🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Профессиональные тайны в законодательстве России и зарубежных стран

Работа №193935

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ 8
1.1 Понятие и особенности профессиональной тайны 8
1.2 Классификация профессиональных тайн 15
1.3 Профессиональные тайны в зарубежном законодательстве 21
2 ОБЗОР ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ 29
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ
РЕШЕНИЯ 45
3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение режима
профессиональной тайны 45
3.2 Уголовно-правовая ответственность за нарушение режима
профессиональной тайны 51
3.3 Административно- правовая ответсвенность 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Актуальность темы исследования. В условиях современной цивилизации, характеризующейся всеобъемлющей информатизацией всех сторон общественной жизни и постоянно возрастающим значением информационной сферы, существенную роль в обеспечении устойчивого развития государства и общества играют вопросы создания и реализации действенных правовых механизмов охраны прав и интересов субъектов информационных отношений. Особую актуальность при этом приобретает проблема правовой защиты конфиденциальности различных категорий информации с ограниченным доступом (тайн), поскольку «тайна - один из важнейших институтов, определяющих соотношение интересов личности, общества и государства, частного и публичного начала права, основания и пределы вмешательства государства в негосударственную сферу, степень информационной защищенности в Российской Федерации» . От того, насколько результативны предпринимаемые государством меры в рассматриваемой области, во многом зависят как безопасность самого государства, так и нормальное физическое, интеллектуальное и духовное развитие его граждан.
В современном российском законодательстве уделяется весьма пристальное внимание вопросам правового регулирования информационных отношений, в том числе проблеме защиты информации с ограниченным доступом. Однако главная проблема нашего законодательства - недоработанные нормативно— правовые акты. Существуют явные противоречия и нестыковки в формулировках, также имеют место нечёткие, расплывчатые определения, в результате чего на сегодняшний день имеются сотни нормативно— правовых актов, в которых упоминаются десятки тайн, для которых, в большинстве случаев, существует только название, но нет четкого законодательного определения самого понятия, не определен механизм формирования и действия, не установлены пределы защиты и порядок снятия ограничения доступа к информации. Отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за разглашение большинства тайн, а существующие нормы не работают по перечисленным выше причинам. Единственная работающая система нормативно— правовых актов защищает государственную тайну, что совершенно естественно, без этого элемента система национальной безопасности просто перестала бы существовать, как и само государство. В связи с этим представляется очевидной необходимость создания такого механизма правовой охраны профессиональной тайны, который бы выступал в качестве эффективного средства защиты права на автономию личности как одной из основополагающих, естественных потребностей любого человека.
Целью исследования является комплексное исследование профессиональных тайн в законодательстве России и зарубежных стран, а также выработка предложений по дальнейшему совершенствованию российского законодательства и правоприменительной практики.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие и особенности профессиональной тайны;
- рассмотреть классификации профессиональных тайн;
- исследовать профессиональные тайны в зарубежном законодательстве;
- проанализировать правоприменительную практику в области ответственности за нарушение режима профессиональной тайны;
- изучить механизм наступления гражданско-правовой ответственности за нарушение режима профессиональной тайны;
- рассмотреть механизм уголовно-правовой ответственности за нарушение режима профессиональной тайны;
- рассмотреть режим административно-правовой ответственности за нарушение режима профессиональной тайны.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения профессиональной тайны в законодательстве России и зарубежных стран.
Предметом исследования являются конституционно-правовые,
гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и иные нормы современного российского права, регулирующие отношения в сфере охраны профессиональной тайны; зарубежное законодательство в рассматриваемой области; научные публикации (монографии, статьи, диссертационные исследования, учебная литература), в которых затрагиваются вопросы правового обеспечения соблюдения профессиональной тайны; судебно-следственная практика по делам о нарушении профессиональной тайны.
Методами исследования в настоящей работе являются: общенаучные методы познания: общенаучный диалектический метод, метод индукции и дедукции, метод анализ и синтеза, метод комплексного подхода. Использовались также специальные методы: системно-структурного анализа, логический метод и метод формально-юридического толкования, а также частный метод: сравнительно-правовой.
Нормативно-правовую базу исследования составили нормы гражданского, административного, семейного, уголовно-процессуального и иных отраслей российского права, направленные на охрану профессиональной тайны, а также соответствующие положения законодательства зарубежных стран.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения, а также библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение данной работы можно сделать ряд выводов.
Профессиональные (профессионально— доверенные) тайны представляют собой устойчивый, многообразный по видам тип тайн, относящийся к классу производных тайн. Данный тип характеризуется:
- отношениями доверия между субъектами тайны;
- сложной совокупностью защищаемых интересов (частные интересы субъектов тайны, публичные интересы, связанные с обеспечением профессиональной деятельности, поддержанием репутации соответствующих социальных институтов, интересы нравственности);
- зависимостью правового режима тайн от специфики профессиональной деятельности.
Согласно действующему законодательству России, к профессиональной тайне относятся следующие категории информации с ограниченным доступом.
1. Нотариальная тайна.
2. Адвокатская тайна.
3. Банковская тайна.
4. Аудиторская тайна.
5. Врачебная тайна.
6. Тайна усыновления (удочерения).
7. Тайна исповеди.
8. Тайна страхования.
Сравнительно— правовое исследование норм российского и зарубежного законодательства позволяет сделать вывод о том, профессиональная тайна не является чем— то специфичным, присущим только российскому праву. Во многих законах зарубежных стран предусмотрена ответственность за разглашение профессиональной тайны. Правовые нормы зарубежного законодательства по урегулированию института профессиональной тайны отличаются значительным разнообразием и особенностями юридической конструкции.
Защита гражданских прав на информацию является очень сложной и актуальной проблемой действующего законодательства, поскольку нарушение права на информацию зачастую может иметь гораздо больше негативных последствий, чем нарушение прав на материальные блага. Однако следует иметь в виду, что уникальность информации как объекта гражданского права не позволяет применять все предусмотренные ст. 12 ГК РФ способы защиты гражданских прав в случае нарушения прав субъекта на информацию. В большинстве случаев защита в области нарушений профессиональной тайны осуществляется в юрисдикционной форме, что отражено в нормах действующего законодательства. Как правило, на правонарушителя прав на конфиденциальную информацию может быть наложен запрет на дальнейшее ее распространение. Развитие и дальнейшее совершенствование информационного законодательства, в том числе гражданско— правовых норм, регулирующих отношения в области профессиональной тайны, должно быть связано с разработкой новых федеральных законов и иных нормативно— правовых актов, направленных на восполнение пробелов в правовом регулировании информация, а также вопросов ее защиты и защиты прав на нее в случае их нарушения, с необходимостью устранения внутренних противоречий федерального законодательства и нормативно— правовых актов субъектов РФ, а также возникновения в связи с подписанием Российской Федерацией соответствующих международных соглашений.
Нарушение профессиональной тайны наносит весьма ощутимый ущерб охраняемым уголовным законом интересам общества и государства. Одним из краеугольных камней нормального функционирования адвокатуры, нотариата и тому подобных социальных институтов является обеспечение доверия общества к представителям соответствующих профессий, создание условий, при которых вверяемые им в силу необходимости или становящиеся известными в процессе реализации профессиональных функций сведения не получают огласки. Что любые факты противоправного разглашения конфиденциальной информации, тем более повлекшие наступление тяжких последствий, серьезным образом сказываются на отношении общества к рассматриваемым институтам и подрывают доверие к ним.
Применительно к системе органов внутренних дел, административная практика которых достаточно обширна, отсутствие составов, затрагивающих вопросы конфиденциальности сведений, в кодифицированном акте лишает ее действенного инструментария, не позволяет формироваться положительной юридической практике, а иногда и оставляет безнаказанным или необъективно оцененным ряд действий, совершаемых субъектами по отношению к конфиденциальной информации.
Рассмотрим статью КоАП РФ 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)». Из материального состава данной статьи выпали такие достаточно важные действия, как получение и обработка информации. Этот пробел необходимо устранить, поскольку получение и обработка персональных данных также могут осуществляться в нарушение закона».
Считаем возможным предложить выделить из состава статьи 13.11 КоАП РФ понятие «распространение» в отдельный состав, дополнить состав понятиями «получение» и «обработка», внести в название статьи и материальный состав вместо категории «информация о гражданах» термин «информация ограниченного доступа, не являющаяся государственной тайной».
Предлагаемая редакция:
«Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка получения, сбора, хранения, обработки и использования информации ограниченного доступа, не являющейся государственной тайной
1. Нарушение установленного законом порядка получения, сбора, хранения, обработки и использования информации ограниченного доступа не являющейся государственной тайной, если деяние не повлекло тяжких последствий...»
Использование в статье 13.14 КоАП РФ термина «разглашение информации» не соответствует нормам ст. 2 ФЗ «Об информации», поскольку там применяются категории «распространение» и «предоставление». Учитывая положения ФЗ, считаем разглашение более узкой формой распространения, сугубо устной. В случае передачи бумажного либо электронного носителя составбудет образовываться по общим, достаточно «притянутым» основаниям. Соответственно, в целях более корректной организации норм кодифицированного акта необходимо категорию «разглашение» заменить «распространением».
В связи с этим представляется актуальным из статьи 13.14 КоАП РФ выделить в отдельный состав распространение сведений иными лицами, отнести раскрытие сведений, ставших известными в рамках служебной деятельности, к части второй и установить за него более высокую санкцию, термин «разглашение» заменить «распространением» и изложить данные нормы в следующей редакции:
«Статья 13.14 Распространение информации ограниченного доступа
1. Распространение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Те же деяния, совершенные лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных обязанностей, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174- Федеральный Закон // Российская газета. - 2001. - 23 декабря.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138- Федеральный Закон // Российская газета. - 2002. - 25 ноября.
4. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской
деятельности». - СПС «Гарант».
5. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125- Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. - 1997. - 05 октября.
6. Федеральный закон от 07.08.2001 №115- Федеральный Закон «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. - 2001. - 15 августа.
7. Федеральный закон от 07.08.2001 № 121- Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // Российская газета. - 2001. - 15 августа.
8. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63- Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». - СПС «Гарант».
9. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126- Федеральный Закон «О связи» - СПС «Гарант».
10. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98- Федеральный Закон «О
коммерческой тайне» // Российская газета. - 2004. - 06 августа.
11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149- Федеральный Закон «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации». - СПС «Гарант».
12. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307- Федеральный Закон «Об
аудиторской деятельности». - СПС «Гарант».
13. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323- Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». - СПС «Гарант».
14.Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС Российской Федерации 11.02.1993 № 4462-1). - СПС «Гарант».
Раздел II Литература
15. Анищенко, И.И. Правовой режим профессиональной
тайны / И.И. Анищенко // Труды юридического факультета Северо-Кавказского
государственного технического университета. Вып. 3. - Ставрополь,
2004. - 42-52 с.
..36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ