🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Контроль за легальным оборотом наркотиков в Российской Федерации

Работа №194245

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
1.1 Исторический аспект развития законодательства о контроле легального
оборота наркотических средств 10
1.2 Нормативно-правовая база регулирования легального оборота
наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации 16
1.3 Контроль легального оборота наркотических средств и психотропных
веществ в Российской Федерации 22
1.4 Проблемы легального оборота наркотических средств и психотропных
веществ в медицинских организациях 36
2 ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЛЕГАЛЬНОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В РФ
2.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ 42
2.2 Административная ответственность за правонарушения в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65


В последнее десятилетие прошлого и в начале нынешнего века борьба с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими находится в ряду самых актуальных государственных проблем в Российской Федерации. Их незаконный оборот и немедицинское потребление достигли масштабов, представляющих серьезную угрозу национальной безопасности государства. Общественная опасность распространения незаконного употребления наркотиков обусловлена не только тем, что их незаконный оборот является причиной совершения преступлений, а наркоманы в связи с психическими и физическими отклонениями исключаются из общественного производства, а и тем, что наркомания ведет к снижению интеллектуального, кадрового, оборонного потенциала страны.
Вхождение постсоветской России в мировую экономику и финансовые сети, бурный рост межгосударственных связей, открытость государственных границ, рост миграционных процессов создали благоприятные условия для развития транснациональной наркоэкспансии в Российской Федерации.
Важным, отягчающим ситуацию, фактором являются появление синтетических наркотиков, возможность быстрого синтезирования новых аналогов, что позволяет производителям мгновенно реагировать на обстановку наркорынка. Так, например, общемировой современной тенденцией является расширение масштабов злоупотребления фармацевтическими препаратами, содержащими вещества, которые находятся под международным контролем. Объектом утечки и предметом злоупотребления чаще всего становятся те фармацевтические препараты, которые наиболее доступны на законном рынке.
Одним из основных компонентов системы мер противодействия наркоугрозе является эффективный контроль легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Особенность наркотических средств и психотропных веществ состоит в том, что при неконтролируемом применении они приносят вред, а в медицине, промышленности, ветеринарии, науке и ряде других областей используются во благо человека. Именно поэтому государство допускает строго контролируемый, так называемый легальный оборот наркотиков, который, однако, нередко используется преступниками.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что нарушение правил легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, который сам по себе предназначен для блага общества, в конечном итоге приводит к увеличению числа наркозависимых, появлению новых видов психоактивных веществ и сопутствующей этим процессам росту высоколатентной наркопреступности.
Целью исследования является рассмотрение процесса легального оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, анализ проблем в рассматриваемой области и поиски путей их решения, выработка предложений, направленных на повышение эффективности осуществляемых мер контроля легального оборота наркотических средств и психотропных веществ.
При проведении исследования были поставлены следующие задачи:
- изучение исторического аспекта развития законодательства о легальном обороте наркотических средств и психотропных веществ;
- анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы легального оборота наркотических средств и психотропных веществ в РФ;
- изучение некоторых сфер, где применяется легальный оборот наркотиков;
- подробное рассмотрение мер контроля легального оборота
наркотических средств и психотропных веществ;
- рассмотрение преступлений и правонарушений, связанных с нарушением легального оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, возникающие в результате осуществления мер контроля в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Предметом исследования выступают медицинские, социологические, психологические, экономические и юридические научные источники, официальные статистические данные, отражающие наркоситуацию в России, система правовых норм, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ; практика реализации административно- правовых и уголовно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе легального оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Для достижения поставленной цели и решения задач, исследование проводилось в несколько этапов с использованием общенаучных и частных методов исследования: библиографического, статистического,
ситуационного, сравнительно-правового, структурно-функционального, исторического, монографического, социологического и экспертного анализа.
Вопросы регулирования легального оборота наркотических средств и психотропных веществ остаются объектом внимания ученых в области юриспруденции. Заметный вклад в их разрешение внесли: Т.А. Боголюбова, И.В. Крупнова, М.Ф. Микаэлян, И.К. Мирошникова, И.Н. Наумова, Н.А. Рябинин, Е.А. Скобина, А.П. Суходолов, С.И. Ткаченко, Н.Н. Цуканова и другие.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об Административных правонарушениях РФ, Федеральный закон № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", материалы судебной практики.
Практическая значимость работы определяется возможностью
использования ее результатов в устранении выявленных в ходе исследования пробелов, как в нормативном регулировании, так и в правоприменительной деятельности.
Выпускная квалификационная работавключает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Российской Федерации имеется достаточно много предприятий, осуществляющих производство и изготовление наркотических средств и психотропных веществ. Только в Москве действуют пять таких федеральных государственных унитарных предприятий: Московский эндокринный завод, Государственный завод медицинских препаратов и др. Есть такие предприятия и в других регионах России, например в Томске, Хабаровске и Санкт-Петербурге. Номенклатура производимых и изготавливаемых на них наркотических средств и психотропных веществ достаточно широка, включая такие наркотические средства, как омнопон, промедол, кокаина гидрохлорид, морфина гидрохлорид, кетамин и др. Объемы производства ежегодно исчисляются десятками тонн. Также, в девяти субъектах Российской Федерации производятся промышленные посевы конопли, общая площадь которых занимает 4,5 тыс. га. 90 агропромышленных объединений осуществляют культивирование и переработку конопли.
Именно поэтому одной из главных составляющих противодействия незаконному обороту наркотиков является исключение возможностей поступления названных средств и веществ из легального оборота в нелегальный.
Государственная политика в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ базируется на принципах государственной монополии и лицензирования всех видов легальной деятельности, связанных с их оборотом. Правовое регулирование деятельности в сфере оборота указанных средств и веществ и в области противодействия их незаконному обороту осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительнойвласти. Негосударственные организации и объединения не вправе осуществлять регулирование деятельности в сфере оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту.
Попытки установить контроль над употреблением и распространением наркотических средств предпринимались еще в Древней Руси, о чем свидетельствуют такие письменные источники, как, например, Русская правда, и не прекращались ни на одном этапе развития Российского государства.
В современной России легальный оборот наркотических средств и психотропных веществ регламентируется огромным количеством нормативно-правовых актов, среди них: Конституция РФ, Кодекс об административных нарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства, Приказы федеральных органов исполнительной власти и т.д.
Для осуществления контроля оборота наркотических средств и психотропных веществ применяется большое количество мер, среди них: лицензирование всех видов деятельности, связанной с легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; государственная монополия; отпуск лекарств по рецептам, с использованием специальных бланков; особые требования к упаковке и маркировке; специальные требования к помещениям, в которых хранятся и используются наркотические средства и психотропные вещества; особый порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществам; обязанность предоставления отчетов; особый порядок уничтожения наркотиков; лицензирование деятельности, связанной с культивированием наркосодержащих растений; запрет на культивирование отдельных сортов растений; разрешение культивирования наркосодержащих растений только государственным унитарным предприятиям и т.д.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Нормативно-правовая база в исследуемой области требует систематизации, детальной проработки и дальнейшего совершенствования. Наибольшее количество проблем было выявлено в сфере обеспечения наркотическими средствами и психотропными веществами в области медицины и здравоохранения. Особое внимание должно быть уделено регулированию лекарственного обеспечения пациентов в части обеспечения своевременности назначения и выписывания наркотических лекарственных препаратов при различных видах боли при условии соблюдения соответствующих стандартов медицинской помощи, в соответствии с мировыми стандартами, проработке вопросов корректировки обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи в медицинской организации.
Требуется внесение изменений в действующее законодательство в части регулирования правил хранения наркотических средствв целях установления барьеров на пути наркомании и, в то же время, приведения требований к оборудованию помещений для хранения наркотических средств к разумным пределам. Так как существующие правила являются обременительными в связи с затратами на оборудование и охрану. Необходимо создать наиболее благоприятные условия для повышения привлекательности данного вида деятельности, а также введения налоговых льгот для организаций, выполняющих социально значимые функции.
Также, в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», правовой статус наркотических средств и психотропных веществ одинаков. В приказе Минздрава России от 15 января 2016 г. № 23н, указано, что после смерти больных, родственники умерших обязаны вернуть неиспользованные наркотические вещества в медицинскую организацию в 3-дневный срок. Однако в данном правовом акте ничего не сказано о психотропных веществах, несмотря на то, что, как уже говорилось выше, их правовой статус уравнен. Таким образом, данный пробел может провоцировать попадание лекарственных препаратов в незаконный оборот, что недопустимо. Следует внести необходимые поправки в законодательство для устранения данного пробела.
Существующие проблемы показывают необходимость проведения детального анализа сложившейся ситуации с лекарственным обеспечением больных наркотических средств и психотропных веществ в РФ. Требуется разработка четких показаний для назначения НС и ПВ, единых критериев формирования перечней заболеваний и стандартов лечения, новых лекарственных препаратов и форм, а выделение финансовых потоков должно быть прозрачным с целью объективного принятия решений в системе здравоохранения. Все это в комплексе повысит доступность НС и ПВ для нуждающихся в них пациентов.
В рамках проведения данного исследования, при изучении использования наркосодержащих растений в промышленных целях, также были выявлены некоторые проблемы.
Культивирование отдельных сортов конопли, которые содержат в себе законодательно разрешенный уровень тетрогидроканнабиннола, является высокорентабельной отраслью сельского хозяйства. Однако, в настоящее время, данная отрасль сельского хозяйства не может развиваться в полной мере. Для увеличения посевов технической конопли в промышленных целях, а также устранения возможности попадания данного вида растения в незаконный оборот наркотических средств и исключения возможности преследования сельхозпроизводителей следует разработать и утвердить методики определения количественного содержания ТГК в растениях конопли. Эти методики должны позволять проводить дифференциацию наркотических сортов культуры от без наркотических, что исключит отнесение к наркотическому средству каннабис (марихуана) верхушечной части растений (даже с цветами или плодами) сортов конопли, внесенных в Государственный реестр селекционных достижений РФ, допущенных к использованию.
Также для преступлений и правонарушений в области легального оборота наркотических средств и психотропных веществ характерен высокий уровень латентности, что является основной проблемой для правоохранительных органов. К числу причин данного явления относятся рост числа организаций и лиц, использующих в своей деятельности наркотические средства и психотропные вещества на законном основании, недостаточный контроль за назначение препаратов и соблюдением курса лечения в медицине.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудности осуществления надзора за легальным оборотом наркотиков определяются несколькими факторами. Основными факторами являются:
1) разнообразие и большое количество объектов надзора: государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, предприятия и организации независимо от форм собственности;
2) большое число и постоянное изменение, дополнение законов и нормативных правовых актов, регламентирующих легальный оборот наркотиков;
3) высокая латентность преступлений и правонарушений в области легального оборота наркотических средств и психотропных веществ.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) № 6-ФКЗ// Российская газета. - 1993. - № 237. - Ст. 137.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 361.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета- 2001.- № 256. - Ст. 32.14.
4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ // Российская газета. - 2008. - № 7. - Ст. 4.
5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3430.
6. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - № 2. - Ст. 219.
7. Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ // Российская газета. - 2010. - № 4. - Ст. 5.
8. Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30.06.1994№ 890 //Российская газета. - 1994. - № 28.
9. Постановление Правительства РФ "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" от 22 декабря 2011 г. № 1085 // Российская газета. - 2011. - №11. - Ст. 9.
10. Постановление Правительства «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным» от 18.06.1999 № 647 // Российская газета. - 1999. - № 8. - Ст. 7.
11. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» от 4.11.2006 г. № 644 // СЗ РФ. - 2006, № 46. - Ст. 4795.
12. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 №1148 «О
порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» // Российская газета. - 2009. - № 12.
13. Постановление Правительства РФ "Об установлении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях, требований к таким сортам и к условиям их культивирования" от 20.07.2007 № 460 // Российская газета. - 2007. - № 10.
14. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ» от 30.06.1998 г. № 681 // СЗ РФ. - 1998. - №
27. - Ст. 3198.
15. Приказ Минздрава России "Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным" от 28.03.2003 № 127[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru... 51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ