Аннотация
Введение 3
1 Европейский миграционный кризис 2015-2016 гг. 17
1.1 Миграционный кризис: причины, статистика, миграционные
маршруты 17
1.2 Последствия миграционного кризиса 2015-2016 гг. для ЕС и
стран назначения 29
1.3 Ответные меры ЕС по урегулированию и преодолению
миграционного кризиса 41
2 Положение стран Вышеградской группы в условиях миграционного
кризиса в Европе 2015-2016 гг. 61
2.1 Особенности миграционной политики Вышеградской группы 61
2.2 Влияние миграционного кризиса 2015-2016 гг. на страны
Вышеградской группы 73
Заключение 83
Список использованных источников и литературы 87
Актуальность: В 2015-2016 гг. Европейский Союз столкнулся с крупным миграционным кризисом, имевшем для ряда европейских стран серьезные и важные последствия. Рост миграционного давления начался в 2011 г. в результате «Арабской весны», а к 2016 г. достиг пика, сопровождаясь войной в Сирии и террористическими атаками в странах - членах ЕС. На 2017 г. количество международных мигрантов составляло 258 млн. человек. В европейской части мира из них проживало 30 % . Весной 2024 г.
Международная организация по миграции (МОМ) опубликовала доклад, в котором сообщалось, что международных мигрантов в мире насчитывается 281 млн. человек, часть из которых (117 млн. человек) - это перемещенные лица в результате разных причин: стихийные бедствия, военные конфликты, насилие, гражданские войны, экологические проблемы и т.д. Самыми привлекательными местами для проживания международных мигрантов остаются страны-участницы ЕС, которые не всегда могут успешно принять и разместить их на своей территории. На современном этапе рост миграции продолжается, что может привести к новым проблемам для ЕС и стран- реципиентов.
Несмотря на тот, что неконтролируемые миграционные потоки, в частности незаконное пересечение границы, длительное время остаются одной из актуальных проблем ЕС, страны-участницы продолжают сталкиваться с вызовами, обусловленными масштабным притоком экономических мигрантов, стремящихся повысить качество своей жизни. ЕС начал реализовывать политику для успешной адаптации и интеграции прибывших мигрантов в европейское пространство. В 2014 г. принятые меры ЕС по работе с перемещенными лицами имели успехи, но в 2015-2016 гг. значительное увеличение притока лиц из Северной Африки и Ближнего Востока в ЕС привело к миграционному кризису, к чему страны - реципиенты оказались не подготовлены.
Данный кризис привел к пересмотру политики не только на уровне ЕС, но и отдельных ее членов. Например, Вышеградская группа (V4): Чехия, Польша, Словакия и Венгрия высказались в пользу пересмотра миграционного законодательства ЕС. Недовольство Вышеградской группы касалось создания системы обязательного квотирования, принятой для распределения прибывающих беженцев между странами-реципиентами с целью уменьшения миграционного давления на Грецию и Италию.
Таким образом, европейский миграционный кризис 2015-2016 гг. явился уникальным и важным событием для ЕС, изменившим облик Европы, так как перемещенные лица из Ближнего Востока и Северной Африки повлияли на экономику, законодательство, культуру и социальную среду стран назначения.
В рамках магистерской диссертации дается всесторонняя оценка миграционного кризиса в ЕС с учетом позиции его отдельных членов - стран Восточной Европы, высказавших несогласие с внесением поправок в миграционное законодательство ЕС и системой квотирования для распределения мигрантов. Выявление причин и последствий кризиса, а также понимание отношения Вышеградской группы может способствовать более эффективному управлению миграционными потоками и интеграции мигрантов в европейское общество в будущем, учитывая, что в настоящее время рост наплыва мигрантов в ЕС продолжается.
Настоящее магистерское исследование требует формирование конкретного понятийного аппарата, необходимого для концептуализации и анализа исследуемой проблематики. Термин «миграционный кризис» был впервые использован в 2015 г. зарубежными журналистами в общественном дискурсе, что подразумевает под собой естественное социальное явление, как миграция, во-первых, оно само по себе становится следствием совокупности проблем, вынуждающих массы людей искать безопасного убежища вне мест своего обычного проживания, а во-вторых, сопровождается проблемами и влечет последствия для обществ и государств, не имеющих адекватного ответа на такие вызовы. В том числе следует отметить разницу понятий «мигрант» и «беженец». Следует также иметь в виду разницу между мигрантами и беженцами. Так, мигранты (легальные, нелегальные) - это лица, сменившие страну своего проживания временно или постоянно. Беженцы - это лица, получившие статус беженца или другой вид международной защиты в определенном государстве. В том числе «просителями убежища» считаются лица, которые подали соответствующее прошение в силу определенных причин, а также их могут называть «экономическими мигрантами», находящимися в поисках места проживания с лучшими условиями для жизни, чем в странах происхождения.
Объектом исследования является миграционный кризис в странах ЕС в период 2015-2016 гг.
Предметом исследования выступают инструменты по работе с перемещенными лицами со стороны Вышеградской группы в условиях миграционного кризиса 2015-2016 гг.
Цель исследования - выявление содержания и особенностей отношения стран Вышеградской группы к системе квот в период миграционного кризиса 2015-2016 гг.
Исходя из цели работы были сформированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и сущность европейского миграционного кризиса в период 2015-2016 гг.
2. Определить проявления и последствия миграционного кризиса для стран ЕС с акцентом на Вышеградскую группу, включая социальные, экономические и политические аспекты.
3. Рассмотреть меры, предпринятые ЕС для преодоления миграционного кризиса, включая систему квот.
4. Оценить позицию стран Вышеградской группы (Польши, Чехии, Венгрии и Словакии) по отношению к системе квот и её влияние на общую миграционную политику ЕС.
5. Выявить ключевые факторы, определяющие позицию стран Вышеградской группы по вопросам миграции и распределения мигрантов, включая исторические, культурные и политические аспекты.
В качестве гипотезы выступает предположение, что отрицательное отношение Вышеградской группы к системе квот обусловлено комплексом взаимосвязанных факторов, включающих институциональные,
экономические и исторические особенности стран-участниц, а также различия между наднациональными приоритетами ЕС и национальными интересами стран-участниц. Данные аспекты повлияли на отношение стран Вышеградской группы к механизму перераспределения мигрантов, рассматриваемым как угрозу национальному суверенитету и безопасности.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с
2015 г. по 2016 г. Выбор нижней границы обусловлен тем, что с января по сентябрь 2015 г. в страны-реципиенты ЕС, оказавшиеся неподготовленными по причине резкого и бесконтрольного роста миграционного давления, прибыло более 700 тыс. перемещенных лиц. Данная кризисная ситуация оказала на ряд стран-участниц сильное миграционное давление, с которым они не были в состоянии самостоятельно справиться. На октябрь 2015 г. пришелся пик по количеству миграционных потоков, после чего рост прибытия международных мигрантов в ЕС снизился и пошел на спад. Выбор верхней границы исследования объясняется ослаблением миграционных потоков в
2016 г., сокращение которого стало особенным заметным в апреле.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией современных государств Вышеградской группы (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша), которые выразили несогласие с системой квот.
Степень изученности.
В рамках данного исследования был использованы широкий круг научной литературы, охватывающий различные области знания, такие как, экономика, социология, где раннее рассматривались различные аспекты миграционного кризиса 2015-2016 гг., а также ответные меры ЕС и позиция стран Вышеградской группы. Современная российская историография представлена большим количеством научных статей и монографий, которые были систематизированы в несколько тематических комплексов. Выбор научной литературы обусловлен спецификой темы магистерской диссертации.
Первый историографический комплекс представлен отечественной научной литературой, где рассматривается понятийный аппарат, используемый в настоящем исследовании, а также факторы и причины, положившие начало миграционному кризису 2015-2016 гг. К числу исследователей, внесших вклад в разработку данной проблематики, относится С. В. Рязанцев, чья работа помогла установить определение понятия «миграционный кризис», употребляемое в магистерской диссертации. В изучении данного вопроса также оказались полезны научные труды В. А. Ионцева, Л.Л. Рыбаковского, С.А. Степанова и Е.А. Ивановой , Гасанова Р.
М. , А. В. Пискун и др. В данных исследованиях рассматривается миграционная политика стран назначения и ЕС, но без детального освещения проблемы.
В осмыслении причин миграционного кризиса 2015-2016 гг. важную роль имеют работы российских ученых С. В. Русу и В. А. Медведя, Ю. А. Гриневой и др., где детальным образом рассматриваются политические, культурные, социально-экономические факторы, повлиявшие на рост миграционного давления на ЕС в изучаемый период.
Второй историографический комплекс рассматривает ответные меры ЕС на рост миграционного давления в изучаемый период. Миграционная политика подробным образом освещается в отечественных работах В. А. Валоха, В. А. Суворова, Н. А. Воронина, а также в исследованиях Н. Н. Большовой, В. В. Грицай, А. А. Хотивришвили, Н. Ю. Кавешникова, Е.В. Андреев, Н. А. Медушевский и Т. И. Нансия и др. В данных исследованиях обращается внимание на ответные меры ЕС, стран Вышеградской группы и стран-реципиентов на миграционный кризис 2015-2016 гг., включая политику мультикультурализма, а также методы по работе с перемещенными лицами, использованные впервые.
В статье Е. В. Хахалкиной и А. М. Погорельской обозревается эволюция политики ЕС в отношении стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АТК), включая период миграционного кризиса 2015-2016 гг. В исследование прослеживается мысль, что кризис представлял серьёзную опасность для ЕС в том числе из-за недостаточного развития стран АТК. В то же время как должное развитие могло помочь справиться с управлением миграционными потоками.
Крупным специалистом в отечественной науки по миграционному вопросу и сотрудником Института Европы РАН является О. Ю. Потемкина. В научных трудах исследователя уделяется внимание политике ЕС и Вышеградской группы по урегулированию кризису, а также анализируются мировые миграционные процессы. В частности, в исследованиях рассматриваются причины и факторы, вызвавшие рост миграционного давления в 2015-2016 гг.
Значительный вклад в изучение европейского миграционного кризиса внесла З. С. Бочарова, в чьих работах освещается законодательство ЕС в сфере миграции, а также степень его согласованности с национальным законодательством стран назначения. В частности, в трудах рассматриваются способы борьбы с нелегальным пересечения сухопутных и морских границ, включая методы управления миграционными потоками.
Третий историографический комплекс посвящен анализу влияния миграционного кризиса на ЕС, страны назначения и Вышеградскую группу. В частности, последствия миграционного кризиса изучались российским исследователем О. П. Бибиковой. В своей работе она рассматривает масштабны кризиса для стран назначения, различные потоки миграции из стран Ближнего Востока в Европу, а также ключевую мотивацию их перемещения за границу, включая последующие последствия для ЕС.
В статье исследователей А. И. Дубинин, Е. А. Коллегаев, К. Д. Масланов, Ш. Э. Мачадо Ортега анализируется влияние миграционного кризиса на Западную Европу с учетом проблем, возникших после приезда в европейское пространство перемещенных лиц с Ближнего Востока и Северной Африки. В том числе в труде обозреваются статические данные, особенности распределения мигрантов между европейскими регионами, а также отношения к ним местного населения.
Четвертый историографический комплекс затрагивает проблему адаптации и интеграции мигрантов в европейском социокультурном пространстве, включая анализ сопутствующих трудностей. Российские исследователи занимавшееся данным вопросом, - А. Ж. Закирова, Д. Б. Казарина, М. М. Мчедлова и др.
Для магистерской диссертации представляет ценность работа О. Е. Трофимова , где подробным образом освещается качественный и количественный состав перемещенных лиц, прибывших в ЕС в период миграционного кризиса, и процесс их интеграции в различных европейских обществах, включая Германию, Францию, страны Вышеградской группы и т.д. Кроме этого, автор монографии исследует отношение местного населения к мигрантам из мусульманских стран, отличавшееся особой сложностью в связи с существенными культурными и религиозными отличиями.
Пятый историографический комплекс представлен трудами Л. Н. Шишелина, Е. С. Хотькова, К. Смерина, посвященными рассмотрению позиции стран Вышеграсдкой группы по вопросу урегулирования миграционного кризиса. Однако в данных исследованиях не в полной мере раскрыты факторы, повлиявшие на особое отношение Вышеградской группы к системе квот, предложенной ЕС.
Кроме работ отечественных исследователей были использованы труды зарубежных авторов. Стоит отметить исследователей Европейского института миграционной политики Д. Таунсенда и К. Оумена. В их докладе представлены результаты интервью с мигрантами, где подробным образом освещается личный взгляд вынужденно перемещенных лиц на трудности в переселения в страны назначения: от поиска безопасного маршрута до опасностей, возникающих при взаимодействии с контрабандистами и торговцами людьми.
В свою очередь зарубежные исследователи П. Бергер и Т. Лукман в своей научной работе уделили внимание причинам европейского миграционного кризиса 2015-2016 гг., а также духовным ценностям мигрантов, исходя из их происхождения, условий жизни и уровня образования.
Кроме этого, в магистерской диссертации были использованы научные труды Л. Блока и С. Бонжура, а также С. Райтел, которые уделяют внимание процессу получения разрешения на право убежища вынужденным мигрантам в Европе, включая нормативно-правовой аспект.
Комплексным изучением европейского миграционного кризиса 20152016 гг., включая причины, этапы, ответные меры и потенциальные последствия, в своей научной работе занималась Т. Драгостинова.
В том числе изучением вопросов, связанных с нелегальной миграцией в Средиземноморье и на восточном маршруте в изучаемый период, занимались Афуксенидис, А. Путру, К. Кандилис, Г. Трамунтанис, А. Яннаки., но без учета последствий для стран назначения и просителей убежища. Другой зарубежный исследователь, М. Альмустафа, изучал гуманитарный кризис беженцев, вызванным массовыми притоком перемещенных лиц в лагеря, расположенные на миграционных маршрутах.
Таким образом, обзор научной литературы по теме магистерской диссертации представлен как отечественными исследованиями, так и зарубежными, для более полного понимания проблематики с учетом различных точек зрения.
Для успешного исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, историко-сравнительный анализ, метод работы со статистическими данными, контент-анализ.
С помощью анализа были исследованы отдельные части предмета исследования для определения причин миграционного кризиса, разделение его на этапы и определения последствий для ЕС и стран назначения. Историкосравнительный метод позволил, выявить различия в возможностях стран Вышеградской группы относительно других стран назначения, входящих в ЕС, по приему и размещению просителей убежища. В условиях кризиса 2015-2016 гг. статистический метод был использован для оценки масштабов кризиса и миграционных волн с целью определения качественного, этнического и количественного состава прибывших в ЕС, а также определения основных маршрутов миграции. Синтез был использован для объединения полученных данных и выявления связей между миграционной политикой стран- реципиентов и реакцией населения, а также ответными мерами на кризис ЕС и позицией по этому вопросу Вышеградской группы.
В частности, в исследовании были использованы такие принципы, как историзм, объективность, достоверность, системность, что позволяет всесторонне изучить тему магистерское диссертации с выявлением причинноследственных связей, объективных закономерностей и конкретных фактов по каждому исследуемому явлению....
В 2015-2016 гг. Европа столкнулась с беспрецедентным вызовом современности, известным как «миграционный кризис», который охарактеризовался масштабным притоком лиц, ищущих убежища в Европе, и неготовностью стран назначения и ЕС к сложившейся кризисной ситуации.
Стоит отметить, что ключевой целью данной работы являлось выявление содержания и особенностей отношения стран Вышеградской группы к системе квот в период миграционного кризиса 2015-2016 гг. В качестве гипотезы выступает предположение, что отрицательное отношение Вышеградской группы к системе квот обусловлено комплексом взаимосвязанных факторов, включающих институциональные,
экономические и исторические особенности стран-участниц, а также различия между наднациональными приоритетами ЕС и национальными интересами стран-участниц. Данные аспекты повлияли на отношение стран Вышеградской группы к механизму перераспределения мигрантов, рассматриваемым как угрозу национальному суверенитету и безопасности. В ходе выполнения задач гипотеза магистерской диссертации была подтверждена.
Начало миграционному кризису положила «Арабская весна» в странах Ближнего Востока и Северной Африки, дестабилизировавшая политическую и социальную обстановку в регионах, вынудив местное население отправиться на поиски убежища. Кроме этого, на решение о миграции влияли и другие факторы: гражданская война в Сирии, военные конфликты в Ираке и Афганистане, экономические трудности и социальное неравенство, а также репрессии и преследования. К тому же перемещенных лиц привлекали высокие социальные выплаты беженцам и либеральная миграционная политика, проводимая в ряде европейских стран. Однако последующий приток мигрантов поставил под вопрос способность ЕС успешно реализовывать ответные меры на кризисную ситуацию, чтобы минимизировать возможные последствия.
Основными странами происхождения мигрантов, прибывавших в Европу, являлись: Сирия, Афганистан, Ирак, Эритрея, Нигерия, Пакистан, Сомали, Иран. Так, одной из характерных черт миграционного кризиса 20152016 гг. стало слияние в один поток беженцев, ищущих защиты и безопасности, и экономических мигрантов, стремящихся улучшить условия жизни, переместившись в страны с более привлекательным уровнем экономического развития.
Таким образом, факторы, обусловившие миграцию, имеют как внешний характер, будучи связанными с нестабильной и опасной обстановкой для жизни в странах Ближнего Востоке и Северной Африке, так и внутренний, определяемый привлекательными условиями для жизни в странах назначения, включая предоставление беженцам жилье, доступ к образованию, питание и социальные выплаты.
Безусловно, миграционный кризис оказал долгосрочное влияние на страны-реципиенты. Изменения коснулись демографического состава стран назначения, что отразилось в приросте населения, увеличение этнических и расовых групп. В свою очередь, перемещенные лица столкнулись с дискриминацией, расизмом и ксенофобией со стороны местного населения. Конфликты происходили на религиозной и культурной почве, иногда перерастая в вооруженное противостояние с нанесением тяжелого вреда здоровью. При этом местное население опасалось терактов со стороны мигрантов, так как подобное раннее произошло во Франции и Германии.
В сложившихся условиях на политическом уровне изменилось миграционное законодательство как на региональном уровне, так и международном. В том числе, рост прибывающих просителей убежища привел к внутриполитической нестабильности в странах назначения, а также оказал дестабилизирующее влияние на единство ЕС.
В том числе прибывающие оказали влияние экономику стран- реципиентов, которые выделяли средства для ликвидации гуманитарного кризиса, а также социальных выплат беженцам и бесплатно предоставляли жилье, питание и доступ к образованию.
Помимо этого, кризис существенно затронул многие страны-участницы ЕС: Германию, Италию, Австрию, Грецию, Швецию и т.д., создав
неравномерную нагрузку на социальные службы государств. Не менее значимой проблемой для ЕС на фоне сложившейся ситуации стала деятельность организованных преступных и экстремистских групп, контрабандистов и торговцев людьми.
В свою очередь, ЕС, в попытке разрешить проблемы, вызванные активным ростом миграционного давления, использовал различные методы: от увеличения финансирования до усиленного контроля морских и сухопутных границ. К тому же ограниченность возможностей ЕС для быстрого и успешного реагирования на миграционный кризис побудила страны-участницы искать дополнительные инструменты смягчения ситуации и предотвращения серьезных последствий.
Так, между ЕС и Турцией было заключено соглашение о депортации беженцев, незаконно пересекших границу, с целью облегчить нагрузку на страны первого прибытия, такие как Греция и Италия. Данная практика оказала краткосрочный положительный эффект, но в долгосрочной перспективе имела недостатки, так как условия соглашения не были полностью выполнены, а темпы переселения были значительно медленнее запланированных.
В качестве меры по урегулированию кризисной ситуации было предложено введение механизма квотирования с целью перераспределения 160 тыс. просителей убежища между странами-участницами ЕС. Однако данное решение вызвало значительное сопротивление со стороны стран Вышеградской группы, которые отказались приминать беженцев по различным причинам. В результате страны-участницы не разместили на своей территории условленное количество просителей убежища, а Венгрия и Польша вовсе не приняли ни одного.
Отрицательное отношение Венгрии, Чехии, Польши и Словакии к механизму квотирования обусловлено комплексом взаимосвязанных факторов. Во-первых, предлагаемая система не учитывала социальноэкономические возможности стран Вышеградской группы, в частности, ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для успешной интеграции беженцев в местное сообщество. В том числе у стран-участниц присутствовали опасения, что прием беженцев окажет негативное воздействие на рынок труда и социальные службы. Во-вторых, отмечался дефицит институционального опыта в сфере приема и размещении большого количества вынужденно перемещенных лиц, особенно выходцев из мусульманских стран. В-третьих, существенное недовольство со стороны местного населения, выражавшееся в протестах и митингах. Кроме этого, страны выражали опасения по поводу внутренней безопасности, а также сохранения суверенитета и национальной идентичности. Совокупность данных факторов не способствовала принятию механизма квотирования и согласованию позиций с ЕС.
Влияние европейского миграционного кризиса 2015-2016 гг. на страны Вышеградской группы было не однородным. Венгрия, в отличие от других стран-участниц, являлась страной, в большей степени привлекательной для просителей убежища. Несмотря на различия в подверженности влиянию кризиса, общая миграционная политика Вышеградской группы характеризовалась жесткостью в течении всего рассматриваемого периода. Исключение составляли инициативы, направленные на оказание помощи странам происхождения и предоставление гуманитарной поддержки.
1. Беженец из лагеря «Мориа»: «Ситуация - хуже некуда» // Ntdtv.ru: сайт. URL: https://ntdtv.ru/72843-bezhenets-iz-lagerya-moria-situatsiya- huzhe-nekuda (дата обращения: 14.04.2025).
2. В Греции сгорел крупнейший лагерь мигрантов // Ria.ru: сайт. URL: https://ria.ru/20200909/migra 1576972463.html (дата обращения: 14.04.2025).
3. В Германии в 2015 году зарегистрировано почти 1,1 млн беженцев // Tass.ru: сайт. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2573044 (дата обращения: 31.03.2025).
4. В Швеции изыскивают способы научить иммигрантов работать // Sweden4rus.nu: URL: https://sweden4rus.nu/news/news?id=29737&Refresh Id=29737 (дата обращения: 15.02.2025).
5. В Европу хлынул поток беженцев // 25.hse.ru: сайт. URL: https://25.hse.ru/2015/pain (дата обращения: 16.02.2025).
6. Венгрия начала частичную мобилизацию резервистов из-за кризиса с беженцами // Tass.ru: сайт. URL: https://tass.ru/mezhdunarodna yapanorama/2275280 (дата обращения: 15.03.2025).
7. В 2015 году в ЕС въехали 1,5 миллиона нелегальных мигрантов // Tass.ru: сайт. URL: dw.com/ru-в2015-году-в-ес-въехали-1,518883342 (дата обращения: 14.02.2025).
8. В Прешево на юге Сербии за сутки прибыли 4 тысячи мигрантов // Tass.ru: сайт. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2278403 (дата обращения: 16.02.2025).
9. В Кельне задержали сотню выходцев из Северной Африки в новогоднюю ночь // Rbc.ru: сайт. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5 86938189a79476e57538f66 (дата обращения: 31.03.2025).
10. В Венгрии арестовали 174 человека при нелегальном пересечении границы // Ria.ru: сайт. URL: https://ria.ru/20150915/1253675147.html (дата обращения: 28.04.2025).
11. В итальянской Вероне запретили открывать кафе по продаже кебабов // Russian.rt.com: сайт. URL: https://russian.rt.com/article/151299 (дата обращения: 02.04.2025).
12. В Германии нашли применение мигрантам // Lenta.ru: сайт. URL:
https://lenta.ru/news/2015/09/10/germany_chan/ (Дата обращения:
04.03.2025)
13. В центре Лондона около 150 тыс. человек вышли на митинг против
мер жесткой экономии // Tass.ru: сайт. URL:
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3211912 (дата обращения: 04.04.2025).
14. В Венгрии возбуждено уголовное дело в отношении 5 мигрантов // Dailynewshungary.com: сайт. URL: https://dailynewshungary.com/ru/cri minal-proceedings-under-way-in-hungamigrantdetained/ (дата обращения: 06.04.2025).
15. В Кале в лагере беженцев произошли столкновения между
полицией и мигрантами // Ria.ru: сайт. URL:
https://ria.ru/20161023/1479814173.html (дата обращения: 06.04.2025)....157