Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
1.1 Понятие и структура административной ответственности за
правонарушения в области дорожного движения 9
1.2 Основания административной ответственности за правонарушения в
области дорожного движения 15
2 МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
2.1 Общая характеристика мер административной ответственности в
области дорожного движения 39
2.2 Пути повышения эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
1.1 Понятие и структура административной ответственности за
правонарушения в области дорожного движения 9
1.2 Основания административной ответственности за правонарушения в
области дорожного движения 15
2 МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
2.1 Общая характеристика мер административной ответственности в
области дорожного движения 39
2.2 Пути повышения эффективности мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Для повышения уровня безопасности на дорогах, государство ужесточает административную ответственность, увеличивает санкции за правонарушения в области дорожного движения. На данный момент, ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрена по 37 статьям Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях (далее КоАП РФ).
Ущерб от административных правонарушений велик даже в том случае, если вредных последствий от них не последовало. Но и от этих правонарушений вред очевиден, так как нарушается установленный общественный правопорядок, замедляется выполнение государством своих функций. Большинство правонарушений посягают на права и законные интересы граждан и юридических лиц, причиняют вред их собственности. Именно поэтому, борьба с административными правонарушениями напротяженийдостаточно долгого времени является одной из основных задач государства, которая осуществляется им в разных направлениях.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В отличии от уголовных преступлений, административные правонарушения не вызывают наступления общественно опасных последствий, но, создают условия при которых они могут наступить. Как показывает статистика, ежегодно, в результате ДТП в нашей стране погибает около 30 тыс. человек, получают травмы около 250 тыс. человек. Тяжесть дорожно-транспортных происшествий составляет 14 человек погибших на 100 пострадавших в ДТП, в то время как в странах Европы, Японии и США этот показатель не превышает 2. Из-за несвоевременного реагирования экстренных служб для оказания необходимой медицинской и технической помощи на месте происшествия погибают 56% пострадавших. Ущерб экономики в результате ДТП оценивается в 2,6% ВВП, что составляет порядка 476 млрд. руб. До80% общероссийских объемов грузовых перевозок осуществляется автотранспортом через территории крупных городов, резко увеличивая количество заторов в улично-дорожной сети . Приведенные статистические наблюдения позволяют сделать вывод об ухудшении условий дорожного движения в связи с неподготовленностью улично-дорожных сетей к приему и обслуживанию быстро растущих транспортных потоков.
Цель исследования - рассмотрение административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения,разработка научно обоснованных рекомендаций по
совершенствованию норм административного законодательства и формулировании предложений для правоприменительной практики по вопросам административных правонарушений в области дорожного движения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определение понятия и структуру административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;
- выяснить особенности и конкретизировать основания административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;
- изучить общую характеристику мер административной ответственности;
- выявить пути повышения эффективности мер административной ответственности, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в результате осуществления и выполнения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция.
Использованы и специальные методы, такие, как: исторический,
сравнительно-правовой, системно-аналитический и другие.
Теоретическая основа. На протяжении длительного периода времени вопросы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения остаются объектом внимания ученых в области юриспруденции. Заметный вклад в их разрешение в различные исторические периоды внесли А.Б. Агапов, Ю.С. Адушкин, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, И.А Галаган, В.В. Денисенко, Е.В. Додин, В.М. Манохин, Б.В. Российский, В.Д. Сорокин, И.В. Тимошенко, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов и др.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, Кодекс РФ об Административных правонарушениях, материалы судебной практики.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов в устранении выявленных в ходе исследования пробелов как в нормативном регулировании, так и в правоприменительной деятельности соответствующих субъектов административной юрисдикции.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Ущерб от административных правонарушений велик даже в том случае, если вредных последствий от них не последовало. Но и от этих правонарушений вред очевиден, так как нарушается установленный общественный правопорядок, замедляется выполнение государством своих функций. Большинство правонарушений посягают на права и законные интересы граждан и юридических лиц, причиняют вред их собственности. Именно поэтому, борьба с административными правонарушениями напротяженийдостаточно долгого времени является одной из основных задач государства, которая осуществляется им в разных направлениях.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В отличии от уголовных преступлений, административные правонарушения не вызывают наступления общественно опасных последствий, но, создают условия при которых они могут наступить. Как показывает статистика, ежегодно, в результате ДТП в нашей стране погибает около 30 тыс. человек, получают травмы около 250 тыс. человек. Тяжесть дорожно-транспортных происшествий составляет 14 человек погибших на 100 пострадавших в ДТП, в то время как в странах Европы, Японии и США этот показатель не превышает 2. Из-за несвоевременного реагирования экстренных служб для оказания необходимой медицинской и технической помощи на месте происшествия погибают 56% пострадавших. Ущерб экономики в результате ДТП оценивается в 2,6% ВВП, что составляет порядка 476 млрд. руб. До80% общероссийских объемов грузовых перевозок осуществляется автотранспортом через территории крупных городов, резко увеличивая количество заторов в улично-дорожной сети . Приведенные статистические наблюдения позволяют сделать вывод об ухудшении условий дорожного движения в связи с неподготовленностью улично-дорожных сетей к приему и обслуживанию быстро растущих транспортных потоков.
Цель исследования - рассмотрение административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения,разработка научно обоснованных рекомендаций по
совершенствованию норм административного законодательства и формулировании предложений для правоприменительной практики по вопросам административных правонарушений в области дорожного движения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определение понятия и структуру административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;
- выяснить особенности и конкретизировать основания административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;
- изучить общую характеристику мер административной ответственности;
- выявить пути повышения эффективности мер административной ответственности, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в результате осуществления и выполнения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция.
Использованы и специальные методы, такие, как: исторический,
сравнительно-правовой, системно-аналитический и другие.
Теоретическая основа. На протяжении длительного периода времени вопросы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения остаются объектом внимания ученых в области юриспруденции. Заметный вклад в их разрешение в различные исторические периоды внесли А.Б. Агапов, Ю.С. Адушкин, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, И.А Галаган, В.В. Денисенко, Е.В. Додин, В.М. Манохин, Б.В. Российский, В.Д. Сорокин, И.В. Тимошенко, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов и др.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, Кодекс РФ об Административных правонарушениях, материалы судебной практики.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов в устранении выявленных в ходе исследования пробелов как в нормативном регулировании, так и в правоприменительной деятельности соответствующих субъектов административной юрисдикции.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Вопросы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, которые были рассмотрены нами в выпускной квалификационной работе, не исчерпывают всей проблематики данного направления. Это невозможно в рамках одного исследования.
Ежегодно, автомобильный парк в нашей стране увеличивается, в связи с этим, одной из важных и значимых задач государства является задача обеспечения безопасности дорожного движения.
В выпускной квалификационной работе были решены поставленные во введений задачи, а именно: определены и изучены понятие и структура административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения; выяснены особенности и конкретизированы основания административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения; изучена общая характеристика мер административной ответственности; выявлены и предложены пути повышения эффективности мер административной ответственности, в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
Рассматривая в настоящее время деятельность государства по административным правонарушениям в области дорожного движения в целом, возможно, выдвинуть следующие предложения:
1. Несмотря на большое количество научных определений в области юриспруденции, только законодательно закрепленное понятие придает ему наивысшую и качественную ценность, для его эффективного восприятия людьми и отражения в их правосознаний. В связи с этим, на наш взгляд, в главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» следует добавить статью следующего содержания:
Статья 2.2.1. Административная ответственность
Административная ответственность - вид государственного
принуждения, реализуемого в предусмотренной настоящим Кодексом процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного, имущественного или организационного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения».
Статья подобного содержания будет вполне уместна именно в структуре главы 2 КоАП РФ после статей 2.1 «Административное правонарушение» и 2.2 «Формы вины», однако перед статьей 2.3 «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность».
2. По оценке ряда специалистов, в данный момент в Россий действует около 1700 законов и подзаконных актов, которые имеют отношение к безопасности дорожного движения. И если во многих развитых странах преобладают инженерно-технические способы решения проблем безопасности дорожного движения, то в России, наблюдается обратная тенденция - ведущее место до сих пор занимает нормативно-правовой аспект решения указанных проблем, который заключается в стремлении по максимуму «зарегулировать» все стороны дорожно-транспортного процесса. В данном случае, практически не предоставляется возможным достичь положения, когда каждый участник дорожного движения или должностное лицо, связанное с обеспечением безопасности дорожного движения, всегда поступали бы в полном соответствии с совокупностью установленных в этой области норм и правил. В связи с этим, как у должностных лиц, так и у водителей транспортных средств и лиц, оказывающих им юридическую помощь в качестве защитников в производстве по делам об административных правонарушениях, и лиц, рассматривающих такие дела, нередко отсутствует единое понимание многих правовых норм и положений, регламентирующих правоотношения в сфере дорожного движения. Представляется, что подобного рода ситуацию стоит менять именно в сторону унификации законодательства.
3. Даже поверхностный анализ норм главы 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» говорит о том, что не все нормы главы 12 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за деяния, посягающие именно на «область дорожного движения» как объект противоправного посягательства. В этой связи, исходя из так называемого принципа «чистоты правовых категорий», представляется целесообразным либо переименовать название главы 12 КоАП РФ, переименовав ее как «Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения» и отнести туда ряд составов административных правонарушений, находящихся в настоящее в других главах КоАП РФ (в частности в главе 11 КоАП РФ), либо наоборот, убрать из главы 12 КоАП РФ те составы административных правонарушений, которые к дорожному движению как объекту противоправного посягательства отношения не имеют.
4. Так же, было бы необходимым дополнение части 1 ст. 29.10 КоАП РФ положением о том, что в постановлении по делу об административном правонарушении следует отражать сведение о прокуроре (в случае если он принимал участие в деле), а так же сведения о защитнике или законном представителе. Внесение этих данных в вводную часть постановления необходимо по причине отсутствия предусмотренной законом необходимости обязательного ведения протокола рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с чем не исключается вероятность нарушения прав граждан на защиту (например, недопуск защитника в процесс в нарушение процессуального законодательства).
5. Анализ положений главы 12 КоАП РФ с позиции юридической техники говорит том, что существует ряд нарушений в контексте компоновки ряда норм в пределах тех или иных статей анализируемой главы закона. В связи с этим, представляется целесообразным составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена нормами статей 12.17 и 12.18 КоАП РФ, объединить в одну статью, скомпоновав их соответствующим образом и озаглавив эту статью как «Непредоставление преимущества в движении». Так же стоит поступить и в отношении статей 12.21, 12.21.1 и 12.21.2 КоАП РФ, объединив их в одну статью 12.21 КоАП РФ, не меняя при этом ее названия, и в отношении статей 12.29 и 12.30 КоАП РФ, которые также следует объединить в одну статью - статью 12.29 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в дорожном движении», добавив ее еще одним составом, предусматривающим административную ответственность пешехода, пассажира или иного участника дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности уничтожение или повреждение чужого имущества вследствие дорожно¬транспортного происшествия.
Реализация указанных предложений, как нам представляется, может создать определенного рода предпосылки для более эффективного обеспечения уровня безопасности дорожного движения посредством мер административной ответственности, равно как и сделает институт самой административной ответственности более совершенным.
Ежегодно, автомобильный парк в нашей стране увеличивается, в связи с этим, одной из важных и значимых задач государства является задача обеспечения безопасности дорожного движения.
В выпускной квалификационной работе были решены поставленные во введений задачи, а именно: определены и изучены понятие и структура административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения; выяснены особенности и конкретизированы основания административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения; изучена общая характеристика мер административной ответственности; выявлены и предложены пути повышения эффективности мер административной ответственности, в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
Рассматривая в настоящее время деятельность государства по административным правонарушениям в области дорожного движения в целом, возможно, выдвинуть следующие предложения:
1. Несмотря на большое количество научных определений в области юриспруденции, только законодательно закрепленное понятие придает ему наивысшую и качественную ценность, для его эффективного восприятия людьми и отражения в их правосознаний. В связи с этим, на наш взгляд, в главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» следует добавить статью следующего содержания:
Статья 2.2.1. Административная ответственность
Административная ответственность - вид государственного
принуждения, реализуемого в предусмотренной настоящим Кодексом процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного, имущественного или организационного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения».
Статья подобного содержания будет вполне уместна именно в структуре главы 2 КоАП РФ после статей 2.1 «Административное правонарушение» и 2.2 «Формы вины», однако перед статьей 2.3 «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность».
2. По оценке ряда специалистов, в данный момент в Россий действует около 1700 законов и подзаконных актов, которые имеют отношение к безопасности дорожного движения. И если во многих развитых странах преобладают инженерно-технические способы решения проблем безопасности дорожного движения, то в России, наблюдается обратная тенденция - ведущее место до сих пор занимает нормативно-правовой аспект решения указанных проблем, который заключается в стремлении по максимуму «зарегулировать» все стороны дорожно-транспортного процесса. В данном случае, практически не предоставляется возможным достичь положения, когда каждый участник дорожного движения или должностное лицо, связанное с обеспечением безопасности дорожного движения, всегда поступали бы в полном соответствии с совокупностью установленных в этой области норм и правил. В связи с этим, как у должностных лиц, так и у водителей транспортных средств и лиц, оказывающих им юридическую помощь в качестве защитников в производстве по делам об административных правонарушениях, и лиц, рассматривающих такие дела, нередко отсутствует единое понимание многих правовых норм и положений, регламентирующих правоотношения в сфере дорожного движения. Представляется, что подобного рода ситуацию стоит менять именно в сторону унификации законодательства.
3. Даже поверхностный анализ норм главы 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» говорит о том, что не все нормы главы 12 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за деяния, посягающие именно на «область дорожного движения» как объект противоправного посягательства. В этой связи, исходя из так называемого принципа «чистоты правовых категорий», представляется целесообразным либо переименовать название главы 12 КоАП РФ, переименовав ее как «Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения» и отнести туда ряд составов административных правонарушений, находящихся в настоящее в других главах КоАП РФ (в частности в главе 11 КоАП РФ), либо наоборот, убрать из главы 12 КоАП РФ те составы административных правонарушений, которые к дорожному движению как объекту противоправного посягательства отношения не имеют.
4. Так же, было бы необходимым дополнение части 1 ст. 29.10 КоАП РФ положением о том, что в постановлении по делу об административном правонарушении следует отражать сведение о прокуроре (в случае если он принимал участие в деле), а так же сведения о защитнике или законном представителе. Внесение этих данных в вводную часть постановления необходимо по причине отсутствия предусмотренной законом необходимости обязательного ведения протокола рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с чем не исключается вероятность нарушения прав граждан на защиту (например, недопуск защитника в процесс в нарушение процессуального законодательства).
5. Анализ положений главы 12 КоАП РФ с позиции юридической техники говорит том, что существует ряд нарушений в контексте компоновки ряда норм в пределах тех или иных статей анализируемой главы закона. В связи с этим, представляется целесообразным составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена нормами статей 12.17 и 12.18 КоАП РФ, объединить в одну статью, скомпоновав их соответствующим образом и озаглавив эту статью как «Непредоставление преимущества в движении». Так же стоит поступить и в отношении статей 12.21, 12.21.1 и 12.21.2 КоАП РФ, объединив их в одну статью 12.21 КоАП РФ, не меняя при этом ее названия, и в отношении статей 12.29 и 12.30 КоАП РФ, которые также следует объединить в одну статью - статью 12.29 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в дорожном движении», добавив ее еще одним составом, предусматривающим административную ответственность пешехода, пассажира или иного участника дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности уничтожение или повреждение чужого имущества вследствие дорожно¬транспортного происшествия.
Реализация указанных предложений, как нам представляется, может создать определенного рода предпосылки для более эффективного обеспечения уровня безопасности дорожного движения посредством мер административной ответственности, равно как и сделает институт самой административной ответственности более совершенным.
Подобные работы
- Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2022 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - «Административная ответственность за правонарушения в области безопасности дорожного движения»
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





