Организация приёма граждан в органах внутренних дел
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 11
1.1 Понятие, сущность и виды обращений граждан 11
1.2 Понятие и назначение обращений граждан в органы внутренних дел 20
1.3 Регистрация и разрешение обращений граждан в ОВД 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН В ОРГАНАХ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 38
2.1 Правовые основы организации личного приема граждан в органах
внутренних дел 38
2.2 Порядок личного приема граждан в органах внутренних дел 44
2.3 Проблемы организации личного приема граждан в ОВД 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 11
1.1 Понятие, сущность и виды обращений граждан 11
1.2 Понятие и назначение обращений граждан в органы внутренних дел 20
1.3 Регистрация и разрешение обращений граждан в ОВД 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН В ОРГАНАХ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 38
2.1 Правовые основы организации личного приема граждан в органах
внутренних дел 38
2.2 Порядок личного приема граждан в органах внутренних дел 44
2.3 Проблемы организации личного приема граждан в ОВД 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Конституция Российской Федерации (ст. 33) закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Сегодня с уверенностью можно говорить, что право обращаться в органы публичной власти - это единственное право, посредством которого можно защитить все остальные права и восстановить нарушенные. Это основополагающее право, которое позволяет государству развиваться.
В условиях продолжающихся в России демократических реформ усиливается внимание к оптимизации деятельности органов государственной власти. Формирование Общественной палаты Российской Федерации, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти свидетельствует об усилении влияния гражданского общества на процессы функционирования и развития государственно-правовых институтов. Согласно исследованиям, именно усиление общественного контроля за работой чиновников (60,5 %) выступает необходимым условием повышения эффективности работы государственных органов .
В недавнем прошлом контроль за деятельностью ОВД осуществлялся исключительно специальными подразделениями и службами. Однако по мере развития диалога общества и государства к контролю за законностью деятельности органов внутренних дел, наряду со специфическими формами: ведомственным, прокурорским, судебным, добавился и общественный контроль, в том числе мнение и критика общества, которые осуществляются, как правило, через средства массовой информации.
Исследователи, изучая вопросы общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел, как правило, обозначают общие направления по созданию эффективных форм социального контроля за деятельностью ОВД, указывая на необходимость внедрения информационных технологий, создания общественного мониторинга, механизма общественной экспертизы, не конкретизируя средства общественного контроля.
Представляется, что эффективная деятельность органов внутренних дел должна строиться на таких принципах как открытость, прозрачность, публичная отчетность, основы которых заложены в федеральных законах: «О полиции», «О противодействии коррупции», «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «О персональных данных», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Полноценный общественный контроль не возможен без информационной открытости. Очевидно, что одним из методов общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел выступают именно обращения граждан. Обращения граждан Российской Федерации служат специфическим инструментом контроля в силу их многоаспектности. В юридической литературе обращения рассматривают в качестве средства защиты прав граждан, формы участия в управлении государством, способа реагирования народа на решения, принимаемые государственной властью, возможности реализации политической свободы индивида. Одной из функций обращений граждан как правового института становятся информирование, обратная связь граждан с публичными органами.
В рамках гражданского общества обращения граждан являются эффективным инструментом контроля общественности за деятельностью правоохранительных органов. Цели обращений граждан - выявление нарушений законности в деятельности правоохранительных органов, злоупотреблений должностных лиц, причин, повлекших за собой отклонения от требований законодательства, а также формулирование соответствующего вывода и специфических мер по устранению, исправлению или нейтрализации нарушений прав и свобод граждан.
Факторами эффективности обращений как средств общественного контроля являются гласность деятельности органов управления, возможность получения гражданами полной и достоверной информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе и о контроле за их работой, а также развитие общественной активности граждан, повышение профессионализма органов внутренних дел .
Сегодня существует достаточное количество нарушений как порядка регистрации и учета поступившей информации, содержащейся в заявлениях и предложениях граждан, так и законности ее разрешения.
Вышеизложенные обстоятельства требуют серьезного комплексного исследования.
Объект исследования - деятельность органов внутренних по личному приему граждан как профессиональная деятельность органов полиции.
Предмет исследования - нормативно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних по личному приему граждан как профессиональная деятельность органов полиции.
Цель исследования - исследовать особенности функционирования органов внутренних по личному приему граждан как профессиональная деятельность органов полиции, выявить и научно обосновать предложения по повышению эффективности работы органов внутренних дел с заявлениями и предложениями граждан.
В соответствии с выдвинутой целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- сформулировать понятие, сущность и виды обращений граждан;
- рассмотреть понятие и назначение обращений граждан в органы внутренних дел;
- изучить порядок регистрации и разрешения обращений граждан в органах внутренних дел;
- проанализировать правовые основы организации личного приема граждан в органах внутренних дел;
- выявить проблемы организации личного приема граждан в органах внутренних дел.
Степень научной разработанности темы. Вопросы организации работы органов государственного управления с поступившими к ним обращениями граждан изучали A.B. Беляев, Р.Ч. Бондарчук, В.А. Бударина, С.М. Зубарев, Ю.М. Козлов, В.А. Лория, А.Н. Любимов, В.В. Мальков, Л.А. Нудненко,
A. B. Новиков, К.В. Подъячев, Е.В. Прокопьев, В.И. Ремнев, A.B. Степанов,
B. И. Селиверстов, Л.Г. Татарникова, О.Г. Томило, Н.Ю. Хаманева и др. Вопросы организации работы органов внутренних дел с предложениями и заявлениями граждан исследовали Ф.Ф. Анюров, C.B. Болотин, Н.И. Буденко, Н.П. Ерелин, О.П. Копыпова, В.Д. Малков, М.Н. Никитин, В.П. Панасюк, A.B. Степанов, А.И. Третьяков, Ю.П. Хорькин, С.И. Цветков и многие другие
Для достижения целей и решения задач работы использован ряд методов научного исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логической, сравнительный, социологический и др.
Структура дипломной работы обусловлена кругом исследуемых проблем и отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, объединивших шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.
В условиях продолжающихся в России демократических реформ усиливается внимание к оптимизации деятельности органов государственной власти. Формирование Общественной палаты Российской Федерации, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти свидетельствует об усилении влияния гражданского общества на процессы функционирования и развития государственно-правовых институтов. Согласно исследованиям, именно усиление общественного контроля за работой чиновников (60,5 %) выступает необходимым условием повышения эффективности работы государственных органов .
В недавнем прошлом контроль за деятельностью ОВД осуществлялся исключительно специальными подразделениями и службами. Однако по мере развития диалога общества и государства к контролю за законностью деятельности органов внутренних дел, наряду со специфическими формами: ведомственным, прокурорским, судебным, добавился и общественный контроль, в том числе мнение и критика общества, которые осуществляются, как правило, через средства массовой информации.
Исследователи, изучая вопросы общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел, как правило, обозначают общие направления по созданию эффективных форм социального контроля за деятельностью ОВД, указывая на необходимость внедрения информационных технологий, создания общественного мониторинга, механизма общественной экспертизы, не конкретизируя средства общественного контроля.
Представляется, что эффективная деятельность органов внутренних дел должна строиться на таких принципах как открытость, прозрачность, публичная отчетность, основы которых заложены в федеральных законах: «О полиции», «О противодействии коррупции», «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «О персональных данных», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Полноценный общественный контроль не возможен без информационной открытости. Очевидно, что одним из методов общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел выступают именно обращения граждан. Обращения граждан Российской Федерации служат специфическим инструментом контроля в силу их многоаспектности. В юридической литературе обращения рассматривают в качестве средства защиты прав граждан, формы участия в управлении государством, способа реагирования народа на решения, принимаемые государственной властью, возможности реализации политической свободы индивида. Одной из функций обращений граждан как правового института становятся информирование, обратная связь граждан с публичными органами.
В рамках гражданского общества обращения граждан являются эффективным инструментом контроля общественности за деятельностью правоохранительных органов. Цели обращений граждан - выявление нарушений законности в деятельности правоохранительных органов, злоупотреблений должностных лиц, причин, повлекших за собой отклонения от требований законодательства, а также формулирование соответствующего вывода и специфических мер по устранению, исправлению или нейтрализации нарушений прав и свобод граждан.
Факторами эффективности обращений как средств общественного контроля являются гласность деятельности органов управления, возможность получения гражданами полной и достоверной информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе и о контроле за их работой, а также развитие общественной активности граждан, повышение профессионализма органов внутренних дел .
Сегодня существует достаточное количество нарушений как порядка регистрации и учета поступившей информации, содержащейся в заявлениях и предложениях граждан, так и законности ее разрешения.
Вышеизложенные обстоятельства требуют серьезного комплексного исследования.
Объект исследования - деятельность органов внутренних по личному приему граждан как профессиональная деятельность органов полиции.
Предмет исследования - нормативно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних по личному приему граждан как профессиональная деятельность органов полиции.
Цель исследования - исследовать особенности функционирования органов внутренних по личному приему граждан как профессиональная деятельность органов полиции, выявить и научно обосновать предложения по повышению эффективности работы органов внутренних дел с заявлениями и предложениями граждан.
В соответствии с выдвинутой целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- сформулировать понятие, сущность и виды обращений граждан;
- рассмотреть понятие и назначение обращений граждан в органы внутренних дел;
- изучить порядок регистрации и разрешения обращений граждан в органах внутренних дел;
- проанализировать правовые основы организации личного приема граждан в органах внутренних дел;
- выявить проблемы организации личного приема граждан в органах внутренних дел.
Степень научной разработанности темы. Вопросы организации работы органов государственного управления с поступившими к ним обращениями граждан изучали A.B. Беляев, Р.Ч. Бондарчук, В.А. Бударина, С.М. Зубарев, Ю.М. Козлов, В.А. Лория, А.Н. Любимов, В.В. Мальков, Л.А. Нудненко,
A. B. Новиков, К.В. Подъячев, Е.В. Прокопьев, В.И. Ремнев, A.B. Степанов,
B. И. Селиверстов, Л.Г. Татарникова, О.Г. Томило, Н.Ю. Хаманева и др. Вопросы организации работы органов внутренних дел с предложениями и заявлениями граждан исследовали Ф.Ф. Анюров, C.B. Болотин, Н.И. Буденко, Н.П. Ерелин, О.П. Копыпова, В.Д. Малков, М.Н. Никитин, В.П. Панасюк, A.B. Степанов, А.И. Третьяков, Ю.П. Хорькин, С.И. Цветков и многие другие
Для достижения целей и решения задач работы использован ряд методов научного исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логической, сравнительный, социологический и др.
Структура дипломной работы обусловлена кругом исследуемых проблем и отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, объединивших шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Итак, на основании проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы.
Обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Право на подобного рода обращение гарантировано Конституцией РФ и Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». За нарушения законодательства об обращениях граждан Основной Закон не предусматривает санкций, однако они отражены в отраслевом законодательстве. Как уже было сказано ранее, обращения граждан - комплексный институт. Его нельзя рассматривать исключительно с позиций конституционного права, поскольку обращения могут быть направлены в различные органы публичной власти, государственные органы, правоохранительные и др. Кроме того, и административные процедуры различаются по своей последовательности, сущности и количеству, а за нарушения законодательства об обращениях граждан может наступать дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Предмет обращения может быть связан с различной тематикой, в частности с личной жизнью и индивидуальной свободой граждан; с общест¬венно значимой проблемой; с вопросами, отражающими современные процессы, происходящие в политической, социальной, экономической и других сферах жизни общества и государства. Конституция РФ гарантирует и защищает право на обращение, придавая ему статус политического. Однако его следует рассматривать и как средство удовлетворения индивидуальных
Право на обращение в органы внутренних дел представляет собой возможность граждан своими действиями оказывать влияние на органы полиции с целью реализации и защиты своих, а также третьих лиц прав, свобод и законных интересов путем индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб в письменной и устной формах.
Более того, право на обращение в органы внутренних дел рассмат-ривается как возможность информирования органов полиции о своих потребностях; как одна из форм гражданского лоббизма, поскольку одна из функций обращений - защита нарушенных прав граждан, свобод и интересов; как способ осуществления общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. В содержание права на обращение включается общественно-публичный компонент. Следовательно, оно служит средством воздействия граждан на деятельность органов внутренних дел, а во многих случаях - и на институты гражданского общества.
Обращение в органы внутренних дел Российской Федерации является одним из способов защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Своевременное и качественное рассмотрение поступивших жалоб позволяет не только выявить нарушение законодательства, но и предупредить и пресечь противоправные действия, восстановить нарушенные права заинтересованных лиц, а также способствует формированию благоприятного общественного мнения о деятельности Министерства Внутренних Дел России.
Основными нормативно правовыми актами, регламентирующими порядок подачи, рассмотрения и разрешения обращений граждан, не связанных с сообщением о преступлениях, в настоящее время являются Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также разработанная с учетом положений данного закона Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденная одноименным приказом МВД России от 22 сентября 2006 г.
№ 750, приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».
Важнейшим элементом реализации права граждан на обращение в органы государственной власти является личный прием граждан должностными лицами.
Так, в РФ на государственном уровне активно и последовательно осуществляется правовое регулирование взаимоотношений гражданина и государственных институтов. Организация личного приема граждан законодательно закреплена для федеральных и муниципальных органов исполнительной власти.
В области ведения делопроизводства по обращениям граждан законодательно установлены: порядок рассмотрения письменных и устных обращений граждан, сроки их рассмотрения или сроки передачи компетентным органам, методика и необходимость анализа обращений. Гражданам предоставлена возможность посылать свои обращения и получать ответы на них в электронной форме. Этого недостаточно для ведения делопроизводства по обращениям граждан, так как оно имеет ряд отличий от общего делопроизводства и поэтому ведется отдельно от него.
Организацию личного приема граждан осуществляет отдел делопроизводства ОВД. Должностное лицо, ведущее прием, обязано быть предельно внимательным к посетителю, его нуждам и запросам, направлять беседу на выявление сути обращения и обстоятельств, способствующих принятию правильного решения. Прием граждан осуществляется в порядке очередности при предъявлении документа, удостоверяющего личность. В случае повторного обращения осуществляется подборка всех имеющихся материалов, касающихся этого заявителя.
Подобранные материалы представляются руководителю, ведущему личный прием. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Результатом приема граждан является разъяснение по существу вопроса, с которым обратился гражданин, либо принятие руководителем, осуществляющим прием, решения по разрешению поставленного вопроса, либо направление поручения для рассмотрения заявления гражданина в уполномоченный орган.
В ходе проведенного исследования были вывлены недостатки проведения личного приема граждан в органах внутренних дел.
Так, сегодня назрела необходимость внесения поправок в следующие нормативные акты:
1. В статью4 Федерального закона «О порядке рассмотрения
обращений граждан РФ» внести поправки, вводящие нормативные понятия обращений в зависимости от субъекта волеизъявления. А именно: «Индивидуальное обращение - это обращение, поданное от имени одного гражданина; коллективное обращение - это обращение двух и более граждан по одному вопросу, изложенное в письменной форме или сформулированное группой граждан в устной форме на личном приеме; обращение организации - это волеизъявление объединения граждан или юридического лица, изложенное в письменной форме или сформулированное на личном приеме лицом, уполномоченным представлять организацию. В понятие «орга¬низации» в настоящем законе не включаются органы государственной власти и органы местного самоуправления».
2. Дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях нормами об административной ответственности за:
- злостное и неоднократное нарушение должностным лицом сроков рассмотрения обращений граждан;
- направление обращения на рассмотрение тому должному лицу, на которое жалуется заявитель, или тому органу власти, на руководителя которого жалуется гражданин.
3. Предусмотреть в нормативных актах ведомств обязательную постановку на контроль сроков, полноты и объективности рассмотрения обращений, в которых речь идет о нарушении конституционных прав граждан.
4. Создать в структурах органов внутренних дел орган для контроля за рассмотрением обращений граждан, по аналогии с созданным в структуре Правительства Московской области «Главного оперативно - аналитического управления», в полномочия которого входит привлечение должностных лиц к ответственности за неисполнение ФЗ - 59.
5. Дополнить ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» нормами о:
- возложении на органы государственной власти и местного самоуправления по требованию гражданина выдавать ему регистрационный талон - уведомление о приеме обращения у гражданина (в день обращения) с дальнейшей высылкой гражданину сведений о регистрации обращения - входящий номер, дата, Ф.И.О. и телефона исполнителя;
- о том, что подпись должностного лица на ответе всегда должна иметь расшифровку, в том числе и, когда вместо одного лица подпись ставит иное лицо.
- о том, что гражданин самостоятельно определяет способ защиты своих прав, при этом судебный и внесудебный способ вносят взаимодополняющий характер. Ведомственные нормативные акты о порядке рассмотрения обращений граждан должны содержать перечень оснований обращения, когда права и законные интересы заявителя могут быть восстановлены только судебным путем;
- о праве заявителя при неполучении или несвоевременном получении ответа ознакомиться с книгой исходящей документации для того, чтобы убедиться, что ответ на его обращение был направлен в установленный срок;
- что приемные, в том числе председателей судов, должны, как правило, располагаться на первом этаже, и быть доступными для тяжелобольных лиц и инвалидов.
6. Разработать Типовую инструкцию по ведению делопроизводства с обращениями граждан, которая может быть единой для организаций всех организационно-правовых форм собственности, так как значительных различий между ними в ведении делопроизводства по обращениям граждан не имеется.
Указанные нововведения позволят более качественно проводить мероприятия, связанные с личным приемом граждан в органах внутренних дел и рассмотрением обращений граждан.
Более того, появится возможность контролировать деятельность должностных лиц органов внутренних дел по работе с гражданами в целях исключения произвола со стороны представителей власти и нарушения права граждан на обращение в органы государственной власти в целях защиты нарушенных прав и законных интересов.
Обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Право на подобного рода обращение гарантировано Конституцией РФ и Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». За нарушения законодательства об обращениях граждан Основной Закон не предусматривает санкций, однако они отражены в отраслевом законодательстве. Как уже было сказано ранее, обращения граждан - комплексный институт. Его нельзя рассматривать исключительно с позиций конституционного права, поскольку обращения могут быть направлены в различные органы публичной власти, государственные органы, правоохранительные и др. Кроме того, и административные процедуры различаются по своей последовательности, сущности и количеству, а за нарушения законодательства об обращениях граждан может наступать дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Предмет обращения может быть связан с различной тематикой, в частности с личной жизнью и индивидуальной свободой граждан; с общест¬венно значимой проблемой; с вопросами, отражающими современные процессы, происходящие в политической, социальной, экономической и других сферах жизни общества и государства. Конституция РФ гарантирует и защищает право на обращение, придавая ему статус политического. Однако его следует рассматривать и как средство удовлетворения индивидуальных
Право на обращение в органы внутренних дел представляет собой возможность граждан своими действиями оказывать влияние на органы полиции с целью реализации и защиты своих, а также третьих лиц прав, свобод и законных интересов путем индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб в письменной и устной формах.
Более того, право на обращение в органы внутренних дел рассмат-ривается как возможность информирования органов полиции о своих потребностях; как одна из форм гражданского лоббизма, поскольку одна из функций обращений - защита нарушенных прав граждан, свобод и интересов; как способ осуществления общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. В содержание права на обращение включается общественно-публичный компонент. Следовательно, оно служит средством воздействия граждан на деятельность органов внутренних дел, а во многих случаях - и на институты гражданского общества.
Обращение в органы внутренних дел Российской Федерации является одним из способов защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Своевременное и качественное рассмотрение поступивших жалоб позволяет не только выявить нарушение законодательства, но и предупредить и пресечь противоправные действия, восстановить нарушенные права заинтересованных лиц, а также способствует формированию благоприятного общественного мнения о деятельности Министерства Внутренних Дел России.
Основными нормативно правовыми актами, регламентирующими порядок подачи, рассмотрения и разрешения обращений граждан, не связанных с сообщением о преступлениях, в настоящее время являются Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также разработанная с учетом положений данного закона Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденная одноименным приказом МВД России от 22 сентября 2006 г.
№ 750, приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».
Важнейшим элементом реализации права граждан на обращение в органы государственной власти является личный прием граждан должностными лицами.
Так, в РФ на государственном уровне активно и последовательно осуществляется правовое регулирование взаимоотношений гражданина и государственных институтов. Организация личного приема граждан законодательно закреплена для федеральных и муниципальных органов исполнительной власти.
В области ведения делопроизводства по обращениям граждан законодательно установлены: порядок рассмотрения письменных и устных обращений граждан, сроки их рассмотрения или сроки передачи компетентным органам, методика и необходимость анализа обращений. Гражданам предоставлена возможность посылать свои обращения и получать ответы на них в электронной форме. Этого недостаточно для ведения делопроизводства по обращениям граждан, так как оно имеет ряд отличий от общего делопроизводства и поэтому ведется отдельно от него.
Организацию личного приема граждан осуществляет отдел делопроизводства ОВД. Должностное лицо, ведущее прием, обязано быть предельно внимательным к посетителю, его нуждам и запросам, направлять беседу на выявление сути обращения и обстоятельств, способствующих принятию правильного решения. Прием граждан осуществляется в порядке очередности при предъявлении документа, удостоверяющего личность. В случае повторного обращения осуществляется подборка всех имеющихся материалов, касающихся этого заявителя.
Подобранные материалы представляются руководителю, ведущему личный прием. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Результатом приема граждан является разъяснение по существу вопроса, с которым обратился гражданин, либо принятие руководителем, осуществляющим прием, решения по разрешению поставленного вопроса, либо направление поручения для рассмотрения заявления гражданина в уполномоченный орган.
В ходе проведенного исследования были вывлены недостатки проведения личного приема граждан в органах внутренних дел.
Так, сегодня назрела необходимость внесения поправок в следующие нормативные акты:
1. В статью4 Федерального закона «О порядке рассмотрения
обращений граждан РФ» внести поправки, вводящие нормативные понятия обращений в зависимости от субъекта волеизъявления. А именно: «Индивидуальное обращение - это обращение, поданное от имени одного гражданина; коллективное обращение - это обращение двух и более граждан по одному вопросу, изложенное в письменной форме или сформулированное группой граждан в устной форме на личном приеме; обращение организации - это волеизъявление объединения граждан или юридического лица, изложенное в письменной форме или сформулированное на личном приеме лицом, уполномоченным представлять организацию. В понятие «орга¬низации» в настоящем законе не включаются органы государственной власти и органы местного самоуправления».
2. Дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях нормами об административной ответственности за:
- злостное и неоднократное нарушение должностным лицом сроков рассмотрения обращений граждан;
- направление обращения на рассмотрение тому должному лицу, на которое жалуется заявитель, или тому органу власти, на руководителя которого жалуется гражданин.
3. Предусмотреть в нормативных актах ведомств обязательную постановку на контроль сроков, полноты и объективности рассмотрения обращений, в которых речь идет о нарушении конституционных прав граждан.
4. Создать в структурах органов внутренних дел орган для контроля за рассмотрением обращений граждан, по аналогии с созданным в структуре Правительства Московской области «Главного оперативно - аналитического управления», в полномочия которого входит привлечение должностных лиц к ответственности за неисполнение ФЗ - 59.
5. Дополнить ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» нормами о:
- возложении на органы государственной власти и местного самоуправления по требованию гражданина выдавать ему регистрационный талон - уведомление о приеме обращения у гражданина (в день обращения) с дальнейшей высылкой гражданину сведений о регистрации обращения - входящий номер, дата, Ф.И.О. и телефона исполнителя;
- о том, что подпись должностного лица на ответе всегда должна иметь расшифровку, в том числе и, когда вместо одного лица подпись ставит иное лицо.
- о том, что гражданин самостоятельно определяет способ защиты своих прав, при этом судебный и внесудебный способ вносят взаимодополняющий характер. Ведомственные нормативные акты о порядке рассмотрения обращений граждан должны содержать перечень оснований обращения, когда права и законные интересы заявителя могут быть восстановлены только судебным путем;
- о праве заявителя при неполучении или несвоевременном получении ответа ознакомиться с книгой исходящей документации для того, чтобы убедиться, что ответ на его обращение был направлен в установленный срок;
- что приемные, в том числе председателей судов, должны, как правило, располагаться на первом этаже, и быть доступными для тяжелобольных лиц и инвалидов.
6. Разработать Типовую инструкцию по ведению делопроизводства с обращениями граждан, которая может быть единой для организаций всех организационно-правовых форм собственности, так как значительных различий между ними в ведении делопроизводства по обращениям граждан не имеется.
Указанные нововведения позволят более качественно проводить мероприятия, связанные с личным приемом граждан в органах внутренних дел и рассмотрением обращений граждан.
Более того, появится возможность контролировать деятельность должностных лиц органов внутренних дел по работе с гражданами в целях исключения произвола со стороны представителей власти и нарушения права граждан на обращение в органы государственной власти в целях защиты нарушенных прав и законных интересов.
Подобные работы
- Информационное обеспечение управленческой деятельности в органах внутренних дел
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Организационно-правовые основы деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ»
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Розыск лиц, совершивших преступление, органами внутренних дел
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4590 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ, ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СУЩНОСТЬ РОЗЫСКА ЛИЦ В ОРГАНАХ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Разработка предложений по повышению эффективности кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





