Институт изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
|
ВВЕДЕНИЕ
1. ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
1.1. История развития института изъятия земельных участков
1.2. Понятие и критерии категории «государственной и муниципальной нужды»
1.3. Изъятие земельных участков по законодательству зарубежных стран
2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
2.1. Понятие субъективного гражданского права на земельный участок
2.2. Виды субъективных гражданских прав на земельный участок
2.3. Правовые основания возникновения, ограничения и прекращения субъективных гражданских прав на земельный участок
3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ У ГРАЖДАН ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Современное состояние правового регулирования изъятия земельных участков у граждан для государственных и муниципальных нужд
3.2. Специфика нарушений прав граждан при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
3.3. Защита прав граждан при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
1.1. История развития института изъятия земельных участков
1.2. Понятие и критерии категории «государственной и муниципальной нужды»
1.3. Изъятие земельных участков по законодательству зарубежных стран
2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
2.1. Понятие субъективного гражданского права на земельный участок
2.2. Виды субъективных гражданских прав на земельный участок
2.3. Правовые основания возникновения, ограничения и прекращения субъективных гражданских прав на земельный участок
3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ У ГРАЖДАН ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Современное состояние правового регулирования изъятия земельных участков у граждан для государственных и муниципальных нужд
3.2. Специфика нарушений прав граждан при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
3.3. Защита прав граждан при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Институт изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд всегда являлся проблемным и спорным способом принудительного изъятия земельных участков по итогам анализа судебной практики. Во-первых, при изъятии земельных участков всегда соприкасаются несколько отраслей права - гражданское и земельное право, а в некоторых случаях жилищное право. Во-вторых, земельный участок выступает не только как объект собственности, но и является природным ресурсом, используемый в хозяйственной и иной экономической деятельности. Земельный участок охраняется как необходимая часть окружающей среды. В-третьих, в настоящее время суды общей юрисдикции и арбитражные суда все больше рассматривают споры, связанные с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Правовое регулирование процедуры изъятия земельных участков развивалось с экономическими и правовыми преобразованиями в стране. Это также связано с тем, что земельное право стала развиваться как отдельная, самостоятельная отрасль права.
В настоящее время в гражданском законодательстве существует проблема, связанная с отсутствием понятия «государственной и муниципальной нужды». В земельном законодательстве - это открытый перечень оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, отсутствие ответственности за не соблюдение процедуры изъятия земельных участков и др. Это и приводит к столкновению интересов государства и общества с интересами частных лиц - правообладателей земельных участков.
Так как изъятие земельных участков в настоящее время приобретает системный характер, а в некоторых случаях происходит в массовом порядке, процедура изъятия земельных участков и защита прав граждан при изъятии земельных участков приобретают социальное и экономическое значение.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с регулированием института изъятия земельных участков в гражданском праве.
Предметом в выпускной квалификационной работе выступает институт изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также институт защиты прав правообладателей при изъятии земельных участков.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, выявление проблем регулирования и поиск путей их решения.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить исторический аспект развития института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
2. Определить понятие категории государственной и муниципальной нужды;
3. Проанализировать законодательство зарубежных стран об изъятие земельных участков, определение схожих черт для разработки и введения международного документа по процедуре изъятия земельных участков;
4. Проанализировать нормы гражданского и земельного
законодательства в области оснований возникновения, изменения и прекращения субъективных прав на земельный участок;
5. Выявить особенности правового регулирования процедуры изъятия земельных участков;
6. Проанализировать способы защиты нарушенных прав при изъятии земельных участков.
Теоретической основой исследования стали труды ученых - Алтенгова О.Л., Аракельян Р.Г., Верещагина Д.В., Гринь Е.А., Клейменова, Е.С., Кучин С.А. Оболонкова Е.В., Поветкина Е.Л., Саъдуллаев Д.С., Сидорова Е. Л., Трубкин Н.В., Якушева Е.О. и др.
Эмпирическую основу работы составили Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ (часть первая), Земельный Кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Манифест об образовании Г осударственного Совета, Закон об утверждении основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле принята ВС СССР, нормативно-правовые акты зарубежных стран - Основной закон для Федеративной Республики Германия, Конституция Испании, Конституция Швеции, судебная практика.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также специальные методы: историкоправовой и формально-логический методы.
В соответствии с целью и задачами строилась и структура выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи выпускной квалификационной работы. В первой главе анализируется история развития института изъятия земельных участков в РФ и в зарубежных странах, дано понятие государственной и муниципальной нужды. Во второй главе рассматриваются субъективные гражданские права и их виды, основания возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав. В третьей главе выявляются особенности регулирования процедуры изъятия земельных участков, рассматривается специфика нарушений прав граждан при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В заключении делаются выводы и предложения.
Правовое регулирование процедуры изъятия земельных участков развивалось с экономическими и правовыми преобразованиями в стране. Это также связано с тем, что земельное право стала развиваться как отдельная, самостоятельная отрасль права.
В настоящее время в гражданском законодательстве существует проблема, связанная с отсутствием понятия «государственной и муниципальной нужды». В земельном законодательстве - это открытый перечень оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, отсутствие ответственности за не соблюдение процедуры изъятия земельных участков и др. Это и приводит к столкновению интересов государства и общества с интересами частных лиц - правообладателей земельных участков.
Так как изъятие земельных участков в настоящее время приобретает системный характер, а в некоторых случаях происходит в массовом порядке, процедура изъятия земельных участков и защита прав граждан при изъятии земельных участков приобретают социальное и экономическое значение.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с регулированием института изъятия земельных участков в гражданском праве.
Предметом в выпускной квалификационной работе выступает институт изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также институт защиты прав правообладателей при изъятии земельных участков.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, выявление проблем регулирования и поиск путей их решения.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить исторический аспект развития института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
2. Определить понятие категории государственной и муниципальной нужды;
3. Проанализировать законодательство зарубежных стран об изъятие земельных участков, определение схожих черт для разработки и введения международного документа по процедуре изъятия земельных участков;
4. Проанализировать нормы гражданского и земельного
законодательства в области оснований возникновения, изменения и прекращения субъективных прав на земельный участок;
5. Выявить особенности правового регулирования процедуры изъятия земельных участков;
6. Проанализировать способы защиты нарушенных прав при изъятии земельных участков.
Теоретической основой исследования стали труды ученых - Алтенгова О.Л., Аракельян Р.Г., Верещагина Д.В., Гринь Е.А., Клейменова, Е.С., Кучин С.А. Оболонкова Е.В., Поветкина Е.Л., Саъдуллаев Д.С., Сидорова Е. Л., Трубкин Н.В., Якушева Е.О. и др.
Эмпирическую основу работы составили Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ (часть первая), Земельный Кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Манифест об образовании Г осударственного Совета, Закон об утверждении основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле принята ВС СССР, нормативно-правовые акты зарубежных стран - Основной закон для Федеративной Республики Германия, Конституция Испании, Конституция Швеции, судебная практика.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также специальные методы: историкоправовой и формально-логический методы.
В соответствии с целью и задачами строилась и структура выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи выпускной квалификационной работы. В первой главе анализируется история развития института изъятия земельных участков в РФ и в зарубежных странах, дано понятие государственной и муниципальной нужды. Во второй главе рассматриваются субъективные гражданские права и их виды, основания возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав. В третьей главе выявляются особенности регулирования процедуры изъятия земельных участков, рассматривается специфика нарушений прав граждан при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В заключении делаются выводы и предложения.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы и предложения:
1. Отсутствие четкой формулировки категории «государственной и муниципальной нужды» приводит к повышению общественных интересов в виде изъятия земельных участков во вред частным интересам, поскольку правообладатели не понимают для каких целей, изымают их участки. Поскольку в законе отсутствует легальное определение понятия «государственной и муниципальной нужда», считаем необходимым закрепить в ст. 279 ГК РФ следующее определение: «Государственная и муниципальная нужда - есть потребности государства или муниципального образования в земельных участках, для удовлетворения интересов населения, принудительно отчуждаемых и возмещаемых, в установленном законом порядке».
2. Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков допускается
только в исключительных целях, т.е. изъятие должно быть особым и значимым. Однако, на наш взгляд, п.3 данной статьи оставляет перечень открытым,
устанавливая и «иные основания, предусмотренные ФЗ», и устраняет
исключительность, открывая больше возможностей для законодателя в установления оснований изъятия земельных участков. Считаем необходимым, перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд закрыть в виду того, что, во-первых, лицо, у которого изъяли земельный участок, претерпевает ряд неудобств, связанных с переездом на новое место и возникновением убытков, во-вторых, уполномоченные органы могут под этот перечень привести любое основание изъятия земельных участков.
3. Ст. 56.3 ЗК РФ вводит новые правила об изъятии земельных участков, заключающийся в том, что изъятие может быть осуществлено юридическими лицами, но только для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, целевой режим изъятия соблюдается. В судебной практике приведенный выше, (ИП доказывал, его земли изъяли не для муниципальных нужд, а фактически в интересах частных лиц, будущий объект должен перейти после окончания строительства в собственность застройщика), изъятие земельного участка, осуществлялось по ходатайству юридического лица для строительства объекта, после завершения, который переходит в собственность организации.
Необходимо исключить из ст. 56.3 ЗК РФ следующую нормы закона: «...так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией». Если оставить органам, принимающих решение об изъятии земельных участков, только функцию изъятия земельных участков, то это способно повлечь за собой нарушение гарантий изъятия именно для государственных и муниципальных нужд.
4. В ЗК РФ введена новая ст. 56.5 «Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд», согласно которой уполномоченный орган в случае изъятия земельного участка обязан разыскать правообладателей. Но может возникнуть ситуация, когда уполномоченный орган не исполняет свои обязанности по иску правообладателя, считая это тратой времени и денежных средств. В этой связи, предлагаем дополнить ст. 56.5 ЗК РФ п. 12: «Если выясниться, что уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не предпринял мер по поиску правообладателя земельного участка подлежащего изъятию, то правообладатель, чье право нарушено, имеет право обжаловать решение суда о признании за публичноправовым образованием права собственности на изъятый земельный участок».
5. Уполномоченный орган при изъятии земельных участков нарушает процедуру изъятия, поскольку полагает, что экономит средства и достигает поставленных целей. От этого страдают правообладатели земельных участков, т.к. не могут пользовать своим земельным участком. Необходимо дополнить ст. 282 ГК РФ п. 3: «В случае нарушения уполномоченными органами процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд правообладатель может потребовать компенсацию морального вреда».
6. При заключении соглашения о компенсации за изымаемый земельный участок, в нем учитываются сроки оплаты компенсации. Но возникают ситуации, когда земельный участок фактически изъят, а правообладатель до сих пор не получил за нее предусмотренную соглашением компенсацию. А законодательно срок ее погашения не установлен. Необходимо закрепить ст. 56.9 ЗК РФ срок, в течение которого уполномоченные органы обязаны возместить все расходы, которые понесут правообладатели при процедуре изъятия земельных участков.
7. При разрешении споров в судебном порядке, суды первой инстанции иногда не рассматривают факты, касающиеся сути дела, такие как имел ли право уполномоченный орган изымать земельные участки, соблюдается ли принцип исключительности. В этих случаях при подаче апелляции, выясняются данные факты, меняющие решение суда. Поэтому предлагаем дополнить ст. 282 ГК РФ новой нормой - ч. 3 в редакции: «Суд при рассмотрении исков об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд обязан проверить правомерность изъятия земельных участков по основаниям, установленным ст. 49 ЗК РФ».
1. Отсутствие четкой формулировки категории «государственной и муниципальной нужды» приводит к повышению общественных интересов в виде изъятия земельных участков во вред частным интересам, поскольку правообладатели не понимают для каких целей, изымают их участки. Поскольку в законе отсутствует легальное определение понятия «государственной и муниципальной нужда», считаем необходимым закрепить в ст. 279 ГК РФ следующее определение: «Государственная и муниципальная нужда - есть потребности государства или муниципального образования в земельных участках, для удовлетворения интересов населения, принудительно отчуждаемых и возмещаемых, в установленном законом порядке».
2. Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков допускается
только в исключительных целях, т.е. изъятие должно быть особым и значимым. Однако, на наш взгляд, п.3 данной статьи оставляет перечень открытым,
устанавливая и «иные основания, предусмотренные ФЗ», и устраняет
исключительность, открывая больше возможностей для законодателя в установления оснований изъятия земельных участков. Считаем необходимым, перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд закрыть в виду того, что, во-первых, лицо, у которого изъяли земельный участок, претерпевает ряд неудобств, связанных с переездом на новое место и возникновением убытков, во-вторых, уполномоченные органы могут под этот перечень привести любое основание изъятия земельных участков.
3. Ст. 56.3 ЗК РФ вводит новые правила об изъятии земельных участков, заключающийся в том, что изъятие может быть осуществлено юридическими лицами, но только для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, целевой режим изъятия соблюдается. В судебной практике приведенный выше, (ИП доказывал, его земли изъяли не для муниципальных нужд, а фактически в интересах частных лиц, будущий объект должен перейти после окончания строительства в собственность застройщика), изъятие земельного участка, осуществлялось по ходатайству юридического лица для строительства объекта, после завершения, который переходит в собственность организации.
Необходимо исключить из ст. 56.3 ЗК РФ следующую нормы закона: «...так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией». Если оставить органам, принимающих решение об изъятии земельных участков, только функцию изъятия земельных участков, то это способно повлечь за собой нарушение гарантий изъятия именно для государственных и муниципальных нужд.
4. В ЗК РФ введена новая ст. 56.5 «Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд», согласно которой уполномоченный орган в случае изъятия земельного участка обязан разыскать правообладателей. Но может возникнуть ситуация, когда уполномоченный орган не исполняет свои обязанности по иску правообладателя, считая это тратой времени и денежных средств. В этой связи, предлагаем дополнить ст. 56.5 ЗК РФ п. 12: «Если выясниться, что уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не предпринял мер по поиску правообладателя земельного участка подлежащего изъятию, то правообладатель, чье право нарушено, имеет право обжаловать решение суда о признании за публичноправовым образованием права собственности на изъятый земельный участок».
5. Уполномоченный орган при изъятии земельных участков нарушает процедуру изъятия, поскольку полагает, что экономит средства и достигает поставленных целей. От этого страдают правообладатели земельных участков, т.к. не могут пользовать своим земельным участком. Необходимо дополнить ст. 282 ГК РФ п. 3: «В случае нарушения уполномоченными органами процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд правообладатель может потребовать компенсацию морального вреда».
6. При заключении соглашения о компенсации за изымаемый земельный участок, в нем учитываются сроки оплаты компенсации. Но возникают ситуации, когда земельный участок фактически изъят, а правообладатель до сих пор не получил за нее предусмотренную соглашением компенсацию. А законодательно срок ее погашения не установлен. Необходимо закрепить ст. 56.9 ЗК РФ срок, в течение которого уполномоченные органы обязаны возместить все расходы, которые понесут правообладатели при процедуре изъятия земельных участков.
7. При разрешении споров в судебном порядке, суды первой инстанции иногда не рассматривают факты, касающиеся сути дела, такие как имел ли право уполномоченный орган изымать земельные участки, соблюдается ли принцип исключительности. В этих случаях при подаче апелляции, выясняются данные факты, меняющие решение суда. Поэтому предлагаем дополнить ст. 282 ГК РФ новой нормой - ч. 3 в редакции: «Суд при рассмотрении исков об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд обязан проверить правомерность изъятия земельных участков по основаниям, установленным ст. 49 ЗК РФ».
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2024 - Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Бакалаврская работа, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Правовое регулирование изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд
Бакалаврская работа, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Определение размера возмещения в связи с изъятием объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд
Магистерская диссертация, геодезия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Особенности изъятия земельных участков в целях комплексного развития территории
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Земельный участок как объект недвижимости (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Определение размера возмещения в связи с изъятием объектов недвижимости для
государственных или муниципальных нужд
Магистерская диссертация, земельно имущественные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





