Психологические трудности адаптации подростков при переходе в среднюю школу (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СШ №42 г. Липецк
Выборка исследования: 22 учащихся 5 «А» класса, возраст 10-11 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации подростков при переходе в среднюю школу 7
1.1. Трудности и проблемы кризиса подросткового возраста при переходе в среднюю школу 7
1.2. Понятие и сущность социально-психологической адаптации личности………13
1.3. Детерминанты, уровни и трудности адаптации подростков при переходе в среднюю школу 19
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и сформированности учебной деятельности у пятиклассников 23
2.1. Организация и методология исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 38
База исследования: МБОУ СШ №42 г. Липецк
Выборка исследования: 22 учащихся 5 «А» класса, возраст 10-11 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации подростков при переходе в среднюю школу 7
1.1. Трудности и проблемы кризиса подросткового возраста при переходе в среднюю школу 7
1.2. Понятие и сущность социально-психологической адаптации личности………13
1.3. Детерминанты, уровни и трудности адаптации подростков при переходе в среднюю школу 19
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и сформированности учебной деятельности у пятиклассников 23
2.1. Организация и методология исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 38
В настоящее время проблема школьной адаптации приобретает особую актуальность, что связано прежде с ростом среди школьников нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств. Поэтому обеспечение и психологическое сопровождение адаптационного процесса обучающихся является одной из важных задач в современной системе образования.
Школьная адаптация представляет собой сложный и многогранный процесс формирования социально-психологических механизмов приспособления учащихся к требованиям и условиям обучения. Она включает в себя педагогический, психологический и социальный компоненты. Ее результатом может стать как адаптированность, обеспечивающая успешность последующей учебной деятельности, так и дезадаптированность, которая выражается в проблемах и трудностях в учебе и поведении, повышенной тревожности, агрессивности, конфликтности, нарушениях в развитии личности и т.п.
Следует отметить, что в научной литературе в основном рассматриваются вопросы социально-психологической адаптации первоклассников и намного меньше работ и исследований, посвященных проблеме адаптации обучающихся при переходе из начальной в среднюю школу, хотя данный вопрос является не менее актуальным.
Изучением проблемы социально-психологической адаптации занимались также отечественные психологи, среди которых можно выделить А.А.Налчаджяна, О.И.Зотову и И.К.Кряжеву, В.Г.Березина, А.В.Сухарева, Г.М.Андрееву, Б.Д.Парыгина, А.А.Реана и др. Проблемой социально-психологической адаптации школьников занимались К.Н.Поливанова, Г.А.Цукерман, Б.Д. Эльконин, О.Килдан, А.Берат и другие ученые, но большинство из них посвящены начальному этапу обучения, переходу из детского сада в школу.
Г.А.Цукерман отмечает необходимость исследования периода адаптации обучающихся к основной школе и важность этого этапа для дальнейшего обучения и развития учащихся [37]. Это обусловлено тем, что данный период соответствует младшему подростковому возрасту, который связан с двумя кризисами – возрастным (внутренним) и педагогическим или учебным (внешним). Из-за этого многие пятиклассники сталкиваются с проблемами и трудностями в обучении, в общении и взаимодействии с одноклассниками и новыми учителями, что, в свою очередь, приводит к ухудшению учебной успеваемости и поведения. При этом данные проблемы могут быть как временными, так и приобретать затяжной, постоянный характер в случае, если в школе и классе не созданы необходимые психолого-педагогические условия для успешной адаптации обучающихся.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости более детального и глубокого изучения и анализа психологических трудностей адаптации учащихся при переходе в пятый класс, а также условий их коррекции и преодоления. Это позволит сделать адаптационный процесс более быстрым и легким для обучающихся и избежать дальнейших проблем в обучении. Это обусловливает актуальность темы данного исследования.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь между психологическими трудностями адаптации пятиклассников к средней школе и уровнем развития их самоконтроля и произвольности учебной деятельности с целью выявления факторов, способствующих успешной адаптации.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: психологические трудности адаптации пятиклассников.
Задачи:
1. Выявить и изучить факторы, затрудняющие социально-психологическую адаптацию пятиклассников.
2. Определить уровни сформированности учебной деятельности и социально-психологической адаптации пятиклассников.
3. Изучить взаимосвязь сформированности учебной деятельности и социально-психологической адаптации пятиклассников.
Гипотеза исследования: предполагается, что адаптация подростков к средней школе находится в прямой зависимости от сформированности самоконтроля и произвольности их учебной деятельности, что выражается в следующем:
- чем выше уровень самоконтроля и произвольности учебной деятельности обучающихся, тем выше уровень их социально-психологической адаптации;
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение синтез, абстрагирование и др.;
- эмпирические – наблюдение за учащимися 5 «А» класса, опрос, анкетирование, диагностические методики:
1. Методика «Определение социально-психологической адаптации ребенка к школе», авторы Э.М. Александровская, Н.Г.Лусканова [3].
2. «Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности», авторы Г.В.Репкина, Е.Зайка [9].
- методы обработки и интерпретации данных – количественные (корреляционный анализ) и качественные (анализ результатов диагностики).
База исследования: МБОУ СШ №42 г.Липецк
Выборка исследования: учащиеся 5 «А» класса, возраст 10-11 лет, количество - 22 человека.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении, расширении и систематизации теоретического материала по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диагностики и разработанные психологические рекомендации могут использоваться родителями и педагогами для преодоления трудностей адаптации подростков к средней школе.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (44 источника) и приложений (4 приложения).
Школьная адаптация представляет собой сложный и многогранный процесс формирования социально-психологических механизмов приспособления учащихся к требованиям и условиям обучения. Она включает в себя педагогический, психологический и социальный компоненты. Ее результатом может стать как адаптированность, обеспечивающая успешность последующей учебной деятельности, так и дезадаптированность, которая выражается в проблемах и трудностях в учебе и поведении, повышенной тревожности, агрессивности, конфликтности, нарушениях в развитии личности и т.п.
Следует отметить, что в научной литературе в основном рассматриваются вопросы социально-психологической адаптации первоклассников и намного меньше работ и исследований, посвященных проблеме адаптации обучающихся при переходе из начальной в среднюю школу, хотя данный вопрос является не менее актуальным.
Изучением проблемы социально-психологической адаптации занимались также отечественные психологи, среди которых можно выделить А.А.Налчаджяна, О.И.Зотову и И.К.Кряжеву, В.Г.Березина, А.В.Сухарева, Г.М.Андрееву, Б.Д.Парыгина, А.А.Реана и др. Проблемой социально-психологической адаптации школьников занимались К.Н.Поливанова, Г.А.Цукерман, Б.Д. Эльконин, О.Килдан, А.Берат и другие ученые, но большинство из них посвящены начальному этапу обучения, переходу из детского сада в школу.
Г.А.Цукерман отмечает необходимость исследования периода адаптации обучающихся к основной школе и важность этого этапа для дальнейшего обучения и развития учащихся [37]. Это обусловлено тем, что данный период соответствует младшему подростковому возрасту, который связан с двумя кризисами – возрастным (внутренним) и педагогическим или учебным (внешним). Из-за этого многие пятиклассники сталкиваются с проблемами и трудностями в обучении, в общении и взаимодействии с одноклассниками и новыми учителями, что, в свою очередь, приводит к ухудшению учебной успеваемости и поведения. При этом данные проблемы могут быть как временными, так и приобретать затяжной, постоянный характер в случае, если в школе и классе не созданы необходимые психолого-педагогические условия для успешной адаптации обучающихся.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости более детального и глубокого изучения и анализа психологических трудностей адаптации учащихся при переходе в пятый класс, а также условий их коррекции и преодоления. Это позволит сделать адаптационный процесс более быстрым и легким для обучающихся и избежать дальнейших проблем в обучении. Это обусловливает актуальность темы данного исследования.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь между психологическими трудностями адаптации пятиклассников к средней школе и уровнем развития их самоконтроля и произвольности учебной деятельности с целью выявления факторов, способствующих успешной адаптации.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: психологические трудности адаптации пятиклассников.
Задачи:
1. Выявить и изучить факторы, затрудняющие социально-психологическую адаптацию пятиклассников.
2. Определить уровни сформированности учебной деятельности и социально-психологической адаптации пятиклассников.
3. Изучить взаимосвязь сформированности учебной деятельности и социально-психологической адаптации пятиклассников.
Гипотеза исследования: предполагается, что адаптация подростков к средней школе находится в прямой зависимости от сформированности самоконтроля и произвольности их учебной деятельности, что выражается в следующем:
- чем выше уровень самоконтроля и произвольности учебной деятельности обучающихся, тем выше уровень их социально-психологической адаптации;
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение синтез, абстрагирование и др.;
- эмпирические – наблюдение за учащимися 5 «А» класса, опрос, анкетирование, диагностические методики:
1. Методика «Определение социально-психологической адаптации ребенка к школе», авторы Э.М. Александровская, Н.Г.Лусканова [3].
2. «Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности», авторы Г.В.Репкина, Е.Зайка [9].
- методы обработки и интерпретации данных – количественные (корреляционный анализ) и качественные (анализ результатов диагностики).
База исследования: МБОУ СШ №42 г.Липецк
Выборка исследования: учащиеся 5 «А» класса, возраст 10-11 лет, количество - 22 человека.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении, расширении и систематизации теоретического материала по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диагностики и разработанные психологические рекомендации могут использоваться родителями и педагогами для преодоления трудностей адаптации подростков к средней школе.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (44 источника) и приложений (4 приложения).
В процессе данного исследования были выявлены и проанализированы психологические трудности адаптации подростков при переходе в среднюю школу, ее зависимость от сформированности самоконтроля и произвольности их учебной деятельности. В результате были полностью решены все поставленные задачи:
1) дана психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста;
2) рассмотрены понятие и сущность социально-психологической адаптации личности;
3) изучена взаимосвязь сформированности учебной деятельности и социально-психологической адаптации пятиклассников;
4) организовано и проведено эмпирическое исследование уровня адаптации пятиклассников к средней школе, проанализированы его результаты;
В заключение, проведенное исследование подчеркивает, что переход в среднюю школу представляет собой критический период для подростков, характеризующийся целым рядом трудностей адаптации. Теоретический анализ и экспериментальные данные указывают на то, что резкое взросление, новые требования к учебной деятельности, необходимость усвоения иных норм и ценностей, а также физиологические и психологические изменения, сопряженные с подростковым возрастом, создают значительные препятствия для успешной адаптации. Несмотря на то, что многие концепции рассматривают адаптацию как процесс приспособления, исследование выявляет, что у значительной части пятиклассников возникают проблемы в этой области. Недостаточная сформированность учебной деятельности, особенно самоконтроля и произвольности, усугубляет эти трудности, приводя к снижению мотивации, тревожности и проблемам в поведении. Экспериментальные результаты показывают, что 55% (12 чел.) имеют высокий уровень социально-психологической адаптации, 36% (8 чел.) - средний уровень, 9% (2 чел.) - низкий уровень (дезадаптация). При этом выявлена очень сильная положительная корреляция между уровнем сформированности учебной деятельности (в частности, самоконтроля и произвольности) и уровнем социально-психологической адаптации пятиклассников, что выражается в следующем:
- чем выше уровень сформированности учебной деятельности (самоконтроля и произвольности) пятиклассников, тем выше их уровень социально-психологической адаптации;
- чем ниже уровень уровень сформированности учебной деятельности (самоконтроля и произвольности) пятиклассников, тем ниже их уровень социально-психологической адаптации.
Для преодоления психологических трудностей адаптации подростков необходимо комплексное воздействие, включающее психологическую поддержку, организацию классных мероприятий, активное взаимодействие с родителями и создание менторских программ. Особое внимание следует уделять развитию навыков самоконтроля и произвольности, которые являются ключевыми факторами успешной адаптации к новым условиям обучения. Только при таком подходе возможно обеспечить плавный и эффективный переход подростков в среднюю школу, минимизируя негативные последствия и способствуя их полноценному развитию.
1) дана психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста;
2) рассмотрены понятие и сущность социально-психологической адаптации личности;
3) изучена взаимосвязь сформированности учебной деятельности и социально-психологической адаптации пятиклассников;
4) организовано и проведено эмпирическое исследование уровня адаптации пятиклассников к средней школе, проанализированы его результаты;
В заключение, проведенное исследование подчеркивает, что переход в среднюю школу представляет собой критический период для подростков, характеризующийся целым рядом трудностей адаптации. Теоретический анализ и экспериментальные данные указывают на то, что резкое взросление, новые требования к учебной деятельности, необходимость усвоения иных норм и ценностей, а также физиологические и психологические изменения, сопряженные с подростковым возрастом, создают значительные препятствия для успешной адаптации. Несмотря на то, что многие концепции рассматривают адаптацию как процесс приспособления, исследование выявляет, что у значительной части пятиклассников возникают проблемы в этой области. Недостаточная сформированность учебной деятельности, особенно самоконтроля и произвольности, усугубляет эти трудности, приводя к снижению мотивации, тревожности и проблемам в поведении. Экспериментальные результаты показывают, что 55% (12 чел.) имеют высокий уровень социально-психологической адаптации, 36% (8 чел.) - средний уровень, 9% (2 чел.) - низкий уровень (дезадаптация). При этом выявлена очень сильная положительная корреляция между уровнем сформированности учебной деятельности (в частности, самоконтроля и произвольности) и уровнем социально-психологической адаптации пятиклассников, что выражается в следующем:
- чем выше уровень сформированности учебной деятельности (самоконтроля и произвольности) пятиклассников, тем выше их уровень социально-психологической адаптации;
- чем ниже уровень уровень сформированности учебной деятельности (самоконтроля и произвольности) пятиклассников, тем ниже их уровень социально-психологической адаптации.
Для преодоления психологических трудностей адаптации подростков необходимо комплексное воздействие, включающее психологическую поддержку, организацию классных мероприятий, активное взаимодействие с родителями и создание менторских программ. Особое внимание следует уделять развитию навыков самоконтроля и произвольности, которые являются ключевыми факторами успешной адаптации к новым условиям обучения. Только при таком подходе возможно обеспечить плавный и эффективный переход подростков в среднюю школу, минимизируя негативные последствия и способствуя их полноценному развитию.



