🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников (Белгородский Госудaрственный Нaционaльный Исследовaтельский Университет)

Работа №194385

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ «СОШ №2» п. Чернянка Белгородской области.
Выборка: 20 учеников 8«Б» класса и 20 родителей.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи между стилем детско-родительских отношений и уровнем учебной мотивации школьников……… ……6
1.1 Понятие и сущность учебной мотивации……6
1.2 Возрастные особенности учебной мотивации школьников………..10
1.3 Влияние стиля детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников13
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и учебной мотивации школьников 18
2.1 Организация и методы исследования……18
2.2 Анализ результатов психологического исследования……………22
2.3 Рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации школьников…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….35

Особое внимание в отечественной и зарубежной педагогической психологии уделяется проблеме учебной мотивации школьников. Мотивация является стимулирующей основой психической жизни человека, определяющей активность его поведения. Учебная мотивация имеет свои характерные отличия в каждой возрастной категории. Однако по результатам исследований во всех школьных возрастных группах наблюдается тенденция к увеличению числа обучающихся с низким уровнем учебной мотивации. Это может послужить причиной снижения уровня знаний обучающихся, что приведет к падению уровня образования в стране. Именно поэтому данная проблема занимает одно из ключевых и ведущих мест в научных исследованиях. Она связана с радикальным изменением образовательной системы, завышенным уровнем требований к учащимся, усложнением образовательных программ, что, в связи с разным уровнем умственных способностей, препятствует включению в образовательный процесс всех обучающихся. Одной из главных причин снижения уровня учебной мотивации определяют слабую психолого-педагогическую подготовку родителей. В трудах отечественных педагогов сформулированы положения, определяющие мотивацию учения как неотъемлемый компонент всестороннего развития личности. Особый интерес в сфере научных исследований уделяется определению факторов, влияющих на учебную мотивацию школьников. Взаимосвязь социальных и познавательных мотивов делает очевидным влияние детско-родительских отношений на уровень учебной мотивации школьников.
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество научных исследований, на практике не достаточно изучен фактор влияния детско-родительских отношений на уровень учебной мотивации школьников. Важность изучения и решения данной проблемы связана с тем, что мотивация учения является ключевым компонентом учебной деятельности и во многом определяет ее результативность. Психолого-педагогическая профилактика снижения учебной мотивации имеет большое значение для развития у школьников приемов целеполагания, ценностного отношения к самообразованию и саморазвитию, что необходимо для формирования полноценной личности.
Проблема исследования: каковы особенности влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников?
Цель исследования: выявление особенностей детско-родительских отношений как фактора влияния на учебную мотивацию школьников.
Объект исследования: учебная мотивация школьников.
Предмет исследования: детско-родительские отношения как фактор влияния на учебную мотивацию школьников.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилем детско-родительских отношений и уровнем учебной мотивации школьников.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психологической литературы по проблеме учебной мотивации школьников и факторов, на нее влияющих.
2. Подобрать соответствующие методики психологического исследования.
3. Выявить взаимосвязь между учебной мотивацией школьников и стилем детско-родительских отношений.
4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по повышению уровня учебной мотивации школьников.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, интерпретация), эмпирические(психодиагностические методики), методы количественной обработки данных.
Конкретными методиками исследования выступили:
- опросник родительских отношений А.Я.Варги и В.В. Столина
- методика изучения мотивации обучения обучающихся 8 класса М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2» п. Чернянка Белгородской области. В нем приняли участие обучающиеся 8 «Б» класса и их родители. Общее число испытуемых составило 40 человек: 20 учеников и 20 родителей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было выявление особенностей детско-родительских отношений как фактора влияния на учебную мотивацию школьников. Мы предположили, что существует взаимосвязь между стилем детско-родительских отношений и уровнем учебной мотивации школьников.
Изучив теоретические аспекты понятия «учебная мотивация» можно сделать вывод, что учебная мотивация влияет на формирование мотивационной сферы человека и находится под воздействием социальной среды, возрастных и индивидуальных особенностей учащегося. С возрастом происходит смена ведущего вида деятельности и числа личностно значимых мотивов, что создает условия для изменения уровня учебной мотивации. Главным фактором воздействия на мотивацию учения является стиль детско-родительских отношений, который во многом определяет систему взглядов ребенка на учебный процесс и на самого себя в целом. Наиболее благоприятен для формирования высокого уровня мотивации и гармоничного развития личности демократический стиль детско-родительских отношений.
Целью экспериментальной части нашего исследования является выявление взаимосвязи уровня учебной мотивации и стиля детско-родительских отношений.
Анализируя результаты проведенных нами психодиагностических методик можно прийти к выводу, что существуют особенности учебной мотивации учащихся с разным стилем детско-родительских отношений. Чем выше уровень мотивации учения, тем больше детско-родительские отношения характеризуется чертами демократического стиля. Таким образом, можно сказать, что для детей с высоким уровнем мотивации характерны более демократические отношения в семье, чем для детей с нормальным (средним) и сниженным уровнем учебной мотивации.
В целом, по итогам проведения исследования, можно сделать вывод, что цель его достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. –СПб.: Речь. – 2004. – 244 с.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль. – 2015. – 160 c.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. –Воронеж: МОДЭК. – 2001. –349 с.
4. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Л.И. Божович// Воронеж: Ин-т практической психологии. – 1995. – С. 20-55
5. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бутина – Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. – 2010. – № 5. – С. 244-247
6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.–М.: Изд-во МГУ. – 1990. – 288 с.
7. Гамаюнова И.Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивации к различным видам деятельности школьников/ И.Н. Гамаюнова// Гуманизация образования. – 2010. – №6. – С. 29-36
8. Гордеева, Т. О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева// Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2011. – № 3. – С. 33-45
9. Давыдов В.В., Драгунов Т.В., Ительсон Л.Б. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов. –М.: Просвещение. – 2010. – 365 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология.–Ростов-на-Дону: Феникс. – 1997. – 480с.
11. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. Пособие. –Череповец: ЧГУ. – 2002. – 150 с.
12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. –СПб.: Питер. – 2002. – 512 с.
13. Лапшина Е.А. Характеристика стилей семейного воспитания / Е.А. Лапшина, И.В. Дуда // Universum: Психология и образование. – 2017. – № 9. –С. 15-17
14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. –М: Просвещение. – 2011. – 158 с.
15. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология.–М.: Просвещение. – 1984. – 256 с.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. –М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 456 с.
17. Николаева, Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л. А. Николаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – № 2. – С. 187-192
18. ПодласыйИ.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов.–М.: ВЛАДОС-пресс. – 2004. – 365 с.
19. Полякова М. О. Рекомендации педагогам и родителям по повышению мотивации к обучению [Электронный ресурс] // Полякова М. О. – Режим доступа: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=11596. (Дата обращения: 20.03.2024).
20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 1999. – 384 с.
21. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений/ Л. К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 704-707.
22. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. –С. 116-132


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ