Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
|
ВВЕДЕНИЕ 9
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 13
1.1 Уголовная ответственность несовершеннолетних по уголовному
законодательству России 13
1.2 Международно-правовые основы формирования законодательства об
уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ 17
1.3 Социально-психологические и возрастные предпосылки установления
уголовной ответственности несовершеннолетних 19
2.ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 24
2.1Система наказаний, назначаемых несовершеннолетним 24
2.2 Правила назначения наказания и условного осуждения несовершеннолетним 31
3.ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ НАСТУПЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ 34
3.1 Несовершеннолетние и условия их уголовной ответственности 34
3.2.Особенности возраста несовершеннолетнего как основание возникновения
уголовной ответственности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 13
1.1 Уголовная ответственность несовершеннолетних по уголовному
законодательству России 13
1.2 Международно-правовые основы формирования законодательства об
уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ 17
1.3 Социально-психологические и возрастные предпосылки установления
уголовной ответственности несовершеннолетних 19
2.ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 24
2.1Система наказаний, назначаемых несовершеннолетним 24
2.2 Правила назначения наказания и условного осуждения несовершеннолетним 31
3.ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ НАСТУПЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ 34
3.1 Несовершеннолетние и условия их уголовной ответственности 34
3.2.Особенности возраста несовершеннолетнего как основание возникновения
уголовной ответственности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Актуальность. В Российской Федерации с января по декабрь 2017 г. на территории России зарегистрировано 2 058 476 преступлений, что на 101 587 меньше, чем за аналогичный период прошлого года (-4,7 %). Сокращение числа зарегистрированных преступлений наблюдается на территории всех федеральных округов Российской Федерации. При этом удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, снизился с 4,5 % до 4,1 % от всех предварительно расследованных
преступлений.
Складывающаяся ситуация обусловлена дефицитом внимания к процессам, протекающим в среде несовершеннолетних в связи с радикальными изменениями в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Наряду с детской преступностью растет и степень опасности, которой подвергается несовершеннолетний в современном обществе, так как криминальная среда не только угрожает ему сама по себе, но и стремится вовлечь несовершеннолетнего в преступный мир, прикрываясь перед судом недееспособностью или ограниченной дееспособностью ребенка.
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой- либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств .
В то же время проблема уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной для российской действительности. Перед обществом стоит задача снижения уровня преступности среди подростков, которая требует теоретических разработок по проблемам привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности,
совершенствование законодательства и процедуры привлечения подростка к ответственности и вынесения ему приговора. В большинстве стран уже давно, так или иначе, признается специфика незначительного конфликта с законом.
Исходя из этого, одним из приоритетных направлений в современной России является изучение основных уголовно-правовых норм, регулирующих уголовное преследование лица, и обстоятельств, исключающих признание субъекта преступления, а также назначение наказания. Необходимость всестороннего изучения выявленных и других проблем, связанных с темой преступности и уголовной ответственности и наказания в российском праве, обусловлена существенными различиями, возникшими при их разрешении в процессе практике. Неслучайно эти проблемы постоянно привлекают внимание не только ученых-юристов, но и психиатров, психологов, педагогов и представителей многих других наук.
К числу проблем, требующих дальнейшего теоретического изучения и всестороннего изучения, можно отнести возраст лица, совершившего преступление. Новым и небесспорным для российского законодательства является положение, предусмотренное в ч. 3. ст. 20 УК РФ, согласно которому несовершеннолетнее лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно, вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могло во время совершения общественно опасного деяния в полной мере осознавать общественную опасность своего поведения и руководить им. В этом случае лицо не является субъектом преступления. Такое законодательное закрепление требует основательного уточнения по существу, так как она имеет самое различное толкование в теории и по-разному применяется на практике. Весь спектр выявленных проблем, делает тему ответственности и наказания несовершеннолетних особенно актуальным для российского уголовного права.
Объектом исследования служат особенности общественных отношений, возникающих при осуществлении правосудия в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет, а так же особенности применения уголовно-правового законодательства к несовершеннолетним.
Предметом исследования являются нормы ранее действовавшего современного отечественного законодательства, предусматривающие
ответственность и наказание за преступления, совершаемые
несовершеннолетними; материалы следственно-судебной практики по применению указанных уголовно-правовых норм.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего дипломного исследования является изучение теоретических и практических проблем особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.
Для достижения указанной цели продуктивны следующие исследовательские задачи:
- раскрыты особенности возраста несовершеннолетнего как основание возникновения уголовной ответственности;
- конкретизировать условия назначения наказания несовершеннолетним;
- рассмотреть виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним;
- рассмотреть исторические аспекты российского законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних;
- рассмотреть международно-правовые основы формирования
законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ;
- проанализировать социально-психологические и возрастные предпосылки установления уголовной ответственности несовершеннолетних;
- определить правила назначения наказания и условного осуждения несовершеннолетними.
Теоретической основой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых по уголовному праву, криминологии, философии, социологии и по другим наукам гуманитарного профиля, раскрывающим теоретическую и практическую сущность анализируемых проблем уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних как института уголовного права.
Методология и методика исследования. Общеметодологическую основу настоящего исследования составили базовые положения диалектического метода познания процессов и явлений объективного мира. Кроме того, исследование проводилось посредством применения частных методов научного познания: сравнительно-правового, статистического, системного, логического и психологического анализа, исследования документов и некоторых других методов исследования.
Эмпирическую основу исследования образуют статистические данные о состоянии преступности в РФ за 2017 год
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих параграфов, заключения, библиографический список.
преступлений.
Складывающаяся ситуация обусловлена дефицитом внимания к процессам, протекающим в среде несовершеннолетних в связи с радикальными изменениями в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Наряду с детской преступностью растет и степень опасности, которой подвергается несовершеннолетний в современном обществе, так как криминальная среда не только угрожает ему сама по себе, но и стремится вовлечь несовершеннолетнего в преступный мир, прикрываясь перед судом недееспособностью или ограниченной дееспособностью ребенка.
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой- либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств .
В то же время проблема уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной для российской действительности. Перед обществом стоит задача снижения уровня преступности среди подростков, которая требует теоретических разработок по проблемам привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности,
совершенствование законодательства и процедуры привлечения подростка к ответственности и вынесения ему приговора. В большинстве стран уже давно, так или иначе, признается специфика незначительного конфликта с законом.
Исходя из этого, одним из приоритетных направлений в современной России является изучение основных уголовно-правовых норм, регулирующих уголовное преследование лица, и обстоятельств, исключающих признание субъекта преступления, а также назначение наказания. Необходимость всестороннего изучения выявленных и других проблем, связанных с темой преступности и уголовной ответственности и наказания в российском праве, обусловлена существенными различиями, возникшими при их разрешении в процессе практике. Неслучайно эти проблемы постоянно привлекают внимание не только ученых-юристов, но и психиатров, психологов, педагогов и представителей многих других наук.
К числу проблем, требующих дальнейшего теоретического изучения и всестороннего изучения, можно отнести возраст лица, совершившего преступление. Новым и небесспорным для российского законодательства является положение, предусмотренное в ч. 3. ст. 20 УК РФ, согласно которому несовершеннолетнее лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно, вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могло во время совершения общественно опасного деяния в полной мере осознавать общественную опасность своего поведения и руководить им. В этом случае лицо не является субъектом преступления. Такое законодательное закрепление требует основательного уточнения по существу, так как она имеет самое различное толкование в теории и по-разному применяется на практике. Весь спектр выявленных проблем, делает тему ответственности и наказания несовершеннолетних особенно актуальным для российского уголовного права.
Объектом исследования служат особенности общественных отношений, возникающих при осуществлении правосудия в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет, а так же особенности применения уголовно-правового законодательства к несовершеннолетним.
Предметом исследования являются нормы ранее действовавшего современного отечественного законодательства, предусматривающие
ответственность и наказание за преступления, совершаемые
несовершеннолетними; материалы следственно-судебной практики по применению указанных уголовно-правовых норм.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего дипломного исследования является изучение теоретических и практических проблем особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.
Для достижения указанной цели продуктивны следующие исследовательские задачи:
- раскрыты особенности возраста несовершеннолетнего как основание возникновения уголовной ответственности;
- конкретизировать условия назначения наказания несовершеннолетним;
- рассмотреть виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним;
- рассмотреть исторические аспекты российского законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних;
- рассмотреть международно-правовые основы формирования
законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ;
- проанализировать социально-психологические и возрастные предпосылки установления уголовной ответственности несовершеннолетних;
- определить правила назначения наказания и условного осуждения несовершеннолетними.
Теоретической основой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых по уголовному праву, криминологии, философии, социологии и по другим наукам гуманитарного профиля, раскрывающим теоретическую и практическую сущность анализируемых проблем уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних как института уголовного права.
Методология и методика исследования. Общеметодологическую основу настоящего исследования составили базовые положения диалектического метода познания процессов и явлений объективного мира. Кроме того, исследование проводилось посредством применения частных методов научного познания: сравнительно-правового, статистического, системного, логического и психологического анализа, исследования документов и некоторых других методов исследования.
Эмпирическую основу исследования образуют статистические данные о состоянии преступности в РФ за 2017 год
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих параграфов, заключения, библиографический список.
Настоящее исследование дает основание сформулировать следующие выводы:
1. История развития уголовного законодательства имеет ярко выраженный прогрессивный характер. Российское уголовное законодательство по отношению к несовершеннолетним двигалось по пути гуманизации, целесообразности и эффективности, хотя по факту нормативно-правовое регулирование отражало ту временную эпоху в которой оно находилось.
2. Основные принципиальные положения международно-правовых документов международно-правовые положения, касающиеся собственно уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних, закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации в полной мере.
3. Несовершеннолетние обладают максимальными биологическими, психологическими и социальными возможностями и способностями для восприятия социального багажа информации. У несовершеннолетних имеется физическая и интеллектуальная активность, отсутствует жизненный опыт, наблюдается желание самоутверждения и самореализации. В поддержание детерминистской теории, считаю, что именно от малых социальных групп, в которых находится несовершеннолетний, зависит содержание социальной информации, которую он воспримет за основу своих ценностных ориентаций и поведенческих установок.
4. Лишение свободы зачастую не может оказывать положительное воздействие на перевоспитание несовершеннолетних осужденных, оно наоборот служит «школой криминального мастерства». Основным карательным элементом, в первую очередь, является изоляция малолетнего преступника из общества, с целью пресечь его дальнейшее противоправное поведение. Это способствует потери положительных связей с близкими родственниками, взамен в местах лишения свободы формируется преступный круг общения, который затрудняет достижения цели исправления подростка.
5. На данный момент существует специальные правила назначения наказаний в отношении несовершеннолетних, которые отвечают современным реалиям и являются целесообразными. Данная система, на наш взгляд имеет некоторые проблемы. Например, возможность взыскания штрафа с законных представителей несовершеннолетнего противоречит принципу индивидуализации и неотвратимости наказания. В силу того, что лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено только определённым субъектам, на практике оно применяется редко. Так же возникают проблемы с заменой, не отбытой части наказаний не связанных с изоляцией от общества, в случае злостного уклонения, на лишение свободы.
6. Принудительные меры воспитательного характера, на наш взгляд являются сильной и эффективной альтернативой к уголовному наказанию. Однако и в данной сфере существует ряд проблем, практического характера, но тем не менее это актуальное средство по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних.
7. Анализ применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, можно отметить следующее:
1) Данные меры играют важную роль в борьбе с подростковой преступностью. Они преследуют основные цели наказания, но реализуют их в более мягкой форме, с применением психолого-педагогических средств воздействия на сознания несовершеннолетних, при этом сохраняется привычная для них среда.
2) Применение принудительных мер будет являться целесообразным, если посредством комплекса специальных воспитательных мероприятий, учитывая невысокий уровень социализации и психофизиологического развития подростка, в последующем можно добиться цели их исправления.
3) Принудительные меры воспитательного воздействия сочетают в себе действия методов убеждения и принуждения.
Воспитательный характер данных мер основывается на принципе убеждения, с помощью которого до сознания подростка доводится отрицательная оценка содеянного, со стороны государства и общества, а так же подчеркивается недопустимость совершения новых противоправных поступков.
1. История развития уголовного законодательства имеет ярко выраженный прогрессивный характер. Российское уголовное законодательство по отношению к несовершеннолетним двигалось по пути гуманизации, целесообразности и эффективности, хотя по факту нормативно-правовое регулирование отражало ту временную эпоху в которой оно находилось.
2. Основные принципиальные положения международно-правовых документов международно-правовые положения, касающиеся собственно уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних, закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации в полной мере.
3. Несовершеннолетние обладают максимальными биологическими, психологическими и социальными возможностями и способностями для восприятия социального багажа информации. У несовершеннолетних имеется физическая и интеллектуальная активность, отсутствует жизненный опыт, наблюдается желание самоутверждения и самореализации. В поддержание детерминистской теории, считаю, что именно от малых социальных групп, в которых находится несовершеннолетний, зависит содержание социальной информации, которую он воспримет за основу своих ценностных ориентаций и поведенческих установок.
4. Лишение свободы зачастую не может оказывать положительное воздействие на перевоспитание несовершеннолетних осужденных, оно наоборот служит «школой криминального мастерства». Основным карательным элементом, в первую очередь, является изоляция малолетнего преступника из общества, с целью пресечь его дальнейшее противоправное поведение. Это способствует потери положительных связей с близкими родственниками, взамен в местах лишения свободы формируется преступный круг общения, который затрудняет достижения цели исправления подростка.
5. На данный момент существует специальные правила назначения наказаний в отношении несовершеннолетних, которые отвечают современным реалиям и являются целесообразными. Данная система, на наш взгляд имеет некоторые проблемы. Например, возможность взыскания штрафа с законных представителей несовершеннолетнего противоречит принципу индивидуализации и неотвратимости наказания. В силу того, что лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено только определённым субъектам, на практике оно применяется редко. Так же возникают проблемы с заменой, не отбытой части наказаний не связанных с изоляцией от общества, в случае злостного уклонения, на лишение свободы.
6. Принудительные меры воспитательного характера, на наш взгляд являются сильной и эффективной альтернативой к уголовному наказанию. Однако и в данной сфере существует ряд проблем, практического характера, но тем не менее это актуальное средство по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних.
7. Анализ применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, можно отметить следующее:
1) Данные меры играют важную роль в борьбе с подростковой преступностью. Они преследуют основные цели наказания, но реализуют их в более мягкой форме, с применением психолого-педагогических средств воздействия на сознания несовершеннолетних, при этом сохраняется привычная для них среда.
2) Применение принудительных мер будет являться целесообразным, если посредством комплекса специальных воспитательных мероприятий, учитывая невысокий уровень социализации и психофизиологического развития подростка, в последующем можно добиться цели их исправления.
3) Принудительные меры воспитательного воздействия сочетают в себе действия методов убеждения и принуждения.
Воспитательный характер данных мер основывается на принципе убеждения, с помощью которого до сознания подростка доводится отрицательная оценка содеянного, со стороны государства и общества, а так же подчеркивается недопустимость совершения новых противоправных поступков.
Подобные работы
- Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Уголовная ответственность несовершеннолетних по УК РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном праве России
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И НАКАЗАНИЕ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017





