🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Государственная защита потерпевших и свидетелей органами внутренних дел

Работа №194197

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ОВД 10
1.1 Понятие безопасности в правоохранительной деятельности,
принципы института обеспечения безопасности 10
1.2 Понятие мер безопасности, виды и порядок их применения ОВД 13
2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ 19
2.1 Правовое обеспечение мер безопасности потерпевших и
свидетелей на досудебных стадиях 19
2.2 Правовое обеспечение мер безопасности потерпевших и
свидетелей на судебных стадиях 23
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ОВД ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ
ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ 27
3.1 Проблемы повышения эффективности государственной защиты потерпевших и свидетелей при осуществлении административных процедур ОВД 27
3.2 Зарубежный опыт, регулирующий применение государственной: защиты в отношении потерпевших и свидетелей 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67


Проблема обеспечения мер безопасности по государственной защите потерпевших и свидетелей органами внутренних дел является одной из злободневных проблем в современном обществе. Безопасность потерпевших и свидетелей всегда вызывала особый интерес, так как осуществление данной задачи непосредственно зависит от применения сотрудниками правоохранительных органов правовых норм, которые направлены на создание безопасных условий участия в процессуальных действиях лиц, которые оказывают содействие правосудию Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.
C принятием Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (введён в действие с 1 июля 2002 года), появились меры защиты процессуального характера, в том числе направленные на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 УПК РФ). Помимо мер безопасности, закрепленных в нормах УПК РФ, разработан ряд нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление государственной защиты в отношении потерпевших и свидетелей. Тем не менее, в современном обществе отсутствует четкое представление об институте обеспечения государственной защиты потерпевших и свидетелей органами внутренних дел.
На сегодняшний день актуальной проблемой выпускной квалификационной работы является обеспечение мер безопасности государственной защиты потерпевших и свидетелей органами внутренних дел, так как данные лица могут стать объектом целенаправленных противоправных посягательств со стороны подозреваемого, обвиняемого, а также их близких, друзей, знакомых, которые отрицательно отражается на гражданской активности потерпевших и свидетелей. Следовательно, осознавая свою правовую не защищённость, потерпевшие и свидетели, как правило, отказываются от дачи показаний, изменяют их или дают заведомо ложные показания. Полноценное функционирование данной гарантии зависит от эффективной деятельности ОВД, направленной на защиту прав и законных интересов потерпевших и свидетелей. В выпускной квалификационной работе вышеуказанная проблема рассматривается в двух аспектах: во-первых, существуют пробелы в нормативно- правовой базе обеспечения государственной защиты и, во-вторых, существуют пробелы в применении мер безопасности органами внутренних дел в отношении потерпевших и свидетелей.
Согласно статистическим данным официального сайта МВД России ежегодно в ходе расследования уголовных дел более 10млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения, либо отказа от даваемых ранее показаний. С 2014г. по 2017г. количество участников уголовного судопроизводства, которые приняли участие в мероприятиях по обеспечению государственной защиты составляет от 3,3 до 3,9тысяч человек ежегодно. В отношении них было применено более 33.000тысяч мер безопасности, таких как личная охрана (12.500тысяч), охрана жилища и имущества (5.689тысяч), выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности(3.486тысяч), обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице (11.325тысяч) .
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть проблему государственной защиты потерпевших и свидетелей органами внутренних дел, выявить пути и направления совершенствования действующего российского законодательства. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть меры правового обеспечения государственной защиты потерпевших и свидетелей ОВД;
- определить понятие «безопасность» в правоохранительной
деятельности, принципы института обеспечения безопасности;
- выявить виды мер безопасности и основания для их применения в отношении потерпевших и свидетелей;
- рассмотреть обеспечение государственной защиты потерпевших и свидетелей;
- выяснить процессуальные меры по обеспечению государственной защиты потерпевших и свидетелей на судебных и досудебных стадиях;
- установить иные меры по обеспечению государственной защиты потерпевших и свидетелей;
- проанализировать действующие зарубежное законодательство регламентирующие применение мер безопасности по обеспечению защиты потерпевших и свидетелей;
- исследовать организацию деятельности подразделений органов внутренних дел по обеспечению государственной защиты потерпевших и свидетелей;
- разработать научно-практические рекомендации, направленные на повышение эффективности мер безопасности в деятельности органов внутренних дел в отношении потерпевших и свидетелей;
Объект данной выпускной квалификационной работы: общественные отношения, возникающие в процессе осуществления мер безопасности, применяемые органами внутренних дел к потерпевшим и свидетелям.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются меры безопасности, осуществляемые в отношении потерпевших и свидетелей.
Степень разработанности проблемы исследования выпускной квалификационной работы - проблему государственной защиты потерпевших и свидетелей органами внутренних дел изучали известные учёные - правоведы А.В. Абабков, А.В. Агутин, С.В. Зуев, Л.В. Брусницын, А.Ю. Епихин, А.А. Закатов, О.В. Журкина, В.С. Саморока, Ю.И. Хаиров.
При написании выпускной квалификационной работы использовались монографии, учебники, учебные пособия, публикации российских ученых в области обеспечения государственной защиты потерпевших и свидетелей органами внутренних дел, судебная практика, статьи российских ученых, в которых отражен зарубежный опыт применения государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей, а также нормативно - правовые акты (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119 — ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников судопроизводства» (ред. 07.07.2017), постановление Правительства РФ от 13 июля 2013 г. № 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 — 2018 годы», Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 (ред. от 27.06.2017) «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших и свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» ).
Значимость и новизна выпускной квалификационной работы заключается в разработке авторского решения проблемы государственной защиты потерпевших и свидетелей органами внутренних дел. Для разрешения данной проблемы были использованы системно - структурный, сравнительно - правовой социологический методы познания.
Структура и объём выпускной квалификационной работы — состоит из введения, основной части из трёх глав, которые разделены на параграфы (первая глава — на 2 параграфа, вторая глава — на 2 параграфа, третья глава — на 2 параграфа), заключения, списка использованной литературы и приложения. Структура обусловлена целью, задачами и логикой научного исследования дипломной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного научного исследования проблемы данной выпускной квалификационной работы: государственная защита потерпевших и свидетелей органами внутренних дел необходимо отметить, что поставленная цель и задачи выполнены в полном объеме, и на основе этого можно сформулировать следующие выводы:
1) рассмотрев первый параграф первой выпускной квалификационной
работы (понятие безопасности в правоохранительной деятельности, принципы института обеспечения безопасности) необходимо отметить, что однозначного определения понятия безопасности в юридической и иной литературе не существует, в связи с этим, мы сформулировали свое определение понятия безопасность в правоохранительной деятельности. По нашему мнению, понятие «безопасность» в правоохранительной деятельности — комплекс процессуальных и не процессуальных мер, которые обеспечивают состояние защищенности потерпевших и свидетелей от фактического противоправного воздействия со стороны подозреваемого, обвиняемого, его преступного окружения. Институт обеспечения безопасности основывается на ряде общепризнанных принципов, которые закреплены в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 119 — ФЗ
«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (ред. 07.02.2017);
2) проанализировав второй параграф главы первой выпускной квалификационной работы (Понятие мер безопасности, виды и порядок их применения ОВД), мы можем сделать следующий вывод: применение мер безопасности в отношении потерпевших и свидетелей исходит не только из мотивированности, законности, обоснованности, рациональности использования средств из федерального бюджета государства, но и из необходимости сохранения их жизни и имущества;
3) рассмотрев первый параграф главы второй выпускной квалификационной работы (Правовое обеспечение мер безопасности потерпевших и свидетелей на досудебных стадиях) необходимо отметить, что меры безопасности, применяемые на досудебных стадиях являются гарантией осуществления защиты потерпевших и свидетелей от криминального воздействия со стороны обвиняемого. Тем не менее, совокупность рассмотренных мер безопасности, которые применяются в отношении защищаемых лиц, не всегда эффективны;
4) проанализировав второй параграф главы второй выпускной квалификационной работы (Правовое обеспечение мер безопасности потерпевших, свидетелей на судебных стадиях), мы можем сделать следующий вывод: на судебных стадиях возможно применение в отношении потерпевших и свидетелей помимо закрепленных в УПК РФ мер безопасности, также применение иных мер государственной защиты, которые не противоречат принципам уголовного судопроизводства;
5) рассмотрев первый параграф главы третьей выпускной квалификационной работы (Проблемы повышения эффективности государственной защиты потерпевших и свидетелей при осуществлении административных процедур ОВД) необходимо отметить, что органы внутренних дел осуществляют определённые административные процедуры по обеспечению государственной защиты потерпевших и свидетелей, тем не менее, на сегодняшний день, преступное воздействие на вышеуказанных лиц со стороны подозреваемого обвиняемого оказывается, что подтверждается данными проведенного нами социологического опроса студентов 5 курса (гр. 516, гр. 517, гр. 518), преподавателей ЮИ, ЮУрГУ (НИУ), следователей Отдела по расследованию преступлений на территории, обслуживаемой ОП «Центральный» по г. Челябинску. Следователи ОП «Центральный» по г. Челябинску, признают, что существуют пробелы в уголовно - процессуальном и административном законодательстве Российской Федерации касательно государственной защиты потерпевших и свидетелей, а именно: потерпевшие, свидетели не доверяют правоохранительным органам, так как не уверены, что должностные лица эффективно реализуют меры безопасности в отношении их.
6) проанализировав второй параграф главы третьей выпускной квалификационной работы (Зарубежный опыт, регулирующий применение государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей), мы можем сделать следующий вывод: законодательство РФ в области государственной защиты потерпевших, свидетелей органами внутренних дел регламентировано не в полной мере, в отличие от зарубежного опыта, который активно реализует программы по защите свидетелей. Институт обеспечения государственной защиты потерпевших и свидетелей в РФ необходимо подвернуть определённым изменениям, возможен перенос некоторых мер безопасности, применяемых иностранными государствами, однако с учетом менталитета граждан РФ и российской системы правосудия.
В итоге хотелось бы сказать о необходимости дальнейшего совершенствования уголовного процессуального и административного законодательства в области обеспечения правовых мер государственной защиты потерпевших и свидетелей, считаем необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации проект Федерального закона в Государственную Думу (Приложение 4) и поправки к Проекту Административного Регламента Министерства внутренних дел России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством РФ государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких (Приложение 5). При возникновении доверия у защищаемых лиц появится и чувство безопасности, и, как следствие, они будут более активно давать показания. В свою очередь, данное обстоятельство, позволит свести к минимуму уход лиц, которые виновны в совершении преступлений, от правосудия из-за отсутствия доказательственной базы. Проектом Федерального закона предлагается внесение изменений и дополнений в УПК РФ: в главу 19 «Поводы и основание для возбуждения уголовного дела», а именно в ч. 5 ст. 141, в главу 26 «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний», а именно в ч. 8 ст. 193, в главу 30 «Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору», а именно в ч. 4 ст. 220, в главу 37 «Судебное следствие», а именно в ч. 5 ст. 278., направленные на разработку комплекса эффективных мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства.
В поправках к Административному регламенту Министерства внутренних дел России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством РФ государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких выдвинуты предложения касательно его структуры. Мы предлагаем в основу проекта Административного регламента включить административные процедуры, которые осуществляются МВД, их структурные подразделения, со старой редакции, которую отменили 28.03.2018, но с учетом образования новых подразделений в системе МВД и их измененных полномочий, а также предлагаем внесение изменений в главу I Общие положения, в ст. 3.2. проекта Административного регламента, а именно: ввести должность на территориальном уровне в отделы полиции в следственную часть, отдел дознания, отдел уголовного розыска не только в г. Челябинске, но и в других городах РФ. Согласно нашим предложению в компетенцию должностного лица входит осуществление государственной защиты в отношении потерпевших и свидетелей, то есть предложение заключается в том, чтобы обеспечением государственной защиты потерпевших и свидетелей на территориальном уровне занималось конкретное должностное лицо, деятельность которого была бы направлена только на применение мер безопасности в отношении вышеуказанных лиц. Наши предположения направлены на улучшение эффективности применения органов внутренних дел мер безопасности в отношении потерпевших и свидетелей.



1 Конституция РФ (принята 12.12.1993 всенародным голосованием с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации от 30.12.2008 № 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 № 14- ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174 — ФЗ (ред. 23.04.2018) // СЗ РФ. — 2001. - № 52 ( ч. I). - Ст. 4921.
3 О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных
участников уголовного судопроизводства: федеральный закон от
20 августа 2004 г. № 119 - ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. - 2004. - № 34. - Ст. 3534.
4 Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий
потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых, в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты: постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 № 644 (ред. от 18.09.2017) // СЗ РФ. — 2006. — № 47. —
Ст. 4895.
5 Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 630 (ред. от 27.06.2017) // СЗ РФ. - 2006. - № 45. - Ст. 4708.
6 Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде
переселения защищаемого лица на другое место: постановление
Правительства РФ от 21 сентября 2012 № 953 (ред. от 07.08.2017) // СЗ РФ. —
2012. -№ 39. - Ст. 5290.
7 Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. № 35 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 3. - 2013.
8 О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты представления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице Постановление Правительства РФ от 14 июля 2015 № 705 // СЗ РФ. — № 29 (II часть) - 2015. - Ст. 4503.
9 Об утверждении Государственной программы Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 — 2018 годы: постановление Правительства РФ от 13 июля 2013 г. № 586 // СЗ РФ. - 2013. - № 29. - Ст. 3965.
10 Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью // Принята 29.11.1985 Резолюцией 40/34 Г енеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. garant.ru.
II. КНИГИ, МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
11 Абабков, А.Н. Защитить права потерпевшего: учебник [Текст] / А.Н. Абабков. — М.: Эксмо, 2017. — 383 с.
12 Бакуновский, П.В. Обеспечение безопасности потерпевших,
свидетелей: учебник [Текст] / П. В. Бакуновский. — М.: Эксмо, 2015. — 341 с.
13 Баранов, А.М. Современное развитие института государственной защиты потерпевших и свидетелей Государственная защита потерпевших как гарантия осуществления правосудия: монография [Текст] / А.М. Баранов. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 329 с.
14 Бородкина, В.Т. Проблемы и перспективы развития института государственной защиты потерпевших, свидетелей: монография [Текст] / В.Т. Бородкина. —М.: Юрайт, 2015. — 522 с.
15 Брусницын, Л.В. Обеспечение безопасности лиц: мировой опыт [Текст] / Л.В. Брусницын. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 203 с... 65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ