🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Работа №194392

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы112
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Чтение в культуре и культура чтения 17
1.1 Понятие «чтение» в современной научной мысли 17
1.2 Чтение как декодирование текста 22
1.3 Читатель - реципиент или соавтор? 27
1.4 Понятие «культура чтения» 34
2 Стратегии и практики чтения в культурном пространстве 42
2.1 Трансформации чтения в современном социокультурном контексте 42
2.2 Актуальные стратегии чтения, их соотношение и место в культуре 50
2.3 Современные форматы и практики чтения 59
3. Способы стимулирования читательской активности при расширении альтернативных источников получения информации 69
3.1 Новые виды читательской активности, реализующиеся в рамках самоорганизующихся
сообществах 69
3.2 Стратегии приобщения к чтению и формирование культуры чтения среди молодежи 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
ЛИТЕРАТУРА 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 108

Современная эпоха - XX-XXI век - характеризуется прорывом в интеллектуальной и технологической культуре. Мир глобально изменился даже за последние 30-40 лет. Стремительная динамика цивилизационных, политических, социокультурных процессов приводит к серьезным трансформациям в мировосприятии, мировоззрении и поведении людей, что требует своего внимательного рассмотрения и изучения. Культура не стоит на месте, это сложный динамичный процесс непрерывного развития человечества.
С трансформацией социокультурной ситуации меняется и отношение общества к чтению, и сам характер чтения. Поскольку на протяжении многих веков, чуть ли не до начала двадцатого столетия, чтение было занятием для интеллектуальной элиты, именно на эту категорию обращали внимания авторы, критики и издательства. Переход к индустриальному обществу сопровождался процессами демократизации в культуре. Рост городского населения, промышленный прогресс привели к увеличению числа образованного слоя населения, у которого появились время и возможности для того, чтобы читать и заниматься саморазвитием.
Таким образом, чтение перешло из элитарного досуга в массовый. С одной стороны, духовные ценности становятся доступны широким слоям общества. А с другой, массовая культура связана с упрощением и вульгаризацией, снижением вкусовых критериев. XXI век с его культурным и технологическим прорывом задает современному обществу много новых задач, в том числе и связанных с местом и ролью чтения в современном обществе. Демократизация культуры и внедрение новых информационных технологий во все сферы общества оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на чтение и читателей. Доступность книги, разнообразные форматы взаимодействия с текстом, дают читателю возможность творческой деятельности и самореализации.
Вместе с тем в XXI веке проявляются и негативные тенденции в области чтения и читательской культуры. В настоящее время много говорится об утрате литературоцентричной культуры, которая активно развивалась в России на протяжении XIX-XX веков. Говорят даже о кризисе чтения. Ю. П. Меленьтьева предлагает понимать под кризисом чтения «резкий упадок читательской культуры общества, существенное снижение интереса к чтению, читательской активности, компетентности на уровне общества». Данная ситуация порождена процессами глобализации, развитием и доступностью средств массовой информации с доминированием визуальной культуры и развитием индустрии развлечений. Несмотря на бурный рост и разнообразие книжной продукции, интерес читателей (особенно молодежи) к серьезной литературе снижается, в досуговом чтении современной молодежи преобладает развлекательная литература.
Цифровая культура сделала современного человека мало восприимчивым к сложным текстам, интерес к серьезной литературе, очевидно, снижается. Но было бы некорректно говорить о полной утрате интереса современного человека к чтению. Читателей не стало меньше. Однако совершенно точно можно сказать, что значительно изменился способ чтения и интерес к тому или иному роду текстов, что обусловлено меняющимися социальными реалиями и личными запросами человека в современном мире. Более того, современный человек читает постоянно: социальные сети и различные СМИ, рекламные плакаты буквально окружают его в повседневной жизни. Возможно, поэтому современный читатель стал менее восприимчив к объемным текстам, т.к. произошло пресыщение информацией. Люди читают, но часто не то, что публикуют издатели. Об этом говорит рост популярности самиздата, блогов по различной тематике, фанфикшен и другого рода любительской литературы.
Чтение в целом, а особенно чтение художественных произведений, позволяет человеку совершенствоваться. Если рассматривать данный вопрос в общекультурном контексте, то можно заметить, что чтение качественной литературы способно аккумулировать и передавать общечеловеческие ценности, обогащать устную и письменную речь читателей. Художественная литература развивает эстетический вкус читателя, расширяет его творческие, созидательные способности, т.к. работает с образным мышлением, погружает человека в разнообразные многомерные миры. Образное мышление дополняет рационально-логические подходы к явлениям, позволяя предлагать неординарные решения в разных сферах деятельности (сейчас говорят о дизайн-мышлении).
Изменения в практике чтения и восприятии читателем текста связано с цифровизацией процесса чтения. Электронные библиотеки предлагают доступ к огромному количеству различного рода текстов. Интересующую книгу можно найти в несколько кликов, и она не занимает много места. Кроме этого, электронный формат дает возможность читателю быть более мобильным - читать можно в любое время, в любом месте. Также растет популярность аудио формата, что позволяет современному человеку разгрузить визуальный канал восприятия.
Издательства принимают технический прогресс и гибко реагируют на изменения в современном обществе, предлагая не только различные форматы книг, но и различные формы взаимодействия с читателями. Проводятся различные литературные фестивали, ярмарки, театральные чтения, где в интерактивной форме читатель знакомится с миром классической и современной литературы. Различные учреждения культуры демонстрируют свежие тенденции, знакомят читателя с новыми авторами. Все эти мероприятия позволяют издателям лучше понимать мотивы и желания своего потенциального покупателя.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время читательская культура претерпевает серьезные изменения, что требует специального изучения. Чтение как особый вид деятельности сохраняет свое культурное значение в обществе, однако значительно изменилось поведение читателя: его отношение к чтению и стратегии взаимодействия с текстом, что еще не нашло комплексного осмысления в научном сообществе.
Объект исследования: HomoLegens («человек читающий») в
современной культуре.
Предмет исследования: современные стратегии чтения.
Цель данного исследования: выявление способов реализации
современных стратегий чтения в социокультурном пространстве.
Основные задачи, способствующие достижению поставленной в исследовательской работе цели:
1. Проследить развитие понятия чтения в контексте культуры.
2. Выделить основные тенденции взаимодействия читателя с текстом.
3. Рассмотреть особенности современной культуры чтения.
4. Обозначить факторы, влияющие на выбор стратегии чтения.
5. Выявить новые виды читательской активности.
6. Определить возможные форматы работы с читателем, способствующие повышению читательской культуры.
Следует отметить, что при рассмотрении общих процессов трансформации читательской культуры в современную эпоху фокус внимания исследователя в данной работе сосредоточен преимущественно на молодом читателе и в основном на чтении художественной литературы.
Проблема исследования: В условиях стремительных глобальных изменений (на волне развития современных технологий, информационной революции, модернистских и постмодернистских отрицаний, размывания уникальности культур) современное общество столкнулось с проблемой сбережения и творческого развития накопленного человечеством культурного наследия. И в этом контексте - необходимости сохранения такой практики как чтение, использования его воспитательного и образовательного потенциала, поиска эффективных форм развития читательской культуры как культивирования способности серьезного и продуктивного общения с текстом.
Новизна работы состоит в том, что в ней предложен последовательный культурологический подход к исследованию проблемы чтения, выявлена общекультурная значимость этого процесса, представлено чтение как необходимая практика в передаче и развитии культурного опыта. В работе осмыслены разные аспекты взаимосвязи чтения с культурой современной эпохи, комплексно и подробно анализируются изменения в читательской культуре современности: новые стратегии чтения и виды читательских практик, процесс трансформации роли чтения в молодежной среде, рассматриваются условия выбора стратегий чтения у современных читателей в условиях изменившегося социокультурного контекста. Также выделяются некоторые актуальные формы, способствующие росту интереса молодежи к чтению, повышению читательской активности.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования определяется возможностью использования его результатов для дальнейшего комплексного анализа чтения как важной составляющей части формирования современной культуры, в разработке учебных курсов, как в общеобразовательных организациях, так и в высших учебных заведениях. Также результаты исследования могут быть использованы для планирования и проведения социокультурных мероприятий по повышению читательской активности среди подростков и молодежи.
Степень теоретической разработанности проблемы. Чтение и его отдельные аспекты внимательно изучались в рамках разных дисциплин. В контексте педагогических исследований чтения рассматривались работы Н.Н. Сметанниковой и И.В. Лизуновой. С психологической точки зрения чтение исследуют Н.Н. Светловская и О.Р. Тучина. Н.А. Стефановская предлагает рассматривать природу чтения на основании историкосоциологического анализа. Чтение, как социальный институт, представлено в работах Л.Д. Гудкова, Б.В. Дубина, Н.А. Зоркой, М.М. Самохиной, Н.Д. Юмашевой. Для описания природы чтения, осмысления ее социальных и культурных компонентов были рассмотрены работы Ю. П. Меленьевой, В.Я. Аскаровой. В литературоведческом и культурологическом аспектах чтение рассматривается в фундаментальных работах Ю.М. Лотмана и М.М. Бахтина, раскрывающих природу текстов (не только литературных, но и любых текстов культуры), их функционирование в культурном пространстве и алгоритмы их прочтения.
Рассматривая процесс декодирования текста и восприятие читателем мира художественного произведения в рамках исследования был проанализирован герменевтический подход Ф. Шлейермахера. Также был рассмотрен подход к восприятию художественно текста рецептивной критикой (В. Изер, С. Фиш). Кроме того, интересный опыт в рассмотрении данного вопроса представляют структуралистские и постструктуралистские исследования Р. Барта. Процесс трансформации роли читателя в пространстве художественного текста рассматривают А. И. Белецкий, А. Ю. Большакова, М. А. Черняк, И. А. Бутенко. Так, А.И. Белецкий в своих работах разграничил понятие "читатель" на читателя "идеального" - скрытого в самом тексте, и читателя "реального" - читающую публику. И.А. Бутенко в своих работах подробно изучает социологию чтения, выделяет и анализирует различные типы читателя, подходы к повседневной практике чтения, мотивы и задачи современного читателя и его взаимодействие с книжной культурой.
Вопросы развития современной культуры чтения, читательской грамотности и интереса к книгам у широкого круга читателей разрабатываются в трудах Т.Г. Галактионовой, Ю.П. Мелентьевой, Н.А. Рубакина и др. В историко-культурном контексте о ценности чтения писали У. Эко, Ф. Барбье, и Р. Шартье.
Рассматривая современные стратегии чтения как вектор работы с молодым читателем, способствующий росту интереса молодежи к книге, который, в свою очередь, способствует общекультурному развитию личности и общества в целом, в диссертации были использованы работы J, Manuel, S. Brindley, Г.В. Пранцовой и Е.С. Романичевой. Проблема формирования и интеграции в жизнь современного общества новых форматов и практик чтения освещена в работах И.А. Чудовой, И.А. Бутенко. Разработкой проблемы аудиочтения и его места в повседневных читательских практиках занимаются В.Ю. Баль и M. Rubery. В работах В.П. Чудиновой и Ю.П. Мелентьевой, рассматривается аспект активного читательского включения в мир художественного текста, анализируются новые виды читательской активности и их влияние на культуру чтения. Конкретные виды читательской активности и их включение в практику продвижения чтения среди молодого поколения рассматривают Т. Д. Рубанова, М. П. Абашева, Е.Г. Ефимов и А.Е. Ефимова. Этот опыт исследований темы был использован в данной магистерской диссертации.
Подходы и методы исследования. Культурологический подход, включающий, некоторые аспекты социологии, педагогики,
литературоведения, дал возможность поднять рассмотрение вопроса о чтении на новый уровень, предложить более емкое, многомерное видение чтения как феномена культуры, исследовать динамику читательской культуры в изменяющемся социокультурном пространстве.
В ходе работы был использован исторический метод, позволяющий проследить динамику развития чтения и читательской культуры.
Аналитический метод применялся для классификации новых форматов и практик чтения, выявления их достоинств и недостатков. Компаративный метод позволяет сравнить стратегии и техники чтения, выявить изменения в процессе чтения в контексте культурной динамики.
Использование методов литературоведческого анализа понадобилось при выявлении специфической художественно-эстетической природы произведений литературы, понимания проблем их создания, прочтения и восприятия - как с позиций традиционной исторической поэтики, так и современной семиотики. Обращение к структурно-семиотическому методу исследования осуществлялось при попытке выявить структуру процесса чтения, а также при рассмотрении особенностей прочтения литературных текстов по аналогии с декодированием текстов культуры.
Для изучения тенденций в развитии современной культуры чтения, читательских предпочтений молодежи использовалась социологическая методика, которая включает анкетирование, наблюдение, а также анализ документации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследование чтения в культурологическом аспекте, интегрирующее опыт изучения его с позиций педагогики, психологии, литературоведения, социологии, дает наиболее емкое, многогранное понимание этого процесса. Оно позволяет выявить его общекультурное значение, увидеть в нем сложный феномен культуры, который предполагает трансляцию и освоение (через расшифровку закодированных символов) культурного опыта человечества и, таким образом, оказывается необходимым социальным инструментом (практикой), органично встроенным в глубинные механизмы развития культуры. Культурологический подход позволяет выявить разные аспекты взаимосвязи чтения и культурной среды.
2. Социокультурные факторы современности меняют читателя - и эти изменения носят как позитивный, так и негативный характер. С одной
стороны, читатель становится активным субъектом литературного процесса, способным к творческому переосмыслению и переработке авторских текстов, самовыражению (от постмодернистских форм общения автора и читателя до разнообразной фан-литературы). С другой стороны, появление
многочисленных альтернативных вариантов получения информации и проведения досуга, приоритет визуальной культуры, стремительная динамика современных социокультурных процессов снижают интерес к чтению качественной художественной литературы, требующей серьезной духовной работы.
3. Процессы, протекающие в современном обществе, формируют новую культуру чтения. Она заключается в изменении стратегий и практик чтения. Это могут быть стратегии, которые выстроены, как индивидуально, в соответствии с потребностями конкретного читателя, так и более широко, формирующиеся в рамках образовательной или культурно-просветительской деятельности. Современная эпоха представляет разное наполнение, характер и соотношение читательских стратегий: предтекстовых, стратегий текстовой деятельности, рефлексивных, коммуникативных, интерактивных. Каждая из категорий имеет собственный набор практик, техник, форматов чтения. В социокультурной деятельности, направленной на популяризацию чтения в молодежной среде, больший акцент делается на предтекстовые и рефлексивные стратегии.
4. На изменения, происходящие в культуре, наиболее чутко реагируют молодые читатели. Именно молодежная среда наиболее активно использует возможности современных форматов чтения, но она же ярко отражает и негативные тенденции в развитии читательской культуры. Для актуализации интереса молодежи к чтению, наряду с традиционными методами, используемыми педагогами, работниками библиотек, издателями и органами власти, необходимо искать и активно использовать новые формы взаимодействия с молодым читателем, подсказанные современной социокультурной ситуацией, опирающиеся на ресурсы информационных технологий и созвучные психологии, мотивациям, ценностям современной молодежи (квесты, подкасты, читательские форумы в интернете, блоги, фан- платформы, челенджи и др.)
Апробация результатов исследования. Некоторые теоретические аспекты, содержащиеся в работе, нашли отражение в выступлении автора на научной конференции «Этюды Культуры» в г. Томске в 2019 году. В 2020 году автор успешно защитила выпускную квалификационную работу бакалавра на тему «Трансформация роли читателя в пространстве современной культуры». Также некоторые моменты данной магистерской диссертации освещены в статье «Читатель как научная проблема», опубликованной на образовательной онлайн-платформе «Инфоурок» в 2021 году.
Структура работы:
Исследование включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, три приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе данного исследования были поставлены и рассмотрены такие задачи как: проследить развитие понятия чтения в контексте культуры, выделить основные тенденции взаимодействия читателя с текстом, рассмотреть особенности современной культуры чтения, обозначить факторы, влияющие на выбор стратегии чтения, выявить новые виды читательской активности. Также в работе были предложены формы взаимодействия с молодым читателем, которые способствуют росту популярности чтения среди молодежи.
На основе изученного в ходе исследования материала, можно сделать следующие выводы.
Чтение - базовое культурное умение, принципиально важное для усвоения культурного опыта. Исследование данного феномена включает в себя разные научные подходы. Процесс чтения интересует культурологов, литературоведов, педагогов, сотрудников библиотек. Осмысление природы чтения и его функций включает в себя психологический и социологический контексты. В рамках данного исследования сущность чтения рассматривается сквозь призму культурологического подхода, интегрирующего различные подходы к трактовке чтения в современном мире. Комплексное рассмотрение проблемы чтения позволяет трактовать его в исследовании максимально широко, а именно как феномен культуры, социокультурную практику, в основе которой лежит деятельность по усвоению культурного опыта через расшифровку текстов, а также как особый социальный институт, который связывает индивидуальные действия авторов и читателей, упорядочивает социальные отношения и включает в себя систему определенных норм, традиций, символов и знаний. Культурологический взгляд на чтение, представленный в данной работе дает возможность проследить взаимосвязь чтения и культурной среды.
Процессы, происходящие в настоящее время в культуре, значительно трансформируют повседневную жизнь человека - глобализация и цифровизация всех сторон жизни, влияние массовой культуры на вкусы и стремления обществ, стремительная динамика социокультурного развития формируют новую реальность, которая затрагивает и чтение. Во второй половине XX века под влиянием постмодернизма формируется новая концепция чтения. Она предполагает отсутствие единого, изначально заложенного автором смысла текста, и свободу интерпретаций. С одной стороны читатель становится активным участником творческого процесса, способным к творческому переосмыслению и переработке авторских текстов. С другой, демократизация всех сторон общественной жизни и активное развитие цифровых технологий приводят к кризисным явлениям в культуре чтения - снижению интереса к качественной художественной литературе, упрощению вкусов, стремлению к быстрому получению информации.
Изменение социокультурной среды приводит к трансформации культуры чтения. Данный термин достаточно широк. Во-первых, он подразумевает неотъемлемую часть процесса социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям. Во-вторых, человек, обладающий культурой чтения, способен осознанно выбирать тематику чтения, глубоко понимать прочитанное, качественно усваивать информацию.
Новые форматы чтения (электронное чтение, интернет чтение, аудио чтение, графическая книга) подразумевают и новые подходы к процессу чтения, восприятию и осмыслению художественного произведения. Все это способствует поиску новых стратегий чтения. Стратегия чтения - индивидуальная траектория работы с текстом, она включает в себя использование различных методик работы с текстом, техник чтения, форматов книги и возможности их комбинаций для успешного достижения читательских целей. Усвоение молодым читателем базового понимания стратегий чтения в усложнениях изменчивого социокультурного 93
пространства и появление новых форматов работы с текстом способствуют формированию культуры чтения в обществе.
Современная культура открывает читателю возможность для самовыражения. Интернет-сообщества книголюбов, фан-платформы, книжные блоги различных форм и направленностей дают возможность взаимодействия читателей с миром литературы и друг с другом. Творческие читательские практики находятся на стыке чтения и письма, размывая границы между автором и читателем.
Особенно остро на изменения в культуре и обществе реагирует молодое поколение. Молодёжь, воспитанная в цифровую эпоху с доминирующим визуальным каналом восприятия, стремлением к получению быстрой и доступной информации менее охотно вовлекается в процесс чтения сложной литературы.
Для повышения интереса молодежи к чтению необходимо вырабатывать новые методы и формы работы с молодой аудиторией со стороны органов власти, издательств, библиотек, и педагогов. среди эффективных способов взаимодействия с молодыми читателями наиболее продуктивными являются форматы, опирающиеся на цифровые ресурсы и отвечающие ценностным установкам молодежи. учитывающие их психологические особенности (квесты, подкасты, читательские форумы в интернете, блоги, фан-платформы, челленджи и др.). Это подтверждает практическая часть исследования, которая включает в себя работу с молодым читателем.
В работе сосредоточено внимание на молодых людях от 15 до 18 лет, преимущественно учениках старшей школы. В данном возрасте уже сформированы базовые навыки чтения и правильная стимуляция читательской активности подростков может увеличить интерес к чтению, развить умение взаимодействовать с текстом творчески (анализировать, оценивать, комментировать). В работе представлены варианты 94
нестандартных форматов привлечения молодежи к чтению, которые основываются на возрастной психологии, интересах молодежи, применении цифровых и медиа платформ, способствующих росту читательской активности.
Данное исследование показывает неиссякающий интерес современного молодого поколения к чтению, подчеркивает возможности его стимулировать, гибко направлять, тем самым культивировать и развивать высокую читательскую культуру.


1. Абашева, М. П. Блоглитература как феномен: опыт Евгения Гришковца / М. П. Абашева, Т. О. Максимова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология , 2017. - Т. 9.- Вып. 4. - С. 103-104.
2. Адлер М. Руководство по чтению великих произведений/ пер. с англ. Л. Плострак. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 344 с.
3. Алексеевский М. Д. Домашние библиотеки в современной России: практики хранения и систематизации прочитанных книг // Вестник Марийского государственного университета, 2014. Т. 15. № 3. - С. 55-63
4. Аскарова, В. Я. Изучение читателей в контексте социальной и культурной ситуаций // Вестник Челяб. гос. ун-та, 2000. - № 1. - С. 108 - 120
5. Аскарова В. Я, Зубанова Л. Б Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии / В. Аскарова, Л. Зубанова // Вестник МГУКИ. 2018. №5 (85). [Электронный ресурс] : URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie- detskogo-i-yunosheskogo-chteniya-v-epohu-tsifrovoy-realnosti-aktualnye- issledovatelskie-i-proektnye-strategii (дата обращения: 12.01.2024).
6. Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики : сб. статей / В. Ф. Асмус. - Москва : Искусство, 1968. - 654 с.
7. Баль В. Ю. «Аудиочтение как современная модификация слухового чтения». // Вестн. Том.гос. ун-та. Культурология и искусствоведение, 2019. №36. - С 5-12.
8. Баль В. Ю. «Звучащие книги» в современной издательской индустрии // Книга. Книгоиздание, 2018. № 17. - С. 91-101.
9. Баль В. Ю. Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал - новые форматы медиа-пространства // Библиосфера, 2020. - № 1. - С. 56-63
10. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Р. Барт— М., 1989. - 616 с.
11. Барт, Р. SZ. / Р. Барт— М., Академический проект, - 2009. - 373 с.
12. Барт Р. О чтении. Система моды. Статьи по семиотике культуры. / Р. Барт - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 497 с.
13. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. / М. Бахтин СПб.: Азбука, 2000. - 295 с.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. / М. Бахтин - М., 1989. - 281 с.
15. Беленцов, С. И. Читательская активность как
социальнопедагогический феномен / С. Беленцов, О. Малыхина // Известия ЮгоЗапад. гос. ун-та. Сер., Лингвистика и педагогика. - 2016. - № 3(20) - С. 115 - 125....113


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ