ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ И ДНЕВНИКАХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО (60-80-Е ГОДЫ Х1Хв.)
|
Аннотация
Введение 6
Глава 1. Личность в творчестве Ф.М.
Достоевского 13
Глава 2. Базовые категории, определяющие человеческое существование 26
2.1. Любовь и свобода, как полярные начала в человеческом
существовании 29
2.2. Любовь, как чувство мистического единства с другими 31
2.3. Свобода, как самоутверждение личного бытия 36
2.4. Вера как сила движущая выбором при реализации человеком своей
свободы 38
Глава 3. Личность преступника в творчестве Ф.М. Достоевского 41
3.1. Мифологемы подполья и ночной души как неотъемлемые свойства
личности человека 41
3.2. Преступники в философско-художественном мире Ф.М.
Достоевского 46
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Введение 6
Глава 1. Личность в творчестве Ф.М.
Достоевского 13
Глава 2. Базовые категории, определяющие человеческое существование 26
2.1. Любовь и свобода, как полярные начала в человеческом
существовании 29
2.2. Любовь, как чувство мистического единства с другими 31
2.3. Свобода, как самоутверждение личного бытия 36
2.4. Вера как сила движущая выбором при реализации человеком своей
свободы 38
Глава 3. Личность преступника в творчестве Ф.М. Достоевского 41
3.1. Мифологемы подполья и ночной души как неотъемлемые свойства
личности человека 41
3.2. Преступники в философско-художественном мире Ф.М.
Достоевского 46
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Ф.М. Достоевского, безусловно, можно назвать не только одним из величайших писателей отечественной и мировой литературы, но и одним из самых значительных философов в истории русской мысли. Николай Александрович Бердяев говорил, что Достоевский - «Величайший русский метафизик», Виктор Ерофеев ссылаясь на Иосифа Бродского говорит, что сущность подавляющего числа романов Федора Достоевского состоит в «борьбе за человеческую душу», Игорь Иванович Евлампиев пишет «главный «персонаж» его повестей и романов — это сама стихия жизни, прослеживаемая вплоть до ее невидимых корней в бытии». Подобные отзывы хорошо характеризуют общую направленность и специфичность философского рассуждения писателя.
Категория личности преступника в творчестве Ф.М. Достоевского занимает одно из центральных мест. В работах автора идея чаще всего неотделима от личности ее носителя и самые неординарные и глубокие идеи носят именно преступные, трансгрессивные личности: Подпольный Человек, Родион Раскольником, Николай Ставрогин, Дмитрий, а, возможно, и Иван Карамазовы, Свидригайлов, Петр Верховенский, Версилов. Именно они являются связующими узлами в метафизических поисках великого русского писателя. Именно эта категория преступников будет рассматриваться в данном исследовании, так как через них ставятся и решаются метафизические, аксиологические и нравственные проблемы. Описания преступников в духе «Записок из мертвого дома» не имеет сильной философско-исследовательской ценности, так как в них мы видим лишь их феноменальное описание, поверхностные дескрипции, по сравнению с теми образами, которые являются нам в великих романах писателя.
Кроме них исследовательский интерес представляет так же «Дневник писателя» в котором Федор Михайлович являет себя как неординарный публицист. Представляет интерес различие подходов к его трактовке, что хорошо демонстрирует неоднозначность понимания позиции Достоевского в целом, длящуюся уже более столетия. Для наглядности достаточно вспомнить позиции Н. Лосского и Л. Шестова, к которым мы будем еще неоднократно возвращаться.
Актуальность исследования связана с непреходящим по сей день интересом к творчеству писателя. До сих пор в философии и филологии нет устоявшейся единой оценки его творчества. Что же касается непосредственно предмета исследования, а именно личности преступника, то ссылки на Достоевского часто встречаются в современной криминологической литературе. Его философко- художественный анализ проник так глубоко в душу преступника, что по сей день в нем находят пищу для размышления специалисты в области криминальной психологии. Федор Михайлович с незаурядной проницательностью обнаруживал в повседневных социальных явлениях стороны, характеризующий дух эпохи, передовые настроения, вечные черты людского существования, уходя в метафизический план человеческого бытия. Во время резких перемен, он, своим пророческим взглядом, увидел дальнейшую судьбу России, что заметно в его отношении к набирающему обороты нигилизму, позитивизму, социализму. ХХ-й век показал справедливость предсказаний писателя. Но и сегодня в нашем обществе мы видим большое количество происшествий и событий которые под внешними различиями имеют общий знаменатель с сюжетами, описанными Федором Михайловичем: экстремистские движения, вербующие людей «оторванных от корней», борьбу культур, идеологий и идей, происходящую в человеческих сердцах, бесконечное количество преступлений, поражающих воображение. И во всем этом мы можем разглядеть современных Раскольниковых, Рогожиных, Верховенских, Лужиных и Свидригайловых. Представляется обоснованным и необходимым возвращение вновь и вновь к наследию великого русского писателя, так как идеи и выводы, которые мы можем там найти трансцендирует свою социальную и временную ситуацию, отражая сущностные черты человеческого существования.
Интерес к творчеству писателя существует и за рубежом, вы том числе в США и Великобритании. Там творчество писателя рассматривается с точки зрения его поэтики, в историко-литературном ракурсе, в психолого-философском контексте.
Целью исследования является историко-философская реконструкция образа личности преступника в философском наследии Ф.М. Достоевского на основании анализа его главных литературных произведений, а также дневников писателя.
Эта цель достигается путем решения следующих задач:
1) Выявление места и роли личности человека в метафизической картине мира Ф.М. Достоевского;
2) Рассмотрение категорий, определяющих человеческое существование, а именно любовь, свободу и веру;
3) Рассмотрение свойств преступника, как личности, в соответствии с учением Ф.М. Достоевского.
Объектом исследования выступает философско-литературное наследие Достоевского, предметом же - проблематика личности преступника в нем.
Часто Достоевского называют одним из основоположников экзистенциализма, но это утверждение не является верным, как это справедливо показал А.В. Лесевицкий в своей статье. Писатель принадлежал традиционной русской культуре и в своем философском мировоззрении был метафизиком. Что роднит его с экзистенциалистами, так это метод постановки вопросов. Произведения Достоевского в своей проблематике напоминают картину Поля Гогена «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?». Экзистенциальные вопросы о смысле человеческого существование и его перспективах занимают центральное место в главных работах писателя, но ответы на них, обозначаемые Достоевским, исходят из его теистической, религиозной позиции. Что в своей сути является эссенциальным подходом к человеку. Этот подход противоречит классической экзистенциальной точки зрения, что существование предшествует сущности.
Исходя из этого, для лучшего понимания философской позиции писателя, преимущественно будет использоваться аксиологический метод с теистической точкой зрения, подчерпнуты в работах С.С. Аванесова (Ценность и перспектива; Вольная смерть. Часть 1), Н.О. Лосского (Достоевский и его христианское миропонимание; Свобода воли), Н.А. Бердяева (Царство Духа и царство кесаря). Дополняться этот метод будет персонализмом в духе Льва Шестова (Власть ключей; Достоевский и Нитше).
На сегодняшний день материал исследований наследия Ф.М. Достоевского представляет собой огромный массив работ, который невозможно было бы рассмотреть и изучить полностью, поэтому в качестве источников будут использоваться работы, отвечающие методической ориентированности исследования. Здесь, кроме выше названных авторов, важное место занимают И.И. Евлампиев (История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсолюта), В.В. Зеньковский (История русской философии) и В.А. Бачинин (Достоевский: метафизика преступления).
Так как в работе рассматривается личность преступника, то особое внимание прилагается к рассмотрению роли и значению личности человека в метафизической картине мира Ф.М. Достоевского. В работе специально игнорируется сходная с рассматриваемой проблематика суицида, так как подробно рассмотреть этот предмет в рамках данной работы не представляется возможным без ухода с обозначенной проблематики.
Положения, выдвигаемые на защиту:
1) Для Достоевского личность человека представляет собой метафизическую инстанцию активности в эмпирическом мире. Это обусловлено тем, что лишь для человека открыт метафизический план бытия, который достигаем для человека в его активной ценностно ориентированной деятельности.
2) Высшей ценностью для Достоевского является личное Спасение и бессмертие. Подобный модус бытия для человека возможен лишь в случае его трансценденции мира наличного сущего и механистической мировоззренческой установки.
3) Трансценденция наличного существования достигается
человеком в его синергийном Божественно-человеческом усилии, при ориентации человека на божественный образ как на идеал. Атеистическая трансценденция невозможна. Пантеистическая мировоззренческая установка, раскрываемая Достоевским на примере образа Кириллова, так же отрицает возможность личного, персонального Спасения и бессмертия, так как предполагает растворение человека в монолитном бытии и его законах, что не сочетается с идеалом персональной свободы Достоевского.
4) Сущность человеческого бытия раскрывается через категории любви, свободы и веры. Любовь в данном контексте представляет чувство мистического единства личности и другими людьми и миром. Любовь не всегда является движущей силой, а чаще критерием для выбора человека при реализации его свободы. Свобода человека представляет его стремление к утверждению его индивидуального существования. Реализация свободы может быть как положительной, когда человек руководствуется мотивом обозначенной выше любви, или отрицательной, если человек становится ведом потребностями своей онтической, эгоистической сущности. Вера является той мотивацией, не всегда зависимой от рациональных доводов, а зачастую прямо им противоречащей, которая делает возможной выбор человека при реализации его свободы.
5) Преступным человека делает его отсутствие веры в спасение и
в идеал Христов, как путь его достижения. При отказе от идеала происходит замена ценности благом. У человека исчезает мотивация к стремлению к «хлебам небесным» и сопротивлению искушениям. Будучи подчиненным миру наличного, человек приходит к единственному способу реализации своей свободы как утверждения своего оптического, эгоистического существования, что в своих крайних проявлениях приводит к преступлению.
Категория личности преступника в творчестве Ф.М. Достоевского занимает одно из центральных мест. В работах автора идея чаще всего неотделима от личности ее носителя и самые неординарные и глубокие идеи носят именно преступные, трансгрессивные личности: Подпольный Человек, Родион Раскольником, Николай Ставрогин, Дмитрий, а, возможно, и Иван Карамазовы, Свидригайлов, Петр Верховенский, Версилов. Именно они являются связующими узлами в метафизических поисках великого русского писателя. Именно эта категория преступников будет рассматриваться в данном исследовании, так как через них ставятся и решаются метафизические, аксиологические и нравственные проблемы. Описания преступников в духе «Записок из мертвого дома» не имеет сильной философско-исследовательской ценности, так как в них мы видим лишь их феноменальное описание, поверхностные дескрипции, по сравнению с теми образами, которые являются нам в великих романах писателя.
Кроме них исследовательский интерес представляет так же «Дневник писателя» в котором Федор Михайлович являет себя как неординарный публицист. Представляет интерес различие подходов к его трактовке, что хорошо демонстрирует неоднозначность понимания позиции Достоевского в целом, длящуюся уже более столетия. Для наглядности достаточно вспомнить позиции Н. Лосского и Л. Шестова, к которым мы будем еще неоднократно возвращаться.
Актуальность исследования связана с непреходящим по сей день интересом к творчеству писателя. До сих пор в философии и филологии нет устоявшейся единой оценки его творчества. Что же касается непосредственно предмета исследования, а именно личности преступника, то ссылки на Достоевского часто встречаются в современной криминологической литературе. Его философко- художественный анализ проник так глубоко в душу преступника, что по сей день в нем находят пищу для размышления специалисты в области криминальной психологии. Федор Михайлович с незаурядной проницательностью обнаруживал в повседневных социальных явлениях стороны, характеризующий дух эпохи, передовые настроения, вечные черты людского существования, уходя в метафизический план человеческого бытия. Во время резких перемен, он, своим пророческим взглядом, увидел дальнейшую судьбу России, что заметно в его отношении к набирающему обороты нигилизму, позитивизму, социализму. ХХ-й век показал справедливость предсказаний писателя. Но и сегодня в нашем обществе мы видим большое количество происшествий и событий которые под внешними различиями имеют общий знаменатель с сюжетами, описанными Федором Михайловичем: экстремистские движения, вербующие людей «оторванных от корней», борьбу культур, идеологий и идей, происходящую в человеческих сердцах, бесконечное количество преступлений, поражающих воображение. И во всем этом мы можем разглядеть современных Раскольниковых, Рогожиных, Верховенских, Лужиных и Свидригайловых. Представляется обоснованным и необходимым возвращение вновь и вновь к наследию великого русского писателя, так как идеи и выводы, которые мы можем там найти трансцендирует свою социальную и временную ситуацию, отражая сущностные черты человеческого существования.
Интерес к творчеству писателя существует и за рубежом, вы том числе в США и Великобритании. Там творчество писателя рассматривается с точки зрения его поэтики, в историко-литературном ракурсе, в психолого-философском контексте.
Целью исследования является историко-философская реконструкция образа личности преступника в философском наследии Ф.М. Достоевского на основании анализа его главных литературных произведений, а также дневников писателя.
Эта цель достигается путем решения следующих задач:
1) Выявление места и роли личности человека в метафизической картине мира Ф.М. Достоевского;
2) Рассмотрение категорий, определяющих человеческое существование, а именно любовь, свободу и веру;
3) Рассмотрение свойств преступника, как личности, в соответствии с учением Ф.М. Достоевского.
Объектом исследования выступает философско-литературное наследие Достоевского, предметом же - проблематика личности преступника в нем.
Часто Достоевского называют одним из основоположников экзистенциализма, но это утверждение не является верным, как это справедливо показал А.В. Лесевицкий в своей статье. Писатель принадлежал традиционной русской культуре и в своем философском мировоззрении был метафизиком. Что роднит его с экзистенциалистами, так это метод постановки вопросов. Произведения Достоевского в своей проблематике напоминают картину Поля Гогена «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?». Экзистенциальные вопросы о смысле человеческого существование и его перспективах занимают центральное место в главных работах писателя, но ответы на них, обозначаемые Достоевским, исходят из его теистической, религиозной позиции. Что в своей сути является эссенциальным подходом к человеку. Этот подход противоречит классической экзистенциальной точки зрения, что существование предшествует сущности.
Исходя из этого, для лучшего понимания философской позиции писателя, преимущественно будет использоваться аксиологический метод с теистической точкой зрения, подчерпнуты в работах С.С. Аванесова (Ценность и перспектива; Вольная смерть. Часть 1), Н.О. Лосского (Достоевский и его христианское миропонимание; Свобода воли), Н.А. Бердяева (Царство Духа и царство кесаря). Дополняться этот метод будет персонализмом в духе Льва Шестова (Власть ключей; Достоевский и Нитше).
На сегодняшний день материал исследований наследия Ф.М. Достоевского представляет собой огромный массив работ, который невозможно было бы рассмотреть и изучить полностью, поэтому в качестве источников будут использоваться работы, отвечающие методической ориентированности исследования. Здесь, кроме выше названных авторов, важное место занимают И.И. Евлампиев (История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсолюта), В.В. Зеньковский (История русской философии) и В.А. Бачинин (Достоевский: метафизика преступления).
Так как в работе рассматривается личность преступника, то особое внимание прилагается к рассмотрению роли и значению личности человека в метафизической картине мира Ф.М. Достоевского. В работе специально игнорируется сходная с рассматриваемой проблематика суицида, так как подробно рассмотреть этот предмет в рамках данной работы не представляется возможным без ухода с обозначенной проблематики.
Положения, выдвигаемые на защиту:
1) Для Достоевского личность человека представляет собой метафизическую инстанцию активности в эмпирическом мире. Это обусловлено тем, что лишь для человека открыт метафизический план бытия, который достигаем для человека в его активной ценностно ориентированной деятельности.
2) Высшей ценностью для Достоевского является личное Спасение и бессмертие. Подобный модус бытия для человека возможен лишь в случае его трансценденции мира наличного сущего и механистической мировоззренческой установки.
3) Трансценденция наличного существования достигается
человеком в его синергийном Божественно-человеческом усилии, при ориентации человека на божественный образ как на идеал. Атеистическая трансценденция невозможна. Пантеистическая мировоззренческая установка, раскрываемая Достоевским на примере образа Кириллова, так же отрицает возможность личного, персонального Спасения и бессмертия, так как предполагает растворение человека в монолитном бытии и его законах, что не сочетается с идеалом персональной свободы Достоевского.
4) Сущность человеческого бытия раскрывается через категории любви, свободы и веры. Любовь в данном контексте представляет чувство мистического единства личности и другими людьми и миром. Любовь не всегда является движущей силой, а чаще критерием для выбора человека при реализации его свободы. Свобода человека представляет его стремление к утверждению его индивидуального существования. Реализация свободы может быть как положительной, когда человек руководствуется мотивом обозначенной выше любви, или отрицательной, если человек становится ведом потребностями своей онтической, эгоистической сущности. Вера является той мотивацией, не всегда зависимой от рациональных доводов, а зачастую прямо им противоречащей, которая делает возможной выбор человека при реализации его свободы.
5) Преступным человека делает его отсутствие веры в спасение и
в идеал Христов, как путь его достижения. При отказе от идеала происходит замена ценности благом. У человека исчезает мотивация к стремлению к «хлебам небесным» и сопротивлению искушениям. Будучи подчиненным миру наличного, человек приходит к единственному способу реализации своей свободы как утверждения своего оптического, эгоистического существования, что в своих крайних проявлениях приводит к преступлению.
В данной работе было проведено исследование феномена преступника в художественном и публицистическом творчестве Ф.М. Достоевского.
Изучение вопроса началось с разрешения вопроса о том, какое место занимает личность человека в картине мира писателя. И как было обозначено во введении было доказано, что для Достоевского личность человека представляет собой метафизическую инстанцию активности в эмпирическом мире. Это обусловлено тем, что лишь для человека открыт метафизический план бытия, который достигаем для человека в его активной ценностно ориентированной деятельности.
Высшей ценностью для Достоевского является личное спасение и бессмертие. Подобный модус бытия для человека возможен лишь в случае его трансценденции мира наличного сущего и механистической мировоззренческой установки.
Трансценденция наличного существования достигается человеком в его синергийном Божественно-человеческом усилии, при ориентации человека на божественный образ как на идеал. Атеистическая трансценденция невозможна. Пантеистическая мировоззренческая установка, раскрываемая Достоевским на примере образа Кириллова, так же отрицает возможность личного, персонального Спасения и бессмертия, так как предполагает растворение человека в монолитном бытии и его законах, что не сочетается с идеалом персональной свободы Достоевского.
Далее мы рассмотрели, какие категории, определяют человеческое существование и выяснили, что сущность человеческого бытия раскрывается через категории любви, свободы и веры. Любовь в данном контексте представляет чувство мистического единства личности и другими людьми и миром. Любовь не всегда является движущей силой, а чаще критерием для выбора человека при реализации его свободы. Свобода человека представляет его стремление к утверждению его индивидуального существования. Реализация свободы может быть как положительной, когда 56
человек руководствуется мотивом обозначенной выше любви, или отрицательной, если человек становится ведом потребностями своей онтической, эгоистической сущности. Вера является той мотивацией, не всегда зависимой от рациональных доводов, а зачастую прямо им противоречащей, которая делает возможной выбор человека при реализации его свободы.
Далее мы установили, чем мотивирован интерес Достоевского к проблеме преступника и преступности. Для писателя изучение данного вопроса способствовало самопознанию и самоопределению, а так же давало интеллектуальное утешение, спасающее от возможной мизантропии.
Разобрав в первых двух главах, что собой представляет человеческая личность и изучив примеры преступников в художественном и публицистическом мире Достоевского мы пришли к выводу, что преступным человека делает его отсутствие веры в спасение и в идеал Христов, как путь его достижения. При отказе от идеала происходит замена ценности благом. У человека исчезает мотивация для стремления к «хлебам небесным» и сопротивлению искушениям. Будучи подчиненным миру наличного, человек приходит к единственному способу реализации своей свободы как утверждения своего онтического, эгоистического существования, что в своих крайних проявлениях приводит к преступлению.
Изучение вопроса началось с разрешения вопроса о том, какое место занимает личность человека в картине мира писателя. И как было обозначено во введении было доказано, что для Достоевского личность человека представляет собой метафизическую инстанцию активности в эмпирическом мире. Это обусловлено тем, что лишь для человека открыт метафизический план бытия, который достигаем для человека в его активной ценностно ориентированной деятельности.
Высшей ценностью для Достоевского является личное спасение и бессмертие. Подобный модус бытия для человека возможен лишь в случае его трансценденции мира наличного сущего и механистической мировоззренческой установки.
Трансценденция наличного существования достигается человеком в его синергийном Божественно-человеческом усилии, при ориентации человека на божественный образ как на идеал. Атеистическая трансценденция невозможна. Пантеистическая мировоззренческая установка, раскрываемая Достоевским на примере образа Кириллова, так же отрицает возможность личного, персонального Спасения и бессмертия, так как предполагает растворение человека в монолитном бытии и его законах, что не сочетается с идеалом персональной свободы Достоевского.
Далее мы рассмотрели, какие категории, определяют человеческое существование и выяснили, что сущность человеческого бытия раскрывается через категории любви, свободы и веры. Любовь в данном контексте представляет чувство мистического единства личности и другими людьми и миром. Любовь не всегда является движущей силой, а чаще критерием для выбора человека при реализации его свободы. Свобода человека представляет его стремление к утверждению его индивидуального существования. Реализация свободы может быть как положительной, когда 56
человек руководствуется мотивом обозначенной выше любви, или отрицательной, если человек становится ведом потребностями своей онтической, эгоистической сущности. Вера является той мотивацией, не всегда зависимой от рациональных доводов, а зачастую прямо им противоречащей, которая делает возможной выбор человека при реализации его свободы.
Далее мы установили, чем мотивирован интерес Достоевского к проблеме преступника и преступности. Для писателя изучение данного вопроса способствовало самопознанию и самоопределению, а так же давало интеллектуальное утешение, спасающее от возможной мизантропии.
Разобрав в первых двух главах, что собой представляет человеческая личность и изучив примеры преступников в художественном и публицистическом мире Достоевского мы пришли к выводу, что преступным человека делает его отсутствие веры в спасение и в идеал Христов, как путь его достижения. При отказе от идеала происходит замена ценности благом. У человека исчезает мотивация для стремления к «хлебам небесным» и сопротивлению искушениям. Будучи подчиненным миру наличного, человек приходит к единственному способу реализации своей свободы как утверждения своего онтического, эгоистического существования, что в своих крайних проявлениях приводит к преступлению.





