🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА В ПРЕПОДАВАНИИ РКП

Работа №193824

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 6
Г лава 1. Искусство и его лингвометодический потенциал в преподавании РКИ
1.1. Искусство как составная часть культуры народа 9
1.1.2. Живопись и литература как виды искусства 11
1.1.3. Портрет и его роль в живописи и литературе 16
1.1.3.1. Портрет как жанр живописи и его виды 17
1.1.3.2. Портрет как элемент литературного произведения 24
1.2. Методика об использовании средств наглядности в обучении языку 28
1.2.1. Наглядность как принцип и средство обучения неродному языку 28
1.2.2. Методисты о привлечении искусства к обучению языку 33
1.2.2.1. Понятие лингвометодического потенциала 33
1.2.2.2. Использование живописи и литературы в разработках уроков РКИ 36
ВЫВОДЫ по главе 1 40
Глава 2. Работа с портретом на уроках РКИ
2.1. Задачи учебного пособия 41
2.2. Разработки уроков с использованием портрета в живописи и литературе 43
2.2.1. Урок 1. Связь живописи и литературы на материале портрета 43
2.2.2. Урок 2. Портрет в литературе 48
2.2.3. Урок 3. Портрет и его виды 56
2.2.4. Урок 4. Художник и писатель: портреты и судьбы 63
2.2.5. Урок 5. Прототип на материале повести Н.В. Гоголя «Портрет» 71
2.2.6. Урок 6. «Портрет украинской девушки, на материале повести Н.В. Гоголя
«Сорочинская ярмарка» 75
ВЫВОДЫ по главе 2. Опыт преподавания 82
Заключение 84
Приложение 1. Список использованной литературы 86
Приложение 2. Материалы для самостоятельного чтения 92

Как известно, язык необходим каждому человеку, он играет очень важную и незаменимую роль во всех сферах его жизни: работе, учебе, отдыхе и т.д. Благодаря тенденции глобализации, отношения между странами становятся теснее и теснее, поэтому владение иностранными языками является сегодня обязательным требованием, предъявляемым к современному обществу.
Есть такая пословица: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Я полностью согласна с такой точкой зрения, потому что знание иностранных языков помогает нам расширить кругозор и информационные источники; позволяет нам живое знакомство с людьми и культурой страны изучаемого языка - например, глубокое понимание её народа, традиций, литературы, киноискусства без помощи перевода; даёт нам шанс свободно путешествовать по стране изучаемого языка и комфортно работать, учиться, и жить там; это как дополнительный навык повышает наше преимущество при поиске работы, полезно для карьерного роста; влияет на мировоззрение и мышление, позволяет нам увидеть мир новым взглядом. Как писал известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте, «человек, не знающий ни одного иностранного языка, не знает и своего собственного». Действительно, знание иностранных языков постоянно повышает наш уровень владения родным языком и степень уверенности в себе, то есть развивает нас в целом.
В число языков, которые сегодня активно изучаются иностранцами, входит и русский, который занимает шестое место по количеству говорящих на нем в мире, и восьмое место по числу владеющих им как родным. В настоящее время русский язык, как один из самых распространённых языков мира, изучают все больше и больше инофонов в связи с разными причинами. Во-первых, в связи с международной деятельностью связи России с другими странами становятся более тесными, и это способствует интернациональному общению и сотрудничеству. Как следствие, растет потребность в специалистах, говорящих на русском языке. Во-вторых, в России существует большое количество произведений классической литературы и других искусств (живописи, музыки, фильмов, балета и др.), которые привлекают внимание многих людей из разных стран мира, а изучение русского языка даёт им возможность восприятия русского искусства в оригинале. В-третьих, как самая большая страна в мире, Россия известна в мире не толькое благодаря этому, но и своей богатой историей и несравненной природной красотой. Ежегодно Россия вызывает интерес у миллионов туристов мира своей уникальной природой, историческими достопримечательностями, особенной архитектурой, вкусными блюдами и др., поэтому изучение русского языка позволяет им более удобно и свободно путешествовать по стране.
В этой ситуации особую актуальность приобретают разработки педагогической наукой оптимальных средств и приемов преподавания неродных для учащихся языков. Этими поисками занята и методика русского как иностранного (РКИ), выдвинувшая в качестве одного из своих ведущих подходов к преподавательской деятельности принцип обучения инофонов на лингвокультурологическом материале. Он требует изучения иностранных языков на основе знакомства с культурой стран этих языков, их историей, народными традициями. Ведущую роль при освоении последних играют произведения художественной литературы, музыки, живописи и других видов искусства, материалы по лингвострановедению, вызывающие живой интерес студентов, что, в свою очередь, стимулирует процессы запоминания, повышает способность долгосрочного удержания в памяти учебного материала.
Особо привлекательным для работы в иностранной аудитории оказывается совместное использование произведений живописи и литературы. Не случайно писателей называют художниками слова, а живописец - производное от глагола писать. Как пишет Л.М. Абазова, «обладая способностью уникального эмоционального воздействия на психику и сознание человека, они вызывают особую творческую активность студентов. Представляя собой своего рода культурный фон, они служат его неисчерпаемым источником, воспитывая толерантность к другому образу жизни, мышления и мировоззрения» [Абазова,2013, С. 56].
Поиски методической наукой оптимальных учебно-методических средств, повышающих результативность обучения инофонов русскому языку обосновывают актуальность нашего исследования. Использование произведений искусства на уроках русского языка как особенная методика преподавания РКИ поможет расширить и углубить знания иностранных учащихся по истории, культуре, искусству и традициям русского народа, повысить интерес инофонов к изучению русского языка, русской литературе, развить словарь учащихся по теме «Описание человека» и ввести их в речевую практику, повторить ряд грамматических тем, сформировать и развить у учащихся необходимые коммуникативные умения, обогатить их речь через постепенное приобретение новых навыков говорения, аудирования, чтения, письма и т. п.
Новизна нашего исследования состоит в его материале - разработках уроков по ряду тем, связанных с живописным жанром портрета и описанием внешности в произведениях беллетристики. Они построены на портретной живописи И.Е. Репина, Ф. А. Моллера, Ф.С. Рокотова и других русских художников, материалах прозведений русской литературы (повести «Портрет» и «Сорочинская ярмарка» Н.В. Гоголя, романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, стихов русских поэтов^
Объект изучения - представление человека в искусстве средствами живописи и литературы. Предмет изучения - лингвометодический потенциал портретных изображений в преподавании РКИ.
Цель работы: показать приёмы работы с произведениями живописи в жанре портрета и литературных портретных зарисовках на занятиях русского языка в иностранной аудитории, развить речь инофонов от базового до продвинутого уровня подготовки.
Задачи работы:
• Изучить научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме.
• Подобрать иллюстративный материал, обосновать выбор.
• Выявить наиболее эффективные формы работы с избранным материалом в иностранной аудитории.
• Разработать систему упражнений для преподавания РКИ на основе отобранного материала.
• Апробировать планы занятий в иноязычной аудитории, сделать выводы о лингвометодическом потенциале данного материала.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, можно сделать вывод: исследования учёных и методистов доказывают, что использование живописи на уроках РКИ имеет богатый лингвометодический потенциал и огромный смысл. Имеющаяся наглядность, живопись, как материал по лингвострановедению, хорошо помогает учащимся расширить кругозор, воспринимать знания, развивать коммуникативные умения и приобретать много навыков: говорения, аудирования, чтения, письма и т.п. Кроме того при использовании живописи в изучении учащиеся легче заинтересовываются культурой страны изучаемого языка и самим языком, который они изучают.
Т.В. Черкес в статье указывает: «... использование на занятиях РКИ произведений живописи является дидактически целесообразным и действенным, так как оно повышает речевую компетенцию учащихся, способствует реализации коммуникативных задач, развитию у учащихся живой образной речи. Одновременно углубляются знания в области истории и искусства, занятия становятся более разнообразными и увлекательными, развиваются творческие способности аудитории». [Черкес,2014, С.1]
По выражению Ю.И. Костюшиной, использование произведений живописи на уроках РКИ способствует формированию социокультурной компетенции у учащихся, оно служит для более глубокого понимания информации о культуре России, необходимой для адекватного общения и взаимопонимания на межкультурном уровне, но и переводит ее в долговременную память.
В нашей работе мы выбрали жанр портрета, потому что во-первых, как один из древнейших жанров в живописи, он имеет много видов, и занимает ведущее положение в изобразительном искусстве, познакомство с портретным искусством и шедеврами в этом жанре обладает большим значением и богатым лингвокультурным потенциалом в преподавании РКИ. Во-вторых, есть тесная связь между литературой и живописью, а среди них особенно с жанром портретом. Поэтому в работе мы вместе используем живопись в жанре портрета и произведения литературы, чтобы эффективность была лучше.
Из этого следует вывод, что использование живописи в жанре портрета как материал на уроках РКИ действительно имеет огромный лингвометодический потенциал, на него надо обратить больше вниманий в будущем времени.
1. Несомненно, живопись обладает богатым лингвометодическим потенциалом в преподавании РКИ. Она существует в большом разнообразии жанров и поджанров, эти жанры могут сочетаться друг с другом, что делает её интересным объектом преподавания в иностранной аудитории.
2. Живопись развивает не только воображение, ум, логику учащихся, но и их
коммуникативные способности: учит разным типам речи (описанию,
повествованию, рассуждению), развивает лексикон. Все это говорит об актуальности (значимости) использованию живописи в преподавании языков.
3. При изучении русского языка логичнее и продуктивнее знакомиться с русской живописью, которая достигла высот мастерства в большинстве жанров уже в XVIII веке.
4. Изучение живописи может предполагать разный уровень её анализа, что делает возможным знакомство с ней студентов разного уровня владения русским языком.


1. Абазова Л.М. Золотые имена России на уроках РКИ // «Инновации в науке»: Материалы XVII междунар. заоч. науч.-практич. конф. (25 февраля 2013 г.). Новосибирск: Изд.«СибАК»,2013. С.56-65.
2. Белова В.А. Лингвометодический потенциал интернет-комментария в практике
РКИ //
http://journalpro.ru/articles/lingvometodicheskiy-potentsial-internet-kommentariya-v-praktike -rki/
3. Большанина О.И. Картина «Юный живописец» И.И. Фирсова. 2015 // URL: http://ft>.ni/article/171106/kartina-yunyiy-jivopisets-i-i-firsova
4. Галанов Б.Е. Живопись словом. М.: Советский писатель,1974. 344 с.
5. Гольденберг А.Х. Фольклорные и литературные архетипы в поэтике Н.В. Гоголя: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Волгоград,2007. 43 с.
6. Голубишко И.Ю. Костюм как элемент портрета персонажа в литературном произведении. Науков1 записки ХНПУ 1м. Г.С. Сковороди, 2014. // URL: http://oaji.net/articles/2014/796-1416418542.pdf
7. Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 19%. Т.1. С.55
8. Давыденко Л. А. Костюм в художественном мире Н.В. Гоголя (повествовательные циклы, письма): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2008. 22 с.
9. Дергачева Г.И. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения. М.: Русский язык,1983. 168 с.
10. Еременко С.В. Портрет в искусстве России. Портрет в изобразительном
искусстве. 20% //
http://ft>.ni/article/166264/portret-v-iskusstve-rossii-portret-v-izobrazitelnom-iskusstve
11. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М.: Флинта; Наука,2002. С. 82-85.
12. Жаркова Т.Л. Искусство на уроке по развитию речи II Живая методика (для преподавателя русского языка как иностранного). М.: Русский язык. Курсы, 20%. С.139 -163.
13. Жаркова Т.Л. Урок по развитию речи (произведения искусства в обучении РКИ) II Сборник научно-образовательных материалов для учителей русского языка московских школ / Сост. Кулибина, Н.В. М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2010. - С.168 - 1^J^2.
14. Женские портреты у Толстого // https://refdb.rn/look/1605212.html
15. Живопись в рифму // http://v™wstihi.ni/2011/03/18/8332....76


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ