ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕЛРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 8
1.1 Проблема качества образовательного процесса теории и практике дошкольного организация 8
1.2 Индивидуальная образовательная программа как условие обеспечения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 16
1.3 Организационно-педагогические условия повышения качества образовательного процесса посредством реализации индивидуальных образовательных программ 29
Глава II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 43
2.1. Анализ уровня освоения детьми дошкольного возраста содержания основной образовательной программы дошкольного образования 43
2.2. Апробация организационно-педагогический условий повышения качества дошкольного образования посредством реализации индивидуальных образовательных программ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Глава 1. ТЕЛРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 8
1.1 Проблема качества образовательного процесса теории и практике дошкольного организация 8
1.2 Индивидуальная образовательная программа как условие обеспечения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 16
1.3 Организационно-педагогические условия повышения качества образовательного процесса посредством реализации индивидуальных образовательных программ 29
Глава II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 43
2.1. Анализ уровня освоения детьми дошкольного возраста содержания основной образовательной программы дошкольного образования 43
2.2. Апробация организационно-педагогический условий повышения качества дошкольного образования посредством реализации индивидуальных образовательных программ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть направлен на развитие личности детей дошкольного возраста, обеспечение позитивной социализации и индивидуализации с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Исходя из понимания важности совершенствования образовательного процесса, система дошкольного образования должна быть нацелена на поиск путей и возможностей повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении, обеспечения индивидуализации образования.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что результатом дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и современными представлениями о качестве дошкольного образования, являются целевые ориентиры, которые обеспечивают позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка дошкольного возраста. В связи с этим, задача дошкольного образования заключается в создании условий для их достижения.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования представлена работами Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейн и др., в которых отмечается важность и необходимость проектирования образовательного процесса в дошкольном учреждении, учитывающего познавательные потребности обучающихся и направленного на создание условий для проявления самостоятельности, активности и инициативы ребенка в различных видах деятельности, с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей. Однако современная теория и практика дошкольного образования не обладает научно-методическими разработками в данном направлении.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определена ведущей ролью педагога в проектировании и реализации образовательного процесса в дошкольном учреждении, который должен уметь проектировать образовательный процесс не только с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, но и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов. Обеспечивая тем самым помощь и поддержку в овладении целевыми ориентирами дошкольного образования, содержанием образовательной программы дошкольного образования и переход на следующую ступень общего образования - начальное общее образование.
Готовность педагога к реализации индивидуальных образовательных программ предполагает высокий уровень профессиональной компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, владение им современными технологиями, методами, приемами, формами и средства индивидуализации образовательного процесса. Однако уровень готовности педагога является на сегодняшний день не достаточным для проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ и обеспечения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Учитывая актуальность проблемы на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях, мы полагаем что необходимо изменить традиционный подход к проектированию образовательного процесса в дошкольном учреждении, переориентировав его на использование в образовательном процессе индивидуальных образовательных программ, разрабатываемых с учетом индивидуальных психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Социальная, теоретическая и практическая актуальность исследования, его недостаточная разработанность в теории и практике дошкольного образования, определили выбор темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) «Организационно-педагогические условия реализации индивидуальных образовательных программ в дошкольном учреждении»....
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что результатом дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и современными представлениями о качестве дошкольного образования, являются целевые ориентиры, которые обеспечивают позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка дошкольного возраста. В связи с этим, задача дошкольного образования заключается в создании условий для их достижения.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования представлена работами Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейн и др., в которых отмечается важность и необходимость проектирования образовательного процесса в дошкольном учреждении, учитывающего познавательные потребности обучающихся и направленного на создание условий для проявления самостоятельности, активности и инициативы ребенка в различных видах деятельности, с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей. Однако современная теория и практика дошкольного образования не обладает научно-методическими разработками в данном направлении.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определена ведущей ролью педагога в проектировании и реализации образовательного процесса в дошкольном учреждении, который должен уметь проектировать образовательный процесс не только с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, но и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов. Обеспечивая тем самым помощь и поддержку в овладении целевыми ориентирами дошкольного образования, содержанием образовательной программы дошкольного образования и переход на следующую ступень общего образования - начальное общее образование.
Готовность педагога к реализации индивидуальных образовательных программ предполагает высокий уровень профессиональной компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, владение им современными технологиями, методами, приемами, формами и средства индивидуализации образовательного процесса. Однако уровень готовности педагога является на сегодняшний день не достаточным для проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ и обеспечения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Учитывая актуальность проблемы на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях, мы полагаем что необходимо изменить традиционный подход к проектированию образовательного процесса в дошкольном учреждении, переориентировав его на использование в образовательном процессе индивидуальных образовательных программ, разрабатываемых с учетом индивидуальных психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Социальная, теоретическая и практическая актуальность исследования, его недостаточная разработанность в теории и практике дошкольного образования, определили выбор темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) «Организационно-педагогические условия реализации индивидуальных образовательных программ в дошкольном учреждении»....
В настоящей работе было проведено комплексное изучение и анализ организационно-педагогических условий реализации индивидуальных образовательных программ в дошкольном учреждении.
На сегодняшний день проблема образования в дошкольном учреждении является очень актуальной, и вопросы повышения его качества находят отражение в нормативно-правовых актах Российской Федерации, на страницах периодической литературы, а также в выработанных практикой рекомендациях для работников сферы образования.
Анализ научно-практической литературы позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день есть много мнений по определению таких понятий как «образовательный процесс», «образовательный процесс в дошкольном учреждении», «качество образования», «качество дошкольного образования», «индивидуализация дошкольного образования», «педагогические условия» и другие.
В нашем исследовании было разъяснено и уточнено содержание таких дефиниций как «индивидуальный образовательной маршрут», и «индивидуальная образовательная траектория». Выяснили структуру индивидуального образовательного маршрута и определили принципы, которые необходимо соблюсти при разработке индивидуальной образовательной программы. Выявили ряд зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемой индивидуализации образовательного процесса.
В экспериментальной части оценили качество образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Констатирующий этап проводился нами на базе МБДОУ д/с № 52 г. Белгорода. В качестве респондентов выступали обучающиеся подготовительной к школе группы в количестве 31 ребенка; педагоги дошкольного учреждения - 17 человек; родители (законные представители) обучающихся - 31 человек.
Для достижения цели констатирующего этапа экспериментальной работы с учетом требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию и целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, нами были разработаны критерии и показатели владения детьми старшего дошкольного возраста содержанием образовательных областей - «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Для определения средних показателей уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста основной образовательной программы дошкольного образования, мы обобщили результаты, полученные при оценке владения детьми содержанием образовательных областей.
Для выявления уровня готовности педагогов дошкольного учреждения к проектированию индивидуальных образовательных программ нами была проведена беседа, в которой приняли участие 17 педагогов МБДОУ д/с № 52.
Для определения уровня готовности педагогов к проектированию индивидуальных образовательных программ развития детей дошкольного возраста мы ориентировались на уровни, критерии и показатели оценки, представленные в диссертационном исследовании. Результаты беседы с педагогами дошкольного образовательного учреждения, мы обобщили и представили в таблице.
Для оценки взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями обучающихся и степени удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемых образовательных услуг, нами было проведено анкетирование родителей (законных представителей). На основании результатов анкетирования можно отметить необходимость совершенствования форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся, которые позволят, с одной стороны, повысить качество образовательного процесса в дошкольном учреждении, а с другой, будут способствовать повышению уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) взаимодействием с педагогами дошкольного образовательного учреждения....
На сегодняшний день проблема образования в дошкольном учреждении является очень актуальной, и вопросы повышения его качества находят отражение в нормативно-правовых актах Российской Федерации, на страницах периодической литературы, а также в выработанных практикой рекомендациях для работников сферы образования.
Анализ научно-практической литературы позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день есть много мнений по определению таких понятий как «образовательный процесс», «образовательный процесс в дошкольном учреждении», «качество образования», «качество дошкольного образования», «индивидуализация дошкольного образования», «педагогические условия» и другие.
В нашем исследовании было разъяснено и уточнено содержание таких дефиниций как «индивидуальный образовательной маршрут», и «индивидуальная образовательная траектория». Выяснили структуру индивидуального образовательного маршрута и определили принципы, которые необходимо соблюсти при разработке индивидуальной образовательной программы. Выявили ряд зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемой индивидуализации образовательного процесса.
В экспериментальной части оценили качество образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Констатирующий этап проводился нами на базе МБДОУ д/с № 52 г. Белгорода. В качестве респондентов выступали обучающиеся подготовительной к школе группы в количестве 31 ребенка; педагоги дошкольного учреждения - 17 человек; родители (законные представители) обучающихся - 31 человек.
Для достижения цели констатирующего этапа экспериментальной работы с учетом требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию и целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, нами были разработаны критерии и показатели владения детьми старшего дошкольного возраста содержанием образовательных областей - «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Для определения средних показателей уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста основной образовательной программы дошкольного образования, мы обобщили результаты, полученные при оценке владения детьми содержанием образовательных областей.
Для выявления уровня готовности педагогов дошкольного учреждения к проектированию индивидуальных образовательных программ нами была проведена беседа, в которой приняли участие 17 педагогов МБДОУ д/с № 52.
Для определения уровня готовности педагогов к проектированию индивидуальных образовательных программ развития детей дошкольного возраста мы ориентировались на уровни, критерии и показатели оценки, представленные в диссертационном исследовании. Результаты беседы с педагогами дошкольного образовательного учреждения, мы обобщили и представили в таблице.
Для оценки взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями обучающихся и степени удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемых образовательных услуг, нами было проведено анкетирование родителей (законных представителей). На основании результатов анкетирования можно отметить необходимость совершенствования форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся, которые позволят, с одной стороны, повысить качество образовательного процесса в дошкольном учреждении, а с другой, будут способствовать повышению уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) взаимодействием с педагогами дошкольного образовательного учреждения....
Подобные работы
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТРАЕКТОРИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия реализации личностно-ориентированного
подхода в современных дошкольных организациях
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, управление дошкольным образованием. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия развития профессиональных способностей руководителей дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023





