каких-то значительных материальных затрат, так как в каждом органе внутренних дел имеются штатные психологи.
Предлагаем дополнить пунктом 8 статью 11 Федерального закона № 64 от 06.04.2011 года, который изложить в следующей редакции:
«Проходить ежеквартальное специальное психологическое тестирование, а лицам, указанным в пунктах 2.1 статьи 3 настоящего закона, специальное психологическое тестирование проходить ежемесячно». В приказ МВД России от 8 июля 2011 года № 818 «О порядке осуществления
административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» внести дополнения в пункт 5: «сотрудники подразделений кадрового аппарата (психологическая служба) территориальных органов, а также сотрудники патрульной службы национальной Гвардии». Пункт 7.20 сделать следующего содержания: «В целях эффективного профилактического воздействия на лиц, находящихся под административным надзором, направляют на психологическое тестирование в подразделение кадрового аппарата». Пункт 13 приказа МВД России № 818 изложить в следующей
редакции: «Сотрудники кадрового аппарата (психологическая служба)
проводить тестирование лиц, состоящих под административным надзором, с целью выявления негативных факторов и разработки рекомендаций по эффективному воздействию на указанных лиц».
Для лиц, указанных в пунктах 2. и 2.1 Федерального закона № 64-2011 года, необходимо приостанавливать административный надзор, а не прекращать в момент их осуждения к мерам наказания, связанных с лишением свободы. Предлагаем внести дополнения в Федеральный закон № 64-2011 года, а именно дополнить пунктом 4 часть 5 статьи 5 следующего содержания: «назначения наказания связанного с лишением свободы за не тяжкие преступления и преступления средней тяжести лицам, указанным в пунктах 2, 2.1 статьи 3 настоящего закона, до погашения или снятие
судимости».
В ходе правоприменительной практики по привлечению к ответственности лиц за нарушение правил административного надзора возникает проблема разграничения административной и уголовной ответственности. Для устранения такой проблемы необходимо ввести преюдицию при совершении административного правонарушения, как это существует в странах СНГ, в частности в Казахстане и Узбекистане.
Например, как предложил И.В. Губко привлекать к уголовной ответственности поднадзорное лицо за самовольное, без уважительных причин оставление, места жительства, которое совершено после привлечения его к административной ответственности за аналогичное нарушение.
Конструкция части 2 статьи 314.1 УК РФ имеет сложную структуру и коллизионность, которая выражается в перегруженности сопряженными административными правонарушениями. Привлечение к уголовной ответственности по части 2 статьи 314.1 УК РФ - за неисполнение ограничений должно быть сопряжено с такими правонарушениями, которые по своим деяниям имеют большую степень общественной опасности.
Подобные работы
- Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Организация деятельности участкового уполномоченного полиции по осуществлению административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2018 - Злостное нарушение правил административного надзора: уголовно - правовой и криминологический аспекты
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Анализ противодействия коррупции в органах внутренних дел
Дипломные работы, ВКР, законодательство и право. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2020 - Прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях в органах внутренних дел Российской Федерации (Московский Университет МВД России)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Защита прав ребенка органами внутренних дел Российской федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ИХ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021





