ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретическая часть 8
1.1 Приемная кампания 2016 года 8
1.1.1 Система приоритетов 8
1.1.2 Система, основанная на договорах 12
1.2 Сравнение систем мониторинга абитуриентов различных вузов 15
1.2.1 Система Сибирского Федерального Университета 15
1.2.2 АИС КГПУ 18
1.2.3 АИС СибГАУ 19
1.2.4 Оценка выбранных систем 21
2 Практическая часть 23
2.1 Основные шаблоны архитектуры ПО 23
2.1.1 Модель MVC 23
2.1.2 Модель MVP 25
2.1.3 Модель MVVM 27
2.1.4 Выбор шаблона 28
2.2 Обзор языков программирования 29
2.2.1 PHP 29
2.2.2 Ruby и Ruby on Rails 30
2.2.3 Python и Django 32
2.2.4 Выбор языка программирования 33
2.3 Диаграммы 34
2.3.1 Схема базы данных 34
2.3.5 Диаграмма развертывания 35
2.3.5 Диаграмма состояний 36
2.3.5 Диаграмма деятельности 36
2.3.5 Диаграмма прецедентов 37
2.4 Работа сайта. Реализация шаблона MVC 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Не секрет, что важнейший этап в жизни любого школьника, заканчивающего свое учебное заведение, не сколько государственные экзамены, сколько поступление в высшее учебное заведение. Сибирский федеральный университет производит поддержку школьников по всем направлениям: это и помощь с подготовкой к экзаменам в виде дополнительных курсов или иных способов подготовки будущих специалистов, а также как подготовка специалистов, которые в период приемной кампании будут работать в Университете, так и создание необходимого комплекса программного обеспечения, требующегося для работы и мониторинга текущей ситуации как сотруднику, так и самому абитуриенту.
Абитуриенту, в первую очередь, важно знать и отслеживать свои шансы на попадание на интересующую его специальность. Ранее для этого использовался сайт, на котором выводилась в не слишком удобной для понимая форме информация, отображающая текущую позицию абитуриента в рейтинге. Неудобства заключались как раз в отображении рейтинга: если отображение в рейтинге с аттестатом можно было понять, какое место занимает абитуриент и какие у него шансы на поступление, то рейтинг без учета аттестата выдавал в большинстве случаев неправдоподобную информацию, на которую нельзя было рассчитывать ни абитуриенту, ни работнику приемной комиссии, когда ему это было необходимо.
Для члена приемной комиссии неудобства заключались также в выводе информации об абитуриентах. Например, невозможно было вывести список всех абитуриентов, информацию об отдельном абитуриенте можно было просмотреть исключительно через pdf-файл, который печатался для личного дела, что невероятно тормозило работу и создавало очень много неудобств, а также в невозможности в удобном для понимая образе вывести текущую ситуацию по распределению мест по специальностям. Для этого приходилось использовать сторонние программы, которые также не всегда работали должны
образом в ассоциации с системой, с которой приходится работать во время приемной кампании.
Также проблемой стало то, что в приемной кампании 2016 года абитуриентов стали принимать в Университет по новым правилам приема. Вместо привычной системы приоритетов, хоть и имеющей свои недостатки, о которых речь пойдет в соответствующем разделе, да и которая, к тому же, использующейся повсеместно во множестве высших учебных заведений, а потому понятной и доступной для большей части абитуриентов, в этом году вводят систему договоров, с которой может сходу разобраться не только не каждый абитуриент, но и не каждый сотрудник приемной кампании, имевший честь работать в предыдущие года работы Университета, а также опыт и привычки от работы с прошлой системой.
Поэтому перед приемной комиссией встала задача построить такую систему, которая бы решала проблемы, приведенные выше. Данная система должна соответствовать актуальным правилам приема (система договоров и иные вещи, вроде предоставления дополнительных мест абитуриентам, поступающим из республики Крым и города-героя Севастополя, как было во время приемной кампании 2015 года).
Также нужно учесть, что в последствии с системой и ее внутренней структурой будут работать люди, возможно, незнакомые с ней, для чего нужно создать низкий порог вхождения в устройства системы. Нужно создать базу данных, а также саму систему, используя известные широкому кругу пользователей программы, языки и прочее.
Выбирая язык, на котором будет строиться система, как уже было сказано абзаце выше, нужно учитывать, что люди, которые впоследствии будут заниматься системой, могут не знать или не уметь работать на языке, с помощью которой построена система. Выбор языка в данном случае достаточно сложен, так как у каждого есть свои плюсы, но главные плюсы - понятно и низкое вхождение - стали решающим фактором. О выборе языка будет сказано в основной части данного документа.
В ходе данной бакалаврской работы был проведен анализ текущих тенденций в приемных кампаниях различных университетов, выделены их плюсы и минусы. Ввиду ввода новой системы поступления, произведена оценка как старой системы с приоритетами, так и новой системы с согласиями, после чего были разобраны как плюсы, так и минусы обеих. Также была произведена проверка систем мониторинга других вузов, в ходе которой были выделены проблемы, которых нужно было избежать в данной бакалаврской работе.
Произведен анализ актуальных шаблонов архитектуры программного обеспечения, был выбран наиболее подходящий к требованиям, которые поставлены в начале работы. Также было оценено несколько языков программирования, после чего на выбранном языке началась работа над созданием сайта.
В результате был создан сайт, удовлетворяющий всем предъявленным в начале требованиям, актуальности, основная функция которого - мониторинг абитуриентов - выполнена в полной мере. Также присутствует возможность вывода списка абитуриентов, которые проходят в конкурсе на поступление. В дальнейшем планируется постоянное развитие и поддержка сайта, налаживание обратной связи с его администрацией.
1. Информационный портал коллективного блога (специализированная пресса) [Электронный ресурс] Статья о шаблоне MVC. Режим доступа: http s: //habrahabr.ru/po st/181772/
2. Информационный портал коллективного блога (специализированная пресса) [Электронный ресурс] Статья о UML. Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/150041/
3. Информационный портал коллективного блога (специализированная пресса) [Электронный ресурс] Статья о сравнении разных шаблонов архитектуры приложений. Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/215605/
4. Персональный блог о разработке ПО [Электронный ресурс] Статья о паттернах. Режим доступа: https: //www.outcoldman.com/ru/archive/паттерны- mvc-mvp-и-mvvm/
5. Персональный блог о разработке ПО [Электронный ресурс] Статья о
сравнении паттернов. Режим доступа:
https://nirajrules.wordpress.com/2009/07/18/mvc-vs-mvp-vs-mvvm/
6. Русскоязычный сайт, посвященный программированию [Электронный ресурс] Model-View-Controller в .Net. Режим доступа: http: //rsdn.ru/article/patterns/ModelViewPresenter.xml
7. Сайт Сибирского Федерального Университета [Электронный ресурс] Правила приёма в СФУ на обучение по программам бакалавриата и специалитета на 2016/17 учебный год. Режим доступа: http://about.sfu- kras.ru/node/9127
8. Сайтостроение от А до Я [Электронный ресурс] PHP, Ruby, Python - краткая характеристика трёх языков программирования. Режим доступа: http://www.intemet-technologies.ru/articles/article_1991.html
9. Свободная общедоступная универсальная интернет-энциклопедия [Электронный ресурс] Статья о шаблоне MVC. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Model-View-Controller
10. Свободная общедоступная универсальная интернет-энциклопедия [Электронный ресурс] Статья о шаблоне MVVM. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Model-View-ViewModel
11. Свободная общедоступная универсальная интернет-энциклопедия [Электронный ресурс] Статья о UML. Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/wiki/UML
12. Свободная общедоступная универсальная интернет-энциклопедия [Электронный ресурс] Статья о MVP. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Model-View-Presenter
13. СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Введ. 30.12.2013. - Красноярск: СФУ, 2014. - 60 с.