Совершенствование деятельности исполнительного органа местного самоуправления (на примере Администрации Тракторозаводского района г.Челябинска)
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие органов местного
самоуправления 13
1.2 Становление и развитие органов местного самоуправления в
России 15
1.3 Методика оценки эффективности для деятельности исполнительных органов местного
самоуправления 20
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г.ЧЕЛЯБИНСКА
2.1 Особенности деятельности органов местного самоуправления на примере
администрации Тракторозаводского района г.
Челябинска 33
2.2 Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления в
Администрации Тракторозаводского района г.
Челябинска 37
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТРАКТОРОЗАВОДСКОМ РАЙОНЕ Г.ЧЕЛЯБИНСКА
3.1 Направления совершенствования деятельности органов местного
самоуправления 57
3.2 Расчет эффективности предлагаемого
проекта 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Организационная структура Администрации
Тракторозаводского района города
Челябинска 79
Приложение Б - Рекомендованная организационная структура Администрации
Тракторозаводского района города Челябинска 80
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие органов местного
самоуправления 13
1.2 Становление и развитие органов местного самоуправления в
России 15
1.3 Методика оценки эффективности для деятельности исполнительных органов местного
самоуправления 20
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г.ЧЕЛЯБИНСКА
2.1 Особенности деятельности органов местного самоуправления на примере
администрации Тракторозаводского района г.
Челябинска 33
2.2 Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления в
Администрации Тракторозаводского района г.
Челябинска 37
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТРАКТОРОЗАВОДСКОМ РАЙОНЕ Г.ЧЕЛЯБИНСКА
3.1 Направления совершенствования деятельности органов местного
самоуправления 57
3.2 Расчет эффективности предлагаемого
проекта 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Организационная структура Администрации
Тракторозаводского района города
Челябинска 79
Приложение Б - Рекомендованная организационная структура Администрации
Тракторозаводского района города Челябинска 80
Актуальность темы исследования. Местное самоуправление, как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, является неотъемлемым элементом в общей системе демократических институтов российской государственности и представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Потребность в анализе и оценке результативности деятельности местных администраций требует реализации анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании; изучения общественного мнения для выявления потребности населения; своевременного и оперативного реагирования на обращения граждан с последующим контролем выполнения «социального заказа» населения. Оценка результативности работы органов местного самоуправления необходима как для органов власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности органов местного самоуправления. Руководителям и муниципальным служащим нужна для самоконтроля, совершенствования управленческого процесса. Учитывая вышеизложенное, следует отметить высокую актуальность изучения проблем оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Теоретические основы оценки результативности деятельности органов местного самоуправления разработаны в трудах А.Г. Аннина, А.В. Афонасова, А.А. Безугловой, С.В. Вобленко, О.А. Дежуровой, В.А. Зимина, Е.Л. Королевой, АД. Лобушевой, Т.С. Пресняковой, А.Н. Чекавинского и др. Учитывая высокий научный вклад перечисленных ученых в развитие рассматриваемой темы, следует, тем не менее, отметить недостаточную разработку направлений решения проблем в данной сфере.
Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность Администрации Тракторозоводского района г.Челябинска.
Предметом исследования выступают показатели, характеризующие результативность деятельности Администрации Тракторозоводского района г.Челябинска.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке мероприятий по совершенствованию результативности деятельности исполнительного органа местного самоуправления - Администрации Тракторозоводского района г.Челябинска.
Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы деятельности органов местного самоуправления;
- провести анализ деятельности органов местного самоуправления на примере администрации Тракторозаводского района г. Челябинска ;
- провести анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления в Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска;
- разработать направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Тракторозаводском района г.Челябинска.
Теоретическая база исследования. В процессе исследования использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, изучена общая и специальная литература отечественных и зарубежных авторов в сфере оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Методологическая база исследования. В процессе исследования использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, экспертные оценки, изучение нормативно-правовых документов. Методика исследования направлена на изучение источников научной информации, нормативных документов, статей, в ходе изучения которых проводится аналитическая работа по выявлению проблем оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Потребность в анализе и оценке результативности деятельности местных администраций требует реализации анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании; изучения общественного мнения для выявления потребности населения; своевременного и оперативного реагирования на обращения граждан с последующим контролем выполнения «социального заказа» населения. Оценка результативности работы органов местного самоуправления необходима как для органов власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности органов местного самоуправления. Руководителям и муниципальным служащим нужна для самоконтроля, совершенствования управленческого процесса. Учитывая вышеизложенное, следует отметить высокую актуальность изучения проблем оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Теоретические основы оценки результативности деятельности органов местного самоуправления разработаны в трудах А.Г. Аннина, А.В. Афонасова, А.А. Безугловой, С.В. Вобленко, О.А. Дежуровой, В.А. Зимина, Е.Л. Королевой, АД. Лобушевой, Т.С. Пресняковой, А.Н. Чекавинского и др. Учитывая высокий научный вклад перечисленных ученых в развитие рассматриваемой темы, следует, тем не менее, отметить недостаточную разработку направлений решения проблем в данной сфере.
Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность Администрации Тракторозоводского района г.Челябинска.
Предметом исследования выступают показатели, характеризующие результативность деятельности Администрации Тракторозоводского района г.Челябинска.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке мероприятий по совершенствованию результативности деятельности исполнительного органа местного самоуправления - Администрации Тракторозоводского района г.Челябинска.
Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы деятельности органов местного самоуправления;
- провести анализ деятельности органов местного самоуправления на примере администрации Тракторозаводского района г. Челябинска ;
- провести анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления в Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска;
- разработать направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Тракторозаводском района г.Челябинска.
Теоретическая база исследования. В процессе исследования использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, изучена общая и специальная литература отечественных и зарубежных авторов в сфере оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Методологическая база исследования. В процессе исследования использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, экспертные оценки, изучение нормативно-правовых документов. Методика исследования направлена на изучение источников научной информации, нормативных документов, статей, в ходе изучения которых проводится аналитическая работа по выявлению проблем оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Цель исследования, состоящая в разработке мероприятий по совершенствованию результативности деятельности исполнительного органа местного самоуправления - Администрации Тракторозоводского района г.Челябинска, достигнута. В ходе проведенного исследования решены поставленные задачи и сделаны соответствующие выводы.
Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Под результативностью деятельности ОМС следует понимать меру реализации целей, задач и планов, показывающую, какое конкретное воздействие они оказали на развитие муниципального образования, социально-экономическую активность граждан, их знания, чувства, убеждения, практическое поведение и деятельность. В данном случае результативность является эмпирическим доказательством достижения реальных успехов в развитии местного самоуправления, территории муниципального образования, информировании населения, в решении поставленных местными сообществами экономических, социальных, культурных и иных задач.
Анализ и оценка результативности деятельности органа местного самоуправления осуществляется в соответствии с определенной методикой, предполагающей последовательное выполнение ряда этапов.
Был разработан алгоритм алгоритм проведения анализа и оценки деятельности органов местного самоуправления, состоящий из четырех этапов.
1 этап - Анализ показателей деятельности органов местного самоуправления.
2 этап: Анализ показателей, выражающих конечные результаты деятельности Администрации.
3 этап: Анализ показателей, характеризующих организацию процесса управления:
4 этап. Разработка рекомендаций по совершенствованию органов местного самоуправления.
Предложенный алгоритм был заложен в основу анализа и оценкидеятельности Администрации Тракторозаводского района города Челябинска.
Администрация Тракторозаводского района города Челябинска (далее - администрация района) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Тракторозаводского района.
Штатная численность персонала Администрации Тракторозаводского района на конец 2017 года - 50 работников, из них муниципальных служащих - 24 человек.
За 2017 год в бюджет бюджета Тракторозаводского района г.Челябинска поступило доходов в размере 33 773,4 тыс. рублей, что на 18,9% (5 373,0 тыс. рублей) больше, чем в 2015 году. Расходы бюджета в 2017 году достигли 33 459,7 тыс. рублей, что на 13,9% (4 071,4 тыс. рублей) больше, чем в 2015 году. Основу доходной части бюджета составляют безвозмездные поступления.
Проведя анализ качества бюджетного планирования было выявлено, что доходная часть муниципального бюджета в 2017 году составила 98,9%. Негативным фактором является недостаточно эффективное планирование поступления средств: дотаций, субсидий и субвенций, реализуемых в рамках безвозмездных поступлений - уровень исполнения составил 97,8% в 2017 году. Также негативным фактором является недостаточно эффективное планирование поступления неналоговых доходов в муниципальный бюджет, уровень исполнения по которым в 2017 году составил 87,5%.
Общая сумма расходов бюджета в 2017 году составила 33 459,7 тыс. рублей. Расходы бюджета в 2017 году в сравнении с 2015 годом увеличились на 4 071,4 тыс. рублей или на 13,9%. Положительная динамика расходов муниципального бюджета отмечается по всем направлениям, за исключением общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов.
Основу расходов расходов бюджета Тракторозаводского района г.Челябинска составляют расходы на образование. Их доля в общем объеме расходной части муниципального бюджета составляет порядка 48%.
Вторым по значимости направлением расходов муниципального бюджета выступает социальная политика. Доля расходов по данному направлению составляет порядка 18% расходных обязательств бюджета.
В рамках функций и полномочий администрации Тракторозаводского района в целях разрешения проблемных ситуаций и повышения качества жизни населения района действует муниципальная программа «Развитие Тракторозаводского района города Челябинска на 2015-2017гг». Наиболее значимая стратегическая цель реализации Программы - развитие района, повышение уровня и качества жизни населения района.
Проведя анализ показателей эффективности аппарата управления Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска было выявлено, что показатели надежности и экономичности практически оставались на прежнем уровне. Не смотря на то, что были постоянные изменения в течение трех лет, это не повлияло на экономию и надежность.
В результате исследования выявлены проблемы:
1) на общий отдел возложены и документально закреплены различные функции, которые выполняет начальник отдела, но не справляется с объемом работ, специалист перегружен, и происходит путаница в документации, теряются заявления, не формируются вовремя необходимые личные дела и т.д.
В общем отделе у специалистов загруженность неполная, а начальник отдела перегружен кадровой работой, так как дополнительно выполняет функции кадровика.
Общий отдел функционирует по общим вопросам Администрации, и сотрудники справляются с ежедневными заданиями в более короткий срок, чем установлен режим работы.
Торговый отдел обеспечивает регулирование развития сферы торговли. Сфера торговли - это часть экономики района. В отделе работают два специалиста и начальник отдела. Логичнее соединить функции работы отдела с отделом экономики, при этом сэкономив на управленческих расходах;
Численность сотрудников в хозяйственном отделе не пропорциональна задачам отдела. Всего уборщиков служебных помещений трое, но они справляются со своими обязанностями в более короткий срок, чем длится рабочий день;
Работа программиста не постоянная и загруженности в 100% рабочего времени у специалиста нет, поэтому он занимается в рабочее время личными делами. В Администрации нет высококвалифицированных кадров в ИТ-сфере, которые бы могли контролировать рабочий процесс программиста.
На основе анализа деятельности Администрации Тракторозаводского района города Челябинска были разработаны следующие рекомендации для совершенствования:
1) сократить численность сотрудников в общем отделе на одного ведущего специалиста, так как численность сотрудников отдела не пропорциональна его задачам;
2) в общем отделе на одного ведущего специалиста возложить функции кадровой работы, которые будут документально закреплены;
3) сократить численность сотрудников в хозяйственном отделе на одного уборщика служебных помещений;
4) передать на аутсорсинг функции работы старшего программиста, тем самым сократив численность хозяйственного отдела на одну должность;
5) передать на аутсорсинг отдел бухгалтерского учета, так как он не относится к ядру деятельности администрации и может быть передан аутсорсеру;
6) соединить торговый отдел с отделом экономики и обеспечением закупок для муниципальных нужд, тем самым сэкономив на управленческих расходах;
7) сократить должность одного заместителя главы Администрации, так как сокращена численность подразделений и один отдел передан аутсорсеру.
После разработанных мероприятий показатель производительности показал улучшение и составил 803,65 тыс. руб. (доходы) и 797,35 (расходы) в отличие от предыдущих лет.
Экономия от использования компании-аутсорсера составляет 351 600 рублей в год.
Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Под результативностью деятельности ОМС следует понимать меру реализации целей, задач и планов, показывающую, какое конкретное воздействие они оказали на развитие муниципального образования, социально-экономическую активность граждан, их знания, чувства, убеждения, практическое поведение и деятельность. В данном случае результативность является эмпирическим доказательством достижения реальных успехов в развитии местного самоуправления, территории муниципального образования, информировании населения, в решении поставленных местными сообществами экономических, социальных, культурных и иных задач.
Анализ и оценка результативности деятельности органа местного самоуправления осуществляется в соответствии с определенной методикой, предполагающей последовательное выполнение ряда этапов.
Был разработан алгоритм алгоритм проведения анализа и оценки деятельности органов местного самоуправления, состоящий из четырех этапов.
1 этап - Анализ показателей деятельности органов местного самоуправления.
2 этап: Анализ показателей, выражающих конечные результаты деятельности Администрации.
3 этап: Анализ показателей, характеризующих организацию процесса управления:
4 этап. Разработка рекомендаций по совершенствованию органов местного самоуправления.
Предложенный алгоритм был заложен в основу анализа и оценкидеятельности Администрации Тракторозаводского района города Челябинска.
Администрация Тракторозаводского района города Челябинска (далее - администрация района) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Тракторозаводского района.
Штатная численность персонала Администрации Тракторозаводского района на конец 2017 года - 50 работников, из них муниципальных служащих - 24 человек.
За 2017 год в бюджет бюджета Тракторозаводского района г.Челябинска поступило доходов в размере 33 773,4 тыс. рублей, что на 18,9% (5 373,0 тыс. рублей) больше, чем в 2015 году. Расходы бюджета в 2017 году достигли 33 459,7 тыс. рублей, что на 13,9% (4 071,4 тыс. рублей) больше, чем в 2015 году. Основу доходной части бюджета составляют безвозмездные поступления.
Проведя анализ качества бюджетного планирования было выявлено, что доходная часть муниципального бюджета в 2017 году составила 98,9%. Негативным фактором является недостаточно эффективное планирование поступления средств: дотаций, субсидий и субвенций, реализуемых в рамках безвозмездных поступлений - уровень исполнения составил 97,8% в 2017 году. Также негативным фактором является недостаточно эффективное планирование поступления неналоговых доходов в муниципальный бюджет, уровень исполнения по которым в 2017 году составил 87,5%.
Общая сумма расходов бюджета в 2017 году составила 33 459,7 тыс. рублей. Расходы бюджета в 2017 году в сравнении с 2015 годом увеличились на 4 071,4 тыс. рублей или на 13,9%. Положительная динамика расходов муниципального бюджета отмечается по всем направлениям, за исключением общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов.
Основу расходов расходов бюджета Тракторозаводского района г.Челябинска составляют расходы на образование. Их доля в общем объеме расходной части муниципального бюджета составляет порядка 48%.
Вторым по значимости направлением расходов муниципального бюджета выступает социальная политика. Доля расходов по данному направлению составляет порядка 18% расходных обязательств бюджета.
В рамках функций и полномочий администрации Тракторозаводского района в целях разрешения проблемных ситуаций и повышения качества жизни населения района действует муниципальная программа «Развитие Тракторозаводского района города Челябинска на 2015-2017гг». Наиболее значимая стратегическая цель реализации Программы - развитие района, повышение уровня и качества жизни населения района.
Проведя анализ показателей эффективности аппарата управления Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска было выявлено, что показатели надежности и экономичности практически оставались на прежнем уровне. Не смотря на то, что были постоянные изменения в течение трех лет, это не повлияло на экономию и надежность.
В результате исследования выявлены проблемы:
1) на общий отдел возложены и документально закреплены различные функции, которые выполняет начальник отдела, но не справляется с объемом работ, специалист перегружен, и происходит путаница в документации, теряются заявления, не формируются вовремя необходимые личные дела и т.д.
В общем отделе у специалистов загруженность неполная, а начальник отдела перегружен кадровой работой, так как дополнительно выполняет функции кадровика.
Общий отдел функционирует по общим вопросам Администрации, и сотрудники справляются с ежедневными заданиями в более короткий срок, чем установлен режим работы.
Торговый отдел обеспечивает регулирование развития сферы торговли. Сфера торговли - это часть экономики района. В отделе работают два специалиста и начальник отдела. Логичнее соединить функции работы отдела с отделом экономики, при этом сэкономив на управленческих расходах;
Численность сотрудников в хозяйственном отделе не пропорциональна задачам отдела. Всего уборщиков служебных помещений трое, но они справляются со своими обязанностями в более короткий срок, чем длится рабочий день;
Работа программиста не постоянная и загруженности в 100% рабочего времени у специалиста нет, поэтому он занимается в рабочее время личными делами. В Администрации нет высококвалифицированных кадров в ИТ-сфере, которые бы могли контролировать рабочий процесс программиста.
На основе анализа деятельности Администрации Тракторозаводского района города Челябинска были разработаны следующие рекомендации для совершенствования:
1) сократить численность сотрудников в общем отделе на одного ведущего специалиста, так как численность сотрудников отдела не пропорциональна его задачам;
2) в общем отделе на одного ведущего специалиста возложить функции кадровой работы, которые будут документально закреплены;
3) сократить численность сотрудников в хозяйственном отделе на одного уборщика служебных помещений;
4) передать на аутсорсинг функции работы старшего программиста, тем самым сократив численность хозяйственного отдела на одну должность;
5) передать на аутсорсинг отдел бухгалтерского учета, так как он не относится к ядру деятельности администрации и может быть передан аутсорсеру;
6) соединить торговый отдел с отделом экономики и обеспечением закупок для муниципальных нужд, тем самым сэкономив на управленческих расходах;
7) сократить должность одного заместителя главы Администрации, так как сокращена численность подразделений и один отдел передан аутсорсеру.
После разработанных мероприятий показатель производительности показал улучшение и составил 803,65 тыс. руб. (доходы) и 797,35 (расходы) в отличие от предыдущих лет.
Экономия от использования компании-аутсорсера составляет 351 600 рублей в год.
Подобные работы
- Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (на примере
Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Муниципальное управление: основные цели, задачи и их реализация в субъекте РФ (Международная Академия Бизнеса и Новых Технологий)
Курсовые работы, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024





