🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Проблемы правового регулирования обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащего

Работа №193897

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
§ 1.1 История развития обязательного государственного
страхования жизни и военнослужащих 11
§ 1.2 Законодательство, регулирующее обязательное
государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих 20
§ 1.3 Понятие и основные элементы обязательного
государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих 27
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
§ 2.1 Порядок заключения договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих 40
§ 2.2 Ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора обязательного государственного страхования
жизни и здоровья военнослужащих 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 77


Актуальность темы исследования
Во многих современных государствах страхование является важной отраслью экономики, порождая не малую часть инвестиций в свое развитие и освобождая бюджет страны от расходов на возмещение убытков от внезапно возникших обстоятельств. В России страхование, в том числе обязательное государственное страхование жизни и здоровья, динамично развивается, следуя общемировым тенденциям.
Однако при еще более подробном анализе состояния дел с обязательным страхованием жизни и здоровья в России становится очевидно, что до сих пор в его основании имеется целый ряд недостатков, которые необходимо устранить как можно быстрее. При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества.
Правовая база, регулирующая сегодня в России страховую деятельность, не адекватна тем задачам, которые стоят перед страховым сообществом. Мы очень серьезно в этом отстаем, и в значительной степени это отставание определяется позицией государства. То, что делается в инициативном порядке, - это все капля в море в сравнении с тем огромным полем деятельности, которое еще не вспахано. Очень важно понять, в какой степени государство, представители всех структур власти понимают, что наша общая задача - максимально стимулировать и развивать страховой рынок, страховые услуги и в первую очередь институт обязательного государственного страхования жизни и здоровья.
Организация обязательного страхования не требует крупных инвестиций и продолжительного времени внедрения, что обуславливает целесообразность его использования. В случае наступления страхового случая возмещение вреда или удовлетворение иных нужд военнослужащих, как участников обязательного страхования, не всегда обеспечиваются страховщиком незамедлительно. Страхование снижает социальную напряженность в обществе и активизирует развитие экономики.
В настоящее время отечественный рынок страховых услуг военнослужащих находится в стадии формирования. Экономический кризис, потрясший Россию, отсутствие развитых традиций национального страхования и низкий уровень страховой культуры всего населения создают реальную угрозу для его существования. В таких условиях одним из основных направлений деятельности государства по стабилизации сложившейся ситуации выступает развитие обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
Отечественное законодательство об обязательном государственном страховании военнослужащих характеризуется незавершенностью и противоречивостью. В правоприменительной практике имеется множество неразрешимых проблем.
Актуальность изложенных проблем, представляющих несомненный научный и практический интерес, недостаточная степень их разработанности в научной литературе, значимость обязательного государственного страхования военнослужащих для экономического и социально-политического развития российского общества и потребность в его развитии предопределили выбор темы исследования.
Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в сфере обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы об обязательном государственном страховании военнослужащих и практика их применения.
Цель работы - на основе современных правовых источников провести анализ современного состояния страхования жизни и здоровья военнослужащих; выявить проблемы и рассмотреть перспективы страхования жизни и здоровья военнослужащих.
В соответствии с указанной целью решались следующие задачи:
1. Изучение истории развития обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
2. Ознакомление с законодательством регулирующим обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих.
3. Рассмотрение основных понятий и элементов обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
4. Исследование порядка заключения договора обязательного
государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
5. Проведение анализа ответственности в случае неисполнения договора обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
Нормативную базу исследования составила Конституция РФ, а так же гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права о страховании.
В процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности в области обязательного государственного страхования уже накоплен определенный положительный опыт с позиций такового со стороны его практического применения. Много внимания уделяется законодательному урегулированию заключения договора обязательного государственного страхования, менее - его исполнению. Современное осмысление термина «обязательное государственное страхование» стало складываться в начале 90-х годов прошлого века в связи с принятием ряда нормативно-правовых актов, определяющих данный вид страхования. Длительное время институту обязательного государственного страхования ученые не уделяли должного внимания. Первые исследования в этой сфере применительно к органам внутренних дел проведены В.К. Беловым, A.C. Емельяновым, P.P. Закировым, A.A. Лумповой, Ю.А. Медяник, Д.В. Савкиным, Т.С. Шакировым.
Выводы и рекомендации указанных авторов, бесспорно, внесли важный вклад в теорию и практику обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел. Однако, следует отметить, что проведенные ими исследования, не исчерпали всей проблематики, существующей в этой области. Многие из выработанных ими положений ориентированы на ранее действующее законодательство и носят дискуссионный характер.
Работа состоит из введения, 2-х глав, которые включают в себя 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании исследования обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, а также из логики всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Развитие страхования составляет особую часть истории человеческого общества. Институт обязательного страхования возник и развивался вместе со становлением Руси. Страхование военнослужащих в царской России сводилось к выплате единовременных пособий; предоставлению квартирного довольствия и медицинского обслуживания за счет средств общества по месту жительства военнослужащего. В современной России обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих воплощается в жизнь через органы государственного страхования в соответствии с ГК РФ и законодательством России о страховании.
Существующие противоречия законодательства, призванного регулировать обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, позволяют говорить о необходимости внесения изменений в Закон №52-ФЗ.
Одной из основных обязанностей страхователя является его обязанность знакомить застрахованных лиц с условиями и порядком осуществления обязательного государственного страхования и разъяснять страховые термины, положения, особенно те, которые непонятны застрахованному лицу.
Когда общественные отношения не нарушаются, ответственность существует, но не применяется. Если не исполняются обязанности и нарушаются общественные отношения, то возникает необходимость в призвании к ответственности.
На наш взгляд, основанием гражданско-правовой ответственности в договоре обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел является правонарушение, в составе которого главными являются противоправность, вред, причинная связь и вина, хотя в некоторых случаях, определенных законом, ответственность может наступить и при отсутствии вины.
В связи с тем, что норма, устанавливающая обязанность страхователя знакомить застрахованных лиц с условиями и порядком осуществления обязательного государственного страхования, является декларативной и на практике не исполняется, предлагаем внести изменение в п.2 ст.7 Закона №52-ФЗ, изложив его в следующей редакции: «При приеме или призыве на военную службу, службу, военные сборы страхователь обязан ознакомить застрахованных лиц с правилами осуществления обязательного государственного страхования, порядком оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, и со способами выплаты страховых сумм, а также выдать застрахованным лицам документ, содержащий правила страхования, и свидетельствующий о том, что жизнь и здоровье данного лица застрахованы в порядке обязательного государственного страхования».
Проанализировав ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора обязательного страхования военнослужащих, автор отмечает, что основными мерами ответственности по договору обязательного страхования в системе обязательного страхования военнослужащих для страховщика («ВТБ Страхование») являются - возмещение убытков, уплата неустойки, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсация морального вреда, а для страхователя (МВД России) и застрахованного лица (выгодоприобретателя) - отказ страховщика в выплате страхового возмещения по договору. Предусмотрев в Законе№52-ФЗ наличие специальной ответственности в форме неустойки, и определив для данной неустойки тот размер, который заведомо сделал бы невыгодным нарушение страховщиком права застрахованного (выгодоприобретателя) на страховую выплату, можно исключить или по меньшей мере значительно сократить на практике число задержек страховых выплат застрахованным (выгодоприобретателям).
1. Предложение по совершенствованию вопросов обязательного государственного страхования военнослужащих
Законодательно установлено
Согласно п.2 ст.7 Закона №52-ФЗ «Информация о порядке и об условиях осуществления обязательного государственного страхования, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, способах выплаты страховых сумм, предусмотренных договором страхования), о страховщике должна быть предоставлена страхователем гражданину при поступлении его на военную службу по контракту или на службу, призыве на военную службу или военные сборы, а также застрахованному лицу путем размещения на сайте страхователя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в местах, доступных для застрахованного лица, и в случае необходимости должна быть доведена до сведения застрахованного лица иным способом.»
Недостатки
Норма, устанавливающая обязанность страхователя ознакомить застрахованных с условиями и порядком осуществления обязательного государственного страхования, является декларативной и на практике не исполняется.
Предложение
Необходимо п. 2 ст. 7 Закона №52-ФЗ изложить в следующей редакции: «при приеме на военную службу по контракту или на службу, призыве на военную службу или военные сборы страхователь обязан выдать застрахованным лицам документ, содержащий правила страхования и свидетельствующий о том, что жизнь и здоровье данного лица застрахованы в порядке обязательного государственного страхования».
Обоснование
В указанный срок начальник имеет возможность собрать всю необходимую информацию по полученному военнослужащим повреждения здоровья и связанных с этим обстоятельствах (на основании материалов расследования, медицинских документов) и установить, является или нет полученное застрахованным повреждение здоровья (его смерть) страховым случаем. Если действительно произошел страховой случай, определенный законом, начальник оформляет необходимые документы и направляет их страховщику для производства выплат страховых сумм.
2. Предложение по совершенствованию вопросов обязательного государственного страхования военнослужащих
Законодательно установлено
Согласно п. 1 ст. 964 ГК РФ: «Если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие:
- воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
- военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
- гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок».
Недостатки
Предусмотрев в Законе№52-ФЗ наличие специальной ответственности в форме неустойки, и определив для данной неустойки тот размер, который заведомо сделал бы невыгодным нарушение страховщиком права застрахованного (выгодоприобретателя) на страховую выплату, можно исключить или по меньшей мере значительно сократить на практике число задержек страховых выплат застрахованным (выгодоприобретателям).
Предложение
Представляется необходимым редакцию п. 1 ст. 964 ГК РФ изменить путем указания на то, что иные основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы могут быть предусмотрены в федеральных законах.
Обоснование
Основными мерами ответственности по договору обязательного страхования в системе обязательного страхования военнослужащих для страховщика («ВТБ Страхование») являются - возмещение убытков, уплата неустойки, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсация морального вреда, а для страхователя (МВД России) и застрахованного лица (выгодоприобретателя) — отказ страховщика в выплате страхового возмещения по договору.
3. Предложение по совершенствованию вопросов обязательного государственного страхования военнослужащих
Законодательно установлено
Размеры страховых выплат в случае смерти застрахованного военнослужащего в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы - 25 окладов каждому выгодоприобретателю;
В случае установления застрахованному военнослужащему инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов:
- инвалиду I группы - 75 окладов;
- инвалиду II группы - 50 окладов;
- инвалиду III группы - 25 окладов.
В случае получения застрахованным военнослужащим в период прохождения военной службы
- тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 10 окладов,
- легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов.
В случае досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов - 5 окладов.
Недостатки
Величина этих выплат должна зависеть не только от вида наступившего страхового случая, но и от степени вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного.
Предложение
Представляется необходимым в Федеральный закон «О страховании военнослужащих» необходимо ввести соответствующее «базовое» значение величины страховой выплаты, предусмотренной в случае гибели (смерти) военнослужащего, установленное или в твердой денежной сумме (например: 3 млн. руб.), или в ином общероссийском эквиваленте (например, 1 000 МРОТ, предусмотренных ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ), с возможностью его изменения в законодательном порядке. В свою очередь, размер страховых выплат по иным определенным в указанном Законе страховым случаям, с учетом предлагаемых коэффициентов, должен быть производным от этой «базовой» величины.
Обоснование
Условия и размер страхового возмещения в случае установления военнослужащему инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (военных сборов), должны быть более гибкими и зависеть не столько от установленной группы инвалидности, как в настоящее время, сколько от степени утраты ими трудоспособности, предполагая или выплату в процентном соотношении от «базовой» страховой суммы (10%, 20%... 100%), или с учетом соответствующего коэффициента (0,1; 0,2... 1).
4. Предложение по совершенствованию вопросов обязательного государственного страхования военнослужащих
Законодательно установлено
Согласно Приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 833 «Об организации в Министерстве обороны
Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы» руководитель Департамента государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации организовывает проведение конкурса по определению страховщика для осуществления обязательного государственного страхования.
Недостатки
Несовершенство системы обязательного государственного личного страхования военнослужащих Российской Федерации, что, несомненно, негативно сказывается как на стимулировании и мотивации их военной службы в условиях повышенного риска, в том числе и в условиях боевых действий, так и на боеготовности воинских частей и подразделений в целом.
Предложение
Построенная на научной основе тарифная политика должна способствовать установлению равноправных, партнерских взаимоотношений между страхователями и страховщиком. Страховой тариф в обязательном порядке должен учитывать группы профессионального риска военнослужащих.
При наличии нескольких министерств-страхователей, заинтересованных в обязательном государственном страховании жизни и здоровья своих сотрудников, создается единый страховой фонд, из которого производится выплата страхового обеспечения пострадавшим и выгодоприобретателям.
За счет расширения страхового поля по обязательному государственному страхованию и перераспределения риска между страхователями имеется возможность для уменьшения величины страхового тарифа.
В случае неуплаты очередного страхового взноса одним из органов исполнительной власти выплата страхового обеспечения для застрахованных данной структуры приостанавливается. Она возобновляется с момента поступления взноса на банковский счет страховщика.
Обоснование
Проведение комплекса предлагаемых мероприятий позволит:
во-первых, сэкономить государственные средства за счет снижения
страхового тарифа;
во-вторых, повысить ответственность страховщика за качество
оказываемых услуг, так как у страхователя остается возможность заключить договор с другим страховщиком на более выгодных условиях;
в-третьих, создать страховой пул для организации и проведения обязательного государственного страхования, что в свою очередь нарушит монополизм страховой компании в этой области страхования.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. - 1993. - №237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
от 14 ноября 2002 года № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ ( с изм. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №12 - Ст. 1383.
6. Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ (с изм. от 04.06.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №47 - Ст.4472.
7. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (с изм. от 28.11.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 35. - Ст. 3649.
8. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08 мая 1994 года № 3-ФЗ (с изм. от 14.12.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 2. - Ст. 74.
9. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от
20 апреля 1995 года № 45-ФЗ (с изм. от 03.02.2014 г.) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 45. - Ст. 1455.
10. Федеральный закон Российской Федерации «О Внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской Федерации»
от 06 февраля 1997 года №27-ФЗ (с изм. от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №32. - Ст.711.
11. Федеральный закон Российской Федерации «О судебных приставах» от
21 июля 1997 года № 118-ФЗ (с изм. от 08.03.2015 г.) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1997. - №30 - Ст. 3590.
12. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (с изм. от 14.10.2014г.) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
13. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ (с изм. от 04.06.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 13. - Ст. 1474.
14. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе
военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (с изм. от 14.12.2015 г.) //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 22. - Ст. 2331.
15. Федеральный закон Российской Федерации «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 года № 12-ФЗ (21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 17. - Ст. 617
..73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ