Правовой статус сотрудников полиции
|
АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
1 Основы регулирования правового статуса сотрудников полиции 6
1.1 Развитие правового статуса сотрудника полиции 6
1.2 Понятие и виды правового статуса 9
1.3 Особенности правового статуса сотрудников полиции: права, обязанности,
ограничения, ответственность 12
2 Проблемы правового регулирования административно-правового
статуса сотрудников патрульно-постовой службы 25
2.1 Особенности административно-правового статуса сотрудников патрульно-постовой службы
2.2 Правовые гарантии обеспечения правового статуса сотрудников полиции
2.3 Проблемы, связанные с регулированием правового статуса сотрудников
полиции и пути решения
Заключение
Библиографический список
Введение 4
1 Основы регулирования правового статуса сотрудников полиции 6
1.1 Развитие правового статуса сотрудника полиции 6
1.2 Понятие и виды правового статуса 9
1.3 Особенности правового статуса сотрудников полиции: права, обязанности,
ограничения, ответственность 12
2 Проблемы правового регулирования административно-правового
статуса сотрудников патрульно-постовой службы 25
2.1 Особенности административно-правового статуса сотрудников патрульно-постовой службы
2.2 Правовые гарантии обеспечения правового статуса сотрудников полиции
2.3 Проблемы, связанные с регулированием правового статуса сотрудников
полиции и пути решения
Заключение
Библиографический список
Актуальность данной темы исследования обусловлены тем, что одним из важнейших направлений деятельности государства является обеспечение внутренней безопасности и охрана общественного порядка, которые возлагаются на сотрудников органов внутренних дел. Интерес к проблеме правового статуса сотрудников полиции обусловлен наличием у сотрудников полиции властных полномочий и близостью к населению. Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством и нормативными правовыми актами МВД России, - особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом - статусом государственного служащего, что в совокупности задает специфические требования к сотруднику полиции и создает ряд проблем в реализации этого статуса. Процессы реформирования органов внутренних дел и правового статуса были объективно обусловлены развитием демократических институтов в России. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы правового положения личности, а также отношения общества и государства, что требует необходимости с иных позиций взглянуть на правовой статус сотрудников полиции. Внутреннее содержание правового статуса сотрудника полиции в значительной степени влияет на его дальнейшее развитие и обусловливает его.
В настоящее время существует два направления разработки проблемы правового статуса сотрудников полиции: исследования отдельных элементов правового статуса, субъективного (личностного) подхода, а также труды представителей отраслевых наук, прежде всего, административного права, предметом изучения которых выступили различные аспекты правового статуса отдельных государственных органов, характеризуются узкой отраслевой направленностью. Исследования, посвященные непосредственно проблемам правового статуса сотрудников полиции, в настоящее время только начинают проводиться. В связи с этим необходимо конкретизировать некоторые теоретические положения.
Объект выпускной квалификационной работы - правовой статус сотрудников полиции в Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы является комплекс правовых норм, регулирующих правовой статус сотрудников полиции.
Целью работы является анализ правовых основ, характеристики и проблем правого статуса сотрудников полиции в Российской Федерации на современном этапе.
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих задач:
1) рассмотреть развитие правового регулирования правового статуса сотрудника полиции;
2) определить понятие и виды правового статуса;
3) на основе анализа структуры правого статуса сотрудника полиции показать особенности (специфику) правового статуса сотрудников полиции;
4) выявить особенности административно-правового статуса сотрудников патрульно-постовой службы полиции;
5) рассмотреть правовые гарантии обеспечения правового статуса сотрудников патрульно-постовой службы;
6) выявить проблемы, связанные с регулированием правового статуса сотрудников полиции, и пути их решения.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражении взаимосвязи теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в научно-исследовательской работе, осуществлено путем комплексного
применения следующих методов социально-правового исследования: историкоправового, сравнительно-правового, формально-юридического.
Методологическое обоснование исследования строится на научных исследованиях отечественных правоведов, применяющих диалектический подход, описательную методологиюи методы сравнительного правоведения.
Теоретической основой исследования стали научные работы отечественных ученых по проблемам правового статуса личности и особенностей правого статуса сотрудников полиции. Анализу развития правового статуса сотрудника полиции посвящены работы С.А. Воронцовым, В.В. Васильевым,
С.А. Майоровой, А.Г. Супруновым и другими. Исследования, проведенные Н.В. Витруком, В.В. Митрохиным, Л.Ш. Музафаровой, С.В. Ненароков, направленные на определения понятия и видов правового статуса. Структура правового статуса сотрудника полиции и его особенности рассматривались А.Ф. Мещеряковым, а также автором на основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность полиции. Особенности административноправового статуса сотрудников патрульно-постовой службы полиции рассматриваются В.В. Митрохиным, а также автором на основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность патрульно-постовой службы полиции. Вопросу правовых гарантий обеспечения правового статуса сотрудников патрульно-постовой службы уделено внимание в работах А.В. Коркина, С.П. Булавина, В.В. Черникова и других. Проблемы, связанные с регулированием правового статуса сотрудников полиции, рассматриваются Н.П. Маюровым, В.С. Бялтом, А.Ф. Рахматуллиным и другими.
В качестве практического материала использовались нормативные акты и материалы административной и судебной практики.
Результаты работы имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации и предложения автора по совершенствованию правового реагирования правового статуса сотрудников полиции.
В настоящее время существует два направления разработки проблемы правового статуса сотрудников полиции: исследования отдельных элементов правового статуса, субъективного (личностного) подхода, а также труды представителей отраслевых наук, прежде всего, административного права, предметом изучения которых выступили различные аспекты правового статуса отдельных государственных органов, характеризуются узкой отраслевой направленностью. Исследования, посвященные непосредственно проблемам правового статуса сотрудников полиции, в настоящее время только начинают проводиться. В связи с этим необходимо конкретизировать некоторые теоретические положения.
Объект выпускной квалификационной работы - правовой статус сотрудников полиции в Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы является комплекс правовых норм, регулирующих правовой статус сотрудников полиции.
Целью работы является анализ правовых основ, характеристики и проблем правого статуса сотрудников полиции в Российской Федерации на современном этапе.
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих задач:
1) рассмотреть развитие правового регулирования правового статуса сотрудника полиции;
2) определить понятие и виды правового статуса;
3) на основе анализа структуры правого статуса сотрудника полиции показать особенности (специфику) правового статуса сотрудников полиции;
4) выявить особенности административно-правового статуса сотрудников патрульно-постовой службы полиции;
5) рассмотреть правовые гарантии обеспечения правового статуса сотрудников патрульно-постовой службы;
6) выявить проблемы, связанные с регулированием правового статуса сотрудников полиции, и пути их решения.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражении взаимосвязи теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в научно-исследовательской работе, осуществлено путем комплексного
применения следующих методов социально-правового исследования: историкоправового, сравнительно-правового, формально-юридического.
Методологическое обоснование исследования строится на научных исследованиях отечественных правоведов, применяющих диалектический подход, описательную методологиюи методы сравнительного правоведения.
Теоретической основой исследования стали научные работы отечественных ученых по проблемам правового статуса личности и особенностей правого статуса сотрудников полиции. Анализу развития правового статуса сотрудника полиции посвящены работы С.А. Воронцовым, В.В. Васильевым,
С.А. Майоровой, А.Г. Супруновым и другими. Исследования, проведенные Н.В. Витруком, В.В. Митрохиным, Л.Ш. Музафаровой, С.В. Ненароков, направленные на определения понятия и видов правового статуса. Структура правового статуса сотрудника полиции и его особенности рассматривались А.Ф. Мещеряковым, а также автором на основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность полиции. Особенности административноправового статуса сотрудников патрульно-постовой службы полиции рассматриваются В.В. Митрохиным, а также автором на основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность патрульно-постовой службы полиции. Вопросу правовых гарантий обеспечения правового статуса сотрудников патрульно-постовой службы уделено внимание в работах А.В. Коркина, С.П. Булавина, В.В. Черникова и других. Проблемы, связанные с регулированием правового статуса сотрудников полиции, рассматриваются Н.П. Маюровым, В.С. Бялтом, А.Ф. Рахматуллиным и другими.
В качестве практического материала использовались нормативные акты и материалы административной и судебной практики.
Результаты работы имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации и предложения автора по совершенствованию правового реагирования правового статуса сотрудников полиции.
В результате проведенного исследования приходим к следующим выводам.
Реформа системы МВД России изменила административно-правовой статус сотрудника полиции, и это стало основой для возникновения эффективно функционирующей правоохранительной системы.
Реформа в настоящее время еще не закончена, внутри ведомства происходят в том числе и структурные преобразования. Прошедшее после начала реформирования время дает основание сделать вывод, что изменение правового статуса сотрудника полиции заключаются не только в конкретизации его полномочий и компетенции, но и в ужесточении требований к порядку приема на службу, прохождения службы, а также к его служебному поведению.
Исследование правового статуса сотрудника полиции имеет важнейшее значение в аспекте дальнейшего построения правового государства в Российской Федерации. Ценность правового статуса сотрудника полиции состоит в том, что создается система нормативных правовых актов, обеспечивающая высокий уровень правовой защищенности полицейского. Единство социального содержания и правовой формы в конечном итоге определяет правовой статус сотрудников полиции, который реализуется в конкретных правоотношениях.
Служба в полиции, как государственная служба стала своеобразным связующим звеном между человеком и государством и от того, насколько она эффективно реализуется, зависит многое в жизни граждан и государства в целом. Но эффективность службы в полиции во многом обусловлена наличием у сотрудника полиции четкого определенного административно-правового статуса.
В целом правовой статус сотрудника полиции носит особенный, а в некоторых случаях и специальный характер. Обусловлено это своеобразием тех задач и функций, которые возложены на соответствующих сотрудников как федеральных государственных служащих. Если обобщить те задачи и функции, которые выполняют сотрудники полиции, то они сводятся преимущественно к обеспечению правопорядка, а также к защите прав и свобод граждан. Более детально правовой статус проявляет себя именно в специальном аспекте и определяется в соответствующем должностном регламенте, именно в этом нормативном документе закрепляются границы его должностной компетенции.
Составляющие правового положения сотрудника полиции в системе органов внутренних дел как федерального государственного служащего, в конечном итоге образуют такой феномен, как его административно-правовой статус. Правовой статус занимает центральное место в содержании правового положения сотрудника полиции как субъекта права. Он является базой для становления и развития самых различных аспектов служебного положения сотрудников полиции как федеральных государственных служащих. По своей структуре административно-правового статуса сотрудника полиции в содержательном плане очень близок к правовому положению гражданина, тем не менее в силу особенностей служебной деятельности, говорить о том, что статус гражданина и статус государственного служащего в структурном плане идентичен, конечно же, нельзя. Сердцевиной обозначенного положения являются права, обязанности, запреты (ограничения), гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, а также ответственность. Все эти компоненты правового положения сотрудника полиции находятся между собой в определенной логической взаимосвязи, более того, они взаимно дополняют друг друга.
Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственности сотрудника полиции.
Основой правового статуса сотрудника полиции являются его права и обязанности (общие и специальные или должностные).
К общим полномочиям сотрудника полиции относятся его права и обязанности как государственного служащего и как гражданина Российской Федерации.
Обеспечить полноценную реализацию административно-правового статуса сотрудников полиции как федеральных государственных служащих могут гарантии, которые подразделяются на правовые гарантии, организационные, экономические, идеологические, а также социальные гарантии.
Без экономических гарантий невозможно полноценно обеспечить работу органов государственной власти и управления, а также создать необходимые материально-технические условия для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Организационные гарантии позволяют сформировать надлежащую систему управления теми процессами, которые протекают в ходе прохождения государственной службы в органах и организациях системы МВД России.
На современном этапе реформирования системы государственной службы Российской Федерации одним из ключевых элементов правового статуса полицейского, на который следует обратить особое внимание в рамках повышения эффективности функционирования системы МВД России, являются установленные законодательством запреты и ограничения для сотрудников полиции.
Проведенный анализ позволил сделать предположение, что централизованная федеральная система не соответствует принципам государственно управления и федеративного устройства Российской Федерации, в силу чего реформа не значимых результатов, и исходя из этого, внести ряд предложений по оптимизации деятельности полиции, совершенствованию правового регулирования административно-правового статуса сотрудника полиции и повышения их престижа.
Представляется необходимым:
- дополнить Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» статьей 1.1. Полиция в Российской Федерации следующего содержания:
«1. Полиция в Российской Федерации — децентрализованная система государственных органов исполнительной власти, входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
2. Система органов полиции Российской Федерации основывается на разделении на три автономных уровня:
1) федеральный;
2) региональный — на уровне республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округов (полиция субъекта российской Федерации);
3) муниципальный — на уровне муниципальных образований (полиция муниципального уровня)».
Для сотрудников полиции всех уровней должен быть сохранен общий подход к правовому статусу сотрудника полиции за счет единой нормативно-правовой базы.
Правовой статус сотрудников полиции должен быть прозрачным и для самих сотрудников полиции, и для граждан и общественности в целом.
В целях решения проблемы модели взаимодействия и общения сотрудников полиции с гражданами, не отвечающей современной концепции организации и направленности работы полиции с населением, и для повышения уровня доверия к ней предлагается внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» следующие изменения:
1) часть 2 статьи 8 дополнить абзацем следующего содержания:
«Полиция обязана обеспечить гражданам Российской Федерации и общественным объединениям, осуществляющим в соответствии с положениями настоящего Федерального закона общественный контроль за деятельностью полиции, возможность ознакомления с информацией, полученной в установленном статьей 11 настоящего Федерального закона порядке, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом»;
2) часть 3 статьи 11 дополнить абзацами следующего содержания:
«В случаях применения к гражданам мер государственного принуждения, а также осуществления иных действий в отношении граждан, предусмотренных настоящим Федеральным законом, аудио- и видеофиксация с трансляцией в режиме реального времени обязательна.
Порядок применения средств аудио- и видеофиксации, порядок трансляции в режиме реального времени устанавливается Правительством Российской Федерации.
Умышленное создание помех для аудио- и видеофиксации (в том числе совершение указанных в настоящей статье действий без включения средств аудио- и видеофиксации, выход за пределы поля видимости средств аудио- и видеофиксации) запрещается.
Хранение, использование и защита информации, полученной средствами аудио- и видеофиксации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Реформа системы МВД России изменила административно-правовой статус сотрудника полиции, и это стало основой для возникновения эффективно функционирующей правоохранительной системы.
Реформа в настоящее время еще не закончена, внутри ведомства происходят в том числе и структурные преобразования. Прошедшее после начала реформирования время дает основание сделать вывод, что изменение правового статуса сотрудника полиции заключаются не только в конкретизации его полномочий и компетенции, но и в ужесточении требований к порядку приема на службу, прохождения службы, а также к его служебному поведению.
Исследование правового статуса сотрудника полиции имеет важнейшее значение в аспекте дальнейшего построения правового государства в Российской Федерации. Ценность правового статуса сотрудника полиции состоит в том, что создается система нормативных правовых актов, обеспечивающая высокий уровень правовой защищенности полицейского. Единство социального содержания и правовой формы в конечном итоге определяет правовой статус сотрудников полиции, который реализуется в конкретных правоотношениях.
Служба в полиции, как государственная служба стала своеобразным связующим звеном между человеком и государством и от того, насколько она эффективно реализуется, зависит многое в жизни граждан и государства в целом. Но эффективность службы в полиции во многом обусловлена наличием у сотрудника полиции четкого определенного административно-правового статуса.
В целом правовой статус сотрудника полиции носит особенный, а в некоторых случаях и специальный характер. Обусловлено это своеобразием тех задач и функций, которые возложены на соответствующих сотрудников как федеральных государственных служащих. Если обобщить те задачи и функции, которые выполняют сотрудники полиции, то они сводятся преимущественно к обеспечению правопорядка, а также к защите прав и свобод граждан. Более детально правовой статус проявляет себя именно в специальном аспекте и определяется в соответствующем должностном регламенте, именно в этом нормативном документе закрепляются границы его должностной компетенции.
Составляющие правового положения сотрудника полиции в системе органов внутренних дел как федерального государственного служащего, в конечном итоге образуют такой феномен, как его административно-правовой статус. Правовой статус занимает центральное место в содержании правового положения сотрудника полиции как субъекта права. Он является базой для становления и развития самых различных аспектов служебного положения сотрудников полиции как федеральных государственных служащих. По своей структуре административно-правового статуса сотрудника полиции в содержательном плане очень близок к правовому положению гражданина, тем не менее в силу особенностей служебной деятельности, говорить о том, что статус гражданина и статус государственного служащего в структурном плане идентичен, конечно же, нельзя. Сердцевиной обозначенного положения являются права, обязанности, запреты (ограничения), гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, а также ответственность. Все эти компоненты правового положения сотрудника полиции находятся между собой в определенной логической взаимосвязи, более того, они взаимно дополняют друг друга.
Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственности сотрудника полиции.
Основой правового статуса сотрудника полиции являются его права и обязанности (общие и специальные или должностные).
К общим полномочиям сотрудника полиции относятся его права и обязанности как государственного служащего и как гражданина Российской Федерации.
Обеспечить полноценную реализацию административно-правового статуса сотрудников полиции как федеральных государственных служащих могут гарантии, которые подразделяются на правовые гарантии, организационные, экономические, идеологические, а также социальные гарантии.
Без экономических гарантий невозможно полноценно обеспечить работу органов государственной власти и управления, а также создать необходимые материально-технические условия для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Организационные гарантии позволяют сформировать надлежащую систему управления теми процессами, которые протекают в ходе прохождения государственной службы в органах и организациях системы МВД России.
На современном этапе реформирования системы государственной службы Российской Федерации одним из ключевых элементов правового статуса полицейского, на который следует обратить особое внимание в рамках повышения эффективности функционирования системы МВД России, являются установленные законодательством запреты и ограничения для сотрудников полиции.
Проведенный анализ позволил сделать предположение, что централизованная федеральная система не соответствует принципам государственно управления и федеративного устройства Российской Федерации, в силу чего реформа не значимых результатов, и исходя из этого, внести ряд предложений по оптимизации деятельности полиции, совершенствованию правового регулирования административно-правового статуса сотрудника полиции и повышения их престижа.
Представляется необходимым:
- дополнить Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» статьей 1.1. Полиция в Российской Федерации следующего содержания:
«1. Полиция в Российской Федерации — децентрализованная система государственных органов исполнительной власти, входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
2. Система органов полиции Российской Федерации основывается на разделении на три автономных уровня:
1) федеральный;
2) региональный — на уровне республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округов (полиция субъекта российской Федерации);
3) муниципальный — на уровне муниципальных образований (полиция муниципального уровня)».
Для сотрудников полиции всех уровней должен быть сохранен общий подход к правовому статусу сотрудника полиции за счет единой нормативно-правовой базы.
Правовой статус сотрудников полиции должен быть прозрачным и для самих сотрудников полиции, и для граждан и общественности в целом.
В целях решения проблемы модели взаимодействия и общения сотрудников полиции с гражданами, не отвечающей современной концепции организации и направленности работы полиции с населением, и для повышения уровня доверия к ней предлагается внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» следующие изменения:
1) часть 2 статьи 8 дополнить абзацем следующего содержания:
«Полиция обязана обеспечить гражданам Российской Федерации и общественным объединениям, осуществляющим в соответствии с положениями настоящего Федерального закона общественный контроль за деятельностью полиции, возможность ознакомления с информацией, полученной в установленном статьей 11 настоящего Федерального закона порядке, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом»;
2) часть 3 статьи 11 дополнить абзацами следующего содержания:
«В случаях применения к гражданам мер государственного принуждения, а также осуществления иных действий в отношении граждан, предусмотренных настоящим Федеральным законом, аудио- и видеофиксация с трансляцией в режиме реального времени обязательна.
Порядок применения средств аудио- и видеофиксации, порядок трансляции в режиме реального времени устанавливается Правительством Российской Федерации.
Умышленное создание помех для аудио- и видеофиксации (в том числе совершение указанных в настоящей статье действий без включения средств аудио- и видеофиксации, выход за пределы поля видимости средств аудио- и видеофиксации) запрещается.
Хранение, использование и защита информации, полученной средствами аудио- и видеофиксации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Подобные работы
- Правовой статус сотрудника полиции (Российская Академия Народного Хозяйства И Государственной Службы (Сибирский Институт Управления))
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительная характеристика правового положения сотрудника полиции в России и иностранных государствах
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Правовое положение сотрудника полиции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Права и обязанности сотрудника полиции в РФ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Права и обязанности сотрудника полиции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Правовое положение сотрудника полиции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Особенности правового статуса сотрудника полиции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018





