Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБЩЕИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 10
1.1. История развития института административного надзора 10
1.2. Понятие административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 18
1.3. Категории лиц, подлежащих административному надзору, и их социально-правовая характеристика 23
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЦ ПО ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 27
2.1. Процессуально-правовой статус лиц, участвующих в делах об установлении, изменении и прекращении административного надзора за гражданами, освобожденными из мест лишения свободы 27
2.2. Роль участкового уполномоченного полиции и уголовно-исполнительной инспекции в реализации административных процедур по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 37
2.3. Активность суда и реализация распорядительных прав лицами, участвующими по делам об административном надзоре 43
3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО
НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 51
3.1. Проблемы правоприменительной практики по административному надзору и пути их решения 51
3.2. Законодательство об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в странах ближнего зарубежья и сравнительная характеристика с Россией 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБЩЕИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 10
1.1. История развития института административного надзора 10
1.2. Понятие административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 18
1.3. Категории лиц, подлежащих административному надзору, и их социально-правовая характеристика 23
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЦ ПО ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 27
2.1. Процессуально-правовой статус лиц, участвующих в делах об установлении, изменении и прекращении административного надзора за гражданами, освобожденными из мест лишения свободы 27
2.2. Роль участкового уполномоченного полиции и уголовно-исполнительной инспекции в реализации административных процедур по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 37
2.3. Активность суда и реализация распорядительных прав лицами, участвующими по делам об административном надзоре 43
3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО
НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 51
3.1. Проблемы правоприменительной практики по административному надзору и пути их решения 51
3.2. Законодательство об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в странах ближнего зарубежья и сравнительная характеристика с Россией 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел, является важнейшей правовой формой деятельности полиции. Он представляет собой систематическое наблюдение сотрудников полиции за точным и неуклонным исполнением должностными лицами и соблюдением гражданами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия. Надзор полиции всегда предполагает возможность применения мер принуждения, а также административных санкций в отношении поднадзорных объектов, организацию исполнения или контроль реализации этих санкций.
Особое место в административном надзоре, осуществляемом полицией, занимает надзор за поведением и образом жизни отдельных категорий лиц и в первую очередь лиц, ранее судимых и освобожденных из мест лишения свободы. Данная деятельность полиции напрямую связана с профилактикой рецидивной преступности, уровень развития которой на современном этапе принимает угрожающие размеры. Как показывает статистика, более трети лиц, освобожденных из мест лишения свободы, вновь встают на путь совершения преступлений, каждое второе особо тяжкое преступление, в частности убийство, совершается лицами, ранее отбывавшими наказание за совершение преступления.
Начиная с 1966 по 1990 г. прошлого века правоохранительные органы Союза СССР и в дальнейшем России обладали достаточно эффективным правовым средством предупреждения рецидива преступлений. В данном качестве выступал основанный на должной нормативно-правовой базе административный надзор за поведением и образом жизни лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Однако в 1990-х годах процесс демократизации общества коснулся в первую очередь законодательной деятельности. Вопросы дальнейшего существования административного надзора приняли дискуссионный характер. Некоторыми исследователями данной проблемы были высказаны мнения, содержащие жесткую критику самого существования административного надзора в демократическом государстве, форм и методов его осуществления органами внутренних дел. В результате с указанного времени развитие законодательства по данной проблеме пошло по радикальному и непоследовательному пути и привело к тому, что вне контроля органов внутренних дел, обеспеченного достаточной нормативно-правовой базой, оказались поведение и образ жизни наиболее криминогенно опасной части лиц, судимых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и не желающих после освобождения из мест лишения свободы встать на путь исправления. Данное обстоятельство в результате привело к резкому росту рецидива преступлений.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения современного законодательства об административном надзоре за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, в связи с появлением новых видов преступлений, ростом организованной преступности,
профессиональной рецидивной преступности, так как административный надзор по своему правовому назначению является эффективным средством борьбы с ней.
Объектом выпускной квалификационной работы является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и рассмотрением судом дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Предмет исследования составляют: нормы советского
административного, уголовного, исправительно-трудового законодательства; нормы современного отечественного и зарубежного административного, уголовного, уголовно-исполнительного права; отдельные нормы, имеющие иную отраслевую принадлежность; результаты деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, материалы судебной практики; данные официальной статистики, материалы административного надзора
Целью работы является анализ административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, как средства профилактики рецидивной преступности и осуществления предоставленного направления деятельности сотрудниками органов внутренних дел и спецподразделений.
Для достижения данной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические этапы развития отечественного законодательства об административном надзоре;
2. Изучить правовую природу административного надзора и установить его межотраслевые связи и отличия;
3. Исследовать порядок установления и осуществления административного надзора;
4. Провести сравнительный анализ административного надзора, осуществляемого в странах ближнего зарубежья (России, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Украины);
5. Изучить личности лиц, находящихся под административным надзором.
Нормативная база исследования включает: Конституцию Российской Федерации, действующее уголовное, уголовно-исполнительное
законодательство, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ, Законы Российской Федерации, в
частности: Федеральные законы РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно¬исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ; «Об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017), «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ; постановления Правительства РФ; Приказ МВД РФ от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и др.
Теоретическая основа исследования: труды отечественных ученых в области уголовного, уголовно-исполнительного, административного права, криминологии, социологии и других отраслей науки. Были изучены материалы научных и научно-практических конференций, научные статьи, опубликованные в периодической печати, посвященные проблемам профилактики преступлений, совершаемых лицами, в отношении которых установлен административный надзор.
Практическая значимость работы определяется выработкой и внесением конкретных предложений по совершенствованию правовой основы контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел, а также предложений организационного характера. Сформулированные в работе выводы и предложения могут быть востребованы органами законодательной и исполнительной власти, в том числе и органами внутренних дел для повседневной реализации своих полномочий.
Эмпирическую базу исследования составили: данные официальной статистики Федеральной службы исполнения наказаний России, статистические данные Министерства внутренних дел России.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Особое место в административном надзоре, осуществляемом полицией, занимает надзор за поведением и образом жизни отдельных категорий лиц и в первую очередь лиц, ранее судимых и освобожденных из мест лишения свободы. Данная деятельность полиции напрямую связана с профилактикой рецидивной преступности, уровень развития которой на современном этапе принимает угрожающие размеры. Как показывает статистика, более трети лиц, освобожденных из мест лишения свободы, вновь встают на путь совершения преступлений, каждое второе особо тяжкое преступление, в частности убийство, совершается лицами, ранее отбывавшими наказание за совершение преступления.
Начиная с 1966 по 1990 г. прошлого века правоохранительные органы Союза СССР и в дальнейшем России обладали достаточно эффективным правовым средством предупреждения рецидива преступлений. В данном качестве выступал основанный на должной нормативно-правовой базе административный надзор за поведением и образом жизни лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Однако в 1990-х годах процесс демократизации общества коснулся в первую очередь законодательной деятельности. Вопросы дальнейшего существования административного надзора приняли дискуссионный характер. Некоторыми исследователями данной проблемы были высказаны мнения, содержащие жесткую критику самого существования административного надзора в демократическом государстве, форм и методов его осуществления органами внутренних дел. В результате с указанного времени развитие законодательства по данной проблеме пошло по радикальному и непоследовательному пути и привело к тому, что вне контроля органов внутренних дел, обеспеченного достаточной нормативно-правовой базой, оказались поведение и образ жизни наиболее криминогенно опасной части лиц, судимых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и не желающих после освобождения из мест лишения свободы встать на путь исправления. Данное обстоятельство в результате привело к резкому росту рецидива преступлений.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения современного законодательства об административном надзоре за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, в связи с появлением новых видов преступлений, ростом организованной преступности,
профессиональной рецидивной преступности, так как административный надзор по своему правовому назначению является эффективным средством борьбы с ней.
Объектом выпускной квалификационной работы является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и рассмотрением судом дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Предмет исследования составляют: нормы советского
административного, уголовного, исправительно-трудового законодательства; нормы современного отечественного и зарубежного административного, уголовного, уголовно-исполнительного права; отдельные нормы, имеющие иную отраслевую принадлежность; результаты деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, материалы судебной практики; данные официальной статистики, материалы административного надзора
Целью работы является анализ административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, как средства профилактики рецидивной преступности и осуществления предоставленного направления деятельности сотрудниками органов внутренних дел и спецподразделений.
Для достижения данной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические этапы развития отечественного законодательства об административном надзоре;
2. Изучить правовую природу административного надзора и установить его межотраслевые связи и отличия;
3. Исследовать порядок установления и осуществления административного надзора;
4. Провести сравнительный анализ административного надзора, осуществляемого в странах ближнего зарубежья (России, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Украины);
5. Изучить личности лиц, находящихся под административным надзором.
Нормативная база исследования включает: Конституцию Российской Федерации, действующее уголовное, уголовно-исполнительное
законодательство, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ, Законы Российской Федерации, в
частности: Федеральные законы РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно¬исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ; «Об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017), «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ; постановления Правительства РФ; Приказ МВД РФ от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и др.
Теоретическая основа исследования: труды отечественных ученых в области уголовного, уголовно-исполнительного, административного права, криминологии, социологии и других отраслей науки. Были изучены материалы научных и научно-практических конференций, научные статьи, опубликованные в периодической печати, посвященные проблемам профилактики преступлений, совершаемых лицами, в отношении которых установлен административный надзор.
Практическая значимость работы определяется выработкой и внесением конкретных предложений по совершенствованию правовой основы контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел, а также предложений организационного характера. Сформулированные в работе выводы и предложения могут быть востребованы органами законодательной и исполнительной власти, в том числе и органами внутренних дел для повседневной реализации своих полномочий.
Эмпирическую базу исследования составили: данные официальной статистики Федеральной службы исполнения наказаний России, статистические данные Министерства внутренних дел России.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы. Исторический опыт осуществления административного надзора свидетельствует о его позитивном влиянии на профилактику правонарушений и преступлений и является действенным средством, обеспечивающим постпенитециарный контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Административный надзор, как правовой институт, в целом носит комплексный характер, а значит, регулирование данных отношений только методом административного предписания не может в полной мере обеспечить охрану прав и интересов субъектов. Однако непосредственная связь административного надзора с институтами Общей части уголовного права обусловлена установлением обязательного условия для осуществления административного надзора, в качестве которого является течение срока судимости, ибо только в пределах этого срока возможен данный надзор.
Содержание административного надзора составляют временные ограничения прав поднадзорных лиц, а именно: а) административные ограничения; б) обязанности поднадзорного лица; в) последствия нарушения административных ограничений или обязанностей поднадзорного лица; г) сроки административного надзора.
Однако обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации представляет собой обязанность, а не ограничение, обеспечивающую осуществление надзора. Перечень административных ограничений является исчерпывающим.
Законодательное закрепление перечня правовых ограничений позволяет суду дифференцированно, с учетом личностных особенностей поднадзорного применять соответствующие меры.
Обязанности поднадзорного лица определяются ст. 11 Закона «Об административном надзоре». Каждая из предусмотренных законом обязанностей обеспечивает: а) осведомленность надзорного органа о месте жительства, работы и фактического пребывания поднадзорного лица; б) возможность регулярного общения надзорного органа с поднадзорным лицом для контроля за соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением предусмотренных законом обязанностей.
Последствиями нарушения административных ограничений или обязанностей лицом, состоящим под административным надзором, являются установленные уголовным и законодательством об административных правонарушениях меры юридической ответственности. Однако санкции за уклонение от административного надзора или неоднократного несоблюдения установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений, установленные в ч.1. и ч. 2. ст. 314.1. УК РФ являются слишком мягкими и требуют более строгого наказания в виде лишения свободы.
Криминализация нарушения правил административного надзора осуществлена по качественному критерию - по направленности умысла деятеля, которая трактуется законодателем как признак, достаточный для придания административному правонарушению общественно опасного характера.
Сроки административного надзора их исчисление и приостановление определяют временный характер административного надзора, он устанавливается в пределах течения срока погашения судимости, и его окончание не должно выходить за момент погашения судимости.
Важным в комплексе мер организационно-правовой регламентации осуществления административного надзора является процесс достижения его целей, а именно предупреждение совершения новых преступлений. Предупреждение повторных преступлений, совершаемых поднадзорными, является индикатором эффективности практики его осуществления.
Для улучшения эффективности работы по предупреждению преступности и своевременного реагирования на негативные изменения оперативной обстановки рекомендуется:
- выявление и взятие на профилактический учет поднадзорных, склонных к совершению новых преступлений в период осуществления административного надзора;
- установление постоянного контроля за поведением и образом жизни поднадзорных, склонных к совершению правонарушений и преступлений;
- налаживание и поддержание социально полезных связей поднадзорных в период осуществления административного надзора, оказание им помощи в установлении и подержании социально полезных связей;
- своевременность реагирования на нарушение установленных судом ограничений в отношении поднадзорных;
- своевременное применение мер дисциплинарного взыскания за нарушения установленных ограничений и совершение административных правонарушений.
Законодательство стран СНГ в сфере постпенитенциарного контроля в своем большинстве основывается на одних и тех же правовых традициях. В силу этого в регламентации института надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, прослеживается больше сходства, чем различий.
В настоящее время в Республике Беларусь надзор является двухуровневым и осуществляется в формах: 1) профилактического
наблюдения; 2) превентивного надзора. Его нормативно-правовой основой служит Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь 2000 г., отменивший Закон Республики Беларусь от 10 февраля 1997 г., № 11-3 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. В Законе Украины от 1 декабря 1994 г. № 264/94-ВР «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор рассматривается как система временных принудительных профилактических мер наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осуществляемая органами внутренних дел. Законодательство об административном надзоре Республики Казахстан образуют Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Закон от 15 июля 1996 г. № 28-1 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». В Узбекистане - Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года № 750¬XII «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из учреждений по исполнению наказаний» и Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. № 2012-XII.
Можно прогнозировать, что дальнейшее совершенствование законодательства стран СНГ в сфере постпенитенциарного контроля будет проходить по пути упорядочения административных ограничений, симплификации их описания, расширения линейки прав поднадзорных лиц и упрощения механизма надзора за ними.
В заключение хочется отметить, что Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», безусловно, важный законодательный акт, который способный снизить уровень рецидивной преступности. Одним из ключевых моментов Закона является оказание индивидуального профилактического воздействия на тех, кто преступил закон и понес за это наказание.
Представляется, что эффективность работы по профилактике рецидивной преступности будет во многом зависеть не только от частоты визитов поднадзорного лица к участковому или к инспектору по осуществлению административного надзора, но и от того, насколько быстро поднадзорные лица смогут реализовать свое желание вернуться к обычной жизни, какую помощь им в этом окажут общество и государство.
Таким образом, принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», реализация положений которого по замыслу законодателя должны положительно повлиять на общее состояние криминогенной ситуации в стране. Административный надзор, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с учетом уже имеющегося опыта применения данного законодательства, являет собой своевременный и действенный, несмотря на имеющиеся проблемы в его применении, механизм влияния на уровень преступности и защиту законных интересов граждан, общества и государства. Эффективность которого зависит не только от совершенства нормативных актов, регулирующих его применение и профессионализмом должностных лиц, на которых возложены обязанности по его осуществлению, но и от отношения всего общества к вопросам противодействия преступности и активности жизненной позиции граждан к вопросам борьбы с преступлениями и правонарушениями.
Административный надзор, как правовой институт, в целом носит комплексный характер, а значит, регулирование данных отношений только методом административного предписания не может в полной мере обеспечить охрану прав и интересов субъектов. Однако непосредственная связь административного надзора с институтами Общей части уголовного права обусловлена установлением обязательного условия для осуществления административного надзора, в качестве которого является течение срока судимости, ибо только в пределах этого срока возможен данный надзор.
Содержание административного надзора составляют временные ограничения прав поднадзорных лиц, а именно: а) административные ограничения; б) обязанности поднадзорного лица; в) последствия нарушения административных ограничений или обязанностей поднадзорного лица; г) сроки административного надзора.
Однако обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации представляет собой обязанность, а не ограничение, обеспечивающую осуществление надзора. Перечень административных ограничений является исчерпывающим.
Законодательное закрепление перечня правовых ограничений позволяет суду дифференцированно, с учетом личностных особенностей поднадзорного применять соответствующие меры.
Обязанности поднадзорного лица определяются ст. 11 Закона «Об административном надзоре». Каждая из предусмотренных законом обязанностей обеспечивает: а) осведомленность надзорного органа о месте жительства, работы и фактического пребывания поднадзорного лица; б) возможность регулярного общения надзорного органа с поднадзорным лицом для контроля за соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением предусмотренных законом обязанностей.
Последствиями нарушения административных ограничений или обязанностей лицом, состоящим под административным надзором, являются установленные уголовным и законодательством об административных правонарушениях меры юридической ответственности. Однако санкции за уклонение от административного надзора или неоднократного несоблюдения установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений, установленные в ч.1. и ч. 2. ст. 314.1. УК РФ являются слишком мягкими и требуют более строгого наказания в виде лишения свободы.
Криминализация нарушения правил административного надзора осуществлена по качественному критерию - по направленности умысла деятеля, которая трактуется законодателем как признак, достаточный для придания административному правонарушению общественно опасного характера.
Сроки административного надзора их исчисление и приостановление определяют временный характер административного надзора, он устанавливается в пределах течения срока погашения судимости, и его окончание не должно выходить за момент погашения судимости.
Важным в комплексе мер организационно-правовой регламентации осуществления административного надзора является процесс достижения его целей, а именно предупреждение совершения новых преступлений. Предупреждение повторных преступлений, совершаемых поднадзорными, является индикатором эффективности практики его осуществления.
Для улучшения эффективности работы по предупреждению преступности и своевременного реагирования на негативные изменения оперативной обстановки рекомендуется:
- выявление и взятие на профилактический учет поднадзорных, склонных к совершению новых преступлений в период осуществления административного надзора;
- установление постоянного контроля за поведением и образом жизни поднадзорных, склонных к совершению правонарушений и преступлений;
- налаживание и поддержание социально полезных связей поднадзорных в период осуществления административного надзора, оказание им помощи в установлении и подержании социально полезных связей;
- своевременность реагирования на нарушение установленных судом ограничений в отношении поднадзорных;
- своевременное применение мер дисциплинарного взыскания за нарушения установленных ограничений и совершение административных правонарушений.
Законодательство стран СНГ в сфере постпенитенциарного контроля в своем большинстве основывается на одних и тех же правовых традициях. В силу этого в регламентации института надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, прослеживается больше сходства, чем различий.
В настоящее время в Республике Беларусь надзор является двухуровневым и осуществляется в формах: 1) профилактического
наблюдения; 2) превентивного надзора. Его нормативно-правовой основой служит Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь 2000 г., отменивший Закон Республики Беларусь от 10 февраля 1997 г., № 11-3 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. В Законе Украины от 1 декабря 1994 г. № 264/94-ВР «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор рассматривается как система временных принудительных профилактических мер наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осуществляемая органами внутренних дел. Законодательство об административном надзоре Республики Казахстан образуют Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Закон от 15 июля 1996 г. № 28-1 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». В Узбекистане - Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года № 750¬XII «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из учреждений по исполнению наказаний» и Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. № 2012-XII.
Можно прогнозировать, что дальнейшее совершенствование законодательства стран СНГ в сфере постпенитенциарного контроля будет проходить по пути упорядочения административных ограничений, симплификации их описания, расширения линейки прав поднадзорных лиц и упрощения механизма надзора за ними.
В заключение хочется отметить, что Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», безусловно, важный законодательный акт, который способный снизить уровень рецидивной преступности. Одним из ключевых моментов Закона является оказание индивидуального профилактического воздействия на тех, кто преступил закон и понес за это наказание.
Представляется, что эффективность работы по профилактике рецидивной преступности будет во многом зависеть не только от частоты визитов поднадзорного лица к участковому или к инспектору по осуществлению административного надзора, но и от того, насколько быстро поднадзорные лица смогут реализовать свое желание вернуться к обычной жизни, какую помощь им в этом окажут общество и государство.
Таким образом, принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», реализация положений которого по замыслу законодателя должны положительно повлиять на общее состояние криминогенной ситуации в стране. Административный надзор, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с учетом уже имеющегося опыта применения данного законодательства, являет собой своевременный и действенный, несмотря на имеющиеся проблемы в его применении, механизм влияния на уровень преступности и защиту законных интересов граждан, общества и государства. Эффективность которого зависит не только от совершенства нормативных актов, регулирующих его применение и профессионализмом должностных лиц, на которых возложены обязанности по его осуществлению, но и от отношения всего общества к вопросам противодействия преступности и активности жизненной позиции граждан к вопросам борьбы с преступлениями и правонарушениями.
Подобные работы
- Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Административный надзор в отношении лица, освобождаемого из мест
лишения свободы
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Административный надзор полиции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2018 - Надзор полиции за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом запретов и ограничений (Административная деятельность полиции, Восточно-Сибирский Институт МВД РФ)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Административный надзор (Бурятский Государственный Университет)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности участкового уполномоченного полиции по осуществлению административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2018 - Злостное нарушение правил административного надзора: уголовно - правовой и криминологический аспекты
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





