🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Любовная лирика М. Ю. Лермонтова в школьном изучении (Башкирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №194408

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы45
Год сдачи2025
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАЧАЛО ПОЭТИЧЕСКОГО ПУТИ, РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. 12
1.1. Исследование эмоциональной насыщенности произведений Лермонтова и их влияние на развитие эмпатии и эмоционального интеллекта у школьников. 12
1.2. "М.Ю. Лермонтов и его историческая эпоха” 16
ГЛАВА 2. ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ 21
2.1. Влияние произведений Лермонтова на формирование личности и мировоззрения школьников 21
2.2. Школьное изучение любовной лирики Лермонтова: сравнительный анализ педагогических подходов 26
2.3. Уровень восприятия и осмысления лирики Лермонтова школьниками. 31
2.4. Разработка методических материалов для эффективного изучения любовной лирики Лермонтова. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Тема любви – одна из вечных тем поэзии. Некоторые поэты (художники, музыканты, да и просто не связанные с творчеством люди) посвящали всю свою жизнь, чтобы воспеть это прекрасное чувство, другие обращались к этой теме лишь в моменты угасания или подъема страсти к своей возлюбленной. Так или иначе, любовная тема затрагивала (и будет затрагивать на протяжении времени, пока жив человек) всех.
Большое значение тема любви имела и в лирике Лермонтова. Этой теме Лермонтов посвятил более трети своих стихотворений.
Личность героя любовных стихотворений сводилась к роли «носителя любви». Особенности его характера или его мировоззрения, могущие повлиять на его чувства, выявлялись далеко не всегда. Внешние обстоятельства, с которыми была связана любовная ситуация и которые воздействовали на нее, привлекали внимание авторов стихотворений лишь в редких случаях.
Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэта, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах Ю.М.Лотмана, Б.М.Эйхенбаума, И.В.Золотаревой, Т.И.Михайловой. С.И.Кормилов, С.В.Иванов, С.А.Леонов говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (И.П.Золотусский и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовавшая некоторые общие черты. Современники ассоциируют любовные мотивы с возлюбленными М.Ю.Лермонтова, описывая лишь отношения, их зарождение, развитие, разрыв. В учебниках тема любви раскрывается в кратком анализе нескольких любовных стихотворений, ограничивается их перечнем.
Данная работа представляет собой попытку обозначить любовные мотивы в творчестве поэта.
Актуальность темы «Любовная лирика Лермонтова» в школьном изучении:
Тема любовной лирики Лермонтова остаётся актуальной для школьного изучения по нескольким причинам:
1. Эмоциональная глубина и выразительность. Произведения Лермонтова отличаются яркой эмоциональностью и глубиной переживаний, что позволяет учащимся лучше понять и прочувствовать сложные человеческие эмоции. Это способствует развитию эмпатии и эмоционального интеллекта у школьников.
2. Отражение жизненных реалий. Любовная лирика Лермонтова отражает реальные жизненные ситуации и переживания, что делает его произведения близкими и понятными для молодёжи. Это помогает школьникам увидеть в литературе отражение своих собственных чувств и переживаний.
3. Развитие литературных навыков. Изучение любовной лирики Лермонтова способствует развитию литературных навыков учащихся, таких как анализ текста, выявление основных тем и мотивов, понимание художественных приёмов. Это важно для формирования грамотного читателя.
4. Воспитание эстетического вкуса. Знакомство с произведениями Лермонтова помогает воспитывать эстетический вкус у школьников, развивать их способность ценить и понимать красоту языка и поэзии.
5. Исторический и культурный контекст. Изучение любовной лирики Лермонтова также позволяет учащимся лучше понять исторический и культурный контекст эпохи, в которую жил и творил поэт. Это способствует более глубокому и всестороннему изучению литературы.
6. Влияние на формирование личности. Произведения Лермонтова могут оказать значительное влияние на формирование личности и мировоззрения школьников. Они помогают молодым людям лучше понять себя и свои отношения с окружающим миром.
Таким образом, изучение любовной лирики Лермонтова в школе актуально и важно для всестороннего развития учащихся, их эмоционального и интеллектуального роста.
Объект исследования: изучение любовной лирики Лермонтова.
Предмет исследования: приемы, методы и формы в школьном изучении любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
Цель исследования: изучить особенности любовной лирики Лермонтова и на основе изучения разработать методические рекомендации для учителей.
Задачи исследования по теме «Любовная лирика Лермонтова в школьном изучении» могут включать:
1. Анализ эмоциональной глубины и выразительности произведений Лермонтова для определения их потенциала в развитии эмпатии и эмоционального интеллекта у школьников.
2. Выявление конкретных жизненных ситуаций и переживаний, отражённых в любовной лирике Лермонтова, и их сопоставление с опытом современных подростков.
3. Разработка методических подходов для эффективного изучения любовной лирики Лермонтова, способствующих развитию литературных навыков учащихся (анализ текста, выявление основных тем и мотивов, понимание художественных приёмов).
4. Определение критериев для оценки уровня понимания и анализа произведений Лермонтова школьниками.
5. Разработка методов и приёмов, помогающих воспитывать эстетический вкус у школьников через знакомство с поэзией Лермонтова.
6. Изучение исторического и культурного контекста эпохи, в которую жил и творил Лермонтов, для более глубокого понимания его произведений и их значимости.
7. Оценка влияния произведений Лермонтова на формирование личности и мировоззрения школьников, определение возможных путей использования его творчества для позитивного воздействия на молодёжь.
8. Разработка рекомендаций для учителей по интеграции изучения любовной лирики Лермонтова в школьную программу с учётом современных образовательных стандартов и потребностей учащихся.
9. Анализ существующих методик преподавания любовной лирики Лермонтова в школе и выявление их сильных и слабых сторон.
10. Определение оптимальных форм и методов работы с текстом для активизации познавательной деятельности школьников при изучении любовной лирики Лермонтова.
Для решения поставленных задач, применяла следующие методы исследования: анализ литературы, сравнительная характеристика.
Теоретическая база курсовой работы на тему «Любовная лирика Лермонтова в школьном изучении» включает следующие источники и направления:
1. Работы по литературоведению, посвящённые творчеству М. Ю. Лермонтова. Исследования известных литературных критиков и учёных, анализирующие особенности его поэзии, помогут понять художественные приёмы и мотивы, используемые в любовной лирике. Например, труды В. А. Мануйлова, Б. М. Эйхенбаума, В. Г. Белинским и других.
2. Психолого-педагогические исследования по вопросам восприятия литературы школьниками. Работы, посвящённые особенностям восприятия и понимания поэзии детьми и подростками, помогут разработать эффективные методы изучения лирики Лермонтова в школе. Например, труды Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и других психологов.
3. Методические пособия и рекомендации по преподаванию литературы в школе. Работы методистов и педагогов, предлагающие конкретные приёмы и методы работы с текстом, помогут разработать рекомендации для учителей по изучению любовной лирики Лермонтова. Например, труды Т. Ф. Курдюмовой, В. Г. Маранцмана и других методистов.
4. Исследования по вопросам развития эмпатии и эмоционального интеллекта у школьников. Работы, посвящённые изучению влияния литературы на формирование этих качеств, помогут определить потенциал любовной лирики Лермонтова в этом направлении. Например, исследования в области психологии и педагогики, посвящённые эмоциональному развитию подростков.
5. Работы, посвящённые анализу исторического и культурного контекста эпохи, в которую жил и творил Лермонтов. Понимание особенностей эпохи поможет глубже понять мотивы и переживания поэта, а также значимость его творчества. Например, труды по истории и культуре России первой половины XIX века.
6. Статьи и исследования, посвящённые вопросам эстетического воспитания школьников. Работы, рассматривающие роль литературы в формировании эстетического вкуса и развитии художественных способностей, помогут разработать методы и приёмы, способствующие этому процессу через знакомство с поэзией Лермонтова.
7. Труды по теории и методике преподавания литературы. Исследования, посвящённые вопросам анализа текста, выявления основных тем и мотивов, понимания художественных приёмов, помогут разработать методические подходы для эффективного изучения любовной лирики Лермонтова.
8. Научные работы, посвящённые анализу восприятия и интерпретации литературных произведений различными возрастными группами. Исследования, рассматривающие, как школьники разных возрастов понимают и интерпретируют поэзию, помогут адаптировать методы изучения любовной лирики Лермонтова под разные возрастные группы.
Подробно теоретическую базу курсовой работы можно посмотреть в разделе “Список использованной литературы”.
Методологическая база курсовой работы на тему «Любовная лирика Лермонтова в школьном изучении» включает следующие подходы и методы:
• Сравнительно-исторический метод. Позволило мне рассмотреть эволюцию любовной лирики Лермонтова в контексте историко-культурной ситуации его времени и сравнить её с произведениями других поэтов того периода. Это помогло выявить особенности и новаторство Лермонтова.
• Литературоведческий анализ. Включает в себя методы анализа текста, выявления основных тем, мотивов и художественных приёмов. Это помогло глубже понять содержание и форму любовной лирики Лермонтова, а также её место в его творчестве.
• Психолого-педагогический анализ. Основываясь на трудах психологов и педагогов, были разработаны методы и приёмы, которые помогут школьникам лучше понять и интерпретировать любовную лирику Лермонтова. Это включает анализ особенностей восприятия поэзии детьми и подростками, а также методы развития эмпатии и эмоционального интеллекта.
• Системный подход. Рассматривает любовную лирику Лермонтова как часть его творческого наследия и как систему художественных образов, мотивов и приёмов. Это помогло выявить взаимосвязи между различными произведениями поэта и понять его творческий метод.
• Культурологический подход. Позволило рассмотреть любовную лирику Лермонтова в контексте культуры и традиций его времени. Это помогло понять, как поэт отражал в своих произведениях культурные и социальные реалии, и как его творчество влияло на развитие русской литературы.
• Метод герменевтики. Помогает интерпретировать тексты, учитывая их исторический и культурный контекст, а также особенности восприятия читателем. Это важно для правильного понимания и интерпретации любовной лирики Лермонтова школьниками.
• Деятельностный подход. Основываясь на нём, были разработаны методы и приёмы работы с текстом, которые будут стимулировать активную познавательную деятельность школьников.
• Метод анализа конкретных произведений. Подробное изучение отдельных стихотворений Лермонтова помогло выявить особенности его любовной лирики, а также разработать методы и приёмы их анализа в школе


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова.
Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: "Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то". Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а "полного блаженства", изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно - на меньшее поэт не согласен.
Любовная лирика Лермонтова создавалась на протяжении всей его короткой, но яркой творческой жизни (1828–1841). Она отражает личный опыт поэта, его сложные отношения с женщинами, а также романтическое мировоззрение.
В заключение своего исследования хочется подвести итоги:
В школьном изучении важно подчеркнуть, что любовная лирика помогает глубже понять внутренний мир поэта, его чувства и переживания. Это способствует более полному восприятию его творчества в целом.
Анализ стихотворений Лермонтова способствует развитию у школьников способности к восприятию и оценке художественной литературы, пониманию её красоты и глубины.
Исходя из вышенаписанного можно кратко обозначить, какие методы и приёмы могут быть использованы учителями для эффективного изучения любовной лирики Лермонтова в школе, например, анализ текста, сопоставление с другими произведениями, обсуждение тем и мотивов. Также можно сказать, что рассмотрение стихотворений Лермонтова помогает учащимся лучше понять и выразить свои эмоции, развивает их эмпатию и способность к сопереживанию.
Здесь можно упомянуть о возможности более глубокого изучения любовной лирики Лермонтова в старших классах, проведения сравнительного анализа с произведениями других поэтов, организации творческих работ на основе стихотворений.
Изучение любовной лирики Лермонтова в школьном курсе литературы имеет большое значение для всестороннего развития учащихся и способствует более глубокому пониманию русской классической поэзии.



Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова.
Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: "Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то". Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а "полного блаженства", изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно - на меньшее поэт не согласен.
Любовная лирика Лермонтова создавалась на протяжении всей его короткой, но яркой творческой жизни (1828–1841). Она отражает личный опыт поэта, его сложные отношения с женщинами, а также романтическое мировоззрение.
В заключение своего исследования хочется подвести итоги:
В школьном изучении важно подчеркнуть, что любовная лирика помогает глубже понять внутренний мир поэта, его чувства и переживания. Это способствует более полному восприятию его творчества в целом.
Анализ стихотворений Лермонтова способствует развитию у школьников способности к восприятию и оценке художественной литературы, пониманию её красоты и глубины.
Исходя из вышенаписанного можно кратко обозначить, какие методы и приёмы могут быть использованы учителями для эффективного изучения любовной лирики Лермонтова в школе, например, анализ текста, сопоставление с другими произведениями, обсуждение тем и мотивов. Также можно сказать, что рассмотрение стихотворений Лермонтова помогает учащимся лучше понять и выразить свои эмоции, развивает их эмпатию и способность к сопереживанию.
Здесь можно упомянуть о возможности более глубокого изучения любовной лирики Лермонтова в старших классах, проведения сравнительного анализа с произведениями других поэтов, организации творческих работ на основе стихотворений.
Изучение любовной лирики Лермонтова в школьном курсе литературы имеет большое значение для всестороннего развития учащихся и способствует более глубокому пониманию русской классической поэзии.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ