🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ НАГРУЗКИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Работа №193831

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
1 Теоретические основания исследования влияния информационной нагрузки
на психофизиологическое здоровье студентов медицинского университета 8
1.1 Понятие психофизиологического здоровья 8
1.2 Психофизиологические особенности студентов медицинского университета 20
1.3 Современные подходы к изучению влияния информационной нагрузки 24
Выводы по первой главе 29
2 Исследование взаимосвязи характеристик учебно-информационной нагрузки и
психофизиологического здоровья у студентов медицинского университета 32
2.1 Описание процедуры эмпирического исследования 32
2.2 Описательные статистики исследуемых параметров учебно-информационной
нагрузки и психофизиологического здоровья студентов медицинского университета 37
2.3 Исследование взаимосвязь учебно-информационной нагрузки и
психофизиологического здоровья студентов медицинского университета 45
Выводы по второй главе 62
3 Разработка программы психологической коррекции и профилактики учебноинформационной перегрузки у студентов медицинского университета 63
3.1 Общая структура программы коррекции и профилактики психологической профилактики учебно-информационной перегрузки у студентов медицинского университета 64
3.1.1 Курс лекций и практических занятий по профилактике учебно
информационной перегрузке и стратегий ее профилактики «Введение в культуру взаимодействия с информацией для студентов-меди
ков» 68
3.1.2 Тренинг «Антистресс» БОС в коррекции информационной перегрузки
студентов 77
3.1.3 Мастер-класс «Профилактика стрессовых состояний в условиях учебно
информационной перегрузки» с помощью стабилоплатформы с БОС и дыхательных упражнений 79
3.1.4 Методические рекомендации по снижению информационной нагрузки для
студентов и преподавателей медицинского университета 80
3.1.5 Дневник учебно-информационной нагрузки 81
Выводы по третьей главе 83
Заключение 85
Список литературы 87
Приложение А 100
Приложение Б 102
Приложение В 103
Приложение Г 104
Приложение Д 105

Актуальность исследования. Повсеместное распространение информационных технологий в образовании трансформирует процесс обучения, однако простота использования цифровых технологий приводят к изобилию зафиксированной избыточной информации, своевременная обработка которой перегружает обучающихся [34, 67, 76, 80, 122].
В настоящее время достаточно широко обсуждается проблема работоспособности и утомления в процессе умственной деятельности. Непрерывно действующая образовательная среда и учебная нагрузка всегда сопровождаются напряжением, которое неблагоприятно сказывается на эффективности труда, здоровье студентов и может приводить к переутомлению [76, 122, 132].
Несмотря на интерес исследователей в данной области, до настоящего времени нет эффективного применения полученных знаний об информационной нагрузке в сфере высшего образования. В литературе отсутствуют рекомендации по повышению устойчивости студентов медицинских вузов к информационным перегрузкам. В связи с этим, особой актуальностью и практической значимостью обладают исследования, направленные на выявление механизмов и способов сохранения психофизиологического здоровья студентов в условиях огромного потока информации.
Постановка проблемы. Необходимость исследования того, как связаны между собой учебно-информационная нагрузка и психофизиологическое здоровье у студентов медицинского университета обусловлена тем, что:
1. Исследователи выделяют проблему работоспособности и утомления в процессе умственной деятельности. Отсутствует понимание того, на каких принципах строятся персональные стратегии адаптации к информационным нагрузкам. Отсутствует информация об индивидуальных реакциях организма на информационное воздействие и механизмах адаптации.
2. Исследователи отмечают ухудшение здоровья студентов-медиков.
3. Возникает необходимость в разработке специальных программ для коррекции и профилактики учебно-информационной перегрузки у студентов-медиков с целью улучшения их психофизиологического здоровья.
Целью исследования является оценка взаимосвязи учебно-информационной нагрузки и психофизиологического здоровья студентов медицинского университета и разработка программы их психологического сопровождения в процессе обучения.
Объектом исследования является психофизиологическое здоровье студентов медицинского университета
Предметом исследования является взаимосвязь показателей учебноинформационной нагрузки с параметрами психофизиологического здоровья студентов медицинского университета.
Для достижения поставленной цели исследования был сформулирован ряд задач:
1. На основе анализа литературы по теме исследования выделить содержательные характеристики психофизиологического здоровья студентов медицинского университета.
2. Выявить взаимосвязь показателей учебно-информационной нагрузки и психофизиологического здоровья студентов медицинского университета.
3. Разработать программу психологической коррекции и профилактики учебноинформационной перегрузки у студентов медицинского университета на основе полученных в исследовании данных.
Гипотеза исследования:
Самооценка учебно-информационной нагрузки нелинейно взаимосвязана с уровнем психофизиологического здоровья студентов медицинского университета.
Теоретико-методологическим основанием исследования послужили: 1) концепции психологического здоровья личности (И. П. Мережковский, С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев); 2) теоретические подходы к изучению стресса (Г. Селье, П. К. Анохин, Г. И. Коситский, В. И. Медведев, П. В. Симонов, Р. Лазарус, Л. А. Китаев и др.); 3) исследования в области психологического здоровья (В. А. Ананьев, И. В. Дубровина, О. С. Васильева, Г. С. Никифоров); 4) работы в области
психофизиологического здоровья по изучению связи вариабельности сердечного ритма и реакции вегетативной системы организма на стресс (Р. М. Баевского, О. И. Кирилова, С. З. Клецкинаи, X. Zhou, H. Fukuyama, Y. Okita, H. Kanda, Y. Yamamoto, F. Gomi); 5) исследования влияния информации на здоровье человека (С. А. Дружилов, С. В. Саньков А. А. Игнашин, И. Ш. Мухаметзянов, K. Kim, I. Khaleel, S. D. Chethiyar и др.) и 6) исследования психологического здоровья студентов-медиков (К. В. Горбылёва, М. Б. Чижкова, F. Aziz, G. Morcos, R. K. Jordan, R. Erschens, H. H Yoo и др.).
В исследовании применялись следующие методики:
1. Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной) [23].
2. Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухен и Г. Виллиансон) в модификации Ю. В. Щербатых [64].
3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина) [58].
4. Шкала эмоциональной усталости (ECE) [123].
5. Опросник NASA-TLX для измерения когнитивной нагрузки в адаптации Е. П. Рыбиной [41].
Физиологические методы исследования:
1. Анализ вариабельности сердечного ритма [7].
Выборку исследования составили 233 студента-медика 2 курса Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ), из них 157 женщин и 76 мужчин. Возраст участников исследования находился в диапазоне от 21 до 24 лет, средний возраст составил 22,84 ± 0,57. Формирование групп исследования происходило на добровольной основе с разъяснением цели, задач и методов исследования. Все участники исследования подписывали добровольное информированное согласие. Организация сбора данных осуществлялась на базе экспериментальной лаборатории физиологии СибГМУ.
Статистический анализ собранных данных включал проверку исследуемых параметров на нормальность распределения (критерий Шапиро-Уилка), описательные статистики, дисперсионный анализ (U критерий Манна-Уитни) и корреляционный анализ (критерий Спирмена). Статистический анализ проводился с использованием пакета программного обеспечения STATISTICA 8.0.
Научная новизна исследования состоит в расширении представлений о характере взаимосвязи между параметрами учебно-информационной нагрузки и психофизиологического здоровья студентов медицинского университета с учетом пола.
Теоретическая новизна работы заключается в том, что полученные результаты вносят вклад в понимание специфики взаимосвязи между учебно-информационной нагрузкой и психофизиологическим здоровьем студентов медицинского университета, которые выступают в качестве многофакторных научных конструктов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов при разработке конкретных методик коррекции и профилактики учебно-информационной перегрузки и психофизиологического здоровья студентов медицинского вуза. Разработаны курс лекций и практических занятий, тренинг, мастер- класс, дневник учебно-информационной нагрузки и методические рекомендации по снижению учебно-информационной нагрузки.
Положения, выносимые на защиту:
1. Степень выраженности воздействия учебно-информационной нагрузки на психофизиологическое здоровье студентов медицинского университета имеет свою специфику в зависимости от состояния их психофизиологического здоровья.
2. Характер взаимосвязи между параметрами учебно-информационной нагрузки и психофизиологического здоровья студентов медицинского университета имеет свои особенности в зависимости от пола и показателей психофизиологического здоровья.
Апробация результатов работы:
1. Доклад об информационной нагрузке и методах ее профилактики, проведение мастер-класс «Поиграем с координацией» в рамках Недели безопасности и здоровья в Томской духовной семинарии, 04.10.2023.
2. Курс лекций и практических занятий по учебно-информационной перегрузке и стратегиям ее профилактики «Введение в культуру взаимодействия с информацией для студентов-медиков» у студентов первого курса СибГМУ с 01.09.2023 по 30.04.2024.
3. Мастер-класс «Поиграем с координацией» для школьников, планирующих поступать в медицинский университет с 01.02.2024 по 30.04.2024.
4. Тезисы «Взаимосвязь индекса вегетативного тонуса и уровня тревожности и напряжения у студентов медицинского университета в предсессионный период» // Ананьевские чтения - 2024: Перспективы фундаментальных исследований человека. 80 лет общей психологии в СПбГУ, 16-18 октября 2024, г. Санкт-Петербург (на рассмотрении).
Структура работы представлена следующим образом: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы содержит 143 наименование, из которых 79 - англоязычные источники.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В современных исследованиях по воздействию информационной нагрузки на организм и оценке психологического здоровья рассматриваются зачастую как отдельные составляющие исследований. Психофизиологическое здоровье - это многомерное явление, включающее в себя психологические, физиологические и физические константы, комплексная и многофакторная составляющая характеристики ресурсного состояния человека и его адаптационных возможностей, проявляющиеся у индивидуума энергетическими ресурсами. Необходимо понимать, что лежит в основе индивидуальных реакций на учебно-информационное воздействие, какие это могут быть реакции и т.д.
2. Важность исследования взаимосвязи учебно-информационной нагрузки и параметров психофизиологического здоровья у студентов-медиков обусловлена тем, что отсутствует понимание того, на каких принципах могут строиться персональные стратегии адаптации студентов-медиков к информационным нагрузкам. Также нет сведений, что лежит в основе индивидуальных реакций студентов-медиков на учебноинформационную нагрузку.
3. В ходе эмпирического исследования были выявлены статистически значимые
различия между параметрами учебно-информационной нагрузки и
психофизиологического здоровья студентов-медиков. При этом раскрыты физиологические механизмы реакции на учебно-информационную нагрузку у студентов- медиков и специфика стратегий адаптации организма в зависимости от параметров психофизиологического здоровья и пола.
4. Результаты корреляционного анализа показали наличие специфических паттернов взаимосвязи между исследуемыми параметрами в группах студентов-медиков мужского пола и женского пола, студентов-медиков мужского и женского пола с низким и средним уровнем личностной тревожности и в группе студентов-медиков мужского пола с высокой степенью личностной тревожности.
Студенты медицинского университета воспринимают учебно-информационную нагрузку как стрессовый фактор, который проявляется на психофизиологическом уровне регуляции организма. Студенты как мужского, так и женского пола выделили параметры информационной нагрузки «Недостаточно времени» и «Слишком много информации» как ключевой фактор в формировании учебно-информационной перегрузки, влияющий на параметры их психологического благополучия.
У студентов-медиков мужского пола способность адаптации к учебноинформационной нагрузке происходит через активацию физиологических резервов организма, а у студенток-медиков через активацию парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
У студентов-медиков мужского и женского пола избыток учебно-информационной нагрузки приводит к снижению психологического благополучия. У студентов-медиков мужского пола параметры психологического благополучия «Жизненные цели», «Личностный рост» и «Компетентность» находятся в прямой корреляционной взаимосвязи с реакцией функциональных систем организма, направленных на встречу со стрессогенным фактором.
У студентов мужского пола с низким и средним уровнем личностной тревожности учебно-информационная нагрузка воспринимается как фактор, требующий подключения дополнительного физиологического ресурса организма. У студенток-медиков с низким и средним уровнем личностной тревожности учебно-информационная нагрузка воспринимается как фактор, требующий активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
У студентов-медиков мужского пола с высоким уровнем личностной тревожности недостаточно физиологических ресурсов организма для адаптации к учебноинформационной нагрузке.
5. Разработанная программа психологической коррекции и профилактики учебноинформационной перегрузки у студентов медицинского университета позволит им уменьшить стрессовое воздействие учебно-информационной перегрузки и поможет адаптироваться к учебно-информационным нагрузкам.



1. Агаджанян Н.А., Кислицын А.Н. Резервы организма и экстремальный туризм. М.: Просветитель, - 2002. - 302 с.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. - М. : Физкультура и спорт, 1987.-64 с.
3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. — М. : Медицина, 1975. —448 с.
4. Апанасенко Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека / Г. Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. - 1985. - №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o- vozmozhnosti-kolichestvennoy-otsenki-zdorovya-cheloveka (дата обращения: 13.06.2024).
5. Аргайл М. Психология счастья под ред. М. В. Кларина / М. Аргайл. - М. : Прогресс. 2007. - 403 с.
6. Багрова Е. А. Психофизиологическое здоровье в структуре иерархической индивидуальности (Критерии и программа коррекции) : дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Багрова. - Уфа, 2002. - 197 с.
7. Баевский Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов, Л. В. Чирейкин // Вестник аритмологии. - 2001. - № 24. - С. 6587.
8. Бессонова Ю. В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. - 2013. - С. 30-36
9. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь - М.: Мысль, 1988. - 348 с.
10. Булычева Е. В. Психологическое здоровье детей и подростков школьного
возраста: вызовы XXI века (обзор) // Оренбургский медицинский вестник. - 2021. - №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskoe-zdorovie-detey-i-podrostkov-
shkolnogo-vozrasta-vyzovy-xxi-veka-obzor (дата обращения: 13.06.2024).
11. Ванюшин Ю. С. Значение физиологических показателей для выявления функциональных резервов организма / Ю. С. Ванюшин, Н. А. Федоров, С. А. Борисевич // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.-2021.- Т. 16, № 4.- С. 131-136.
12. Вербина Г. Г. Личность пожилого человека - это совокупность наследственнобиологических свойств и социально-обусловленных качеств // Международный журнал медицины и психологии. - 2020. - Том 3, № 2. - С. 69-73.
13. Вертинова А. А. Оценка влияния информационного шума на принятие решений // Лидерство и менеджмент. - 2022. - Т. 9, №. 3. - С. 877-879.
14. Взаимосвязь уровня психофизиологической реакции на стресс и адаптационного потенциала студентов-медиков / М. А. Юдина, В. Е. Дык, Е. Н. Мокашева, Е. Н. Мокашева // European Journal of Natural History. - 2021. - № 3. - С. 33-36.
15. Волочков А. А. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества / А. А. Волочков // Гуманизация образования. - 2017. - № 4. - С. 18-26....143


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ