ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования читательской грамотности младших
школьников 6
1.1 Читательская грамотность младших школьников как умение работать с
информацией 6
1.2 Читательская грамотность в контексте международных исследований
PIRLS и PISA 10
1.3 Факторы, влияющие на формирование читательской грамотности младших школьников 17
1.4 Учебные задания, направленные на формирование читательской грамотности 21
Выводы по первой главе 27
2 Экспериментальное исследование формирования читательской грамотности младших школьников в ходе изучения предмета «Литературное чтение» 29
2.1 Констатирующий эксперимент: диагностика сформированности читательской грамотности младших школьников 29
2.2 Описание экспериментального исследования по формированию читательской грамотности младших школьников 33
2.3 Оценка эффективности экспериментального исследования по формированию читательской грамотности младших школьников 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические основы формирования читательской грамотности младших
школьников 6
1.1 Читательская грамотность младших школьников как умение работать с
информацией 6
1.2 Читательская грамотность в контексте международных исследований
PIRLS и PISA 10
1.3 Факторы, влияющие на формирование читательской грамотности младших школьников 17
1.4 Учебные задания, направленные на формирование читательской грамотности 21
Выводы по первой главе 27
2 Экспериментальное исследование формирования читательской грамотности младших школьников в ходе изучения предмета «Литературное чтение» 29
2.1 Констатирующий эксперимент: диагностика сформированности читательской грамотности младших школьников 29
2.2 Описание экспериментального исследования по формированию читательской грамотности младших школьников 33
2.3 Оценка эффективности экспериментального исследования по формированию читательской грамотности младших школьников 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перед современной школой поставлена задача, которая предполагает воспитание личности, готовой к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта учебной деятельности. Такое развитие личности учащегося задает особые требования к ступени начального образования. В соответствии с требованиями основной образовательной программы начального общего образования у учащихся в качестве результата рассматривается формирование универсальных учебных действий. Особое место в междисциплинарной программе «Формирование универсальных учебных действий» занимает её раздел «Чтение. Работа с текстом». Уроки литературного чтения играют определяющую роль в формировании читательской грамотности младшего школьника. Задаче обучения чтению всегда придавалось колоссальное значение, но развитие умений работы с текстом является новой задачей для современной школы, реализующей требования образовательного стандарта. Соответственно, успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности.
Читательская грамотность, понимаемая как способность уч ащихс я к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом начального образования[1].
В настоящий период в нашей стране действует национальная программа развития чтения, принятая в России в 2006 г. и рассчитанная на 2007 - 2020 гг., она предусматривает развитие научных исследований по проблематике развития чтения в целом, и по развитию читательской грамотности в частности.
Особое значение развитию читательской грамотности придают такие исследователи как И. Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, М.А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева. В частности, в книге Фрумина «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» были представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS. В своих исследованиях М.И. Кузнецова проводит анализ, позволяющий наметить путь совершенствования методики обучения осознанному чтению текстов в начальной школе. Огромный вклад в анализ учебников и рабочих тетрадей по «Литературному чтению» внесла М.А. Пинская. Г. А. Цукерман и Г.С. Ковалева раскрывают суть проблемы перехода от обучения чтению к чтению для обучения.
Анализ научных исследований позволил выявить некоторое
противоречие: с одной стороны, в образовании существует задача формирования читательской грамотности, а одним из важнейших условий формирования является учебник, содержащий в себе задания на все существующие читательские умения, и, с другой стороны, по результатам анализа учебной литературы становится понятно, что учебники не содержат заданий для работы, в контексте формирования читательской грамотности. Исходя из данного положения, была сформулирована проблема исследования.
Проблема заключается в том, что в существующих учебно-методических комплектах по предмету «Литературное чтение» работа по формированию читательской грамотности не строится системно.
Проблема определила цель исследования: разработать и апробировать систему тестовых заданий к предмету «Литературное чтение», направленных на существующие группы читательских умений, для формирования читательской грамотности.
Объект исследования - читательская грамотность младших школьников.
Предмет исследования - условия формирования читательской грамотности младших школьников.
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- нахождение информации данной в явном виде;
- интерпретация текста и обобщение информации;
- анализ содержания текста его формы и оценка.
Задачи исследования:
1. Диагностировать актуальный уровень сформированности читательской грамотности у младших школьников;
2. Выявить и описать условия формирования читательской грамотности;
3. На основе выявленных условий, разработать текстовые задания к предмету «Литературное чтение», которые будут формировать читательскую грамотность у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:
- теоретические методы: изучение психологической, педагогической, методической литературы с целью установления системы принципов и понятий, позволяющих описать и объяснить понятие читательской грамотности, и условий её формирования;
- практические методы: изучение педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент (этапы: констатирующий, формирующий и контрольный), а также метод статистической обработки данных.
Читательская грамотность, понимаемая как способность уч ащихс я к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом начального образования[1].
В настоящий период в нашей стране действует национальная программа развития чтения, принятая в России в 2006 г. и рассчитанная на 2007 - 2020 гг., она предусматривает развитие научных исследований по проблематике развития чтения в целом, и по развитию читательской грамотности в частности.
Особое значение развитию читательской грамотности придают такие исследователи как И. Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, М.А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева. В частности, в книге Фрумина «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» были представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS. В своих исследованиях М.И. Кузнецова проводит анализ, позволяющий наметить путь совершенствования методики обучения осознанному чтению текстов в начальной школе. Огромный вклад в анализ учебников и рабочих тетрадей по «Литературному чтению» внесла М.А. Пинская. Г. А. Цукерман и Г.С. Ковалева раскрывают суть проблемы перехода от обучения чтению к чтению для обучения.
Анализ научных исследований позволил выявить некоторое
противоречие: с одной стороны, в образовании существует задача формирования читательской грамотности, а одним из важнейших условий формирования является учебник, содержащий в себе задания на все существующие читательские умения, и, с другой стороны, по результатам анализа учебной литературы становится понятно, что учебники не содержат заданий для работы, в контексте формирования читательской грамотности. Исходя из данного положения, была сформулирована проблема исследования.
Проблема заключается в том, что в существующих учебно-методических комплектах по предмету «Литературное чтение» работа по формированию читательской грамотности не строится системно.
Проблема определила цель исследования: разработать и апробировать систему тестовых заданий к предмету «Литературное чтение», направленных на существующие группы читательских умений, для формирования читательской грамотности.
Объект исследования - читательская грамотность младших школьников.
Предмет исследования - условия формирования читательской грамотности младших школьников.
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- нахождение информации данной в явном виде;
- интерпретация текста и обобщение информации;
- анализ содержания текста его формы и оценка.
Задачи исследования:
1. Диагностировать актуальный уровень сформированности читательской грамотности у младших школьников;
2. Выявить и описать условия формирования читательской грамотности;
3. На основе выявленных условий, разработать текстовые задания к предмету «Литературное чтение», которые будут формировать читательскую грамотность у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:
- теоретические методы: изучение психологической, педагогической, методической литературы с целью установления системы принципов и понятий, позволяющих описать и объяснить понятие читательской грамотности, и условий её формирования;
- практические методы: изучение педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент (этапы: констатирующий, формирующий и контрольный), а также метод статистической обработки данных.
Одной из актуальных задач современной начальной школы является формирование читательской грамотности младшего школьника. Целью предмета «Литературное чтение», согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, является развитие у учащихся не только восприятия художественного произведения как особого вида искусств, но и умения работать с художественным текстом для освоения и использования информации.
В своём исследовании мы изучали процесс формирования читательской грамотности в ходе изучения предмета «Литературное чтение» на основе использования системы учебных заданий. Мы предположили, что формирование читательской грамотности младших школьников будет успешным, при условии организации работы на следующие умения:
- Общая ориентация в содержании текста и понимание целостного смысла;
- Нахождение информации данной в явном виде;
- Интерпретация текста и обобщение информации;
- Анализ с одержания текста его формы и оценка.
Гипотеза исследования определила ряд задач, которые мы решали в ходе своего исследования.
Нами была пр оанализирована методическая, психолого -педагогическая литература, посвященная проблемам формирования читательской грамотности. Были изучены системообразующие понятия «грамотность», «чтение», «читательская грамотность», «понимание текста», «само образование». Анализируя ряд исследований, мы определили основные факторы, обеспечивающие формирование читательской грамотности младших школьников.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни читательской грамотности у учащихся 3-их классов, и описаны основные проблемы, возникающие при работе с текстом. Для определения актуального уровня читательской грамотности у учащихся 3-их классов, в своей работе мы опирались на разработанные, в контексте исследования PIRLS, характеристики каждого уровня и систему оценивания выполненных работ.
Выявленные, в ходе нашей работы, факторы формирования читательской грамотности позволили нам разработать:
- Систему тестовых заданий для работы с художественными текстами;
- Методику организации работы с тестовыми заданиями в ходе изучения предмета «Литературное чтение».
В основу системы тестовых заданий положена работа на существующие группы читательских умений, а в основу методики положена регулярная самостоятельная работа с художественным текстом и разработанными к нему заданиями, предшествующая общему или группов ому обсуждению.
Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента выявил положительные изменения в сформированности читательской грамотности в 2-ух классах. Но при этом рост по разным показателям в экспериментальном классе составил от 22% до 50%, а в контрольном классе от 3% до 31%. Благодаря детальному анализу результатов становится понятно, что в экспериментальном классе произошли существенные изменения в выполнении заданий на все группы читательских умений.
Из этого следует вывод об эффективно сти разработанной нами системы учебных задач. Вышесказанное позволяет утверждать, что гипотеза о том, что формирование читательской грамотности на предмете «Литературное чтение» будет успешным при условии организации работы на существующие группы читательских умений, верна.
В своём исследовании мы изучали процесс формирования читательской грамотности в ходе изучения предмета «Литературное чтение» на основе использования системы учебных заданий. Мы предположили, что формирование читательской грамотности младших школьников будет успешным, при условии организации работы на следующие умения:
- Общая ориентация в содержании текста и понимание целостного смысла;
- Нахождение информации данной в явном виде;
- Интерпретация текста и обобщение информации;
- Анализ с одержания текста его формы и оценка.
Гипотеза исследования определила ряд задач, которые мы решали в ходе своего исследования.
Нами была пр оанализирована методическая, психолого -педагогическая литература, посвященная проблемам формирования читательской грамотности. Были изучены системообразующие понятия «грамотность», «чтение», «читательская грамотность», «понимание текста», «само образование». Анализируя ряд исследований, мы определили основные факторы, обеспечивающие формирование читательской грамотности младших школьников.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни читательской грамотности у учащихся 3-их классов, и описаны основные проблемы, возникающие при работе с текстом. Для определения актуального уровня читательской грамотности у учащихся 3-их классов, в своей работе мы опирались на разработанные, в контексте исследования PIRLS, характеристики каждого уровня и систему оценивания выполненных работ.
Выявленные, в ходе нашей работы, факторы формирования читательской грамотности позволили нам разработать:
- Систему тестовых заданий для работы с художественными текстами;
- Методику организации работы с тестовыми заданиями в ходе изучения предмета «Литературное чтение».
В основу системы тестовых заданий положена работа на существующие группы читательских умений, а в основу методики положена регулярная самостоятельная работа с художественным текстом и разработанными к нему заданиями, предшествующая общему или группов ому обсуждению.
Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента выявил положительные изменения в сформированности читательской грамотности в 2-ух классах. Но при этом рост по разным показателям в экспериментальном классе составил от 22% до 50%, а в контрольном классе от 3% до 31%. Благодаря детальному анализу результатов становится понятно, что в экспериментальном классе произошли существенные изменения в выполнении заданий на все группы читательских умений.
Из этого следует вывод об эффективно сти разработанной нами системы учебных задач. Вышесказанное позволяет утверждать, что гипотеза о том, что формирование читательской грамотности на предмете «Литературное чтение» будет успешным при условии организации работы на существующие группы читательских умений, верна.
Подобные работы
- Формирование читательской грамотности у обучающихся 2-х классов на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование читательских умений младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАМОТНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕД-
СТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование читательского интереса у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024



