Проблемы правового регулирования малых форм предпринимательства на примерах судебной практики современной России.
|
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
§ 1.1 История развития малого предпринимательства в России 11
§ 1.2 Теоретические и правовые основы малого предпринимательства в России 23
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МАЛЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
§ 2.1 Особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства 37
§ 2.2 Правовое регулирование защиты субъектов малого предпринимательства 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
§ 1.1 История развития малого предпринимательства в России 11
§ 1.2 Теоретические и правовые основы малого предпринимательства в России 23
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МАЛЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
§ 2.1 Особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства 37
§ 2.2 Правовое регулирование защиты субъектов малого предпринимательства 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
Малое предпринимательство в России выступает одним из факторов развития экономики, а также позволяет решить проблему создания среднего класса - основы гражданского общества. Результаты экономических исследований свидетельствуют о том, что степень развития малого бизнеса в стране отражает уровень развития всей экономики. Обычно для оценки уровня развития малого предпринимательства эксперты используют два основных показателя: долю ВВП, которую занимает малый и средний бизнес; долю активного населения, занятого в данной сфере. Для сравнения можно привести такие данные: доля ВВП, которую занимает малый и средний бизнес в России, составляет 20%, доля активного населения, занятого в данной сфере, -25% ; первый показатель в США составляет 50 - 52%, в Италии - около 60%, в Испании и Норвегии- 65 - 75%; второй показатель - в ЕС - 90% , в США - 54%, в Японии - 65%.
В России фактическое состояние малого предпринимательства оценивается как неудовлетворительное. Основными причинами этого являются следующие факторы: несовершенство законодательства, налогообложения и финансовокредитных механизмов, несогласованность действий федеральных и региональных властей, административные барьеры , высокие ставки по кредитам, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников и др. Преодоление всех этих негативных причин напрямую зависит от реальных проявлений государственной воли.
Переход к ускоренному развитию малого предпринимательства требует, прежде всего, совершенствования в первую очередь нормативно-правовой базы этого вида деятельности.
Эти и другие актуальные вопросы правового регулирования малого предпринимательства легли в основу выпускной квалификационной работы.
Кроме Конституции РФ , к основным законам по урегулированию вопросов, которые связаны с малым предпринимательством, относится Федеральный закон от 24 июля 2007 г.№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о МСП) , Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) , Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) , Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества), Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» .
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, возникающие при создании и реализации норм права в области малого предпринимательства.
Предметом исследования выступают нормы права, осуществляющие правовое регулирование отношений в области малого предпринимательства РФ, тенденции и перспективы их развития, выявление противоречий в законодательстве и правоприменительной практике; состояние научных разработок в этой сфере; изучение проблем малого предпринимательства и способов их разрешения.
Цель работы - изучение теоретических и практических проблем правового регулирования малых форм предпринимательства в России.
Задачи исследования:
- изучение истории развития малого предпринимательства в России;
-исследование теоретических и правовых основ малого предпринимательства в России;
- выявление особенностей правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства;
- изучение правового регулирования защиты субъектов малого предпринимательства.
Проблемами правового регулирования малого предпринимательства в России занимались следующие ученые: В.К. Андреев, Г.А. Ермилова, С.Э. Жилинский, Г.А. Гаджиев, И.В. Дойников, В.В.Лаптев, А.Ю. Пахолкова, В.Ю. Фадеев, И.В. Ершова, В.А. Вайпан, В.С. Белых, А.Я. Бимбад, В.В. Кванина и многие другие.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический и социологический методы анализа исследуемой проблематики.
Научная новизна работы заключается в том, что автором предпринята попытка комплексного исследования правовых проблем малого предпринимательства на современном этапе развития общества. На основании изученного материала и выявленных проблем был сформулирован ряд предложений по совершенствованию законодательства в сфере малого предпринимательства.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства могут быть использованы в работе по совершенствованию правотворчества и законодательной техники в процессе разработки нормативных актов, проведении научных исследований по проблемам предпринимательского права, а также в учебном процессе средних и высших профессиональных учебных заведений юридического профиля.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, истоки становления и развития малого предпринимательства в России, а также исследуются теоретические и правовые основы малого предпринимательства в России.
Во второй главе выявляются особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, а также проблемы правового регулирования защиты субъектов малого предпринимательства, которые подтверждают актуальность выявленных проблем и соответственно предлагается ряд предложений
по совершенствованию законодательства в данной сфере.
В России фактическое состояние малого предпринимательства оценивается как неудовлетворительное. Основными причинами этого являются следующие факторы: несовершенство законодательства, налогообложения и финансовокредитных механизмов, несогласованность действий федеральных и региональных властей, административные барьеры , высокие ставки по кредитам, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников и др. Преодоление всех этих негативных причин напрямую зависит от реальных проявлений государственной воли.
Переход к ускоренному развитию малого предпринимательства требует, прежде всего, совершенствования в первую очередь нормативно-правовой базы этого вида деятельности.
Эти и другие актуальные вопросы правового регулирования малого предпринимательства легли в основу выпускной квалификационной работы.
Кроме Конституции РФ , к основным законам по урегулированию вопросов, которые связаны с малым предпринимательством, относится Федеральный закон от 24 июля 2007 г.№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о МСП) , Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) , Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) , Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества), Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» .
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, возникающие при создании и реализации норм права в области малого предпринимательства.
Предметом исследования выступают нормы права, осуществляющие правовое регулирование отношений в области малого предпринимательства РФ, тенденции и перспективы их развития, выявление противоречий в законодательстве и правоприменительной практике; состояние научных разработок в этой сфере; изучение проблем малого предпринимательства и способов их разрешения.
Цель работы - изучение теоретических и практических проблем правового регулирования малых форм предпринимательства в России.
Задачи исследования:
- изучение истории развития малого предпринимательства в России;
-исследование теоретических и правовых основ малого предпринимательства в России;
- выявление особенностей правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства;
- изучение правового регулирования защиты субъектов малого предпринимательства.
Проблемами правового регулирования малого предпринимательства в России занимались следующие ученые: В.К. Андреев, Г.А. Ермилова, С.Э. Жилинский, Г.А. Гаджиев, И.В. Дойников, В.В.Лаптев, А.Ю. Пахолкова, В.Ю. Фадеев, И.В. Ершова, В.А. Вайпан, В.С. Белых, А.Я. Бимбад, В.В. Кванина и многие другие.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический и социологический методы анализа исследуемой проблематики.
Научная новизна работы заключается в том, что автором предпринята попытка комплексного исследования правовых проблем малого предпринимательства на современном этапе развития общества. На основании изученного материала и выявленных проблем был сформулирован ряд предложений по совершенствованию законодательства в сфере малого предпринимательства.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства могут быть использованы в работе по совершенствованию правотворчества и законодательной техники в процессе разработки нормативных актов, проведении научных исследований по проблемам предпринимательского права, а также в учебном процессе средних и высших профессиональных учебных заведений юридического профиля.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, истоки становления и развития малого предпринимательства в России, а также исследуются теоретические и правовые основы малого предпринимательства в России.
Во второй главе выявляются особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, а также проблемы правового регулирования защиты субъектов малого предпринимательства, которые подтверждают актуальность выявленных проблем и соответственно предлагается ряд предложений
по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Институт малого предпринимательства в России выступает одним из факторов развития экономики. Результаты экономических исследований свидетельствуют о том, что степень развития малого и среднего бизнеса в стране отражает уровень развития всей экономики.
Малое предпринимательство есть вполне самостоятельная, наиболее типичная и проверенная временем форма организации экономической активности граждан, свойственная национальным традициям России.
В результате проведенного исследования нами выявлены определенные проблемы в области правового регулирования малого предпринимательства и сформулированы предложения по усовершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Предложения по усовершенствованию законодательства:
1. Предложение об исключении из ст. 3 Федерального закона
от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» терминов
«хозяйствующие субъекты» и «предприятие»
Законодательно установлено
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации»:
«субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям».
Недостатки
В результате внесения поправок в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» сегодня хозяйствующие субъекты - это субъекты как предпринимательской, так и профессиональной деятельности. Поэтому систематическое толкование данного термина может привести к сложностям в правоприменительной практике.
Также существует противоречие Федерального закона
от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» положениям ГК РФ.
Предложение
Исключить из пункта 1 статьи 3 термин «хозяйствующий субъект» и «предприятие» и изложить его в следующей редакции:
«субъекты малого и среднего предпринимательства - юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям данного Федерального закона».
Обоснование
Данная формулировка исключит противоречие Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» положениям действующего законодательства.
2. Предложение о внесении в федеральное законодательство
изменений, касающихся улучшения имущественных прав субъектов
предпринимательской деятельности
Законодательно установлено
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества,
находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено:
«1) арендуемое имущество по состоянию на 01 июля 2015 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона».
Недостатки
На сегодняшний день действующая редакция вышеуказанного пункта ухудшает положение субъектов предпринимательской деятельности в сфере имущественных прав, что в условиях целенаправленной государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства нецелесообразно.
Предложение
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изложить в следующей редакции:
«1. Арендуемое имущество по состоянию на 01 июля 2015 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение года в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона».
Обоснование
Вносимые изменения позволит улучшить положение субъектов предпринимательской деятельности в сфере имущественных прав, что в условиях целенаправленной государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства целесообразно.
3. Предложение о конкретизации права субъектов
предпринимательской деятельности в части оспаривания
решений государственных органов, связанных с реализацией
имущественных прав предпринимателей
Законодательно установлено
В статье 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ
«Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено:
«1. Сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества и совершенные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожны.
2. В случае продажи арендуемого имущества с нарушением преимущественного права на его приобретение субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, в течение двух месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о таком нарушении в отношении арендуемого имущества, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя в судебном порядке».
Недостатки
Существующее положение в законе не позволяет субъектам предпринимательской деятельности в полной мере осуществлять свои права в части оспаривания решений государственных органов, связанных с реализацией имущественных прав предпринимателями.
Предложение
Дополнить ст. 6 Закона об отчуждении недвижимого имущества п. 3 следующего содержания:
3. Субъект малого или среднего предпринимательства, чье право на приобретение было нарушено, может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение, в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что само по себе не влечет перевода прав и обязанностей покупателя на арендатора.
Обоснование
Внесение данного дополнения позволит в полной мере осуществлять свои права в части оспаривания решений государственных органов, связанных с реализацией имущественных прав предпринимателями.
4. Предложение о внесении дополнений в Стратегию-2030 в части
установления возможности привлечения контрольно-надзорных органов
к гражданско-правовой ответственности
Законодательно не установлено
На законодательном уровне не предусмотрена возможность привлечения контрольно-надзорных органов к гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за вред, 74
причиненный субъектами малого, среднего и молодежного
предпринимательства и иным лицам в тех случаях, когда привлечение указанных субъектов к ответственности явилось результатом ненадлежащего исполнения контрольно-надзорными органами своих полномочий.
Недостатки
Данное положение существенно ущемляет права субъектов предпринимательской деятельности, т.к. государственные органы (контрольнонадзорные) не могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.
Предложение
Раздел 6 главы IV Распоряжения Правительства РФ от 02 июня 2016 года № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»)» дополнить позицией 21 следующего содержания: «контрольно-надзорные органы могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за вред, причиненный субъектами малого, среднего и молодежного предпринимательства иным лицам в тех случаях, когда привлечение указанных субъектов к ответственности явилось результатом ненадлежащего исполнения контрольно-надзорными органами своих полномочий».
Обоснование
Введение данных изменений позволит более полно защитить права субъектов предпринимательской деятельности, т.к. государственные органы (контрольно-надзорные) смогут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.
5. Предложение об установлении защиты субъектов гражданского права
от злоупотребления свободой договора
Законодательно не установлено
На законодательном уровне не предусмотрены механизмы защиты субъектов гражданского права от злоупотребления свободой договора.
Недостатки
Отсутствие законодательных механизмов защиты субъектов предпринимательской деятельности в условиях построения правового государства недопустимо. На существующий пробел в законодательстве в части отсутствия правовых механизмов защиты всех субъектов гражданского права от злоупотребления свободой договора неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях.
Предложение
Пункт 4 статьи 421 ГК РФ дополнить абзацем 2 следующего содержания: «Условия договора, которые чрезмерно ограничивают существенные права или обязанности одной из сторон, вытекающие из природы договора, с учетом необходимости обеспечить баланс интересов обеих сторон и исходя из требований разумности и справедливости могут быть признаны судом недействительными по иску потерпевшей стороны договора, либо судом может быть отказано в их применении по иску стороны, по инициативе которой указанные условия были включены в договор».
Обоснование
Данное предложение позволит ввести законодательный механизм защиты всех субъектов предпринимательской деятельности, что в условиях построения правового государства необходимо. Также это позволит учесть позицию Конституционного Суда РФ по данному вопросу.
Малое предпринимательство есть вполне самостоятельная, наиболее типичная и проверенная временем форма организации экономической активности граждан, свойственная национальным традициям России.
В результате проведенного исследования нами выявлены определенные проблемы в области правового регулирования малого предпринимательства и сформулированы предложения по усовершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Предложения по усовершенствованию законодательства:
1. Предложение об исключении из ст. 3 Федерального закона
от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» терминов
«хозяйствующие субъекты» и «предприятие»
Законодательно установлено
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации»:
«субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям».
Недостатки
В результате внесения поправок в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» сегодня хозяйствующие субъекты - это субъекты как предпринимательской, так и профессиональной деятельности. Поэтому систематическое толкование данного термина может привести к сложностям в правоприменительной практике.
Также существует противоречие Федерального закона
от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» положениям ГК РФ.
Предложение
Исключить из пункта 1 статьи 3 термин «хозяйствующий субъект» и «предприятие» и изложить его в следующей редакции:
«субъекты малого и среднего предпринимательства - юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям данного Федерального закона».
Обоснование
Данная формулировка исключит противоречие Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» положениям действующего законодательства.
2. Предложение о внесении в федеральное законодательство
изменений, касающихся улучшения имущественных прав субъектов
предпринимательской деятельности
Законодательно установлено
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества,
находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено:
«1) арендуемое имущество по состоянию на 01 июля 2015 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона».
Недостатки
На сегодняшний день действующая редакция вышеуказанного пункта ухудшает положение субъектов предпринимательской деятельности в сфере имущественных прав, что в условиях целенаправленной государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства нецелесообразно.
Предложение
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изложить в следующей редакции:
«1. Арендуемое имущество по состоянию на 01 июля 2015 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение года в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона».
Обоснование
Вносимые изменения позволит улучшить положение субъектов предпринимательской деятельности в сфере имущественных прав, что в условиях целенаправленной государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства целесообразно.
3. Предложение о конкретизации права субъектов
предпринимательской деятельности в части оспаривания
решений государственных органов, связанных с реализацией
имущественных прав предпринимателей
Законодательно установлено
В статье 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ
«Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено:
«1. Сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества и совершенные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожны.
2. В случае продажи арендуемого имущества с нарушением преимущественного права на его приобретение субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, в течение двух месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о таком нарушении в отношении арендуемого имущества, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя в судебном порядке».
Недостатки
Существующее положение в законе не позволяет субъектам предпринимательской деятельности в полной мере осуществлять свои права в части оспаривания решений государственных органов, связанных с реализацией имущественных прав предпринимателями.
Предложение
Дополнить ст. 6 Закона об отчуждении недвижимого имущества п. 3 следующего содержания:
3. Субъект малого или среднего предпринимательства, чье право на приобретение было нарушено, может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение, в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что само по себе не влечет перевода прав и обязанностей покупателя на арендатора.
Обоснование
Внесение данного дополнения позволит в полной мере осуществлять свои права в части оспаривания решений государственных органов, связанных с реализацией имущественных прав предпринимателями.
4. Предложение о внесении дополнений в Стратегию-2030 в части
установления возможности привлечения контрольно-надзорных органов
к гражданско-правовой ответственности
Законодательно не установлено
На законодательном уровне не предусмотрена возможность привлечения контрольно-надзорных органов к гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за вред, 74
причиненный субъектами малого, среднего и молодежного
предпринимательства и иным лицам в тех случаях, когда привлечение указанных субъектов к ответственности явилось результатом ненадлежащего исполнения контрольно-надзорными органами своих полномочий.
Недостатки
Данное положение существенно ущемляет права субъектов предпринимательской деятельности, т.к. государственные органы (контрольнонадзорные) не могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.
Предложение
Раздел 6 главы IV Распоряжения Правительства РФ от 02 июня 2016 года № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»)» дополнить позицией 21 следующего содержания: «контрольно-надзорные органы могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за вред, причиненный субъектами малого, среднего и молодежного предпринимательства иным лицам в тех случаях, когда привлечение указанных субъектов к ответственности явилось результатом ненадлежащего исполнения контрольно-надзорными органами своих полномочий».
Обоснование
Введение данных изменений позволит более полно защитить права субъектов предпринимательской деятельности, т.к. государственные органы (контрольно-надзорные) смогут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.
5. Предложение об установлении защиты субъектов гражданского права
от злоупотребления свободой договора
Законодательно не установлено
На законодательном уровне не предусмотрены механизмы защиты субъектов гражданского права от злоупотребления свободой договора.
Недостатки
Отсутствие законодательных механизмов защиты субъектов предпринимательской деятельности в условиях построения правового государства недопустимо. На существующий пробел в законодательстве в части отсутствия правовых механизмов защиты всех субъектов гражданского права от злоупотребления свободой договора неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях.
Предложение
Пункт 4 статьи 421 ГК РФ дополнить абзацем 2 следующего содержания: «Условия договора, которые чрезмерно ограничивают существенные права или обязанности одной из сторон, вытекающие из природы договора, с учетом необходимости обеспечить баланс интересов обеих сторон и исходя из требований разумности и справедливости могут быть признаны судом недействительными по иску потерпевшей стороны договора, либо судом может быть отказано в их применении по иску стороны, по инициативе которой указанные условия были включены в договор».
Обоснование
Данное предложение позволит ввести законодательный механизм защиты всех субъектов предпринимательской деятельности, что в условиях построения правового государства необходимо. Также это позволит учесть позицию Конституционного Суда РФ по данному вопросу.
Подобные работы
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование малого и
среднего предпринимательства в РФ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование уплаты региональных налогов на примере Алтайского края
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовое регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС))
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства на примере общества с ограниченной ответственностью
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019





