Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ «СОШ №2» п. Чернянка Белгородской области.
Выборка: 20 учеников 8«Б» класса и 20 родителей.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи между стилем детско-родительских отношений и уровнем учебной мотивации школьников……… ……6
1.1 Понятие и сущность учебной мотивации……6
1.2 Возрастные особенности учебной мотивации школьников………..10
1.3 Влияние стиля детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников13
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и учебной мотивации школьников 18
2.1 Организация и методы исследования……18
2.2 Анализ результатов психологического исследования……………22
2.3 Рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации школьников…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….35
Особое внимание в отечественной и зарубежной педагогической психологии уделяется проблеме учебной мотивации школьников. Мотивация является стимулирующей основой психической жизни человека, определяющей активность его поведения. Учебная мотивация имеет свои характерные отличия в каждой возрастной категории. Однако по результатам исследований во всех школьных возрастных группах наблюдается тенденция к увеличению числа обучающихся с низким уровнем учебной мотивации. Это может послужить причиной снижения уровня знаний обучающихся, что приведет к падению уровня образования в стране. Именно поэтому данная проблема занимает одно из ключевых и ведущих мест в научных исследованиях. Она связана с радикальным изменением образовательной системы, завышенным уровнем требований к учащимся, усложнением образовательных программ, что, в связи с разным уровнем умственных способностей, препятствует включению в образовательный процесс всех обучающихся. Одной из главных причин снижения уровня учебной мотивации определяют слабую психолого-педагогическую подготовку родителей. В трудах отечественных педагогов сформулированы положения, определяющие мотивацию учения как неотъемлемый компонент всестороннего развития личности. Особый интерес в сфере научных исследований уделяется определению факторов, влияющих на учебную мотивацию школьников. Взаимосвязь социальных и познавательных мотивов делает очевидным влияние детско-родительских отношений на уровень учебной мотивации школьников.
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество научных исследований, на практике не достаточно изучен фактор влияния детско-родительских отношений на уровень учебной мотивации школьников. Важность изучения и решения данной проблемы связана с тем, что мотивация учения является ключевым компонентом учебной деятельности и во многом определяет ее результативность. Психолого-педагогическая профилактика снижения учебной мотивации имеет большое значение для развития у школьников приемов целеполагания, ценностного отношения к самообразованию и саморазвитию, что необходимо для формирования полноценной личности.
Проблема исследования: каковы особенности влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников?
Цель исследования: выявление особенностей детско-родительских отношений как фактора влияния на учебную мотивацию школьников.
Объект исследования: учебная мотивация школьников.
Предмет исследования: детско-родительские отношения как фактор влияния на учебную мотивацию школьников.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилем детско-родительских отношений и уровнем учебной мотивации школьников.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психологической литературы по проблеме учебной мотивации школьников и факторов, на нее влияющих.
2. Подобрать соответствующие методики психологического исследования.
3. Выявить взаимосвязь между учебной мотивацией школьников и стилем детско-родительских отношений.
4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по повышению уровня учебной мотивации школьников.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, интерпретация), эмпирические(психодиагностические методики), методы количественной обработки данных.
Конкретными методиками исследования выступили:
- опросник родительских отношений А.Я.Варги и В.В. Столина
- методика изучения мотивации обучения обучающихся 8 класса М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2» п. Чернянка Белгородской области. В нем приняли участие обучающиеся 8 «Б» класса и их родители. Общее число испытуемых составило 40 человек: 20 учеников и 20 родителей.
Целью нашего исследования было выявление особенностей детско-родительских отношений как фактора влияния на учебную мотивацию школьников. Мы предположили, что существует взаимосвязь между стилем детско-родительских отношений и уровнем учебной мотивации школьников.
Изучив теоретические аспекты понятия «учебная мотивация» можно сделать вывод, что учебная мотивация влияет на формирование мотивационной сферы человека и находится под воздействием социальной среды, возрастных и индивидуальных особенностей учащегося. С возрастом происходит смена ведущего вида деятельности и числа личностно значимых мотивов, что создает условия для изменения уровня учебной мотивации. Главным фактором воздействия на мотивацию учения является стиль детско-родительских отношений, который во многом определяет систему взглядов ребенка на учебный процесс и на самого себя в целом. Наиболее благоприятен для формирования высокого уровня мотивации и гармоничного развития личности демократический стиль детско-родительских отношений.
Целью экспериментальной части нашего исследования является выявление взаимосвязи уровня учебной мотивации и стиля детско-родительских отношений.
Анализируя результаты проведенных нами психодиагностических методик можно прийти к выводу, что существуют особенности учебной мотивации учащихся с разным стилем детско-родительских отношений. Чем выше уровень мотивации учения, тем больше детско-родительские отношения характеризуется чертами демократического стиля. Таким образом, можно сказать, что для детей с высоким уровнем мотивации характерны более демократические отношения в семье, чем для детей с нормальным (средним) и сниженным уровнем учебной мотивации.
В целом, по итогам проведения исследования, можно сделать вывод, что цель его достигнута, гипотеза подтверждена.