ПРОБЛЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
|
Аннотация
Введение 5
1 Теоретические аспекты понятия местное самоуправление 8
1.1 Понятие и общие принципы местного самоуправления 8
1.2 Зарубежные модели местного самоуправления 14
2 Специфика местного самоуправления в России 17
2.1 Основные теоретические основы местного самоуправления в России 17
2.2 Реформа местного самоуправления в современной России 26
3 Проблемы местного самоуправления на примере Томского района 30
Заключение 38
Список литературы 42
Приложение А Программа исследования 45
Приложение Б Анкета исследования 48
Приложение В Гайд интервью 50
Приложение Г Список информантов 51
Приложение Д Расшифровка интервью 52
Приложение Е Таблицы распределения 73
Введение 5
1 Теоретические аспекты понятия местное самоуправление 8
1.1 Понятие и общие принципы местного самоуправления 8
1.2 Зарубежные модели местного самоуправления 14
2 Специфика местного самоуправления в России 17
2.1 Основные теоретические основы местного самоуправления в России 17
2.2 Реформа местного самоуправления в современной России 26
3 Проблемы местного самоуправления на примере Томского района 30
Заключение 38
Список литературы 42
Приложение А Программа исследования 45
Приложение Б Анкета исследования 48
Приложение В Гайд интервью 50
Приложение Г Список информантов 51
Приложение Д Расшифровка интервью 52
Приложение Е Таблицы распределения 73
В современной России социальные и экономические проблемы сельских поселений приобретают большую актуальность. Земля и те, кто на ней работают, обеспечивают продовольственную независимость страны. Продовольственная независимость, как важнейшая часть национальной безопасности, играет особую роль, поскольку именно продовольствие является основой жизнедеятельности человека. Вопрос снабжения продовольствием граждан как отдельной страны, так и населения Земли в целом становится всё более актуальным. Это связано с непрекращающимся ростом населения планеты и недостаточностью сельскохозяйственных ресурсов. Те страны, которые имеют развитое сельское хозяйство, будут оказывать возрастающее влияние на политические и экономические процессы в мире. В такой ситуации России крайне важно стремиться к усилению собственной продовольственной безопасности.
Именно поэтому улучшение качества жизни в сельских поселениях Российской Федерации должно являться одним из приоритетных направлений государственного и муниципального развития. При этом добиться целевых показателей можно не только за счет трансформации и совершенствования работы федеральных и региональных органов власти, но и при помощи увеличения эффективности деятельности органов местного самоуправления, а в частности администраций сельских поселений.
В последнее время среди научного сообщества заметно усиление интереса к проблемам местного самоуправления и его развития. В результаты разработаны концептуальные основы устойчивого развития сельских поселений. Современные авторы отмечают, что устойчивое социально-экономическое развитие сельских поседений может быть достигнуто за счет увеличения экономической эффективности, обеспечения безопасной экологии и социальной справедливости.
Томская область представляет собой огромную территорию, большую часть которой в свою очередь занимают сельские поселения. Каждое из сельских поселений имеет большое значение в формировании общего социального состояния, как области, так и в целом страны. В свою же очередь все сельские поселения отличаются своими особенностями, проблемами и органами власти, то есть депутатами Законодательной Думы Томского района, депутатами Думы Томского района, главами поселений, главами администраций области и депутатами Совета поселений.
Однако при этом во взаимоотношениях муниципальной власти и населения существует ряд проблем. В 2015 году Воронежским институтом экономики и социального управления было проведено исследование хода реформы местного самоуправления на территории Воронежской области. При этом в опросе участвовали как представители муниципальной власти, так и население. Здесь было выявлено, что умение строить отношения с общественностью занимает пятое место из 14 в характеристике профессиональных качеств, в наибольшей степени определяющих успешность работника. Одновременно с этим только 13% опрошенных сотрудников администрации называют активность местного населения как одну из характеристик, обеспечивающих успешность муниципального самоуправления, а 58% отметили, что препятствием на пути развития местного самоуправления является отсутствие инициативы и пассивность населения. При этом только в 20% случаев население положительно оценивает взаимодействие с местным самоуправлением.
В целом, исследователи отмечают, что институционализации муниципального самоуправления в стране является незавершенной. Они обращают внимание на тот факт, что для процесса развития этого социального института требуется как деятельность органов государственной власти, так и активность «снизу», инициатива граждан, направленная на решение проблем сельских территорий.
Отсюда вытекает следующая проблема: Какие существуют проблемы в самоуправлении сельских территорий Томского района?
Объект: население сельских поселений Томского района; органы самоуправления сельских поселений Томского района
Предмет: специфика самоуправления сельских территорий Томского района.
Цель: выявить и проанализировать проблемы самоуправления сельских территорий Томского района
Задачи:
1. Описать социально-экономическую и управленческую ситуацию сельских территорий и структурировать их проблемы.
2. Проанализировать работу органов местного самоуправления.
3. Провести сравнительный анализ социально-экономических и управленческих особенностей различных сельских территорий.
4. Определить факторы, влияющие на социально-экономическую и управленческую ситуацию сельских территорий.
...
Именно поэтому улучшение качества жизни в сельских поселениях Российской Федерации должно являться одним из приоритетных направлений государственного и муниципального развития. При этом добиться целевых показателей можно не только за счет трансформации и совершенствования работы федеральных и региональных органов власти, но и при помощи увеличения эффективности деятельности органов местного самоуправления, а в частности администраций сельских поселений.
В последнее время среди научного сообщества заметно усиление интереса к проблемам местного самоуправления и его развития. В результаты разработаны концептуальные основы устойчивого развития сельских поселений. Современные авторы отмечают, что устойчивое социально-экономическое развитие сельских поседений может быть достигнуто за счет увеличения экономической эффективности, обеспечения безопасной экологии и социальной справедливости.
Томская область представляет собой огромную территорию, большую часть которой в свою очередь занимают сельские поселения. Каждое из сельских поселений имеет большое значение в формировании общего социального состояния, как области, так и в целом страны. В свою же очередь все сельские поселения отличаются своими особенностями, проблемами и органами власти, то есть депутатами Законодательной Думы Томского района, депутатами Думы Томского района, главами поселений, главами администраций области и депутатами Совета поселений.
Однако при этом во взаимоотношениях муниципальной власти и населения существует ряд проблем. В 2015 году Воронежским институтом экономики и социального управления было проведено исследование хода реформы местного самоуправления на территории Воронежской области. При этом в опросе участвовали как представители муниципальной власти, так и население. Здесь было выявлено, что умение строить отношения с общественностью занимает пятое место из 14 в характеристике профессиональных качеств, в наибольшей степени определяющих успешность работника. Одновременно с этим только 13% опрошенных сотрудников администрации называют активность местного населения как одну из характеристик, обеспечивающих успешность муниципального самоуправления, а 58% отметили, что препятствием на пути развития местного самоуправления является отсутствие инициативы и пассивность населения. При этом только в 20% случаев население положительно оценивает взаимодействие с местным самоуправлением.
В целом, исследователи отмечают, что институционализации муниципального самоуправления в стране является незавершенной. Они обращают внимание на тот факт, что для процесса развития этого социального института требуется как деятельность органов государственной власти, так и активность «снизу», инициатива граждан, направленная на решение проблем сельских территорий.
Отсюда вытекает следующая проблема: Какие существуют проблемы в самоуправлении сельских территорий Томского района?
Объект: население сельских поселений Томского района; органы самоуправления сельских поселений Томского района
Предмет: специфика самоуправления сельских территорий Томского района.
Цель: выявить и проанализировать проблемы самоуправления сельских территорий Томского района
Задачи:
1. Описать социально-экономическую и управленческую ситуацию сельских территорий и структурировать их проблемы.
2. Проанализировать работу органов местного самоуправления.
3. Провести сравнительный анализ социально-экономических и управленческих особенностей различных сельских территорий.
4. Определить факторы, влияющие на социально-экономическую и управленческую ситуацию сельских территорий.
...
Местное самоуправление - это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.
Основные вопросы, которые должно решать местное самоуправление, выглядят следующим образом:
1) Понятие о собственных общинных делах, присущих по своей природе
муниципальному управлению;
2) Понятие о делах государственных, которые передаются государством органам местного самоуправления.
Варианты решения этих проблем легли в основу различных теорий местного самоуправления:
• общественная теория, ее разновидности: Сторонники теории: Р. Гнейст, Э.Майер, О.Лабант, Р.Моль, О.Ресслер и др.; Основной постулат: Строгое разграничение государственных и общинных дел.
• хозяйственная теория: Основной постулат: приоритеты хозяйственной
самостоятельности общины.
• юридическая теория: Основной постулат: приоритеты юридической
самостоятельности общины.
• политическая теория: Основной постулат: приоритеты принципа отделения должностных лиц общины от государственной службы.
• государственная теория: Основной постулат: общинные дела - часть государственных дел, переданных для исполнения на места.; Сторонники теории:
Л.Штейн, Н.И.Лазаревский, А.Д.Градовский и др.
• государственно-общественная теория, ее разновидность: Основной постулат: выполнение общиной, как местных, так и государственных дел. Сторонники теории: большинство современных ученых.
• теория «социального обслуживания»: Основной постулат: главная задача местного самоуправления - организация обслуживания населения, главная цель - благосостояние жителей.
Функции местного самоуправления определяются через его задачи и выглядят следующим образом:
1. Политическая функция - направлена на обеспечение права граждан на осуществление местного самоуправления
2.Экономическая функция - связана с деятельностью органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и местными финансами, формированию и исполнению местного бюджета.
3 Социальная функция - подразумевает деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению потребностей населения в коммунально-бытовых, социальных, культурных и других жизненно важных услугах.
4. Функция охраны общественного порядка - связана с деятельностью населения и органов местного самоуправления по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования.
Опыт развития института местного самоуправления в России имеет давнюю традицию, выразившуюся в наличии определенных теорий, реализованных на местах.
«Общественно-хозяйственная» теория и теория «свободной пашни», разделяя местную (самоуправленческую) и политическую (государственную) сферу, закрывали саму возможность рассмотрения политических аспектов местного самоуправления.
Утопичность «монархических» проектов местного самоуправления не мешала, а скорее способствовала использованию их в качестве идеологических средств влияния на общественное мнение. Однако она имела мало общего с анализом объективных политических условий становления данного института.
«Государственная» теория впервые обозначила политический аспект самоуправления. Он был связан с поисками критерия отличия муниципальной власти от государственной.
В соответствии с Конституцией РФ публичная власть в России имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.
Также в ходе работы было проведено исследование методом анкетирования населения поселений Томского района, а также экспертные интервью с главами сельских поселений Томского района, были сделаны следующие выводы:
Основными проблемами сельских поселений, которые отмечают местные жители, являются транспорт и связь, а также ЖКХ и бытовые услуги. С точки зрения глав сельских поселений также отмечаются проблемы с ЖКХ, особенно с доступом к центральному 39
водопроводу у жителей поселений, однако с точки зрения управленцев заметны и такие мнения, как проблемы в оттоке квалифицированных кадров с сельских территорий, а также низкая культура местного населения. Также именно обеспечение бытовыми благами и транспортную доступность представители власти называют среди основных факторов, влияющих на качество жизни населения сельских поселений.
...
Основные вопросы, которые должно решать местное самоуправление, выглядят следующим образом:
1) Понятие о собственных общинных делах, присущих по своей природе
муниципальному управлению;
2) Понятие о делах государственных, которые передаются государством органам местного самоуправления.
Варианты решения этих проблем легли в основу различных теорий местного самоуправления:
• общественная теория, ее разновидности: Сторонники теории: Р. Гнейст, Э.Майер, О.Лабант, Р.Моль, О.Ресслер и др.; Основной постулат: Строгое разграничение государственных и общинных дел.
• хозяйственная теория: Основной постулат: приоритеты хозяйственной
самостоятельности общины.
• юридическая теория: Основной постулат: приоритеты юридической
самостоятельности общины.
• политическая теория: Основной постулат: приоритеты принципа отделения должностных лиц общины от государственной службы.
• государственная теория: Основной постулат: общинные дела - часть государственных дел, переданных для исполнения на места.; Сторонники теории:
Л.Штейн, Н.И.Лазаревский, А.Д.Градовский и др.
• государственно-общественная теория, ее разновидность: Основной постулат: выполнение общиной, как местных, так и государственных дел. Сторонники теории: большинство современных ученых.
• теория «социального обслуживания»: Основной постулат: главная задача местного самоуправления - организация обслуживания населения, главная цель - благосостояние жителей.
Функции местного самоуправления определяются через его задачи и выглядят следующим образом:
1. Политическая функция - направлена на обеспечение права граждан на осуществление местного самоуправления
2.Экономическая функция - связана с деятельностью органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и местными финансами, формированию и исполнению местного бюджета.
3 Социальная функция - подразумевает деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению потребностей населения в коммунально-бытовых, социальных, культурных и других жизненно важных услугах.
4. Функция охраны общественного порядка - связана с деятельностью населения и органов местного самоуправления по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования.
Опыт развития института местного самоуправления в России имеет давнюю традицию, выразившуюся в наличии определенных теорий, реализованных на местах.
«Общественно-хозяйственная» теория и теория «свободной пашни», разделяя местную (самоуправленческую) и политическую (государственную) сферу, закрывали саму возможность рассмотрения политических аспектов местного самоуправления.
Утопичность «монархических» проектов местного самоуправления не мешала, а скорее способствовала использованию их в качестве идеологических средств влияния на общественное мнение. Однако она имела мало общего с анализом объективных политических условий становления данного института.
«Государственная» теория впервые обозначила политический аспект самоуправления. Он был связан с поисками критерия отличия муниципальной власти от государственной.
В соответствии с Конституцией РФ публичная власть в России имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.
Также в ходе работы было проведено исследование методом анкетирования населения поселений Томского района, а также экспертные интервью с главами сельских поселений Томского района, были сделаны следующие выводы:
Основными проблемами сельских поселений, которые отмечают местные жители, являются транспорт и связь, а также ЖКХ и бытовые услуги. С точки зрения глав сельских поселений также отмечаются проблемы с ЖКХ, особенно с доступом к центральному 39
водопроводу у жителей поселений, однако с точки зрения управленцев заметны и такие мнения, как проблемы в оттоке квалифицированных кадров с сельских территорий, а также низкая культура местного населения. Также именно обеспечение бытовыми благами и транспортную доступность представители власти называют среди основных факторов, влияющих на качество жизни населения сельских поселений.
...
Подобные работы
- АСПЕКТЫ СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОРГАНАХ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАМИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЗЕЛЕДЕЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЮРГИНСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТРЕЛЕЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПОГОРЕЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕЛИКОМИХАЙЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «НОВООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ И РЕМОНТОМ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДУБОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОСТИЩЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016





